Тема создания ракетных поездов нового поколения закрыта, во всяком случае на ближайшую перспективу. Об этом сообщил информированный представитель оборонно-промышленного комплекса России.
Напомним хронологию начала и окончания службы советского БЖРК стратегического назначения «Молодец», или «Скальпель», по западной классификации, а также несложившуюся биографию российского «Баргузина».
Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года. Головным разработчиком назначили КБ «Южное», находившееся в Днепропетровске. Весь железнодорожный ракетный комплекс назвали РТ-23 УТТХ и дали имя «Молодец». Первый полк ракетных поездов встал на боевое дежурство в октябре 1987 года. К началу 1991 года были развернуты три ракетных дивизии БЖРК. В США, проведя множество «шпионских» исследований, убедились в том, что уверенно отследить перемещение таких поездов, несмотря на ряд демаскирующих факторов, и гарантированно их уничтожить — не в состоянии.
И еще до развала СССР по настоянию Запада БЖРК стали нести боевое дежурство только в пунктах постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны. То есть их главное преимущество — мобильность и скрытность обнулились.
В январе 1993 года Борис Ельцин и Джордж Буш (старший) подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2. Согласно его условиям, Россия должна была снять с вооружения и ликвидировать все свои БЖРК — всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. В начале мая 2005 года тогдашний командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов официально объявил, что БЖРК сняты с боевого дежурства в РВСН. К 2007 году были утилизированы все поезда и пусковые установки. Осталось два музейных полностью демилитаризованных экспоната.
Так закончилась жизнь стратегических «Молодцов».
Однако в апреле 2013 года замминистра обороны Юрий Борисов сказал, что Московский институт теплотехники приступает к опытно-конструкторским разработкам, железнодорожных ракетных комплексов нового поколения.
В 2014 году командование РВСН, как сообщалось в СМИ, публично подтвердило, что БЖРК возродятся.
И наконец, в конце прошлого года было объявлено о том, что прошли успешные бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для российского БЖРК «Баргузин». Пуск осуществлялся массогабаритной моделью ракеты «Ярс», адаптированной к железнодорожному комплексу.
А в конце 2017 года выяснилось, что «Баргузин» уходит в долгий отстой на запасные пути, так и не став полноценным боевым железнодорожным комплексом. Хотя официально об этом пока не объявлено. И дело, скорее всего, в финансах — на все их сейчас не хватает.
Вот что говорит по этому поводу начальник вооружения Вооруженных Сил с 1994 по 2000 год генерал-полковник в отставке Анатолий Ситнов. Именно он имел непосредственное отношению к сохранению оборонного могущества страны в мутные девяностые. При его участии создавались ракетные комплексы «Искандер», «Булава», «Тополь-М» и «Ярс». Более авторитетного специалиста найти трудно.
По словам А.П. Ситнова, Россия сегодня обладает вполне достаточной ракетно-ядерной мощью, чтобы нанести любому агрессору сокрушительный ответный удар. Причем стратегические ядерные силы за последние годы значительно обновились. В ВМФ в строй вводятся подводные ракетоносцы нового поколения, оснащенные ракетами «Булава». РВСН заменило устаревшие «Тополи» на новейшие «Тополь-М», ставит на боевое дежурство еще более современные «Ярсы». ВВС испытывает крылатые ракеты со стратегической дальностью полета. Поэтому затевать создание еще одной весьма дорогостоящей ракетно-ядерной системы сейчас просто неразумно.
Тем не менее, отметил Ситнов, опытно-конструкторские работы по «Баргузину» проведены. Эксперимент с бросковым пуском прошел успешно. Если срочно потребуется, наш ракетный поезд достаточно быстро доведут до рабочего состояния и поставят на рельсы.
/Сергей Птичкин, rg.ru/
Очень жаль, если это не вброс. ракеты БЖРК в России более эффективны и менее дорогие, чем на ПЛАРБ.
Автор статьи возомнил из себя что то супер-пуперное,как и сайт опубликовавший его статью.
Денег нет, но вы держитесь…
Жаль проект.
была информация, что не смогли свою ракету адаптировать под новый БЖРК, а те ракеты, что раньше были, Украина выпускала — и проект закрыли только поэтому. похоже на правду, учитывая китайские дизеля на кораблях вместо украинских газотурбиннных.