В наши дни, когда бронетранспортеры и боевые машины пехоты стремятся мигрировать на платформы 6×6 и 8×8, а тенденции повышения уровней защиты у БТР и огневого могущества у БМП способствуют увеличению их массы, платформы 4×4 все еще популярны в качестве разведывательных машин, транспортеров вооружения или легких бронетранспортеров. Рассмотрим машины с колесной формулой 4×4, чья масса может значительно варьироваться в зависимости от назначения.
В начале шкалы мы определенно увидим машины связи и разведки, массой, как правило, менее 10 тонн, тогда как между 10 и 15 тоннами мы, скорее всего, обнаружим защищенные транспортеры, чья грузоподъемность обратно пропорциональна их уровню защиты. Не всем странам необходимы платформы с защитой, соответствующая четвертому уровню STANAG 4569, в которых большая часть полезной грузоподъемности уходит на комплекты бронирования. При низком уровне угроз грузоподъемность имеет тенденцию к росту, поскольку меньше массы уходит на прозрачную и непрозрачную защиту.
Австралийский бронеавтомобиль нового поколения Hawkei разработки компании Thales Australia
Что касается программ закупок, то некоторые европейские страны в ближайшем будущем намерены приобретать легкие бронированные машины 4×4. Датское агентство оборонных закупок объявило в начале 2016 года, что были отобраны пять потенциальных поставщиков новой патрульной машины для датской армии. Это явно будет более тяжелая машина по сравнению с эксплуатируемой в настоящее время бронемашиной Eagle IV; Дания была одним из первых заказчиков оригинальной машины Eagle. По данным агентства, претендентами будут Foxhound (британский вариант Ocelot) и Eagle V, предлагаемые компаниями GDLS-FPE и GDELS, Aravis от компании Nexter, M-ATV и L-ATV от Oshkosh Defense, а также бронеавтомобили Cobra и Cobra II от турецкой Otokar.
Пять других компаний были отобраны для конкурса по машине MultiRole Vehicle — Protected (MRV-P) Group 2 для британской армии. На него подали заявки BAE Systems Land (UK) и GDLS UK со своей бронемашиной Eagle 6×6, Mercedes Benz и Rheinmetall Vehicle Systems со своей Survivor-R и Thales со своей машиной Bushmaster. Первоначальный контракт для Дании предусматривает поставку всего 36 машин, хотя в последний момент могут появиться и дополнительные контракты, тогда как британские потребности составляют около 180 платформ, которые будут эксплуатироваться в качестве транспортера личного состава и санитарной машины.
Другие страны, например Франция, также посматривают на «легкое» решение 4×4 с целью завершения обновления своего парка бронетехники, в то время как Италия намерена заменить свои бронеавтомобили Lince более новым вариантом. Какой будет идущая на смену БРДМ-2 польской армии платформа, в конфигурации 4×4 или 6×6, пока еще не известно. На проект по новой машине LOTR (Lekki Opancerzony Transporter Rozpoznania — легкий разведывательный бронетранспортер) выстраиваются многочисленные претенденты, ведь на кону может быть заказ на 200 машин, при этом на данный момент платформа в конфигурации 6×6 считается предпочтительным выбором.
В Соединенных Штатах масштабная программа по бронеавтомобилю JLTV может в будущем получить экспортное ответвление. Бразилии необходимы 350 легких бронемашин, другие страны Латинской Америки также присматриваются к машинам этого класса. Не говоря уже о ненасытных рынках Ближнего и Дальнего Востока.
При потребности американских вооруженных сил почти в 50000 машин в предстоящие годы несомненно будет налажено массовое производство легких бронеавтомобилей JLTV
Давайте познакомимся с миром легких бронированных машин, начав с того, что в предстоящие годы будет действительно самой крупной программой. В сегменте с меньшей массой самой заметной платформой является, конечно же, легкий тактический автомобиль JLTV (Joint Light Tactical Vehicle), который частично заменит парк бронеавтомобилей HMMWV. По итогам конкурса, в котором участвовали три команды — AM General, Lockheed Martin Corporation и Oshkosh Corporation, — в августе 2015 года была выбрана компания Oshkosh. По контракту на начальное производство она получила 6,7 миллиарда долларов на изготовление для армии и морской пехоты первой партии в количестве 16901 машина.
Директор финансового управления сухопутных сил Томас Холандер по этому поводу заметил: «Бронеавтомобиль JLTV остается центральной частью стратегии армии по модернизации парка тактических колесных машин, к 2041 году он составит приблизительно треть парка легких машин. В 2017 финансовом году предусмотрена закупка на 800 машин больше по сравнению с 2016 годом, когда было куплено менее 700 машин».
Проект JLTV, в значительной степени базирующийся на платформе L-ATV (Light combat tactical-All Terrain Vehicle – лёгкий тактический внедорожный автомобиль), включает многочисленные решения по защите и мобильности, разработанные компанией Oshkosh для своих машин. По данным армейских источников, «JLTV имеет защиту днища и бортов такую же, как у машины Oshkosh M-ATV, относящейся к категории MRAP (с повышенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств), но при этом на две трети ее легче; кроме того, имеет большую грузоподъемность и более высокую надежность по сравнению с Humvee».
Автомобиль JLTV оборудован интеллектуальной независимой подвеской TAK-4i разработки компании Oshkosh, которая обеспечивает ход колеса 508 мм, что позволяет повысить скорость на 70% по сравнению с другими тактическими колесными машинами. Одним нажатием кнопки на приборном щитке адаптируемая подвеска увеличивает или уменьшает дорожный просвет в зависимости от преодолеваемой местности и позволяет самовыравниваться на поперечных и продольных склонах во время стоянки. На JLTV была установлена система защиты экипажа Core1080, разработанная на основе комплексного подхода к проектированию и испытаниям, который позволил продемонстрировать ее возможности по повышению живучести проверенных в боевых условиях машин.
По сравнению с 4,5-тонным бронированным М1114 Humvee, имеющим второй уровень защиты в соответствии с STANAG 4569, уровень защиты бронеавтомобиля JLTV превышает третий. Машина имеет базовую броню, на которую с целью достижения желаемого уровня защиты могут навешиваться дополнительные комплекты, что позволяет проводить модернизации в будущем. Силовой блок JLTV базируется на турбированном дизельном двигателе Banks 866T объемом 6,6 литра (базируется на конструкции двигателя General Motors Duramax), соединенном с трансмиссией Allison. На данный момент выходная мощность не раскрывается, но несомненно она обеспечивает максимально высокую маневренность. Oshkosh Defense готова установить свой гибридный дизель-электрический силовой блок ProPulse, если военные примут решение перейти на него. Впрочем, на данный момент принято, как мы видим, традиционное решение на основе дизельного двигателя.
По итогам последних изменений в программе закупаются два варианта: CTV (Combat Tactical Vehicle), который может перевозить четырех человек и груз 1,5 тонны, и CSV (Combat Support Vehicle), который может перевозить двух человек и груз 2,3 тонны, собственная масса обоих вариантов составляет менее 6350 кг. Что касается вооружения, на большей части машин будет устанавливаться либо модуль вооружения Crows II с 12,7-мм пулеметом, либо этот же пулемет в защищенной турельной установке.
Задняя независимая подвеска TAK-4 IRS разработки компании Oshkosh
Бронеавтомобиль JLTV, оборудованный модулем вооружения с 30-мм пушкой М230 LF от Orbital АТК.
Потребности армии, объявленные в 2014 году, предусматривают закупку 49099 машин, тогда как Корпус морской пехоты (КМП) хочет получить 5500 автомобилей JLTV; эти цифры пока остаются в силе. Финальные поставки для армии прогнозируются на 2040 год, тогда как все машины для КМП должны быть поставлены к 2022 году. Армия намерена заменить часть своих HMMWV, оставшиеся в эксплуатации машины будут выполнять вспомогательные задачи. КМП намерен развернуть по 1200 машин в трех экспедиционных бригадах и по 200 машин в семи своих экспедиционных батальонах, оставшиеся 500 машин будут приписаны морским силам заблаговременного складирования и частям тылового обеспечения.
Первый заказ на 201 машину стоимостью 115 миллионов долларов был выдан уже в августе 2015 года. Второй заказ на 657 машин, 2977 съемных комплектов и соответствующее материально-техническое обеспечение стоимостью 243 миллиона был размещен в марте 2016 года. В сентябре 2016 года были поставлены первые семь машин. В армии приняли решение не заканчивать полный цикл испытаний трех соперничающих моделей в связи с ограниченным финансированием, поэтому на данный момент первые 100 серийных машин принимают участие в испытаниях, по окончании которых в 2018 финансовом году намечено начать полномасштабное серийное производство. Сразу после поставки первых машин в сентябре 2016 года был подписан еще один контракт стоимостью 42 миллиона долларов на поставку к ноябрю 2017 года 130 автомобилей JLTV и 748 комплектов.
Следующий заказ стоимостью 176 миллионов, выданный в январе 2017 года, включает 409 машин, 1984 съемных комплектов и 82 сменных системы, а также соответствующее обслуживание и материально-техническое обеспечение. Из-за задержек, связанных с подачей компанией Lockheed Martin протеста на итоги конкурса, начальный срок поступления техники в войска сдвинулся вправо, армия теперь рассчитывает на конец 2019 года, а Корпус – на середину 2018 года. В марте 2016 года было объявлено о том, что в связи с пересмотром себестоимости машин и комплектов к ним, а также по ряду других причин, общая стоимость программы с первоначальных 30,57 миллиардов снизилась до 24,67 миллиарда долларов (экономия 5,9 миллиарда, невиданное дело в оборонном комплексе США).
На 2017 год армия не запросила финансирования на легкий разведывательный автомобиль Light Reconnaissance Vehicle, похоже там намерены использовать в этой роли JLTV в качестве промежуточной платформы. По-видимому, для этого необходимо дополнительное сиденье и более тяжелое вооружение, хотя требования окончательно еще не утверждены. На выставке Modern Day Marine (Современная морская пехота) компания Oshkosh Defense показала свой автомобиль JLTV, оборудованный дистанционно управляемым модулем вооружения EOS R-400S-Mk2 с 30-мм автоматической пушкой с цепным приводом М230 LF от Orbital АТК. Такая же пушка устанавливается на вертолете АН-64 Apache, то есть можно говорить о значительном повышении огневой мощи машины.
Компания Oshkosh, пользуясь случаем, возможно также желала продемонстрировать потенциальным зарубежным клиентам эксплуатационную гибкость своей новой машины. Платформа JLTV может вскоре стать доступной по Закону о продаже оружия и военной техники иностранным государствам и первым покупателем, скорее всего, станет Великобритания — ближайший союзник Штатов. Британская армия рассматривает эту машину для своего требования Multi Role Vehicle-Protected (MRV-P) Group 1, согласно которому должно быть закуплено примерно 750 машин в трех вариантах: тылового обеспечения, оперативного управления и связи.
Что касается претендентов на программу JLTV, то компания Lockheed Martin выпустила заявление, в котором говорится: «Наша компания продолжает работать на рынке наземной военной техники. Наша машина 4×4, участвовавшая в конкурсе по JLTV, остается эффективной боевой машиной и мы продолжим искать возможности для поставки этих платформ другим странам, которые проявят к ним интерес». Компания AM General, кажется, сосредоточилась на модернизации вездесущей платформы HMMWV, при этом она намерена использовать опыт работы со своей платформой BRV-O (Blast Resistant Vehicle-Offroad — транспортное средство повышенной проходимости с противовзрывной защитой), которая предлагалась для программы JLTV.
Другие претенденты, по всей видимости, ушли с американского рынка легких бронемашин. Хотя можно упомянуть еще один легкий бронеавтомобиль, до сих пор предлагаемый компанией Navistar Defense. Пятиместный бронеавтомобиль МХТ MVA имеет собственную массу 15 тонн, грузоподъемность 4,5 тонны и двигатель мощностью 340 л.с. Его оборудованная независимой подвеской модификация под обозначением Husky стоит на вооружении британской армии.
Бронеавтомобиль МХТ-MVA разработки американской компании Navistar Defense
Среди претендентов на контракт французской армии «VBM Leger» мы видим бронетранспортер Bastion от компании АСМАТ
Во Франции основным игроком на поле легких бронемашин 4×4, несомненно, является компания Renault Trucks Defense. Впрочем, в связи с расширением понятия «легкий», компания Nexter (теперь часть KNDS Group) также вступает в игру. Французская армия начала программу Scorpion, в рамках которой будет принято на вооружение две машины в конфигурации 6×6. Они разрабатываются консорциумом, состоящим из компаний Nexter Systems, Renault Trucks Defence и Thales, который займется впоследствии также их производством. Кроме того, планируется начать разработку машины третьего типа. Этот бронеавтомобиль в конфигурации 4×4 поступит на вооружение подразделений французских сил быстрого реагирования.
Машина, на сегодняшний день получившая обозначение «VBMR Leger» (многоцелевой легкий бронеавтомобиль), будет иметь полную массу менее 12 тонн и будет оборудована дистанционно управляемым модулем вооружения (почти без сомнений это будет Т1, разрабатываемый компаниями RTD и Sagem для бронемашины Griffon 6×6). Машина, оборудованная общим для всех компонентов программы Scorpion комплектом оперативного управления SICS, будет развернута в разведывательных подразделениях, а также в подразделениях связи и радиоэлектронной борьбы, действующих на тактическом уровне. Согласно имеющейся информации, VBMR Leger будет собираться из готовых к применению модулей военного исполнения. В соответствии с Этапом 1 программы Scorpion до 2025 года будет закуплено 200 таких машин, первые поставки должны начаться в 2021 году, при этом общая потребность составляет 358 машин.
По более легкой платформе программы Scorpion между тремя компаниями консорциума кооперации не ожидается, каждый сам за себя. Хотя официальной информации не было опубликовано, но известно, что на запрос информации по машине отреагировали три компании независимо. RTD в своем портфолио имеет не один вариант, если учитывать также дочернюю фирму АСМАТ. Первый претендент – бронеавтомобиль Sherpa Light, у которого внутренний объем и пассажировместимость, по всей видимости, недостаточны для французской армии. Внутренний объем второй платформы этой компании, названной Bastion, соответствует потребностям таких специализированных машин, как например, варианты связи и РЭБ. Компания Thales предлагает свою бронемашину Bushmaster разработки Thales Australia, уже стоящую на вооружении ряда стран.
Участник программы Scorpion, компания Thales, предлагает для проекта «VBM Leger» свою бронемашину Bushmaster, которая уже стоит на вооружении Австралии и Нидерландов
Что касается компании Nexter, известно, что вариант Titus в конфигурации 4×4 на базе шасси Tatra находится на последних стадиях разработки. Компания также предлагает проверенную в боевых условиях машину Aravis, которая уже эксплуатируется французской армией. Технические характеристики этих трех машин представлены в небольшой таблице.
В 2013 году Volvo Group Governmental Sales (VGGS) прошла реорганизацию, получив прямой контроль над торговыми марками и производственными подразделениями Renault Trucks Defense, Panhard и ACMAT, при этом произошла консолидация как инженерных, так и коммерческих служб всех трех компаний. Каждый из этих брендов имеет в своем портфолио легкие бронеавтомобили и более тяжелые бронемашины 4×4, что делает VGGS одним из основных поставщиков подобных платформ. Panhard стала, возможно, первой компанией, разработавшей очень легкую машину, защите которой уделялось большое внимание с первых этапов проектирования. VBL (Vehicule Blinde Leger) широко эксплуатируется во французской армии и состоит на вооружении многих стран.
В настоящее время бестселлером можно назвать Dagger с полной массой 5,55 тонны, который в конфигурации транспортера может вместить двух членов экипажа и шесть человек десанта. Четыре полностью экипированных солдата могут разместиться в задней части в варианте войскового транспорта, а командно-штабная машина может вместить трех-четырех человек. Экипаж обеспечен баллистической защитой Уровня 2, противоминная защита соответствует Уровню 1. Доступны два силовых блока разной мощности, 170 или 200 л.с. Бронеавтомобиль Dagger (фото внизу), во французской армии известный под обозначением PVP, участвовал в боевых действиях в разных странах, также он стоит на вооружении Того, Чили и Румынии.
/Николай Антонов, topwar.ru/