К настоящему времени в интересах силовых ведомств отечественная оборонная промышленность разработала несколько новых бронеавтомобилей. Пытаясь занять свое место на внутреннем рынке подобной техники, компания «Астейс» (г. Набережные Челны) предложила бронеавтомобиль «Патруль». Был создан базовый проект, на основе которого в дальнейшем разработали специализированные модификации техники, приспособленные для решения тех или иных задач. В последние дни стали известны новые подробности интересного проекта.

Значительный объем информации об истории проекта «Патруль», его текущем состоянии и перспективах был оглашен в первых числах октября. Деловая электронная газета Татарстана «Бизнес Online» опубликовала интервью с генеральным директором АО «Астейс» Александром Пухненковым. В беседе с корреспондентом издания руководитель оборонного предприятия раскрыл несколько важных тем. Особое место в разговоре занял проект бронеавтомобиля «Патруль».

По словам А. Пухненкова, в настоящее время броневики нового семейства проходят испытания. При этом уже в следующем 2018 году предприятие «Астейс» предполагает развернуть серийный выпуск такой техники. В массовое производство пойдут несколько модификаций броневика, но какие именно – пока не уточняется. Номенклатура выпускаемых изделий будет определена заказчиком при подписании контракта на закупку.

На данный момент существует три модификации «Патруля», имеющие как мелкие, так и серьезные отличия. В разных проектах семейства используется базовая машина с неизменными основными характеристиками. Одновременно с этим броневики могут отличаться расположением запасного колеса, наличием механизированной аппарели или боевого модуля и т.д.

Основой бронеавтомобилей «Патруль» стало шасси разработки Камского автозавода. По мнению гендиректора «Астейс», такая особенность бронемашины дает определенные преимущества. Обслуживать броневики на таких шасси можно будет в любом сервисном центре КамАЗ, и это заметным образом упрощает проведение ремонтных работ в сравнении с другими современными броневиками. Для реализации подобных преимуществ две компании должны подписать соответствующий договор.

Как рассказал А. Пухненков, уже построены несколько опытных «Патрулей», отличающихся конфигурацией и предназначенных для участия в испытаниях. Два броневика были переданы Росгвардии для проверки и оценки, по результатам которых будет сформировано решение о принятии техники на снабжение. Еще два бронеавтомобиля отправлены в одну из частей министерства обороны с теми же целями.

Руководитель предприятия рассказал об особенностях продвижения продукции в подразделения министерства внутренних дел. К моменту появления первого броневика «Патруль» внутренние войска МВД не располагали техникой подобного класса с такими же характеристиками и возможностями. При этом возникло недоверие, связанное с тем фактом, что броневик не был принят на снабжение. Тем не менее, вскоре мнение потенциального заказчика стало меняться. Бойцам ОМОН и ответственным лицам наглядно показали вместимости бронеавтомобиля, а кроме того, подтвердили возможность серийного производства.

После этого мнение МВД / Росгвардии изменилось. Появились рекомендации о переработке тех или иных устройств техники. Специалисты советовали изменить количество дверей, предусмотреть установку светосигнального оборудования, а также оснастить броневик дистанционно управляемым боевым модулем. Все эти рекомендации были выполнены, и доработанные «Патрули» вновь ушли на испытания, по результатам которых будет принято решение о принятии техники на снабжение.

Читайте также  Боевая разведывательная машина FENNEK

Инженеры компании «Астейс», в том числе в рамках сотрудничества с другими предприятиями, проработали несколько специализированных модификаций броневика. Заказчик проявил интерес к «Патрулям» как в исходной транспортной конфигурации, так и в качестве носителя специальной аппаратуры. Прорабатывались варианты разведывательной бронемашины, защищенного транспорта для саперов, санитарного броневика и машины управления. В последнем случае, по словам А. Пухненкова, имеющийся салон почти полностью заняла различная аппаратура, а в свободных объемах поместилось лишь три операторских кресла.

АО «Астейс» сейчас ведет переговоры с «Рособоронэкспортом», по результатам которых бронеавтомобиль «Патруль» может быть выведен на международный рынок техники. Как утверждается, экспортный броневик почти ничем не будет отличаться от «российского». Впрочем, не исключается возможность создания модификации с правым расположением поста управления, предназначенной для стран с левосторонним движением.

В течение нескольких лет инженеры развивают имеющийся проект, перерабатывая его в соответствии с результатами испытаний и пожеланиями заказчиков. Этот процесс, по всей видимости, будет продолжаться и после появления заказа на серийное производство. Генеральный директор компании-разработчика полагает, что облик машины будет совершенствоваться в течение следующих пяти лет.

Напомним, бронеавтомобиль «Патруль» впервые был представлен в 2014 году. Машина была разработана в инициативном порядке, ее планировалось предложить военному ведомству и силовым структурам. В дальнейшем развитие проекта было продолжено и привело к самым заметным результатам. Так, уже в 2015 году демонстрировался опытный «Патруль» с резко сокращенной долей агрегатов импортного производства. Развитие проекта продолжается до сих пор, и теперь ведется с учетом пожеланий заказчика и результатов испытаний.

Основой броневика «Патруль» является двухосное полноприводное колесное шасси КамАЗ с двигателем типа 740.652-260. Поверх него устанавливается корпус, разработанный специалистами АО «Астейс». Корпус имеет баллистическую и противоминную защиту. Для размещения пассажиров и груза доступны внутренние объемы общим размером 12,5 куб.м. Это позволяет перевозить до 10 человек с оружием, включая водителя и командира, либо эквивалентный груз. Максимальная грузоподъемность броневика – 1,5 т. Возможна буксировка прицепа массой 5 т.

Броневой корпус оригинальной конструкции строится по капотной схеме и разделяется на два основных отсека. В меньшем переднем располагается силовая установка, крупный задний предназначен для груза или экипажа. Для посадки в машину предлагается использовать набор дверей, состав которого может определяться заказчиком. Так, прототипы имели одну или две двери на левом борту и две на правом, дополненные кормовой дверью. Также существует модификация бронеавтомобиля с механизированной кормовой аппарелью.

В недавнем прошлом утверждалось, что корпус «Патруля» соответствует 4 классу защиты по ГОСТ Р 50963, обеспечивая защиту от малоимпульсных автоматных патронов с бронебойной пулей. При этом существовала возможность использовать более мощное бронирование, вплоть до класса 6а (бронебойная 7,62-мм винтовочная пуля). Противоминная защита выдерживает подрыв 2 кг тротила под колесом или днищем.

Читайте также  Южноафриканский колесный бронеавтомобиль Buffel

Бронеавтомобиль «Патруль». Новости проекта

В своем недавнем интервью гендиректор компании «Астейс» указал иные характеристики защиты, по-видимому, относящиеся к актуальной версии броневика. Так, броня обеспечивает защиту 5 класса – от небронебойных винтовочных пуль. После проведения испытаний подрывом специалисты осуществили эксперимент, в рамках которого планировали определить правильность использованных решений. Вслед за подрывом 2 кг тротила под колесом и днищем в тех же позициях были взорваны заряды массой 4 и 6 кг. По словам А. Пухненкова, условный экипаж при этом выжил.

Руководитель организации-разработчика отметил, что броневик имеет определенный потенциал с точки зрения повышения уровня защиты. Тем не менее, запас роста защиты ограничен возможностями шасси. Серийные агрегаты способны выдержать лишь 12 т, и превышение допустимой массы агрегатов может привести к известным негативным последствиям.

Как и другие машины своего класса, бронеавтомобиль «Патруль» способен решать широкий круг боевых и транспортных задач. Выполняя функции защищенного транспортного средства, эта машина может использоваться для патрулирования, сопровождения автоколонн, ведения разведки и т.д. Кроме того, предлагаются новые проекты специализированных модификаций броневика, соответствующим образом сказывающихся на потенциале семейства. Уже известно о создании бронеавтомобиля для саперов, санитарной и командной машин.

К настоящему времени компания «Астейс» успела построить и испытать всего несколько броневиков в различной конфигурации. Один из них, ранее использовавшийся в испытаниях баллистической и противоминной защиты, теперь хранится на заводе-изготовителе. Несколько других сейчас проходят испытания в частях вооруженных сил и Росгвардии. Последние должны показать весь потенциал техники и убедить заказчика в необходимости ее принятия на вооружение.

При благоприятном стечении обстоятельств и успешном завершении всех необходимых испытаний, заказы на серийные броневики от силовых структур могут появиться в самом ближайшем времени. В таком случае серийное производство «Патрулей» стартует уже в 2018 году. При этом компания-разработчик пока не знает, какое именно количество бронетехники может быть приобретено государственными структурами. Очевидно, что речь будет идти о десятках машин, но точные числа пока не определены.

Нельзя не отметить, что компания «Астейс» не только предложила новый проект многоцелевого бронеавтомобиля, но и занялась активным его развитием. Исходный проект постоянно дорабатывается в соответствии с требованиями потенциальных заказчиков. Кроме того, базовая транспортно-пассажирская машина рассматривается в качестве носителя специального оборудования или вооружения. Все эти процессы к настоящему времени привели к формированию настоящего семейства техники, имеющего определенные перспективы.

Впрочем, несмотря на оптимизм авторов новых проектов, не следует забывать, что несколько опытных «Патрулей» все еще находятся на испытаниях, а приказы о принятии техники на вооружение еще не появлялись. Судьба перспективных проектов будет окончательно определена в самом ближайшем будущем. Если события будут развиваться в положительном ключе, то силовые структуры смогут получить новую технику с высокими характеристиками и широкими возможностями.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Я, конечно, не специалист, но формулировка «принятие на снабжение», повторённая в тексте несколько раз, очень сильно «цепляет глаз». Это какое-то нововведение отечественных чиновников от армии или всё-таки ошибка автора?

  2. Что то не совсем понял на какой базе сделано авто, вроде бы как КАМАЗ. Для внутренних войск думаю вполне самое оно, также авто вполне сгодится наверно для погранвойск и омона в горячих местах. В регулярных частях думаю ему нечего делать. сейчас вообще такие авто в моде на мой взгляд

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя