Многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor
Нужны ли России ударные беспилотники и легкие истребители пятого поколения?

«Интерфакс» опубликовал крайне интересное интервью с научным руководителем и первым заместителем генерального директора Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) академиком РАН Евгением Федосовым. Евгений Александрович рассказал как о современном состоянии и проблемах военной авиации, так и о ближайших и долгосрочных перспективах создания авиационной техники. При этом академик подчас критически относится к «модным» направлениям в самолетостроении и высказывает свои оригинальные идеи.

Основная проблематика, которой занимается ГосНИИАС — создание нового поколения авионики, для которой характерна модульная структура. Она предполагает минимизацию количества узлов и их максимальную унификацию. При этом каждый модуль является цифровым узлом со своим процессором, памятью и операционной системой. Управление режимами работы оборудования самолета только программное, без какого бы то ни было использования механических управляющих элементов. Что, с одной стороны, существенно облегчает отладку систем в процессе разработки, а с другой, позволяет с минимальными затратами проводить модернизацию.

ГосНИИАС участвует в создании всех военных самолетов, за исключением разве что транспортных машин. Институт соединяет в единое целое носитель вооружения и само это вооружение. Происходит «стыковка» самолетов и вертолетов с ракетами, отработка боевых режимов, которые позволяют наиболее эффективно применять вооружение.

Рассматривая совокупность качеств, которыми обладает современный истребитель, академик довольно скептически относится к сверхманевренности. Она стала следствием многофункциональности самолетов четвертого поколения, которые в равной степени работают как с воздушными, так и с наземными целями. Перед конструкторами возникла серьезная проблема, связанная с факелом пламени из сопла запускаемой ракеты. Он выжигал кислород в момент прохождения ракеты мимо воздухозаборника самолета. В связи с чем двигатель начинал работать неустойчиво, возникала угроза помпажа.

Многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor Многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor

Конструкторы, в конце концов, добились устойчивой работы двигателя при различных дестабилизирующих воздействиях. То есть появилась возможность динамично менять режимы работы двигателя. И это позволило в дальнейшем использовать это качество для того, чтобы сделать самолет сверхманевренным. Все началось не с создания соответствующего планёра, не с отклоняемых сопел двигателя, а именно с ракеты, которая потребовала создать двигатель, способный обеспечивать режимы, необходимые для динамичного маневрирования.

«Смотреть самолеты на авиашоу — это красиво, — говорит Федосов. — Но как это свойство применять в бою? Ведь фактически это — ось самолета, а вектор скорости — он инерционен. Если вы в этот момент пускаете ракету, то она тоже сходит с большим углом атаки. Так что к практическому применению воздушной акробатики я отношусь немножко скептически».

Однако во время дискуссий с генеральным конструктором ОКБ Сухого Михаилом Симоновым академик несколько скорректировал свою позицию. Раньше пилот постоянно думал о том, как бы не вывести самолет на критический режим, чтобы машина не свалилась в штопор. При сверхманевренности такие опасения отпадают. Поскольку самолет выдержит любые режимы, летчик чувствует себя уверенно и думает не о том, как удержать машину в воздухе, а как воевать.

Читайте также  Новый бомбардировщик для Дальней авиации: за и против

К истребителю пятого поколения предъявляют ряд требований, которым он должен удовлетворять: малозаметность, сверхманевренность, использование РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), сверхзвуковая скорость без использования форсажа, возможность ведения сетецентрических боевых действий, высокоточное вооружение.

Федосов следующим образом расставляет приоритеты, выделяет основные факторы, которые в первую очередь определяют принадлежность самолета к пятому поколению. Самое важное достижение, используемое в самолетах нового поколения, — РЛС с АФАР. Оно позволило существенно расширить полосу частот РЛС. Благодаря этому такую антенну можно использовать и для радиолокации, и для постановки помех при работе комплекса радиоэлектронной борьбы, и для связи. Еще одно существенное достоинство — практически стопроцентная надежность. Поскольку для каждого излучателя используется свой канал с усилителем. В случае выхода из строя нескольких усилителей РЛС сохраняет работоспособность. У пассивной решетки лишь один усилитель, на нем одном держится вся работа станции.

К сожалению, американцы продвинулись в этом деле дальше. У нас модули РЛС делают на основе арсенида галлия. В США используется нитрид галлия. Нитрид галлия сохраняет работоспособность до 200 градусов Цельсия, арсенид — до 50 градусов. Соответственно и мощности получаются разные: 20−30 Вт на один канал против 5−7 Вт. Это дает возможность повысить потенциал сигналов и, как следствие, увеличить дальность радара или же уменьшить диаметр антенны. Но, правда, и Россия сейчас начинает переходить на нитрид галлия.

Еще одно крайне важное качество — возможность групповых действий в рамках сетецентрических войн. Федосов уверен, что с появлением ракет «воздух-воздух» большой дальности отпала необходимость вести одиночный ближний бой.

А вот малозаметность — это, по мнению академика, сильно раздутое качество: «Я не очень верю в стелс-технологию. Также как сомневаюсь в сверхманевренности, но там хоть есть качество устойчивости самолета при маневрах».

При теперешнем технологическом уровне можно добиться эффективного снижения радиолокационной заметности только в фронтальной плоскости. То есть при лобовой атаке. А сбоку, сверху и снизу современные «невидимки» прекрасно видны. В случае групповых действий этот вопрос стоит особо остро — ни F-22, ни Су-57, не говоря уж об откровенно неудачном F-35, не могут прятаться, когда идет бой «стенка на стенку». Причем даже во фронтальной плоскости у «невидимок» далеко не все благополучно, поскольку защитное покрытие и геометрия снижают заметность лишь в узком частотном диапазоне работы бортовых РЛС.

Ну, а для наземных систем ПВО, которые обладают куда большими локационными возможностями, чем радары истребителей, стелс-самолеты прекрасно видны.

Какой-то смысл в стелс-технологии есть, считает Федосов, если она способна снизить эффективную площадь рассеяния хотя бы до 0,3 кв.м., но обязательно со всех сторон планера. Но над этим надо работать и работать.

И еще один важный момент. С появлением каждого нового поколения самолетов меняется тактика и стратегия авиации. Уходят в прошлое критерии, которые казались незыблемыми. Так, например, считалось, что в ВВС в тех или иных пропорциях должны присутствовать как тяжелые, так и легкие истребители. К первым относится Су-27, его основная задача — сопровождать ударные группы бомбардировщиков и прикрывать их над территорией противника. Поэтому у него большая дальность, большой боекомплект и большой взлетный вес. Легкий МиГ-29 должен прикрывать сухопутные войска от налета бомбардировщиков и штурмовиков противника.

Читайте также  Александр Младенов о вертолёте Ка-52 «Аллигатор»

Но теперь боевые действия ведутся на всю глубину территории противника, понятие фронта исчезло. И, следовательно, прикрытием войск должен заниматься самолет с большой дальностью, то есть тяжелый. При этом он должен быть и многофункциональным, что является свойством истребителей четвертого поколения. По мнению академика, сейчас, имея прекрасный тяжелый истребитель Су-57, было бы странно создавать еще и легкий истребитель пятого поколения.

США, имея тяжелый и эффективный F-22, решили сделать легкий истребитель F-35. Но не из тактических соображений, а по чисто финансовым причинам. F-22 оказался слишком дорогим, и его выпустили ограниченной серией. Решили сделать дешевый и массовый, чтобы его закупал не только Пентагон, но и страны НАТО. Но он получился мало того что, неудачный в техническом отношении, но и столь же дорогой, как F-22. Но на него уже столько истратили денег, что отказаться от проекта просто не могут.

Федосов так комментирует сложившуюся ситуацию: «У них все время споры вокруг этого самолета. Финансовое управление Министерства обороны его постоянно бракует и предлагает программу закрыть. Но на него столько денег потратили, что отказаться не могут, будут оснащать им НАТО. Словом, залезли в лодку и тонут вместе с этим самолетом. Я думаю, что у них, наверное, быстрее родится самолет шестого поколения».

Что же касается перспектив российского истребителя шестого поколения, то, как говорит академик, мы серьезно над ним не работаем. Вот когда Су-57 подойдет к финишу, и когда военные поставят задачу по новому самолету, тогда и придет в движение конструкторская мысль.

Но в одном Федосов уверен наверняка — этот самолет, несмотря на все разговоры о его беспилотной модификации, таковым не станет. Потому что в обозримом будущем невозможно создать компьютерный интеллект, который смог бы приблизиться к возможностям пилота истребителя, принимающего решения в сложнейшей обстановке. Беспилотники хороши, когда речь идет о разведке — пролетел по заданному маршруту и сбросил информацию на спутник.

Скептически относится Федосов и к ударным беспилотникам. Крылатая ракета — тот же самый ударный беспилотник, считает он, который не надо возвращать обратно. И это оправдано, когда идет речь об уничтожении объектов, которые существенно дороже ракеты. Если же задаться целью возвращения ракеты, то все существенно усложняется и удорожается.

Также Евгений Федосов сопоставил боевые возможности российских и американских самолетов. И если Су-57 однозначно является лучшим в мире истребителем, то и Су-35 практически равен по возможностям лучшему американскому истребителю F-22 Raptor. Хоть и не имеет сверхзвуковой бесфорсажной скорости. Ну, а малозаметность, как считает академик, это малосущественный фактор.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

11 КОММЕНТАРИИ

  1. Как не стыдно академику Федосову!!!. Типа он не знает, шо СЕРИЙНЫХ СУ 57 пока что НЕМА…
    Да и серийных будет не более 150 штук…
    В СССР Су 27 выпустили штук 300, чем их заменить??? И вообще то Су 27 другие задачи это перехватчик ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ… МиГ 29 это истребитель-бомбардировщик КОТОРЫЙ КАК РАЗ И ПРИКРЫВАЕТ ПОЛЕ БОЯ ОТ ШТУРМОВИКОВ. СУ 27 УНИЧТОЖАЕТ БОМБАРДИРОВЩИКИ НА БОЛЬШОМ ОТДАЛЕНИИ ОТ НАШЕЙ ГРАНИЦЫ.
    Вопрос цены Су 57 не на последнем месте:
    Если у государства есть $95 600 000 за один Су 57 тогда с музыкой и вперед. Но государство СНИЖАЕТ РАСХОДЫ НА ОБОРОНКУ. ЗНАЧИТ НАДО ДУМАТЬ О ЛЕГКОМ И БОЛЕЕ ДЕШЕВОМ ИСТРЕБИТЕЛЕ ПРИЕМНИКЕ МиГ 29. И точка.

    • Современное противоборство в воздухе принимает характер воздушная операции, по той причине, что используется целая линейка самолетов, от ударных до разведывательных и заправщиков.
      Ни одна машина не может быть универсальной, иначе она станет ни на что не годной посредственностью.
      Применительно с задачам ВКС РФ нужна машина, которая сможет прорываться к самолетам АВАКС и заправщикам, которые не заходят в зону поражения ПВО. Похоже СУ 57 под это и заточен. Их много не надо,
      это не машина поля боя, если они выполнят задачу, то МИГи и Сушки справятся.

  2. Я конечно не специалист в авиации, но судя по тому что знаю, сверхманевренность будет нужна, т.к в подразделениях ПВО часть ракет с ЯБ, для уничтожения групповых опасных воздушных целей. Из этого выходит, что часть оставшихся самолетов врага, единицы смогут, не сгорев, лететь в бой, и противостоять в маневренном бою нашим. А если учесть, что не мы нападаем, а НАТО на нас, то еще будет поддержка ПВО страны. То воздушный налет на нашу территорию, без применения ЯБ нашими ПВО, просто невозможен. Хотя, если учесть деградацию западных политиков, они могут и испытать свою» удачу». Только что они хотят, разве не лучше жить и дружить.?

  3. Федосов либо дурак, либо корчит из себя дурака.
    Финансирование СОКРАЩАЮТ. И ТОЧКА.
    ЗАКУПКИ СУ 57 СОКРАТИЛИ С 60 МАШИН ДО 12 И МОГУТ И ЭТУ ЦИФРУ «РЕЗАНУТЬ» А ЭТОТ «АКАДЕМИК» ТАКУЮ ПУРГУ НЕСЕТ. ОТ ТАКИХ » АКАДЕМИКОВ» МАТЬ ВАШУ ИЗБАВЛЯТЬСЯ НАДО КАК ОТ БАЛЛАСТА.
    КАК И ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ ИМЕННО 5 (ПРО ПОКОЛЕНИЕ 4++ ПОСЛЕ 25 ГОДА ЗАБЫТЬ НАДО. ТАК КАК ЭКОНОМИЧЕСКИ ЭТО НЕВЫГОДНО).
    ПРИЧЕМ ТУТ ПАЛАТА? САМИ В ПСИХУШКЕ ДАВНО ЛЕЧИЛИСЬ?
    ХОТЬ НЕМНОГО ДУМАТЬ ГОЛОВОЙ ТО НАДО…

  4. Ура товарищи академик Федосов додумался беспилотник сравнить с крылатой ракетой.
    Тока уважаемый балбес-академик…в вашу башку надо вбить тезис о том, что БПЛА может быть разведывательным то есть без боевой нагрузки, а кр всегда с боевой нагрузкой.
    Вот например КР «МОСКИТ» летит с 5 скоростями звука, пусть мне балбес-академик пальцем покажет БПЛА который 5 махов делает. Я на этого академика посмотрю.
    И как то странно получается: Как только изделия КБ «Су» это нам надо, хотя гос заказ
    «Зарезали» ну это фигня оно ( Су 57 нам все равно надо, хоть без двигла 5 поколения, и без 6 типов ракет которые появятся после 18 года) все остальное нам нафиг не уперлось.
    Это как понимать? КОРРУПЦИЯ ВЕЗДЕ. ПОВСЮДУ.

  5. Аноним 1 и Аноним 2 вы точно «пациенты» «Кащенки».
    Один ваще ни разу не читал (нахрен ему это нужно) о сокращении бюджета, и закупок передовых систем вооружений, другой маршруты передвижения представителя МО якобы знает.
    И эти два «чудила» искренне верят в ПУКИНСКУЮ СИЛУ. Они верят, шо в Кремле » лидер» сидит, и мировую державу с дырявыми карманами строит. Какая наивность. На простых людей ПУТИНСКОЙ ВЛАСТИ ПЛЕВАТЬ ХОТЬ 300 ЛЕТ ОБРАТНОЕ ДОКАЗЫВАЙ.
    На оборонку ему тоже плевать, но тут он «вынужден» бабки тратить, иначе РФ по уровню развития техники и технологий ОЧЕНЬ БЫСТРО превратится в БУРКИНА-ФАСО. ТАМ ГДЕ СЕЙЧАС УКРАИНА.
    Уровень жизни в РФ ЭТО ЛИЧНАЯ ГОРДОСТЬ ПУТИНА:
    ЛЮДИ ЖИВУЩИЕ В ЯКУТИИ ЖИВУТ ТАМ В БАРАКАХ, КОНЕЧНО ЖЕ В ЭТИХ БАРАКАХ НЕТ КАНАЛИЗАЦИИ. И ЯКУТЫ ХОДЯТ НА «ВЕДРО» ЗАТЕМ ЭТО ВЕДРО ВЫЛИВАЮТ НА УЛИЦУ. И «ФЕКАЛИИ» ПЛАВАЮТ ПО УЛИЦАМ. ВОТ ТАК МЫ ЖИВЕМ В 21 ВЕКЕ. ЭТО ТЕРРИТОРИЯ ПО ОБОЗНАЧЕНИЕМ РФ. ПРЕЗИДЕНТ ПО ФАМИЛИИ ПУТИН. ТОЧКА.
    Тут как бы «ласты не склеить» а не думать о величии якобы великого правителя земли русской. Ему на всех наплевать. Вон » КУРСК» УЖЕ ОБРЕЧЕННЫЙ НА ДНЕ ЛЕЖАЛ, А ГОСПОДИН «ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ» в сочи изволил » отдыхать» а АПЛ 4 ДНЯ лежала и путину нахрен это не нужно было… Или Беслан вспомнить….. там 335 человек погибли……..Опять Путину на всех плевать…главное «ВЛАСТЬ НЕ УПУСТИТЬ» А ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ…..ТЬФУ НА ВСЕХ…ГОРДИТЕСЬ И СТРАНОЙ И ОРУЖИЕМ, И ПУТИНЫМ… ТОЛЬКО КАК БЫТЬ С ПАМЯТЬЮ И СОВЕСТЬЮ КОТОРЫХ У ПУТИНА НИКОГДА НЕ БЫЛО………

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя