Важно отличать ударные беспилотные летательные аппараты от более привычных беспилотников, изначально создававшихся для разведки и сбора информации, а впоследствии оснащавшихся различным вооружением. Это боевая авиация, которая должна без страха и упрека выполнять опасные боевые задачи без пилота на борту. Как таковая представляет очень востребованную комбинацию боевого самолета и технологий беспилотников. Ее создание потребовало огромных усилий ведущих западных армий и их промышленных партнеров, давших начало ряду программ технологических демонстраций, которые начинают трансформироваться в проекты разработок, направленные на повышение оперативных возможностей.
В то время как американский флот находится в процессе переопределения своей системы UCLASS (Unmaned Carrier Launched Airborne Surveillance and Strike) под менее агрессивные задачи, например, в палубный самолет-заправщик, демонстрационные системы TARANIS и nEURON, по всей видимости, являются родоначальниками ударных беспилотных летательных аппаратов (УБЛА) первого поколения в Великобритании и Европе в рамках программы FCA3 (Future Combat Air System — перспективный боевой летательный аппарат).
В настоящее время в работах по палубному беспилотнику принимают участие четыре крупные американские компании, отобранные в рамках реализации программы UCLASS: Northrop Grumman с аппаратом на базе БЛА Х-47В, Boeing с аппаратом на базе БЛА Phantom Ray, Lockheed Martin с своим Sea Ghost и General Atomics с аппаратом Sea Avenger.
Здесь стоит посмотреть, чего достигли различные программы демонстрации технологий, но, несомненно, узнаваемость проекта Х-47В компании Northrop Grumman достигла максимального уровня. Это аппарат недавно продемонстрировал поразительную зрелость с технологической точки зрения, взлетая с авианосцев среди пилотируемых платформ и заправляясь самостоятельно в воздухе в рамках программы флота UCAS-D, которая последовала после закрытия в 2006 году программы J-UCAS.
Являясь доработкой проекта Х-47А PEGASUS, который компания Northrop Grumman изготовила по программе J-UCAS и который впервые взлетел в 2003 году, Х-47В должен был продемонстрировать то, что он соответствует всем нормам и регламентам службы на авианосце. Речь, прежде всего, идет о соответствии требованиям Командования авиационных систем ВМС, повышении надежности, устойчивости к повреждениям, организации логистики в пределах авианосца и системах управления полетом, необходимых эксплуатационных параметрах и летных качествах. Кроме того, ему необходима тяга крепления к катапульте, хвостовой крюк и более прочное шасси.
Для того чтобы работать безопасно в условиях мощных электромагнитных полей палубы авианосца, беспилотник должен был пройти испытания на электромагнитную совместимость. Первый запуск с наземной катапультной установки был проведен в летно-испытательном центре Патаксент-Ривер в ноябре 2012 года, первую посадку с немедленным взлётом после касания с использованием относительной навигации GPS аппарат совершил в марте 2013 года, а первую посадку на макет палубы авианосца с использованием аэрофинишера спустя два месяца.
Хотя ВМС США хотели вывести из эксплуатации экспериментальные образцы, было принято решение продолжать полеты и далее. В 2013-2015 годы на авианосце было проведено еще три этапа испытаний, главным образом с целью демонстрации способности УБЛА работать «бесшовно» с авиакрылом авианосца, в которое входит порядка 70 различных летательных аппаратов. Цели этих этапов были достигнуты, были выполнены 16 точных заходов на посадку, пять уходов на второй круг, девять посадок с немедленным взлётом после касания, две посадки с аэрофинишером и три взлета при помощи катапульты.
В ходе испытаний в море на палубы двух кораблей было совершено большое число взлетов и посадок. Все цели были достигнуты, включая успешные первые ночные операции на палубе и первые ночные полеты, запуски и возвращения с 90-секундными интервалами вперемешку с истребителями HORNET. В апреле 2015 года беспилотник Х-47В выполнил первую самостоятельную дозаправку в воздухе с использованием стандартной системы штанга-конус в паре с самолетом-заправщиком КС-707 из парка компании Omega Air Refuelling (частная компания, предоставляющая услуги по дозаправке в воздухе военным структурам США). Ключевой технологией в этом процессе является система взаимодействия при дозаправке RIS (Refueling Interface System) на борту самолета-заправщика, при помощи которой УБЛА обменивался сообщениям во время тестового полета. Беспилотник самостоятельно маневрировал с целью совмещения топливозаправочной штангой и конуса. Успешная дозаправка фактически ознаменовала завершение разработки нового аппарата.
Привидения, Призраки и Фантомы
В то время как немного достоверных фактов доступно о беспилотнике Sea GHOST (Морское приведение) компании Lockheed Martin, базирующемся на модели RQ-170 SENTINEL, компания раскрыла свои приоритеты в программе UCLASS, большая часть которых, несомненно, касается разведывательно-ударного топливозаправщика RAQ-25 STINGRAY. Они включают обеспечение доступной по средствам, надежной и непрерывной разведки, наблюдения и сбора информации, а также «полную адаптируемость» с тем, чтобы выполнять операции в любых сценариях и в любой боевой обстановке. В компании также делают акцент на контроле демаскирующих признаков, подразумевая мультиспектральную малозаметность, управление выбросом газов двигателя и радиоизлучение.
Компания Lockheed Martin также подчеркивает свое намерение интегрировать технологии, проверенные на пилотируемых и беспилотных системах, включая «максимальное повторное использование» аппаратной и программной частей таких аппаратов, как F-35C, RQ-170 SENTINEL и других. Как утверждают в компании, концепция беспилотника, базирующаяся на открытой архитектуре, направлена на сокращение времени и стоимости интеграции систем, ведь можно без излишних затрат повторно использовать проверенные аппаратные и программные средства и системы.
Контроль нескольких аппаратов одним оператором считается очень важным для работы с УБЛА. В рамках проекта UCLASS в июле 2013 года Командованию авиационных систем ВМС были продемонстрированы эти возможности. Система контроля самих БЛА и их сенсоров разработки компании Lockheed Martin, интегрированная с другими системами планирования, оперативного управления и сбора разведывательной информации американского флота, смогла предоставить операторам исчерпывающую картинку боевого задания.
Как близок проект Boeing UCLASS и возможно на данный момент конкурирующий беспилотник RAQ-25 CBARS (Carrier Based Aerial Refuelling System) к платформе PHANTOM RAY, публично не обсуждалось. Впрочем, с начала этого столетия компания достигла многого и получила огромный опыт с технологией UCAV, главным образом с вариантами Х-45 по программе J-UCAS и в конкурсе по программе UCAS-D, который она проиграла Northrop Grumman. Компания Boeing использовала программное обеспечение, разработанное для морских вариантов UCAV, установив его на борт истребителя F/A-18D HORNET с целью демонстрации автоматической посадки на авианосец.
Во время своего первого полета 22 мая 2002 года, например, первый из двух беспилотников Х-45А продемонстрировал хорошие летные характеристики и основные элементы воздушных операций, в частности работу канала управления между самолетом и наземной станцией. В апреле 2004 года демонстрационный образец Х-45А поразил наземную цель высокоточной инертной бомбой массой 113 кг, сброшенной из внутреннего отсека. В августе 2002 года был совершен первый автономный полет нескольких беспилотников под контролем оператора. Летные испытания были успешно завершены в 2005 году и на следующий год два аппарата отправились в музеи.
В апреле 2003 года Управление перспективных оборонных исследований DARPA объявило о том, что хочет иметь более крупный вариант, который мог бы соответствовать требованиям американских ВВС и ВМС по проекту J-UCAS; им стала платформа Х-45С. В мае 2009 года, спустя три года после отмены проекта J-UCAS, компания Boeing объявила о том, что в инициативном порядке на основе прототипа Х-45С разработает PHANTOM RAY в качестве летающей испытательной лаборатории продвинутых технологий.
Вооруженный разведывательный беспилотник Textron RQ-7 SHADOW — рабочая лошадка американской армии — позволяет передовым силам не только вести наблюдение и разведку, но также быстро уничтожать появляющиеся на короткое время цели прежде чем они смогут исчезнуть, например, минометные группы, террористы, закладывающие СВУ, или набитый неизвестно чем пикап. Он также практически идеален для оживленных городских районов, где зачастую невозможно сбросить большую бомбу, например управляемую JDAM, или использовать другие средства огневой поддержки, например, артиллерию.
Комплекс SHADOW состоит из четырех БЛА с целевой нагрузкой, пусковой установки и оборудования наземного контроля и обеспечения, включая источник электроснабжения, коммуникационное оборудование, средства автоматического возвращения, видеотерминалы, навес и автомобиль HMMWV с прицепом. Каждый комплекс оснащен одной секцией технического обслуживания MSM (Maintenance Section Multifunctional) и обслуживается на уровне бригады мобильной мастерской. Базовая целевая аппаратура — это оптико-электронная/инфракрасная станция с лазерным целеуказателем.
Более крупные беспилотники RQ-5 HUNTER были испытаны с мини-бомбами VIPER STRIKE, a беспилотные аппараты MQ-1G SKY WARRIOR могут нести до четырех ракет HELLFIRE, но в американской армии этих беспилотников гораздо меньше, чего нельзя сказать о RQ-7 SHADOWS меньшего размера. Типичная боевая нагрузка БЛА SHADOW — это всего лишь две ракеты, одна под каждым крылом. Доступное вооружение включает мини-ракету GRIFFIN малого калибра разработки Raytheon или VIPER STRIKE от Northrop Grumman. Израильская ракета LAHAT, разработанная компанией Israel Aerospace Industries (IAI), также может устанавливаться на этот беспилотник. В боевую нагрузку беспилотника могут входить и бездвигательные средства поражения, например, управляемые минометные снаряды.
SEA AVENGER
Беспилотник Sea AVENGER компании General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI) отличается от остальных тем, что является дальнейшим развитием проверенного семейства дистанционно пилотируемых летательных аппаратов PREDATOR. Эти БЛА, изначально создававшиеся как платформы непрерывного наблюдения и сбора информации для полетов в свободном от противника воздушном пространстве, налетали миллионы летных часов, продемонстрировав свои ударные возможности в реальных боевых операциях.
Sea AVENGER представляет собой ничто иное как вариант беспилотника PREDATOR С с двигателем Pratt & Whitney PW545B, способный действовать с авианосцев. Масса его составляет 8255 кг, размах крыльев 20,1 метра и длина фюзеляжа 13,4 метра. Хотя он имеет утолщенные, глубоко утопленные корневые части крыльев с определенным зализом с фюзеляжем и внутренний отсек вооружения, большое относительное удлинение стреловидных крыльев, передняя часть фюзеляжа бульбообразной формы из-за антенны спутниковой связи плюс V-образное хвостовое оперение говорят о его связи с беспилотником PREDATOR и намекают на то, что малая заметность не была во главе угла при проектировании. Впрочем, в компании говорят, что «его уникальная конструкция, сниженные признаки заметности и скорость» повышают живучесть в условиях с более высоким уровнем угроз и обеспечивают расширенные возможности для разведки и быстрого вооруженного реагирования.
За первым полетом PREDATOR С в апреле 2009 года последовал второй полет в январе 2012 года; кроме того, идет строительство третьего и четвертого аппаратов. Компания GA-ASI в мае 2010 года предложила морской вариант для конкурса по UCLASS, выиграв один из четырех исследовательских контрактов в августе 2011 года.
В ноябре 2012 года беспилотник SAE AVENGER (PREDATOR С) впервые совершил полет под управлением оператора с новой продвинутой наземной станции ACGCS (Advanced Cockpit Ground Control Station). Станция ACGCS отличается панорамным дисплеем и многомерной движущейся картой, предназначенной для повышения уровня владения обстановкой, а также встроенной цифровой бортовой инструкцией для снижения нагрузки на оператора. Как подчеркивают в компании, интуитивные интерфейсы с лучшей эргономикой призваны упростить определение опасных ситуаций, они повышают безопасность и сокращают время реакции пилота и процесс принятия решений. Система, в которой учтены пожелания министерства обороны касательно повышения уровня унифицированности, рассчитана на работу со всей линейкой беспилотников компании GA-ASI.
В компании особо подчеркивают, что унифицированность материалов и авионики с PREDATOR В способствует дальнейшему снижению стоимости AVENGER, тогда как продвинутые возможности позволяют задействовать его в массированных роевых атаках. Этот летательный аппарат в настоящее время проходит расширенные летные испытания.
Вариант с увеличенной дальностью должен быть достроен в этом году, он будет иметь размах крыльев 23 метра и увеличенный запас топлива с целью увеличения продолжительности полета до 20 часов.
В феврале 2013 года проект UCLASS трансформировался в беспилотный самолет-заправщик RAQ-25 Carrier CBARS (Based Aerial Refuelling System), который американский флот хочет назвать STINGRAY. Он также будет иметь разведывательные и «ограниченные ударные возможности», хотя, по некоторым сообщениям, эти ударные возможности могут быть отложены до следующего варианта. Создание малозаметного беспилотного топливозаправщика имеет некоторый смысл, так как истребитель F-35 не может работать далеко от американских баз без поддержки танкеров, а существующие самолеты-заправщики вряд ли способны выжить в сложной боевой обстановке с высоким уровнем угроз, в которой действуют российские ЗРС С-300 и С-400 или их аналоги или другие современные средства блокирования зоны. Кроме того, боевая устойчивость роя УБЛА может быть значительно повышена, если взять с собой однотипный малозаметный топливозаправщик.
NEURON и TARANIS показывают свои способности
Кроме Соединенных Штатов в Европе также не забывают об ударных дронах. Здесь реализуется европейская программа демонстрации технологий nEURON под руководством Франции, в которой участвуют также Италия, Греция, Испания, Швеция и Швейцария. Проект был запущен в 2003 году, основное соглашение о партнерстве было подписано в 2006 году, а первый полет единственный аппарат совершил во Франции в декабре 2012 года.
В ноябре 2015 года шведское Управление оборонных закупок сообщило о том, что экспериментальный разведывательно-ударный беспилотный аппарат nEURON прошел серию летных испытаний на испытательном полигоне Vidsel, целью которых было определить как выглядит малозаметный УБЛА для наземных и воздушных систем, включая истребитель GRIPEN, и, по словам куратора проекта GRIPEN в Управлении, «посмотреть, так ли хорош nEURON, как о нем говорят французы».
Две серии испытательных полетов, 11 и затем 8, проведенных шведами, позволили истребителям GRIPEN C/D и GRIPEN E, новейшему варианту ASC 890 самолета дальнего (радиолокационного) обнаружения и управления Saab ERIEYE, а также радару воздушной разведки UndE (GIRAFFE) определить дистанцию, с которой можно обнаружить беспилотник nEURON. Были сделаны замеры и другими наземными РЛС и инфракрасными системами. УБЛА также совершил три захода на бомбометание, выпустив три тестовых инертных средства поражения. Все результаты этих испытаний были засекречены.
А перед этим была проведена серия испытаний на полигоне Decimomannu на Сардинии, о завершении которых компания Finmeccanica доложила в августе 2015. Эти испытания в реальных условиях включали 12 «сверхсекретных» вылетов, сосредоточенных на проверке боевых возможностей. Испытания подтвердили эффективную площадь отражения (ЭПО) и инфракрасные признаки заметности беспилотника. Полетные задания включали полеты на различных высотах, взаимодействие с различными угрозами, как наземными, так и воздушными, включая Eurofighter TYPHOON. Как и в случае с испытаниями в Швеции, информации было опубликовано немного, но в компании Finmeccanica сказали, что испытания подтвердили «превосходные» характеристики и высокую эксплуатационную надежность БЛА nEURON.
В свою очередь эти испытания базировались на серии тестов, которые были проведены на полигоне на французском острове Истр, которые завершились в феврале 2015 года сотым полетом этого аппарата. На первом этапе эти испытания были сосредоточены на расширении диапазона режимов полёта, включая полет с открытыми бомбовыми отсеками, работу оптико-электронной аппаратуры и оценку параметров канала связи. На втором этапе оценивались его ИК и электромагнитные сигнатуры при работе по объектам ПВО.
Британский независимый проект TARANIS был официально представлен в июле 2010 года, после того как в декабре 2005 года был занесен в оборонную стратегию Великобритании. Демонстрационный образец размером с учебно-тренировочный самолет HAWK массой 8000 кг впервые взлетел на испытательном полигоне Woomera в Австралии в 2013 году после прохождения в 2012 году в Англии предварительных тестов на демаскирующие признаки, где проверялись его ЭПО и ИК-сигнатуры.
Об успешном завершении второго этапа летных испытаний было объявлено в июле 2014 года. Беспилотник был полностью в стелс-конфигурации, все антенны были заменены вариантами с контролем сигнатур, а носовая штанга приемника системы воздушных сигналов была снята. Также использовалась коммуникационная система LPD/LPI (с малой вероятностью обнаружения/малой вероятностью перехвата).
TARANIS завершил свою третью и финальную серию испытаний в ноябре 2015 года, целью которых было подтверждение его малой ЭПО. По данным компании BAE Systems, платформа соответствовала всем целям испытаний и предполагаемым режимам полета.
Основные технологии, разработанные в рамках проекта, включают систему дистанционного управления для платформы с высокой степенью неустойчивости и встраиваемые сенсоры, необходимые для замены очень заметных датчиков системы воздушной обстановки и приемников воздушного давления. В компании также упомянули об успешной интеграции бортовой аппаратуры обеспечения, двигателя и средств связи в малозаметную платформу, а по мере решения технических проблем критичных с точки зрения безопасности систем.
NEURON плюс TARANIS равно FCAS?
Программы nEURON и TARANIS достигли своих финальных этапов одновременно и Великобритания и Франция объявили о своем намерении выделить по 750 миллионов фунтов стерлингов на разработку прототипов готового к эксплуатации УБЛА в рамках проекта по единой перспективной боевой воздушной системе FCAS (Future Combat Air System). Летом 2014 года было выделено 120 миллионов фунтов на технико-экономическое обоснование, а полномасштабная разработка должна была начаться в 2017 году. Учитывая задержки и отмены программ плюс повторное определение боевого назначения новых платформ, с чем пришлось столкнуться американской промышленности, Европа может развернуть готовый современный специализированный УБЛА в одно и тоже время или даже раньше Соединенных Штатов.
HERON
По сообщениям, разведывательный БЛА HERON израильской компании IAI способен оставаться в воздухе более 24 часов, летая на высотах порядка 10000 метров. IAI заявляет о продолжительности полета более 40 часов и рекордном непрерывном полете в течение 52 часов. Максимальная дальность полета беспилотника составляет около 3000 метров, он может нести максимальную целевую нагрузку массой 250 кг.
Такой крупный беспилотник класса MALE (средней высоты и большой продолжительности полёта) может принять самую разную целевую нагрузку, предназначенную для выполнения самых разных задач. Это может быть оптико-электронная станция видовой разведки, РЛС с синтезированной апертурой для наземного наблюдения, морские поисковые радары и сенсоры, антенны и оборудование радиотехнической разведки и сбора информации, лазерные целеуказатели и даже радиоретрансляторы. HERON может обозначать цели для истребителей, вертолетов и ракет. Беспилотники HERON также могут снаряжаться ракетами «воздух-поверхность», которые определяют, сопровождают и уничтожают цели в глубине вражеской территории.
Индия уже эксплуатирует парк невооруженных БЛА HERON и SEARCHER, задействуя их для ведения наблюдения и сбора информации. Принятие на вооружение индийской армии вооруженных БЛА станет серьезным расширением ее возможностей и позволит зачищать крупные лагеря террористов или отдельные объекты на вражеской территории с минимальным риском. В 2015 году индийское правительство одобрило закупку десяти вооруженных БЛА у компании IAI на сумму 400 миллионов долларов в рамках ускоренной программы администрации Моди. Десять беспилотников HERON TP присоединились к другим израильским платформам, стоящим на вооружении индийских ВВС, барражирующим боеприпасам HARPY, разведывательным аппаратам SEARCHER и невооруженным БЛА HERON-1. Страна также реализует собственную программу разработки беспилотника под обозначением RUSTOM 2.
Арендованные беспилотники HERON разных вариантов работали в Афганистане в австралийском, канадском, французском и немецком контингентах. Также они стоят на вооружении Командования ВС США в зоне Центральной и Южной Америки. Имеется подтвержденная и неподтвержденная информация о продажах беспилотников HERON Бразилии, Эквадору, Сингапуру и Турции.
Расширение контингента пользователей: барражирующие варианты
Всё более популярным становится еще один беспилотный кинетический концепт. Это так называемые барражирующие боеприпасы, которые позволяют вооруженным силам быстро реагировать на цели, подлежащие немедленному уничтожению. По сути, барражирующие боеприпасы позволяют разведывательным средствам уничтожать цели своевременно и с высокой точностью. Одним из таких боеприпасов является ударный дрон SWITCHBLADE от AeroVironment, который по данным компании представляет собой высокоточное решение с наведением вне линии визирования, наносящее минимальный косвенный ущерб. Эту систему оценивал Корпус морской пехоты США. Представитель компании отметил, что «эта миниатюрная, дистанционно управляемая или автономная платформа может либо планировать, либо лететь на бесшумном электродвигателе, обеспечивая в реальном времени координаты GPS и видео с целью сбора информации, целеуказания или распознавания объектов/местности. Небольшие размеры аппарата и бесшумный двигатель затрудняют обнаружение, распознавание и отслеживание даже на очень небольшой дистанции. SWITCHBLADE полностью масштабируем и может запускаться с различных воздушных и наземных платформ».
SWITCHBLADE представляет собой первую разработку в рамках программы ВВС и Командования силами специальных операций по миниатюрному воздушному летальному боеприпасу LMAMS (Lethal Miniature Aerial Munition System). Аппарат имеет максимальную дальность полета до 15 км и продолжительность полета до 20 минут. Он оснащается направленными вперед и в стороны ПЗС/ИК-камерами, тепловизором и боевым средством массой 300 грамм с лазерным неконтактным взрывателем. Другими претендентами на программу LMAMS были T-RAM от Textron Systems и SkyStinger от IATech. Впрочем, LMAMS до сих пор ожидает статуса приоритетной программы, но отраслевые эксперты говорят, что это случиться не ранее 2019 года.
Компания Israel Aerospace Industries (IAI) создала продвинутые варианты своего барражирующего боеприпаса HARPY, в настоящее время стоящего на вооружении многих стран, включая Израиль и Индию. На сингапурском авиашоу Singapore Airshow 2016 компания IAI показала новейших членов своего семейства барражирующих боеприпасов: HARPY NG, предназначенный для противодействия современным радарам систем ПВО, которые серьезно продвинулись в развитии с момента принятия на вооружение предыдущего варианта этого боеприпаса; GREEN DRAGON, тактический недорогой боеприпас предназначенный для вооружения небольших подразделений и спецподразделений с целью повышения уровня владения обстановкой и летального воздействия; и квадрокоптер ROTEM L, который может нести боеголовку массой один килограмм, состоящую из двух гранат, которые детонируют при контакте беспилотника с целью. Боевая часть может быть заменена аппаратурой наблюдения (пехотинец может нести до трех систем, дальность устойчивой связи с аппаратом составляет 5 км и продолжительность полета до 30 минут). Барражирующие боеприпасы, как правило, изготавливаются по самолетной схеме, обладают высокой скоростью, так что винтокрылая конфигурация в данном случае представляет собой инновационное решение.
Системы компании IAI могут оборудоваться сенсорной головкой MicroPOP и осколочно-фугасной боеголовкой массой 4 кг. Барражирующие боеприпасы следующего поколения быстро развиваются, проходят расширенные испытания, и их можно будет запускать с любых наземных, воздушных и морских носителей.
Наконец, компания UVision завершает разработку своего барражирующего боеприпаса HERO 120, предназначенного для уничтожения материального имущества на ближних дистанциях. Это вариант несет боевую часть массой 3,5 кг. В компании говорят, что ее беспилотник HERO 120 весит в общей сложности 12,5 кг, имеет максимальную продолжительность полета один час и дальность загоризонтной связи до 60 км.
Семейство умных барражирующих боеприпасов HERO компании Uvision, способных наносить высокоточные удары в городских районах или по удаленным объектам, на данный момент включает шесть вариантов; из них самый маленький аппарат — HERO 30, а самый высокотехнологичный — HERO 900. Впрочем, представитель Uvision сообщил, что его компания в настоящее время работает над седьмым, более крупным вариантом HERO 1250. При расчетной массе 125 кг новый вариант может нести более крупное боевое средство поражения по сравнению с моделью HERO 900 (фото внизу) массой всего 20 кг. Он также сказал, что разработка HERO 1250 завершится быстрее, чем разработка компанией IAI своего нового беспилотника HAROP.
Он заявил, что они смогут предложить те же возможности, что и компания IAI со своим HAROP, но всего за четверть стоимости. В компании Uvision уверены, что ее HERO 120 вскоре совершит свой первый полет со средством поражения, что сделает его первым аппаратом, доступным для потенциальных заказчиков в линейке новых систем, в которую также входят модели HERO 70, 250 и 900. Между тем, предыдущие варианты Uvision HERO 30 и 400 уже заказали несколько покупателей.
В последние годы применение легких малоразмерных БЛА на поле боя значительно расширилось. Эти тактические БЛА могут наносить непоправимый урон своим высокоточным вооружением:
Посланник олимпийских богов
Беспилотник средней категории HERMES 450 (фото внизу) израильской компании Elbit Systems предоставляет наземным силам разведывательные данные в реальном времени. БЛА (длина 6,1 м, размах крыльев 10,5 м и масса 450 кг) предназначен для выполнения продолжительных тактических задач. HERMES 450 может нести различную целевую нагрузку (150 кг, 300 А, 1,6 кВА) и эффективно проводить визуальную и радиотехническую разведку, работать в качестве радиоретранслятора и выполнять другие задачи на уровне дивизии и корпуса. Корпус беспилотника оборудован двумя узлами подвески, возможны опциональные узлы подвески на крыльях. В Израиле он задействуется в качестве беспилотника с ударными и разведывательными возможностями.
Невооруженные аппараты эксплуатирует ряд зарубежных заказчиков, включая Азербайджан, Бразилию, Грузию, Мексику, Сингапур, Пограничный патруль США, а в Великобритании он работает в качестве разведывательного средства под обозначением WATCHKEEPER WK450B. По данным компании, БЛА HERMES 450 может нести до двух ракет Rafael SPIKE.
HERMES 900 представляет собой более крупную платформу с размахом крыльев 15 метров и максимальным взлетным весом одна тонна. По сравнению с моделью 450, он может летать на больших высотах до 9000 метров, продолжительность полета составляет 30-36 часов, а целевая нагрузка 350 кг, что вдвое больше грузоподъемности модели 450.
Израиль объявил недавно, что его БЛА HERMES 900 получил местное имя Кочав (звезда), а израильская пресса указывает на тот факт, что HERMES 900 может нести ракеты HELLFIRE, поскольку полезная нагрузка 350 кг беспилотника позволяет это. Сообщалось, что HERMES 900 с двумя внутренними узлами подвески вдобавок к четырем подкрыльевым узлам подвески был продан неназванной стране НАТО, но эту информацию не подтверждает ни израильское министерство обороны, ни компания Elbit Systems.
/Николай Антонов, topwar.ru/
единственный комментарий: вчера здесь, на этом же сайте, была предложена статья-интервью с «…научным руководителем и первым заместителем генерального директора Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) академиком РАН Евгением Федосовым…», называется она «F-22, F-35 и наш Су-57 не могут прятаться, когда идет бой «стенка на стенку»»
во вчерашней статье с первых же слов задавался этакий почти сакраментальный вопрос — «…Нужны ли России ударные беспилотники и легкие истребители пятого поколения?…». после чего доблестный академик (ну, или автор статьи, текста самого академика там мало до неприличия) подводит к мысли, что, мол, это все ерунда, не очень-то и хотелось, тем более можно крылатыми ракетами прекрасно обойтись…
предлагаю данную статью рассмотреть в комплексе с вот этой, в которой показаны достижения западных соседей по шарику, как известно рассыпающихся, загнивающих и вообще жалких ничтожеств… просто сравнить, для некоторого снижения накала шапкозакидательских настроений…
А почему нельзя создать БПЛ с ядерной установкой как на Пойседоне? Ведь необязательно реактивную тягу создавать, выработка электричества на винт. Даже если собьют, то над врагами, а их чего жалеть? Не сбивайте и лучевую болезнь не получите. Зато ограничения по времени нахождения в воздухе снимаются. Тут и серии этих аппаратов относительно большие, значит и миниатюрные атомные установки станут дешевле и количество Пойседонов увеличится и цена уменьшится.