Колесные самоходные артиллерийские системы обеспечивают множество преимуществ рачительным армиям мира, способствуя, в том числе, и повышению их оперативной мобильности
Самоходная артиллерия обеспечивает значительные тактические преимущества в отличие от буксируемых пушек. Эти системы лучше приспособлены к действиям в одних боевых порядках с маневренными наземными силами, могут быть введены в бой быстрее, способны перевозить комплекты готовых боеприпасов, и, наконец, им проще избежать контрбатарейного огня.
Впрочем, большая часть самоходной артиллерии базируется на гусеничных шасси, имеющих свои недостатки, среди которых большая масса, повышенный уровень сложности обслуживания и более сложная логистика. Следовательно, преимущества буксируемой колесной артиллерии заключаются в ее относительно простой конструкции и, как следствие, в меньшем объеме обслуживания и лучшей оперативной и стратегической мобильности. Лучшая мобильность является результатом меньшей массы, что позволяет использовать менее развитую дорожную сеть, мосты меньшей грузоподъемности и осуществлять транспортировку самолетами и вертолетами. Концепция колесной самоходной артиллерии призвана исключить один или более недостатков гусеничных конструкций.
Первые колесные зенитные самоходные установки начали устанавливаться на грузовики в Первую мировую войну. Интересно что применение самоходной гаубичной артиллерии произошло во Вторую мировую войну, когда 75-мм гаубицы стали устанавливать на полугусеничные машины. Впоследствии пушки стали устанавливаться на модифицированные танковые шасси. Весь послевоенный период акцент делался на гусеничные платформы. Хотя для некоторых армий более привлекательной выглядела идея иметь самоходную пушку, которая была бы менее дорогой при покупке, в эксплуатации и обслуживании. Как результат, ряд армий и компаний начали пристальнее изучать возможности колесных решений.
Системы на автомобильном шасси
Первая колесная самоходная гаубица (СГ) была разработана в Южной Африке. G-6 Rhino, впервые развернутая в 1988 году, имела бронированное шестиколесное шасси с защитой экипажа от мин и взрывов, позволявшее проходить большие расстояния на скорости до 70 км/ч. 155-мм гаубица G-5 была разработана компанией Denel, а инновационное шасси компанией Land Systems OMC. Новая гаубица G-6/52 имеет максимальную дальнобойность 67 км, может вести огонь высокоточными снарядами Excalibur и отстреливать до шести снарядов в режиме MRSI («Шквал огня» — режим стрельбы, когда несколько снарядов, выпущенных из одного орудия под разными углами, одновременно достигают цели). СГ G-6 стоит на вооружении армий Омана, Южной Африки и ОАЭ.
Чешская артиллерийская система Dana (фото ниже) схожа по концепции с G-6 в том, что ее 152-мм гаубица, как и у большинства гусеничных самоходных платформ, установлена в башне. Впрочем, башня в этом случае установлена на шасси грузового автомобиля Tatra 813 8×8. Пушка с автоматом заряжания имеет скорострельность три выстрела в минуту. Перед стрельбой автоматически откидываются боковые упоры. В 1998 году был представлен вариант Dana с 155-мм пушкой, стреляющей боеприпасами стандарта НАТО, получивший обозначение М2000 Zuzana. Эти системы стоят на вооружении Кипра, Чешской республики, Грузии, Ливии, Польши и Словакии. Они принимали участие в российско-грузинском конфликте 2008 года, а также входили в состав польского контингента многонациональных сил в Афганистане.
Военный технический институт в Белграде спроектировал в 1984 году 152-мм гаубицу NORA B-52, рассчитывая на потребности своей армии и экспортный потенциал. Позднее институт выпустил ее модификацию с пушкой 155-мм с длиной ствола 52 калибра. Артиллерийская часть установлена на грузовой платформе FAP 8×8, в автомате заряжания размещается 36 выстрелов.
Было разработано шесть вариантов, отличающихся кожухом орудия (полностью или частично закрытый ствол), элементами управления огнем и уровнями защиты. Доступны боеприпасы разных типов с дальностью от 32 до 56 км; максимальная дальность достигается снарядом ERFB RA/BB (extended range full bore/base bleed — снаряд повышенной дальности с донным выдуванием). Вторая модель массой 25 тонн хорошо подходит для районов с мостами и дорогами малой грузоподъемности. Она была заказана и развернута армиями Бангладеш, Кении, Мьянмы и Сербии.
Платформа для самоходной гаубицы (СГ) Archer от компании BAE Bofors представляет собой адаптацию сочлененного тягача A30D (колесная формула 6×6) известной коммерческой машины Volvo. Тягач укомплектован экипажем, размещенным в бронированной кабине над передними колесами. 155-мм гаубица с длиной ствола 52 калибра с магазинным заряжанием размещается на задней платформе модуле. Н сегодняшний день эта гаубица, разработанная в рамках совместного шведско-норвежского проекта, стоит на вооружении только шведской армии.
В состав комплекса входит транспортно-заряжающая машина также на базе шасси A30D. Гаубица может занять позицию, через 30 секунд открыть огонь и отстрелять 8-9 выстрелов в минуту по разным целям или по одной цели в режиме MRSI, при этом расчету нет необходимости выходить из кабины. При стрельбе обычными снарядами дальнобойность орудия составляет 30 км, а снарядом Excalibur — 60 км.
Быстрое развертывание
По словам руководителя проекта по СГ CAESAR в компании Nexter Бенджамина Готье, разработка была обусловлена «пониманием необходимости в самоходной артиллерийской системе, которая могла бы развертываться экспедиционными войсками по воздуху, включая широко распространенный военно-транспортный самолет С-130 Hercules». Поэтому максимальная масса системы не должна была превышать 18 тонн. В СГ CAESAR пушка 155 мм/52 калибров устанавливается на уникальной платформе в задней части тактического грузовика Renault Sherpa или Unimog.
Платформа 6×6 имеет встроенные опоры для стабилизации, которые управляются дистанционно. «Это в комбинации с инерциальным/GPS позиционированием, цифровой системой управления огнем и механизированным заряжанием позволяет системе остановиться, открыть огонь и сняться с позиции через 100 секунд, — пояснил Готье. — Подобное решение позволяет гарантировать то, что пушка и расчет не будут накрыты контрбатарейным огнем». Пушка имеет дальнобойность 42 км и скорострельность 4-6 выстрелов/мин.
СГ CAESAR успела повоевать в составе французских сил в Афганистане, Мали и иракском Мосуле, а также в таиландской армии в приграничных конфликтах с Камбоджой. Эта артиллерийская система заказана также Индонезией, Ливаном и Саудовской Аравией. В 2015 году компания Nexter показал вариант массой 30 тонн на шасси Tatra 8×8, который в 2017 году был выбран датской армией. Компания показал также эту систему, установленную на грузовой автомобиль Super Stallion 6×6 от Ashok Leyland с прицелом на потребности индийской армии.
Подобный подход был использован при создании израильской компанией Soltam своей системы ATMOS 2000 (Autonomous Truck Mounted Howitzer System –автономная, установленная на грузовик гаубичная система). В зависимости от предпочтений заказчика орудийная система калибра 155 мм имеет длину ствола 39 или 52 калибра, а также гидравлический/гидропневматический механизм отката. Наведение пушки осуществляется при помощи гидравлики, а управление огнем полностью автоматизировано. Расчет гаубицы состоит из пяти человек, который способен выпустить 5 выстрелов/мин или очередь из трех снарядов за 15 секунд. После остановки гаубица готова к стрельбе через 90 секунд. Компания Soltam стремилась предоставить артиллерийскую систему, которая могла бы устанавливаться на любую платформу 6×6 по выбору оператора. Гаубица стоит на вооружении армий Азербайджана, Камеруна, Таиланда и Уганды.
Польская армия провела конкурс по колесной СГ, по результатам которого была выбрана система ATMOS. Планируется что производство гаубицы под обозначением Kryl, базирующейся на шасси грузового автомобиля Jelcz-663 6×6 начнется в 2017 году в Польше на заводе Huta Stalowa Wola. Общая потребность польской армии составляет 170 таких систем.
Китайская корпорация Norinco также разработала пушку на шасси грузовика, которая, по всей видимости, предназначена для экспортного рынка. Гаубица под обозначением SH-1 представляет собой 155-мм орудие (калибр не используется китайской армией), установленное на шасси грузового автомобиля Wanshan WS5252 6×6. Ее бронированная кабина защищает от пуль и осколков. Гаубица SH-1, впервые представленная в 2007 году, была куплена Пакистаном и по некоторым сообщениям Мьянмой.
Средние варианты
Хотя большая часть разработок колесных и гусеничных артиллерийских систем была сосредоточена вокруг более мощных и дальнобойных 152-мм и 155-мм пушек, всё же ряд инициатив был направлен на более легкие гаубичные системы. Американских 105-мм и в особенности советских 122-мм гаубиц за все годы производства было выпущено огромное количество, в буксируемых конфигурациях эти пушки широко развернуты по всему миру. Здесь напрашивается простое решение — взять это вооружение и установить его на грузовик. Оно позволит получить множество тактических преимуществ для большинства задач, в том числе лучшую мобильность и ускоренное развертывание без увеличения объема материально-технического снабжения и обслуживания. Впрочем, развертывание большей части этих гаубиц возможно лишь тяжелыми транспортными вертолетами.
Южнокорейская артиллерийская система EVO-105 от компании Samsung Techwin (видео с русскими субтитрами)
В 2011 году компания Samsung Techwin (в настоящее время Hanwha Techwin) показала свою СГ EVO-105, которая «получилась» в результате установки ствола, механизма отката и казенной части от буксируемой пушки М101 на пятитонный грузовик Kia KM500 6×6. Он сохранила дальнобойность 11,3 км и скорострельность 10 выстрелов/мин, но способна занять позицию и стрелять в четыре раза быстрее буксируемой пушки. Южнокорейская армия, заказавшая систему EVO-105, получит свои первые пушки в 2017 году. Потенциально может быть развернуто порядка 800 систем.
Иорданское предприятие King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB) разработало свою собственную самоходную артиллерийскую систему боевой массой 11,5 тонн, состоящую из 105-мм гаубицы М102 и войскового грузовика 4×4 (фото ниже). Электрогидравлическое наведение позволяет сократить расчет до трех человек (плюс водитель), тогда как боекомплект из 36 снарядов дает возможность вести кратковременный огонь со сменой огневой позиции.
Иорданская армия уже имеет на вооружении 18 мобильных артиллерийских систем разработки компании RDM Technology, представляющие собой 105-мм пушку М101 на вездеходном шасси DAF 4×4. Подобным же образом с пушкой М101 поступил вьетнамский департамент обороны в 2015 году. Скорее всего, эти орудия были взяты с буксируемых систем, ранее поставленных США южновьетнамской армии.
С целью повышения мобильности своей артиллерии кубинская армия берет свои старые пушки и силами местных предприятий устанавливает их на различные грузовики. Например, СГ Jupiter III представляет собой сочетание советской 122-мм гаубицы Д-30 с войсковым грузовиком КрАЗ-255Б 6×6. Гаубица с максимальной дальнобойностью 15 км перевозит полный комплект снарядов. Куба также имеет на вооружении системы Jupiter IV и Jupiter V. СГ Jupiter IV — это советская 122-мм пушка еще времен Второй мировой войны М1931/37 (А-19) на глубоко доработанном шасси КрАЗ 6×6. Jupiter V — это 130-мм полевая пушка на этом же шасси. Впервые эти системы были показаны в 2006 году и пока остаются на вооружении кубинцев.
Китай также разработал устанавливаемые на грузовики гаубицы калибра 122 мм, впервые показанные на турецкой выставке IDEF 2007. Модель SH-2 была разработана корпорацией Norinco и использует 122-м российскую Д-30 или китайскую гаубицу PL96. Орудие монтируется на шасси 6×6 за бронированной кабиной.
Расчет составляет 4-5 человек, а в боекомплект входит 24 готовых выстрела; система после завершения стрельбы может покинуть позицию через две минуты. SH-2 предлагается с новейшей технологией наведения, включая компьютеризированную СУО, навигацию и позиционирование по GPS, системы прицеливания и связи. Хотя нет свидетельств того, что SH-2 поступила на вооружение китайской армии, по крайней мере, по сообщениям, одна из африканских стран, Гана, приобрела эти гаубицы.
Вьетнамские и иорданские прототипы демонстрируют еще несколько преимуществ устанавливаемой на грузовик легкой гаубицы: она может быть разработана, изготовлена и обслужена за минимальную стоимость и для этого не требуется сложных производственных мощностей. В частности калибры 105 мм и 122 мм могли бы стать самоходной артиллерией для «бедняка». Однако, было бы ошибкой рассматривать подобное решение исключительно как средство избавления от устаревшего хлама, ведь оно также имеет уникальную тактическую и оперативную ценность.
Эта концепция способна удовлетворить потребности воздушно-десантных и доставляемых вертолетами специальных сил в средствах тактической мобильности на земле после доставки этих сил в район выброски или высадки. Легкие буксируемые гаубицы используют воздушно-десантные и воздушно-штурмовые подразделения, поскольку их проще перебросить по воздуху. Для доставки в заданный район они подвешиваются под вертолетами различных моделей или и сбрасываются с самолета на парашютах. Впрочем, после доставки на место огонь может вестись основном с позиции приземления или вблизи нее, по крайней мере, до тех пор, пока туда не будет доставлен буксир. Перемещение этих пушек весьма затруднительно и они очень уязвимы перед контрбатарейным огнем.
Компания AM General, разработчик легкого бронеавтомобиля HMMWV, разработала решение, в котором сочетается подвижность ее проверенной в самых жестких условиях машины HMMWV с огневой мощью американской же 105-мм гаубицы. Проект Hawkeye впервые был показан на выставке AUSA в октябре 2016 года. Система вооружения массой 1100 кг может перевозиться различными средними вертолетами или военно-транспортными самолетами.
Пушка может начать стрелять через минуту 47 секунд после занятия позиции. Это стало возможным за счет полностью автоматических опор, гибридного механизма отката, встроенной системы позиционирования и компьютерного управления огнем. Она может вращаться на все 360° и вести огонь всеми типами 105-мм снарядов, включая осколочно-фугасный, осветительный и дымовой.
Таким образом, система Hawkeye предлагает тактическую мобильность и оперативность, несравнимые с буксируемыми орудиями. Это очень важно на данный момент, поскольку ряд армий стремится к обеспечению своей легкой пехоты собственными легкими транспортными средствами. Развертывание Hawkeye позволило бы держать пушки в одних боевых порядках с моторизованной легкой пехотой и таким образом быстро прикрыть ее огнем непрямой наводкой.
Двигаясь дальше
Очевидно, что мобильная артиллерия на колесных платформах принимает самые разные формы, от колесных замен тяжелых гусеничных СГ до систем, оптимизированных для экспедиционного развертывания, и просто более мобильных альтернатив буксируемым пушкам. В первой категории развитие технологий систем подвески позволило таким системам, как чешские Dana и Zuzana, предложить на большинстве типов местности мобильность, эквивалентную их гусеничным аналогам. Фактически это продемонстрировала южноафриканская СГ G-6 в реальных боевых операциях. Ее способность без чрезмерного износа (свойственного гусеничным платформам) по дорогам и бездорожью пройти 70-100 км является несомненным преимуществом.
Прогресс в навигации, управлении огнем, средствах связи и электронике, а также автоматизация наведения орудия и заряжания, выравнивают позиции колесных и гусеничных платформ касательно характеристик стрельбы. Например, время подготовки к стрельбе, точность и скорострельность колесной гаубицы Archer совпадают с соответствующими параметрами новой продвинутой гусеничной гаубицы PzH 2000 (фото ниже). Колесные варианты дают преимущества, заключающиеся в сокращенном обслуживании и уменьшенном износе по сравнению с гусеничными системами.
Преимущества колесной самоходной артиллерии особо проявляются при оперативном и стратегическом развертывании. Их проще транспортировать, особенно самолетами, они занимают меньше места по сравнению с буксируемыми пушками и их тягачами. Кроме того, они более маневренны, быстрее готовы к открытию огня и более живучи, поскольку снимаются с позиции гораздо быстрее. Озабоченности, связанные с отсутствием защиты экипажа в первых системах, снимаются за счет усиленного бронирования кабин, например, это было реализовано на платформе CAESAR датской армии. Ставка на цифровое управление огнем, механизированные наведение и обработку снарядов также позволяет сократить численность экипажа и выполнять огневые задачи меньшим количеством орудий. Все эти качества неоценимы при развертывании боевых сил.
Можно ли ожидать расцвета концепции колесных артиллерийских систем? Это сложно предсказать. Многие армии, включая американскую, имеют на вооружении большое количество гусеничных систем и для них модернизация может оказаться более экономичным решением по сравнению с заменой. Впрочем, для тех, кто развертывает самоходные системы вооружения с целью замены или дополнения буксируемых пушек, колесные или гусеничные гаубицы предлагают множество преимуществ, включая более низкие начальные и эксплуатационные затраты. В связи с этим на позиции буксируемых пушек могут все чаще вставать колесные самоходные артиллерийские системы.
/Alex Alexeev, topwar.ru/