БТР «Страйкер» (Stryker) – «промежуточный» бронетранспортер (Interim Armored Vehicle, IAV) также известен как легкий бронетранспортер III (Light Armored Vehicle III, LAV III). Машина представляет собой развитие бронетранспортера «Пиранья III» швейцарской фирмы MOWAG GmbH. В октябре 2003 г. фирма MОWAG вошла в европейское отделение сухопутных боевых систем фирмы Дженерал Дайнемикс.
Разработка и производство БТР «Страйкер»
Разработку машины LAV-III вели в кооперации фирмы Дженерал Моторс Дифенс оф Кэнэда и Дженерал Дайнемикс Лэнд Комбэт Системз Дивижн в двух вариантах одновременно: бронетранспортер для перевозки пехоты (Infantry Carrier Vehicle, IFV) и мобильная система огневой поддержки (Mobil Gun System). Проектно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по бронемашине «Страйкер» IAV начались в октябре 1999 г., когда начальник штаба армии США генерал Эрик Шинсеки обнародовал изменения, вносимые в план развития армии США до 2010 г. Среди других изменений, внесенных в программу, предусматривалось формирование «средних» бригад в качестве «промежуточной» меры, такие бригады получили название Interim Brigade Combat Teams. БТР «Страйкер». IBCT – промежуточная боевая бригадная группа.
Изначально командование армии США имело намерения вооружить новой колесной боевой техникой первое подразделение в марте 2001 г. В целях удовлетворения данного намерения, разработка нового образца колесной бронемашины началось немедленно на базе уже существующего образца. Для начала был проведен мониторинг состоящих на вооружении армии США и армий других стран мира колесных бронемашины, с целью выбора «платформы» для глубокой модернизации. Поначалу перспективная колесная бронемашина именовалась Medium Armored Vehicle – среднее бронированное транспортное средство, позднее наименование изменили на IAV. «I», Interim – «промежуточная», так как бронемашина была призвана заполнить брешь между легким бронеавтомобилем HMMWV и тяжелой БМП М2 «Брэдли». Бронемашин такого класса в армии США не имелось.
В феврале 2000 г. армия США подготовила документ, в котором выдвигалось дополнительное требование к перспективной бронемашине – возможность перевозки военно-транспортным самолетом С-130 «Геркулес» в боевой конфигурации. Бронемашина могла быть как колесной, так и гусеничной, способной перевозить пехотное отделение численностью в девять человек со всем штатным вооружением и снаряжением.
Помимо бронетранспортера, как базового варианта, предусматривалась разработка специализированных вариантов: самоходного миномета, транспортера саперного отделения, носителя ПТУР, разведывательной машины, машины огневой поддержки, командно-штабной машины, машины радиохимической разведки, санитарно-эвакуационной машины. Не исключалось создание машины в варианте носителя 155-мм гаубицы.
В ноябре 2000 г. одобрили план испытаний бронемашины IAV, а 16 ноября 2000 г. с отделением Дженерал Дайнемикс Лэнд Комбэт Системз Дивижн был заключен шестилетний контракт на сумму порядка 4 млрд. долл. на поставку бронемашин LAV III для новых промежуточных боевых бригадных групп. Изначально планировалось закупить для шести боевых бригадных групп 2131 бронемашину LAV III. Заказчик отдал предпочтение колесному, а не гусеничному варианту, как в наибольшей степени удовлетворяющему выдвинутым требованиям.
Другие соискатели выгодного заказа немедленно выступили с жесточайшей критикой принятого решения, отмечая, что Пентагон фактически саботировал проведение конкурса. Протесты возымели действие – GAO (General Accounting Office, Главное Балансовое Управление) – «Счетная палата» военных программа США, наложило запрет на все работы по программе LAV III. Работы возобновились лишь в апреле 2001 г., после детальной ревизии специалистами GAO каждого пункта контракта и предыстории его заключения. Производство бронемашин планировалось организовать на трех заводах – в Эннистоуне, шт. Алабама, в Лиме, шт. Огайо, и в Лондоне, шт. Онтарио.
27 февраля 2002 г. машина получила официальное наименование «Страйкер» одновременно в честь видного военного героя Роберта Ф. Страйкера, удостоенного во Вьетнаме Медали Почета, и рядового 1-го класса Стюарта С. Страйкера, отметившегося своим беззаветным героизмом в годы Второй мировой войны. Оба военных отважно сражались и пали на поле брани.
Поставки «Страйкеров» в строевые подразделения начались в апреле 2002 г., то были бронеавтомобили производства заводов в Лондоне и Эннистоуне. 12 января 2005 г. промышленность рапортовала Республиканской партии США и лично Президенту США Дж.Бушу-младшему о постройке 1000-го бронеавтомобиля LAV III «Страйкер». Честь собрать юбилейный образец бронетехники получил трудовой коллектив предприятия в г. Эннистоун.
На вооружение трех первых сформированных боевых бригадных групп поступило порядка 800 бронеавтомобилей LAV III. В декабре 2005 г. заказчик получил две первых из 17 заказанных бронемашин радиохимической разведки местности. Первый «Страйкер» в варианте M1128 MGS армия США получила 15 мая 2006 г.
МОДИФИКАЦИИ БТР «СТРАЙКЕР»
Основными вариантами «Страйкера» являются бронетранспортер M1126 ICV и машина огневой поддержки M1128 MGS.
Существует еще восемь модификаций:
- — разведывательная машина M1127, RV
- — самоходный миномет M1129 варианта В, MCV-B
- — командно-штабная машина M1130, CV
- — машина огневой поддержки M1131, FSV
- — машина саперного отделения M1132, ESV
- — санитарно-эвакуационная машина М1133, ESV
- — носитель ПТУР М1134, М1134
- — машина радиохимической разведки M1135, NBSRV.
Все варианты унифицированы по шасси и силовой установке на 85%, что упрощает эксплуатацию парка «Страйкеров» в строевых частях.
Бронетранспортер М1126 «Страйкер»
БТР M1126 «Страйкер» представляет собой бронетранспортер для перевозки пехоты, ICV — Infantry Carrier Vehicle. Помимо двух человек штатного экипажа бронетранспортер способен перевозить отделение пехоты численностью в девять человек, хотя грузопассажирский отсек машины рассчитан на перевозку 11 человек.
Бронетранспортер M1126 «Страйкер» является основным видом бронетехники боевой бригадной группы, на вооружении одной группы состоит в соответствии со штатом 127 таких бронемашин.
Бронезащита
Корпус бронетранспортера сварен из листов закаленной броневой стали марки 160. Бронирование также состоит из кевлара и керамико-композитных материалов. Броня выдерживает прямые попадания пуль калибра до 14,5 мм, осколков бомб и снарядов. В случае оснащения бронетранспортера динамической броней германской фирмы IBD/Дейзенрот Инжиниринг машина соответствует IV уровню защищенности по STANAG-4569. В то же время бронезащита машины «Страйкер» IAV легко пробивалась выстрелами из ручных противотанковых гранатометов РПГ-7, которые очень широко применяли в Ираке всяческие незаконные вооруженные формирования (так называемые «инсургенты»).
Эффективная дальность стрельбы из РПГ-7 составляет 500 м, стандартная граната РПГ-7 с кумулятивной боевой частью пробивает стальную броню на дистанциях до 400 м. Часто РПГ-7 комплектуются выстрелами с тандемными боевыми частями, для которых не является препятствием даже динамическая зашита.
Все «Страйкеры», направленные в Ирак для участия в операции «Ираки Фридом» были оснащены комплектами дополнительной брони, призванными нейтрализовать угрозу со стороны РПГ. Комплект реечной бронезащиты устанавливался по периметру корпуса бронеавтомобиля, в результате чего машина смотрелась как клетка. Рейки брони провоцировали детонацию выстрелов РПГ до их соприкосновения с корпусом машины, тем самым значительно снижая поражающее воздействие боеприпасов. Применение такой брони являлось исключительно временной, промежуточной, мерой, поскольку для разработки мер противодействия РПГ отвели всего девять месяцев. Масса комплекта реечной брони «Слэт» производства фирмы Дженерал Дайнемикс для бронетранспортера «Страйкер» составляет 2200 кг. Контракт на сумму 5,9 млн. долл, предусматривающий оснащение всех бронетранспортеров одной боевой бригадной группы реечной броней, был подписан с фирмой Дженерал Дайнемикс в мае 2006 г.
После установки реечной брони бронетранспортер по ширине не влезает в чрево военно-транспортного самолета С-130. Кроме того, комплект брони «Слэт» затрудняет маневрирование бронетранспортера, особенно на пересеченной местности и в урбанизированных территориях. На характеристиках машины также негативно отразился возросший после установки накладной брони вес. В марте 2005 г. с отделением сухопутных систем фирмы ВАЕ Системз был заключен контракт на разработку и производство комплектов динамической защиты для 289 бронетранспортеров «Страйкер». Заказ был выполнен в период с сентября 2005 г. по октябрь 2006 г. В феврале 2006 г. первый «Страйкер», оснащенный комплектом динамической защиты, был принят заказчиком. Комплект динамической защиты бронетранспортера весит 3100 кг.
Двигатель и ходовая часть
Подобно машине «Страйкер» IAV, бронетранспортер M1126 «Страйкер» представляет собой полноприводную четырехосную восьмиколесную бронированную машину. На бронеавтомобиле установлен 6-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения «Катерпиллер» 3126 16 JP8 с электронным инжектором. Дизель позволяет развивать бронетранспортеру массой 18,3 т по шоссе максимальную скорость 101 км/ч. Такие дизели мощностью 350 л.с. при 2500 об/мин ставятся также на средние 5-тонные тактические грузовики. При необходимости бронетранспортер под дизелем способен ехать очень медленно – со скоростью всего 2,5 км/ ч. Могучий дизель установлен в моторном отсеке, который находится в передней правой части машины. Двигатель связан с автоматической трансмиссией «Аллисон» MD-3066Р (шесть передач переднего хода и одна заднего).
Также в состав силовой установки «Страйкера» входит двухскоростная распределительная коробка и четыре автоматических дифференциала, которые могут управляться и вручную. Правее двигателя смонтирована система климат-контроля. Поначалу климат-контроль на «Страйкерах» не ставился, но эксплуатация машин в Ираке выявила острую необходимость в кондиционерах – американские военные узнали, что в Ираке бывает жарко не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова (несколько машин, отправленных в Ирак поначалу, были снабжены системами подогрева двигателей при запусках в сильные морозы, установленными вместо кондиционеров).
Два топливных бака находятся по бортам в задней части корпуса. Запас хода при скорости движения 64 км/ч составляет 450 км. Баки расположены вне бронекорпуса, поэтому легко повреждаются пулями и осколками. Подвеска колес – гидропневматическая, в ее состав входит система регулировки высоты машины, которая работает на азоте. Резервуар с азотом размещен под полом перехода из отделения управления в боевое отделение. Гидропневматическая подвеска обеспечивает устойчивость машины и комфортные условия для экипажа с десантом при движении даже по очень сильно пересеченной местности и по всем типам грунтов. В состав гидросистемы входят также гидравлические амортизаторы. Колеса состоят из дисков «Хатчинсон» 20×8,5 дюйма и армированных шин «Мишлен» XML 12.00 R20. Клиренс 51 см.
На спущенных пневматиках машина может проехать до 40 км со скоростью 48 км/ ч. Гидропневматические тормоза установлены на всех восьми колесах, три последних оси снабжены системой ABS. Для улучшения проходимости по мягким фунтам, бронеавтомобиль снабжен централизованной системой регулирования давления воздуха в пневматиках. «Страйкер» способен преодолевать вертикальные препятствия высотой до 60 см и 60-градусные уклоны. Даже траншея шириной 200 см не является препятствием для этой исключительно проходимой машины! «Страйкер», в отличие от броневика LAV III, не является амфибией, но преодолевает по дну водные преграды с глубинами до 130 см. Рулевая система снабжена гидроусилителем. Поворотным сделаны колеса двух передних осей. Минимальный радиус разворота машины – 16 м.
Рабочие места экипажа и архитектура C4ISR
Место водителя является по хорошему модерновым, оно расположено левее продольной оси машины. В крыше корпуса над местом водителя устроен большой люк, в крышке которого смонтированы три перископических наблюдательных прибора М17Е4. В открытом положении люк фиксируется в одной из пяти позиций на выбор. Изнутри и снаружи люк запирается на замок. Из отделения управления в боевое отделение ведет узкий туннель. Обычно, туннель бывает завален всяким исключительно ценным имуществом, из-за чего доступ из отделения управления в боевое отделение и наоборот сильно затруднен, чтобы не сказать невозможен.
Рабочее место командира бронетранспортера.
Часто в туннеле размещают два ПТУР «Джавелин». Комфортабельное кресло водителя снабжено четырьмя эргономичными привязными ремнями. Непосредственно перед креслом, впереди руля, установлен дисплей Райтеон AN/VAS-5 DVE (Driver’s Vision Enhancer). Дисплей является выходным устройством пассивной инфракрасной системы ночного видения, которой оснащены многие образцы техники армии США. Данная система позволяет водителю уверенно управлять бронетранспортером в условиях ограниченной видимости, в том числе – ночью и в условиях постановки дымовой завесы. Датчики системы DVE установлены на броне правее люка водителя. Изображение от системы DVE транслируется на два дисплея.
Помимо водителя, дисплеи установлены у командира отделения пехоты в боевом отделении. Левее кресла водителя находится приборная панель со спидометром, тахометром, часами, указателем давления в топливной и маслосистемах, блоками управления систем пожаротушения и климат-контроля, централизованной системы регулировки давления в пневматиках, выключатели светотехнических устройств.
За приборной панелью, на стенке туннеля установлены органы управления автоматического детектора химических реагентов. Правее кресла находятся внутренне переговорное устройство и съемная панель доступа к двигателю. Кресло водителя сделано регулируемым по высоте. По росту шофера также подгоняются педали и рулевая колонка.
Место командира находится сразу за двигателем в правой части корпуса. В крыше над командирском местом устроен люк, в крышку которого вмонтировано аж семь перископических наблюдательных приборов М17Е4, в сумме дающих наблюдателю почти круговой обзор. По центру крыши корпуса, непосредственно перед командирским люком, установлена дистанционно управляемая турель М151 RWS (Remote Weapon Station) фирмы Конгсберг Дифенс энд Эйроспейс.
На «Страйкере» смонтирована инновационная система C4ISR (Command, Control, Communication, Computer, Intelligence, Surveillance and Reconnaissance), интегрированная в цифровую систему управления боем F8C82 (Force XXI Battle Command Brigade and Below) уровня бригады и ниже. В систему C4ISR входят две радиостанции ASIP, датчики системы предупреждения об электромагнитном облучении, видеотерминал, навигационная аппаратура с приемником спутниковой навигационной системы. На видеотерминал выводится изображение «вид от турели М151» или от тепловизора водителя. На второй дисплей, установленный от командира, выводятся карты местности, сообщения от полученных и командиров, видеоизображения, передаваемые самолетами и вертолетами или другими средствами ведения разведки. При выводе на экран цифровой карты местности, на карте иконками помечается местонахождение своей и вражеской техники, опасные зоны вроде минных полей. Обмен информацией между «Страйкерами» и другими пользователями системы F8C82 ведется в масштабе времени, близком к реальному.
Система дистанционно управляемого вооружения М151 (RWS)
Универсальная дистанционно управляемая турель M151(RWS) Система «Конгсберг Дифенс энд Эйроспейс» М151 «Протектор» также монтируется на боевых машинах M1130 «Страйкер – CV», M1132 «Страйкер – ESV», M1135 «Страйкер – NBCRV, М1129 «Страйкер МС-В». На турели возможна установка или 40-мм автоматического гранатомета Mk19 MOD-3 или 12,7-мм пулемета М2 НВ. Дополнительно предусмотрена возможность монтажа пулемета М240В калибра 7,62 мм. Для дистанционного наведения турели используется установленный на ней тепловизор TIM фирмы «Талес Оптроник Кэнада» и телекамера VIM, снабженная зум-объективом. Встроенный лазерный дальномер определяет дистанцию до цели на удалениях до 6000 м с точностью 2,5 м.
Модуль вооружения по горизонту поворачивается на угол 360 град, по вертикали – в пределах от -20 до +55 градусов. Максимальная скорость разворота модуля составляет 60 градусов в секунду. Рабочие температуры – от — 40 до +60 градусов Цельсия. На турели смонтировано четыре блока дымовых гранатометов М6. Один блок состоит из шести 66-м гранатометов. Пуск гранат производится как коллективно, так и индивидуально. Базовый боекомплект бронетранспортера «Страйкер» состоит из 2000 патронов калибра 12,7 мм к пулемету М2 НВ или 480 гранат калибра 40 мм к гранатомету Мк19, а также из 16 66-мм дымовых гранат. Коробки с патронами или гранатами размещаются на бортах в верхней части корпуса или на крыше между люком командира и вентиляционным люком.
В 2004 г. армия США провела модернизацию системы М151 RWS до уровня блок I. Модернизированная система получила обозначение М151Е1. Первые системы М151Е1 появились на «Страйкерах», предназначенных пятой бригаде. Блок I включает замену тепловизора более совершенным ИК устройством с увеличенной дальностью действий и улучшенной разрешающей способностью; установку новой телекамеры с цветным дисплеем. Улучшена эргономика установленной у командира рукоятки управления системой М151. Увеличены размеры короба для боекомплекта, который закреплен на турели. Установлен счетчик расхода боеприпасов. В настоящее время ведутся работы по разработке системы М151 RWS блок II, которая будет оснащена стабилизатором, позволяющим вести прицельный огонь с ходу на скоростях до 40 км/ч.
Десантное отделение Десантное отделение БТР «Страйкер» Девять вооруженных до зубов воинов с полным снаряжением попадают в бронетранспортер и покидают его посредством огромной снабженной собственным приводом двери-рампы в корме корпуса машины. В рампе сделана небольшая дверца, которая открывается наружу вправо. Таким образом, дабы попасть внутрь или покинуть броневик совсем не обязательно тревожить привод рампы. По бортам десантного отделения установлены лавки, солдаты сидят на них лицом к продольной оси машины. Четверо сидят на правой лавке, пятеро – на левой.
Командир пехотного отделения занимает переднее место на левой лавке лицом вперед, параллельно командиру бронетранспортера. Над сиденьем командира десанта в крыше корпуса сделан четырехугольный люк. В крыше над десантным отделением есть еще два вентиляционных люка. Размеры люков позволяют солдату встать на лавку и просунуть голову с плечами в отверстие крыши, поражая противника огнем из личного оружия. Бить прикладом и колоть штыком, стоя на лавке, через открытый люк, однако, не очень удобно. В десантном отделении устроены крепления для разнообразных солдатских аксессуаров, от личного оружия до туалетной бумаги.
В задней части десантного отделения оставлено свободное пространство под хранение ПТУР «Джавелин», четырех очков ночного видения, запасных стволов к пулемету М240В, сухих пайков и т.п. В правом верхней углу рампы установлен обогреватель, рядом с ним – три фильтра системы защиты от оружия массового поражения. В задней части десантного отделения складируется масса других полезных предметов, как-то запасные аккумуляторные батареи, портативная радиостанция, тепловизор. Много чего помещается внутри транспортного отделения, но его объем все-таки совершенно недостаточен для размещения всех предметов, острую необходимость в который испытывает любой цивилизованный солдат, ярким представителем которого служит воин армии США.
На броне приходится возить часть личного имущества пехотинцев, запасной боекомплект, саперный инструмент, треножный станок для пулемета М240В, треножный станок для 12,7-мм пулемета или для 40-мм автоматического гранатомета, приспособления для чистки оружия, канистры под воду и топливо, маскировочную сеть, полевой телефон. Большинство из вышеперечисленных вещей размещается в специальных багажных корзинах по бортам корпуса. Дополнительные системы
Бронетранспортер «Страйкер» оснащен автоматической системой пожаротушения FM200, установленной в транспортном отделении и двух автоматических противопожарных модулей FM25 в моторном отделении. В моторном отделении установлено три оптических датчика возгорания и два огнетушителя с составом типа «Халон». Транспортное отделение хранят от пожара три баллона с «Халоном»; один установлен рядом с местом командира машины, второй – рядом с местом командира десанта, третий – закреплен на задней рампе. В транспортном отделении смонтированы четыре оптических датчика возгорания. По командам датчиков все три огнетушителя срабатывают автоматически (покуришь, а потом хлопот не оберешься). Один портативный огнетушитель закреплен рядом с местом командира бронетранспортера. Задняя рампа БТР «Страйкер» На «Страйкере» имеется вспомогательная силовая установка, размещенная в моторном отделении. Она представляет собой небольшой дизель, который работает на электрогенератор.
Бронетранспортер снабжен коллективной системой зашиты от оружия массового поражения, включающей различные датчики, «тревожную» систему и счетчик Гейгера, фильтро-вентиляционные установки. Помимо коллективной системы, в комплект штатного снаряжения машины входят индивидуальные противогазы для членов экипажа и десанта. Вентиляционная система включает два вентилятора, один для механика-водителя и один – для десанта. Машина комплектуется гидравлической лебедкой с тяговым усилием 9525 кг. Лебедка поставлена на крыше за люком механика-водителя. Скорость выбора лебедкой троса составляет примерно 6,5 м/мин. Лебедка снабжена одним тросом диаметром 16 мм. Длина гальванизированного троса составляет 46 м.
Забранный сеткой воздухозаборник прямоугольной формы расположен правее люка водителя. Обратите внимание на небольшой инспекционный лючок, который находится рядом с большим забранном сеткой отверстием для выхлопных газов двигателя. Выхлопные газы двигателя для снижения ИК сигнатуры машины охлаждаются. В задней части крыши корпуса находятся два вентиляционных одностворчатых люка прямоугольной формы. Размеры люков вполне достаточны, чтобы в них просовывались солдаты с оружием. На переднем шине – колпак вентилятора и ремни крепления имущества.
Аэротранспортабельность
Одним из ключевых элементов концепции «Страйкера» являлась возможность быстрой доставки бронемашины в любую точку Земли. Каждая боевая бригадная группа «Страйкеров» самодостаточна и обладает огневой мощью, соизмеримой с огневой мощью батальона основных боевых танков. В силу своей относительно небольшой массы, одного «Страйкера» способен перевезти транспортный самолет C-130J «Геркулес». Военно-транспортный самолет С-17 «Глоубмастер» берет на борт сразу три бронетранспортера, а С-5В «Гэлэкси» — четыре.
Некоторые модификации «Страйкера» С-130 перевозить не в состоянии в силу их значительной массы или негабаритных для «Геркулеса» размеров. Однако глобальное использование «Страйкеров» возможно в массовом порядке только в случае их перевозки «Геркулесами». Приходится готовить машины к перевозке специальным образом. К примеру, с бронетранспортера M1126 ICV перед погрузкой на С-130 снимаются дымовые гранатометы, левый багажник, антенны, модуль дистанционного вооружения и ограничители вертикального хода колес третьей оси. Эксплуатация «Страйкеров» дешевизной не отличается.
Пробег одним «Страйкером» одного километра оценивается в 7,51 долл. США с учетом амортизационных расходов (на запасные части), но без учета стоимости расходуемого топлива. Ежегодно бронетранспортеры «Страйкер» армии США наматывают по 12000-16000 км. Большей частью колесные бронемашины перемещаются по дорогам с твердым покрытием. Стоимость эксплуатации «Страйкеров» в два раза меньше стоимости эксплуатации гусеничных боевых машин пехоты М2 «Брэдли».
/По материалам modernarmy.ru/
нормальный бронетранспортер, амеры наконец созрели к широкому использованию колесной боевой (условно-боевой) техники и подошли к этому с немецкой основательностью. концептуальный аналог наших БТР-60/82, немецких «боксеров», чешских «пандуров» и еще кучи аналогов сходной конфигурации и назначения.
посовременнее наших, особо полезна, в сравнении, задняя аппарель и климат-контроль, которые на наших можно не ожидать еще лет двадцать… выскакивать по широкой аппарели за броневиком куда приятнее, чем через узкий бортовой люк, да еще, не дай боже, на простреливаемой стороне — а даже на БТР-82 до сих пор люки. религия не позволяет, что-ли??? лучше, конечно, и то, и другое, но если уж выбирать…
непонятно также, для каких целей наши БТР-ы начиная с 60-ки клепались по традиционной ТАНКОВОЙ(!?) компоновке с двиглом в задней части — чтоб геморроя побольше у десантников было??? или чтоб выстрел из того же РПГ водилу и экипаж уж наверняка, если лобовую броню пробьет? особо глупо это выглядит на фоне того, что в БМД у нас изначально был реализован как раз принцип защиты экипажа еще и двигателем в передней части — неужели на броневиках это сделать настолько сложнее (и были же БТР-152 и т.п.)??? тем более, что недавно статья тут же была про БТР-87 — и там уже аппарель в наличии? все остальное в пределах ожидаемого, БТР есть БТР, танком не станет при всем желании…
в общем — спасибо за качественный анализ. единственное, чего тут, на мой взгляд (могущий быть ошибочным!) — это полное игнорирование всех аспектов противоминной защиты. стоило бы на этом тоже задержать внимание, для БТР-а это весьма серьезная задача, и очень нужная. насколько можно судить по фотографиям и описаниям на других ресурсах, в этом броневике противоминке уделено серьезное внимание, по крайней мере, десант он возит внутри, а не на броне… в остальном — спасибо автору.
поправка — БМП! хотя и на БМД тоже, но БМП более ярко выражено! думал про ВДВ и чуток ошибся при наборе! а потом на автопилоте…
Если у них выход только с задней аппарели, то один боец при её открытии ложит там всех с одного магазина вплоть до водилы. Понимаю, что модно, но ведь это так.
А уж самого водилу в это окно без стекла, в которое он рулит, сам бох велел и при первом же шухере он же в панике и ломанётся из своей будки вперёд, т.е. если не завалил с первого разу, то со второго разу уже можно от бедра, по фашисски.
ну, рулит он по перископам и экрану, в тексте «… перед креслом, впереди руля, установлен дисплей Райтеон AN/VAS-5 DVE (Driver’s Vision Enhancer). Дисплей является выходным устройством пассивной инфракрасной системы ночного видения, которой оснащены многие образцы техники армии США. Данная система позволяет водителю уверенно управлять бронетранспортером в условиях ограниченной видимости, в том числе – ночью и в условиях постановки дымовой завесы…»(!!!), люк сверху скорее вход-выход, а не «высунуть башку и смотреть куды ехать»)))))). а в транспортном положении, в смысле, вне боевой обстановки, и наши люки распахивают)))))
а насчет аппарели… а что мешает, в этом случае, перестрелять протискивающихся, по одному, наших через боковой? второй боковой? это если первый боец вылез, его подстрелили, остальные оценили тут же, что с другой стороны безопасно, и полезли во второй люк, предварительно прикрыв первый… не, и так возможно, конечно)))) но, скорее, половину положат — пока остальные сориентируются, пока разберутся… а аппарель — она сзади, если Вы в курсе!))) так что, для «…один боец при её открытии ложит там всех с одного магазина …» этот броневик надо окружить, после чего громко кричать «Трамп капут! Амер, сдавайс!», а когда не поймут и полезут — вот тогда и…!!!!!
в обычных боевых ситуациях бэтр высаживает десант до или на самой линии боевого контакта, так что с тылу стрелять просто некому. а вот спереди пули летят, в том числе и вдоль корпуса машины, вполне попадая в высаживающихся сбоку или сверху пехотинцев. нет, никто не спорит, и шальной снаряд может позади машины рвануть и всех оптом… но, это именно ШАЛЬНОЙ снаряд будет, случайный. с тем же успехом можно рассуждать о случайно попавшей в любой другой, в том числе и наш, БТР, авиационной бомбе в сотку кг и распылившей на осколки не только ЛС, но и саму машину. ну, и пожаловаться на отсутствие противобомбовой защиты, конечно…
при прочих же равных задняя высадка безопаснее, это объективный факт. напомню еще раз, наша БМД любого типа, машина для ведения боевых действий и поддержки в бою пехоты — где там высадочные люки??? или — на нашей правильно, на ихней фу-у-у-у?! так это уже глупость, маразмом отдающая… хотя, повторюсь, не спорю — лучше, когда и то, и то! кстати, судя по фото №1,3,7,8 на «страйкере» есть и что-то вроде бокового люка, скорее эвакуационного, чем штатного посадочного, и верхние люки тоже в ассортименте)))) но — вот же «…ту-у-у-упы-ы-ы-е-е-е-…», предпочитают почему-то не вверх выпрыгивать, ну, чтоб сзади их не «…с одного магазина…», а все ж через аппарель!))))) странно, верно?!)))))))
Комментарий удален.
Наши бтр кроме как консервной банкой иначе не назвать, противоминной защиты нет, двигатель сзади, люки для высадки сбоку…. Полная жо*а
Комментарий из жо*ы.
вообще-то, не то, чтоб совсем банки… для своего времени были вполне нормальными машинами, на уровне лучших образцов. в смысле, в 50-е и до начала 70-х. другое дело, что с тех же 60-х они все такими же и остались — толь по бедности, толь по дурости и лени, а толь благодаря системным проблемам социалистической промышленности, при которых однажды удачную, а то и просто запущенную в производство и хорошо отработанную машину клепали до упора, аж пока оно уже с конвейера выезжая, раритетом смотрелось… причем это в любой области, от трусов/носков и до автотехники. «жигули» вспомнить, всю линейку…
новое делать — это пробовать и ошибаться, напрягаться, отвечать за неудачи, в конце концов! ведь и проще можно: форму фар поменять, полосочку на боку приделать — вот вам и новая модель))). а за неделание не накажут, вал гони да план давай, и будешь заслуженный и уважаемый работник… и эта болячка и сейчас во всей красе — АК-12 вспомните!((((((
вот и с БТР-ами произошла та же фигня. чем, по факту, БТР-60 отличается от БТР-80? последний побольше, да бортовые люки врезали между колесами. и все — компоновка, форма корпуса, технологические решения и общие боевые возможности(!) все те же! даже БТР-82 — все та же платформа БТР-60, с ее плюсами и минусами, по меньшей мере концептуально даже не потомок, а прям родной брат, почти близнец! побольше, повместительнее, может движки помощнее да прицелы по…прицельнее))))) а так — ну вылитый предок, даже вооружение один к одному…
вот и получилось, что идеи, в свое время новейшие и прорывные, на настоящее время выродились до абсолютной серости… может, хоть глядя на «заклятых друзей», что-то поменяется и шевелиться начнут наши бизнесмены от оборонки???
Трорк,ты опять спутал ваших с нашими,лучше на майдане скачи,я тебе печеньки вышлю,прямо на майдан,с надписью для тебя.
отдыхай, срульчик! не перенапрягайся! кувыркайся, онаним!)))
Военный климат-контроль должен быть ещё и круче штатского — он очищает воздух от военных примесей.
Нянковский,ты свои штаны попробуй постирать.
В принципе, Вы во многом правы господин Трорк.
Тут я с вами так же соглашусь.
Я практически полностью в этом вопросе разделяю ваше мнение.
Единственная просьба, ну или как хотите господин Трорк , пишите более коротко, и употребляйте меньше ненужной нам лексики, больше смысла и в тему.