Перспективы Су-24М и Су-25СМ в ВКС России

Су-24 — фронтовой бомбардировщик, разработанный в конце 1960-х годов для замены бомбардировщика Як-28 и более старых типов самолетов.

Самолёт разрабатывался для нанесения бомбовых ударов по противнику. Для снижения заметности к вражеским радарам самолёт был способен летать на сверхмалой высоте (50-100 метров). Для этого на самолете была предусмотрена бортовая система автоматического огибание рельефа местности.

Чтобы снизить сопротивление воздуха, плотность которого на малых высотах была высока, конструкторы поставили крылья с изменяемой геометрией. Самолёт мог нести до шести тонн бомб.

Позже появилась модификация Су-24М, способная использовать управляемые ракеты малой дальности и корректируемые авиабомбы. Так Су-24М мог использовать ракету Х-59 с дальностью пуска до 45 км, ракеты семейства Х-29 с дальностью до 20 км, авиабомбы с телевизионным и лазерным наведением КАБ-500, ракеты воздух-воздух Р-60.

Су-24М в полёте

В дальнейшем появилась модификация Су-24М2. Новая версия способна использовать ракеты Х-59М с дальностью пуска до 115 км, Х-31 с дальностью до 160 км, ракеты воздух-воздух средней дальности Р-27/РВВ-АЕ с дальностью пуска до 70 км.

Самолёт Су-24 в настоящее время устарел (за исключением Су-24М2, современна только номенклатура вооружения). Самолеты Су-24, вместе с Су-25, должны быть заменены новым фронтовым бомбардировщиком (де-факто многоцелевым истребителем-бомбардировщиком) Су-34 «Утёнок». Тридцатьчетвёрка имеет большую маневренность, боевой радиус, бомбовую нагрузку, гораздо более лучшую авионику.

Звено фронтовых бомбардировщиков Су-24М

Штурмовик Су-25 также не способен конкурировать с «Утёнком», базовая версия Су-25СМ использует, в основном, неуправляемые ракеты и бомбы (может использовать некоторые ракеты Х-25 с лазерным наведением и дальностью не более 10 км), Су-25СМ3 использует вооружение, дальность боевого применения которого в основном не более 20 км (ПТУР «Штурм-В», «Атака», «Вихрь», Х-29).

Прямыми конкурентами Су-24 являются европейский Panavia Tornado и американский F-111, которые имеют схожие характеристики. F-111 снят с вооружения ВВС США в конце 1990-х годов, а в  ВВС Австралии во второй половине 2000-х годов. «Торнадо» активно списывается из рядов ВВС стран Евросоюза.

 

Су-24М на авиабазе «Хмеймим» в Сирии

Боевое применение Су-24

Читайте также  Многоцелевой боевой самолет поколения IV++ Су-34. Часть 5

1. Афганская Война (1979-1989) — ограниченно применялся советской авиацией. Все самолёты базировались только на советских аэродромах. Один самолёт разбился при приземлении (не боевая потеря).
2. Война в Персидском Заливе (1990-1991) — многие иракские самолёты были уничтожены на аэродромах авиацией НАТО, остальные перелетели в Иран, где вошли в состав ВВС данной страны.
3.  Чеченские Войны (1994-2009).
4. Война в Южной Осетии (2008).
5. Военная операция России в Сирии (2015-2017), использовались только модернизированные версии (Су-24М).

Также самолёт Су-24 участвовал в некоторых других военных конфликтах.

Су-25 — российский штурмовик. Самолёт весьма распространён в ВКС России. Штурмовик предназначен для уничтожения наземной техники противника, живой силы и огневых точек. Су-25 является дозвуковым: малая скорость позволяет машине эффективней атаковать наземные цели за короткий промежуток времени.

Штурмовик Су-25

Су-25 предназначен для поддержки сухопутных войск на поле боя. Самолёт имеет широкую номенклатуру вооружения.

Базовая версия самолета использует только неуправляемые ракеты и бомбы. Штурмовик имеет лазерный комплекс «Клён» способный наводить ракеты Х-29Л, Х-25МЛ с лазерным наведением. Также самолёт имеет пушку ГШ-30-2, способную эффективно обстреливать живую силу противника, легкобронированную и небронированную технику.

Су-25СМ имеет улучшенную авионику, в том числе лазерное отображение параметров самолета на лобовом стекле. Улучшена также навигационная система.

Штурмовики чаще всего разрисовываются летчиками

Штурмовики Су-25/СМ уязвимы против зенитно-ракетных комплексов малой дальности. Штурмовик будет атаковать цели с 2-15 км (с такой дальности наиболее эффективно можно применять большую часть вооружения). ЗРК малой дальности широко распространены в мире (9К33 «Оса», С-125).

Также Су-25/СМ уязвимы против ПЗРК «Стингер», «Игла». Данные ПЗРК распространены в десятках стран мира. В сухопутных войсках США используется ЗРК M1097 «Avenger» в количестве около 1200 штук. Комплекс представляет из себя 8 зенитных ракет «Стингер», размещённых в пусковых установках на внедорожнике «Хайммер». Зенитная артиллерия и пулеметы также опасны для штурмовика, несмотря на внушительное бронирование (несколько сот кг брони).

Перспективы Су-24 и Су-25

Самолёты семейств Су-24 и Су-25 вероятно будут списаны в период 2018-2025 годов. Очевидно что к 2020 году будут списаны Су-24М и базовые версии штурмовика Су-25, к 2025 году Су-24М2 и Су-25СМ/СМ3. Также будет списана разведывательная модификация Су-24МР.

Читайте также  Этот "морально и физически устаревший" Су-24…

Фронтовой бомбардировщик Су-24 не имеет никаких перспектив после 2025 года ввиду полного морального устаревания и износа основных агрегатов. Самолёты Су-24М и Су-25СМ заменяет истребитель-бомбардировщик Су-34 «Утенок».

Почему Су-34 «Утенок» заменит Су-24М и Су-25/СМ

Многоцелевой истребитель-бомбардировщик Су-34 способен эффективно выполнять боевые задачи по уничтожению широкого спектра наземных целей. «Утенок» способен использовать широкую номенклатуру вооружения: от управляемых ракет с лазерным наведением и корректируемых бомб до дальнобойных ракет (с дальностью пуска более 50 км) с автономной (инерциальное наведение на марше и активное на конечном участке полёта) системой наведения. Су-34 также способен использовать авиапушку ГШ-30-1 и неуправляемые ракеты и бомбы.

Су-34 «Утенок» над облаками

Воздушное судно Су-34 (самолёты с максимальной взлетной массой 40 и более тонн классифицируются как воздушное судно, максимальная взлётная масса Су-34 45 тонн), несмотря на большой вес способно выполнять все фигуры высшего пилотажа. Единственная фигура пилотажа, невозможная для Су-34 это «Кобра Пугачева».

Высокая маневреммость позволяет Су-34 вести бой с вражескими истребителями на равных. Манёвренность дополняется широкой номенклатурой ракет класса «воздух-воздух». Ракета средней дальности Р-27 (в том числе и наиболее совершенная версия Р-27Т с тепловой головкой самонаведения) и ракета Р-73 не оставят шансов на выживание вражеским истребителям.

Мощные средства РЭБ (Л-175В «Хибина») позволят создавать сильные помехи в электронном оборудовании противника, что крайне актуально в современной войне.

Стандартный боевой радиус Су-34 1100 км с 8 тоннами бомб. Это значительно больше боевого радиуса Су-24М (500 км с бомбовой нагрузкой 4 тонны, 350 с 7,5 тоннами). Боевой радиус Су-25/СМ в среднем 300 км.

Возможность истребителя-бомбардировщика Су-34 использовать дальнобойные ракеты семейства Х-31ПД (до 250 км) и Х-59М/МЕ  (до 200 км) позволяют самолету атаковать наземные и надводные цели не входя в зону ПВО малой и средней дальности. Такой возможности не имеют Су-24М и Су-25/СМ.

/Александр Растегин/

20 КОММЕНТАРИИ

  1. Вертолеты и Камов и Миль медленные…в них из ПЗРК «ШМАЛЬНУТЬ» как нельзя лучше…
    Су 35С ИЗНАЧАЛЬНО ЧИТАЕМ ПЕРЕХВАТЧИК….ПОТОМ НА НЕГО НАВЕСИЛИ ВСЕГО 5 РАКЕТ КОТОРЫЕ БЬЮТ ПО НАЗЕМНЫМ ЦЕЛЯМ…
    Су 30 более универсален….
    Интересно знать сколько у нас этих «Калибров?»
    Боевой радиус Су 24 с нагрузкой 3000 кг всего то 560км ой не смешите копыта моей кобылы…
    Даже боевой радиус в 1200 км и то не всегда военным подходит…Желательно 1500-2000 км.

    На самом деле я думаю, Минобороны знает чего делает….хотя на 100% в этом не уверен….Тех же Су 34 в армии менее 100 машин. Су 25 ужасный анахронизм…это даже не нуждается в доказательстве. Больно не спокойно у нас на границе….

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя