Россия имеет два новейших многоцелевых истребителя. Первый самолёт — Су-35С, является новейшим истребителем поколения 4++, серийно производится с 2014 года. Второй самолёт — Су-57, истребитель пятого поколения. Машина ещё не поступила в серийное производство и находится в завершающей стадии испытаний.

Многоцелевой истребитель Су-35С

Министерство Обороны России активно принимает от авиационного завода имени Юрия Гагарина новейшие серийные многофункциональные истребители Су-35С .
Су-35С — российский самолёт поколения 4++. Самолёт предназначен для выполнения широкого спектра задач.

Самолет представляет из себя глубокую модернизацию самолёта Су-27П. Самолет способен нести вооружения до 8 тонн. Самолёт способен нести практически все виды современного управляемого авиационного вооружения. Имеет стандартный боевой радиус в 1500 км. Максимальная дальность полёта на высоте без подвесных топливных баков (ПТБ) 3600 км, с 2 ПТБ 4500 км.

Вооружение Су-35С

Пуск ракеты Х-29 с Су-35С

Стандартное вооружение составляет 6 ракет класса воздух-воздух средней дальности Р-27ЭР/Т либо 10 ракет РВВ-АЕ. В качестве ракет малой дальности используются 6 ракет Р-73. Для поражения наземных целей самолёт может использовать 6 ракет Х-31 (дальность до 120 км у Х-31А, до 160 у Х-31П), либо 2 ракеты Х-59М (дальность 115 км). Также самолёт способен использовать 6 ракет Х-35У с дальностью 260 км.

Радиолокационная станция (РЛС) Н035 «Ирбис»

Самолёт Су-35С имеет станцию с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис». Самолёт способен обнаруживать цели с ЭПР 3 квадратных метра на расстоянии до 400 км на встречных курсах. На догонных курсах эффективная дальность обнаружения до 150 км. Цели с ЭПР 0,01 квадратных метра эффективная дальность обнаружения до 90 км. Дальность обнаружения цели типа «эсминец» более 500 км (за исключением кораблей, имеющих стелс-защиту). Дальность обнаружения бомбардировщиков (также без стелс) и крупных транспортных самолётов 500-600 км.

Дальность обнаружения самолётов пятого поколения (F-22 «Raptor», F-35 «Lighting») при условии если самолёт не будет лететь абсолютно прямо на Су-35С (достаточно отклонения от прямого курса на 10-20 градусов) вероятно составляет 30-60 км. Основное преимущество самолетов пятого поколения — очень малая заметность для радаров, проявляется в полной мере только если радар противника облучает самолёт в направлении носовой части фюзеляжа (с данной стороны ЭПР в десятки раз меньше чем сбоку или со стороны задней полусферы). Также специальное покрытие самолёта, отражающее радиоволны за годы эксплуатации стирается, повышая также ЭПР (причём значительно).

Российские эксперты оценивают среднее ЭПР самолёта в 0,3-0,4. Официальные данные компании Lockheed Martin (производящей F-22) что минимальная ЭПР 0,0001-0,0002 ЭПР. В интернете легко найти «диаграмму ЭПР F-22» где показывается диаграмма отражения радиоволн истребителя.

Кстати, отражение сильно зависит от диапазона частот (чем ниже частота тем лучше радар засекает цель, разница между частотой 1 Гц и 12 Гц отличается в 5-10 раз), вообще почти все современные радары работают на низких частотах (5-20 Гц), АФАР-радары способны также менять частоты в меньшую либо большую сторону для лучшего обнаружения целей в определённом квадрате. Помимо разницы в ЭПР на разных частотах, разница отражения радиоволн с разных углов отличается приблизительно в 10-100 раз. Из-чего можно сделать вывод что F-22 имеет большую вероятность быть замеченным при облучении с боковой или задней стороны (также ЭПР выше при облучении самолёта сверху либо снизу).

Читайте также  США мобилизовали на борьбу с Су-35 ветеранов ВВС

Авиадвигатели истребителя Су-35С

Самолёт Су-35С имеет двигатель АЛ-41Ф. Максимальная скорость 2500 км/ч на высоте более 11 км, 1400 км/ч на малой высоте. Практический потолок самолёта 20 км.

Су-57 — российский перспективный многоцелевой истребитель пятого поколения. Самолёт ещё не принят на вооружение. Самолёт в настоящее время заканчивает проходить войсковые испытания.

Взлёт Су-57 с ВПП

От самолётов поколения 4++ самолёт отличается, в первую очередь, ещё более меньшей заметностью для радаров (ЭПР). Самолёт также имеет внутренние отсеки для бомб и ракет.

Первый серийный самолёт пятого поколения F-22 «Raptor» был принят на вооружение в 2004 году. Самолёт имел очень низкое ЭПР, колеблющееся в пределах от 0,001 до 0,5 (ЭПР сильно отличается от угла полёта самолёта по отношению к радару, наименьшее отражение радиоволн от носовой части самолёта, в десятки раз больше отражение от боковых, задней, верхних и нижних поверхностей самолёта). Также ЭПР сильно зависимо от других факторов таких как встречные или догонные курсы полёта самолёта по отношению к радару (на встречных курсах отражение радиоволн увеличивается, на догонных значительно больше радиоволн рассеивается).

Ещё одним отличительным качеством на самолёте пятого поколения было то, что самолёт специально покрывался специальным покрытием, снижавшим ЭПР (данное покрытие одно из самых эффективных способов снизить отражение радиоволн). Также применялись традиционные способы: обтекаемая форма самолёта, использование композитных материалов и маломагнитных металлов (значительную долю составлял титан).

Двигатели семейства АЛ-41Ф самолета Су-57

Российские самолёты 4 поколения Миг-29 (серий 9-12, 9-13, 9-13С), Су-27П, Миг-31 имели ЭПР приблизительно в 8-15. Самолёты поколения 4+ и 4++ (Миг-29СМТ, Су-27СМ, Су-30, Су-35С, Су-34) имели ЭПР 1-5 за счёт применения композитных материалов и маломагнитных металлов. Самолёты третьего поколения (Су-24, Миг-25) имели ЭПР около 10-25.

Российские самолёты (за исключением поколений 4+ и 4++) имели очень высокое ЭПР по сравнению с F-22 «Raptor». Нужно было разрабатывать новый самолёт. Первый опытный самолёт пятого поколения Миг-1.44 не пошел в серию из-за финансовых проблем и нехватки кадров в компании «Миг». Тогда разработку нового самолёта поручили компании «Сухой».

Компания разработала опытный экземпляр Т-50 а также несколько его улучшенных версий. В конце 2017 года проект получил официальный индекс «Су-57».
На данный момент не запущен в серию только двигатели АЛ-41Ф1. Также слегка недоработана авионика самолёта.

Читайте также  Су-57 готовят к опытно-боевой эксплуатации

Вооружение Су-57

Вооружение расположено во внутренних бомбовых отсеках (что снижает ЭПР самолёта, так как ракеты и бомбы самолета повышают ЭПР самого самолета), при необходимости усиленного вооружение возможно также внешних точках подвески.
Самолёт способен использовать почти все авиационные управляемые ракеты и бомбы, стоящие на вооружение ВКС России.

Серийные Су-57 получат новейшее вооружение

Самолёт получит перспективную ракету класса воздух-поверхность большой дальности Х-59МК2. Ракета будет иметь максимальную дальность 285 км, на ней будут частично применены технологии снижения радиолокационной заметности (стелс). Длина ракеты составляет 4,2 метра. Х-59МК2 оснащена складным крылом, длина которого от одного конца до другого 2,45 метра. Стартовый вес ракеты около 770 кг. Ракета способна запускаться на высотах от 200 метров до 11 километров при скорости полёта от 0,5 до 0,9 Махов (один Мах равняется скорости звука).

Авиационная ракета класса воздух-поверхность Х-59МК2

Во время запуска цель должна находиться в передней полусфере в пределах 90 градусов. Ракета летит на высоте 50-300 метров, скрываясь от радаров противника (радары плохо обнаруживают цели на малых высотах так как они «сливаются с поверхностью земли»). Отклонение ракеты от цели не превышает 5 метров (при максимальной дальности в 285 км)!

Боевая часть ракеты имеет массу 310 килограмм, что позволяет ракете наносить большой урон вражеским целям. Также большая масса позволит уничтожать широкий спектр целей (от кораблей и промышленных объектов до колонн бронетехники и зенитно-ракетных комплексов). Ракета имеет малогабаритный турбореактивный двигатель, способный развивать скорость до 1000 км/ч.

Итог

Два самолета несомненно являются одними из лучших истребителей в своём классе. «Сверхзвуковые птицы» имеют новейшие электронику, широкую номенклатуру современного вооружения, высокую маневренность и очень качественные передовые авиадвигатели.

На переднем плане Су-57, слева на фото Су-34 «Утёнок», справа на фото Су-35С.

Все же явное преимущество по совокупным характеристикам одерживает Су-35С. Основные причины:

— истребитель являетесь по большинству параметров самолетом пятого поколения имеет платформу четвёртого поколения (фюзеляж, крылья, хвостовое оперение), что значительно удешевляет производство и увеличивает количество собираемых самолетов;

— мощная радиолокационная станция Н035 «Ирбис» имеет огромную дальность обнаружения, что позволяет самолету производить целеуказание другим самолётам, кораблям и наземным комплексам;

— самолет имеет много схожих узлов с старыми Су-27, что упрощает обучение летчиков, взаимозаменяемость части деталей и др.

— цена самолета, в том числе и по выше упомянутым причинам, гораздо ниже чем у Су-57 (30-50 млн. долларов у Су-35С против более 100-150 млн. долларов у Су-57);

— самолеты пятого поколения не имеют существенных преимуществ по сравнению с поколением 4++, фактически являющимся «пятым поколением на платформе четвёртого».

/Александр Растегин/