EF-2000 «Typhoon» — новейший многоцелевой истребитель поколения 4++ (самолёт пятого поколения на базе четвёртого). Истребитель представляет вершину развития авиастроения европейских стран.
Истребитель разработан совместно четырьмя странами: Великобритания, Испания, Германия и Италия. Все четыре страны производят комплектующие для истребителя. EF-2000 «Typhoon» имеет сниженную заметность в радиолокационном диапазоне: в передней полусфере эффективная площадь рассеивания (ЭПР) в четыре раза меньше, чем у устаревшего самолета «Торнадо», самолёт имеет обтекаемую форму. Вооружение, расположенное на пилонах, находится в «полупогруженном» состоянии, самолёт имеет «приплюснутые» воздухозаборники, некоторые части самолета имеют радиопоглощающее покрытие.
EF-2000 «Typhoon» изготовлен на 40% из углепластиков, значительная часть самолета состоит из титановых сплавов и стеклопластика. Данные материалы значительно уменьшают заметность самолета в радиолокационном диапазоне и уменьшают массу самолета.
Многоцелевой истребитель EF2000 является достойным конкурентом российскому Су-35С. Оба самолета обладают сверхманевренностью. «Typhoon» имеет максимальную боевую нагрузку 6500 кг против 8000 кг у Су-35С. Боевой радиус в режиме истребителя у «Typhoon» 1380 км, у Су-35С 1500 км.
Европейский истребитель истребитель имеет двухконтурный двухвальный турбовентиляторный двигатель с форсажной камерой EJ-200, развивающий максимальную скорость 2450 км/ч на высоте. Российский самолёт имеет двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-41Ф, развивающий максимальную скорость 2250 км/ч на высоте 11 км.
Противодействие системам ПВО на примере С-300
EF-2000 «Typhoon» способен использовать противорадиолокационные ракеты HARM с дальностью до 100 км. Дальность ракет в сочетании с малой заметностью самолета позволят истребителю атаковать ЗРС С-300 находясь в малой досягаемости его зенитных ракет.
Большинство типов ракет С-300 имеет дальность до 75 км, что недостаточно для перехвата самолета. Ракеты большой дальности имеют дальность 150-200 км (самые современные, используемые на улучшенной версии С-400 до 250 км), однако попадание в цель с высокой вероятностью маловероятно в силу сложного наведения на больших дальностях РЛС ЗРС С-300 и активной радиолокационной головкой самонаведения зенитной ракеты большой дальности. Надо учитывать, что Typhoon имеет малую радиолокационную заметность, большую скорость, может атаковать на малых высотах. Все эти факторы затрудняют эффективное поражение зенитной ракетой.
Однако надо учитывать что ВКС России, несмотря на широкую эксплуатацию ЗРС С-300, активно эксплуатирует новейшие ЗРС С-400 «Триумф» и, в перспективе, будет эксплуатировать ЗРС С-350 «Витязь». Данные зенитно-ракетные системы способны эффективно поражать цели с малым ЭПР, что не даст почти никаких шансов подлететь EF 2000 близко к ЗРС. Если эскадрилья многоцелевых истребителей «Typhoon» нанесёт массированную ракетную атаку крылатыми ракетами, то ЗРС «Витязь» перехватит все или почти все ракеты за счёт большого количества зенитных ракет (12 ракет на пусковую установку).
Эффективность против бронетехники
Самолёт способен применять тактические ракеты «Мейверик» с дальностью поражения до 30 км. Боевая часть ракеты около 120 кг, что достаточно для поражения и одиночного танка и целой колонны.
EF-2000 «Typhoon» способен применять противотанковые ракеты «Бушмастер» с дальностью пуска до 10 км. Данные ракеты имеют тандемную кумулятивную боевую часть, способную эффективно поражать современные танки.
Боевые возможности против морских целей
Многоцелевой истребитель EF-2000 способен использовать противокорабельные крылатые ракеты «Harpoon». Дальность пуска ракеты 280 км. Ракета предназначена для уничтожения вражеских надводных кораблей, имеет инерциальную систему наведения на маршевом участке полёта и активную радиолокационную на конечном участке.
Высокая дальность пуска ракеты позволяет самолету атаковать корабли на дальности, практически недоступной для корабельных систем ПВО малой и средней дальности. Подавляющее большинство кораблей имеет ПВО малой и средней дальности, неспособной перехватить атакующий самолёт «Typhoon». Не все корабельные ПВО большой дальности также способны эффективно перехватить атакующий самолёт.
Например, корабельный зенитно-ракетный комплекс «Форт», размещённый на атомном крейсере «Пётр Великий» имеет эффективную дальность около 90 км, в силу возможностей радиолокационной станции по обнаружению целей на корабле. Модернизированная версия «Форт-М» имеет дальность до 160 км за счёт активной радиолокационной головки самонаведения, стоящей на новой ракете.
Перспективы в вооруженных силах стран Евросоюза
Многоцелевой истребитель EF-2000 «Typhoon» стоит на вооружении Королевских ВВС Великобритании (более 100 штук), Королевских ВВС Испании (более 100 штук), ВВС Германии (около 30 штук), ВВС Италии (некоторое количество), ВВС Австрии (не менее 15 штук).
F-35 Lightning 2 — перспективный самолёт пятого поколения. Самолёт предназначен для США и его союзников. Для вооруженных сил США предусмотрено три версии: для ВВС, для ВМС и для КМП. Самолёт уже получил шквал критики за огромную стоимость, целесообразность перехода на пятое поколение при возможности эффективной модернизации самолетов четвёртого поколения с доведением некоторых характеристик до пятого поколения.
Наиболее необъяснимо желание руководства США перевести сразу три вида войск (ВВС, ВМС и КМП) на принципиально новые, малоопробованные истребители. F-35 не имеет ничего общего с «ветеранами» F-15, F-16 и F/A-18. Для налаживания производства и эксплуатации придётся поменять полностью все производственные мощности предприятий, переобучить технический персонал.
Летчики, годами летавшие на разных типах самолетов, должны в краткие сроки пересесть на различные модификации F-35. Мало того, «суперистребитель» уступает по многим параметрам самолетам четвёртого поколения. Я не сторонник критиковать Пентагон за разработки и эксплуатацию дорогих систем вооружения. В общем США со времён Второй Мировой Войны выбрали более-менее правильную концепцию, основные постулаты которой состоят в ведении войны при минимальных потерях за счёт использования передового высокотехнологичного оружия стоящего больших денег. Однако F-35 мало соответствует данной концепции за счёт того что:
— соперники F-35: EF2000, Су-35С, Rafale, Gripen, Су-57 также являются высокотехнологичным оружием, и хоть уступают по стоимости, но цена у них тоже большая (20-50 млн $, Су-57 в пределах 200 млн $);
— истребитель имеет плохую маневренность;
— значительная часть номенклатуры вооружения самолета пятого поколения устарела;
— чтобы сильно не повысить свою заметность в радиолокационном диапазоне, самолёт вынужден использовать вооружение только во внутренних отсеках, что сильно снижает полезную нагрузку;
— самолёт имеет только один двигатель;
— F-35 не способен летать на сверхзвуковой крейсерской скорости (некоторые эксперты считают, что по данной причине F-35 не является истребителем пятого поколения);
— истребитель пятого поколения не унифицирован с другими самолетами, что создаст массу проблем при эксплуатации;
— самолёты пятого поколения малозаметны в радиолокационном поле только летя носовой частью к облучаемой РЛС, а с бортов, сверху, снизу и сзади ЭПР повышается в десятки раз;
— радиопоглощающее покрытие самолета со временем стирается;
— самолёт имеет слабые системы радиоэлектронной борьбы;
— при пуске ракеты самолёт будет засечён вражескими РЛС и основное преимущество самолета — малозаметность — сведётся к нулю.
Номенклатура применяемого вооружения F-35 в целом соответствует номенклатуре вооружения EF-2000.
F-35 имеет одинаковые возможности по вооружению, однако уступает в маневренности EF-2000. Заметность для радаров у F-35 несколько меньше, чем EF-2000. Однако самолёт пятого поколения F-35 весьма уязвим и для EF-2000, и для российского Су-35С. EF-2000 «Typhoon»с 2010 года оснащается радаром с активной фазированной антенной решёткой CAESAR. АФАР-РЛС способна легко обнаружить даже самую малозаметную цель.
Су-35С имеет РЛС Н035 «Ирбис», способную обнаруживать цели с ЭПР 0,1 квадратных метров на дальности 90 км. Су-35С не заметит F-35 только при условии, что тот будет лететь прямо. При небольшом отклонении ЭПР F-35 вырастет в десятки раз и самолёт будет легко обнаружен. Однако, даже если самолёт все-таки сможет лететь ровно носом, то на предельно близких дистанциях (5-30 км) самолёт будет обнаружен из-за очень мощного излучения РЛС Су-35С.
Итог
США потратили более 55 млрд. долларов на разработку F-35. Надо учитывать тот факт, что самолёты до сих пор имеют недоработанную авионику и ряд других проблем. По большому счету, самолёты находятся на опытной эксплуатации. По оценкам некоторых экспертов, постройка и эксплуатация одного F-35 до списания и утилизации обойдётся в 670 млн. долларов.
ВВС США планируют закупить 2-3 тыс. самолетов F-35 различных модификаций. Стоимость F-35A составляет 83 млн. $, стоимость F-35B 103 млн., F-35C 93 млн. долларов. Стоимость часа полёта F-35 около 30 тысяч долларов. Совокупные затраты превышают все фантастические пределы.
Несмотря на «космические» затраты F-35 не имеет никаких существенных преимуществ перед новейшими и перспективными самолетами других стран. Мало того, по некоторым показателям самолёт уступает. А по цене самолёт уступает в разы. Многоцелевой истребитель Су-35С для ВКС России стоит в пределах 50 млн. долларов, EF-2000 около 123 млн. долларов. Эксплуатация самолетов поколения 4++ гораздо дешевле, так как значительно лучше налажено производство деталей к ним.
/Александр Растегин/
Автор, вы на первом фото разместили шведский Гриппен. И о какой низкой заметности можно говорить с таким высоким килем, угловатыми воздухозаборниками и пго. А стоимость вообще невменяемая. К тому же Трамп ещё немного надавит и будут европейцы летать на ф35, а Тайфун по тихому спишут)))))
Здравствуйте. Да вы правы, спасибо что подсказали. Ошибку исправил.
Безусловно, EF2000 заметней F-35, но по сравнению с базовыми F-15, F-16, нашими Миг-29 (серий 9-12, 9-13), не говоря о крупных самолетах других типов, EF2000 гораздо более малозаметен. Да киль повышает ЭПР, но и любой самолёт пятого поколения хорошо заметен если радар облучит его радиоволнами с боку. Минимальная ЭПР у F-35 только со стороны носа самолета, с других ракурсов ЭПР в десятки раз больше!!! Советуя вам посмотреть диаграммы ЭПР F-35, F-22 и B-2
Вы смеётесь, господа? У «Гриппена» к Вашему сведению 1 двигатель, у «Тайфуна» — 2. Приглядитесь повнимательней. Ежели это и не тайфун, то уж точно не «Гриппен».
Вы че, совсем не в курсах? То же ЕF 2000 у него проблем с прочностью планера!!!, там литиевые сплавы применяются, двигло «Евроджет»
EJ 200 вроде такие стояли тоже проблемные, разработчики начали пихать самую разнообразную аппаратуру из-за чего надежность БРЭО, не самая лучшая. И ваще какой же он НОВЕЙШИЙ? Его начали испытывать если не ошибаюсь в 1986 г. Да модернизировали…но толку не много.
Я думаю со временем, F 35 будет лучше, хотя бы в силу того, что часть проблем решена, а еще потому что есть рынок сбыта, и его нельзя упустить.
P.S. Подвеска для ракет EF 2000 не полупогруженном, а именно в полуутопленном состоянии.
К 2025 году EF мало что может «противопоставить» 5 поколению например рвв р37м с дальностью пуска 300км а в перспективе КС 172 с дальностью пуска 400 а по некоторым данным до 463 км, дальность поражения Су 57 и не только Су 57. Ждем 2020 год. Все сами своими глазками увидим.
Самый лучший и самый малозаметный это F 35 и точка. Такой авионики как у F 35 нет у
Су 57 который «унаследовал» часть БРЭО от Су 35….в общем ребятки….отстали вы лет на 15, может на 20 и это правда. F 35 обещают достигнуть полной боеготовности к 2019 г. Вот чтобы мало не болтали языками своими глупыми. F 35 он просто лучший.
Ответ из разряда «сам дурак»))
Оба самолета заслуживают отличную оценку и имеют очень много плюсов, но при этом так же имеют свои недостатки, по основным блокам и сериям модификаций, как исключительно для внутреннего пользования, так и экспортным версиям, и имеют так же свои различия по основным характеристикам и особенностям ведения современного воздушного боя, сказать, кто же из них действительно лучший было бы не совсем корректно.
Если же оценивать ЕF-2000 то он имеет больше преимущества ведения именно воздушного боя, благодаря мощному радару, высокой динамике разгона, высокой маневренности, как на предельно малых, так и больших околозвуковых скоростях, низкой заметности для радаров.
Что же касается F-35 то данные самолеты всех серий и модификаций по блокам, имеют явное преимущество ведения так называемого электронного воздушного боя, постоянно получая и обновляя информацию от спутников и всех других носителей, позволяет гораздо лучше осуществлять удары по различным системам ПВО и наземным целям, оставаясь при этом в недосягаемости для поражения ракет противника, имеет очень хорошую управляемость при полетах на малых и сверх малых высотах и скоростях, что очень важно для такого рода задач, конечно последние модификации EF-2000 имеют возможность так же эффективно наносить удары с огибанием рельефа местности на сверх малых высотах.
Но при этом самолет Тайфун серьезно проигрывает по малозаметности самолетам F-35 и в основном пилотам самолета Тайфунов все же больше придется полагаться не на скрытность и технологию Стелс, в случае угрозы обнаружения или оповещения различными средствами контроля, которые помогут заранее оповестить пилота о захвате его ее самолета вражеским радаром, а на широкую номенклатуру систем РЭБ, установленных на самолете, от различных средств поражения.
Во всем остальном оба самолета отвечают всем современным требованиям истребителя и имеют высокую стоимость.