БТР «Страйкер» (Stryker) – «промежуточный» бронетранспортер (Interim Armored Vehicle, IAV) также извес­тен как легкий бронетранспортер III (Light Armored Vehicle III, LAV III). Машина представляет собой развитие бронетранспорте­ра «Пиранья III» швейцарской фирмы MOWAG GmbH. В октябре 2003 г. фирма MОWAG вошла в европейское отделение сухопутных боевых систем фирмы Джене­рал Дайнемикс.

Разработка и производство БТР «Страйкер»

Разработку машины LAV-III вели в кооперации фирмы Дженерал Моторс Дифенс оф Кэнэда и Дженерал Дай­немикс Лэнд Комбэт Системз Дивижн в двух вариантах одновременно: бронетранспортер для перевозки пехоты (Infantry Carrier Vehicle, IFV) и мобильная система огневой поддержки (Mobil Gun System). Проектно-исследовательские и опытно-кон­структорские работы по бронемашине «Страйкер» IAV начались в октябре 1999 г., когда начальник штаба армии США генерал Эрик Шинсеки обнародовал изменения, вносимые в план развития армии США до 2010 г. Среди других изменений, внесенных в программу, предусматривалось формиро­вание «средних» бригад в качестве «проме­жуточной» меры, такие бригады получили название Interim Brigade Combat Teams. БТР «Страйкер». IBCT – промежуточная боевая бригадная группа.

Изначально командование армии США имело намерения вооружить новой колесной боевой техникой первое подраз­деление в марте 2001 г. В целях удовлетво­рения данного намерения, разработка ново­го образца колесной бронемашины началось немедленно на базе уже существующего образца. Для начала был проведен монито­ринг состоящих на вооружении армии США и армий других стран мира колесных бро­немашины, с целью выбора «платформы» для глубокой модернизации. Поначалу пер­спективная колесная бронемашина именовалась Medium Armored Vehicle – среднее бронированное транспортное средство, позднее наименование изменили на IAV. «I», Interim – «промежуточная», так как бронемашина была призвана заполнить брешь между легким бронеавто­мобилем HMMWV и тяжелой БМП М2 «Брэдли». Броне­машин такого класса в армии США не имелось.

В феврале 2000 г. армия США подготовила документ, в котором выдвигалось дополнительное требование к перс­пективной бронемашине – возможность перевозки военно-транспортным самолетом С-130 «Геркулес» в боевой кон­фигурации. Бронемашина могла быть как колесной, так и гусеничной, способной перевозить пехотное отделение численностью в девять человек со всем штатным вооруже­нием и снаряжением.

Помимо бронетранспортера, как ба­зового варианта, предусматривалась разработка специали­зированных вариантов: самоходного миномета, транспортера саперного отделения, носителя ПТУР, разведывательной машины, маши­ны огневой поддержки, командно-штабной машины, машины радиохимической разведки, санитарно-эвакуационной машины. Не исключалось создание машины в варианте носителя 155-мм гаубицы.

В ноябре 2000 г. одобрили план испы­таний бронемашины IAV, а 16 ноября 2000 г. с отделением Дженерал Дайнемикс Лэнд Комбэт Системз Дивижн был заключен шестилетний контракт на сумму порядка 4 млрд. долл. на поставку бронемашин LAV III для новых промежуточных боевых бригад­ных групп. Изначально планировалось заку­пить для шести боевых бригадных групп 2131 бронемашину LAV III. Заказчик отдал предпочтение колесному, а не гусеничному вари­анту, как в наибольшей степени удовлетворя­ющему выдвинутым требованиям.

Другие соискатели выгодного заказа не­медленно выступили с жесточайшей крити­кой принятого решения, отмечая, что Пен­тагон фактически саботировал проведение конкурса. Протесты возымели действие – GAO (General Accounting Office, Главное Балансовое Управление) – «Счетная палата» военных программа США, наложило запрет на все работы по программе LAV III. Работы возобновились лишь в апреле 2001 г., после детальной ревизии специалистами GAO каждого пункта контракта и предыстории его заключения. Производство бронемашин планировалось организовать на трех заво­дах – в Эннистоуне, шт. Алабама, в Лиме, шт. Огайо, и в Лондоне, шт. Онтарио.

27 февраля 2002 г. машина получила официальное наименование «Страйкер» одновремен­но в честь видного военного героя Роберта Ф. Страйкера, удостоенного во Вьетнаме Медали Почета, и рядового 1-го класса Стю­арта С. Страйкера, отметившегося своим беззаветным героизмом в годы Второй ми­ровой войны. Оба военных отважно сражались и пали на поле брани.

Поставки «Страйкеров» в строевые подразделения на­чались в апреле 2002 г., то были бронеавто­мобили производства заводов в Лондоне и Эннистоуне. 12 января 2005 г. промышлен­ность рапортовала Республиканской партии США и лично Президенту США Дж.Бушу-младшему о постройке 1000-го броне­автомобиля LAV III «Страйкер». Честь собрать юбилейный образец бронетехники получил трудовой коллектив предприятия в г. Эннистоун.

На вооружение трех первых сформирован­ных боевых бригадных групп поступило поряд­ка 800 бронеавтомобилей LAV III. В декабре 2005 г. заказчик получил две первых из 17 заказанных бронемашин радиохимической разведки местно­сти. Первый «Страйкер» в варианте M1128 MGS армия США получила 15 мая 2006 г.

МОДИФИКАЦИИ  БТР «СТРАЙКЕР»

Основными вариантами «Страйкера» являются бронетранспортер M1126 ICV и машина огневой поддержки M1128 MGS.

Существует еще восемь модификаций:

  • — разведывательная машина M1127, RV
  • — самоходный миномет M1129 варианта В, MCV-B
  • — командно-штабная машина M1130, CV
  • — машина огневой поддержки M1131, FSV
  • — машина саперного отделения M1132, ESV
  • — санитарно-эвакуационная   машина М1133, ESV
  • — носитель ПТУР М1134, М1134
  • — машина радиохимической разведки M1135, NBSRV.

Все варианты унифицированы по шас­си и силовой установке на 85%, что упро­щает эксплуатацию парка «Страйкеров» в строевых частях.

Бронетранспортер М1126 «Страйкер»

БТР M1126 «Страйкер» представляет собой бронетранспортер для перевозки пехоты, ICV — Infantry Carrier Vehicle. Помимо двух человек штатного эки­пажа бронетранспортер способен перево­зить отделение пехоты численностью в де­вять человек, хотя грузопассажирский отсек машины рассчитан на перевозку 11 че­ловек.

Бронетранспортер M1126 «Страйкер» является основным видом бронетехники боевой бригадной группы, на воору­жении одной группы состоит в соответ­ствии со штатом 127 таких бронемашин.

Бронезащита

Корпус бронетранспортера сварен из листов закаленной броневой стали марки 160. Бронирование также состоит из кевла­ра и керамико-композитных материалов. Броня выдерживает прямые попадания пуль калибра до 14,5 мм, осколков бомб и снаря­дов. В случае оснащения бронетранспорте­ра динамической броней германской фир­мы IBD/Дейзенрот Инжиниринг машина соответствует IV уровню защищенности по STANAG-4569. В то же время бронезащита машины «Страйкер» IAV легко пробивалась выстре­лами из ручных противотанковых гранато­метов РПГ-7, которые очень широко приме­няли в Ираке всяческие незаконные воору­женные формирования (так называемые «инсургенты»).

Эффективная дальность стрельбы из РПГ-7 составляет 500 м, стан­дартная граната РПГ-7 с кумулятивной бо­евой частью пробивает стальную броню на дистанциях до 400 м. Часто РПГ-7 комп­лектуются выстрелами с тандемными бое­выми частями, для которых не является пре­пятствием даже динамическая зашита.

Все «Страйкеры», направленные в Ирак для уча­стия в операции «Ираки Фридом» были ос­нащены комплектами дополнительной бро­ни, призванными нейтрализовать угрозу со стороны РПГ. Комплект реечной бронезащиты устанавливался по периметру корпу­са бронеавтомобиля, в результате чего машина смотрелась как клетка. Рейки брони провоцировали детонацию выстрелов РПГ до их соприкосновения с корпусом маши­ны, тем самым значительно снижая поража­ющее воздействие боеприпасов. Примене­ние такой брони являлось исключительно временной, промежуточной, мерой, по­скольку для разработки мер противодей­ствия РПГ отвели всего девять месяцев. Масса комплекта реечной брони «Слэт» производства фирмы Дженерал Дайнемикс для бронетранспортера «Страйкер» состав­ляет 2200 кг. Контракт на сумму 5,9 млн. долл, предусматривающий оснащение всех бронетранспортеров одной боевой бригад­ной группы реечной броней, был подписан с фирмой Дженерал Дайнемикс в мае 2006 г.

Читайте также  Унифицированные платформы «Гильза» и «Бумеранг»

После установки реечной брони бронет­ранспортер по ширине не влезает в чрево военно-транспортного самолета С-130. Кро­ме того, комплект брони «Слэт» затрудняет маневрирование бронетранспортера, осо­бенно на пересеченной местности и в урба­низированных территориях. На характеристиках машины также негативно отразился возросший после установки накладной бро­ни вес. В марте 2005 г. с отделением сухо­путных систем фирмы ВАЕ Системз был заключен контракт на разработку и произ­водство комплектов динамической защиты для 289 бронетранспортеров «Страйкер». Заказ был выполнен в период с сентября 2005 г. по октябрь 2006 г. В феврале 2006 г. первый «Страйкер», оснащенный комплек­том динамической защиты, был принят за­казчиком. Комплект динамической защиты бронетранспортера весит 3100 кг.

Двигатель и ходовая часть

Подобно машине «Страйкер» IAV, бро­нетранспортер M1126 «Страйкер» представляет собой полноприводную четырехосную восьмиколесную бронированную машину. На бронеавтомобиле установлен 6-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения «Катерпиллер» 3126 16 JP8 с электронным ин­жектором. Дизель позволяет развивать бро­нетранспортеру массой 18,3 т по шоссе мак­симальную скорость 101 км/ч. Такие дизели мощностью 350 л.с. при 2500 об/мин ставятся также на средние 5-тонные такти­ческие грузовики. При необходимости бро­нетранспортер под дизелем способен ехать очень медленно – со скоростью всего 2,5 км/ ч. Могучий дизель установлен в моторном отсеке, который находится в передней пра­вой части машины. Двигатель связан с ав­томатической трансмиссией «Аллисон» MD-3066Р (шесть передач переднего хода и од­на заднего).

Также в состав силовой уста­новки «Страйкера» входит двухскоростная распределительная коробка и четыре авто­матических дифференциала, которые могут управляться и вручную. Правее двигателя смонтирована система климат-контроля. Поначалу климат-контроль на «Страйкерах» не ставился, но эксплуатация машин в Ира­ке выявила острую необходимость в кондиционерах – американские военные узна­ли, что в Ираке бывает жарко не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова (несколько машин, отправленных в Ирак поначалу, были снабжены система­ми подогрева двигателей при запусках в сильные морозы, установленными вмес­то кондиционеров).

Два топливных бака находятся по бортам в задней части корпуса. Запас хода при скоро­сти движения 64 км/ч составляет 450 км. Баки расположены вне бронекорпуса, поэтому лег­ко повреждаются пулями и осколками. Подвеска колес – гидропневматическая, в ее состав входит система регулировки высо­ты машины, которая работает на азоте. Резер­вуар с азотом размещен под полом перехода из отделения управления в боевое отделение. Гидропневматическая подвеска обеспечивает устойчивость машины и комфортные условия для экипажа с десантом при движении даже по очень сильно пересеченной местности и по всем типам грунтов. В состав гидросистемы входят также гид­равлические амортизаторы. Колеса состоят из дисков «Хатчинсон» 20×8,5 дюйма и армированных шин «Мишлен» XML 12.00 R20. Клиренс 51 см.

На спущенных пневматиках машина может проехать до 40 км со скоростью 48 км/ ч. Гидропневматические тормоза установле­ны на всех восьми колесах, три последних оси снабжены системой ABS. Для улучшения про­ходимости по мягким фунтам, бронеавтомо­биль снабжен централизованной системой ре­гулирования давления воздуха в пневматиках. «Страйкер» способен преодолевать вертикаль­ные препятствия высотой до 60 см и 60-градусные ук­лоны. Даже траншея шириной 200 см не яв­ляется препятствием для этой исключитель­но проходимой машины! «Страйкер», в отли­чие от броневика LAV III, не является амфи­бией, но преодолевает по дну водные прегра­ды с глубинами до 130 см. Рулевая система снабжена гидроусилителем. Поворотным сде­ланы колеса двух передних осей. Минималь­ный радиус разворота машины – 16 м.

Рабочие места экипажа и архитектура C4ISR

Место водителя является по хорошему модерновым, оно расположено левее продольной оси машины. В крыше корпуса над местом водителя устроен большой люк, в крышке которого смон­тированы три перископических наблюдательных прибора М17Е4. В открытом положении люк фиксируется в одной из пяти пози­ций на выбор. Изнутри и снаружи люк запирается на замок. Из отделения управления в боевое отделение ведет узкий туннель. Обычно, туннель бывает завален всяким исключительно ценным имуществом, из-за чего доступ из отделения управления в бое­вое отделение и наоборот сильно затруднен, чтобы не сказать невозможен.

Рабочее место командира бронетранспортера.

Часто в туннеле размещают два ПТУР «Джавелин». Комфортабельное кресло водителя снабжено четырьмя эргоно­мичными привязными ремнями. Непосредственно перед креслом, впереди руля, установлен дисплей Райтеон AN/VAS-5 DVE (Driver’s Vision Enhancer). Дисплей является выходным устройством пассивной инфракрасной системы ночного видения, которой оснащены многие образцы техники армии США. Данная система позволяет водителю уверенно уп­равлять бронетранспортером в условиях ограниченной видимости, в том числе – но­чью и в условиях постановки дымовой за­весы. Датчики системы DVE установлены на броне правее люка водителя. Изображе­ние от системы DVE транслируется на два дисплея.

Помимо водителя, дисплеи уста­новлены у командира отделения пехоты в боевом отделении. Левее кресла водителя находится приборная панель со спидомет­ром, тахометром, часами, указателем давле­ния в топливной и маслосистемах, блоками управления систем пожаротушения и кли­мат-контроля, централизованной системы регулировки давления в пневматиках, вык­лючатели светотехнических устройств.

За приборной панелью, на стенке туннеля ус­тановлены органы управления автоматичес­кого детектора химических реагентов. Пра­вее кресла находятся внутренне переговор­ное устройство и съемная панель доступа к двигателю. Кресло водителя сделано регулируемым по высоте. По росту шофера так­же подгоняются педали и рулевая колонка.

Место командира находится сразу за двигателем в правой части корпуса. В кры­ше над командирском местом устроен люк, в крышку которого вмонтировано аж семь перископических наблюдательных прибо­ров М17Е4, в сумме дающих наблюдателю почти круговой обзор. По центру крыши корпуса, непосредственно перед командир­ским люком, установлена дистанционно управляемая турель М151 RWS (Remote Weapon Station) фирмы Конгсберг Дифенс энд Эйроспейс.

На «Страйкере» смонтирована инновационная система C4ISR (Command, Control, Communication, Computer, Intelligence, Surveillance and Reconnaissance), интегрированная в цифро­вую систему управления боем F8C82 (Force XXI Battle Command Brigade and Below) уровня бригады и ниже. В систему C4ISR входят две радиостанции ASIP, датчики си­стемы предупреждения об электромагнит­ном облучении, видеотерминал, навигаци­онная аппаратура с приемником спутнико­вой навигационной системы. На видеотер­минал выводится изображение «вид от ту­рели М151» или от тепловизора водителя. На второй дисплей, установленный от ко­мандира, выводятся карты местности, сооб­щения от полученных и командиров, видео­изображения, передаваемые самолетами и вертолетами или другими средствами веде­ния разведки. При выводе на экран цифро­вой карты местности, на карте иконками помечается местонахождение своей и вра­жеской техники, опасные зоны вроде мин­ных полей. Обмен информацией между «Страйкерами» и другими пользователями системы F8C82 ведется в масштабе време­ни, близком к реальному.

Система дистанционно управляемого вооружения М151 (RWS)

Универсальная дистанционно управляемая турель M151(RWS) Система «Конгсберг Дифенс энд Эйрос­пейс» М151 «Протектор» также монтируется на боевых машинах M1130 «Страйкер – CV», M1132 «Страйкер – ESV», M1135 «Страйкер – NBCRV, М1129 «Страйкер МС-В». На турели возможна установка или 40-мм автоматичес­кого гранатомета Mk19 MOD-3 или 12,7-мм пулемета М2 НВ. Дополнительно предусмотрена возможность монтажа пулемета М240В калибра 7,62 мм. Для дистанционного наведе­ния турели используется установленный на ней тепловизор TIM фирмы «Талес Оптроник Кэнада» и телекамера VIM, снабженная зум-объективом. Встроенный лазерный дальномер определяет дистанцию до цели на удалениях до 6000 м с точностью 2,5 м.

Читайте также  Десятка лучших БТР по версии Army Technology

Модуль воору­жения по горизонту поворачивается на угол 360 град, по вертикали – в пределах от -20 до +55 градусов. Максимальная скорость разво­рота модуля составляет 60 градусов в секун­ду. Рабочие температуры – от — 40 до +60 гра­дусов Цельсия. На турели смонтировано че­тыре блока дымовых гранатометов М6. Один блок состоит из шести 66-м гранатометов. Пуск гранат производится как коллективно, так и индивидуально. Базовый боекомплект бронетранспортера «Страйкер» состоит из 2000 патронов калибра 12,7 мм к пулемету М2 НВ или 480 гранат калибра 40 мм к гранато­мету Мк19, а также из 16 66-мм дымовых гра­нат. Коробки с патронами или гранатами размещаются на бортах в верхней части корпуса или на крыше между люком командира и вен­тиляционным люком.

В 2004 г. армия США провела модерни­зацию системы М151 RWS до уровня блок I. Модернизированная система получила обозначение М151Е1. Первые системы М151Е1 появились на «Страйкерах», пред­назначенных пятой бригаде. Блок I включа­ет замену тепловизора более совершенным ИК устройством с увеличенной дальностью действий и улучшенной разрешающей спо­собностью; установку новой телекамеры с цветным дисплеем. Улучшена эргономика установленной у командира рукоятки управ­ления системой М151. Увеличены размеры короба для боекомплекта, который закреп­лен на турели. Установлен счетчик расхода боеприпасов. В настоящее время ведутся работы по разработке системы М151 RWS блок II, которая будет оснащена стабилиза­тором, позволяющим вести прицельный огонь с ходу на скоростях до 40 км/ч.

Десантное отделение Десантное отделение БТР «Страйкер» Девять вооруженных до зубов воинов с полным снаряжением попадают в бронетранспортер и покидают его посредством огром­ной снабженной собственным приводом две­ри-рампы в корме корпуса машины. В рампе сделана небольшая дверца, которая открыва­ется наружу вправо. Таким образом, дабы по­пасть внутрь или покинуть броневик совсем не обязательно тревожить привод рампы. По бортам десантного отделения установлены лавки, солдаты сидят на них лицом к продоль­ной оси машины. Четверо сидят на правой лавке, пятеро – на левой.

Командир пехотного отделения занимает переднее место на левой лавке лицом вперед, параллельно командиру бронетранспортера. Над сиденьем командира десанта в крыше корпуса сделан четырехугольный люк. В крыше над десантным отде­лением есть еще два вентиляционных люка. Размеры люков позволяют солдату встать на лавку и просунуть голову с плечами в отвер­стие крыши, поражая противника огнем из личного оружия. Бить прикладом и колоть штыком, стоя на лавке, через открытый люк, однако, не очень удобно. В десантном отделении устроены креп­ления для разнообразных солдатских аксессуаров, от личного оружия до туалетной бумаги.

В задней части десантного отделения оставлено свободное пространство под хранение ПТУР «Джавелин», четырех очков ночного видения, запасных стволов к пуле­мету М240В, сухих пайков и т.п. В правом верхней углу рампы установлен обогрева­тель, рядом с ним – три фильтра системы защиты от оружия массового поражения. В задней части десантного отделения складируется масса других полезных предметов, как-то запасные аккумуляторные батареи, портативная радиостанция, тепловизор. Много чего помещается внутри транспорт­ного отделения, но его объем все-таки со­вершенно недостаточен для размещения всех предметов, острую необходимость в который испытывает любой цивилизован­ный солдат, ярким представителем которо­го служит воин армии США.

На броне при­ходится возить часть личного имущества пехотинцев, запасной боекомплект, сапер­ный инструмент, треножный станок для пу­лемета М240В, треножный станок для 12,7-мм пулемета или для 40-мм автоматическо­го гранатомета, приспособления для чистки оружия, канистры под воду и топливо, маскировочную сеть, полевой телефон. Большинство из вышеперечисленных вещей размещается в специальных багажных корзинах по бортам корпуса. Дополнительные системы

Бронетранспортер «Страйкер» оснащен автоматической системой пожаротушения FM200, установленной в транспортном от­делении и двух автоматических противопо­жарных модулей FM25 в моторном отделе­нии. В моторном отделении установлено три оптических датчика возгорания и два огнетушителя с составом типа «Халон». Транспортное отделение хранят от пожара три баллона с «Халоном»; один установлен рядом с местом командира машины, второй – рядом с местом командира десанта, тре­тий – закреплен на задней рампе. В транспортном отделении смонтированы четыре оптических датчика возгорания. По коман­дам датчиков все три огнетушителя сраба­тывают автоматически (покуришь, а потом хлопот не оберешься). Один портативный огнетушитель закреплен рядом с местом командира бронетранспортера. Задняя рампа БТР «Страйкер» На «Страйкере» имеется вспомогатель­ная силовая установка, размещенная в моторном отделении. Она представляет собой небольшой дизель, который работает на электрогенератор.

Бронетранспортер снабжен коллектив­ной системой зашиты от оружия массового поражения, включающей различные датчи­ки, «тревожную» систему и счетчик Гейге­ра, фильтро-вентиляционные установки. Помимо коллективной системы, в комплект штатного снаряжения машины входят инди­видуальные противогазы для членов экипа­жа и десанта. Вентиляционная система включает два вентилятора, один для механика-водителя и один – для десанта. Машина комплектуется гидравлической лебедкой с тяговым усилием 9525 кг. Лебедка поставлена на крыше за люком механика-водителя. Скорость выбора лебедкой троса составляет примерно 6,5 м/мин. Лебедка снаб­жена одним тросом диаметром 16 мм. Длина гальванизированного троса составляет 46 м.

Забранный сеткой воздухозаборник прямоугольной формы расположен правее люка водителя. Обратите внимание на небольшой инспекционный лючок, который находится рядом с большим забранном сеткой отверстием для выхлопных газов двигателя. Выхлопные газы двигателя для снижения ИК сигнатуры машины охлаждаются. В задней части крыши корпуса находятся два вентиляционных одностворчатых люка прямоугольной формы. Размеры люков вполне достаточны, чтобы в них просовывались солдаты с оружием. На переднем шине – колпак вентилятора и ремни крепления имущества.

Аэротранспортабельность

Одним из ключевых элементов концеп­ции «Страйкера» являлась возможность быстрой доставки бронемашины в любую точку Земли. Каждая боевая бригадная груп­па «Страйкеров» самодостаточна и облада­ет огневой мощью, соизмеримой с огневой мощью батальона основных боевых танков. В силу своей относительно небольшой мас­сы, одного «Страйкера» способен перевез­ти транспортный самолет C-130J «Герку­лес». Военно-транспортный самолет С-17 «Глоубмастер» берет на борт сразу три бро­нетранспортера, а С-5В «Гэлэкси» — четыре.

Некоторые модификации «Страйкера» С-130 перевозить не в состоянии в силу их значительной массы или негабаритных для «Геркулеса» размеров. Однако глобальное использование «Страйкеров» возможно в массовом порядке только в случае их пере­возки «Геркулесами». Приходится гото­вить машины к перевозке специальным образом. К примеру, с бронетранспорте­ра M1126 ICV перед погрузкой на С-130 снимаются дымовые гранатометы, левый багажник, антенны, модуль дистанцион­ного вооружения и ограничители верти­кального хода колес третьей оси. Эксплуатация «Страйкеров» дешевизной не отличается.

Пробег одним «Страйкером» одно­го километра оценивается в 7,51 долл. США с учетом амортизационных расходов (на запасные части), но без учета стоимости расходуемого топ­лива. Ежегодно бронетранспортеры «Страйкер» армии США наматывают по 12000-16000 км. Большей частью колесные бронемашины пере­мещаются по дорогам с твердым покрытием. Стоимость эксплуатации «Страйкеров» в два раза меньше стоимости эксплуатации гусеничных боевых машин пехоты М2 «Брэдли».

/По материалам modernarmy.ru/

13 КОММЕНТАРИИ

  1. нормальный бронетранспортер, амеры наконец созрели к широкому использованию колесной боевой (условно-боевой) техники и подошли к этому с немецкой основательностью. концептуальный аналог наших БТР-60/82, немецких «боксеров», чешских «пандуров» и еще кучи аналогов сходной конфигурации и назначения.
    посовременнее наших, особо полезна, в сравнении, задняя аппарель и климат-контроль, которые на наших можно не ожидать еще лет двадцать… выскакивать по широкой аппарели за броневиком куда приятнее, чем через узкий бортовой люк, да еще, не дай боже, на простреливаемой стороне — а даже на БТР-82 до сих пор люки. религия не позволяет, что-ли??? лучше, конечно, и то, и другое, но если уж выбирать…
    непонятно также, для каких целей наши БТР-ы начиная с 60-ки клепались по традиционной ТАНКОВОЙ(!?) компоновке с двиглом в задней части — чтоб геморроя побольше у десантников было??? или чтоб выстрел из того же РПГ водилу и экипаж уж наверняка, если лобовую броню пробьет? особо глупо это выглядит на фоне того, что в БМД у нас изначально был реализован как раз принцип защиты экипажа еще и двигателем в передней части — неужели на броневиках это сделать настолько сложнее (и были же БТР-152 и т.п.)??? тем более, что недавно статья тут же была про БТР-87 — и там уже аппарель в наличии? все остальное в пределах ожидаемого, БТР есть БТР, танком не станет при всем желании…
    в общем — спасибо за качественный анализ. единственное, чего тут, на мой взгляд (могущий быть ошибочным!) — это полное игнорирование всех аспектов противоминной защиты. стоило бы на этом тоже задержать внимание, для БТР-а это весьма серьезная задача, и очень нужная. насколько можно судить по фотографиям и описаниям на других ресурсах, в этом броневике противоминке уделено серьезное внимание, по крайней мере, десант он возит внутри, а не на броне… в остальном — спасибо автору.

    • поправка — БМП! хотя и на БМД тоже, но БМП более ярко выражено! думал про ВДВ и чуток ошибся при наборе! а потом на автопилоте…

  2. Если у них выход только с задней аппарели, то один боец при её открытии ложит там всех с одного магазина вплоть до водилы. Понимаю, что модно, но ведь это так.
    А уж самого водилу в это окно без стекла, в которое он рулит, сам бох велел и при первом же шухере он же в панике и ломанётся из своей будки вперёд, т.е. если не завалил с первого разу, то со второго разу уже можно от бедра, по фашисски.

    • ну, рулит он по перископам и экрану, в тексте «… перед креслом, впереди руля, установлен дисплей Райтеон AN/VAS-5 DVE (Driver’s Vision Enhancer). Дисплей является выходным устройством пассивной инфракрасной системы ночного видения, которой оснащены многие образцы техники армии США. Данная система позволяет водителю уверенно уп­равлять бронетранспортером в условиях ограниченной видимости, в том числе – но­чью и в условиях постановки дымовой за­весы…»(!!!), люк сверху скорее вход-выход, а не «высунуть башку и смотреть куды ехать»)))))). а в транспортном положении, в смысле, вне боевой обстановки, и наши люки распахивают)))))
      а насчет аппарели… а что мешает, в этом случае, перестрелять протискивающихся, по одному, наших через боковой? второй боковой? это если первый боец вылез, его подстрелили, остальные оценили тут же, что с другой стороны безопасно, и полезли во второй люк, предварительно прикрыв первый… не, и так возможно, конечно)))) но, скорее, половину положат — пока остальные сориентируются, пока разберутся… а аппарель — она сзади, если Вы в курсе!))) так что, для «…один боец при её открытии ложит там всех с одного магазина …» этот броневик надо окружить, после чего громко кричать «Трамп капут! Амер, сдавайс!», а когда не поймут и полезут — вот тогда и…!!!!!
      в обычных боевых ситуациях бэтр высаживает десант до или на самой линии боевого контакта, так что с тылу стрелять просто некому. а вот спереди пули летят, в том числе и вдоль корпуса машины, вполне попадая в высаживающихся сбоку или сверху пехотинцев. нет, никто не спорит, и шальной снаряд может позади машины рвануть и всех оптом… но, это именно ШАЛЬНОЙ снаряд будет, случайный. с тем же успехом можно рассуждать о случайно попавшей в любой другой, в том числе и наш, БТР, авиационной бомбе в сотку кг и распылившей на осколки не только ЛС, но и саму машину. ну, и пожаловаться на отсутствие противобомбовой защиты, конечно…
      при прочих же равных задняя высадка безопаснее, это объективный факт. напомню еще раз, наша БМД любого типа, машина для ведения боевых действий и поддержки в бою пехоты — где там высадочные люки??? или — на нашей правильно, на ихней фу-у-у-у?! так это уже глупость, маразмом отдающая… хотя, повторюсь, не спорю — лучше, когда и то, и то! кстати, судя по фото №1,3,7,8 на «страйкере» есть и что-то вроде бокового люка, скорее эвакуационного, чем штатного посадочного, и верхние люки тоже в ассортименте)))) но — вот же «…ту-у-у-упы-ы-ы-е-е-е-…», предпочитают почему-то не вверх выпрыгивать, ну, чтоб сзади их не «…с одного магазина…», а все ж через аппарель!))))) странно, верно?!)))))))

  3. Наши бтр кроме как консервной банкой иначе не назвать, противоминной защиты нет, двигатель сзади, люки для высадки сбоку…. Полная жо*а

    • вообще-то, не то, чтоб совсем банки… для своего времени были вполне нормальными машинами, на уровне лучших образцов. в смысле, в 50-е и до начала 70-х. другое дело, что с тех же 60-х они все такими же и остались — толь по бедности, толь по дурости и лени, а толь благодаря системным проблемам социалистической промышленности, при которых однажды удачную, а то и просто запущенную в производство и хорошо отработанную машину клепали до упора, аж пока оно уже с конвейера выезжая, раритетом смотрелось… причем это в любой области, от трусов/носков и до автотехники. «жигули» вспомнить, всю линейку…
      новое делать — это пробовать и ошибаться, напрягаться, отвечать за неудачи, в конце концов! ведь и проще можно: форму фар поменять, полосочку на боку приделать — вот вам и новая модель))). а за неделание не накажут, вал гони да план давай, и будешь заслуженный и уважаемый работник… и эта болячка и сейчас во всей красе — АК-12 вспомните!((((((
      вот и с БТР-ами произошла та же фигня. чем, по факту, БТР-60 отличается от БТР-80? последний побольше, да бортовые люки врезали между колесами. и все — компоновка, форма корпуса, технологические решения и общие боевые возможности(!) все те же! даже БТР-82 — все та же платформа БТР-60, с ее плюсами и минусами, по меньшей мере концептуально даже не потомок, а прям родной брат, почти близнец! побольше, повместительнее, может движки помощнее да прицелы по…прицельнее))))) а так — ну вылитый предок, даже вооружение один к одному…
      вот и получилось, что идеи, в свое время новейшие и прорывные, на настоящее время выродились до абсолютной серости… может, хоть глядя на «заклятых друзей», что-то поменяется и шевелиться начнут наши бизнесмены от оборонки???

      • Трорк,ты опять спутал ваших с нашими,лучше на майдане скачи,я тебе печеньки вышлю,прямо на майдан,с надписью для тебя.

  4. Военный климат-контроль должен быть ещё и круче штатского — он очищает воздух от военных примесей.

  5. В принципе, Вы во многом правы господин Трорк.
    Тут я с вами так же соглашусь.
    Я практически полностью в этом вопросе разделяю ваше мнение.
    Единственная просьба, ну или как хотите господин Трорк , пишите более коротко, и употребляйте меньше ненужной нам лексики, больше смысла и в тему.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя