Все последние 50 лет США считали возможным терпеть поражения в таких местах, как Куба или Вьетнам, так как это не влияло на их глобальную гегемонию, опирающуюся на самую богатую экономику и отличные вооруженные силы. Ведь это же «незаменимое государство», как в 1998 году провозгласила госсекретарь М. Олбрайт (а вслед за ней и все президенты и политики). А кандидат в президенты Дональд Трамп обещал, что «мы одержим столько военных побед… что вы устанете побеждать». А вот и нет!
Белый дом, возможно, все еще купается в сиянии американской гегемонии, а прямо за речкой Потомак Пентагон уже более реалистично смотрит на свое увядающее превосходство. В июне этого года Минобороны издало доклад «Оценки рисков в мире после первенства» (Risk Assessment in a Post-Primacy World) и обнаружило: ВС США «уже не имеют неприступных позиций в сравнении с государствами-соперниками» и «уже не могут… автоматически воспроизводить устойчивое и непрерывное локальное военное превосходство в радиусе своего воздействия».
Высшие стратеги Пентагона пришли к осознанию того, что «мы можем потерпеть поражение», что «собственноручно сотворенный образ непревзойденного глобального лидера – порочная основа для военно-стратегических прогнозов… в условиях после первенства». Пентагон предупреждает, что, как и Россия, Китай «проводит целенаправленную программу с целью продемонстрировать пределы американского влияния». Отсюда заявка Пекина на «тихоокеанское первенство» и его «кампания по расширению своего контроля над Южно-Китайским морем».
Китайский вызов
На западе Тихого океана напряженность в военной сфере нарастает с лета 2010 года. Как США после Второй мировой войны воспользовались альянсом с Британией, чтобы присвоить влияние увядающей империи, так и Пекин использует прибыли от экспорта в США для финансирования своего владычества над морскими путями в АТР.
О природе и будущем этой конкуренции говорят красноречивые цифры. В апреле 2015-го Минсельхоз США сообщил, что в следующие 15 лет экономика США вырастет на 50 процентов, а экономика Китая – на 300 процентов и сравняется с американской или превзойдет ее примерно в 2030 году.
Явно на спад сходит американское лидерство в сфере технологий. В 2008-м США еще были на 2-м месте после Японии по количеству заявок на патенты – 232 тысячи. Но Китай быстро догоняет – 195 тысяч заявок благодаря стремительному – на 400 процентов росту с 2000 года. К 2014-му КНР фактически лидирует в этой критической сфере с числом патентов в 801 тысячу. В том же году число заявок в США составило 285 тысяч.
По суперкомпьютерам Минобороны Китая впервые превзошло Пентагон еще в 2010-м, введя в строй самый быстрый в мире суперкомпьютер Tianhe-1A. Следующие шесть лет Пекин производил самые быстрые машины и в 2016-м добился победы, важнее которой быть не может: построил суперкомпьютер на микропроцессорах, произведенных в Китае. Сегодня в Китае суперкомпьютеров больше, чем где бы то ни было, – 167. В США – 165, в Японии – всего 29.
Система образования США деградировала многие годы. В 2012 году ОЭСР протестировала полмиллиона 15-летних подростков по всему миру. Первыми по математике и естественным наукам оказались шанхайцы. А подростки из Массачусета, «лучшего штата по образованию», разместились на 20-м месте по естественным наукам и на 27-м – по математике. К 2015 году США спустились до 25-го места – по наукам и до 39-го – по математике.
К 2030 году именно это поколение будет определять, чьи компьютеры выживут в кибератаке, чьи спутники уклонятся от ракетного нападения и чья экономика лучше.
Соперничающие стратегии
Опираясь на растущие ресурсы, Пекин претендует на острова и на акватории от Кореи до Индонезии, где ранее доминировали ВМС США.
За четыре года Пекин построил верфь для атомных подлодок на острове Хайнань и ускорил строительство искусственных атоллов для военных баз у островов Спратли, проигнорировав решение Постоянной палаты третейского суда в Гааге.
Пентагон же стал направлять в Южно-Китайское море одну авианосную группу за другой и разместил на вахтенной основе средства ВМС и ВВС на цепочке баз от Японии до Австралии. К военно-морским и военно-воздушным прибавились базы беспилотников, протянувшиеся от Сицилии до Гуама.
Одновременно с этим Китай провел «полномасштабную трансформацию своих вооруженных сил», чтобы «проецировать силу на дальние расстояния». Пекин теперь в состоянии брать на прицел «своих ядерных сил большую часть мира, включая континентальные США». В киберпространстве Китай уже оспаривает американское господство, намереваясь доминировать «в информационном спектре во всех измерениях современного боевого пространства».
“китай в состоянии брать на прицел своих ядерных сил большую часть мира, включая США”
Подразделение № 61398 армии Китая и его подрядчики «все больше сосредоточиваются на критической инфраструктуре США – электросетях, газо- и водопроводах». И в 2013 году Вашингтон предпринял беспрецедентный шаг, выдвинув уголовные обвинения против пяти «кибер»-офицеров, состоящих на действительной воинской службе.
Рывок Китая в техносфере может кардинально сказаться на характере будущей войны с США. Чтобы не соревноваться по всему спектру направлений, Пекин выбрал ключевые, например орбитальные спутники. Уже в 2012 году китайцы вывели «на три вида орбит» 14 спутников «с защитой от экранирования»… А через четыре года Пекин объявил о намерении к 2020 году покрыть весь земной шар созвездием из 35 спутников. Эта группировка станет второй после американской.
Играя в догонялки, Китай совершил прорыв в сфере закрытых коммуникаций. В августе 2016-го, через три года после того, как Пентагон бросил свои попытки построить полностью безопасную систему связи, Китай вывел на орбиту первый в мире квантовый спутник, который излучает не радиоволны, а фотоны, что, как считается, делает его «неуязвимым для взлома». Китай планирует запустить 20 таких спутников, если технология докажет свою состоятельность.
Для сдерживания Китая Вашингтон выстраивал новую цифровую оборонную систему «передовых киберсредств» и аэрокосмических роботов. С 2010 по 2012 год Пентагон распространил беспилотные операции в экзосферу, где до того боевых операций не велось. А в 2020-м, если все будет идти по плану, Пентагон создаст из спутников, роботов-беспилотников и ракет трехуровневый щит, который будет простираться от стратосферы до экзосферы.
Взвешивая этот баланс сил, корпорация RAND выпустила исследование «Война с Китаем» (War with China). В полномасштабном конфликте, предположили в RAND, США, вероятно, понесут тяжелые потери в числе авианосцев, подлодок, ракет и самолетов, а компьютерные системы и спутники сильно пострадают. И хотя американцы нанесут ответный удар, их «растущая уязвимость» будет означать, что победа Вашингтону не гарантирована и «явного победителя» не будет.
Запомните эти слова. Впервые за свою историю одна из ведущих исследовательских организаций, тесно связанных с ВС США, давно известная своими стратегически влиятельными аналитическими трудами, всерьез размышляет над тем, что в крупномасштабной войне против Китая Соединенные Штаты не победят.
Третья мировая – сценарий-2030
Космические кибернетические технологии столь новы и неизведанны, что даже самые диковинные сценарии могут уступать реальности. В 2015 году при отработке вариантов ядерной войны Институт моделирования боевых действий ВВС США (Air Force Wargaming Institute) представил «сценарий 2030 года, в котором боеготовый флот бомбардировщиков B-52… несет патрульную службу в воздушном пространстве… готовыми для пуска стоят новые межконтинентальные баллистические ракеты… а сквозь оборону противника с целью нанесения уничтожающего ядерного удара проникают бомбардировщики B-1».
Нет сомнений, что тот сценарий принес пользу планировщикам. Но он мало что сказал о реальном будущем военной мощи США. Аналогичным образом RANDовская «Война с Китаем» сравнивала лишь военные возможности, не оценивая конкретные стратегии каждой из сторон.
У меня нет доступа ни к компьютерам Института моделирования боевых действий, ни к прославленным аналитическим ресурсам RAND. Но я, по крайней мере, могу сделать их работу за них, представив себе будущий конфликт с неблагоприятным для США исходом. Итак, сценарий третьей мировой войны.
День благодарения* 2030-го. 11.59. В Южно-Китайском море нарастает напряженность между ВМС США и Китая. Попытки Вашингтона сдерживать Пекин дипломатическими средствами проваливаются. НАТО беспомощно, Британия стала третьеразрядной державой, Япония заняла позицию функционального нейтралитета. Другие международные лидеры хранят обиды за десятилетия электронной слежки за ними. Экономика США скукожилась, и Вашингтон разыгрывает последнюю карту – размещает на западе Тихого океана шесть из оставшихся восьми авианосных групп.
Лидеры Китая вместо того, чтобы испугаться, заняли воинственную позицию. Взлетая с авиабаз на островах Спратли, их самолеты облетают корабли ВМС США, а фрегаты берут два авианосца на слабо, пересекая курс все ближе к носу.
Происходит трагедия. В 4 часа утра в условиях тумана авианосец «Джеральд Форд» таранит стареющий фрегат «Сюйчан». Тот тонет со всей командой в 165 человек. Пекин требует извинений и репараций. Вашингтон отказывается. Китай в ярости.
Полночь «Черной пятницы». Американцы ради огромных скидок штурмуют прилавки сети магазинов Best Buy, чтобы скупить электронику из Бангладеш. А в это время персонал станции космического слежения ВМС в Эксмуте (Австралия) давится своим кофе оттого, что меркнут панорамные мониторы. В оперативном центре киберкомандования США в Техасе обнаруживают вредоносную программу с цифровыми отпечатками пальцев НОАК.
Суперкомпьютеры киберкомандования запускают ответные программы-убийцы. Несколько провинциальных китайских серверов теряют какие-то административные данные. Но система квантовых спутников с ее сверхнадежными фотонными передатчиками остается неприступной для взлома. Зато армада суперкомпьютеров, ставших «рабами» шанхайского кибервоенного подразделения № 61398, наносит ответный удар беспрецедентной утонченности и изощренности, проникая своими алгоритмами в устаревшую, работающую в дециметровом диапазоне спутниковую систему США.
Эту открытую атаку в Пентагоне никто не предвидел. На высоте 20 километров над Южно-Китайским морем американские беспилотники морского базирования MQ-25 Stingray, заразившись китайским «вирусом», просто отстреливают весь смертоносный боезапас в океан.
Белый дом санкционирует ответный удар. Исходя из того, что их спутники неуязвимы, руководители ВВС в Калифорнии передают космическим беспилотникам X-37B, находящимся на орбите на высоте 400 километров, команды на поражение нескольких китайских коммуникационных спутников ракетами Triple Terminator. Ответа не поступает.
Почти паникуя, ВМС отдает эсминцам класса Zumwalt приказ нанести удар ракетами RIM-174 по семи китайским спутникам на низких геостационарных орбитах. Пусковые коды не действуют.
Пекинские вирусы бесконтрольно распространяются по всей спутниковой архитектуре США, второсортные американские суперкомпьютеры пасуют перед дьявольски сложными китайскими кодами. Теряют смысл сигналы GPS.
На кораблях, разбросанных по всему Тихому океану, офицеры ВМС чешут затылки вокруг секстантов, стараясь вспомнить давно забытые занятия в академии Аннаполиса. Ориентируясь по солнцу и звездам, эскадры покидают позиции у берегов Китая и идут к безопасным гавайским гаваням.
Взбешенный президент США приказывает нанести удар по вторичной китайской цели – базе «Лонгпо» на острове Хайнань. Командир авиабазы «Андерсен» на Гуаме дает пуск батареей суперсекретных гиперзвуковых ракет X-51 Waverider. Они взмывают на высоту 23 километра и пересекают Тихий океан со скоростью 6400 километров в час – быстрее любых китайских истребителей или ракет «воздух-воздух». В ситуационной комнате Белого дома стоит удушающая тишина, пока все отсчитывают 30 минут до того момента, когда тактические ядерные боеголовки нанесут удар по «Лонгпо», прекращая все военно-морские операции Китая в Южно-Китайском море. Но на полпути ракеты внезапно ныряют в воды Тихого океана.
В бункере, глубоко под площадью Тяньаньмэнь, председатель Госсовета КНР, преемник Си Цзиньпина Ли Кэцзянь, еще более националистично настроенный, чем его наставник, кипит от гнева: Вашингтон вознамерился нанести тактический ядерный удар по земле Китая. Когда Госсовет КНР проявит признаки колебаний при мысли об открытой войне, председатель процитирует древнего стратега Сунь Цзы: «Победоносный воин сначала побеждает, а затем отправляется на войну, в то время как неудачливый воин сначала идет на войну и лишь затем ищет возможность победить». Аплодисменты, смех. Голосование единогласное. Война так война!
Почти немедленно вслед за этим Пекин осуществляет эскалацию, переходя от секретных кибератак к открытым действиям. Дюжины китайских ракет нового поколения SC-19 стартуют, чтобы поразить американские телекоммуникационные спутники. В мгновение ока Вашингтон теряет защищенную связь с сотнями своих военных баз. Эскадрильи истребителей по всему миру приземляются и больше не взлетают. Дюжины пилотов внутри F-35, уже находящихся в воздухе, ослеплены, так как их вмонтированные в шлемы авионические мониторы гаснут и они вынуждены спускаться до высоты чуть более трех километров, чтобы видеть поверхность земли своими глазами. Не имея электронной навигации, они вынуждены следовать вдоль автотрасс и наземных ориентиров к базам, словно небесные водители автобусов.
Находясь в рутинном патрульном полете над евразийским материком, пара дюжин разведывательных беспилотников RQ-180 перестает откликаться на команды со спутников. Они бесцельно летят к горизонту, падая, когда кончается топливо. С удивительной скоростью США теряют контроль над тем, что когда-то называлось «предельной высотой».
В это время Кремль наводняют потоки развединформации о том, что передовые технологические средства США искалечены. Россия, будучи тесным союзником Китая, отправляет дюжину ядерных подлодок класса «Северодвинск» за полярный круг для постоянного провокационного патрулирования между Нью-Йорком и Ньюпорт-Ньюс**. Параллельно этому с полдюжины ракетных фрегатов класса «Григорович» из состава Черноморского военного флота РФ под эскортом неустановленного числа ударных подлодок выходят в западную часть Средиземноморья для слежки за 6-м флотом США.
Всего за несколько часов стратегический контроль Вашингтона над конечными точками «евразийской оси» – краеугольный камень глобального доминирования США на протяжении последних 85 лет – разрушен. За этим следует стремительный распад всего хрупкого строения глобальной мощи Вашингтона.
Как когда-то мушкетеры покончили с рыцарями, танки сокрушили окопы, а пикирующие бомбардировщики стали топить корабли, так и превосходство Китая в киберсфере ослепило коммуникационные спутники США, служившие сухожилиями для когда-то устрашающе накаченного военного тела. Пекин, не понеся потерь, одержал оглушительную победу в «роботизированной» третьей мировой войне над державой, которая господствовала над миром почти столетие.
————————————
*Празднуется в США в четвертый четверг ноября.
**Портовый город в штате Вирджиния. Здесь располагается верфь Newport News Shipbuilding компании Northrop Grumman – одно из крупнейших предприятий, где построены все атомные авианосцы США и значительная часть АПЛ.
Справка ВПК
Автор Альфред Маккой (Alfred W. McCoy) – профессор истории Университета Висконсин-Мэдисон (США). Регулярно публикуется в интернет-ресурсе TomDispatch.com, автор нескольких книг.
Перевод Сергея Духанова
/По материалам vpk-news.ru/
Излучает не радиоволны, а фотоны… Уважаемый автор, не вводите в заблждение читателей. Если уж пытаетесь описать принцип действия научно-популярно, то не надо это делать ненаучно.
Да тут и автор и переводчик по ходу ))))) Ну фотон тоже волна ЭМ спектра можно сказать вот и перевели ))))
—Все последние 50 лет США считали возможным терпеть поражения в таких местах, как Куба или Вьетнам,—
После кубы прошло более 50 лет ))) 1966м закончилась партизанщина, а революция и того ранее в 1959 г.
Дааа профессора истории в США знают только свою историю и только так как надо )))
Если завтра война 1938 года в версии 2.0. Дорого нам станет это шапкозакидательство.
А какая там была войниа в 1938 ??????
Кто кого начал шапками закидывать ?
Статья напоминает одну сцену из фильма «72 метра»,это когда Янычар амеров костерил.
Дело в том, что блокировка сайтов, если они не являются откровенно экстремистскими, всегда было последним делом в кибервойне страны, не способной защитить свое информационное пространство от проникновения «извне».
Устами ОЛЬГИ глаголит истина.
Редактор А.В,вам повод задуматься.