В настоящее время научные и промышленные организации США ведут работу над несколькими видами перспективного оружия, использующего новые принципы поражения целей. Исследуются и проверяются при помощи опытных образцов лазерные системы, т.н. рельсовые орудия и специальные боеприпасы. Несколько дней назад стали известны новые подробности работ в этой области. Особый интерес в этом контексте представляют последние достижения проекта Hyper Velocity Projectile (HVP), целью которого является создание унифицированного артиллерийского боеприпаса.
17 марта американские конгрессмены получили доступ к свежему докладу Исследовательской службы Конгресса под названием «Navy Lasers, Railgun, and Hypervelocity Projectile: Background and Issues for Congress» («Военно-морские лазеры, рельсовые пушки и гиперскоростной снаряд: прошлое и проблемы для Конгресса»). Документ за авторством специалиста по военно-морской проблематике Рональда О’Роурка описывает историю нескольких многообещающих проектов, нынешнее положение дел, а также перспективы и проблемы подобных разработок. Одной из главных тем доклада стал проект HVP.
Общий вид снаряда HVP. Рисунок BAE Systems
В основе проекта HVP изначально лежало намерение ВМС США создать перспективное рельсовое орудие. Подобная артиллерийская система, использующая новые принципы метания снаряда, по понятным причинам, не может использовать стандартные боеприпасы. Как следствие, было принято решение о разработке совершенно нового снаряда, получившего обозначение HVP. С целью некоторого упрощения одновременной эксплуатации «традиционных» и перспективных орудий было предложено создать унифицированный боеприпас, пригодный для применения с пороховой и электромагнитной артиллерией.
В настоящее время наиболее мощной корабельной артиллерийской системой в американском флоте являются 127-мм орудия на башенных установках MK 45. Эсминцы типа Arleigh Burke несут по одной такой установке. Новейший корабль USS Zumwalt (DDG-1000) должен оснащаться двумя установками типа AGS с орудиями калибра 155 мм. Артиллерийские системы двух моделей в будущем должны будут использовать снаряды HVP. При этом, за счет использования некоторых дополнительных средств, такие боеприпасы сохранят совместимость с «рейлганами».
Разработка проекта HVP (Hyper Velocity Projectile – «Гиперскоростной снаряд») началась в 2012 году. Подрядчиком по проекту была выбрана компания BAE Systems. Вскоре после начала работ требований были изменены. Предполагаемый калибр в теории позволял использовать новый боеприпас не только с корабельными орудиями, но и вместе с наземной артиллерией. На вооружении сухопутных войск и Корпуса морской пехоты состоит значительное число 155-мм пушек в буксируемом и самоходном исполнении, из-за чего изделие HVP представляет большой интерес не только для флота.
Контр-адмирал Мэттью Кландер (справа) демонстрирует изделие HVP корреспонденту CBS Дэвиду Мартину, 4 апреля 2014 г.
К унифицированному снаряду, совместимому с различными орудиями, предъявляются особые требования. Заказчик желает получить управляемый боеприпас с собственной системой наведения, несущий определенный заряд взрывчатого вещества. Для использования с рельсовым орудием, способным разогнать его до сверхвысоких скоростей, снаряд должен иметь соответствующие аэродинамические характеристики, а также отличаться высокой прочностью как корпуса, так и внутренних компонентов. При всем этом изделие HVP должно отличаться малой массой: этот параметр задавался на уровне 23 фунтов (10,43 кг).
Универсальность боеприпаса должна привести к некоторым специфическим последствиям технического и эксплуатационного характера. Так, при запуске рельсовым орудием боеприпас HVP должен лететь в 6-7 раз быстрее скорости звука. Традиционные «пороховые» орудия отличаются менее высокими энергетическими характеристиками, из-за чего скорость снаряда должна достигать лишь М=3. Как следствие, должны меняться и иные характеристики, прямо связанные с эффективностью стрельбы. К примеру, появляется необходимость в оснащении снаряда боевой частью. При гиперзвуковых начальных скоростях снаряд даже после длительного полета может сохранять значительную кинетическую энергию, способную нанести ущерб цели. Стрельба из артиллерийских систем традиционной конструкции не позволяет получить такие преимущества, из-за чего снаряду требуется фугасная или иная боевая часть.
Корабельная артиллерийская установка MK 45 Mod 4.
Несмотря на заметную потерю в характеристиках в сравнении с «рейлганом», сочетание корабельного орудия MK 45 и унифицированного снаряда HVP должно положительным образом сказаться на результатах стрельбы. Ожидается, что такие боеприпасы смогут эффективно использоваться при стрельбе по надводным или береговым целям. Кроме того, расчетные характеристики «Гиперскоростного снаряда» достаточны для перехвата подлетающих противокорабельных ракет. В декабре прошлого года в одном из докладов военного ведомства указывалось, что снаряды HVP при расчетной стоимости около 25 тыс. долларов оказываются одним из самых эффективных средств защиты от противокорабельных ракет противника. С точки зрения стоимости/эффективности подобные системы должны превосходить другие комплексы защиты кораблей.
Дальнейшее развитие снаряда HVP позволит дополнительно повысить боевые качества артиллерии. В частности, возможно создание боеприпасов с новой боевой нагрузкой. Так, в 25-фунтовом снаряде можно поместить 500 трехграммовых готовых поражающих элементов. За счет высокой начальной скорости самого снаряда эти элементы смогут образовывать крупное «облако», непреодолимое для ракет противника. Такие возможности могут использоваться для перехвата противокорабельных ракет, в том числе и при залповом их запуске, а также при уничтожении иных сложных целей.
К настоящему времени специалисты военно-морских сил США и компании BAE Systems успели провести проект Hyper Velocity Projectile через несколько важнейших стадий. Уже был определен общий облик самого снаряда и средств обеспечения совместимости с разными орудиями. Также были изготовлены и испытаны опытные образцы снарядов. В ходе проверок характеристики такого оружия были частично подтверждены, однако еще не все параметры удалось вывести на требуемый уровень. Из-за этого и по ряду иных причин снаряд HVP пока не готов к принятию на вооружение и поставкам в войска.
Опытный образец установки AGS на полигоне.
В связи с высокими требованиями по скорости полета перспективный снаряд имеет достаточно простую форму корпуса. В то же время, корпус, как и остальные элементы изделия, отличается высокой прочностью, необходимой для работы при имеющихся нагрузках. Сам снаряд имеет корпус конической формы с небольшим скругленным участком в головной части. У донной части снаряда помещаются четыре управляемые плоскости трапециевидной формы. Компоновка изделия не уточнялась, но есть все основания полагать, что головной и центральный отсеки могут вмещать системы самонаведения и боевую часть, а рядом со стабилизаторами находятся некоторые рулевые машинки. Собственно снаряд HVP имеет длину 24 дюйма (609,6 мм) и весит 28 фунтов (12,7 кг). На «полезную нагрузку» боеприпаса приходится 15 фунтов (6,8 кг). Имеется возможность создания разных боевых частей, соответствующих требованиям заказчика.
Интереснейшей особенностью проекта Hyper Velocity Projectile являются средства обеспечения совместимости с орудиями разных типов и классов. В соответствии с пожеланиями заказчика, боеприпас должен применяться корабельными орудиями двух типов, 155-мм сухопутными системами и перспективными «рейлганами». Нетрудно заметить, что такое вооружение отличается друг от друга не только принципом действия, но и калибром. Проблема совместимости одного универсального снаряда с тремя орудиями была решена интересным образом. В зависимости от типа орудия, боеприпас предлагается комплектовать отделяемым поддоном необходимого типа.
Для использования снаряда HVP с орудиями калибра 127 мм предлагается поддон с баллистическим колпаком. Конический колпак прикрывает головную часть снаряда. Сзади к колпаку крепятся несколько продольных элементов, соединенных с хвостовым стаканом. В задней части колпака и на стакане имеются ведущие пояски. После выхода из ствола поддон разделяется на несколько частей и освобождает снаряд. При наличии поддона изделие HVP по своим размерам и форме почти не отличается от штатных пятидюймовых снарядов, применяемых корабельной артиллерией.
Снаряд HVP с поддоном для использования 127-мм орудиями. Рисунок BAE Systems
Ввиду сравнительно малого калибра HVP может использоваться с орудиями калибра 155 мм только при наличии дополнительных средств, имеющих соответствующие габариты. Такой поддон состоит из трех поперечных вогнутых дисков, соединенных шестью продольными пластинами. Хвостовые стабилизаторы снаряда находятся внутри стакана с вогнутыми элементами на боковых стенках. В отличие от «корабельного» поддона, 155-мм система не полностью закрывает снаряд. Его головная часть выступает за передний срез поддона. Естественно, в конструкции поддона предусмотрены легко открываемые крепления, обеспечивающие его сброс после выхода из ствола.
Самый оригинальный и необычный поддон предлагается для использования с рельсовыми орудиями. В таком случае снаряд HVP помещается внутри прямоугольной конструкции, собранной из трех поперечных пластин с круглыми отверстиями и треугольных продольных элементов. Задний торец этой части поддона соединяется с крупным блоком большой длины, имеющим вырез характерной формы. Задачей хвостового блока является обеспечение правильного взаимодействия с элементами орудия при выстреле. После выхода из орудия необычный поддон сбрасывается.
По имеющимся данным, несмотря на значительную разницу в конструкции, все три поддона имеют схожие габариты и массу. Так, снаряд вместе с поддоном имеет длину 26 дюймов (660 мм) и весит 40 фунтов (18,14 кг). Таким образом, поддоны имеют массу не более 5,5 кг.
Боеприпас для орудий калибра 155 мм. Рисунок BAE Systems
К настоящему времени были опубликованы некоторые характеристики перспективных снарядов. При использовании изделия HVP с орудием MK 45 модификации Mod 2, имеющей ствол длиной 54 калибра, ожидается получение дальности стрельбы не менее 40 морских миль (74 км). Более новые орудия MK 45 Mod 4 со стволом длиной 62 калибра смогут отправлять такой же снаряд на дальность свыше 50 морских миль (93 км). 155-мм артиллерийская система AGS эсминца USS Zumwalt (DDG-1000) покажет дальность более 70 морских миль (130 км). При использовании с перспективной рельсовой пушкой ожидается дальность стрельбы более 100 морских миль (185 км). Сухопутные артиллерийские подразделения, вооруженные 155-мм орудиями, смогут атаковать цели на дальностях более 80 км.
Корабельная артиллерийская установка MK 45, использующая снаряды HVP, способна делать до 20 выстрелов в минуту. Система AGS и «рейлган» должны будут показывать вдвое меньшую скорострельность. Сухопутные 155-мм орудия смогут делать до 6 выстрелов в минуту.
Принципиальная возможность использования унифицированного «Гиперскоростного снаряда» вместе с артиллерийскими системами различных гласов уже была подтверждена на практике. К 2015 году заказчик и подрядчик завершили основные проектные работы и подготовились к проведению испытаний. Первые стрельбы с использованием снарядов HVP были проведены в 2015 году. В этих тестах боеприпас проверялся с серийными орудиями калибра 127 и 155 мм. Также имеются сведения об испытаниях снаряда с опытным «рейлганом». Несколько дней назад в американских средствах массовой информации появились сообщения о проведении очередных испытаний. На этот раз снаряд Hyper Velocity Projectile использовался самоходной гаубицей M109.
Снаряд в поддоне для рельсовых пушек. Рисунок BAE Systems
В настоящее время, по имеющимся данным, авторы проекта HVP продолжают его развитие и готовятся к новым проверкам. В прошлом году сообщалось, что в 2018-м должны пройти новые испытания, целью которых является демонстрация возможностей боеприпаса в контексте его реального использования военно-морскими силами или сухопутной артиллерией. Успешное завершение этих испытаний позволит продолжать работы, что в дальнейшем откроет снаряду HVP путь в арсеналы вооруженных сил.
Согласно нынешним планам и взглядам, боеприпас HVP в будущем сможет значительно повысить эффективность работы корабельной и сухопутной артиллерии. Малые размеры и масса позволяют получать высокие показатели дальности стрельбы даже при запуске снаряда из орудий традиционной конструкции. Кроме того, ограниченные размеры боевой части и система самонаведения должны повысить вероятность поражения указанной цели при одновременном сокращении т.н. сопутствующего ущерба.
Снаряд с осколочно-фугасной боевой частью может использоваться для уничтожения надводных или береговых целей. Его можно рассматривать в качестве замены для существующих боеприпасов, отличающейся более высокими характеристиками. Известно о планах по созданию модификации снаряда, несущей большое число легких готовых поражающих элементов. Такой боеприпас должен будет найти применение в системе корабельной ПВО. Расчеты показывают, что выброс поражающих элементов в сочетании с другими характеристиками снаряда позволят повысить вероятность перехвата противокорабельных ракет, в том числе на больших дальностях.
Способы и сферы применения перспективных рельсовых орудий со снарядом HVP.
В целом, на данный момент проект Hyper Velocity Projectile и все связанные с ним перспективные программы в области корабельных и сухопутных вооружений выглядят интересно и позволяют Пентагону надеяться на получение высоких результатов. Тем не менее, поставленные задачи пока решены лишь частично. Так, насколько известно, рельсовые орудия еще не вышли на требуемый уровень основных характеристик, а использование снарядов HVP в прочих сферах пока ограничено полигонными испытаниями. Кроме того, текущий проект имеет и проблемы иного рода. При всех своих преимуществах, новое изделие отличается слишком высокой ценой. Снаряд стоимостью 25 тыс. долларов, даже показывая высочайшие характеристики, рискует подвергнуться жесткой критике со стороны конгрессменов. Кроме того, такая цена вряд ли обрадует ответственных лиц военного ведомства, занимающихся финансами.
Несмотря на проблемы технического и технологического характера, практические затруднения и общую сложность работ, свойственную всем новым проектам, Пентагон и BAE Systems продолжают развитие унифицированного боеприпаса Hyper Velocity Projectile. К настоящему времени это изделие было выведено на испытания и проверено вместе с артиллерийскими системами нового типа. В случае успешного завершения проекта вооруженные силы США получат новый удобный инструмент для решения боевых задач. Тем не менее, на завершение всех необходимых работ потребуются определенное время и соответствующие затраты.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
Расстрел ракет гиперзвуковой «картечью 2.0»? Любопытно.
Учитывая, что стрелять им сможет не только лишь рельсовая пушка, но и водородная. Тем же водородом и заправлять снаряд перед выстрелом, кстати.
Доклад для Задорнова от армии.
—С точки зрения стоимости/эффективности подобные системы должны превосходить другие комплексы защиты кораблей.—
Кому они должны ??? Пентагон — разработчику и производителю навсегда будет должен за 1 пульку в 25 тонн баков +поддон+системы обслуживания.
—при одновременном сокращении т.н. сопутствующего ущерба.—
М как же это будет для ОФ боеприпаса — снижение ущерба ???? Идиоты ? Нужно увеличение на то он и ОФ.
1 снаряд на все случаи жизни — утопия. Никогда сверхбыстрый ОФ127мм не заменит полноценный ОФ155м (просто управляемый).
Начитаются мифов и удивляются. ))))
В общем самая правда в названии докалада только его и стоит читать.
—прошлое и проблемы для Конгресса—
Вот она соль, по другому — Как мы создаем проблемы для Конгресса и просим бабла.
А по поводу водородной пушки ))
—но и водородная—
И где на вооружении они стоят ???
А знаю — в тех странах где плазменное и дезинтеграторы уже используются.
Автомобили то на нем по хорошему не делают — оружие должно быть надежнее и удобнее.