Тачка на прокачку, или апгрейд «колесницы» («Меркава» Мк.2 и Мк.3)
Спешка с вводом в строй Армией Обороны Израиля (АОИ) новых танков «Меркава» оказалась вполне оправданной. К моменту начала очередного военного столкновения, получившего название Первой ливанской войны (по израильской терминологии — операция «Мир Галилее», изр. «Шлом а-Галиль»), танковые части АОИ уже располагали примерно двумя сотнями новейших танков «Меркава» Мк.1.
Всего на ливанской границе Израиль сконцентрировал 11 дивизий, объединенных в три армейских корпуса (каждому корпусу была выделена своя зона ответственности или направление — Западное, Центральное и Восточное). Кроме того, на Голанских высотах, в непосредственной близости от Дамаска, были развернуты еще две дивизии. Шесть дивизий были танковыми, по штатам в них должно было насчитываться около 1 800 танков, но реальность была более скромной — в наличии имелось всего около 1 200 единиц.
Были задействованы практически все из двухсот имевшихся танков «Меркава» Мк.1. Они входили в состав следующих частей и подразделений: 7-я броне-танковая бригада (77-й танковый батальон «Оз», 75-й танковый батальон «Ромах» и 82-й танковый батальон «Гааш»), 211-я бронетанковая бригада (126-й и 429-й танковые батальоны), 460-я бронетанковая бригада (198-й танковый батальон) и 844-я бронетанковая бригада (бригада Бронетанковой Школы), которая имела около двух рот танков «Меркава» Мк.1.
Основной противник АОИ — сирийская армия и палестинские боевики были оснащены танками гораздо хуже, в их распоряжении в Ливане имелось всего 400–500 танков. Из них около 150 были древними Т-34-85 и Т-54/55, принадлежащими Армии освобождения Палестины (в районе Бейрута) и палестинской организации ФАТХ. Сирийское командование, учитывая недостаточность имеющихся в его распоряжении сил, избрало тактику, позволяющую, по его мнению, максимально замедлить продвижение сил АОИ. Широко практиковались засады и минирование горных дорог, навязывание боев практически за каждую деревню, для чего наряду с пехотой в них размещались небольшие группы сирийских танков.
Боевой путь танков «Меркава» в Первой ливанской войне, начавшейся 6 июня 1982 г., выглядел примерно так: 75-й и 82-й танковые батальоны 7-й бронетанковой бригады, приданные 252-й дивизии, сначала действовали в районе северных отрогов горы Хермон (на терри- тории Иудеи и Самарии), а затем вели бои с сирийцами, продвигаясь вдоль хребта Антиливан. Они встретили прекращение огня в районе Янта.
77-й танковый батальон (один из лучших батальонов бронетанковых войск) 7-й бронетанковой бригады сначала был придан пехотной бригаде «Голани» (т. е. находился в 36-й дивизии) и участвовал в захвате района Бофор, а позже действовал в восточной ча- сти высот Набатия. Затем 77-й батальон был передан другой пехотной бригаде и окончил войну в районе озера Карун.
211-я бронетанковая бригада действовала вместе с 91-й дивизией на побережье Средиземного моря, поддерживая своими танками пехоту, штурмовавшую горо- да Тир и Сидон. Прекращение огня застало 211-ю бригаду в районе Бейрута.
198-й танковый батальон 460-й бронетанковой бригады участвовал во взятии Джезина, а потом продвигался в направлении Машгара (к западу от озера Карун).
844-я бронетанковая бригада в основном действовала вместе со сводной дивизией «Коах Варди», за исключением одного батальона (укомплектованного танками М60), который в ночь с 6 на 7 июня был высажен с моря и принимал участие в боях на Западном направлении.
Все шесть танковых батальонов, вооруженных танками «Меркава» Мк.1, вели активные боевые действия в течение первого этапа войны — до момента прекращения огня 11 июня 1982 г. Неудивительно, что они сопровождались потерями. Известно, что общие потери танковых экипажей АОИ составляли 71 человека убитыми (причем не только от воздействия противотанковых средств, но также, например, от огня снайперов), из них 9 человек были из экипажей «Меркава». Это не официальные данные, а оценки из некоторых иностранных источников, сами израильтяне официальных данных до сих пор не приводят. В тех же иностранных источниках количество безвозвратно потерянных (уничтоженных) танков «Меркава» Мк.1 оценивается в 7 машин, а всего в первой Ливанской войне АОИ безвозвратно потеряла 52 танка (37 — М60, 8 — «Центурион» и 7 — «Меркава»), свыше 100 танков были серьезно повреждены.
На сегодняшний день из литературы известны следующие случаи подбития или уничтожения танков «Меркава» (официальных данных до сих пор нет). 8 июня 1982 г. два танка «Меркава» Мк.1 были потеряны по техническим причинам (по-видимому, сорвались с обрыва) во время ночного обхода Эйн-аль-Xильве. На следующий день танк «Меркава» Мк.1 из 198-го танкового батальона, был подбит огнем сирийцев в районе деревни Аин А-Тина, оставлен экипажем и повторно поражен дружественным огнем израильских танков «МАГАХ» (модернизированные в Израиле танки М60) из 198-го танкового батальона, так называемый «инцидент у Аин А-Тина» — перестрелка танков 196-го и 198-го ба- тальонов 460-й бронетанковой бригады.
10 июня 1982 г. танк «Меркава» Мк.1 из 75-го танкового батальона был поврежден огнем из легкого безоткатного орудия в районе Бейт-Лахия, к югу от городка Рашайя, и подожжен повторным попаданием 115-мм снаряда из танка Т-62. Экипаж покинул машину, погибших не было, но танк был уничтожен безвозвратно — сдетонировала боеукладка. Чуть раньше в том же районе еще два танка «Меркава» Мк.1 получили легкие повреждения в результате попадания ПТУР «Хот», выпущенных с вертолетов «Газель». В тот же день в районе перекрестка Хальде, к югу от Бейрутского аэропорта, была подбита «Меркава» Мк.1 из 211-й бригады. Танк сгорел, но был эвакуирован ночью.
11 июня 1982 г. три танка «Меркава» Мк.1 из состава 7-й бронетанковой бригады были поражены ПТУР с вертолетов «Газель» на подступах к Янте. Один танк надолго выбыл из строя, получив попадания двумя ракетами. Одна из них угодила в двигатель, вторая — в борт, смертельно ранив наводчика и заряжающего. Остальные два танка получили легкие повреждения.
Спустя месяц, 11 июля 1982 г., в ходе разведки боем, нa взлетно-посадочной полосе Бейрутского аэропорта боевиками просирийской милиции Валида Джумблата огнем из РПГ-7 или ПТУР «Малютка» были подбиты два израильских танка — «Меркава» Мк.1 и «МАГАХ». Подбитая «Меркава» несколько часов находилась в руках боевиков — фотографии боевиков на фоне горящей «Меркавы» были опубликованы многими газетами и получили широкую известность. Хотя несколько часов спустя эта «Меркава» Мк.1 была эвакуирована на территорию, находящуюся под контролем АОИ, скорее всего, танк был потерян безвозвратно.
Другие случаи подбития танков «Меркава» Мк.1 имели место на западном направлении, где «Меркавы» 211-й бронетанковой бригады использовались при зачистке населенных пунктов. По всей видимости, они были подбиты огнем РПГ-7 и ПТУР.
В ходе боевых действий подтвердилась высокая защищенность «Меркавы» — усилия конструкторов, отдавших приоритет именно этой боевой характеристике, не пропали даром. По израильским данным, шанс пробития брони в результате вражеского попадания для «Меркавы» составлял 41 %, тогда как для остальных танков АОИ (МАГАХ, «Центурион») — 61 %. Из пораженных израильских танков загоралось около 31 %, но для «Меркавы» эта цифра составила лишь 15 %. Практически ни один из членов экипажа пораженных «Меркав» не получил и серьезных ожогов.
У сирийцев повреждения различной степени тяжести получили около 400 танков, но какая часть из них была потеряна безвозвратно, установить не представляется возможным. Более или менее известны безвозвратные потери лишь среди сирийских Т-72, которые составили 11–12 машин.
В литературе можно встретить описания стычек между сирийскими Т-72 и израильскими «Меркавами» в ходе Первой ливанской войны. Например: «…батальон сирийских Т-72, совершая ночной марш, неожиданно «выскочил» на подразделение «Меркав», ждавшее прибытия топливозаправщиков. Завязался ожесточенный ночной бой на короткой дистанции. Сирийские танки, развившие высокий темп огня, быстро расстреливали свой боекомплект в барабанах автоматизированных боеукладок. Однако, к досаде сирийских танкистов, результатов их стрельбы не было видно: танки противника не горели и не взрывались.
Решив больше не искушать судьбу, сирийцы, практически не понесшие потерь, отступили. Через некоторое время они выслали разведку, которая обнаружила поистине удивительную картину: на поле боя чернело большое число неприятельских танков, брошенных экипажами. Несмотря на зияющие в бортах и башнях пробоины, ни одна «Меркава» действительно не загорелась: сказалась совершенная быстродействующая система автоматического пожаротушения с ИК-датчиками и огнетушащим составом «Талон 1301», а также отличная защита боеукладки, размещенной в задней части боевого отделения с разнесенным бронированием» (В. Ильин, М. Никольский. «Ливан-82. Победил ли Израиль в этой войне?»).
Но в действительности между собой танки Т-72 и «Меркава» в бою не встречались и, соответственно, друг друга не подбивали. Как сейчас установлено, десяток упомянутых выше Т-72 был уничтожен 11 июня 1982 г. в районе деревни Амик (на северо-западе долины Бека) израильскими спецназовцами с помощью ПТРК «Тоу», размещенных на джипах.
Выпуск танков «Меркава» первой модели (для обозначения моделей «Меркава» на иврите используется слово «Симан» или «знак» — аналог английского «Mark» или «Mk.») был окончен в сентябре 1983 г. Всего с 1979 г. по 1983 г. было изготовлено около 330 единиц танков «Меркава» Мк.1 (по другим данным — 250). В первые два года после запуска в производство ежегодно строилось примерно по 70 машин. После Первой ливанской войны темп производства «Меркавы» Мк.1 снизился, так как предприятия были загружены восстановлением поврежденной боевой техники.
Хотя танк «Меркава» Мк.1 производился серийно, но его совершенствование продолжалось. Этот процесс ускорился благодаря полученному в Ливане боевому опыту, и к началу 1983 г. конструкторами была подготовлена следующая модификация «Колесницы», получившая обозначение «Меркава» Мк. 2. Такие танки начали покидать цеха с сентября 1983 г. Первой в феврале 1984 г. их получила 7-я бронетанковая бригада. С 1985 г. с завода стали выходить усовершенствованные танки — «Меркава» Мк2В. Производство «двойки» велось до конца 1989 г., всего войска получили около 600 таких машин (по другим данным — 550).
На «Меркаве» Мк.2 конструкторы в первую очередь провели усиление бронирования. Хотя еще на этапе разработки прототипа фронтальную проекцию башни постарались максимально уменьшить (по статистике, вероятность попадания снарядов в башню была наибольшей), для чего придали ей клиновидную форму, а кроме того, выполнили бронирование ее передней части разнесенным (две броневые плиты толщиной 76 мм разделялись пространством, в котором разместили патронные коробки к пулеметам), однако, несмотря на все эти ухищрения, бои в Ливане показали, что данных мероприятий недостаточно.
Исходя из этого защищенность башни «Меркавы» Мк.2 повысили, правда, пойдя самым простым путем — установили стальные модули-накладки, крепившиеся к основной броне болтами. Для предохранения прицелов перед ними приварили ребра, которые отклоняли от оптики пули и осколки.
Дополнительной защитой башни стала и объемная корзина для имущества, установленная в ее задней части (подобные корзины начали устанавливать еще на поздних «Меркавах» Мк.1). Снизу по периметру корзины подвешивался плотный ряд стальных цепей с шарами на концах. Эта завеса служила своеобразным противокумулятивным экраном, предохранявшим заднюю часть башни от реактивных гранат РПГ.
Учитывая широкое применение в Ливане РПГ и ПТУР, подверглась изменениям конструкция бортовых экранов, которые вызывали преждевременную детонацию кумулятивных боеприпасов. Оказалось, что экраны располагались слишком близко от корпуса, на таком успевала рассеяться, к тому же узкий промежуток между экранами и корпусом часто забивался грязью. На «Меркаве» Мк.2 экраны отнесли от борта немного дальше и изменили конструкцию их крепления (в узлы их крепления включили эллиптические рессоры). Теперь секции экранов не подскакивали при движении танка, открывая для выстрела борта, как на Мк.1. Была предусмотрена также возможность установки на экранах элементов ак- тивной брони, а позже экраны начали изготавливать из специальной стали.
Убедившись в полезности постановки в бою дымвых завес, «Меркаву» Мк.2 оборудовали дымовыми гранатометами (использовавшиеся сирийцами советские танки имели штатную термодымовую аппаратуру). По одному четырехствольному блоку дымовых гранатометов СД-3030 установили в передней части башни с каждого борта. Дымовая завеса возникала спустя 2–3 сек. после подрыва гранаты (калибра 78,5 мм) на расстоянии 40–50 м от танка.
Живучесть машины повысились и за счет установки усовершенствованной быстродействующей системы пожаротушения Spectronix. По утверждению ее разработчика, эффективность этой системы подтверждалась тем фактом, что «ни один член экипажа танков «Меркава», пораженных средствами противника в боях, вплоть до конфликта в Ливане осенью 1997 г. не получил ожогов».
С целью повышения эффективности ведения огня из основного оружия на «Меркаве» Мк.2 установили усовер- шенствованную систему управления огнем (СУО) Матадор Мк.2, разработанную израильскими специалистами фирмы Elbit Systems. Она включала прицелы, лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель (на «Меркаве» Мк.1 стоял аналоговый), двухплоскостной стабилизатор с электрогидравлическим приводом. Для расширения возможностей по борьбе с пехотой и легко бронированными целями (такими, как броне- транспортеры) на «Меркаве» Мк.2 на маске орудия стали открыто устанавливать крупнокалиберный пулемет М2НВ. Перед командирским люком появился 7,62-мм пулемет FN MAG.
Миномет Soltam калибра 60-мм, который использовался для борьбы с расчетами ПТРК, ведущими огонь из-за укрытий, перенесли внутрь башни, теперь огонь из него вел заряжающий. На Мк.1 он располагался снаружи рядом с командирским люком (огонь вел коман- дир) на правом борту башни. В боекомплект миномета входили как осколочные, так и дымовые мины, максимальная дальность стрельбы — 3,5 км.
Несмотря на то, что масса «Меркавы» Мк.2 увеличилась, достигнув 61 т, ее двигатель остался прежним с мощностью 900 л. с. К тому же в результате установки новой автоматической трансмиссии (на Мк.1 стояла полуавтоматическая) увеличились потери мощности (примерно на 100 л. с.), передававшейся от двигателя на ведущие колеса. Все это привело к тому, что зачастую новые Меркавы» Мк.2 даже отставали от старых Мк.1. В оправдание нужно отметить, что, во-первых, автоматическая трансмиссия была гораздо более удобной для управления машиной в боевых условиях, чем полуавтоматическая или механическая, а во-вторых, она экономила топливо. В результате такой экономии запас хода «Меркавы» Мк.2 возрос почти до 500 км (при незначительном росте емкости баков — всего на 150 л).
«Меркава» Мк.2 выпускалась в различных вариантах, совершенствуясь в ходе своего производства. Необходимо подчеркнуть, что в случае израильских танков, в том числе и «Меркавы», отдельные модификации не так четко очерчены, как у других зарубежных танков.
Наряду с тем, что в Израиле осуществлялась непрерывная программа модернизации, старые модели подтягивались до современного уровня, бюджетные ограничения зачастую не позволяли проводить модернизационные мероприятия в полном объеме или же они осуществлялись лишь в рамках небольшой партии. При этом усовершенствования, выполненные на более ранних танках, могли также реализовываться и на вновь строящихся машинах, что дополнительно размывает различия между вариантами. Так, зачастую встречаются «Меркавы» одного периода выпуска/модернизации, но с различными усовершенствованиями.
Имевшиеся танки модификации Мк.1 в большинстве своем прошли модернизацию до уровня Мк.2 — на корзине в корме башни навесили противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменили бортовые экраны; в передней части башни установили блоки дымовых гранатометов; СУО Матадор Mк.l, заменили более совершенной Матадор Mк 2. В то же время на башне не «Меркава» Мк.2, прошедшая доработку. Рядом с пушкой виден один из блоков дымовых гранатометов СД-3030 устанавливалось дополнительное бронирование, 60-мм миномет остался на ее правом борту снаружи. Такие модернизированные танки обозначались «Меркава» Mk.1B.
С 1985 г. в производство пошла «Меркава» Мк.2В с системой «Третий глаз» — датчиком определения лазерного облучения машины дальномерами противника. Система предупреждала командира танка о возникновении опасности, при этом на его дисплее высвечивались стрелки направления на цель. Датчик устанавливался на задней части башни. В системе управления огнем Мк.2В прицел наводчика совместили с тепловизором, существенно улучшив «ночное зрение» танка.
Кстати, на «Меркаве» Мк.1 конструкторы, в то время не располагая хорошими приборами ночного видения (ПНВ), дабы обеспечить «ночное освещение», установили в задней части башни мощный ксеноновый прожектор. Для предохранения от поражения осколками и пулями, прожектор расположили горизонтально, с ответственно светил он вверх, а вперед его световой поток направлялся с помощью поднимающегося параболического зеркала. Позже, с появлением нормальных ПНВ, от этой сложной конструкции отказались, заварив отверстие для прожектора крышкой.
Небольшое количество танков «Меркава» Мк.2 получили усиленное бронирование. Эта модификация известна как «Меркава» Мк.2 с броней 4-го поколения. Работы над ней начались в 1997 г. после того как в один день сразу три танка «Меркава» Мк.2 были уничтожены ПТУР, выпущенными боевиками «Хэзболлы». Ракеты попали точно между корпусом и башней, погибло три танкиста — командир одной машины и водитель другой. На борта башни танка «Меркава» Мк.2 с броней 4-го поколения были установлены дополнительные броневые модули (прикрывавшие погон), для улучшения защиты водителя была усилена верхняя лобовая деталь корпуса. В результате добронирования масса машины возросла до 65 т.
Танки «Меркава» Мк.2 с броней 4-го поколения направлялись в основном в районы ливанской границы. Экзамен новая машина успешно прошла в 2005 г., когда боевики «Хэзболлы» атаковали израильский блокпост в районе Хадзар. Одна из двух находившихся здесь «Меркав» Мк.2 с броней 4-го поколения получила семь попаданий из различного оружия, но ни один из членов ее экипажа не пострадал.
/Сергей Шумилин, naukatehnika.com/