Китай опередил Россию в принятии на вооружение истребителя пятого поколения
Китайский самолет-«невидимка» пятого поколения J-20 («Черный орел») официально принят на вооружение ВВС НОАК. Таким образом, Китай стал второй страной в мире после США, имеющей на вооружении истребители пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II. В этом смысле он определил Россию с ПАК ФА.
Официальный представитель Министерства национальной обороны КНР У Цянь в ходе пресс-конференции в Пекине заявил, что машина прекрасно показала себя во время летных испытаний, после чего Центральный военный совет принял решение официально принять самолет на вооружение НОАК. Однако офицер не уточнил, сколько единиц были уже переданы частям ВВС.
J-20 характеризуется в китайских СМИ как «истребитель среднего и дальнего радиуса действия четвёртого поколения», но по западной классификации принадлежит к пятому.
Китайский истребитель пятого поколения Chengdu J-20
Китайская компания Chengdu Aerospace Corporation начала разработку J-20 в конце 1990-х годов. Первый прототип истребителя с бортовым номером «2001» взлетел в 2011-м. Считается, что он участвовал в испытаниях аэродинамической компоновки и технологий малозаметности. На втором прототипе с номером «2002» (сейчас «2004») проводились испытания бортового радиоэлектронного оборудования, систем гидравлики и пневматики. Третий и четвертый прототипы («2002» и «2003» соответственно) в летных испытаниях участия не принимали: как отмечают эксперты, возможно, на них производились различные статические тесты, включая прочностные испытания. На остальных летных прототипах проводились испытания доработанных систем и элементов конструкции.
Технические характеристики J-20 официально не раскрываются. Предположительно, истребитель имеет в длину 20,4 метра и размах крыла 13,5 метра. Самолет максимальной взлетной массой 36,3 тонны способен развивать скорость до 2,1 тысячи километров в час. СМИ пишут, что самолет якобы имеет ряд конструктивных заимствований, в том числе от американского истребителя F-22 и российского опытно-экспериментального МиГ-1.44, который создавался как противовес американскому «двадцать второму».
Помимо тяжелого J-20, в Китае создается еще один истребитель пятого поколения — легкий J-31, оснащенный двумя российскими двигателями РД-93.
Старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, специалист по ВПК КНР Василий Кашин полагает, что самолет J-20 действительно можно отнести к истребителю 5-го поколения.
— У него пониженная радиолокационная заметность, РЛС с активной фазированной антенной решеткой, современная информационная система. Слабое место — двигатель: сейчас на нем используется вариант российского АЛ-31, но в перспективе машина должна получить вариант АЛ-41. Но в целом пока в отношении этого самолета слишком много неизвестных. Мы, например, знаем, как принимались на вооружение американские истребители 5-го поколения F-22 и F-35, какой это был мучительный процесс, сколько тогда было потрачено денег и времени. Говорить, что китайцам будет проще, нельзя. Возможно, у них это займет даже еще больше времени. А то, что сейчас про их самолет мало информации, связано с тем, что в КНР ниже «уровень открытости». Хотя даже по той малой информации, которая есть, можно сказать, что это довольно мощный и современный самолет.
«СП»: — В Китае разрабатывается еще один истребитель 5-го поколения — J-31. Он будет только экспортным вариантом или китайцы придерживаются схемы легкого и тяжелого самолетов?
— Судьба J-31 в ВВС пока не ясна. Есть вероятность, что он будет чисто экспортным самолетом. В целом, китайцы хотят иметь сочетание легкого и тяжелого истребителей, но, как и в других странах, может получиться так, что им не удастся полностью вытеснить самолеты поколения 4+, тем более что они продолжают в них вкладываться. Также, по некоторым сведениям, первые поступившие в войска J-20 сводят в аналог эскадрильи-«агрессора» для тренировки своих ВВС общего назначения в противостоянии с малозаметным самолетом.
«СП»: — КНР позиционирует J-20 как свою собственную разработку. Это так?
— Это самостоятельная разработка, в отличие от J-31, где присутствовал «элемент воровства». Вообще, выполнение самолета по аэродинамической схеме «Утка» — это показатель самостоятельности. В Китае она имеет довольно давнюю историю. Первый истребитель по такой схеме компанией Chengdu был сделан еще в 70-е годы — J-9. Это довольно оригинальная и совершенная для своего времени разработка, которую они не осилили по причине слабого на тот момент двигателе- и приборостроения. Потом они выполнили по схеме «Утка» многоцелевой истребитель J-10, и вот сейчас она получила очередное развитие.
То есть можно говорить, что у китайцев сформировалась определённая школа, причем довольно сильная, по проектированию такого рода самолетов, и она дает результат. И это итог работы, которая велась непрерывно около 40 лет. Просто она долгое время была незаметна для внешних наблюдателей.
Пара истребителей J-20 открывает выставку Airshow China-2016.
«СП»: — Китайское ракетное вооружение соответствует требованиям самолета 5-го поколения?
— С вооружением класса «воздух-воздух» у них все довольно хорошо. PL-12 — вариант нашей управляемой ракеты средней дальности (110 км) Р-77 (РВВ-АЕ), причем по некоторым позициям улучшенный. Кроме того, они создали современную ракету малой дальности PL-10 — функциональный аналог нашей РВВ-МД малой дальности и Р-73. И еще у них, видимо, в серийное производство поступила ракета большой дальности PL-15. В связи с этим, возможно, что у них сохранится какая-то зависимость от нас по поставкам отдельных агрегатов и комплектующих, но все равно — их успехи большие.
«СП»: — А концептуально, что для китайцев вообще означает самолет пятого поколения?
— Целостного объяснения я не видел. Но, как и во многих других странах, под 5-м поколением имеется в виду сочетание малозаметности, интегрированных в единое целое электронных систем, РЛС с АФАР, крейсерского сверхзвука. Но я не уверен, что китайцы сильное внимание обращают на сверхманёвренность — это компонент, который ограничивают физические возможности лётчика.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что реальные возможности радиоэлектронного оборудования самолета J-20 не ясны.
— В целом, речь идет о тяжелом двухдвигательном истребителе с большим радиусом действия, способным действовать без дозаправки и за пределами первой цепи островов, проходящей через Окинаву, Тайвань, Филиппины и Малайзию. То есть, самолет создавался под китайскую специфику с учетом разработок концепций применения ВВС КНР. На сегодняшний день известно о шести летающих экземплярах. Что касается самолета J-31, то вроде бы он ориентирован на внешний рынок как некий «китайский F-35», так как он меньше по размерам J-20 и, соответственно, дешевле. Но пока он, как я слышал, существует только в двух экземплярах.
По технологиям китайцы самостоятельно продвинулись далеко вперед, и вроде бы они даже разрабатывали для J-20 замену российским турбореактивным двухконтурным двигателям с форсажной камерой — свои WS-15, но каков их реальный ресурс, характеристики — неизвестно. Как бы то ни было, Китай — это вторая страна после США, которая одновременно разрабатывает два истребителя 5-го поколения.
/Антон Мардасов, svpressa.ru/
Китай молодцы! Так держать! Ведь когда машина запущена в серию, ее очень трудно развести на бабки государство, по доводке дешевле в разы! Это в жидовской РЭэФии выгодно распиливать бабло на доводке никчемного пака! У него даже движка нормального не было!?!
да это очередной китайский трёп. стали бы они тогда наши сушки стараться копировать если бы у них такая бяка была. да и двигателей у них нет а наши скопировать до сих пор не могут. так что это всё ФУФЛО!!!
а ты володимир скачи-скачи! может успеешь до сортира доскакать когда увидишь наши ПАКи в деле!
Статья и «эксперты» — никакие, только вводят в заблуждение.
При всём уважении к китайским товарищам — а они большими скачками уже преодолели огромный путь — Китай пока не может самостоятельно запрограммировать ЭДСУ, рассчитать воздухозаборник, продуть аэродинамику (тем более вихревую), ну а двигатель — не смог ещё 4-e поколениe полностью скопировать.
Они вовсе не от хорошей жизни лепят на машины отмасштабированные копии воздухозаборников от МиГ-23 или F-35, покупают двигатели и так далее, не говоря уж про заваливание заказами ГосНИИАС и привлечения товарищей из РСК МиГ для проведения «самостоятельных разработок».
АФАР тоже не показатель. АФАР можно собрать и в гараже из радиодеталей — т.е. вопрос вовсе не в афарности, а в полученных характеристиках. Что выдают китайские АФАРы по мощности, шумам и прочим показателям? Это если предположить, что фазотроновская разработка вовсе ни при чем.
Короче, к пятому поколению эти машины можно относить довольно условно, по весьма выборочным формальным признакам.
А кричать про «отставание от Китая» в данной области попросту нелепо.
Можно предположить, что постановкой на вооружение китайцы хотят стимулироваться др. страны покупать их самолеты. Не факт, что в ВВС Китая много этой техники. Хотя все равно молодцы.
Диву даешься. Сколько здесь «экспердов» высказалось? Даже страшно в разговор встревать.
Кстати. Статистическая справка. В 1991 году в составе Черноморского флота у нас было 835 кораблей и 440 самолетов (боевых). Когда Путин пришел к власти — 370 и 150 соответственно (учитывай что чуть чуть отдали Украине и Грузии). Сейчас 66 и 30. Если при Ельцмине просто пропивалось. то теперь воруют у нас целенаправленно. Разыгрыают перед народом комедиио противостоянии с США. А на самом деле наша власть вместе с мировым капиталом расхищает богатства нашего народа. На самом деле при непосредственном участии Путина и тех кто за ним мы стали свалкой и сырьевым придатком для всего мира
Ввод в активную эксплуатацию в войсках ПАК ФА даст возможность реально оценить самолёты ведущих авиастроителей мира.
Пока 80% либералов в Кремле — дальше будет хуже… и нет законов как в Китае по борьбе с взяточничеством и госизменой!
А тут еще и Индия от нас отрекается, за низкую технологию