Перспективы Су-24М и Су-25СМ в ВКС России

Су-24 — фронтовой бомбардировщик, разработанный в конце 1960-х годов для замены бомбардировщика Як-28 и более старых типов самолетов.

Самолёт разрабатывался для нанесения бомбовых ударов по противнику. Для снижения заметности к вражеским радарам самолёт был способен летать на сверхмалой высоте (50-100 метров). Для этого на самолете была предусмотрена бортовая система автоматического огибание рельефа местности.

Чтобы снизить сопротивление воздуха, плотность которого на малых высотах была высока, конструкторы поставили крылья с изменяемой геометрией. Самолёт мог нести до шести тонн бомб.

Позже появилась модификация Су-24М, способная использовать управляемые ракеты малой дальности и корректируемые авиабомбы. Так Су-24М мог использовать ракету Х-59 с дальностью пуска до 45 км, ракеты семейства Х-29 с дальностью до 20 км, авиабомбы с телевизионным и лазерным наведением КАБ-500, ракеты воздух-воздух Р-60.

Су-24М в полёте

В дальнейшем появилась модификация Су-24М2. Новая версия способна использовать ракеты Х-59М с дальностью пуска до 115 км, Х-31 с дальностью до 160 км, ракеты воздух-воздух средней дальности Р-27/РВВ-АЕ с дальностью пуска до 70 км.

Самолёт Су-24 в настоящее время устарел (за исключением Су-24М2, современна только номенклатура вооружения). Самолеты Су-24, вместе с Су-25, должны быть заменены новым фронтовым бомбардировщиком (де-факто многоцелевым истребителем-бомбардировщиком) Су-34 «Утёнок». Тридцатьчетвёрка имеет большую маневренность, боевой радиус, бомбовую нагрузку, гораздо более лучшую авионику.

Звено фронтовых бомбардировщиков Су-24М

Штурмовик Су-25 также не способен конкурировать с «Утёнком», базовая версия Су-25СМ использует, в основном, неуправляемые ракеты и бомбы (может использовать некоторые ракеты Х-25 с лазерным наведением и дальностью не более 10 км), Су-25СМ3 использует вооружение, дальность боевого применения которого в основном не более 20 км (ПТУР «Штурм-В», «Атака», «Вихрь», Х-29).

Прямыми конкурентами Су-24 являются европейский Panavia Tornado и американский F-111, которые имеют схожие характеристики. F-111 снят с вооружения ВВС США в конце 1990-х годов, а в  ВВС Австралии во второй половине 2000-х годов. «Торнадо» активно списывается из рядов ВВС стран Евросоюза.

 

Су-24М на авиабазе «Хмеймим» в Сирии

Боевое применение Су-24

Читайте также  Бомбометание с Су-34

1. Афганская Война (1979-1989) — ограниченно применялся советской авиацией. Все самолёты базировались только на советских аэродромах. Один самолёт разбился при приземлении (не боевая потеря).
2. Война в Персидском Заливе (1990-1991) — многие иракские самолёты были уничтожены на аэродромах авиацией НАТО, остальные перелетели в Иран, где вошли в состав ВВС данной страны.
3.  Чеченские Войны (1994-2009).
4. Война в Южной Осетии (2008).
5. Военная операция России в Сирии (2015-2017), использовались только модернизированные версии (Су-24М).

Также самолёт Су-24 участвовал в некоторых других военных конфликтах.

Су-25 — российский штурмовик. Самолёт весьма распространён в ВКС России. Штурмовик предназначен для уничтожения наземной техники противника, живой силы и огневых точек. Су-25 является дозвуковым: малая скорость позволяет машине эффективней атаковать наземные цели за короткий промежуток времени.

Штурмовик Су-25

Су-25 предназначен для поддержки сухопутных войск на поле боя. Самолёт имеет широкую номенклатуру вооружения.

Базовая версия самолета использует только неуправляемые ракеты и бомбы. Штурмовик имеет лазерный комплекс «Клён» способный наводить ракеты Х-29Л, Х-25МЛ с лазерным наведением. Также самолёт имеет пушку ГШ-30-2, способную эффективно обстреливать живую силу противника, легкобронированную и небронированную технику.

Су-25СМ имеет улучшенную авионику, в том числе лазерное отображение параметров самолета на лобовом стекле. Улучшена также навигационная система.

Штурмовики чаще всего разрисовываются летчиками

Штурмовики Су-25/СМ уязвимы против зенитно-ракетных комплексов малой дальности. Штурмовик будет атаковать цели с 2-15 км (с такой дальности наиболее эффективно можно применять большую часть вооружения). ЗРК малой дальности широко распространены в мире (9К33 «Оса», С-125).

Также Су-25/СМ уязвимы против ПЗРК «Стингер», «Игла». Данные ПЗРК распространены в десятках стран мира. В сухопутных войсках США используется ЗРК M1097 «Avenger» в количестве около 1200 штук. Комплекс представляет из себя 8 зенитных ракет «Стингер», размещённых в пусковых установках на внедорожнике «Хайммер». Зенитная артиллерия и пулеметы также опасны для штурмовика, несмотря на внушительное бронирование (несколько сот кг брони).

Перспективы Су-24 и Су-25

Самолёты семейств Су-24 и Су-25 вероятно будут списаны в период 2018-2025 годов. Очевидно что к 2020 году будут списаны Су-24М и базовые версии штурмовика Су-25, к 2025 году Су-24М2 и Су-25СМ/СМ3. Также будет списана разведывательная модификация Су-24МР.

Читайте также  Су-34 принят на вооружение ВВС России

Фронтовой бомбардировщик Су-24 не имеет никаких перспектив после 2025 года ввиду полного морального устаревания и износа основных агрегатов. Самолёты Су-24М и Су-25СМ заменяет истребитель-бомбардировщик Су-34 «Утенок».

Почему Су-34 «Утенок» заменит Су-24М и Су-25/СМ

Многоцелевой истребитель-бомбардировщик Су-34 способен эффективно выполнять боевые задачи по уничтожению широкого спектра наземных целей. «Утенок» способен использовать широкую номенклатуру вооружения: от управляемых ракет с лазерным наведением и корректируемых бомб до дальнобойных ракет (с дальностью пуска более 50 км) с автономной (инерциальное наведение на марше и активное на конечном участке полёта) системой наведения. Су-34 также способен использовать авиапушку ГШ-30-1 и неуправляемые ракеты и бомбы.

Су-34 «Утенок» над облаками

Воздушное судно Су-34 (самолёты с максимальной взлетной массой 40 и более тонн классифицируются как воздушное судно, максимальная взлётная масса Су-34 45 тонн), несмотря на большой вес способно выполнять все фигуры высшего пилотажа. Единственная фигура пилотажа, невозможная для Су-34 это «Кобра Пугачева».

Высокая маневреммость позволяет Су-34 вести бой с вражескими истребителями на равных. Манёвренность дополняется широкой номенклатурой ракет класса «воздух-воздух». Ракета средней дальности Р-27 (в том числе и наиболее совершенная версия Р-27Т с тепловой головкой самонаведения) и ракета Р-73 не оставят шансов на выживание вражеским истребителям.

Мощные средства РЭБ (Л-175В «Хибина») позволят создавать сильные помехи в электронном оборудовании противника, что крайне актуально в современной войне.

Стандартный боевой радиус Су-34 1100 км с 8 тоннами бомб. Это значительно больше боевого радиуса Су-24М (500 км с бомбовой нагрузкой 4 тонны, 350 с 7,5 тоннами). Боевой радиус Су-25/СМ в среднем 300 км.

Возможность истребителя-бомбардировщика Су-34 использовать дальнобойные ракеты семейства Х-31ПД (до 250 км) и Х-59М/МЕ  (до 200 км) позволяют самолету атаковать наземные и надводные цели не входя в зону ПВО малой и средней дальности. Такой возможности не имеют Су-24М и Су-25/СМ.

/Александр Растегин/

20 КОММЕНТАРИИ

  1. Растегин упорно валит всё в кучу,ну накой фронтовому штурмовику-ттх бомбёра средней дальности?

    • В современной войне к авиации нужны другие требования. Сейчас вообще граница размыта между типами самолетов. Фронтовой бомбардировщик Су-34 построен на базе истребителя Су-27, имеет маневренность почти как у истребителя Су-27. Су-34 как истребители Су-27, Су-35С может использовать ракеты воздух-воздух средней дальности. Также Су-34 имеет ракеты средней дальности «воздух-земля» и мощные средства РЭБ позволяющие преодолевать мощную ПВО, также истребители Су-35С могут выполнять данные задачи, но менее эффективно.
      Может быть Су-24 не нуждался в ракетах средней дальности в 1980-х годах, когда обычное снижение на малую высоту позволяло преодолевать ПВО, а ракет «воздух-воздух» средней дальности не было в массовом применении.

  2. Вообще-то Су 25 и Су 34 разные машины.
    Да, у Су 34 и бронирование кабины есть…но «живучесть» Су 25 однозначно выше.
    Были данные что Сухой именно на базе Су 25 чего то лепит, но опять таки с 2012 по 2020 год трудно полностью слепить новую машину…скорее всего очередная модернизация.
    На базе Су 34 будут лепить другую линейку машин. Вот здесь кроме машины РЭБ вообще ничего не известно. Но повторюсь…машины абсолютно разные и топливная система Су 34 НЕДОСТАТОЧНО ЗАЩИЩЕНА…ФАКТ

    • Сейчас при наличии высокоточного оружия необязательно летать на малых высотах как Су-25СМ и атаковать цели. Су-34 будет атаковать цели на больших высотах (более 7000 метров), чем Су-25. Ему такое хорошее бронирование не понадобится. В крайнем случае, ударные вертолёты Ми-28Н/НМ и Ка-52/К способны также атаковать одиночные цели на малых высотах, как и Су-25/СМ и имеют хорошее бронирование. Но лично я считаю, что Су-34 даже не придётся делить задачи вместе с ударными вертолетами, снятых с вооружения Су-25/СМ, по моему мнению его ттх позволят выполнять практически все его боевые задачи, только принимая другие меры (как пример не атакуя цели на малой высоте, а использую высокоточное оружие с больших высот).

      • «Высокоточное оружие». Говорят, если у тебя есть ядерная ракета, то промах на пять километров не промах. Для решения задач поддержки пехоты на современном ТВД, такая тактика прокатит. Но если дело коснется поддержки войск, в стесненных условиях, а еще и в горах, то это «высокоточное оружие», даст «дружественного огня» и своим. Именно поэтому, был придуман Су-25, этот «летающий БТР».

  3. Господин Растегин! Исправьте пожалуйста термин судно на корабль, за подобную формулировку любой командир воздушного корабля (а таковым является любой самолёт с экипажем более одного человека) может и по фэйсу))))) то же правило действует и на флоте. Боевых суден не бывает, только боевые корабли. В ссср за должность командира воздушного корабля была доплата и когда пилотов двухместного тяжелого ту-128 переучивали на одноместный су-15, то надбавка отменялась, а народ сильно возмущался))))).

  4. История всегда развивается по спирали. Начнётся большая война и снова понадобится аналог ил-2. Будут срочно вводить в строй грачей и пытаться наладить их производство в улан- удэ. Только штурмовик может оперативно прилететь и изолировать поле боя, а потом его зачистить. Вертолеты хороши только для действий из засад и не могут висеть над передним краем.

  5. Кстати Сталин первым понял ценность Ил-2 и бросил все ресурсы на расширение их производства

    • Но ведь это было более 70 лет назад. Ил-2, при некоторых недостатках, в войну был мощным и эффективным самолетом (но нёс чудовищные потери, уничтожено и списано из-за повреждений более 90 процентов всех штурмовиков). Поймите одно атаковать цель на малых высотах нужно по двум причинам:
      1. Если нет нормального высокоточного оружия
      2. Чтобы скрыться от радаров
      Су-34 имеет отличное (не побоюсь этого сказать) оружие. Радары Су-34 обычно просто уничтожает либо подавляет, а не скрывается от них (хотя на самолете применены технологии по снижению заметности).

    • Ил-2 и Су-25 тоже сильно отличаются. Ил-2 хоть и имел бронирование, но хвостовое оперение было деревянным, задняя часть фюзеляжа делалась из металлических прутьев с прикреплёнными к ним деталям из фанеры. В войну большинство самолетов делались из фанеры и дерева, за исключением двигателя, кабины, баков и опорных конструкций.
      Про навигацию я вообще молчу, тогда только компасы были.
      Ил-2 и Су-25 объединяет только термин «штурмовик» и полеты на малых высотах, хотя Су-25 выше летает.

  6. Их объединяет основное предназначение и тактика применения. Через пару месяцев большой войны умные боеприпасы закончиться, а нуры и чугунки останутся в достаточном количестве. Накрывать дзот х25 или х29 грач умел уже в афгане (137 попаданий из 139 пусков, если не ошибаюсь). В горах он вообще незаменим, так как у вертушек резко падает тяга и боевая нагрузка. Кстати даже клип «грачи прилетели» показывает именно такую ситуацию.
    Военное искусство развивается по спирали и потому даже в самых древних войнах можно найти очень поучительные выводы. К примеру, концепция Абрамса полностью повторяет концепцию немецкого тигра, то есть тяжело бронированный и малоподвижный, слабо проходимый охотник за быстрыми и проходимыми советскими тридцатьчетверками (концепция которых совпадает с концепцией т72).
    Более того, ни какие лазеры и прочие гсн не отменяют классический общевойсковой бой, вспомните знаменитую телеграмму Дудаева Ельцину, с фразой «вы лишили меня авиации, но встретимся мы на земле».
    Также опыт войны с Хусейном 2003 говорит о том же. Сначала амерам было весело бомбить, но потом началась фаллуджа и месиво. Помня об этом, они не хотят лишаться своего бородавочника и в принципе не считают апач или ф15е его заменой))). А ведь ф15е это полный аналог су-34.

  7. Я вообще уверен, что Су 25 после 2025 года для армии РФ будет как чемодан без ручки. По большому счету он уже и сейчас не нужон, просто пока Су 34 в войсках НЕДОСТАТОЧНО. Да и пока что можно Су 24 оставить….с ударниками у нас полная Ж….после 2020 года скорее всего представят длинный истребитель-перехватчик Сухой, который после незначительных переделок превращается….в ударник. Они все будут МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ. Ему по земле удар нанести…плевое дело.
    И другие премьеры тоже будут. А вот по моему Су 25 «безнадежно устарел» и эти допотопные двигатели просто ужас.У МиГ был штурмовик ЛМФС с одним двиглом но что то тишина. Хоть бы кто нить намекнул…да просто написать…работа идет. И все.

  8. Подтверждаются слухи о том, что Су 34 не годится для замены именно Су 25.

    1. Как я раньше писал, у Су 34 меньше защиты.
    2. Су 34 явно более дорогая машина, экспуатировать ее дорого (в сравнении с Су 25).
    3. Высокоточные боеприпасы тоже не из дешевых.
    4. Одна подготовка «истребителя-бомбардировщика» Су 34 занимает не менее 5 часов. Это сказал офицер ВКС.

    Теперь относительно Як 130. Есть программа модернизации этого «штурмовика» но этот самолет напрочь лишен какой-либо вообще защиты. Да и нагрузка «всего» 3 000 кг. Явно мало.
    Был проект Як 131…но о нем я вообще ничего не знаю.

    Что будет делать Минобороны????? Не знаю. Или «переплачивать» и посылать в явно не дешевый полет Су 34 и очень долго его «готовить» к полетам на земле, в добавок с дорогущими боеприпасами….или ждать «модернизации» Як 130 но денег минобороны на это НЕ ДАСТ!!!

    Или ждать от Сухого «выкатки» глубоко модернизированного Су 25, но это не Су 39!!!, совсем нет, это скорее ближе к 5 поколению. Там должны быть и внутренние ОГРО, И АФАР, навигация, РЭБ и даже элементы стелс. Но это не 5 поколение….потому шта….нет двигателей 5 поколения подходящие под размер Су 25 или его «приемника».
    Но Сухой сильно был занят испытаниями Т-50, и там были проблемы….выкатку «приемника» Су 25 «провафлили»… выкатят Сухие в 2020 году «замену» для Су 25? По идее должны….а там хрен их знает.
    Кроме того, опять и снова проекты Сухого….Пак Та (транспортник) очень сложный, проект истребителя 6, и даже 7 поколения….куда там до какого-то приемника Су 25.

    Так что или Сухой (что вряд ли) или Як 131, или МиГ ЛМФС. О последнем уже несколько лет разговоры идут…денег практически нет не у кого….в этом вся проблэма…

  9. В одно время в СССР,под давлением Хрущёва,отказались от ствольной артиллерии и авиа пушек в пользу ракет,а потом практика показала что не стоило этого делать. Так и тута,не нужно охотится на зайцев управляемой ракетой,когда достаточно дробовика.
    Су-34 ни каких управляемых бомб не хватит,когда противник атакует фронтом большим количеством танков и мотопехоты,тут более действен залп большого количества не управляемых ракет,и высокая скорострельность авиа-пушек на бреющем полёте ,хорошо управляемого самолёта на данных высотах.

  10. Я в принципе об этом и говорю. Одним Су 34 мы не защитим всю Россию. Тем более сами знаете о скоплении войск возле наших границ…Тем не менее, Су 24, Су 25, это третье поколение….у них очень прожорливые двигатели….износ у них…а мне отвечают…норм. пущай летають…как минимум до 2025 года. МАРАЗМ.
    А если допустим доведут до «ума»
    F 35 за три ближайших года? чего мы тогда делать будем?
    А у нас Су 35. Но ведь сухопутные войска вероятного противника уничтожат наземные обьекты и нужны машины бьющие по наземным обьектам…не по своим….по противнику. Тут одного Су 34 катастрофически мало будет.
    Пока нет ничего конкретного. Одни хотелки.

    • По наземным целям отлично работают ударные вертолёты Ми-28Н и Ка-52, многоцелевые истребители Су-35С, Су-30СМ и Су-27СМ могут, при необходимости, наносить удары по наземным целям (и высокоточные, и обычные). Также есть оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер», крылатые ракеты «Калибр».
      Если уж о глобальной войне речь идёт, то там будут сотни, тысячи стволов орудий и минометов, РЗСО. Думаю вполне хватит оружия для борьбы с большим количеством наземных целей.
      Основная роль бомбардировочной авиации уничтожать наиболее опасные наземные цели: скопления войск, штабы, РЛС, узлы связи и снабжения, командные пункты, ДОТы, позиции тяжелой артиллерии, зенитно-ракетных комплексов, тактических ракет.
      Какую-нибудь пулеметную точку уничтожат пехотинцы из миномета. Пару уцелевших танка из колонны, атакованой Су-34, добьют из ПТУРов.
      Есть другие виды войск для решения более мелких задач. Никто не говорит, что бомбардировочная авиация в лице Су-34 будет уничтожать врага до последнего пехотинца.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя