Завершились заводские испытания многоцелевого легкого истребителя поколения 4++ МиГ-35. В них принимали участие летчики-испытатели, высоко оценившие работу всех систем самолета — бортового радиоэлектронного оборудования, прицельно-навигационного комплекса, радиолокационной станции, двигателей, оборонного комплекса.
«Самолет позволяет использовать весь спектр существующего и перспективного российского и зарубежного вооружения, в том числе предназначенного для тяжелых истребителей, — заявил генеральный директор Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Илья Тарасенко. — МиГ-35 по своим боевым возможностям, объему и эффективности решаемых задач, соотношению цена-качество сегодня является совершенной боевой машиной для действий в условиях вооруженных конфликтов высокой интенсивности».
В пресс-релизе корпорации говорится о том, что весь парк российский легких истребителей будет заменен на МиГ-35. Однако в этом вопросе пока еще нет окончательной ясности. У этого самолета очень непростая судьба, которую предопределили как внутренние проблемы корпорации, так и внешние, зачастую не имеющие к качеству новой машины никакого отношения. Одно можно сказать с полной определенностью — МиГ-35 будет в больших количествах поставляться на внешний рынок.
Сейчас самолеты РСК «МиГ» эксплуатируются в 33 странах мира. Более половины из них во время презентации МиГ-35 на авиасалоне МАКС-2017 заявили о намерениях приобрести новый истребитель. Что, конечно, связано не только с прекрасным соотношением цены и качества, но и с наличием в этих странах инфраструктуры по обслуживанию миговских машин, а также с подготовленностью обслуживающего персонала и пилотов
В то же время Министерство обороны России намерено внедрять в ВКС МиГ-35 с большой осторожностью. Существует даже не контракт, а договор о намерениях приобретения до 2020 года всего лишь 30 истребителей. В то же время в ВКС и в ВМФ эксплуатируется 170 легких миговских истребителей. Такими темпами их придется заменять очень долго.
Ставка сделана на тяжелые истребители ОКБ Сухого. Хоть это и противоречит базовому принципу построения истребительной авиации, согласно которому количество легких машин должно в два раза превышать количество тяжелых. Это обусловлено, прежде всего, двумя моментами. Во-первых, легкие истребители дешевле. Во-вторых, легче восстанавливать их убыль в процессе боевых действий.
Чтобы как-то бороться с этой диспропорцией, РСК «МиГ» вынуждена совершать не только технические подвижки, но и действовать в рекламной области. К сообщению об успешном окончании испытаний МиГ-35 было подверстано заявление директора департамента информационной политики и общественных коммуникаций Анастасии Кравченко о модернизации самолета до уровня пятого поколения.
Хотя сделать это будет довольно непросто. Прежде всего, вряд ли удастся существенно снизить заметность самолета, не изменяя радикально его планер. Использование же только самых наисовременнейших покрытий недостаточно для перевода самолета в следующее поколение. Правда, и сейчас эффективная площадь рассеяния МиГ-35 невелика — меньше 1 кв.м. В то время как у «обычных» истребителей этот параметр достигает 4−5 кв.м.
Также «пятерочники» должны иметь сверхзвуковую бесфорсажную скорость. Для чего необходимо существенно улучшить двигатель. Такую задачу наши двигателестроители решают не за один год. Но со сверхманевренностью у МиГ-35 проблем не должно быть. Уже сейчас он достаточно «юркий». При этом существует модификация двигателя, почти уже готовая, с отклоняемым вектором тяги.
Что же касается бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), то тут тоже нет особых проблем. Уже сейчас на самолете используется РЛС с активной фазированной антенной решеткой, что является одним из требований, предъявляемым к самолетам пятого поколения. И остальное оборудование уже самое современное, не уступающее по возможностям БРЭО Су-35, а то даже и Су-57. Так что, можно предположить, в результате модернизации к двум плюсикам в поколении пририсуют еще один. И это будет нормально. Потому что американский F-35 тоже нельзя отнести к истребителям пятого поколения.
Но кроме объективных оценок машины по ее тактико-техническим характеристикам имеются и репутационные. И тут у МиГ-35 дела обстоят не самым лучшим образом. Самолет слишком долго делали. Работы по глубокой модернизации МиГ-29 начались в начале века. И шли в «рваном темпе». Что было обусловлено как кадровой чехардой в РСК «МиГ», так и финансированием корпорации по остаточному принципу. То есть что остается от потребностей ОКБ Сухого, которое создавало первый российский истребитель пятого поколения ПАК ФА, ныне — Су-57.
Именно поэтому самолет в 2011 году проиграл грандиозный индийский тендер на закупку 125 истребителей на сумму в несколько миллиардов долларов. На испытания был поставлен абсолютно сырой самолет — с другими двигателями и с другой РЛС. В результате выяснилось, что и двигатели не обеспечивают заявленную тягу, и РЛС страдает «близорукостью». Однако главная причина того, что индийцы, привыкшие к нашим МиГ-29, вдруг отшатнулись от МиГ-35, заключалась в том, что он не только не был серийным самолетом, но даже и не прошел на родине какие бы то ни было испытания. То есть был на тот момент абсолютно темной лошадкой, от которой неизвестно чего следовало ожидать.
На фото: летчик-испытатель I класса корпорации «МиГ» Михаил Беляев у истребителя МиГ-35
С момента, когда МиГ-35 оказался за бортом индийского тендера, прошло уже почти 7 лет. За это время РСК «МиГ» и обновило в значительной степени бортовое оборудование, и подтянуло тактико-технические характеристики истребителя. В результате сейчас мы имеем дело уже с практически новым самолетом.
Как было сказано выше, некоторые системы удовлетворяют требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения. Такова, например, РЛС с АФАР «Жук-А», позволяющая обнаруживать истребитель на расстоянии до 200 км. Количество сопровождаемых целей — 30, обстреливаемых — 10. Разрешающая способность при картографировании местности — 1 м х 1 м. Радиотехнические характеристики РЛС не разглашаются. Но можно предположить, что в ней использован метод работы на разных частотах с пониженным излучением энергии с целью маскировки самолета.
Кстати, в тяжелом истребителе Су-35, с которым порой неправомочно сравнивают МиГ-35, используется РЛС с пассивной антенной решеткой, что является минусом. Потому что в РЛС с АФАР антенна способна параллельно работать в нескольких режимах — обнаруживать воздушные цели, излучать сигналы радиолокационной борьбы, осуществлять связь с землей и другими самолетами.
Помимо РЛС используется оптико-локационная система (ОЛС). Она работает в пассивном режиме, то есть не излучает никаких физических волн, по которым истребитель мог бы обнаруживаться противником. К тому же впервые в истории военной авиации на МиГ-35 используется не одна ОЛС, а две — переднего обзора, а также наблюдения за наземными целями. При этом необходимо сказать, что ОЛС не имеют даже некоторые тяжелые современные истребители. Ее, например, нет у F-22.
Система управления вооружением истребителя включает в себя нашлемный целеуказатель, позволяющий пилоту лучше ориентироваться в сложных ситуациях и принимать оптимальные решения. И опять же, у F-22 нет такого «умного шлема», на что постоянно сетуют летчики элитных эскадрилий, оснащенные этими самыми лучшими американскими истребителями.
Есть мощная система обороны. Связная аппаратура позволяет использовать МиГ-35 в качестве командного самолета, осуществляя целенаведение для самолетов группы и иным образом помогая группе выполнять боевую задачу. БРЭО имеет открытую архитектуру, что позволяет максимально упростить подключение нового оборудования, не прибегая к монтажу и отладке в заводских условиях. То есть модернизация МиГ-35 может осуществляться непосредственно в строевых частях.
В истребителе используются двигатели РД-33МК (глубокая модернизация РД-33), который удовлетворяет большинству требований, которые предъявляются к двигателям для самолетов пятого поколения. В них используется плазменное зажигание, а также полностью цифровая система управления, которая оптимизирует все режимы работы и переходы между ними. В результате были повышены тяга (до 9400 кгс на форсаже) и ресурс, а также снижен расход топлива.
Ну, и, наконец, о вооружении. За счет миниатюризации БРЭО и ряда других инженерных мероприятий удалось поднять боевую нагрузку легкого истребителя до вполне приличного уровня в 7 тонн. В боекомплект могут входить как «дешевые» свободнопадающие бомбы, так и весь набор современных высокоточных ракет — «воздух-воздух», «воздух-поверхность», противокорабельные, противорадиолокационные. Причем многими из них оснащен и истребитель пятого поколения Су-57.
При этом существенно увеличена и дальность самолета по сравнению с различными модификациями МиГ-29. Боевой радиус достигает 1000−1100 км. При этом МиГ-35 оснащен системой дозаправки в воздухе.
И еще один момент, благодаря которому новую разработку миговцев можно считать громадным шагом вперед. Стоимость эксплуатации МиГ-35 снижена по сравнению с предыдущими самолетами данного ОКБ в 2,5 раза.
Все это позволяет утверждать, что МиГ-35 стал самым лучшим российским легким истребителем. Разумеется, он не может соперничать с Су-57 и даже с Су-35 по мощности наносимых ударов. Однако у него есть свои крайне важные задачи, для решения которых привлекать тяжелую авиационную технику нерационально.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
А что «великие эксперты» скажут о TR-3B? У США есть сверхсекретный авиакосмический гиперзвуковой летательный аппарат типа TR-3B и его многочисленные модификации. Уже есть целая секретная армия. Стартовая скорость такого ЛА от 5 км в секунду, крейсерская от 20 км в секунду. Управляет силой инерции, управляет силой тяготения, управляет обтеканием. Часто используется как разведчик, невидимый для радаров, работает через космос. Вертикально спускается над объектом, городом, скорректировал цели (сбросил бомбы) и ушёл опять в космос, на 10000 км. Есть десятки видеодоказательств их шпионажа над Россией. Наши самолёты и ракеты гиперзвуковые даже подлететь не успевают.
А не надо иронии. Тут «великих экспертов» нет.
Насчет описанного вами аппарата…
Нет ни у кого в мире систем управления таким аппаратом. Вокруг аппарата «плазменное облако» и НИКАКИЕ радиоволны к антеннам аппарата не проходят. Это доказано.
Человек не может ФИЗИЧЕСКИ ПЕРЕНОСИТЬ ТАКИЕ ПЕРЕГРУЗКИ….И ТЕМПЕРАТУРА ВНУТРИ ЗНАЕТЕ КАКАЯ? ТЫСЯЧИ ГРАДУСОВ ЖАРЫ…..
Там вообще отдельная тема двигло.
Как его «ускорить» до таких скоростей? Как это двигло сделать НАДЕЖНЫМ.
За океаном столько программ по этим темам…X-43, X-51, SR -72, FALCON, X-37….именно потому что проблем целых четыре океана…они бы уже давно «ускорили» бы свой XB-70 и летали и бомбили практически всех подряд.
Несмомненно только одно: Гиперзвук тема очень очень сложная….так на «дозвуковом» режиме давление воздуха на аппарат где то 800кг на метр квадратный…..попробуй открыть грузоотсеки для авиационных средств поражения. На сверхзвуке этот параметр еще больше…
Если вам удастся «довести мощность и надежность» силовой установки, если вам удастся изобрести систему охлаждения…и не одну такую систему…..
И уже есть признания инженеров по теме SR 72 так один из них сообщил
буквально следуещее:
1. Без применения СВЕРХМОЩНЫХ СВЕРХСКОРОСТНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ, СОЗДАНИЕ ГИПЕРЗВУКОВОГО АППАРАТА НЕВОЗМОЖНО….ТАМ ТОЛЬКО ГИПЕРЗВУКОВАЯ АЭРОДИНАМИКА ЧЕГО СТОИТ….
2. СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ.
3.ДВИГАТЕЛИ.
4.ОХЛАЖДЕНИЕ ОТСЕКОВ С ВООРУЖЕНИЕМ….
5. ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ.
6.КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОБШИВКИ АППАРАТА (ТОЛЬКО ТИТАН И НЕКОТОРЫЕ ЭКЗОТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ БЕРИЛЛИЙ, НИОБИЙ…)
7. СИСТЕМЫ СВЯЗИ.
8. ТАК ЖЕ НАПРИМЕР РАЗМАХ КРЫЛА НАДО ОГРАНИЧИТЬ (ЧАСТЬ ФЮЗЕЛЯЖА БУДЕТ ВЫРАБАТЫВАТЬ «ПОДЬЕМНУЮ СИЛУ)
9. А КАКАЯ ПОСАДОЧНАЯ СКОРОСТЬ У НЕГО БУДЕТ? ПРИ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПОСАДКЕ???
10. А СКОЛЬКО ОН СТОИТЬ БУДЕТ???
Тысячи и тысячи вопросов…хотя и в РФ и США и Китай и Германия, Франция…ведут такие темы….проблэм там….Россия абсолютный лидер по числу финансовых, инженерных, организационных проблем во вселенной. Поэтому может к 2035 г чего то и сделают.
Читайте результаты боестолкновений в воздухе Су-27 (Эфиопия) и МиГ-29 (Эритрея), где Су в чистую разгромили МиГ, причина быстрый расход топлива у МиГ.
Владимир, вы какую траву курите? Какие такие TR-3B? Там хотят поставить «атомный двигатель» хотя таких конструкций в природе не существует, были когда то чертежи…но дальше эскизов дело не продвинулось…..
Пока мы можем «воспринимать» только SR 72 так как это уже реальность…и там скорость менее
7 000км/ч….ни о каких там
20 000км/ч никто даже не мечтает.
Есть пределы устойчивости к нагреву у материалов….ну если «двигло» будет устойчиво работать то можно до 6000км/ч-7000км/ч.
Если кому «приспичело» и
15 000 км/ч или еще быстрее, добро пожаловать в «палату» к Королеву, к Туполеву, Бюшгенсу, они вас научат, и аэродинамике, двигателестроению, материаловедению….Люди, вам откровенную «лапшу» приходилось с ушей стряхивать? Вот это тот самый случай. В гиперзвуковых технологиях проблэм как до Юпитера и обратно раз двадцать пять….Часть проблем решена. Да и это правда….Часть проблем (двигатели!!!) мать их НЕ РЕШЕНА!!!.
Системы охлаждения, связи, навигации это усе еще НЕ РЕШЕНО!!!
У РФ будет прототип МиГ 41 вот он и откроет окно в гиперзвуковые технологии. Некоторые утверждают что он сможет летать на скорости
4600км/ч, другие утверждают, что как только он станет «беспилотным»
его скорость будет 6 000км/ч. Время покажет. Это принципиально новый боевой комплекс «дальнего перехвата». Работы по этой теме ведутся давно, и еще работы по этой теме, (а будут испытания) так вот работы впереди еще много.
Это реальность. Возможно будут (будет) лазерная пушка, электромагнитная пушка….но это будет «потом»….
Сейчас нужен «средний фронтовой» истребитель 5 поколения.
Над ним уже долго идет работа…..
С такими характеристиками получится полноценный самолёт, который может использовать Россия. Если запустить массовое производство МИГ-35, это будет неким прогрессом в области военной промышленности, поэтому хотелось бы реакции властей на решение подобного вопроса. Многие помнят мощь такого самолёта по разным сериалам, а она вообще впечатляет.
хороший самолет