Если рассматривать всю «созидательную» деятельность боевой авиации США начиная с конца 70-х годов как исключительно коммерческий проект, то приходиться признать его высочайшую эффективность. Не десятки — сотни миллиардов долларов — успешно освоены в рамках создания уникальных по своей бестолковости проектов. Первыми появились проекты F-22 и F-23, потом их дополнили B-1, B-2 и F-117… Лидеры по объему освоенных средств сменяли друг друга. F-22 в конечном итоге без лишнего шума списали в утиль. Но Пентагон не унывал.

В далеком 2001 году компания Lockheed Martin начала разработку F-35. В рамках программы Joint Strike Fighter предполагалось заменить им сразу все устаревшие модели истребителей и штурмовиков — F-16 Fighting Falcon, A-10 Thunderbolt II, F/A-18 Hornet и AV-8B Harrier II. По планам Пентагона, Lightning II должен был стать более дешевой и технологически совершенной альтернативой истребителю пятого поколения F-22 Raptor.

Любой отечественный авиаконструктор сказал бы, что подобное невозможно даже теоретически. Но это же Америка — «Америка все может!»

В последующие 16 лет F-35 в нескольких вариантах превратили в суперпроект, навязывая его всем союзникам США. Делом доказывая, что США способны совместить государственную коррупцию и создание летательных аппаратов тяжелее воздуха. Но и только. Совместить грандиозный распил бюджета со сверхсовременными и эффективными боевыми самолетами янки оказались не в состоянии.

«Недоработанность самолета, необходимость постоянно выбирать обходные пути для выполнения летных процедур и крайне ограниченные возможности внутренних систем не позволяют оценить пригодность F-35 к проведению тренировок в составе эскадрона (эскадрильи) и участию в боях«, – констатировал отдел эксплуатационных испытаний и оценки Министерства обороны США еще в феврале 2013 года!

Отвратительный обзор из кабины, невозможность вести эффективный ближний бой для завоевания превосходства в кубатуре пространства, отвратительная пушка, запрет на полеты начинающих пилотов на сверхзвуке, малая остойчивость, выход из строя при температурах ниже минус 15 градусов, отказы системы катапультирования на самолетах первых серий, отсутствие защиты от попадания молнии и проблемы с интерфейсом системы управления … перечень недостатков машины занимает десятки листов доклада.

Читайте также  Истребитель МиГ-35: если нужен, то кому?

Прошедшие после доклада 4 года принципиально ничего не изменили. Кроме одного. За счет продолжающегося производства и навязывания F-35 своим союзникам, Пентагон смог отчитаться о снижении расходов на один самолет с баснословных 237 миллионов долларов до 120-ти. Это, конечно, не изначально заявленные 80-90 млн долларов, но хоть что-то. При этом умалчивается, что фактически производитель продолжает получать прибыль, а бюджет США нести все новые и новые траты, клепая не истребитель 5-го поколения, а летающее недоразумение.

Доходит уже до мистики. За последние несколько месяцев в ВВС США зафиксирован значительный всплеск «физиологических эпизодов» (случаев необъяснимого ухудшения самочувствия пилотов), сопровождающих эксплуатацию истребителей F-35. Если в период 2006-2016 годов военные насчитали десять подобных инцидентов, то к настоящему времени их число выросло до двадцати, сообщает Aviation Week.

По меньшей мере пять из десяти подобных эпизодов приходятся на текущий год. Они произошли между 2 мая и 8 июня на базе ВВС США Люк в штате Аризона. В результате полеты F-35 были приостановлены.

По сообщению командира 56-й оперативной группы полковника Бена Бишопа (пилотировавшего F-35) , после возобновления полетов истребителей авиабазы было зарегистрировано еще три «физиологических эпизода». По его словам, эксперты, в течение нескольких месяцев работающие с F-35A, до сих пор не смогли найти причины данной проблемы.

F-35: "физиологический урод" в пятом поколении

Привлеченные эксперты не уверены, указывают ли «физиологические эпизоды» на собственно гипоксию (снижение содержания кислорода в крови) или же являются следствием иных состояний, например, гиперкапнии (повышения уровня углекислого газа в крови), тканевой гипоксией (нарушения использования кислорода тканями), декомпрессионной болезни, обезвоживания, недостатка сна или нервного переутомления.

Так как ранее были катастрофы, связанные с отказом кислородной системы, тщательно проверялась резервная система кислородного питания. Проверки подтвердили ее исправность. В настоящее время специалисты переписывают программы, ответственные за контроль колебаний уровней концентрации кислорода. Предполагается, что это позволит оперативнее поставлять кислород пилоту и тем самым потенциально облегчить его дыхание. При этом полковник Бишоп уверен, что «физиологические эпизоды» не связаны с загрязнением кабины или системы кислородного питания.

Читайте также  Saab JAS 39E Gripen: разрекламированный небесный «убийца»

Командир 56-й оперативной группы настаивает, что три последних «физиологических эпизода» объединяет общее обстоятельство — резервная система кислородного питания сработала штатно, но пилоты не сразу почувствовали улучшение самочувствия. «Думаю, может быть что-то, основанное на взаимодействии машины и человека, то, что оказывает влияние на дыхание. Мы рассматриваем работу клапанов, позволяющих нашим пилотам выдыхать«, — рассказал полковник.

По приводимой в связи с обнародованием очередных неполадок статистикой, именно с F-35 чаще всего происходят «физиологические эпизоды — за 2006-2017 годы зафиксировано 29 подобных инцидентов.

Новые факты лишь подтверждают ранее выявленные недостатки F-35. Машина, которая должна была стать прорывом в авиастроении, превратилась в реальную головную боль. Очень дорогую головную боль.

СПРАВКА. Израиль покупает самолеты F-35 только потому, что по условиям американской экономической помощи он должен тратить ее на американское вооружение. Фактически столько американского оружия Израилю просто не нужно, и ему приходится закупать товары лишь номинально военного назначения, например, продукты питания для военных.

/Михаил Онуфриенко, topwar.ru/

19 КОММЕНТАРИИ

  1. Вам бы меньше критиковать F35.

    Вы бы больше внимание обратили бы на так называемый Су 57. По сути множество систем «сняли» с Су 35 (который начали испытывать в 1985 году), и потом эти проблемы с фюзеляжем…..переделали фюзеляж после всяких там «ШПЕЦИАЛИСТОВ» вроде Давиденко…пусть на базар идет тряпками торгует конструктор хренов…запорол весь фюзеляж. Потом выясняется, шо 6 типов ракет для Су 57 не готовы…в общем он малость «сыроват» да не сыроват, он сырой как не знаю кто……….
    И двига 5 поколения тоже нема……
    И так: технологии середины 80-х запихнули в фюзеляж который при 9 g просто развалится….это техника 2017 года???

    Насчет «современной» техники не надо….смешить мои тапки…Вы хотя бы не поленились и сравнили АФАР Н 036 И АФАР AN/APG 81, ТАК Я ВАС РАССТРОЮ. AN/APG 81 в «чистую» выигрывает по многим показателям у Российской «белки»

    Так разработка РФ видит до 60 целей, и обстреливает до 16 целей, разработка США видит до 100 целей и обстреливает до 20 целей. Так что проигрыш в одну калитку.

    Об уровне ЭПР вообще я промолчу…там настолько усе…..шо слезы из глаз просто градом.
    Но «путинские» СМИ отрапортавали сие изделие именуемое Су 57 самое современное из усех еще минимум лет на 30….как не на 40.
    Особенно меня «прикольнуло» что в начале «приоритет» был в виде 60 таких хреновин…а потом заказ «срезали» до 12 хреновин…а почему??? Нехватка бабла? И правильно, и не правильно. Дело в том, шо он Су 57 очень дорог (до 90 лямов в долларах), бабок в » натуре» не хватит, а НЕ ПРАВИЛЬНО… Су 27 срочно менять то надо…он изношен до нельзя…Так его этот Су 27 временно Су 35 заменит. А шо есть в достатке в войсках Су 35. И прям более 300 штук??? Нет. И до 2025 года не будет 300 штук Су 35 в войсках!!! не надо нам ОТКРОВЕННО ВРАТЬ…
    Тогда смысл Су 35 штамповать???
    И нужна «модификация» Су 57 «корабелка» что с ней то делать???

    Маразм крепчает день ото дня.
    Это результат полного бездействия в 90-х годах, а потом нахватали и думали что мы самые умные…но ПАТРИАРХИ ТИПА СИМОНОВА ушли, новых гениальных разрабов нет ПРОИЗВОДСТВА НЕТ…ДЕНЕГ СЧИТАЙ ТОЖЕ НЕТ….сейчас после понимания реалий этого дня «СУХИЕ» молчат в тряпочку, с них в полной мере за Су 57 не спросили. Тут не до бравады.

  2. А то Су 57 не бестолковый проект. Ракет нет…двигатели истинно 5 поколения в лучшем случае в 2025 году серийными станут…тем более в сша в 2005 стал серийным F 22 а Су 57 даже через 12 лет никак серийным не станет…технологии оказываются во какие в КБ Сухой.

  3. Смотрите, как хохлы разнервничались.
    Просто открываем хотя бы википедию и спокойно читаем о СУ 57 и делаем выводы сами.
    А хохлы пусть нервничают.

  4. Как резюмирует The National Interest, российская оборонная промышленность идет в ногу со временем в развитии военной авиационной отрасли. Далее: https://news.rambler.ru/weapon/38275706/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

  5. такое ощущение, что F-35 специально лажают, типа путинская пропаганда. Примерно 70% недостатков включая «физиологические» нашими пилотами игнорировались, либо назывались неудобствами. Просто пиндосы войну представляют себе со всеми удобствами. Ну не может такой золотой самолет быть совсем никаким!

  6. Они нам сиропчика нальют, что у нас «убийцы» рапторов и т.д. а мы уши развесим и будем слушать как BBC нас хвалит. Против перечисленных SLS факто не попрешь. 20 целей обстреливать-надо иметь возможность выбрать какую цель уничтожить, если до такой степени не соображаешь, лучше промолчать.

  7. ЭПР 0,01 у F-35 — это «плохой» самолет? а у нас больше 0,7, значит лучше))) п..ц F-35 может незаметно пройти ПВО, грохнуть радары и атаковать наземные цели, а мы и не заметим. Потом будет позно вспоминать кто кричал, что мы крутые.

    • А что такое ЭПР, на какой частоте? В сантиметровом диапазоне? В метровом диапазоне невидимок не бывает. Так, что этот показатель относительный. Современные Российские РЛС легко обнаруживают эти «невидимки»

  8. А вся эта цирковая акробатика на низких скоростях нафиг не нужна. Только лапшу вешать на ляБурже. В реальном бою будет играть значение сверхманевренноть на скорости, а F-35 выдерживает бОльшую нагрузку на крыло, соответсвенно можетманеврировать на бОльших скоростях. я полный профан в этом, сужу на основе тех фактов, которые знаю,а вы судите на основании кто громче кричит. а уж если нам кричат «русские крутые» ну тут воообще мы уши развесили и как начнем тельняшку рвать «да мы крутые, мы Америку перегнали!» а потом бац и окажется что нет..

    • Самолет не выдерживает нагрузку на крыло, а имеет ее. И чем она больше, тем хуже маневренность! Читай умные буквы!

  9. ну как же так, ведь конфликт до которого америке чертова уйма тысяч км, а нам меньше двух тысяч по суше был нами почти выигран!

  10. Все беды России от предательства власти.
    Нужно очистить Россию от пятой колонны, прежде всего в правительстве. Воры в правительстве покрываются. Страшны не внешние враги, от них как нибудь отобьёмся, страшнее свои дураки руководители, разваливающие страну.
    Если бы наши «мудрые» чиновники больше вкладывали в свою страну, то Россия не попала бы в такую зависимость от иностранцев. У нас пол страны не освоено. Что, нельзя туже атомную электростанцию построить на своей территории, а на экспорт поставлять электроэнергию? В любой момент можно кран перекрыть. Может быть уже газифицированы все сёла в России или бензин дешевеет? Сколько дорог и заводов нужно строить в России?
    Все эти Российские «олигархи» которые получили общенародную собственность мошенническим путём продолжают грабить страну с попустительства властей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя