Американский флот стал первым, кто оценил по достоинству значение тактических беспилотных летательных аппаратов (БЛА) корабельного базирования. В конце 80-х годов флот определил потребность в недорогом беспилотном аппарате с разведывательными возможностями и в связи с этим заказал у компании Israel Aerospace Industries (IAI) тактический БЛА малой дальности Pioneer. БЛА Pioneer участвовали в операции «Буря в пустыне» после вторжения Ирака в Кувейт в августе 1990 года. Беспилотники Pioneer, запускаемые с американских боевых и десантных кораблей при помощи ракетного ускорителя, совершили тогда более 300 боевых вылетов.
С тех пор флот США принял на вооружение несколько моделей БЛА корабельного базирования. Самым успешным из них стал ScanEagle компании Boeing, который применялся в операции «Объединенный защитник» в Ливии в 2011 году. Запускаемый с корабля при помощи пневматической катапульты и возвращаемый захватным устройством, этот мини-БЛА с большой продолжительностью полета взлетает с британских фрегатов с 2013 года, охотясь на пиратов и торговцев наркотиками в Индийском океане и ведя поиск лодок с мигрантами в Средиземном море.
Европейские флоты запоздали с принятием на вооружение морских БЛА, но, в конечном счете, провели испытания в рамках британской программы демонстрации концепции беспилотной системы вертолетного типа RWUAS (Rotary Wing Unmanned Air System).
Испытания, доверенные компании AgustaWestland в 2013 году, проводились на аэродроме Лланбедр в Уэльсе. В них принимал участие опционально пилотируемый винтокрылый аппарат PZL Swidnik SW-4 Solo, выполнивший 26 полетов и налетавший свыше 27 часов, а также совершивший 22 смоделированных взлета и посадки на корабль с целью демонстрации возможности БЛА приземляться на качающуюся поверхность. Эскадрилья морской авиации под номером 700Х авиации была дислоцирована на авиационной станции Culdrose для того, чтобы наблюдать за испытаниями дистанционно летательным аппаратом Boeing ScanEagle и затем предложить пути развития подобных систем в будущем.
В испытаниях принял участие также первый в мире мини-БЛА самолетного типа, полностью отпечатанный на ЗD-принтере. Беспилотник, разработанный в университете Саутгемптона, получил обозначение SULSA (Southhampton University, Laser-Sintered Aircraft — спеченный с помощью лазера). Были отпечатаны четыре его основные части из нейлона и собраны без использования каких-либо инструментов. Аппарат контролируется с портативного компьютера, летает с крейсерской скоростью почти 60 км/ч и почти бесшумен благодаря своему миниатюрному двигателю. Один беспилотник стоит не более 7000 фунтов; это дешевле, чем летный час вертолета британского флота.
Беспилотник массой 3 кг, прошедший испытания прошлым летом на побережье графства Дорсет при участии британского корабля Mersey, затем был развернут на патрульном судне ледового класса Protector. Несколько полетов, проведенных командой университета совместно с флотом, продемонстрировали, что может быть получено с продвинутой конструкцией и недорогим цифровым производством. После полетов продолжительностью до 30 минут мини-БЛА приземлялся на льдины и возвращался одной из лодок судна для того, чтобы быть запущенным еще раз.
«Эти испытания недорого, но чрезвычайно функционального аппарата, стали первым важным шагом в формировании концепции применения беспилотников в этом регионе», — сказал капитан корабля Protector Рори Брайан. Результаты испытаний на корабле Protector были направлены в штаб британских ВМС, эскадрилью 700Х и Центр боевого применения ВМС.
Впрочем, нет ясности касательно того, что британский флот намеревается делать после завершения испытаний этого БЛА, хотя существует ряд инициатив, включая прошедший эксперимент «Unmanned Warrior 16» в рамках состоявшихся в октябре прошлого года учений НАТО «Объединенный воин». Целью этого эксперимента была демонстрация и проверка тактического применения беспилотных и автономных систем в прибрежных водах и на открытых морских просторах.
Между тем, винтокрылый БЛА Него меньшего размера совместной разработки AgustaWestland (в настоящее время Leonardo Helicopters) и Ingegneria Dei Sistemi завершает сертификацию типа итальянским регулятором ENAC. Беспилотник Него с продолжительностью полета шесть часов имеет грузоподъемность 25 кг. В комплект его аппаратуры входят активная фазированная антенная решетка и оптико-электронная/инфракрасная станция видовой разведки, а перспективные опции включают систему радиоэлектронной борьбы Sage от Selex ES и ретранслятор связи.
Одним из самых успешных европейских БЛА вертолетного типа является Camcopter S-100. Австрийская компания Schiebel провела серию морских испытаний и демонстраций S-100 в нескольких флотах. Многосенсорные возможности беспилотника S-100 подкрепляют его превосходные характеристики во всем широком спектре сфер применения, от миротворческих операций и гуманитарной помощи до техногенных катастроф и военной поддержки. БЛА длиной 3,1 метра может нести целевую нагрузку весом 50 кг на дальность свыше 200 км.
Винтокрылый беспилотник S-100 успешно выполнял и выполняет свои задачи на 30 различных морских судах. Французский флот развернул его во время антипиратской операции EU NAVFOR в Аравийском море, а итальянский флот использует его в операции Mare Nostrum в Средиземном море.
В последние три года беспилотник Schiebel обеспечивал работу авиационной станции по делам мигрантов МОAS (всемирная благотворительная организация по поиску и спасению) в Средиземном море. S-100 способен взлетать и садиться на корабль MOAS длиной 40 метров, он обеспечивает в реальном времени круглосуточную видеосъемку, что позволяет экипажу MOAS точно определять и спасать людей в чрезвычайных ситуациях и обеспечивать их медицинской помощью со своей станции корабельного базирования. Беспилотник S-100 значительно повышает вероятность обнаружения и идентификации небольших судов, особенно на больших расстояниях, ночью и при волнении моря, таким образом, спасая тысячи мигрантов.
Мозамбикский флот заказал три БЛА Camcopter S-100 для работы с океанских сторожевых кораблей Ocean Eagle 43, которые были недавно поставлены французской судоверфью Constructions Mecaniques de Normandie (CMN).
Ближайшим конкурентом S-100 является винтокрылый беспилотник Saab Skeldar V-200 длиной 4 метра. В соответствии с соглашением между швейцарской UMS Aero и шведской Saab Group в начале прошлого года был создан проект UMS Skeldar для продвижения дистанционно пилотируемых платформ среднего уровня в военных, правоохранительных и гражданских структурах с возможностью морского применения. Грузоподъемность вертолета Skeldar составляет 40 кг, радиус действия 90 км, а продолжительность полета более 6 часов. UMS Skeldar собирается принять участие в конкурсе австралийского флота и предложить многозадачный винтокрылый беспилотник Skeldar V-200, работающий на дизельном топливе с проверенными в морских учениях возможностями.
В начале 2016 года еще одна шведская компания CybAero завершила расширенные испытания своего винтокрылого беспилотника морского применения Apid One. Заинтересованными сторонами этого процесса были шведское агентство оборонных закупок FMV и шведский флот. Кампания, шедшая целый год, завершилась несколькими полетами с борта шведского корвета HMS Karlstad типа Visby.
Во время проведения испытаний проверялись помимо всего прочего возможности системы по выполнению самостоятельных взлетов и посадок с быстро движущегося корабля. Беспилотник Apid One System выполнял также такие задачи, как идентификация небольших объектов в воде. Система садилась самостоятельно на корвет на скорости 25 узлов и при скорости ветра до 15 м/с. Впервые беспилотный вертолет такого типа и размера выполнял полностью самостоятельные посадки на корвет.
Действия корабля в прибрежных водах включают комплексные задачи с такими элементами как контрабандисты, подлодки и беженцы. В компании СуЬАего заявляют, что ее беспилотник Apid One имеет две уникальные возможности: систему автоматической посадки на корабль и двигатель, работающий на дизельном топливе. Кроме военного применения система Apid One может быть задействована в гражданских задачах, например, поиск беженцев в море, инспекция нефтяных платформ и картографирование береговой полосы.
Компания Thales представила на выставке Farnborough Airshow 2016 новый корабельный БЛА самолетной схемы Fulmer X. Напоминающая собой уменьшенный вертолет ScanEagle, платформа Fulmar X имеет продолжительность полета более 8 часов и дальность действия более 80 км. БЛА, полностью изготовленный из углепластика, имеет размах крыльев 3 метра, запускается при помощи катапульты и возвращается автоматически при помощи сетки, что позволяет использовать ее в очень ограниченном пространстве, например на корабле или транспортном средстве. Система запуска доступна в различных конфигурациях, это делает возможным быстро и просто развертывать беспилотник со стационарных площадок без специальной инфраструктуры.
БЛА несет на борту комбинированную оптронную/инфракрасную сенсорную систему для дневных/ночных операций. Модульная конструкция платформы Fulmar X позволяет без труда устанавливать для удовлетворения требований каждого заказчика и задачи другое оборудование, например систему автоматической идентификации или транспондер Mode 3/С.
В системе Fulmar X широко применены готовые технологии с целью получения преимуществ новейших разработок в области сенсоров и двигателей и одновременного соответствия высочайшим стандартам надежности и безопасности. Система имеет простой пользовательский интерфейс, поэтому персонал может полностью сосредоточиться на выполнении задачи. Система очень надежна и проста в обслуживании, требуя только небольшой технической поддержки. Она может развертываться как отдельная платформа или как целиком интегрированная в более крупные системы наблюдения.
Компания Thales недавно объявила о контракте с Малайзией на поставку шести систем палубного базирования Fulmar для своих новых патрульных судов. Система поддержит усилия малазийских властей, направленные на обновление и модернизацию военно-морского флота, она будет применяться в самых разных задачах, включая борьбу с пиратством и контрабандистами, регулирование рыболовства и наблюдение за границами.
В морском исполнении система Fulmar работает с отдельной наземной станцией контроля, которая может управлять тремя воздушными аппаратами и не встраивается в сетевую структуру судна. В случае аварийной посадки на воду электронные системы и авионика БЛА могут выдержать пребывание в воде до 30 минут. Созданный компанией Thales двигатель многотопливный, поставляемые же Малайзии системы будут работать на топливе JP5.
Компания Thales также расширяет сферу применения морских БЛА. Впервые беспилотный авиационный комплекс Watchkeeper, в настоящее время стоящий на вооружении британской армии, будет летать в береговой полосе, работая вместе с британским военным кораблем Туре-23 и торговым судном. Watchkeeper примет участие в нескольких учениях, варьирующихся от постоянного наблюдения за большими районами и до обеспечения высадки десанта и работы корабельной артиллерии. Беспилотник сможет улетать до 150 км от побережья, совместно с британским флотом выполняя задачи по наблюдению за береговой полосой. Комбинация оптронной станции Watchkeeper и радара I-Master делает Watchkeeper оптимальным решением для наземных и сухопутных операций и слежения за быстродвижущимися объектами, например, гидроциклами и небольшими катерами. Данные, собранные комплексом, будут отправляться на суда и анализироваться операторами, что поможет принимать ими более продуманные решения во время испытаний и учений.
Компания Thales совместно с британской Лабораторией оборонной науки и технологии реализует инновационную исследовательскую программу Maritime Autonomous Platform Exploitation (MAPLE). В рамках этой программы, в которой принимают участие также компании QinetiQ, SeeByte и BAE Systems, будет разработана перспективная архитектура, позволяющая управлять с единой станции контроля различными необитаемыми платформами, например БЛА, автоматическими надводными и подводными аппаратами и их оборудованием.
Тактический БЛА Safran Patroller, который был заказан французской армией, предпочевшей его системе Thales Watchkeeper, также имеет морской вариант. Беспилотник Patroller средней высоты и большой продолжительности полёта (20 часов, 200 км) с комплексной аппаратурой наблюдения и разведки поступит на вооружение в 2018 году на смену промежуточному тактическому дрону Sperwer. Его планер базируется на планере пилотируемого самолета ES15 постройки компании Ecarys.
Patroller-M будет оборудован транспондером системы автоматической идентификации, спутниковыми каналами связи и различной аппаратурой, включая оптронику, радары и систему радиоэлектронного противодействия.
Существует, по всей видимости, растущее понимание того, что беспилотные летательные аппараты, варьирующиеся от мини-БЛА самолетного и вертолетного типов палубного базирования до морских патрульных средневысотных беспилотников с большой продолжительностью полёта берегового базирования, станут неотъемлемой частью будущих сил и средств военно-морских сил.
/Николай Антонов, topwar.ru/