Старая военная поговорка гласит, что сапер ошибается один раз. Так и было. Очень редко кому из саперов судьба дарила второй шанс. Потому работа эта была тяжелой, но уважаемой в войсках.

Технический прогресс просто обязан был что-то сделать такое, что перевело бы саперное дело из разряда одноразовых. Тут и спецкостюмы, которые прошли обкатку не только на полигонах, и новое оборудование.

Первой ласточкой, помощником в саперном деле стал роботизированный комплекс «Уран-6», о котором уже сказано много и по делу.

Комплекс вышел работоспособным и прошел боевую обкатку как в горах Чеченской республики, так и в Сирии. После чего, как сказали представители инженерных войск, в конструкцию были внесены изменения по воздухозабору и фильтрации. Фактически получился пустынный вариант «Урана», не боящийся песка и пыли.

И вот следующий шаг. В сторону увеличения всего.

БМР-3МА

Известный агрегат для разминирования, но усовершенствованный в духе времени. Главное отличие – это то, что «мозги» от «Урана» несколько доработали и оснастили ими эту громадину. Сегодня БМР-3МА может управлять один оператор, на изрядном удалении. Если требуется осуществить программу «все включено» — нужен помощник.

У машины теперь три режима работы:
— экипажный;
— с дистанционным управлением;
— программируемый.

С экипажным режимом все понятно.

Дистанционное управление этим мастодонтом осуществляется с пульта ДУ операторами на расстоянии до 3 километров. Причем, почти без потери скорости работы.

Скорость траления такая же, как при управлении экипажем – 12 км/ч.
Машина может также двигаться по маршруту выдвижения по грунтовым дорогам под управлением операторов. Скорость до 25 км/ч (с «живым» экипажем – до 40 км/ч).
По шоссейным дорогам БМР передвигается только под управлением экипажа.

Читайте также  Лёгкие транспортные средства семейства «Сармат» для Минобороны РФ

Третий режим, программируемый. Здесь все просто, но требует больше времени на подготовку. В память компьютера, управляющего машиной, вносятся карты местности и прокладываются маршруты выдвижения и траления. И БМР самостоятельно, согласно заложенным данным, выдвигается к месту начала работы, включает трал и сопутствующие системы и начинает траление.

Операторы могут вносить при необходимости изменения в работу комплекса. Особенно полезен такой режим в местах, где противник может осуществлять радиотехническое противодействие, глушить диапазон, в котором идет управление машиной.

Что еще можно сказать о ТТХ.
От базовой модели БМР-3М отличие состоит исключительно в электронной начинке. Все та же база от Т-90, только более усилено бронирование днища и устанавливается двигатель В-92С2, мощностью 1000 л. с.

На БМР-3МА размещён комплекс навесной динамической защиты «Контакт».

Логично, так как, скажем, в отличие от БРЭМа, находящегося в замыкании при передвижении колонн, тральщик идёт в колонне первым и собирает на себя не только мины, но и является первой мишенью для различных противотанковых средств, как ручных, так и не очень.

Средства связи и наблюдения аналогичны БМР-3М (радиостанция Р-123М, для наблюдения за радио- и химической обстановкой установлены рентгенометр-радиометр и химический анализатор ГО-27, два встроенных прибора ночного видения без внешней подсветки 1ПН63М).

В качестве основного вооружения на БМР-3М используется 12,7-мм пулемёт НСВТ с боекомплектом 500 патронов.

На корпусе установлены 8 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча», для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.

Дополнительно в комплект поставки входят:
— ручной противотанковый гранатомёт РПГ-7Д с боекомплектом 6 выстрелов;
— ПЗРК 9К38 «Игла» с боекомплектом 2 выстрела;
— автомат АКС-74 с боекомплектом 150 патронов;
— 10 гранат Ф-1.

Саперы, они зубастые…

По оснащению БРМ-3МА средствами траления.

Читайте также  Умная военная логистика: войсковые транспортные средства

Тралы:

ДМР – трал для сплошного траления
ТМТ-К – трал колейного траления
ТМТ-С – модификация ТМТ-К под сплошное траление
КМТ-7ЭМТ – колейный трал КМТ-7 с приставкой для электромагнитного траления.

Все тралы снабжены устройствами для перерезания кабелей и проводов связи и управления минами и фугасами.

В дополнение к тралам на БМР-3МА установлена собственная система постановки помех «Лесок» для противодействия радиоуправляемым минам и фугасам, собственная установка для электромагнитного траления, система теплового траления, которая выстреливает по ходу машины тепловые ловушки, на которые должны реагировать мины с ИК-системой инициализации.

Антенн побольше, чем на обычной машине.

Корпус, внутри которого находится система электромагнитного траления

Система теплового возбуждения мин с ИК-наведением

Для экипажа, точнее, для удобств работы, БМР-3М имеет фильтровентиляционную установку для работы на заражённой местности, а также кондиционер, который даёт возможность нормальной работы при температуре окружающего воздуха до +65° С.

Дополнительно в боевом отделении имеются биотуалет и подогреватель пищи. В совокупности всё оборудование БМР-3М способно обеспечить до трёх суток автономного пребывания экипажа в машине.

В целом, серьезный шаг вперед, по сравнению с прошлым. Путь от щупа и миноискателя до 40-тонной машины разминирования, управляемой на расстоянии – это большой путь. Хотя миноискатели, щупы и четвероногие помощники еще не скоро уйдут с поля боя. Но рано или поздно, надеюсь, это произойдет.

/Роман Скоморохов, Роман Кривов, topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя