С середины пятидесятых годов японская оборонная промышленность занималась разработкой перспективных боевых бронированных машин, предназначенных для транспортировки личного состава. За несколько десятилетий был создан ряд подобных образцов, строившихся серийно достаточно крупной серией. Тем не менее, все серийные японские бронемашины нового времени отличались теми или иными недостатками, что заставляло военных инициировать разработку новых проектов. Подобное постепенное развитие бронетранспортеров в итоге привело к появлению машины «Тип 96».
До начала девяностых годов прошлого века Япония успела создать и поставить на вооружение три типа бронетехники для перевозки бойцов. Первыми появились бронетранспортеры «Тип 60» и «Тип 73», а затем была создана боевая машина пехоты «Тип 89». Все эти образцы имели гусеничное шасси и соответствующие характеристики подвижности. Учитывая современные тенденции в области бронетехники, японское командование в начале девяностых приняло решение о необходимости создания новых машин с иной ходовой частью.
В начале девяностых японское военное ведомство сформировало требования к перспективному бронетранспортеру, необходимому для замены устаревших образцов аналогичного назначения. Требовалось построить четырехосную колесную бронемашину с противопульным бронированием и пулеметным вооружением, способную перевозить до восьми солдат с оружием. В новом проекте планировалось использовать некоторые идеи, предложенные и реализованные зарубежными компаниями, а также применять накопленный собственный опыт.
К работам по новому проекту были привлечены компании «Комацу» и «Мицубиси», уже имевшие большой опыт в деле создания современной бронетехники. По имеющимся данным, изначально они планировали строить новые образцы боевых машин на основе существующей серийной техники. Тем не менее, в дальнейшем предъявленные требования привели к серьезному пересмотру облика техники. Принимая во внимание зарубежные наработки, оба разработчика решили использовать классическую для современных колесных БТР архитектуру.
В течение первой половины девяностых годов Сухопутные силы самообороны Японии изучили предложенные проекты и определили наиболее удачный. Он был доведен до стадии строительства и испытаний прототипов. После всех необходимых доработок перспективный бронетранспортер должен был пойти в серийное производство. Интересно, что точные сведения о создателе последней версии проекта отсутствуют. В разных источниках в этой роли упоминаются оба участника программы. Кроме того, контракты на серийное производства тоже были подписаны с двумя фирмами.
Испытания и доводка перспективного образца продолжались до 1996 года. По результатам всех проверок машина была рекомендована к принятию на вооружение и запуску серийного производства. Приказы об этом вышли в том же году. По году начала производства бронетранспортер получил официальное название «Тип 96».
Вероятно, как и в случае с некоторыми предыдущими проектами, японские военные составляли техническое задание с оглядкой на зарубежный опыт. В итоге Силам самообороны был предложен бронетранспортер, имеющий заметное сходство с некоторыми современными машинами. Прежде всего, «Тип 96» должен был походить на БТР Piranha швейцарской компании MOWAG и иные подобные машины, созданные в течение нескольких последних десятилетий. При этом, однако, в облике бронетранспортера отсутствовали некоторые характерные черты, присущие более новым проектам.
Бронетранспортер получил сварной корпус на основе стальных листов требуемой толщины. Точные параметры защиты не раскрываются. По-видимому, обеспечивается всеракурсная защита от стрелкового оружия, а усиленное лобовое бронирование способно противостоять более серьезным угрозам. Специальные средства, предназначенные для защиты машины от подрыва мин под колесами или днищем, отсутствует. Компоновка корпуса определена в соответствии с актуальными тенденциями, а также переработана в соответствии с японскими традициями. В передней левой части корпуса размещается моторный отсек, справа от которого находится отделение управления. Небольшой объем корпуса над днищем отдан под установку трансмиссии, а все прочее пространство является обитаемым отсеком.
Для повышения безопасности экипажа и живучести машины на поле боя проектом «Тип 96» предусматривается использование определенных средств. Имеется система коллективной защиты от оружия массового поражения, автоматическая аппаратура пожаротушения и т.д. Своевременное реагирование на угрозу обстрела обеспечивается системой предупреждения о лазерном облучении.
Лобовая проекция БТР «Тип 96» защищается несколькими крупными броневыми листами. Наибольшими размерами отличается верхний, имеющий проемы для люка механика-водителя и вентиляционных решеток. Спереди к нему присоединяется менее высокий средний лист, связанный с небольшим наклонным нижним. Передняя часть лба отличается уменьшенной шириной, из-за чего в составе корпуса присутствуют скошенные скуловые листы. Прочие отсеки корпуса получают вертикальные борта с развитыми верхними нишами, помещенными над колесами. Основная часть крыша выполнена горизонтальной при наличии небольших наклонных участков у бортов. Вертикальный лист устанавливается с некоторым завалом назад.
В передней части корпуса машины находится шестицилиндровый дизельный двигатель «Мицубиси» 6D40 мощностью 360 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения. В моторном отсеке и над днищем помещаются различные агрегаты автоматической трансмиссии, обеспечивающие привод всех восьми ведущих колес. В составе ходовой части имеется восемь колес большого диаметра. Использована независимая подвеска с монтажом колес при помощи рычагов и гидропневматических амортизаторов. Последние располагаются вдоль борта корпуса с некоторым наклоном.
Собственный экипаж бронетранспортера «Тип 96» состоит из двух человек, находящихся в передней части корпуса. На уровне моторного отсека в машине располагается отделение управления с рабочим местом водителя. Над постом управления, находящимся у правого борта, помещается люк с набором смотровых приборов. Крышка люка, несущая перископические приборы, при открытии откидывается назад. Для вождения в темное время суток перископы могут заменяться приборами ночного видения. На марше водитель может вести наблюдение поверх люка. В таком случае на люке предлагается устанавливать специальную съемную рубку с остеклением большой площади.
Позади водителя в корпусе помещается место командира машины. На командирском посту имеются различные приборы, в том числе аппаратура связи. На крыше над местом командира находится башенка с набором перископов, обеспечивающих круговой обзор. Доступ на командирское место обеспечивается при помощи люка в крыше башенки. В боевой обстановке командир должен выполнять обязанности стрелка. На башенке имеется кольцевая турель для основного вооружения.
Слева от стрелка и непосредственно позади моторного отсека имеется место для командира стрелкового отделения. Этот боец может попадать в машину через собственный люк в крыше. Еще семь солдат с оружием размещаются в крупном десантном отделении, занимающим около половины внутренних объемов корпуса. Для посадки солдат вдоль бортов десантного отделения установлены две лавки большой длины. Под сиденьями лавок предусматриваются ящики для перевозки имущества. Также некоторые элементы оснащения машины помещаются в бортовых нишах позади лавок.
Основным средством посадки и высадки из десантного отделения является крупная аппарель, занимающая большую часть площади кормового листа. Аппарель закрепляется на нижнем шарнире и может открываться поворотом вниз-назад. По бокам от аппарели на внешней поверхности кормового листа установлены два гидравлических цилиндра, отвечающих за ее перемещение. На случай поломки гидроприводов в аппарели имеется дверь меньших размеров. При необходимости бронемашину можно покинуть при помощи четырех прямоугольных люков в крыше. Крышки этих люков открываются поворотом вверх и в сторону, обеспечивая дополнительную защиту.
Десант имеет возможность вести наблюдение за окружающей местностью. Для этого в бортовых листах корпуса имеется по два прямоугольных окна небольших размеров. Отдельные амбразуры в бортах отсутствуют. По некоторым данным, для стрельбы из личного оружия предлагается отводить в сторону стекло, после чего можно вести огонь прямо через открытый проем окна.
В зависимости от требований заказчика, бронетранспортер «Тип 96» может нести различное стрелковое вооружение. При этом для поддержки пехоты огнем может использоваться только одно оружие, установленное на турели командирской башни. Большая часть серийных бронемашин получила крупнокалиберные пулеметы M2HB. На тех же креплениях турели может устанавливаться 40-мм автоматический гранатомет «Тип 96». Подобное вооружение получило меньшее количество серийных машин.
Дополнительным оружием японского БТР является набор из восьми дымовых гранатометов. По четыре таких устройства устанавливаются в кормовой части крыши возле каждого борта. Использование личного оружия десанта без спешивания возможно через бортовые лючки в кормовой части корпуса или с применением люков крыши.
Использование проверенной архитектуры позволило получить приемлемые габариты и массу при достаточно высоких технических и боевых характеристиках. Длина БТР «Тип 96» не превышает 6,85 м, ширина – 2,5 м, высота по крыше – 1,85 м. Боевая масса – 14,6 т. На шоссе бронемашина могла развивать скорость до 100 км/ч. Запас хода – 500 км. Корпус не отличался необходимой плавучестью, из-за чего водные преграды можно было пересекать только по бродам.
В 1996 году Сухопутные силы самообороны приняли новый бронетранспортер на вооружение, а также дали старт серийному производству такой техники. Выпуск машин «Тип 96» планировалось осуществлять в рамках кооперации между несколькими крупными компаниями. По имеющимся данным, первый контракт подразумевал поставку 500 единиц техники. Каждая машина, в пересчете на доллары США, обошлась заказчику в 1,6 миллиона. Уже в 1996 году заказчик получил машины первой серийной партии. В соответствии с условиями заказа, промышленность поставляла бронетранспортеры как с пулеметами, так и с автоматическими гранатометами.
В связи с ограничениями существующего законодательства БТР «Тип 96» не продвигался на международном рынке. Единственным заказчиком такой техники остались Силы самообороны Японии. Прочие страны, даже проявив интерес к бронетранспортерам, не могли рассчитывать на их получение.
Сравнительная простота конструкции и достаточное финансирование позволили японской промышленности быстро вывести серийное производство техники на сравнительно высокий уровень. В 2001 году военное ведомство Японии, отчитываясь о состоянии Сил самообороны, сообщало о наличии 72 новых бронетранспортеров. Производство было продолжено, в результате чего общая численность техники увеличилась в несколько раз. В отчете за 2014 год упоминалось существование 365 бронетранспортеров «Тип 96».
Компании-подрядчики смогли вывести производство бронетехники на достаточно высокий уровень и передавать войскам по несколько десятков машин в год. Тем не менее, даже такие успехи не позволили выполнить все имеющиеся планы в приемлемые сроки. За два десятилетия производства удалось построить менее трех четвертей от изначально планировавшегося количества техники. Выпуск всех 500 бронемашин, оговаривавшийся изначальным контрактом, уже невозможен. По имеющимся данным, командование уже приняло решение о прекращении производства «Тип 96» в пользу более новой техники.
За время серийного производства БТР «Тип 96» смог стать основой только для одной специальной бронемашины. На имеющемся шасси путем незначительных доработок конструкции была создана машина радиационной, химической и биологической разведки. В этой модификации из десантного отделения удалили лавки, вместо которых разместили различное специальное оборудование, в том числе анализаторы и детекторы, а также средства для разметки территорий. Снаружи корпуса разведывательной машины монтируются средства для самостоятельной дезактивации / дегазации.
Как известно, японское законодательство накладывает самые серьезные ограничения на развитие и использование Сил самообороны. В частности, в течение длительного времени было полностью запрещено участие японских военнослужащих в боевых операциях за пределами страны. Прямым следствием этого стало использование машин «Тип 96» только в ходе учебно-боевых мероприятий Сухопутных сил самообороны. В реальных боях эта техника никогда не использовалась и, по-видимому, уже не будет.
Серийное производство колесных бронетранспортеров «Тип 96» позволило провести частичное перевооружение стрелковых частей и отказаться от большого количества техники устаревших типов. К моменту начала поставок новых машин войска располагали гусеничными БТР «Тип 60» и «Тип 73», уже не отвечавшими современным требованиям. После появления новой колесной техники появилась возможность отказаться от окончательно устаревшей техники, служащей с начала шестидесятых годов. Именно «Тип 96» привел к постепенному отказу от машин «Тип 60», однако недостаточное количество такой техники все же не позволило заменить еще и «Тип 73».
Бронетранспортеры «Тип 96» служат уже более двух десятилетий, и за это время успели потерять часть своего боевого потенциала. В связи с этим японское командование уже приняло решение о создании новой техники аналогичного назначения. Более того, опытный образец перспективной машины к настоящему времени успел выйти на испытания. В новом проекте предлагается использовать некоторые существующие идеи и решения в сочетании с новыми предложениями, способными обеспечить повышение уровня защиты и других характеристик.
Испытания и доводка нового бронетранспортера должны завершиться к началу следующего десятилетия, после чего его планируется поставить в серию. До начала поставок новой техники единственным колесным БТР Сил самообороны Японии будет оставаться «Тип 96». Кроме того, в течение длительного времени новые машины, по объективным причинам, не смогут конкурировать с существующими с точки зрения количества. Также можно предположить, что массовые поставки перспективного бронетранспортера не приведут к отказу от имеющегося «Тип 96». Японские войска до сих пор имеют на вооружении более старые образцы техники, требующие первоочередной замены. Таким образом, «Тип 96» в средней перспективе смогут оставаться в строю.
В рамках проекта, результатом которого стало появление бронетранспортера «Тип 96», японская оборонная отрасль предприняла попытку использования актуальных тенденций в области боевых бронированных машин. На основе зарубежных идей и решений Японии удалось создать достаточно интересный и удачный образец, не уступающий существующим аналогам в основных характеристиках. Техника успешно справилась с испытаниями и поступила в серийное производство. Появление новых машин позволило отказаться от некоторых устаревших образцов, а также провести частичную замену иной техники. В итоге на данный момент БТР «Тип 96» является одной из основных бронемашин Сухопутных сил самообороны и вполне способен сохранять такой статус в ближайшем будущем.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
Вот какую машину нужно ввести в ману «Gate».