Рынок обслуживания военных машин в состоянии перехода. Модель, которая появилась свыше десяти лет назад с началом боевых операций на Ближнем Востоке, была сосредоточена на поддержании в исправном состоянии парка машин, которые зачастую приобретались по программам срочных оперативных потребностей.
Для Соединенных Штатов и их союзников, развернувших свои машины в Афганистане и Ираке, приоритетными стали самые неотложные уровни так называемого цикла MRO (техническое обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт): текущий ремонт, ежедневная подготовка, обслуживание заменой и минимальные ремонты и модификации. Между тем, обслуживание более высоких уровней, как например, восстановление, специальные модификации, крупные модернизации, капитальный ремонт разных уровней, было отложено, зачастую до тех пор пока машины не вернутся из командировок.
Боевые повреждения
Подобное положение дел не могло не сказаться на состоянии техники коалиционных сил, возглавляемых США. После вывода войск и вооружений из Афганистана и Ирака, начиная примерно с 2011 года, американцы и их союзники обратили свое внимание на восстановление и капитальный ремонт машин, которые были развернуты во время всех этих кампаний. Машины, которые были приобретены в рамках различных срочных оперативных требований, например, Mastiff, Ridgeback и Wolfhound категории MRAP (Mine-Resistant Ambush Protected — с повышенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств), машины, которые были приобретены британской армией с целью содействия ее развертыванию в Афганистане, или те, что на протяжении всех этих операций модернизировались новым оборудованием до разных уровней, также было необходимо довести до общего стандарта.
Например, компания BAE Systems начала трехлетнюю программу (с 2012 по 2014 годы) по восстановлению гусеничных боевых машин пехоты М2 Bradley для американской армии. Перед компанией была поставлена задача частично разобрать, отремонтировать и проверить каждую машину на предмет восстановления возможностей и продления ее срока эксплуатации. В процессе ремонта второго уровня, проводимого на военном ремонтном заводе Red River Army Depot в Техасе и в филиалах компании BAE Systems на территории США, снимались основные компоненты для проверки, а затем возвращались на эти заводы для доработки и испытаний. Как часть этой инициативы, компания L-3 Communications получила контракт на доработку трансмиссий машин М2 Bradley.
Тем временем, в феврале 2010 года американская армия выдала компании BAE Systems контракт стоимостью 32 миллиона долларов на модификацию оставшихся 417 гусеничных бронетранспортеров М113 производства United Defence/BAE Systems. В компании BAE Systems заявили, что эти работы будут включать замену старых и поврежденных компонентов и восстановление машин до «предбоевого состояния». Выдача этого контракта последовала после получения в 2008 году подряда от американской армии на выполнение подобных работ по восстановлению 1074 машин М113.
Американская армия воспользовалась возможностью доработки машин М113 с тем, чтобы оборудовать эти машины также новой дополнительной броней и оборудованием защиты от оружия массового поражения. Кроме контрактов по бронетранспортерам М113 компания BAE Systems получила также контракты на восстановление буксируемых гаубиц М-777 американской армии, заключив в связи с этим договор о сотрудничестве с Аннистонским арсеналом. Согласно официальному заявлению армии, эти работы по модернизации включают доработку противооткатных и гидравлических систем.
Процесс восстановления техники не замыкается только лишь на компании BAE Systems. Например, компания Textron получила задачу провести модернизацию бронетранспортеров М-1117 Guardian Armoured Security Vehicle, эксплуатируемых военной полицией, с целью восстановления повреждений, полученных в боевых действиях. При этом армия должна была получить возможность в будущем проводить доработки этих машин в сфере живучести, безопасности и подвижности. Начальный контракт стоимостью 4 миллиона долларов на обновление первых шести машин был выдан компании Textron в рамках пилотной программы. Следующий контракт был выдан в 2008 году на 12 машин. Следующий подряд от американской армии стоимостью 20 миллионов долларов на модернизацию 392 машин с двумя опционами на модернизацию еще 225 машин компания получила в октябре 2011 года.
Новая цель
Подобные работы по восстановлению и модернизации проводят не только американцы, но и их союзники из разных стран. Многие армии в данный момент задумались над тем, на что станут похожи парки машин в предстоящем десятилетии и как они будут обслуживаться. Сюда можно отнести поиск правильной пропорции штатных и контрактных специалистов, выполняющих работы по ремонту и обслуживанию, рассмотрение новых наиболее рентабельных моделей по обслуживанию техники и вооружения, а также разработку технологических процессов MRO, которые смогут в предстоящие десятилетия полностью обеспечить в материально-техническом плане боевые операции с участием западных военных.
Рассуждая о том, каким образом парки военной техники будут обслуживаться, стоит прежде всего учитывать то, на что будут похожи военные кампании будущего. В Великобритании эксперты оборонной отрасли, например, бывший директор лондонского Королевского объединённого института оборонных исследований профессор Майкл Кларк, используют термин «стратегический налет» для описания непродолжительных, быстрых, энергичных операций, на которых британское правительство может сосредоточиться в будущем вместо долгих, затянувшихся операций, ведущихся в последнее время на Ближнем Востоке.
Эта модель, пожалуй, уже начала применяться к тем типам машин, в которые британское министерство обороны инвестирует. Это в основном функционально гибкие, весьма мобильные транспортные средства, которые проще обслужить в полевых условиях в противоположность тяжелым гусеничным машинам со сложными логистическими требованиями. В этой связи типичным примером является перспективное семейство гусеничных боевых машин Ajax, которых в британскую армию, по данным министерства обороны, с 2017 и до конца 2019 года будет поставлено 589 штук в нескольких вариантах. Варианты Ajax производства General Dynamics отличаются высоким уровнем унифицированности, снижающим объемы обслуживания и материально-технического снабжения в условиях эксплуатации. Подобные закупки также влекут за собой изменение порядка распределения министерством обороны материальных ресурсов.
В январе 2015 года министерство обороны выдало компании Babcock International десятилетний контракт стоимостью один миллиард долларов на обслуживание наземных машин британской армий. Группа тылового обеспечения министерства обороны DSG (Defence Support Group), отвечающее за обслуживание и ремонт техники сухопутных войск и королевских ВВС, в рамках этого контракта выделила Babcock 170 миллионов долларов на, как было сказано в пресс-релизе министерства обороны, «выработку пути трансформации технологий обслуживания, ремонта и хранения машин британской армии». Согласно этому пресс-релизу, компания Babcock будет отвечать за обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт и управление парком, а также за хранение машин и легкого вооружения с целью поддержания эксплуатационной готовности техники.
Ожидается, что передача частной компании услуг, выполняемых DSG, позволит на протяжении всего срока контракта сэкономить значительные средства (по оценкам примерно 606,8 миллиона долларов), рациональнее использовать имеющиеся финансовые ресурсы, а также позволит сосредоточить ресурсы минобороны скорее на эксплуатации, чем на материально-техническом обеспечении. В министерстве обороны добавили, что персонал подразделения группы DSG по наземным системам был переведен в Babcock, и уже несколько лет эта компания реализует программу по совершенствованию и оптимизации потенциала бизнеса, давая группе DSG возможность проводить обслуживание тяжелых машин для других операторов, что невозможно было реализовать в качестве структурного подразделения министерства обороны. По данным минобороны, компания Babcock уже работает над определением коммерческих возможностей для DSG в Babcock group.
В компании Babcock сообщили, что примерно 30 % всего парка военной техники министерства обороны обслуживается компанией, в том числе так называемый «белый» парк в количестве 14000 единиц, включающий, к примеру, автобусы, краны, а также бронированные платформы. Там также отметили, что модель материально-технического обеспечения основана на поддержании эксплуатационной доступности и работоспособности техники, обеспечении закупок и арендовании техники, а также на предоставлении различных услуг, включая обслуживание, ремонт, помощь в восстановлении и устранение неисправностей.
В рамках инициативы «C-Vehicle» (Construction Vehicle — инженерно-строительная техника) Babcock организовала с фирмой Amey совместное предприятие ALC. По условиям этой программы ALC обеспечивает министерство обороны строительным и погрузочно-разгрузочным оборудованием, которое используют инженерный корпус и корпус материально-технического обеспечения, составляющие неотъемлемую часть британской армии. По контракту стоимостью 728,6 миллиона долларов, который продлится до 2020 года, имеющийся парк «С-Vehicle» из примерно 4000 платформ (за исключением некоторого специализированного военного оборудования), ранее принадлежащий министерству обороны, был куплен ALC и будет заменен существенно меньшим (примерно 2100 единиц) парком техники гражданского происхождения.
По условиям этого контракта ALC отвечает за обеспечение оптимального использования парка, предоставление исчерпывающих данных о доступности техники посредством информационной системы управления парком, являющейся неотъемлемой частью инфраструктуры оборонной информации. Кроме того, она обеспечивает обучение, техническую документацию и коммерческое оборудование с целью оптимизации содержания парка, поставок запчастей и управления материально-техническими ресурсами. Подобный контракт по обеспечению эксплуатационной доступности техники дает огромные преимущества заказчику, поскольку забирает работы по обслуживанию и ремонту техники у министерства обороны и при этом гарантирует, что оно будет иметь доступ к машинам в любое время за минимальные деньги.
Растущий рынок
Интеграция инноваций и ноу-хау в частном секторе с основной, повседневной военной деятельностью позволяет оборонным министерствам и департаментам более точно наблюдать за тем, насколько эффективно предоставляются сервисы, и перекладывать на промышленность ответственность по предоставлению услуг, объем которых может быть измерен для того, чтобы максимизировать рентабельность и направить ресурсы туда, где больше всего в них нуждаются. Этот переход в направлении контрактной промышленности, которая может удовлетворить потребности в материально-техническом обеспечении, также способствует значительному росту глобального рынка обслуживания и ремонта бронированных машин.
В своем исследовании лондонский аналитический центр SDI (Strategic Defence Intelligence) сделал прогноз, что объем рынка, оцениваемого в 2016 году в 22,5 миллиарда долларов, к 2026 году вырастет до 32,4 миллиарда. В SDI ожидают, что внутри этого рынка сегмент боевых машин пехоты займет наибольшую долю 32,2 процента, основные боевые танки 25,8 процента и бронетранспортеры 17,4 процента. По мнению авторов, рост определяется потребностями международных конфликтов и повстанцев и программами по закупкам транспортных средств и модернизации, реализуемых вооруженными силами многих стран мира.
Промышленность разрабатывает новые инновационные способы достижения боевой готовности. Одно из направлений разработки — использование гарнитур виртуальной реальности и очков типа «Google Glass», которые могут дать техническим специалистам подобие рентгеновского снимка, необходимого для обслуживания и ремонта. Эти системы работают за счет наложения компьютерной графики и диаграмм на естественное поле зрения владельца для того, чтобы показать какие компоненты требуют внимания, как они могут быть оценены, заменены или починены. Несколько компаний, включая NGRAIN, Fieldbit и Accenture разработали подобные системы умных очков с целью использования автоматизированного проектирования для упрощения процессов логистики и обслуживания в промышленном секторе. Такие организации, как например, американское Управление перспективных исследований министерства обороны США (DARPA), проявляют неподдельный интерес к применению этой технологии в военной сфере.
Например, исследователи из Центра системной интеграции Университета Пердью совместно с компанией Honeywell и американской армией разработали «диагностическую планку» — систему типа «лежачего полицейского» со встроенными датчиками, проезд по которой военной машины позволяет обнаружить повреждения основных элементов подвески. Идея состоит в том, чтобы помочь операторам сэкономить время и стоимость обслуживания за счет определения дефектов до того, как они станут причиной выхода из строя машины в самый неподходящий момент.
Комплексы мониторинга состояния и использования систем
На оборонной выставке Eurosatory 2016 в Париже компании Thales и Soframe представили новый сервисный продукт для оптимизации управления парком военных машин под названием MILFLEET. Набор сервисов управления парком, предлагаемый MILFLEET, базируется на концепциях упреждающего обслуживания, что стало возможным вследствие высоких уровней оцифровывания военных машин новейшего поколения. Этот сервис гарантирует, что правильные машины будут всегда доступны в нужном месте, в нужное время и в лучшей конфигурации для заказчика. Независимая от платформы система MILFLEET обеспечивает оптимальную организацию материально-технического обслуживания парка со специализированным управлением, а также обслуживание систем и оборудования с целью точного удовлетворения потребностей каждого заказчика.
Комплекс мониторинга состояния и использования систем HUMS (Health and Usage Monitoring System) собирает данные со встроенных в машине датчиков для того, чтобы можно было проводить профилактическое обслуживание, определять и устранять возможные неисправности до того, как они произойдут.
HUMS стал основным средством эффективного обслуживания и ремонта для платформ, развернутых на поле боя, при этом всё больше платформ нового поколения с высокими уровнями оцифровывания получают мониторинговые возможности, встраиваемые на начальных этапах проектирования.
Помимо записи состояния и работы мобильных платформ сенсоры могут измерять рабочие режимы, характеристики и состояние системы. Эта технология, первоначально разработанная для вертолетов, находит всё большее применение в секторе наземных транспортных систем. Например, министерство обороны выбрало британское подразделение General Dynamics для поставки для машин британской армии систем HUM и соответствующих устройств обработки информации. Поставленные в 2012 году системы предназначены для оптимизации эксплуатационной доступности и минимизации обслуживания за счет мониторинга систем транспортного средства.
Между тем, исследовательская Лаборатория военных исследований американской армии со штаб-квартирой в Мэриленде изучает технологии, которые заменят плановое обслуживание процессом, используемым при ремонте деталей и систем только тогда, когда необходимо определить поломку, снять и заменить узел. Такой подход, известный как мониторинг технического состояния (Condition Based Monitoring), даст армии более эффективный способ определения проблемных деталей или компонентов. Эта отработанная и проверенная на практике технология будет использоваться для диагностики проблем, прогнозирования возможной поломки этих деталей и определения оставшегося срока эксплуатации. Исследование включает разработку технологии анализа, которая позволит передавать данные с существующих датчиков. Система мониторинга технического состояния видит размещенные по всей платформе датчики, генерирующие важную информацию, например, уровни вибрации или параметры поломки, которая записывается в реальном времени устройством HUMS. Затем эти данные анализируются специалистом с целью определения состояния контролируемых компонентов.
В 2014 году министерство обороны объявило о том, что будет искать систему HUMS следующего поколения для установки примерно на 3000 машин (потенциально до 5000 машин) своего парка, а это 15 разных типов плюс их подварианты. В минобороны заявили, что система следующего поколения HUMS-NG (HUMS-Next Generation) должна быть способна собирать данные автоматически, не требуя вмешательства и управления человеком или ввода данных вручную, а поставщик HUMS-NG будет анализировать эти данные с тем, чтобы оператор мог принять решение по срокам эксплуатации машин, входящих в его парк.
Переходя на следующий уровень, концепция прогнозирования поломки компонентов за недели или даже месяцы находит всё большее признание на рынке обслуживания и ремонта. Компания GE разработала систему названную SmartSignal, которая превышает базовые возможности HUMS. В ней задействуются алгоритмы мониторинга работы машин и оборудования, которые позволяют определить неизбежные поломки заранее и предоставляют руководство к действию. Идея состоит в том, что подобная технология может снизить стоимость обслуживания и вероятность повреждения ценного оборудования и обеспечить безопасную и продуктивную работу, по существу помогая пользователю избежать незапланированного простоя своей техники.
Модернизация готовности
Американская армия в настоящее время находится в процессе создания новых возможностей, разрабатывая свою программу модернизации материально-технического снабжения LMP (Logistics Modernisation Programme) в рамках инициативы LMP Increment-2. LMP отвечает за повышение уровня готовности Командования материально-технического обеспечения американской армии (AMC), обеспечение бизнес-процессов и продвинутые возможности, которые позволяют отслеживать и управлять производством и заказами на ремонт и обслуживание в мастерских, арсеналах и на боеприпасных производствах. В рамках LMP готовая коммерческая система управления ресурсами предприятия управляет процессом поставки изделий и оборудования от тыловых служб солдатам на передовой быстрее и более эффективно по сравнению с предшествующими системами.
В соответствии с реализацией LMP lncrement-2 архитектура LMP расширится. Как пример, типичные работы по капитальному ремонту армейской платформы могут потребовать около 30000 страниц документов, тогда как в соответствии с LMP Increment 2 большая часть этих бумаг будет заменена новой технологией, включая использование электронных планшетов, что безусловно повысит уровень автоматизации. Ключевым в системе является ее способность обеспечивать потребности боевой задачи, прогнозируя, когда, где и какие материальные ресурсы будут необходимы. После завершения в июне 2015 года инициативы LMP Increment-2 армия заявила о том, что повысился уровень ее готовности, способности АМС прогнозировать материальные потребности повысились на 20 %, в то время как Управление автобронетанковой техники и Авиационно-ракетное командование улучшили прогнозируемые нормы снабжения на 6,5 и 5,7 % соответственно. В то время как в армии отмечают, что этот процент может быть и небольшой, но утверждают, что «в итоге это выльется в сотни миллионов долларов экономии, которые эти структуры тратят на производство и восстановление танков, вертолетов и других основных платформ, а также оборудование, используемое солдатами».
Глядя в будущее, в армии ожидают дополнительное повышение уровня общей готовности, а также дальнейших разработок, призванных оптимизировать готовность вооруженных сил за счет улучшенного отслеживания и управления техникой и оборудованием, уравновешивания задач армии, возможностей быстрого реагирования и доступности материальных ресурсов, которые управляются и отслеживаются программой LMP.
В настоящее время самым заметным изменением в секторе обслуживания и ремонта является переход от реагирования постфактум к планово-предупредительному обслуживанию. Ключ к минимизации времени простоя техники — обладание знанием того, с какими проблемами придется столкнуться и когда, планирование этих работ в надлежащем месте и в нужное время с подготовкой правильных материалов, и предоставление пользователям как можно больше информации о том, как лучше всего управлять парками транспортных средств с целью максимального повышения уровня боевой готовности и минимизации расходов.
/Alex Alexeev, topwar.ru/