Когда выйдет этот материал, мы будем на похоронах Юрия Копылова, нашего земляка, погибшего в Сирии. Печальный момент, о котором ничего больше не сказать. Но хочется сказать несколько слов о самолете, тем более, что господа «эксперты» дают для этого тучу поводов.
Сколько уже было гневных статей на тему «когда уберут эту рухлядь», «самолет физически и морально устарел» и все в таком духе. Добро бы писали по делу, а так… Припомнили даже «титановые пожары», которые случались в самом начале летной карьеры самолета и были ликвидированы, когда КБ «Сатурн» перепроектировало компрессор и Су-24 стали оснащать доработанными двигателями АЛ-21Ф-3, а затем АЛ-21Ф-ЗА и АЛ-21Ф-ЗАТ.
Сразу чередой начались рассказы о том, что Су-24 самый аварийный самолет чуть ли не за всю историю ВВС. Хотя, если верить Магомеду Толбоеву (а уж кому верить, если не ему), то самым аварийным был Су-7Б.
Но давайте обратимся к статистике. Она вещь упрямая.
С 1973 года по сегодняшний день с участием Су-24 было 87 аварий и катастроф, в 52 из которых погибло 90 членов экипажей и 7 человек наземного персонала.
Причинами катастроф стали в 70 случаях отказ техники, в 29 случаях ошибки экипажа и 8 случаев — иные причины (боевые потери, птицы).
До 1990 года доминировали отказы техники (из 57 случаев 12 по вине экипажа и 2 по иным причинам), после 1990 года число катастроф по вине экипажа стало увеличиваться.
87 аварий и катастроф за 44 года службы. Много это или мало? Особенно если учесть, что, приняв за некий рубеж 1990 год, то за первые 17 лет произошло 57 ЧП, а за последующие 27 — 30.
Да, в последнее время аварии с участием Су-24 несколько участились.
30 октября 2012 года Су-24 потерпел крушение в 70 км от Челябинска при выполнении учебно-тренировочного полета. У самолета сорвало носовой обтекатель. Оба пилота успели катапультироваться.
10 ноября 2012 года на аэродроме Морозовск в Ростовской области Су-24 при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы из-за оторвавшегося тормозного парашюта и сгорел. Летчики катапультировались.
11 февраля 2015 года Су-24 упал в 7 км от взлетно-посадочной полосы аэродрома Мариновка в Волгоградской области. Оба пилота погибли. После этого Минобороны приостановило все полеты Су-24, чрез полгода, после расследования и проверок, полеты были возобновлены.
6 июля 2015 года произошла катастрофа Су-24 в Хабаровском крае. Сразу после отрыва от ВПП у самолета отказал двигатель. Летчикам спастись не удалось.
И вот, 10 октября 2017 года. Снова катастрофа, и экипаж не успел катапультироваться. К величайшему сожалению.
Достаточно ли этих цифр для того, чтобы сделать вывод о том, что Су-24 устарел морально и физически? Некоторым экспертам — вполне. Но если пересчитать на почти 1 500 самолетов всех модификаций, то как бы и не очень-то и весомо.
Надо отметить, что «чистых» Су-24 уже не осталось. Минимум — это Су-24М, максимум — Су-24М2, которые прошли модернизации и весьма сильно отличаются от первоначального варианта бомбардировщика. Да и их количество, скажем прямо, невелико.
140 Су-24М/М2 и 79 Су-24МР — это все, что осталось на сегодняшний день.
Так настолько ли устарел самолет физически? Учитывая модернизации, которые проводятся в заводских условиях, с надлежащим обследованием всего самолета, думаю, что об усталости планера речь не идет.
Те же Ту-95 у нас и В-52 у «них» стоят в строю еще большее количество лет, и ничего.
О моральной стороне тоже речь не идет, особенно в случае модернизации М2. Вполне нормальный бомбардировщик, способный выполнять свою работу в условиях отсутствия противодействия авиации противника. Доказано Сирией.
Кстати, о Сирии. Здесь стоит тоже обратиться к цифрам. Минобороны и многие СМИ приводят в отчетах цифры о нанесенных ударах. В одном из последних коммюнике о действиях в районе Дейз-эз-Зора говорилось о 150 ударах по боевикам нашими ВКС за сутки.
Учитывая, что в авиагруппировке на сегодняшний день около 20 ударных самолетов (8 Су-34, 12 Су-24М) и примерно столько же истребителей прикрытия, то для того, чтобы нанести 150 ударов, каждый самолет должен сделать 4 вылета.
Понятно, что бомбардировщик в плане эффективности несколько превосходит истребитель/истребитель-бомбардировщик. И ни для кого сегодня не является секретом, что количество экипажей в Сирии значительно превышает количество самолетов. Это нормально, два экипажа вполне могут сделать за день по 2 или 3 вылета. Чередование позволяет отдохнуть летчикам перед очередным заходом на террористов.
Самолеты, как видим, тоже справляются. Равно как и технический персонал, иначе известия об авариях и катастрофах мы бы читали значительно чаще.
Очевидно, что то, что случилось с Су-24, является результатом того, что техники просто не доглядели, как говорится. Что вполне естественно в боевых условиях и с не самым новым самолетом. С Су-34 проблем нет, но и самолеты «свежее».
Не оправдываю техперсонал, но и не «вешаю всех собак» на техников, потому что, во-первых, не знаю точно, сколько технических бригад там работает, а во-вторых, работа у техников еще та. Говорю о том, что Су-24 — это самолет, который показал себя не в одном конфликте, и кричать о том, что его срочно надо снимать с вооружения несколько опрометчиво.
140 бомбардировщиков — это 140 боевых машин, по-прежнему способных выполнить боевую задачу. И просто взять их и распилить, мотивируя тем, что Су-34 лучше — это просто глупость, что бы там не говорили сторонники этого дела.
С начала производства, то есть, с 2008 года, выпущено 122 Су-34. То есть, 13,5 самолета в год. «Дыру», которую образуют 140 срочно снятых с вооружения Су-24М/М2 соответственно, будем латать больше 10 лет.
Можем себе такое позволить?
В условиях абсолютно мирного и стабильного времени — вполне. Но если мирное время хоть и с некоторой натяжкой имеет место быть, то вот о стабильности у нас в стране пока можно только мечтать. В том числе, и в отношении военного бюджета. Сокращения имеют место быть постоянно, все прекрасно это знают.
Другой вопрос — это действительно проблема с инженерно-техническим персоналом. Да, авиаинженерные училища сегодня если не переживают бум, то хотя бы появился конкурс. Но «дыру», пробитую в 90-х и начале 2000-х еще латать и латать.
Именно так мне говорили в академии им. Жуковского и Гагарина люди, которые отвечают именно за этот вопрос.
В ВКС налицо огромный дефицит инженеров, это факт. В академии из кожи вон лезут, чтобы этот дефицит сократить. Вроде бы получается, но не такими темпами, как хотелось бы. Диплом коммерческого ВУЗа с перспективой сидеть в офисе за компьютером пока предпочтительнее продуваемого всеми ветрами аэродрома и перспективы тестирования двигателя и подвески бомб на тридцатиградусном морозе. Увы.
Если говорить о сегодняшней проблеме — вот это проблема, которую надо решать. Не списывать в утиль самолеты, которые могут служить еще десять или более лет, а готовить кадры, способные сделать так, что самолеты будут летать без аварий.
Что толку в современных Су-34, Су-35, Су-57, если не будет хватать для них тех, кто будет заботиться о том, чтобы самолеты летали, и летали как надо? Как ни фаршируй сверхсовременной электроникой самолет пятого, шестого, восьмого поколения, без знающих и умеющих правильно применить свои знания инженеров, это не боевая техника будет.
С грамотным техперсоналом и Су-24 будет еще долго грозным оружием. Без — любой самолет станет проблемой для летчика.
Не о моральной или физической усталости Су-24 сегодня нужно думать, а о тех, кто сможет сделать так, чтобы самолеты не уставали.
/Роман Скоморохов, topwar.ru/
лучший самолёт в своём классе а астальное предрассутки либералов
у американцев ни чего такого нет
инженерно-тех состав — его нужно обеспечить всем чтоб сохранил жизнь нашим и моим сушкам — 24 и м3 и м4 и т.д. — нормальный самолетик-бомбер и нече тянуть на эту лошадку которая едва ли не меньше сделала в своем классе не уступая никому — не слушать этих горе либералов, которые только и ищут лазейки чтобы навредить России
У нас в стране техник никто. Есть только герои лётчики… Соколы Сталина. Работаю техником в ГА так вот командир ВС получает в 10 раз больше техника. Пока не будет должного отношения в техническому персоналу профессия не будет престижной и соответственно не востребованной.
господа, не кажется ли вам, что слишком много потерь самолетов из-за ошибок экипажа.
Видимо долго нам будет аукаться бездумное сокращение числа военных училищ в годы «тотального разоружения», Качинского училища фронтовой авиации в том числе.
Хватит сокращать, с 90-х уже насокращались. Кто служил в то время, тот знает сколько техники и летчиков было тогда и сколько их сократили в угоду американцев.
Су-24М морально и физически устарел. Те кто говорят, что F-15 тоже до сих пор используется:
1. Во первых, это самолёт четвёртого поколения а не третьего как Су-24М
2. Базовые F-15 почти не используются, используются, в основном, F-15E, сильно модернизированный и учебно-боевые F-15
За один день не спишешь все 140 Су-24М/М2, но надо же с чего-то начинать. Такое количество старых самолетов надо содержать (топливо, ремонт, зарплата техперсоналу и летчикам), а это очень дорого. Если для начала списать хоть 3-4 эскадрильи Су-24М (36-48 самолетов), в основном версии «Су-24М». А техперсонал и летчиков отправить на переобучение на новые самолеты (Су-34). У нас нехватка летчиков и персонала даже для новых боевых самолетов, зачем ещё иметь много старых Су-24М???
Су-24М2, соглашусь, пока рано списывать (как и разведывательные Су-24МР), но все их преимущество новое вооружение (ракеты Х-59М, Х-31) использует и Су-34, а также Су-35С, Су-30СМ и другие современные самолёты. Ничем Су-24М2 не выделяется, поэтому после списания Су-24М, очередь наступит и его. ВКС уже списали почти все «базовые Миг-29» (серии 9-12, 9-13), а 29-е это уже следующее поколение (по сравнению с Су-24М)!!! Почему же тогда Су-24М такой уникальный, что будучи «древнее» Миг-29 все ещё активно эксплуатируется в ВКС?
Считаю, что Су-24М надо списать до 2019-2020 года, Су-24М2 попозже (к 2025 году).
Машину надо отправить в музей. В частях этой машины быть не должно. Он Су 24 свое отлетал.
Уже давно испытывали и доводили до ума Су 34 сейчас его закупают в больших количествах…почему не избавились от Су 24?
В 90 е у нас жуткий кризис был. И сейчас кризис…однако надо понимать, что в 90 мы столько потеряли….хотя бы Як 141 вспомнили….его сейчас в облике 5 поколения «возрождают».
Там многое «пропил» именно Ельцин. Его пьяное «хрюкало» совсем отказывалось воспринимать окружающую реальность» Мы сами во многом виноваты. Разве нас кто то заставлял так военные училища кромсать? Правильно. Сами додумались. Экономика и не дальновидность….вот наши ошибки. И не чьи-то, а наши.
Трудно найти в ВВС самолёт, который грохнул больше летчиков, чем этот. Ссылаться на авторитет Толбоева? А какое он имеет отношение к данному самолету? А вот к оптовому рынку, из-за которого в Москве резня и волнения были, он имел прямое отношение. И отмазывл своих с присущей ему помпой. Так что не авторитет он никакой.