Последние дни уходящего года традиционно являются периодом сдачи флоту новых кораблей, судов и подводных лодок. Не стал исключением и конец декабря 2017-го: одной из новинок, поступивших в боевой состав флота «под елочку», стал сторожевой корабль / фрегат «Адмирал Макаров», построенный по проекту 11356. 25 декабря представители военно-морского флота подписали акт о приемке этого корабля. Через два дня на нем подняли флаг ВМФ.
«Адмирал Макаров» стал третьим боевым кораблем своего типа, поступившим на службу. В обозримом будущем планируется завершить постройку еще трех фрегатов проекта 11356. Половина существующего заказа уже выполнена, тогда как дальнейшая судьба второй до недавнего времени была под вопросом.
Напомним, проект фрегата 11356 «Буревестник» является вариантом глубокой модернизации более старых проектов 1135 и 1135М. Разработка нового проекта осуществлялась с учетом опыта создания кораблей типа «1135.6» или «Тальвар», ранее созданных для военно-морских сил Индии. Главной задачей нового проекта 11356 было максимально быстрое строительство нескольких сторожевиков дальней морской зоны, необходимых для переоснащения Черноморского и Балтийского флотов.
Проект 11356 был разработан к концу прошлого десятилетия, и в 2010 году появился первый контракт на строительство подобных кораблей. В 2011-м было подписано второе соглашение. В соответствии с двумя договорами, судостроительная промышленность должна была передать флоту шесть новых фрегатов общей стоимостью порядка 40 млрд рублей.
Новый проект 11356 «Буревестник» предусматривает строительство боевого корабля с полным водоизмещением более 4000 т, имеющего длину около 125 м при ширине до 15,2 м и осадке до 7,5 м. Для получения максимально возможных ходовых характеристик корабли предлагалось оснащать комбинированной силовой установкой, построенной на базе газотурбинных двигателей (тип COGAG). В ее состав входит пара маршевых двигателей, дополненная двумя форсажными. Суммарная мощность подобной энергетической установки достигает 56 тыс. л.с. Через редукторы особой конструкции мощность выдается на два гребных винта. Имея подобное оснащение, «Буревестник» способен развивать скорость до 30 узлов. Дальность плавания на экономической скорости достигает 4850 морских миль.
С учетом современных тенденций и требований проект 11356 предусматривает использование новой конструкции корпуса и надстройки, в определенной мере снижающей заметность корабля для радиолокационных систем. Также были реализованы меры по снижению акустической заметности. При этом новые фрегаты сохраняют определенные черты своих предшественников семейства 1135.
Основным средством обнаружения кораблей проекта 11356 является РЛС «Фрегат-М2ЕМ». Также в состав радиолокационного комплекса входят несколько станций управления стрельбой, используемые с зенитным и артиллерийским вооружением. Данные со средств обнаружения передаются на боевую информационно-управляющую систему «Требование-М», обеспечивающую применение всех радиоэлектронных средств, вооружения и т.д.
Главным ударным средством фрегатов нового типа является универсальная вертикальная пусковая установка 3С14, предназначенная для стрельбы ракетами семейства «Калибр». Подобное вооружение позволяет кораблю атаковать разнообразные надводные и сухопутные цели. Боекомплект комплекса «Калибр» состоит из 8 ракет. Также в комплекс ракетного вооружения входит зенитная система средней дальности «Штиль-1».
Проект 11356 предусматривает использование развитого комплекса артиллерийских систем. На полубаке корабля монтируется артиллерийская установка А-190 с орудием калибра 100 мм. Также имеется пара установок АК-630 с пушками калибром 30 мм. Для борьбы с подлодками и торпедами предлагается использовать два спаренных 533-мм торпедных аппарата и реактивный бомбомет РБУ-6000.
Кормовая часть палубы представляет собой взлетно-посадочную площадку для вертолета. Рядом с ней в надстройке находится ангар, позволяющий перевозить и обеспечивать работу вертолета типа Ка-27 или Ка-31.
Заказ на строительство всех шести сторожевых кораблей нового типа получил Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (г. Калининград). Вскоре после подписания контракта предприятие провело необходимые подготовительные работы и приступило к выполнению заказа. 18 декабря 2010 года состоялась торжественная церемония закладки головного фрегата проекта 11356, получившего имя «Адмирал Григорович». Это событие стало фактическим стартом объемной программы строительства новых кораблей.
Первый серийный «Буревестник» нового проекта под именем «Адмирал Эссен» был заложен в июле 2011 года. Следующая церемония закладки, давшая старт строительству «Адмирала Макарова», прошла в конце февраля 2012-го. В июле, ноябре и декабре следующего 2013 года завод «Янтарь» начал строительство кораблей «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов».
Головной фрегат проекта 11356 был спущен на воду 14 марта 2014 года. Около года корабль достраивался у стенки, после чего был выпущен на испытания. Необходимые проверки продолжались до конца 2015 года. 10 марта 2016-го флот принял «Адмирала Григоровича», а на следующий день на нем был поднят флаг. В начале лета того же года корабль выполнил переход к месту службы.
7 ноября 2014 года состоялся спуск на воду первого серийного корабля «Адмирал Эссен». Примерно через год этот сторожевик впервые вышел в море для прохождения испытаний. Согласно первым планам, корабль должен был поступить на службу до начала лета 2016 года, однако подписание акта о приемке незначительно сдвинулось. 7 июня того же года фрегат официально пополнил состав ВМФ России.
Второй серийный корабль (третий представитель проекта), заложенный 29 февраля 2012 года, был спущен на воду в первых числах сентября 2015-го. В начале октября 2016 года достроенный фрегат «Адмирал Макаров» отправился на испытания. В силу определенных причин испытания корабля заметным образом затянулись, и его не удалось принять в боевой состав флота в мае прошлого года, как планировалось ранее. Тем не менее, в конце декабря необходимый акт был подписан, и теперь Черноморский флот имеет в своем составе три «Буревестника».
К настоящему времени судостроительный завод «Янтарь» выполнил половину имеющегося заказа на строительство сторожевых кораблей проекта 11356 и обеспечил частичное перевооружение Черноморского флота. При этом, однако, дальнейшее выполнение заказа столкнулось с серьезными проблемами и даже успело стать темой для споров. Дело в том, что на программу строительства кораблей негативным образом повлияли события на международной арене.
Ввиду отсутствия подходящих изделий российского производства в проекте 11356 «Буревестник» пришлось использовать газотурбинные установки разработки украинского Научно-производственного комплекса газотурбостроения «Зоря» – «Машпроект» (г. Николаев). До начала 2014 года и последующего ухудшения отношений двух стран зарубежное предприятие успело поставить только три комплекта оборудования из шести. Невозможность быстрой полноценной замены неполученных двигателей силами российской промышленности привела к заметным проблемам.
Проанализировав имеющуюся ситуацию, командование российского флота и руководство промышленности вынесли решение. В начале июля 2015 года главком ВМФ адмирал Виктор Чирков заявил, что России придется отказаться от кораблей «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», оставшихся без двигателей. Вместо них предлагалось построить 18 малых ракетных кораблей проекта 22800, первый из которых следовало заложить в 2016 году.
Чуть позже было принято решение о создании собственных силовых установок, предназначенных для замены изделий предприятия «Зоря» – «Машпроект». Решить эту задачу должно было НПО «Сатурн». В мае 2016 года было объявлено, что три оставшихся «Буревестника» будут законсервированы до конца текущего десятилетия – до появления требуемых двигателей отечественного производства.
Через несколько месяцев, в октябре, появилась информация о возможной продаже трех недостроенных фрегатов военно-морским силам Индии. В феврале прошлого года заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Владимир Дрожжов указал на возможность передачи индийскому флоту двух кораблей типа 11356.
В связи с имеющимися проблемами и неопределенным будущим было решено спустить недостроенные корабли на воду и тем самым освободить стапеля для нового строительства. Фрегат «Адмирал Бутаков» был спущен на воду в марте 2016 года. Два других корабля вывели из сборочного цеха в ноябре 2017-го. Как следует из имеющихся данных, все три корабля несут далеко не полный набор оборудования, и потому не могу достраиваться у стенки завода. Недостроенные корабли были законсервированы до принятия решений об их дальнейшей судьбе.
В начале июня 2017 года отечественные средства массовой информации распространили новое заявление главы Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова. Он рассказал, что в 2018 году ОСК планировала возобновить строительство законсервированных кораблей. Для продолжения строительства понадобятся определенные научно-исследовательские и конструкторские работы, но они не должны привести к значительным трудностям и новому смещению сроков.
1 июля подобные заявления были подтверждены командованием флота. Заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Виктор Бурсук рассказал, что три новых фрегата все же будут достроены в обозримом будущем и пополнят боевой состав Черноморского флота. Вскоре, однако, эти сведения были скорректированы.
Уже в сентябре помощник президента России по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин указал, что в рамках текущих соглашений дружественной Индии могут быть переданы два «Буревестника» из числа законсервированных. Для собственного флота в таком случае будет достроен только один корабль. Проблема силовых установок будет решена доступными методами. Так, корабль для ВМФ России получит отечественное оснащение, а индийская сторона сможет самостоятельно купить продукцию украинского производства.
Примерно в то же время другие представители судостроения уточнили возможный вариант развития событий. Так, для российского флота может быть достроен сторожевик «Адмирал Бутаков». «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», в свою очередь, могут быть проданы зарубежному заказчику с последующей достройкой его силами. Кроме того, еще два таких корабля могут быть построены на индийских предприятиях по российскому проекту.
К настоящему времени три корабля проекта 11356 из шести заказанных были построены, испытаны, переданы флоту и включены в его боевой состав. При этом головной и серийный фрегаты уже успели не только начать службу, но и принять участие в реальных боевых операциях. В ноябре 2016 и июне 2017 года сторожевик «Адмирал Григорович» выполнил несколько ракетных ударов по позициям террористов в Сирии. «Адмирал Эссен» в прошлом году осуществил три подобных удара. «Адмирал Макаров», по очевидным причинам, пока не успел поучаствовать в борьбе с терроризмом.
По всей видимости, дальнейшая судьба трех следующих кораблей типа «Буревестник» уже была определена. Один из них будет достроен для российского флота с применением отечественных комплектующих, тогда как два других отправятся служить за рубеж. Таким образом, из шести заказанных кораблей ВМФ России сможет получить лишь четыре, причем один из них будет не в полной мере соответствовать исходному проекту и имевшемуся техническому заданию. Тем не менее, и в таком случае Черноморский флот обновит свою группировку надводных кораблей и соответствующим образом повысит боеспособность.
В соответствии с предыдущими заявлениями командования военно-морского флота, недостаток фрегатов проекта 11356 в обозримом будущем будет компенсирован за счет строительства большого количества малых ракетных кораблей типа «22800» / «Каракурт». Планируется построить 18 таких МРК, больше половины которых уже, как минимум, было заложено и находится на разных стадиях строительства. Головной и серийный «Каракурты» в прошлом году были спущены на воду и вскоре должны выйти на испытания. Корабли проекта 22800 самым заметным образом отличаются от «Буревестников» по целому ряду параметров, однако имеют схожие боевые возможности, обеспечиваемые унифицированным ударным ракетным вооружением.
К большому сожалению, прямым следствием ухудшения обстановки на международной арене стали определенные проблемы с получением тех или иных изделий, используемых при строительстве российских кораблей. В результате этого, среди прочего, под вопросом оказалась дальнейшая судьба трех российских фрегатов проекта 11356. Впрочем, через несколько лет после разрыва необходимых производственных связей российским военным и промышленности удалось найти выход из сложившейся ситуации и скорректировать свои планы. Благодаря этому имеющийся заказ в интересах ВМФ России, половина которого уже была выполнена, в будущем будет реализован на две трети.
Несмотря на определенные трудности, российский военно-морской флот в ближайшие годы сможет получить не менее четырех из шести заказанных кораблей проекта «Буревестник». Кроме того, в дополнение к ним будут строиться малые ракетные корабли проекта 22800. Таким образом, при всех имеющихся затруднениях и заметном смещении некоторых сроков, флот все же начнет эксплуатацию заметного количества новых кораблей, что положительным образом скажется на его общем состоянии и боевых возможностях.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
или Индия, или — китайские дизеля. второй вариант — веселее…