Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711 (по кодификации НАТО Ivan Gren) в скором времени станет самым современным БДК в составе российского флота. БДК «Иван Грен» предназначен для высадки десанта, перевозки боевой техники, а также различного оборудования и грузов. Всего для ВМФ России было заложено два корабля данного проекта. Головной корабль «Иван Грен» проходит завершающую стадию государственных испытаний, второй БДК «Пётр Моргунов» готовится к спуску на воду. От дальнейшей постройки кораблей данного проекта российские военные отказались в пользу создания еще более крупных и вместительных судов данного класса.
В конце декабря 2017 года генеральный директор Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» Эдуард Ефимов рассказал журналистам о том, что большой десантный корабль «Иван Грен» вышел на завершающую стадию государственных испытаний. Незадолго до этого новейший российский корабль провел свои первые стрельбы и проверил корабельную артиллерию в Балтийском море. Стоит отметить, что «Иван Грен» корабль с очень трудной судьбой, он был заложен в Калининграде еще 23 декабря 2004 года, но был спущен на воду лишь 18 мая 2012 года и до сих пор не включен в состав флота. На начальном этапе сборку корабля серьезно осложняли нестабильное финансирование и проблемы на самом предприятии.
При этом новый корабль на флоте без сомнения ждут. Ввод его в состав флота существенно расширить возможности ВМФ России на море и в отдаленных регионах планеты. Десантный корабль океанской зоны «Иван Грен» проекта 11711 сможет брать на борт до 300 морских пехотинцев, а также 13 основных боевых танков (массой до 60 тонн) либо на выбор до – 36 БТР/БМП, боевая техника располагается на танковой палубе. Также на борту корабля имеется крытый ангар и взлетная площадка для вертолетной техники. Он может принять на борт до двух транспортно-боевых вертолетов Ка-29, либо поисково-спасательных вертолетов Ка-27. В случае необходимости на его борту сможет разместиться и ударный вертолет Ка-52К «Катран».
Большие десантные корабли проекта 11711 являются дальнейшим развитием советских БДК проекта 1171 «Тапир». Проектированием кораблей нового проекта занималось Невское проектно-конструкторское бюро. Корпус кораблей проекта 1171 был взят за основу не случайно, он отлично зарекомендовал себя за десятилетия службы в составе советского, а затем и российского флота. При этом большая часть конструкций в рамках реализации нового проекта претерпела значительные изменения. Главным образом были переработаны надстройки и внутренние помещения десантного корабля.
При строительстве БДК «Иван Грен» были использованы самые современные технологии, в особенности, направленные на снижение заметности за счет использования современных технических решений и материалов. Помимо этого было уделено повышенное внимание условиям размещения экипажа корабля и десантников. На борту БДК появились тренажерный зал, столовая, а также более комфортабельные кубрики и каюты.
Погрузка боевой техники на корабль может выполняться либо самостоятельно по аппарелям, либо при помощи кранов. Погрузка грузов и техники в десантное отделение может осуществляться через грузовой четырехстворчатый люк, расположенный в верхней палубе при помощи крана грузоподъемностью 16 тонн. Для погрузки на борт моторных лодок, шлюпок и техники на борту имеются также два шлюпочных крана.
Помимо всего прочего грузовой люк корабля может использоваться для вентиляции, выводя выхлопные газы, работающей техники с подпалубного пространства (десантного отделения). Вентиляция десантного отделения очень важна, так как позволяет перевозимой технике прогревать двигатели, что очень важно в условиях низких температур воздуха. Выхлопные газы работающей на холостом ходу техники довольно быстро заполняют десантный трюм, поэтому вентиляция через верхний грузовой люк просто необходима, благодаря этому десантники не отравятся выхлопными газами.
Главной особенностью или «фишкой» кораблей проекта 11711 является так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье.
Для этого из распахнутых носовых створок могут выталкиваться на воду инженерные понтоны, которые в сцепленном виде формируют мост на берег. Данный понтонный мост стыкуется с берегом, на который производится высадка десанта, после чего используется для переправы тяжелой техники и морских пехотинцев. Данная схема десантирования позволяет сохранять дистанцию между БДК и берегом, серьезно снижая риск сесть на мель.
Возможности БДК «Иван Грен» позволяют ему перевозить морем танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояние до 3,5 тысяч морских миль (на скорости хода 16 узлов). Боевая техника перевозится на так называемой танковой палубе. Технику на борт можно загружать разными способами: палубным или портальным краном, также она может заехать на борт судна своим ходом через кормовую аппарель.
Помимо боевой техники БДК может перевозить различные грузы, в том числе стандартные 20-футовые морские контейнеры. В стандартных 20-футовых морских контейнерах среди прочего может размещаться и ракетный комплекс Club-K, являющийся модификацией ракетной системы «Калибр». При этом вряд ли на борту БДК «Иван Грен» появятся какие-либо ракетные комплексы, так как противодействие кораблям противника не входит в его прямые задачи.
Легкие плавающие БТР, БМП и БМД могут выпускаться в море прямо с кормы и носа корабля, они в состоянии добраться до берега самостоятельно. Высадка десанта возможна при волнении моря до 4-х баллов. Благодаря дальности хода «Иван Грен» обладает возможностью отдаленного десантирования, он в состоянии патрулировать определенный регион на протяжении месяца, автономность плавания составляет именно 30 дней.
Полное водоизмещение десантного корабля составляет 5 000 тонн, длина – 120 метров, ширина – 16,5 метра, осадка – 3,6 метра. Сердцем БДК «Иван Грен» являются два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 л.с. Возможности силовой установки позволяют разгонять корабль до максимальной скорости 18 узлов. Экипаж корабля состоит из 100 человек.
Наиболее современными БДК в составе российского флота до появления кораблей проект 11711 были БДК проекта 755 польской постройки. «Иван Грен» превосходит их по водоизмещению – 5000 тонн против 4080 тонн у кораблей проекта 755, помимо этого новый российский десантный корабль на 8 метров длиннее, на 1,5 метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Соответственно выше и его десантные возможности.
В рамках работы над проектом и постройкой корабля его вооружение претерпело изменения. Согласно первоначальному проекту на борту БДК должна была появиться одна 76-мм артиллерийская установка АК-176М, два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш» и две пусковых установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». Однако в связи с тем, что концепция использования БДК проекта 11711 претерпела изменения, а также для экономии денежных средств и времени постройки корабля в 2010 году было принято решение об изменении состава вооружения, которое сегодня носит сугубо оборонительный характер.
Вооружение БДК «Иван Грен» представлено одной двухавтоматной корабельной 30-мм автоматической артиллерийской установкой АК-630М-2, двух установок АК-630 с радиолокационной системой управления огнем 5П-10-03 «Ласка», двух 14,5-мм установок МТПУ «Жало», а также комплекса выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М», данный комплекс защищает корабль от ракет противника.
АК-630М-2 «Дуэт» – это современная двухавтоматная 30-мм автоматическая артиллерийская установка, которая обеспечивает огромную скорострельность – до 10 000 выстрелов в минуту. Основное ее предназначение – это обеспечение противоракетной обороны кораблей ВМФ в ближней зоне. В первую очередь она предназначена для поражения противокорабельных ракет и иных видов управляемого оружия. Также установка может решать задачи по поражению самолетов, вертолетов и БПЛА противника, малоразмерных надводных и береговых целей. Эффективная дальность стрельбы составляет 4000 метров.
Установки АК-630М-2 и АК-630 построены по схеме многоствольного оружия (по 6 стволов) с вращающимся блоком стволом (так называемая схема Гатлинга). Автоматика российских установок такого типа работает за счет энергии пороховых газов и в отличие от иностранных аналогов (Phalanx CIWS и Goalkeeper) не требует наличия внешних источников энергии для вращения блока стволов. Установленная на десантном корабле «Иван Грен» установка АК-630М-2 «Дуэт» стала дальнейшей модернизацией комплекса АК-630М1-2, от которого визуально отличается башней, получившей меньшую радиолокационную заметность.
Помимо скорострельного артиллерийского вооружения на борту имеются два крупнокалиберных пулемета. Это МТПУ «Жало» – 14,5-мм морские тумбовые пулеметные установки, которые предназначены для борьбы с воздушными, надводными и береговыми легкобронированными целями. Крупнокалиберные пулеметы позволяют эффективно поражать легкобронированные объекты на дальности до 2000 метров и 1500 метров по высоте. Для ведения огня по воздушным, надводным и береговым целям используются патроны с бронебойно-зажигательной пулей Б-32, бронебойно-трассирующей пулей БЗТ, а также зажигательной пулей мгновенного действия МДЗ.
В интернете и различных СМИ можно было встретить утверждения о том, что новые российские БДК проекта 11711 якобы являются своеобразной заменой построенным во Франции, но так и не переданным Российской Федерации – универсальным десантным кораблям-докам типа «Мистраль», но это абсолютно неверно. Во-первых, постройка БДК «Иван Грен» началась задолго до решения Минобороны приобрести во Франции «Мистрали», во-вторых, корабли трудно сопоставить даже по своим техническим возможностям, главным образом размерам. Сравнивать их некорректно из-за огромной разницы в водоизмещении (более чем в 4 раза), а также размерах авиационной группы (Мистрали могут нести на борту до 16 легких вертолетов).
АК-630М-2 «Дуэт» — российская корабельная двухавтоматная 30-мм автоматическая артиллерийская установка
Более корректным является сравнение новых российских БДК проекта 11711 с китайскими кораблями Тип 072-III (класс Yuting-II), которые представляют собой большие танкодесантные суда, являющиеся основными десантными средствами в составе военно-морских сил КНР. При близких характеристиках и размерах, российский проект в выгодную сторону отличается наличием на борту полноценного вертолетного ангара.
Несмотря на то, что российские военные моряки не заинтересованы в дальнейшем приобретении БДК проекта 11711 (информация об этом появилась в 2015 году), отказавшись от них в пользу более крупных кораблей нового поколения, ставить крест на дальнейших перспективах БДК проекта 11711 пока что рано. В настоящее время корабль уже обладает паспортом экспортного облика, поэтому может продвигаться Россией на экспорт. Об этом сообщал телеканал «Звезда» со ссылкой на Сергея Власова, являющегося генеральным директором Невского проектно-конструкторского бюро. Судя по официальному каталогу Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), речь идет о проекте 11711Э, который получил увеличенное до 6600 тонн водоизмещение.
К более крупным десантным судам, которые в будущем могут появиться в составе российского флота, можно отнести корабли проекта «Прибой». В рамках работы форума «Армия-2015» был впервые представлен макет универсальных десантных кораблей проекта «Прибой» с водоизмещением более 14 тысяч тонн и вместимостью до 500 десантников, 20-30 танков или 60 единиц различной военной техники. Помимо всего прочего данные кораблей смогут взять на борт до 8 вертолетов Ка-27 или Ка-52К.
/Сергей Юферев, topwar.ru/
С такими темпами строительства ко времени постройки второго корабля первый уже сгниет.
н-да, «эскадру» (хотя бы на дивизию морпехов) таких «могучих» ДК ожидать можно этак году к 2070-му… но меня удивляет другое — во многих ранее читанных статьях про эту конструкцию корабль называли средним десантным. теперь, на фоне общего урезания перевооружения флота, решили окрестить все-таки «большим»? советское очковтирательство вышло на новый уровень, перестав быть советским?)))))
насколько помню, у «Носорогов» танковый десант составлял около 50 танков (или 80 БТР/БМП), пусть и ПТ-76, по габаритам эти бандуры даже превосходили тогдашние ОБТ, да и сейчас немногим уступают тем же Т-72))) да, масса ПТ-76 была около 15 тн, а Т-72 пусть 45 тн, но лишних 30тн х 50 шт = 1500 тн для корабля водоизмещением 14 000 тн (я про «носороги») не такое уж страшное испытание…
а этот, с позволения сказать, «большой», берет аж 13 танков (или ДО 36 БТР/БМП), водоизмещением тоже не блещет (втрое меньше «носорога»), дальность плавания тоже вдвое уступает (причем даже проекту 1171 более чем на тысячу миль)… кстати, прародителя данного корабля, проект 1171, постепенно в ВМФ СССР заменял проект 775, который при тех же практически показателях десантовместимости даже официально числился чем-то промежуточным между БДК и СДК (и это при водоизмещении по сути аналогичном данному «Грену»). хотя именовался тоже «большим», солиднее звучало, причем «большими» они стали только со второй серии, первая вполне официально считалась СДК))))
итог — ВМФ получил СРЕДНИЙ ДК после почти пятнадцати лет мытарств. один средний корабль. перспективы достройки второго крайне туманны, и это при том, что изначально только первая серия должна была составлять шесть кораблей! ура, конечно…
Для сравнения в США предполагается построить 12 кораблей-доков типа LPD-17 «Сан-Антонио» водоизмещением 24900 т с дизельной ГЭУ, обеспечивающей скорость хода до 25 уз. И наш малыш выглядит просто смешным. А если предположить такие же темпы строительства, то…. Зато в Судпроме куча дормоедов в ОСК, которые совершенно ничего не производят, а только распределяют и пилят бюджетные средства. Хоть кто-то умный упразднил Оборонэкспорт в Ростехе, а остальные дормоеды остались. Прибавьте, что все управляющие структуры в Москве, т.е. у них заоблочные зарплаты.
да, только «дАрмоеды» пишется через А. от слова «даром», «дармовщина», то есть «даром жрущие»))) а так да — один ДК с такими характеристиками, и без перспектив серии, зато, судя по всему, изрядно дорогой из-за этой своей «…Главной особенностью или «фишкой» кораблей проекта 11711 является так называемый неконтактный метод высадки…», является довольно бесполезным, так, «флаг демонстрировать». грозить кому-то танковой ротой с ротой морпехов…)))))) не, если там с шпротией какой-нибудь воевать, то таки да, но…на кой против шпротии такие сложности??? а против уже Швеции/Дании/Норвегии и т.п. — не впечатляет. не зря серию планировали в шесть кораблей — вот это, да с поддержкой хотя-бы вертолетоносца, была бы уже вменяемая угроза. а так — хорошо, что наконец достроили, но толку… как после ВОВ, когда уже большинству даже «сухопутных крыс» стало понятно, что линкоры нафиг устарели, у нас еще носились с идеей достройки «Советского Союза».)))))
Во-первых, позвольте поблагодарить господина Юферова за качественное и интересное изложение.
Во-вторых, я отказываюсь понять логику наших адмиралов, которым захотелось более крупные ДК, которые, конечно, лучше. Но почему бы в таком случае не захотеть плазменные термобластеры? Наша убитая эффективными менеджерами промышленность их производить не в состоянии. Уровень судостроения — хуже, чем в Южной Корее. Простите, нам не на «Сан-Анотонио» следует равняться, а пытаться худо-бедно создать серию из ДК типа «Иван Грен», и хорошо, если последующие корабли будут строить быстрее, чем головной. Скорее всего, ДК новой «адмиральской» серии будут вновь строить лет 10-15. За это время может многое произойти.
О чём там они думают?
«Десантный корабль океанской зоны «Иван Грен» «…уроды комнатные,вы хоть понимаете что такое ОКЕАН? корабли с носовыми створками принципиально не способны оперировать на любых морских театрах кроме каспия и черного моря, даже для плавания в средиземноморье (не говоря уже про океанские театры) на проекте 755 НАГЛУХО крепят носовые створки болтами и сваркой..какие десанты, опомнитесь, адмиралы тоже не дураки и понимают что утвердить дебильный проект это одно -а выходить на нем в море это совсем другая песня..Грен (как и проект 755) будут использовать 2 раза в год для парадно-показательных высадок при тихой погоде в пределах зоны базирования а остальное время ремонт ремонт и ремонт
Крабли десантные с «Носовыми створками» проект 1171 ходили от Калининграда до Владивостока вогкруг Африки черех Атлантический и Индийский океаны, я сам был учасником такого перхода на БДК «Александр Торцев», не надо столько желчи. паникёров и западенцев без Вас хваает. Не следует полагать, что между «Нсовми створкаи» и твиндеком ничего нет. Прежде чем закрыить ствоки-поднимаетя аппарель и герметично закрывает проём. ТРюмные дополнительно устанавливают талрепы и затягивают. Кроме того дополнительно опускается переборка и то же оеспечивает гермтетичность.
Корабли 755 проекта, кстати построенные в Польше, участвовали и продолжают участвовать во всех операциях ВМФ в Средиземном, Черном морях и на ТОФе. Чего только стоит доставка десанта в Поти в Грузинской войне.
«Чего только стоит доставка десанта в Поти в Грузинской войне.»
ничего не стоит,такие же десантные операции абхазы проводили и проводят с гражданских прогулочных судов и катеров
Корабли 755 проекта.. участвовали и продолжают участвовать во всех операциях ВМФ в Средиземном, Черном морях и на ТОФе.
учавствуют..с наглухо заваренной носовой частью!..и. несмотря на такой негативный опыт,корабли с носовыми створками продолжают проектировать и строить. если сравнивать с сухопутными войсками-то это примерно такой же дебилизм как 5,45х39..все знают что патрон бесполезен в бою,что российские солдаты гибнут изза того что любой абрек вооружен калашом 7,62х39-зато свиножопые генералы,повизгивая от жадности, принимают на вооружение новую стрелковую систему под принципиально!!! непригодный !!! патрон
сам-то воевал, сынок? про корабль не скажу, а про 5,45 не бреши. Пустой ты человек
Блин, да тут корабелы собрались. Что заканчивали, ребятки, где работали, что строили? Иль в моря хаживали?
Аноним, это на каком 775-м и когда заваривали створки?!
Даты и название!!!
«судов данного типа…» далее читать нету сил. Мусор достиг всего-всего…