Штурмовики Су-25 способны наносить ракетно-бомбовые удары по наземным целям,  производя полёт на малых высотах (менее 5 км) и используя различное вооружение неуправляемого и управляемого типа. Самолёты способны уничтожать наземные цели: от одиночных огневых точек до колонн бронетехники и машин. Благодаря малой высоте полёта и дозвуковой скорости летчики штурмовиков способны обнаруживать даже самые маленькие цели. Малая скорость даёт больше времени на обстрел целей за один заход Су-25 над целью. Штурмовые эскадрильи способны «расчищать дорогу» для наступающих сухопутных войск. Одна эскадрилья «Грачей» способна нанести серьезный урон вражескому батальону или даже бригаде.

Стандартно эскадрилья состоит из 12 штурмовиков. Эскадрилья способна нанести серьёзный урон наступающему мотострелковому батальону. При атаке эскадрильи штурмовиков трудно будет отразить атаку целых 12 машин, в силу слабых возможностей Войсковой ПВО батальонного звена.  Так, если в составе батальона будут взводы с ПЗРК, возможно сбитие 1-3 Су-25СМ. Также пехотинцы смогут вести огонь по «Грачам» из крупнокалиберных пулеметов.

По опыту войны в Афганистане (20-30 машин у Советской Армии) и на Украине (несколько штурмовиков у Украинской армии) Су-25 несли существенные потери даже не смотря на весьма ограниченные средства противодействия им (зенитный огонь из пушек и пулеметов,  запуск ракет из ПЗРК).

Если же у в пехотной части на уровне батальона будут более мощные средства, например зенитно-ракетные комплексы малой дальности, то Су-25СМ понесет тяжелейшие потери (минимум половину эскадрильи).

Су-25СМ

Если взять в пример ЗРК малой дальности «Оса-АКМ» (уже достаточно устаревший комплекс), то Су-25СМ даже не смогут подлететь до расстояния, позволяющего применить основное их вооружение против наземных целей: ракета Х-29Л (дальность 10 км), ракета Х-25МЛ (такая же дальность). Потому что максимальная дальность поражения ЗРК «Оса-АКМ» 15 км. Высота поражения ЗРК 10 км (при максимальной 5 км у Су-25СМ, нагружённого ракетами и бомбами).

Штурмовики уязвимы против крупнокалиберных пулеметов, автоматических пушек. Одиночные попадания крупнокалиберных пуль Су-25 выдержит, однако при многократных попаданиях или обстреле в уязвимые места (хвостовое оперение, крылья, кабина пилота) урон будет серьезным. Су-25/СМ уязвим от зенитного огня из ПЗРК, так как малая высота полёта штурмовика позволяет эффективно обстреливать его. Использование штурмовых эскадрильей в данной ситуации приведёт к высоким потерям.

Основное вооружение

Су-25СМ способен нести различное вооружение: управляемое и неуправляемое, ракеты и бомбы. Большая часть вооружения имеет максимальную дальность применения не более 10 км. Данный фактор делает уязвимым штурмовик перед ЗРК малой и средней дальности.

Некоторое вооружение Су-25: ракеты класса «воздух-поверхность» Х-29Л, имеющие полуактивную лазерную ГСН 24Н1.. Максимальная дальность пуска ракеты составляет 10 км, средняя скорость полёта 300 м/с, стартовая масса 650 кг. Ракета может поражать различные цели в простых метеоусловиях: защищённые укрытия самолетов, железнодорожные мосты, промышленные сооружения, бетонные взлетно-посадочные полосы, скопления войск. Ракета имеет мощную боевую часть 9Б63МН весом 317 кг (масса взрывчатого вещества -116 кг), заключенной в бронированный проникающий корпус и снабженной контактным взрывателем, обеспечивающим подрыв БЧ с заданным замедлением после пробития преграды.

Также штурмовик Су-25СМ способен нести ракету класса «воздух-воздух» Х-25МЛ. Ракета имеет максимальную дальность 10 км, средняя скорость 400 м/с, стартовая масса ракеты 310 кг. Ракета имеет осколочно-фугасную боевую часть Ф-27. Система наведения идентичная Х-29Л.

Лётные характеристики

Самолет Су-25СМ является дозвуковых, максимальная скорость полета 950 км/ч, крейсерская скорость составляет 750 км/ч. Самолёт достаточно маневренный, боевой радиус действия штурмовика от 300 до 500 км в зависимости от бомбовой нагрузки и наличия или отсутствия подвесных топливных баков.

Максимальная дальность полёта с нормальной боевой нагрузкой (1,5 тонны) без подвесных топливных баков 640 км, с двумя подвесными баками 950 км, с четырьмя 1250 км. С бетонной взлетно-посадочной полосы самолёт способен взлететь разогнавшись с 550 метров, с грунтовой взлетно-посадочной полосы потребуется 600 метров, чтобы взлететь. Длина пробега (при посадке): 600 и 700 метров соответственно.

Двигатели

Двигатели Су-25 размещаются по обеим сторонам фюзеляжа в специальных мотогондолах в месте сопряжения крыла с фюзеляжем. Двигатели обладают нерегулируемыми соплом и воздухозаборником. Межремонтный ресурс двигателей штурмовика составляет 500 часов.

Читайте также  Многоцелевой боевой самолет поколения IV++ Су-34. Часть 1

Первые штурмовики оснащались двигателями Р-95Ш с тягой 4100 кгс каждый из двух двигателей. Позже на Су-25 стали устанавливать авиационный двигатель Р-195 с реактивной тягой 4300 кгс.

Особое внимание уделено живучести конструкции и экранированию систем с тем расчётом, чтобы одним попаданием средств поражения нельзя было вывести из строя оба двигателя. При выводе из строя одного двигателя самолёт может продолжать полёт на другом.

Сравнение с Су-34

Неофициальное название самолета «Утенок». Су-34 способен выполнять большинство задач Су-25СМ. Так Су-34 способен наносить ракетно-бомбовые удары по наземным целям. В отличить от Су-25СМ, не способного подниматься с вооружением выше 5 км, Су-34 способен наносить удары со значительно больших высот. Большинство боеприпасов (Х-59М/МЕ, Х-31) возможно использовать на высотах до 10 км, некоторые ещё выше.

Су-34 имеет титановую бронекапсулу, в которой размещён экипаж, также самолет  имеет бронестекло. Су-25 также имеет бронирование кабины и пуленепробиваемое стекло. По защищенности оба самолета находятся на одинаковых уровнях. Су-34 имеет более лучшую защиту кабины летчиков (в первую очередь, за счёт круговой защиты летчиков), Су-25 имеет бронелисты, прикрывающие топливные баки (бронирование Су-34 ограничивается кабиной).

Номенклатура вооружения Су-34 в разы разнообразней и мощнее чем у Су-25. Истребителю-бомбардировщику Су-34 доступны и дальнобойные ракеты класса «воздух-поверхность» Х-59М/МЕ «Овод-М» с максимальной дальностью 115 и 200 км соответственно. Ракеты имеют радиолокационную ГСН. Ракеты предназначены для поражения малых наземных и надводных целей. «Утенок» способен нести сверхзвуковые ракеты семейства Х-31, предназначенные для уничтожения надводных кораблей, радиолокационных станций и узлов связи противника. Наиболее дальнобойные ракеты Х-31ПД (противорадиолокационная ракета) и Х-31АД (противокорабельная) имеют максимальную дальность 250 и 160 км соответственно.

Наиболее дальнобойной ракетой штурмовика Су-25СМ является Х-25МЛ с полуактивным лазерным наведением. Максимальная дальность ракеты составляет 10 км.

Оба самолета способны нести ракету Х-29Л (с полуактивной лазерной ГСН) с максимальной дальностью 10 км. Ракета предназначена для нанесения ударов по наземным целям.

Сравнение проведено только по некоторым параметрам, в которых Су-25 ещё хоть как-то способен тягаться с Су-34. Добавлю, что Су-34 является носителем ядерного оружия в лице стратегических крылатых ракет Х-55 (ракета имеет неядерный вариант Х-555). «Утенок» имеет ракету класса «воздух-воздух» средней дальности Р-77 с максимальной дальностью 110 км. Системы радиоэлектронной борьбы Л-175В «Хибина» и мощная радиолокационная станция Ш-141 также являются серьёзным преимуществом Су-34 по сравнению с Су-25.

Сравнение с Су-24М

Если сравнивать возможность эскадрильи Су-24М и Су-25СМ, то получится, что и штурмовая, и бомбардировочная эскадрильи имеют почти равные возможности. В первую очередь равные возможности обеспечиваются за счёт почти одинакового вооружения.

Су-25СМ способен нести значительную часть вооружения Су-24М: управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-29Л, различные корректируемые авиабомбы семейства КАБ. Су-24М за счёт крыльев с изменяемой стреловидностью крыла и автоматической системы огибаемая рельефа местности способен летать на малых высотах. Таким образом самолёт скрывается от вражеских радиолокационных станций с длинноволновым излучением. Методика нанесения ракетно-бомбовых ударов у двух самолетов достаточно похожа: за счёт нанесения, как уже сказано, авиаударов на малых высотах и обнаружения целей оптическим и визуальным путём. Также высока роль у двух самолетов лазерного и радиокомандного наведения для управляемого оружия.

Су-24М, в отличии от Су-25СМ, способен нести управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Х-59 «Овод». Ракета имеет дальность пуска 45 км и телевизионную систему наведения. Такая дальность полёта Х-59 является большим преимуществом перед Су-25СМ, так как Су-24М в таком случае недосягаем для ПВО малой дальности.

Су-25 и А-10

Сравнение с А-10

Американский тяжелый дозвуковой штурмовик. Самолёт способен нести тактические ракеты класса «воздух-земля» AGM-65 «Meiverik». Ракета имеет дальность до 30 км. Максимальная боевая нагрузка А-10 около 7 тонн, Су-25 4,5 тонн (стандартная 1,5 тонны). Практический потолок у А-10 13 км, что значительно выше практического потолка Су-25 составляющего 7 км.

Больший практический потолок позволяет А-10 наносить авиаудары вне зоны досягаемости ПЗРК (однако при стрельбе из авиационной пушки самолёт вынужден снижаться на малые высоты, лишая себя неуязвимости против ПЗРК) и мелкокалиберных автоматических зенитных пушек противника. Данный фактор очень важен, так как штурмовики подлетают достаточно близко к атакуемым целям, по данной причине важно, чтобы самолёт был не атакован пролетая над уничтоженной целью или поблизости от неё.

Читайте также  Найдены погибшие пилоты Су-25УБ

Роль в ВКС России

Штурмовики Су-25 (в основном в модификации «СМ») составляют основу штурмовой авиации ВКС России. Самолёты  способны уничтожать широкий спектр наземных целей. Однако такие же функции выполняют ударные вертолёты, в первую очередь, Ми-28Н «Ночной Охотник» и Ка-52 «Аллигатор». Современные ударные вертолёты способны ставить тепловые ловушки, сбивая наведение ракет ПЗРК. Такой возможности не имеет Су-25 и Су-25СМ. Самая последняя модернизация — Су-25СМ3 имеет станцию РЭБ «Витебск». Станция способна срывать наведение ракет ПЗРК. Однако, только около 20 штурмовиков доведены до данной модификации.

Многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34 «Утенок» способен выполнять большинство задач, выполняемых Су-25СМ. Так Су-34 может наносить ракетно-бомбовые удары на разных высотах, в том числе и на значительно больших чем Су-25СМ, не входя в зону поражения вражеских ПЗРК.

Если сравнить эскадрилью Су-34 с эскадрильей Су-25СМ, то последние сильно уступают в автономности выполнения боевых задач. Так штурмовики являются легкой мишенью даже для легких истребителей, таких как F-16. «Грачи» уступают по боевому радиусу и бомбовой нагрузке «Утятам». Как говорилось выше, Су-25 сильно страдает из-за уязвимости для ПЗРК (по крайней мере Су-25 и Су-25СМ). Су-25СМ (и базовая версия Су-25) не способны использовать противорадиолокационные ракеты для «ослепления» ключевых радаров противовоздушной обороны, чтобы облегчить себе задачу по уничтожению наземных целей.

Эскадрилья Су-34 способна сама выступать в роли истребительной авиации и с такой функцией способна противостоять всем летательным аппаратам, за исключением истребителей пятого поколения. Су-34 также являются отличными самолетами радиоэлектронной борьбы. В теории, эскадрилья «тридцатьчетвертых» способна наносить атаки с применением различных систем нападения: часть самолетов берут противорадиолокационные ракеты семейства Х-31 и дополнительные контейнеры РЭБ «Хибина», часть берет ракеты Х-59М «Овод-М» или Х-29, часть прикрывает остальные самолёты от атак вражеских истребителей, вооружившись ракетами «воздух-воздух» средней дальности Р-77 и малой дальности Р-73. Такая эскадрилья будет высокоавтономной: самолеты смогут «ослеплять» вражескую ПВО противорадиолокационными ракетами и средствами РЭБ, затем атаковать наземные объекты ракетами Х-59М и Х-29, уничтожая таким образом стратегически важные цели. Если эскадрилья будет атакована истребительной авиацией, то вооруженные ракетами «воздух-воздух» «Утята» смогут отбить атаку или снизить потери своей эскадрильи.

Фронтовой бомбардировщик Су-24М имеет схожие задачи с Су-25СМ. Самолёт Су-24М имеет преимущество, заключающееся в возможности проводить бомбометание на высотах более 5 км. По этой причине Су-24М, как и Су-34 способны не входить в зону поражения ПЗРК противника. Однако Су-24М, как и Су-25СМ устарели, по причине невозможности использования дальнобойных ракет (в отличии от Су-34), отсутствии мощной радиолокационной станции (в отличии от Су-34 и большинства ударных вертолетов) и невозможности защищаться от истребительной авиации противника (даже от легких истребителей).

Перспективы штурмовой авиации

Су-25СМ будет постепенно сниматься с вооружения (по данным Минобороны планируется эксплуатировать штурмовик до 2025 года). Самолёт не имеет серьезных преимуществ, способных оправдать эксплуатацию такого крупного авиапарка (более 200 штурмовиков всех модификаций). Его функции будут выполнять ударные вертолёты Ми-28Н «Ночной Охотник» и Ка-52 «Аллигатор», а также Су-34 «Утенок» сможет выполнять задачи штурмовика с большей безопасностью для жизни летчиков и самолета.

Су-34 также вскоре окончательно сменит фронтовой бомбардировщик Су-24М. Списание авиапарка Су-25СМ и Су-24М позволит решить нехватку кадров в ВКС. Так летчиков и авиационный персонал смогут перевести на другие типы самолетов (в первую очередь Су-34). Предположу, переучивание бывших летчиков Су-25СМ в летчиков армейской авиации (ударные вертолёты) можно сделать в короткие сроки, ввиду схожих задач штурмовой авиации и армейской.

Источники информации:
— http://rbase.new-factoria.ru
— https://pikabu.ru/story/su25_quotgrachquot_5684551
— http://oruzhie.info/voennye-samolety/121-su-25

/Александр Растегин/

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Сколько можно говорить, штурмовик и бомбардировщик совершенно разные самолеты. Они в принципе не взаимозаменяемы. Броня у грача на порядок лучше. Потолок ограничен только герметичностью кабины и достигает десяти километров. Между прочим, уже покойный Волошин достал Боинг на граче как раз на десяти километрах.
    Утёнок выпускается очень слабыми темпами и списание грачей и су24 приведёт к провалу в численном составе вкс. Переучить летчика в вертолетчика полный бред, это совершенно разные виды летательных аппаратов. Прежде, чем такое писать нужно хотя бы полетать пассажиром на самолете и вертолете в каком- нибудь аэроклубе сидя рядом с пилотом и ощутить разницу в органах управления.
    А вообще, я уважаю ваше увлечение су34, самолёт неплох, хотя применение воздух-воздух там ещё дорабатывать и дорабатывать. Но попытки создания универсальных воздушных крейсеров уже предпринимались ещё в тридцатые годы, все это уже было в истории авиации. Как пример Москито, пе2, ме110 и тд. А в результате в войне решающую роль сыграли именно специализированные самолёты.
    Те же американцы так и не сделали универсальный ф111. Ф15е так и не смог заменить крайне уязвимого при действиях по земле ф16 и они оба не заменили специализированный а10. Флотский суперхорнет универсален, но покупатели из других стран почему то не сильно его жалуют. И даже супер универсально уникальный))))) ф35 пришлось выпускать в трёх совершенно разных вариантах.

  2. Нужно вообще увеличивать численный состав ВВС по самолетам и по пилотам. Слишком большое отставание по авиации от НАТО. Ударных вертолетов Ми-28, Ка-52 тоже не много. Даже Ми-24 всех модификаций осталось мало. Конечно, нужно строить новые перспективные самолеты, но это дело крайне дорогое и долгое. Так что старый авиапарк тоже нужно сохранить насколько возможно: продление эксплуатационного ресурса с учетом разумной и экономически обоснованной модернизации (если цена модернизации старого сравнима со строительством нового — то нет, а если 10-30 % то ее нужно делать). Новые строить не вместо а в дополнение, а своя тактическая ниша у всех самолетов найдется.

  3. Автор не имеет понятия о различиях применения штурмовой и бомбардировочной авиации!
    Су -34 не заменит су-25, хотя и может выполнять штурмовую работу, но он очень дорог в эксплуатации и производстве, чтобы работать над полем боя!
    Всегда будет нужен дозвуковой самолет, который будет уничтожать противника с высоты в 500 м. Лучше су-25 для этой работы самолета нету. Использовать для этих целей 40 тонный су-34 — бред!

    • Соглашусь Су-25СМ в эксплуатации дешевле. Но ракеты Х-29Л, Х-25МЛ используемые Су-25СМ дорогие, так что боевое применение в итоге обойдётся все равно дорого. Да, чисто в теории, можно использовать только неуправляемые ракеты и авиапушку, но в условии современной войны это практически нереально.

      • Этому Растегину про Фому — а он про Ерёму, и откуда вы знаете что будет реально в современной войне а что нет? При Хрущёве отказались от ствольной артиллерии в пользу ракетной,а потом(когда Израильтяне с успехом использовали этот ствольный,по мнению ракетчиков,хлам) лихорадочно её восстанавливали и создавали новые арт системы,потеряв время.
        Су-25 предназначен для длительной работы непосредственно на полем боя, Су-34 создан для точечных ударов(быстро прилетел,быстро атаковал(высокоточным или не управляемым оружием),и быстро улетел), он не предназначен для резких манёвров у земли как Су -25 а очередь из того же ДШК в упор для 34го,куда действенней чем для 25го.
        И ещё,универсальная техника типа Су-34,должна дополнять специализированную технику типа Су-24, но ни как не заменять.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя