В настоящее время на вооружении армии США состоят боевые машины пехоты M2 Bradley нескольких модификаций. Эта техника отличается достаточно большим возрастом, и потому нуждается в замене. В течение нескольких последних лет предпринимались попытки создания новой БМП с повышенными характеристиками и новыми возможностями, но все они пока не привели к желаемым результатам. Теперь Пентагон вновь намерен разработать бронетехнику для пехоты. Новый проект создается в рамках программы NGCV.
Программа NGCV
В прошлом году Пентагон запустил новую программу разработки перспективной БМП под официальным обозначением NGCV – Next-Generation Combat Vehicle («Боевая машина следующего поколения»). Вскоре были опубликованы основные сведения о программе и требования к новому образцу. Позже ответственные лица огласили примерный график работ. К настоящему времени ряд предприятий, задействованных в проекте, завершил предварительные исследования. По результатам этого этапа работ был подписан контракт на разработку проекта.
В соответствии с пожеланиями военных, лежащими в основе проекта, новая БМП должна иметь собственный экипаж из двух человек и перевозить шесть десантников. За счет этого машина будет соответствовать актуальным концепциям, которые предлагают перевозить стрелковое отделение на двух единицах бронетехники. Также военные указали необходимость обеспечения высокой подвижности, для чего БМП нуждается в двигателе мощностью 1000 л.с.
Боевые качества машины NGCV предполагается повышать за счет эффективной защиты и мощного вооружения. Планируется использовать «традиционное» металлическое бронирование, дополненное комплексом активной защиты существующей или перспективной модели. Основным вооружением БМП будет 50-мм автоматическая пушка на дистанционно управляемом боевом модуле.
Возможный концептуальный облик перспективной БМП по программе NGCV армии США. Изображение из датированной мартом 2017 года официальной презентации программы NGCV. Фактический облик машины может иметь мало общего с этим изображением (с) Tank Automotive Research, Development and Engineering Center (TARDEC)
С прошлого года специалисты нескольких организаций из состава военного ведомства США совместно с коллегами из оборонной промышленности формировали предварительный вариант облика будущей бронемашины. Готовый предварительный проект был представлен заказчику весной 2017 года. По всей видимости, военные пожелали внести в имеющийся проект некоторые доработки, но к настоящему времени большая часть подобных вопросов была решена.
Несколько дней назад было объявлено, что Пентагон запускает новый этап перспективной программы. Для его выполнения был подписан контракт стоимостью 700 млн долларов. В соответствии с этим документом, подрядчики должны будут разработать полноценный проект, а затем построить два опытных образца перспективной боевой машины пехоты. Согласно условиям контракта, техника должна появиться к концу 2022 финансового года. В 2023-м ее планируется передать на испытания.
Разработка нового образца бронетехники поручена консорциуму в составе нескольких компаний оборонной промышленности США. Общее руководство проектированием доверили компании Science Applications International Corporation. Также к работам привлечены фирмы Lockheed Martin, GS Engineering, Moog, Hodges Transportation и Roush Industries. Они должны будут создавать и выпускать те или иные элементы будущей бронемашины.
Любопытно, что в рамках опытно-конструкторской работы предполагается создать несколько версий опытной техники. Таким образом, в 2023 финансовом году на испытания выйдут машины-демонстраторы, получившие условное обозначение NGCV 1.0. После двухлетнего цикла испытаний должны будут появиться переработанные и усовершенствованные прототипы NGCV 2.0. Вторая версия проекта может иметь самые серьезные отличия от первой, обусловленные результатами испытаний. При этом она должна будет стать эталоном для последующего серийного производства.
По всей видимости, заказчик и исполнители понимают, что переработка проекта по результатам испытаний первых прототипов займет немало времени. Разработка, строительство и доводка машин типа NGCV 2.0 так же может затянуться на несколько лет. Как следствие, в качестве возможной даты старта серийного производства рассматривается 2035 год. Таким образом, на выполнение всех работ в рамках программы Next-Generation Combat Vehicle – при отсутствии серьезных проблем и изменения графика – уйдет почти два десятилетия.
История вопроса
Базовая модификация боевой машины пехоты M2 Bradley была принята на вооружение в 1981 году. Последняя версия, отличающаяся современным бортовым оборудованием, эксплуатируется с начала прошлого десятилетия. По известным причинам, эта техника, проходя ремонты и модернизации, будет эксплуатироваться в течение нескольких следующих лет, вплоть до появления полноценной замены. Нетрудно подсчитать средний возраст машин «Брэдли» к моменту снятия с вооружения.
Следует отметить, что Пентагон уже достаточно давно планирует заменить устаревающие боевые машины пехоты современными образцами, имеющими желаемый технический облик. Еще в 1999 году была запущена программа Future Combat System, подразумевавшая создание нескольких образцов бронетехники, в том числе и БМП. Результатом этой программы должно было стать перевооружение сухопутных войск с заменой существующей техники. Программа FCS принесла некоторые плоды технического и технологического характера, но так и не решила поставленные задачи. В 2008 году ее закрыли в связи с рядом серьезных проблем.
После отказа от программы FCS была запущена аналогичная программа Ground Combat Vehicle, в рамках которой тоже предполагалось создать защищенный транспорт для пехоты. В 2014 году командование США приказало свернуть эти работы. Армия вновь не смогла получить перспективную технику для замены существующих образцов.
С учетом имеющихся требований, пожеланий и результатов двух предыдущих проектов было решено запустить разработку новой боевой машины пехоты. Теперь подобный проект носит название Next-Generation Combat Vehicle. Любопытно, что менее чем через два года после старта эта программа дошла до стадии запуска опытно-конструкторских работ. Если вспомнить успехи предыдущих программ, то эту особенность NGCV можно считать настоящим успехом и серьезной «заявкой на победу».
Возможный облик
В марте 2017 года центр Tank Automotive Research, Development and Engineering Center (TARDEC) представил официальную презентацию новой программы. Помимо общих аспектов проекта в версии 1.0 в этом документе был приведен вариант общего облика перспективной боевой машины пехоты. Помимо ряда фактов о проекте к презентации предложили изображение, показывающее общий вид БМП. По понятным причинам, этот рисунок может не отражать реальное положение дел. Реальные прототипы, строительство которых стартует в будущем, могут самым серьезным образом отличаться от опубликованного изображения.
Рисунок показывает, что перспективная БМП NGCV в определенной мере будет напоминать некоторые современные аналоги, в том числе заменяемую машину M2 Bradley. Предлагается строительство сравнительно крупной гусеничной техники с развитыми средствами защиты и вооружением, соответствующим необычным требования заказчика. Можно предположить, что часть основных решений проекта будет заимствоваться у существующих разработок.
Согласно нынешним взглядам специалистов, бронемашина NGCV получит броневой корпус сравнительно простой формы, оснащенный рядом средств защиты. Помимо собственной брони может использоваться набор дополнительных накладных панелей, повышающих стойкость машины к кинетическим или кумулятивным боеприпасам либо минам. Доступный рисунок показывает, что накладными модулями могут закрыть значительные части внешних поверхностей, причем часть таких устройств будет находиться на уровне ходовой части.
Очевидно, что с точки зрения компоновки корпуса БМП нового типа не будет отличаться от существующих машин. Передняя часть корпуса будет вмещать двигатель и трансмиссию, а в непосредственной близости от нее установят отделение управления с рабочим местом водителя. Центральный отсек корпуса, скорее всего, станет боевым отделением, а в корме будет находиться десант.
Основой силовой установки, согласно техническому заданию, станет двигатель мощностью не менее 1000 л.с. Трансмиссия неуказанного типа будет находиться рядом с ним и выдавать мощность на передние ведущие колеса. В предлагаемом виде NGCV будет иметь по шесть опорных катков на каждом борту, а также передние ведущие и задние направляющие колеса. Компоновка ходовой части может указывать на необходимость применения поддерживающих роликов.
Изображение из официальной презентации показывает возможный облик боевого модуля. Пентагон желает, чтобы машина NGCV несла необитаемую башню с набором необходимого вооружения. Неизвестно, удастся ли сделать это, но возможно создание боевого отделения, полностью помещенного внутри башни и не занимающего полезные объемы корпуса. Вне зависимости от компоновки и особенностей размещения агрегатов, с точки зрения средств защиты башня будет похожа на корпус.
Основным оружием будущей БМП должна стать автоматическая пушка калибром 50 мм. На данный момент такое оружие отсутствует, из-за чего в рамках программы Next-Generation Combat Vehicle предусматривается проект по его созданию. Орудие будет располагаться на качающейся установке с приводами вертикальной наводки. Помимо пушки боевая машина пехоты получит спаренный пулемет (либо два пулемета с независимым наведением) и набор дымовых гранатометов.
Система управления огнем должна будет иметь все основные функции современных подобных средств. При этом в ее составе должны присутствовать приборы для дистанционного управления необитаемым боевым отделением и всем оружием. Также машина нуждается в оптико-электронных или иных средствах обнаружения, информация с которых будет выводиться на многофункциональный пульт командира, также выполняющего функции наводчика-оператора.
Для повышения боевых качеств новая БМП NGCV должна будет иметь развитый комплекс средств наблюдения и обнаружения. Кроме традиционной оптики, построенной на электронных компонентах, могут использоваться радиолокационные или иные системы. Также машину следует оснастить различными датчиками для своевременного обнаружения возможной атаки со стороны противника, использующего то или иное оружие. Сведения об обнаруженном противнике можно будет использовать для ответного удара с применением любого доступного вооружения.
Собственный экипаж перспективной БМП будет состоять всего из двух человек. В передней части корпуса, рядом с моторным отсеком, разместят водителя и командира-оператора. Кормовой отсек корпуса будет выполнять функции десантного отделения и получит шесть кресел для солдат. Посадка и высадка будет осуществляться через кормовую аппарель. Опубликованное изображение показывает, что десантное отделение не получит никаких собственных средств наблюдения. Установка бортовых амбразур для стрельбы из личного оружия не предусматривается.
Перспективы проекта
Требования к новой боевой машине пехоты были определены с учетом опыта эксплуатации имеющихся боевых машин пехоты типа M2 «Брэдли» и особенностей локальных конфликтов последнего времени. Сейчас и в обозримом будущем особую опасность для подобной техники представляют различные противотанковые вооружения и взрывные устройства. Как следствие, в проекте NGCV уделяется особое внимание средствам защиты. Собственную броню корпуса дополнят накладными модулями и активной защитой.
Большой интерес представляет предлагаемый комплекс вооружения, а точнее его «главный калибр» в виде 50-мм автоматической пушки. Современные БМП и другая техника подобных классов оснащается орудиями калибром не более 30 мм, а также имеют защиту от такого вооружения. Из-за этого прирост огневой мощи, способный обеспечить превосходство над техникой противника, может быть получен только за счет использования оружия большего калибра. Именно по этой причине в рамках программы Next-Generation Combat Vehicle предлагается создать новую 50-мм пушку.
Наличие современных и перспективных оптико- и радиоэлектронных систем, в теории, должно заметным образом увеличить потенциал техники в деле наблюдения, а также повысить эффективность огня и обеспечить снижение вероятности поражения оружием противника.
Основными функциями машины NGCV, тем не менее, останутся перевозка десанта и огневая поддержка высадившихся бойцов. В соответствии с требованиями заказчика, эта БМП сможет взять на борт лишь шесть солдат. Таким образом, для транспортировки одного отделения понадобится сразу две бронемашины. Следует напомнить, что машина M2 Bradley ранее подвергалась жесткой критике из-за недостаточных объемов десантного отделения. В новом проекте, что интересно, подобные особенности техники будут сохранены. Проблему перевозки большего количества солдат предлагается решать путем одновременного использования двух БМП.
На уровне технического задания и общих особенностей перспективная бронемашина NGCV выглядит достаточно интересно и многообещающе. В ее конструкции учитываются основные проблемы существующей техники и актуальные вызовы. Особенно ярко это проявляется в случае с предложенным комплексом вооружения. Тем не менее, уже сейчас можно найти определенные недостатки, способные оказать самое серьезное влияние на ход проекта.
Есть основания полагать, что БМП NGCV, как и предыдущие разработки в этой области, будет соответствовать требованиям, но при этом отличаться весьма высокой стоимостью. Также в рамках общей программы придется разработать несколько новых «вспомогательных» проектов: так, нужно будет создать автоматическую пушку с повышенными характеристиками.
Согласно оглашенным планам, в начале следующего десятилетия на испытания должны будут выйти прототипы бронетехники первой версии. По результатам их проверок проект NGCV может быть переработан тем или иным образом. Создание, испытания и доводка БМП NGCV 2.0 так же займут определенное время. В итоге серийное производство техники удастся начать лишь в середине тридцатых годов. Столь длительный процесс создания БМП может привести к негативным последствиям.
Из-за большой продолжительности опытно-конструкторских работ стоимость программы может выйти за разумные пределы. Кроме того, уже в ходе разработки могут возникнуть те или иные проблемы, способные усложнить работу и привести к ее удорожанию. Также нельзя исключать риск того, что за последующие два десятилетия требования к перспективному транспорту для пехоты могут измениться, в том числе и самым серьезным образом.
Тем не менее, Пентагон уже не может ждать. Имеющаяся техника постепенно устаревает морально и физически, и потому нуждается в замене. Впрочем, необходимость в максимально быстро создании новой БМП пока отсутствует, и промышленность имеет возможность тщательно проработать проект, в том числе и с созданием двух серий опытной техники. Согласно последним сообщениям, компания SAIC и другие участники программы в настоящее время начинают полноценное проектирование. Это означает, что в ближайшее время могут появиться новые сообщения о ходе программы Next-Generation Combat Vehicle. Однако до появления реальных опытных образцов пока далеко.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/