Грустный взгляд на ВМФ России: отечественные эсминцы

Рассмотрев в предыдущих статьях состояние нашего подводного и москитного флотов, а также кораблей ближней морской зоны (корветов), нам следовало бы перейти к фрегатам, но их мы все же оставим на потом. Герои нашей сегодняшней статьи – эскадренные миноносцы и большие противолодочные корабли ВМФ РФ.

По нашей традиции перечислим все корабли данных классов, числившиеся в нашем военно-морском флоте на 1 декабря 2015 года.

Сторожевой корабль проекта 01090 «Сметливый» — 1 ед.

При вступлении в строй числился большим противолодочным кораблем проекта 61 «Комсомолец Украины», что с известной натяжкой позволяет отнести его к классу эсминцев (по крайней мере – на момент своего появления). Стандартное водоизмещение (до модернизации) – 3 440 т, скорость – до 34 узлов (в молодые годы), вооружение – 2*4 ПУ ПКР «Уран», 2*2 ЗРК «Волна», 1*2 76-м АК-726, 2 РБУ-6000, 1 пятитрубный 533-мм торпедный аппарат.

Корабли данного типа стали если не революционными, то как минимум этапными для ВМФ СССР. До них в состав флота входили только артиллерийские эсминцы, построенные по принципам, восходившим еще ко Второй мировой войне, и даже ракетные 57-бис представляли собой не более, чем модернизацию чисто артиллерийских эскадренных миноносцев проекта 56.

А вот БПК проекта 61 разрабатывались с нуля, и по насыщенности электроникой и ракетным вооружением оставляли 57-бис далеко позади. Кроме того, на них была применена принципиально новая энергетическая установка – газотурбинная, благодаря характерным звукам работы которой БПК данного проекта получили прозвище «поющие фрегаты». На момент своего появления это были современные и весьма грозные корабли, чьи боевые возможности примерно соответствовали американским аналогам – эскадренным миноносцам «Чарльз Ф. Адамс». Всего в СССР было построено 20 БПК проекта 61, все они пополнили ряды советского ВМФ в 1962-1973 гг, и «Сметливый» — последний из них, кому удалось дожить до наших дней.

Вне всякого сомнения, сегодня корабль проекта 61 выглядит музейным раритетом и чтобы сохранить хоть какое-то боевое значение, БПК «Сметливый» прошел модернизацию. Вне всякого сомнения, его гидроакустический комплекс «Титан» давно устарел. Поэтому вместо кормовой 76-мм установки и вертолетной площадки (ангара на кораблях проекта 61, к сожалению, не имелось) был установлен комплекс неакустического обнаружения подводных лодок МНК-300 с 300-метровой буксируемой антенной, воспринимающей тепловой, радиационный и шумовой сигнал подводной лодки.

Кроме этого, вместо РБУ-1000 установили две пусковые установки ПКР «Уран», дополнили все это новыми РЛС и постановщиками помех. Все это, конечно, не вернуло кораблю молодость, но все же в конфликтах, как это сейчас принято говорить, «низкой интенсивности», «Сметливый» представляет определенную опасность – и не только для своего экипажа. Новый комплекс обнаружения ПЛ в сочетании с дальноходными 533-мм торпедами сделал «Сметливого» небеззащитным против вражеских ПЛ, по крайней мере тех, которые можно ожидать встретить на Черном море. Восемь «Уранов» в состоянии уничтожить вражеский фрегат или пару ракетных катеров.

Два древних ЗРК с пусковыми установками балочного типа в современном морском бою практически бесполезны, но одиночный «сухопутный» самолет или вертолет, пожалуй, отогнать смогут. Конечно, было бы недурно сменить их на современные «Панцири», с которыми ПВО корабля вышло бы на принципиально новый уровень. Но «Сметливый» вошел в строй в 1969 г. и ему вот-вот «стукнет» 49 (сорок девять!) лет, так что, вне всякого сомнения, кораблю давно пора не на модернизацию, а на покой – можно только надеяться, что руководство страны найдет деньги сделать из последнего «поющего фрегата» корабль-музей.

БПК проекта 1134Б «Керчь» — 1 ед.

«Керчь» в 2017 г.

Стандартное водоизмещение – 6 700 т, скорость до 32 уз, вооружение: 2*4 ПЛУР «Раструб-Б», 2*2 ЗРК «Шторм-Н», 2*2 ЗРК «Оса», 2*2 76-мм АК-726, 4*6 АК-630, 2*5 533-мм торпедных аппарата, 2 РБУ-6000, 2 РБУ-1000, вертолет Ка-25 в ангаре.

Идея строительства больших противолодочных кораблей возникла после появления американских «убийц городов» — американских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, способных наносить ядерные удары по территории СССР с расстояния 2 200 – 4 600 км (дальность стрельбы «Поларис» различных модификаций). Задачу уничтожения вражеских ПЛАРБ попытались возложить на надводный флот, построив достаточно крупные корабли с новейшими и достаточно мощными гидроакустическими комплексами, а также мощной ПВО, поскольку им предстояло действовать в зоне господства авиации противника.

Несмотря на то, что подобные идеи были более чем сомнительны (вне радиуса действия собственной авиации никакие зенитные ракетные комплексы не могли обеспечить боевую устойчивость корабельной группы), для их реализации были созданы одни из самых удачных и красивых кораблей СССР – БПК проекта 1134А. Их развитием стали БПК проекта 1134Б, построенные в количестве 7 единиц, из которых до 2015 г дожила одна «Керчь». Впрочем, уже тогда было ясно, что кораблю никогда не вернуться в строй: все дело в том, что в 4 ноября 2014 г во время капитального ремонта, после которого «Керчь» должна была сменить ракетный крейсер «Москва» на посту флагмана Черноморского флота (пришла очередь РКР становиться в ремонт), вспыхнул сильный пожар, сильно повредивший кормовые отсеки БПК.

Восстановление БПК, которому на тот момент «стукнуло» уже 39 лет, сочли нерациональным. Да так оно и было на самом деле: модернизации, в ходе которых устаревший ПЛУР «Метель» был заменен на «Раструб-Б», а ЗРК «Шторм» доведен до модификации «Шторм-Н», конечно, повысили боеспособность корабля, но старое гидроакустическое оборудование не позволяет «Керчи» успешно бороться с новейшими подводными лодками. ГАС «Титан-2», установленный на этом БПК, обнаруживал (насколько можно понять – лодки 3-го поколения) на расстоянии не более 10 км, что, конечно, совершенно недостаточно, да и сегодня ВМФ США активно пополняется 4-ым поколением атомарин.

После пожара «Керчь» перевели в резерв, где она выполняла функции плавучего штаба ЧФ и учебного корабля подплава, и вопрос стоял лишь в том, утилизовать ли корабль, или же сохранить его в качества военно-морского музея. В 2016 г проходила информация о снятии турбин с «Керчи», и передаче их на СКР «Ладный» (проект 1135), но было ли это сделано, автору настоящей статьи неизвестно. По последним данным (октябрь 2017 г) «Керчь» все же станет музеем, хотя точно сказать, в каком именно году это произойдет, пока нельзя.

На этом перечень «старичков» среди эскадренных миноносцев ВМФ РФ заканчивается, и мы переходим к кораблям, составляющим основу нашего «миноносного» флота – это БПК проекта 1155 и эсминцы проекта 956. Эти БПК и эсминец объединяет не только то, что они создавались для совместных действий друг с другом, но и то, что оба они «выросли» из проектов кораблей совершенно иного назначения.

Эсминцы проекта 956 – 8 ед.

Стандартное водоизмещение = 6 500 т, скорость – до 33,4 уз, вооружение – 2*4 ПУ ПКР «Москит», 2*1 ПУ ЗРК М-22 «Ураган», 2*2 130-мм АК-130, 4*6 30-мм АК-630, 2/2 533-мм торпедных аппарата, 2 РБУ-1000, вертолет Ка-27 в телескопическом ангаре.

История создания эсминца проекта 956 началась, когда стало ясно, что артиллерийские корабли флота – эсминцы проекта 56 и легкие крейсера проекта 68-бис стареют, и не за горами то время, когда им пора будет «уйти на покой». В то же время задача огневой поддержки высадки десанта продолжала оставаться актуальной, и для этого требовалась не менее, чем 130-мм артсистема. Разработка корабля нового типа началась на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 715—250 от 1 сентября 1969 года, но эскадренным миноносцем он станет позднее, а пока речь шла о «корабле огневой поддержки десанта», которому вменялось в обязанность:

— подавление наземных малоразмерных целей, а также объектов противодесантной обороны, скоплений живой силы и боевой техники противника;

— огневая поддержка противовоздушной и противокатерной обороны десанта в районе высадки и на переходе морем;

— уничтожение надводных кораблей и десантно-высадочных средств противника совместно с другими силами флота.

Предполагалось, что новейший корабль будет использоваться преимущественно в составе десантных отрядов.

Для того чтобы корабль выполнял задачи «по основному профилю», были начаты работы по созданию мощнейших автоматических двухорудийных 130-мм установок АК-130, способных обеспечивать темп стрельбы до 90 выстрелов в минуту. Артиллерийский погреб был полностью механизирован, включая подачу боеприпасов, так что АК-130, по сути, представляла собой полностью автоматизированную систему.

Однако на дальнейшее развитие данного проекта огромное влияние оказало появление в ВМС США первого универсального эсминца УРО – «Спрюэнс», получившего на вооружение хорошее гидроакустическое оборудование, противолодочные и зенитные ракеты, 127-м артсистемы, 20-мм «Вулкан-Фаланкс» и 324-мм торпедные аппараты, а также два противолодочных вертолета, которые, впрочем, могли использовать также ПКР AGM-119 «Пингвин». Другого противокорабельного вооружения изначально «Спрюэнсы» не несли, но впоследствии были оснащены ПКР «Гарпун».

Создать универсальный корабль в водоизмещении эсминца в СССР не смогли – в принципе, наши вооружения-аналоги как правило были мощнее (так, например, ПЛУР «Метель» имели дальность до 50 км, ПЛУР ASROC, на тот момент – до 9 км), но при попытке их совмещения в одном корабле его водоизмещение превышало всякие мыслимые для эсминца пределы. Поэтому руководство ВМФ СССР склонилось в итоге к идее двух специализированных кораблей, которые должны будут действовать совместно и обладать боевыми качествами, превосходящими таковые у пары эсминцев «Спрюэнс». Такую пару должны были образовать эсминец проекта 956 и БПК проекта 1155. При этом на эсминец возлагались задачи противокорабельной борьбы, противовоздушной обороны и поддержки десантов, а на БПК – противолодочная борьба и «дострел» воздушных целей, прорвавшихся сквозь огонь ЗРК средней дальности, установленных на эсминце.

В соответствии с вышесказанным, в дополнение к двум установкам АК-130 эсминец проекта 956 получил два ЗРК «Ураган» с ракетами, использующими полуактивную головку самонаведения, для применения которых требовались специализированные радары подсветки. Таких радаров на эсминец проекта 956 было установлено шесть (на крейсере «Тикондерога» — 4, на эсминце «Арли Берк» — 3) и в целом «Ураган» зарекомендовал себя вполне надежным оружием.

Читайте также  Россия желает превзойти «Мистрали» своим новым кораблем

На эсминцы установили пусковые для восьми сверхзвуковых ПКР «Москит», имевших дальность 120 км при низковысотной траектории и 250 км при высотном профиле полета. На момент своего появления (и весьма длительное время – после) данные ракеты представляли собой ультимативное оружие, потому что ВМС США не располагали зенитными комплексами, способными сколько-то надежно перехватывать низколетящие сверхзвуковые ракеты. Фактически, до принятия на вооружение в 2004 г ЗУР RIM-162 ESSM отразить атаку «Москитов» могли разве только средства радиоэлектронной борьбы. Единственным (но весьма существенным) недостатком «Москитов» была относительно небольшая дальность применения, которая обеспечивала уничтожение вражеских ударных групп из положения слежения за ними, но не давала возможности сблизиться с авианосной группировкой после начала войны.

Руководство отечественного ВМФ понимало, что в условиях господства авиации противника, выдача ЦУ на применение «Москитов» даже на 120 км станет проблемой и попыталось решить ее путем размещения на эсминцах проекта 956 загоризонтных систем целеуказания. Соответственно, на кораблях был установлен комплекс «Мост», включавший в себя пассивную РЛС КРС-27, станцию радиотехнической разведки и систему обмена информацией, позволяющей принимать внешнее целеуказание, а также комплекс «Минерал», включавший не только пассивный, и активный радиолокационный канал, способный (в определенных условиях) обнаруживать надводные цели за горизонтом.

Разумеется, такое обилие противокорабельного, противовоздушного и «противопехотного» вооружения не оставляло места для сколько-то серьезной противолодочной аппаратуры. На эсминцы проекта 956 устанавливался ГАС «Платина-С» (с шестого корпуса – «Платина-МС»), единственным достоинством которого была компактность – в нормальных гидрологических условиях он в теории мог обнаружить подводную лодку в 10-15 км от себя, но дистанция гарантированного обнаружения не превышала 1-2 км, а на практике не раз были ситуации, когда с эсминца визуально наблюдали лодку, но ГАС ее не слышал. Четыре торпедных трубы и РБУ представляли собой оружие самообороны корабля.

Обычно в упрек нашим кораблям ставят отсутствие нормальной БИУС, которая бы могла консолидировать информацию от средств освещения обстановки и обеспечивающих целераспределение между средствами поражения. На эсминцах проекта 956 эти функции выполнял БИУС «Сапфир-У». К сожалению, автор не располагает никакой информацией о возможностях отечественных БИУС и не имеет возможности сравнить их с американской «Иджис», но по словам Ю. Романова, командовавшего эсминцем «Боевой» в 1989-1991 гг:

«Задачи боевой информационной управляющей системы на ЭМ пр. 956 выполняет автоматизированная счётно-решающая система (модернизированный планшет) «Сапфир-У», занимающаяся вопросами взаимной информационной привязки. Информацию о воздушной обстановке «Сапфир-У» получает от РЛК «Фрегат», о надводной обстановке – от двух навигационных РЛС «Вайгач» МР-212 с тремя антенными постами и одной НРЛС «Волга». БИУС, как и положено, связана с СУО (вычислительными комплексами) АК-130 и АК-630, а также КМСУО 3Р-90 с АСПОИ комплекса ЗРК «Ураган». «Сапфир-У» вполне обеспечивала выполнение задач эсминца. Конечно, БИУС эсминцев отличалась от более масштабных по задачам БИУС противолодочных и авианесущих кораблей: «Корень» — пр.1134А, «Лесоруб» — пр.1155, или «Аллея» и «Аллея-2К» пр.1143 (называю те, которые я изучал и на которых работал). Но там и задачи кораблей совсем другие. Меня, как командира эсминца пр. 956, «Сапфир-У» вполне устраивал».

Отдельно хотелось бы отметить бытовые условия экипажа: помимо нескольких душевых на эсминцах проекта 956 была еще и сауна, а кроме того — библиотека, кинозал и даже сборный бассейн. Жилые и рабочие помещения судна оборудованы системой кондиционирования. В этом отношении эсминцы проекта 956 сделали гигантский шаг вперед, по сравнению с артиллерийскими кораблями этого класса ВМФ СССР.

Всего отечественный ВМФ получил 17 кораблей этого типа, причем три из них вошли в строй уже после развала СССР. О них можно сказать следующее – в целом, и с учетом строительства БПК проекта 1155, это был вполне адекватный ответ на американские «Спрюэнсы», закладывавшиеся в США в период с 1970-1979 гг и вступавшие в состав флота с 1975 по 1983 гг. Но затем американцы перешли к строительству куда более совершенных эсминцев типа «Арли Берк», огромным преимуществом которых стала универсальность и установки вертикального пуска, позволяющие варьировать боекомплект сообразно требованиям решаемой задачи. Несмотря на отдельные (и очень серьезные) недостатки, «Арли Берк» по совокупности характеристик значительно превосходил эсминцы проекта 956. Первый американский эсминец нового (и, не побоимся этого слова, революционного типа) был заложен в 1985 г, но СССР не успел дать адекватный ответ, продолжая закладывать корабли проекта 956 до 1988 г.

Несмотря на то, что эскадренные миноносцы проекта 956 не были лучшими в мире кораблями своего класса, они все равно оставались чрезвычайно опасными морскими бойцами, и с учетом возможных модернизаций не потеряли бы своей актуальности и сегодня. Однако этот тип кораблей был «убит» еще до того, как головной эсминец «Современный» обрел свои очертания на стапеле. Эсминцы проекта 956 сгубила котлотурбинная энергетическая установка (КТУ).

Дело в том, что на наших больших противолодочных кораблях повсеместно применялись неприхотливые в эксплуатации и весьма надежные газовые турбины (ГЭУ). Изначально их хотели установить и на новые эсминцы, но возник ряд причин, воспрепятствовавших этому.

Во-первых, СССР разворачивал крупнейшие кораблестроительные программы и основной поставщик газовых турбин – Южный турбинный завод – мог не справиться с обилием заказов. Во-вторых, паротурбинное производство Кировского завода (Ленинград) было бы обречено на простой. В-третьих, мазут или даже сырая нефть, на которой могли работать КТУ, обходились стране дешевле дизельного топлива. А кроме того, как тогда полагали, на подходе было создание КТУ с прямоточными котлами с чрезвычайно высокими характеристиками.

В принципе, все могло бы получиться, но подвел нюанс: новые котлы оказались чрезвычайно требовательными к качеству питательной воды, в т.ч. по кислородосодержанию, но проектировщики не смогли обеспечить эффективную работу водоподготовительной установки. В результате котлы эсминцев проекта 956 быстро выходили из строя и корабли, во всяком ином отношении бывшие грозными бойцами, оказались «привязанными» к причальным стенкам.

Как мы уже говорили выше, на 1 декабря 2015 г мы располагали восемью кораблями этого класса. На Северном флоте находились «Гремящий» и «Адмирал Ушаков» — в 2016 г на «Гремящий» был объявлен утилизационный тендер от Минобороны РФ. Что же до «Ушакова», то в том же 2016 г и ранее, по сообщениям РИА «Новости», он неоднократно принимал участие в разного рода учениях, и к счастью, «на пенсию» как будто не собирался. Но обращает на себя внимание тот факт, что все учения с привлечением «Адмирала Ушакова» проводились в акватории Баренцева моря. То есть, несмотря на огромную потребность в боевых кораблях, способных нести службу у берегов Сирии, отправлять туда последний северный эсминец проекта 956 не сочли возможным, что говорит о ненадежности его энергетической установки.

На Балтике служили «Беспокойный» и «Настойчивый», причем первый в декабре 2016 г встал в док для превращения в корабль-музей. «Настойчивый» сегодня является флагманом Балтийского флота, но и он, по сути, является ограниченно годным к бою, возможно даже менее боеспособным, чем «Адмирал Ушаков». С 2013 г продолжается ремонт корабля –это не мешает ему эпизодически участвовать в мероприятиях флота, но из Балтийского моря в последний раз эсминец выходил в 1997 г (на выставку «IDEX—1997» в Абу-Даби).

Остальные четыре эсминца проекта 956 находились в 2015 г в составе Тихоокеанского флота. «Боевой» с 2010 г находится в отстое в бухте Абрек и, очевидно, уйдет оттуда только на утилизацию. «Безбоязненный» был выведен в резерв 2-ой категории еще в 1999 г. Официально – для проведения ремонта, но фактически уже понятно, что этого ремонта он не дождется никогда. «Бурный» — в ремонте с 2005 г на «Дальзаводе», по состоянию на 2017 г высшие чины флота не могут решить, продолжать ли этот «ремонт» или же объявить о консервации корабля. Вполне очевидно, что все три вышеперечисленных корабля в строй ВМФ РФ уже никогда не вернутся.

Иное дело — эскадренный миноносец «Быстрый».

Этот корабль регулярно участвует в учениях флота и периодически добивается высоких результатов: так, в 2013 г корабль оказался лучшим в первенстве среди кораблей 1-го и 2-го рангов ВМФ РФ. В 2015-2016 г принимал участие в российско-китайских учениях, ходил в Индийский океан, посещал Вьетнам и Индонезию, а также (неточно) Индию. Вероятно, «Быстрый» на сегодняшний день является единственным эскадренным миноносцем проекта 956, способным выполнять боевые задачи без ограничений (или же с минимальными ограничениями).

Большие противолодочные корабли проекта 1155 – 8 ед.

Стандартное водоизмещение – 6 945 т, скорость – 30 уз, вооружение: 2*4 ПЛУР «Раструб-Б», 8*8 ПУ ЗРК «Кинжал», 2 100-мм АК-100, 4*6 30-мм АК-630, 2*4 533-мм ТА, 2 РБУ-6000, 2 вертолета Ка-27 и ангар для них.

История создания этих кораблей началась с того, что руководство ВМФ РФ пожелало избавить БПК проекта 1135 «Бдительный» (сторожевыми кораблями они стали только в 1977 г.) от двух основных свойственных им недостатков. Дело в том, что на «Бдительных» отсутствовал ангар и вертолетная площадка, а, по справедливому мнению моряков, противолодочный корабль просто обязан был нести вертолет.

Вторая проблема заключалась в том, что корабли проекта 1135 несли очень мощное и дальнобойное противолодочное вооружение – ПЛУР «Метель» с дальностью полета ракето-торпед 50 км, (впоследствии – «Раструб-Б»), но не располагал гидроакустическим комплексом, способным обнаруживать вражеские подводные лодки на таких расстояниях.

Читайте также  Операция «Бегемот»: ракетная «очередь» советского «стратега»

Первоначально предполагалось, что «улучшенный 1135» с ангаром под вертолет и современным ГАС можно будет создать в водоизмещении до 4 000 т. Но появление монструозного «Полинома» (аппаратура этого гидроакустического комплекса весила порядка 800 т) и необходимость «соревнования» с новейшим американским эсминцем «Спрюэнс» привели к известному росту водоизмещения, замены первоначального ЗРК «Оса» на новейший на тот момент «Кинжал» и так далее.

Всего в СССР было построена дюжина кораблей проекта 1155, и по состоянию на 1 декабря 2015 г мы располагали восемью БПК этого типа – по четыре на Северный и Тихоокеанский флоты. Из них на сегодняшний день в составе флота активно несут службу шесть кораблей проекта 1135 – «Североморск», «Адмирал Левченко» и «Вице-адмирал Кулаков» на севере и «Адмирал Пантелев», «Адмирал Трибуц» и «Адмирал Виноградов» — на Дальнем востоке. Все вышеперечисленные корабли эксплуатируются предельно интенсивно, показывая российский флаг во всех океанах планеты.

Еще один БПК Тихоокеанского флота – «Маршал Шапошников» с 2016 г находится в ремонте на «Дальзаводе», в ходе которого осуществляется также модернизация радиоэлектронного оборудования и установка ПКР «Уран». В том, что корабль вернется в строй, сомнений нет, вопрос лишь в том, когда именно это произойдет: 16 февраля 2018 г произошел пожар в одной из его надстроек. Впрочем, по тону сообщений об этом инциденте в СМИ, возгорание не нанесло сильных повреждений.

А вот восьмой корабль данного типа – БПК «Адмирал Харламов», скорее всего, в состав отечественного флота вернуться не сможет.

С 2004 г. корабль находится в техническом резерве, но проблема в том, что ему в ходе ремонта необходима замена двигателей, которых сегодня просто неоткуда взять. Сегодня данный корабль, судя по всему, полностью технически исправен (кроме энергетической установки) и выполняет роль стационарного учебного корабля.

Большой противолодочный корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» — 1 ед.

Стандартное водоизмещение – 7 640 т, скорость – 30 уз, вооружение: 2*4 ПУ ПКР «Москит-М», 8*8 ПУ ЗРК «Кинжал», 2 ЗРАК «Кинжал», 1*2 130-мм АК-130, 2*4 ПУ ПЛУР «Водопад», 2 ПУ РКПТЗ «Удав-1» (РБУ-12000), 2 вертолета Ка-27, ангар.

В принципе, строительство эскадренных миноносцев проекта 956 и БПК проекта 1155 привело к тому, что два корабля этих типов были бы как минимум равноценны двум эсминцам «Спрюэнс», действующим в паре. И действительно – в части ударного вооружения «Спрюэнсы» сперва не несли ничего, а потом – по 8 ПКР «Гарпун», но даже и в этом случае залп 8 «Москитов» был опаснее 16 «Гарпунов». Впрочем, справедливости ради следует сказать, что в дуэльной ситуации и советскому соединению было бы крайне сложно отразить атаку 16 «Гарпунов».

В противолодочной части примерный паритет – очень мощный «Полином» + 8 дальнобойных ПЛУР «Раструб-Б» при дюжине 533-мм торпед выглядели солиднее, чем ГАС «Спрюэнса» и сочетание ПЛУР АСРОК и 324-мм торпед. Но ситуация выравнивалась тем, что у пары «Спрюэнсов» было 2 качественных ГАС, в то время как «Платину-М» эсминца проекта 956 никто бы не рискнул назвать хорошей, кроме того, два «Спрюэнса» вместе имели ангары на 4 вертолета, против 2 вертолетов и вертолетной площадки советских кораблей. При поддержке десанта две установки АК-130 за счет своей огневой производительности имели бы преимущество над четырьмя 127-мм пушками американцев, даже без учета «соток» БПК, к тому же 130-мм советские артсистемы были дальнобойнее. С другой стороны, после установки УВП на «Спрюэнсы» они получили возможность нести КР «Томагавк» — ничем подобным БПК проекта 1155 и эсминцы проекта 956 не располагали.

ПВО советского соединения было значительно мощнее, так как два ЗРК «Ураган» с 48 ракетами и 64 ЗУР «Кинжала» очевидно превосходили совокупные 48 ЗУР «Си Спэрроу» на двух «Спрюэнсах». Впоследствии, впрочем, «Спрюэнсы получили установку вертикального пуска, увеличившую их боекомплект до 61 ячейки под ЗУР и ПЛУР и тут по боекомплекту «Спрюэнсы» вырвались вперед, но советские ЗРК все равно превосходили их качественно. Ситуацию могли исправить дальнобойные ЗУР «Стандарт», но «Спрюэнсы» не располагали системами наведения этих ракет, так что они на этих эсминцах не размещались. Восемь «металлорезок» АК-630 также превосходили 4 «Фаланкса».

Но все это было хорошо в теории, а на практике «пары» из БПК проекта 1166 и эсминца проекта 956 формировать не получалось – боевую задачу необходимо было решать теми кораблями, которые в настоящий момент есть под рукой. «Двухкорабельная» система, несмотря на теоретические плюсы, себя не оправдала, а без универсализации пусковых установок создать универсальный корабль умеренного водоизмещения не получалось тоже. Поэтому была предпринята попытка если и не создания универсального корабля, то хотя бы устранения основных претензий к составу вооружения БПК проекта 1155.

На совещании у главкома ВМФ СССР адмирала С.Г. Горшкова основными претензиями по результатам эксплуатации данных БПК были названы отсутствие противокорабельного вооружения (хотя теоретически «Раструб-Б» мог применяться и против надводных целей), слабость зенитного вооружения и артиллерии. В результате был создан проект 1155.1, который получил вместо двух «соток» спарку АК-130, вместо пусковых «Раструб-Б» — такое же количество пусковых «Москит». Торпедные аппараты были адаптированы для применения ракето-торпед «Водопад», так что «длинную руку» в борьбе с вражескими подводными лодками корабль не потерял. Кроме того, новый БПК получил более совершенный ГАК «Звезда-2». Старые РБУ-6000 заменили на новейшие на тот момент «Удавы» (РБУ-12000). Зенитное вооружение также усилили – место четырех «металлорезок» АК-630 заняли два ЗРАК «Кинжал».

В целом у проектировщиков СССР получился достаточно удачный корабль, значительно более универсальный, чем БПК проекта 1155 или эсминец проекта 956. Но его ахиллесовой пятой оставалось отсутствие ЗРК средней и большой дальности, без которых возможности его ПВО оказывалась сильно ограничены. Можно говорить о том, что БПК проекта 1155.1 (а речь именно о нем) являлся переходным типом к кораблям, вооруженным УВП для противокорабельных и зенитных ракет, причем значительно более совершенным, чем БПК проекта 1155. Всего успели заложить два таких корабля, заказ на еще один был аннулирован, а достроили только головной «Адмирал Чабаненко». Корабль несет службу на севере, но в настоящее время находится в ремонте, из которого выйдет, по некоторым данным, не ранее 2020 г.

Итак, что же мы имеем «в сухом остатке»? По состоянию на 1 декабря 2015 г. мы располагали 19 кораблями класса «эсминец» (большой противолодочный корабль), из которых «Керчь», пять эсминцев проекта 956 и один БПК проекта 1155 были не на ходу и уже никогда не вернутся в строй. Из оставшихся 12 кораблей один («Сметливый») уже выслужил все разумные сроки, два эсминца проекта 956 имеют ограниченную боеспособность, связанную с проблемной энергетической установкой («Адмирал Ушаков» и флагман БФ «Настойчивый»), два БПК проекта 1155 и 1155.1 находятся в длительном ремонте.

Таким образом на сегодняшний день «к походу и бою готовыми» мы имеем аж целых 8 кораблей класса «эсминец», включая додревний «Сметливый», шесть БПК проекта 1155 и тихоокеанский «Быстрый» и плюс еще 2 «ограниченно годных» эсминца проекта 956. На четыре флота, прошу заметить.

Этого, разумеется, прискорбно мало, тем более что все эти корабли оснащены «немолодым» оборудованием и вооружением, которые считались современными в 80-х годах прошлого столетия. Возраст, конечно, постепенно берет свое: все эсминцы проекта 956 и БПК вступали в строй в период 1981 по 1993 гг и, не считая «Адмирала Чабаненко», переданного флоту в 1999 г, им сегодня от 25 до 37 лет.

Вне всякого сомнения, в ближайшее десятилетие «на покой» уйдет «Сметливый», а также, весьма вероятно, все эсминцы проекта 956 – неудачная КТУ «добьет» их окончательно, менять ее, в общем, не на что, да и смысла затевать столь дорогостоящую модернизацию немолодых уже кораблей нет. Вероятнее всего на слом отправится также самый старый из ныне здравствующих сегодня БПК 1155 – «Вице-адмирал Кулаков», поскольку в 2021 г ему «стукнет» сорок лет. Соответственно, из сегодняшней дюжины более-менее боеспособных кораблей к концу 20-х годов текущего столетия в составе флота останутся только 6 БПК проекта 1155, чей возраст к 2030 г составит от 39 до 45 лет, и БПК проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко», которому исполнится 31 год. То есть по факту к 2030 г наши эсминцы, за исключением единственного БПК проекта 1155.1, превратятся в раритеты наподобие «Сметливого» сегодня.

«Что идет им на смену?» – спросит читатель: «Автор всегда описывал текущее состояние флота и перспективы его строительства, а тут уже конец статьи, а про новые корабли – до сих пор ни слова».

С новыми кораблями все просто. Их нет. Совсем.

Широко рекламируемые эсминцы проекта «Лидер» «доросли» уже до 17 000 тонн водоизмещения. По сути своей это ракетные крейсера, и автор настоящей статьи будет счастлив, если у нас «хватит пороху» заменить РКР проекта 1164 «Атлант» и два ТАКР 1144 «Орлан» в пропорции один к одному (хотя верится в это с трудом). Но во всяком случае «Лидеры» к классу эсминцев не имеют никакого отношения. Есть еще некоторая надежда, что фрегатам типа «Адмирал Горшков» добавят водоизмещения, и они, в конечном итоге, станут полноценными эсминцами, но… пока речи о закладках таких кораблей не идет совершенно – даже их проекта еще не существует.

Ну, а подробнее об этом мы поговорим в следующей статье, посвященной фрегатам Российской Федерации…

/Андрей из Челябинска, topwar.ru/

17 КОММЕНТАРИИ

  1. Не по наслышке знаю состояние дел с кораблями на ЧФ…..если сказать одним словом это- катастрофа. РКР Москва прикованный к берегу уже 2 года тихо умирает на глазах,похоже до ремонта не доживет,точнее не дождется.Весь флот состоит из 3-4 надводных кораблей, скромненьких по вооружению,но хотя бы новых СКР Григорович, Эссен и старички-пенсионеры Пытливый,Сметливый и с натяжкой Ладный. Вот и все, что имеет самый воюющий и боеготовый флот.СКР макаров застрял в Балтийске видать в ожидании очередного парада на день ВМФ в июле, куда его притащат буксирами потешить публику.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя