К концу XIX века ведущие страны Европы построили массу крепостей и иных укреплений, способных серьезно затруднить наступление противника в случае начала войны. Прямым следствием этого стала разработка перспективных осадных орудий особой мощности, способных разрушать существующие укрепления и обеспечивать дальнейшее наступление войск. Один из самых интересных проектов подобной системы был разработан в Германии. Новое орудие получило известность под названием 42 cm Gamma Mörser.
В конце позапрошлого века германское командование стало проявлять интерес к перспективным артиллерийским орудиям большой и особой мощности, способным бороться с хорошо защищенными укреплениями всех вероятных противников. Первым результатом этого интереса стали технические требования к новым проектам вооружения. Новое орудие, отвечающее предъявляемым требованиям, могло иметь все шансы поступить на вооружение и активно использоваться войсками.
Видя интерес армии к осадным орудиям большой мощности, концерн Krupp решил предложить свой вариант такого вооружения. Имеющиеся наработки и освоенные технологии позволяли разработать требуемое орудие, а в дальнейшем можно было наладить серийное производство и получить выгодный контракт.
Облик перспективного орудия особой мощности был сформирован далеко не сразу. На пути к будущей 420-мм системе было создано два промежуточных проекта. Проекты в некоторой мере являлись экспериментальными, из-за чего им были присвоены обозначения по первым буквам греческого алфавита. Орудие с кодовым обозначением «Альфа», по разным данным, проектировалось в начале девяностых годов XIX века, но так и не сошло с чертежей. В 1897 году на полигон вывели систему Beta-Gerät («Устройство «Бета»). Именно второй проект позволил в дальнейшем появиться серийному орудию.
Проект «Бета» предлагал строительство 305-мм гаубицы с нарезным стволом средней длины. Ствол больших габаритов предлагалось крепить на лафете оригинальной конструкции, обеспечивавшем обстрел целей с широким диапазоном углов наводки. Орудие было испытано, но не привлекло внимания военного ведомства. Несмотря на достаточно большой калибр, орудие Beta не показывало требуемую огневую мощь и имело весьма ограниченный потенциал в деле борьбы с крепостями.
Развитие проекта Beta-Gerät продолжалось в течение нескольких следующих лет. В 1908 году на полигон отправили значительно доработанный вариант орудия. Тем не менее, и на этот раз испытания не привели к появлению заказа. Орудие так и не смогло показать требуемые характеристики пробития бетонных конструкций. Дальнейшее развитие проекта не имело смысла. В то же время, основные его наработки можно было использовать при создании следующей артиллерийской системы, полностью отвечающей требованиям армии.
Уже в 1908 году конструкторы компании Krupp провели предварительные расчеты и сформировали общий облик будущего орудия с кодовым названием Gamma («Гамма»). Изначально предлагалось доработать существующий проект «Бета» с увеличением калибра орудия до 350 мм. Дальнейшие расчеты показали, что для выполнения имеющегося технического задания необходимо увеличение калибра. Требуемое могущество снаряда достигалось только при калибре 420 мм. Создание такой артиллерийской системы являлось весьма сложной задачей, но от нее решили не отказываться.
По мере реализации различных этапов проекта перспективное орудие несколько раз меняло свое название. Первоначальное обозначение Gamma-Gerät со временем превратилось в 42 cm Gamma Mörser – «42-см мортира «Гамма». Кроме того, было предложено название kurze Marinekanone L/16 («Короткое морское орудие со стволом длиной 16 калибров»), которое могло использоваться в отношении новой модификации системы, предназначенной для использования в составе береговой обороны.
Любопытно, что разработчики, а вслед за ними и немецкие военные классифицировали орудие «Гамма» как mörser, т.е. мортиру. Такие определение не соответствует общепринятой классификации артиллерийских орудий, в которой мортирами принято называть системы со стволами короче 15 калибров. С такой точки зрения Gamma Mörser с немного более длинным стволом является гаубицей. Тем не менее, это был исключительно вопрос терминологии и традиций наименования. Также следует отметить, что систему «Гамма» можно именовать осадным орудием, не рискуя нарушить те или иные правила классификации.
Целью проекта Gamma-Gerät была переработка существующего орудия «Бета» с доведением калибра до требуемого значения. При этом требовалось заметно переработать большую часть имеющихся узлов и агрегатов, учитывая значительный рост массы конструкции и силы отдачи. В результате новый вариант осадного орудия внешне был похож на базовый, хотя и отличался размерами. Примененный подход к конструированию позволил заметно ускорить работы. Разработка проекта «Гамма» началась в 1908 году, а уже в следующем 1909-м на испытания подали первый опытный образец.
Еще в рамках предыдущего проекта было определено, что орудие калибром более 305 мм выгоднее всего размещать на стационарном основании. Таким образом, как «Бета», так и «Гамма» относились к условному классу Bettungsgeschütz («Орудие на фундаменте»). Это значительно затрудняло переброску и развертывание артиллерийской системы, но давало определенные преимущества производственного характера, а также позволяло без значительных проблем решать поставленные задачи.
В качестве основания для гаубицы / мортиры 42 cm Gamma Mörser, распределяющего нагрузку на грунт, предлагалось использовать бетонный фундамент достаточно больших размеров. Требуемую бетонную плиту следовало изготавливать прямо на позиции непосредственно перед началом монтажа прочих агрегатов орудия. При заливке в бетон помещались несколько металлических устройств, необходимых для установки прочих элементов лафета.
Непосредственно на бетонном фундаменте должна была размещаться крупная металлическая опора лафета. В составе этого элемента комплекса имелось несколько массивных деталей с креплениями для соединения с фундаментом. На верхней части опоры должен был монтироваться U-образный верхний станок с креплениями для качающейся артиллерийской части. Он имел возможность вращения вокруг вертикальной оси и наведения орудия в пределах некоторого сектора. Для обеспечения работы расчета лафет комплектовался площадкой с ограждениями, помещенной за казенной частью орудия. Доступ на площадку обеспечивался лестницами. Лафет имел клепаную конструкцию и оснащался всеми необходимыми устройствами для управления огнем. В частности, на нем располагались механизированные приводы горизонтального и вертикального наведения.
Перспективное осадное орудие получило нарезной ствол калибра 420 мм длиной 6,723 м (16 калибров). Для получения требуемой прочности казенная часть ствола имела стенки увеличенной толщины. При сборке орудия ствол помещался в соответствующий канал качающейся люльки и соединялся с противооткатными устройствами. Последние состояли из двух гидравлических тормозов отката верхнего расположения и двух гидропневматических цилиндров накатника. Интересной особенностью орудия «Гамма» было использование поршневого затвора типа Welin вместо традиционной для немецкой артиллерии клиновой конструкции.
Подвижные части лафета позволяли осуществлять наводку ствола в двух плоскостях. Вращающийся верхний станок позволял отклонять ствол на 23° вправо и влево от нейтрального положения. Угол возвышения менялся от +43° до +75°. В связи со значительной массой орудия в целом и его отдельных агрегатов использовались гидравлические приводы наведения, взаимодействующие с зубчатыми передачами.
Для использования с орудием 42 cm Gamma Mörser предлагались два осколочно-фугасных снаряда. Первый тип боеприпаса имел массу 886 кг. В дальнейшем, в рамках параллельного проекта орудия особой мощности, был создан облегченный боеприпас весом 760 кг. Для метания снарядов предлагалось использовать гильзы с переменным зарядом. В металлической гильзе размещалось от одного до четырех картузов с порохом. Максимальный вес метательного заряда достигал 77,8 кг. Это позволяло разгонять 886-кг снаряд до скорости около 370 м/с и отправлять его на дальность до 14,2 км.
В связи с большой массой снарядов и гильз орудие оснащалось собственным подъемным краном для подачи боеприпасов на линию досылания. Это в определенной мере упрощало работу расчета, однако на подготовку к выстрелу все равно уходило около 8 минут. Обслуживать орудие, а также осуществлять развертывание на позиции и разборку для транспортировки должен был расчет из 250 человек. В связи с большой мощностью метательного заряда расчету орудия перед выстрелом приходилось удаляться на безопасное расстояние. При этом даже на дистанциях около 300 м артиллеристам приходилось защищать органы слуха. Управление спуском осуществлялось при помощи дистанционной электрической системы.
В боевом положении орудие «Гамма» имело длину более 10 м при ширине около 3 м. Полная масса комплекса, без учета бетонного фундамента, достигала 140 т, из которых 26 т приходилось на ствол и затвор. Транспортировка столь крупного комплекса в собранном виде не представлялась возможной, из-за чего в проекте была предусмотрена возможность раздельной возки. Для переброски на новую позицию орудие должно было разделяться на несколько основных частей: ствол, люльку, верхний станок, элементы лафета и т.д.
Перевозить агрегаты мортиры / гаубицы можно было как на железнодорожных платформах, так и при помощи специальных автомобильных полуприцепов. В последнем случае крупное и тяжелое изделие вывешивалось между задней частью автомобиля-тягача и колесной тележкой полуприцепа. Также была возможна совместная работа железнодорожного и автомобильного транспорта. При этом в район будущей боевой работы прибывал эшелон с десятью платформами: на шести размещались элементы орудия, на остальных – тягачи, боекомплект и т.д. Кроме того, требовались несколько вагонов для расчета. К будущей огневой позиции отдельно должны были доставляться строительные материалы.
Развертывание орудия 42 cm Gamma Mörser занимало более недели. Подготовка позиции начиналась с выравнивания площадки, монтажа опалубки и заливки бетонного фундамента. После заливки смеси требовалось около недели для ее полного высыхания и набора прочности. Только после этого расчет из 250 человек в сопровождении нескольких единиц специальной техники мог приступить непосредственно к сборке орудия. За два-три дня на имеющемся фундаменте устанавливались элементы лафета и люлька со стволом. Таким образом, через 9-10 дней после начала работ гаубица могла сделать первый выстрел.
Впервые длительный процесс подготовки огневой позиции и развертывания орудия был осуществлен в апреле 1909 года на одном из полигонов Германии. Опытная «Гамма» сделала несколько выстрелов и показала весьма высокие характеристики. В частности, было подтверждено расчетное могущество снарядов увеличенного калибра. Работы по проекту были продолжены, началась доводка орудия.
В 1911 году был дан старт новому этапу испытаний, проводившемуся уже под надзором представителей военного ведомства. Военные вновь ознакомились с перспективной мортирой и даже учли ее в планировании гипотетических боевых операций. Такое оружие рассматривалось в качестве возможного средства для борьбы с бельгийскими и французскими укреплениями. Одновременно с этим велись споры на тему пригодности предложенного орудия для полноценной эксплуатации. Изделие Gamma не отличалось высокой мобильностью, из-за чего регулярно подвергалось критике.
По результатам многочисленных споров было принято весьма интересное решение. 420-мм мортиру / гаубицу рекомендовали к принятию на вооружение и мелкосерийному производству. Проблему малой мобильности было предложено решать при помощи другого проекта аналогичной системы. В ближайшее время промышленность должна была представить новую гаубицу калибра 420 мм, использующую буксируемый колесный лафет. Совместное применение буксируемой и «фундаментной» систем позволяло эффективно решать все основные задачи борьбы с вражескими крепостями.
В 1913 году концерн Krupp приступил к выполнению недавно полученного заказа на серийное строительство орудий. До начала Первой мировой войны успели изготовить пять гаубиц. После начала боевых действий производство продолжилось. До конца войны немецкая промышленность успела построить и передать армии еще пять изделий 42 cm Gamma Mörser. Таким образом, за несколько лет войска получили 10 орудий особой мощности.
В соответствии с существующими планами, 420-мм орудия должны были использоваться при штурме крепостей в Бельгии и Франции. Вскоре после начала Первой мировой войны несколько мортир были отправлены на помощь войскам, наступающим в Бельгии. После захвата территорий последней высвободившиеся гаубицы перевезли во Францию. Также известно, что орудия «Гамма» использовались немецкой армией при штурме некоторых крепостей Российской Империи. Во всех случаях артиллерия особой мощности оказывала заметное влияние на ход боев, нанося самые серьезные повреждения укреплениям противника. Небольшая численность орудий и низкая скорострельность компенсировались длительной беспрерывной боевой работой.
Уже после передачи армии и начала эксплуатации серийные орудия прошли небольшую модернизацию. Для защиты артиллеристов от возможного обстрела орудия получали специальную броневую кабину. Прямо поверх штатной площадки устанавливался корпус, состоящий из большого количества броневых листов. Подобное бронирование позволяло защитить расчет от пуль и осколков, а также повышало удобство его работы за счет изоляции от неблагоприятных внешних факторов.
Эксплуатация сверхтяжелых осадных орудий 42 cm Gamma Mörser продолжалась до самого конца Первой мировой войны. Вскоре после завершения боев была решена дальнейшая судьба орудий. В соответствии с Версальским мирным договором, побежденная Германия лишалась права создавать и использовать вооружения различных классов, в том числе и артиллерию большой мощности. Все имеющиеся в наличии орудия этой категории следовало утилизировать. Выполняя условия договора, немецкая промышленность отправила в переплавку девять из десяти имевшихся гаубиц «Гамма». Десятая, в обход договора, была спрятана на полигоне фирмы-изготовителя.
В течение нескольких следующих лет орудие простаивало без дела и не имело реальных перспектив. Только в середине тридцатых годов оно получило шанс вернуться в армию. С некоторого времени новое нацистское руководство Германии стало открыто игнорировать условия Версальского мира, развивая вооружения и военную технику. В связи с этим спрятанная 420-мм мортира была возвращена в эксплуатацию. При этом ее не стали передавать строевым частям армии. Наоборот, в течение нескольких следующих лет она являлась «тестовым оборудованием». Орудие использовалось для испытаний новых сортов бетона, применяемых в военном строительстве.
Специально для проверки бетона был создан новый боеприпас соответствующего назначения. Бетонобойный снаряд 42 cm Sprgr Be имел массу 1003 кг. Такой боеприпас мог пробить бетонное перекрытие сравнительно большой толщины. При применении снаряда против обычной городской застройки имелась возможность моментального разрушения зданий. В дальнейшем, когда орудию удалось вновь выйти за пределы полигона, бетонобойный боеприпас стал основным средством поражения целей.
Незадолго до начала Второй мировой войны единственная сохранившаяся гаубица / мортира Gamma вернулась в строй, став штатным оружием одного из дивизионов сверхтяжелых орудий. В 1940 году орудие вновь отправилось на войну. Задачей расчета было уничтожение различных укреплений из состава линии Мажино. После успешного завершения Французской кампании гаубица несколько лет не участвовала в боях.
Следующий эпизод боевого применения единственной сохранившейся мортиры относится к июню 1942 года. В составе 459-й отдельной батареи 781-го артиллерийского полка система 42 cm Gamma Mörser участвовала в третьем штурме Севастополя. Первые выстрелы из этого орудия прозвучали 2 июня, последние – 13-го, после чего его отозвали в тыл. За несколько дней было использовано 276 снарядов. По имеющимся данным, одной из целей «Гаммы» была легендарная 30-я береговая батарея, однако какие-либо сведения о нанесении ей заметного ущерба отсутствуют. В течение последнего месяца штурма Севастопольского оборонительного района немецким войскам приходилось драться без поддержки 420-мм мортиры.
Последний раз сверхтяжелая мортира использовалась в боях в конце лета и начале осени 1944 года. Для подавления Варшавского восстания немецкое командование было вынуждено использовать осадные орудия различных типов, в том числе и единственную гаубицу «Гамма». В ходе борьбы с восставшими немецкие артиллеристы истратили значительное количество 420-мм снарядов. Однако обстановка в городе была такова, что точные результаты применения системы 42 cm Gamma Mörser установить невозможно. По-видимому, как и в случае с другими тяжелыми и сверхтяжелыми осадными орудиями, гаубица большого калибра причиняла серьезный ущерб городской застройке и уносила множество жизней местного населения.
Подавление Варшавского восстания является не только последним эпизодом боевого применения комплекса 42 cm Gamma Mörser, но и последним известным упоминанием этого орудия. После выполнения поставленных боевых задач орудие было демонтировано и вывезено с огневой позиции. Куда его доставили потом и что с ним случилось – неизвестно. Какие-либо сведения на этот счет попросту отсутствуют. Вероятнее всего, гаубица, ожидавшая новое боевое задание на одной из баз, была уничтожена в результате налета авиации союзников. Так или иначе, отсутствуют сведения даже об обнаружении обломков этой артиллерийской системы.
Целью проекта концерна Krupp под названием 42 cm Gamma Mörser было создание перспективного осадного орудия особой мощности, способного эффективно бороться с современными укреплениями и крепостями. Проект дал требовавшиеся от него результаты, но все же не был лишен недостатков. Характерными чертами орудия стали неприемлемо низкая мобильность и крайняя сложность эксплуатации. Тем не менее, как показал опыт боев Первой мировой в Бельгии и во Франции, такая плата за высокую огневую мощь была вполне приемлемой. Через два десятилетия ситуация серьезно изменилась. Чрезвычайно длительный процесс развертывания орудия накладывал значительные ограничения на его эксплуатацию. Как следствие, во время Второй мировой войны – войны моторов – единственная сохранившаяся гаубица / мортира «Гамма» смогла принять участие лишь в нескольких операциях, и не сумела стать решающим фактором, влияющим на ход боев.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/