В деле строительства неатомных субмарин Россию обогнала даже Бразилия
В эти дни в Бразилии проходит международная выставка авиационных и оборонных систем LAAD-2017. Россия привезла на нее проект неатомной подводной лодки четвертого поколения «Амур-1650» с воздухонезависимой (анаэробной) энергетической установкой (ВНЭУ). Как уверяют наши разработчики, такая субмарина, разработанная санкт-петербургским ЦКБ морской техники «Рубин», способна не всплывать на поверхность моря не менее двух-трех недель. Несет на борту не только торпеды, но и высокоточные крылатые ракеты большой дальности «Калибр», «Оникс» и «БраМос».
Только на самом деле никто ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, уверен, даже не надеется, что проект «Амур-1650» хоть кого-нибудь из зарубежных покупателей заинтересует. Просто наши возят пыльный макет по выставкам, потому что надо же чем-то заполнять экспозицию великой океанской державы. А волынка с этим кораблем самым позорным образом длится уже больше 20 лет.
Кому мы только «Амур-1650» за это время не предлагали… Переговоры вели с Индией, Китаем, Венесуэлой. Даже с Марокко. Никто не купил. А все потому, что продавали, по сути, не боевой корабль, а, в общем-то, воздух. Или чистейшую морскую воду. В реальности никакой неатомной подводной лодки четвертого поколения «Рубин» создать пока так и не сумел. Хотя первая субмарина «Амур-1650», предназначенная на экспорт, была заложена в Питере на «Адмиралтейских верфях» еще в 1997 году. Но так и не достроена с той поры. Зачем, если никто не покупает? А все потому, что ЦКБ «Рубин», несмотря на кучу потраченных бюджетных денег и множество самых горячих посулов разработчиков, по сию пору так и не сумело родить ту самую анаэробную силовую установку, под которую все и затевалось.
Макет подводной лодки «Амур-1650»
И вот закономерный промежуточный итог. По сообщению специализированного портала www.flot.com, на днях принято решение больше с «Рубином» в этом деле не связываться. Создание альтернативного проекта первой отечественной анаэробной силовой установки теперь поручено морскому бюро машиностроения «Малахит». Оно тоже в Санкт-Петербурге. Тоже давно специализируется на создании подводных кораблей, в частности, малых субмарин типа «Пиранья» (проект 865). И все эти годы потихоньку по собственной инициативе и параллельно с «Рубином» разрабатывало собственную воздухонезависимую установку. Правда, только для неатомных субмарин сравнительно небольшого водоизмещения — до тысячи тонн (у «Амура-1650» этот показатель почти вдвое больше). Так что стартовать «Малахиту» предстоит не с пустого места. И хотя бы это внушает определенные надежды, что не все потеряно.
Более того. Именно для ПЛ «Пиранья» еще в конце 80-х годов прошлого века уже была создана воздухонезависимая энергоустановка «Кристалл-20», работающая на водороде и кислороде. В результате электрохимические генераторы «Кристалла-20» без горения и какого-либо механического воздействия совершенно бесшумно выдавали электрический ток и дистиллированную воду. В 1991 году установка была принята Министерством обороны СССР. Но тут распалась огромная страна, все «Пираньи» к 1999 году отправились на свалку, а установка «Кристалл-20» оказалась никому не нужной. Для более крупных субмарин ее мощность в 130 кВт маловата. Поэтому терзания с созданием современной ВНЭУ в России продолжаются.
И ладно бы огромные репутационные и финансовые потери за впустую потраченные десятилетия несли только экспортеры российского оружия. ВМФ России тоже досталось. Потому что «Амур-1650» — это экспортный вариант спроектированной для отечественного флота неатомной подводной лодки четвертого поколения «Лада» (проект 677). Считалось, что «Лады» придут на смену самым малошумным в мире знаменитым «Варшавянкам» (проект 636), прозванным на Западе за скрытность плавания «черными дырами». Причем, новые российские корабли по этому главному для подводников боевому качеству должны были стать еще большей проблемой для врага, чем «черные дыры».
За счет уменьшения габаритов корпуса, внедрения передовой технологии нанесения противогидроакустического покрытия нового поколения «Молния», установки самых шумных агрегатов «Лады» на специальные виброизоляторы и прочих технических ухищрений. При этом сама «Лада» в океане должна была чувствовать себя как рыба в воде. Иметь высокую скорость подводного хода — до 21 узла. Ее гидроакустический комплекс с шумопеленгаторными антеннами в носовой части и выпускной буксируемой антенной позволяет значительно увеличить дистанцию обнаружения противника. А значит — и получить важнейшее преимущество в атаке.
Словом, ожидания большие. При разработке действующей сегодня программы вооружений до 2020 года было заложено, что вот построим мы последнюю серию из шести «Варшавянок» для Черноморского флота. И дальше возьмемся исключительно за долгожданные «Лады». Которых одно время собирались в рамках этой программы спустить на воду крупной серией — четырнадцать единиц. Потом, когда стало ясно, что дело с анаэробными установками у «Рубина» не ладится, названное число сократили до восьми. А теперь и вовсе решено ограничиться всего тремя лодками. Однако на несчастливой судьбе каждой из этой троицы стоит остановиться отдельно.
Головная подводная лодка проекта 677 «Санкт-Петербург» спущена на воду в 2004 году. Но — с обычным дизель-электрическим двигателем. Предполагалось, что это временно. Дескать, когда анаэробная силовая установка у «Рубина» все же дозреет, «Санкт-Петербург» вернут на завод и все же дотянут до полноценного четвертого поколения. Поскольку этого не произошло и по сей день, субмарина находится в так называемой «опытной» эксплуатации на Северном флоте. Вряд ли ей хоть когда-то суждено стать полноценным боевым кораблем. Скорее всего, на «Санкт-Петербурге» продолжат испытывать разного рода технические новинки для подводников.
Головная подводная лодка проекта 677 «Санкт-Петербург»
Вторая наша «Лада» и первая серийная называется «Кронштадт». Она заложена на «Адмиралтейских верфях» двенадцать лет назад, летом 2005-го. Еще через год заложили третий корпус проекта 677, названного поначалу «Севастополем» (позже прямо на стапеле переименована в «Великие Луки»). Поскольку к тому времени всем уже было понятно, что дело с ВНЭУ у нас не ладится, через четыре года строительство и этих подлодок заморозили. Сделано это было по решению тогдашнего главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Владимира Высоцкого. В крайнем раздражении от происходящего, тот камня на камне не оставил на проекте «Лада», заявив: «В существующем виде „Лада“ ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые „мозги“ с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее такие же». Главкому вторил бывший начальник Комиссии государственной приемки кораблей ВМФ контр-адмирал Дмитрий Островский: «Объективно были ошибки на этапе проектирования».
К вопросу об ошибках «на этапе проектирования» мы еще вернемся. А пока отметим, что на флоте до сих пор ходят слухи, будто неуступчивость адмирала Высоцкого по вопросу строительства в России подлодок четвертого поколения стоила ему должности. Кресло главнокомандующего слишком принципиальному адмиралу пришлось освободить в 2012 году, в 58 лет. Что для военачальника такого ранга не возраст. Значит, на самом верху имел место большой скандал.
Новым верховным «вождем» ВМФ РФ назначили Виктора Чиркова. И одной из первых своих директив новый главком ВМФ велел возобновить работу над «Ладами». Правда, к тому времени «рубиновцы» пообещали немного доработать проект. Поставить на серийные корабли другой навигационный комплекс, новые системы управления электродвижением. Увы, у ЦКБ так и не было главного — анаэробной ВНЭУ. Но в 2013 году работа на «Адмиралтейских верфях» над «Кронштадтом» и «Великими Луками» снова закипела.
Поскольку ситуация с каждым годом выглядела все более неприличной, от «Рубина» чередой посыпались обещания типа: «Потерпите еще немного. Вот-вот все будет готово». Выяснилось, что в ЦКБ уже существует стендовый образец ВНЭУ и его испытания назначены на лето 2013 года. Потом — что еще осенью 2012 года установка, названная «Кристалл-27», уже опробована в Белом море — на опытной подводной лодке «Саров». И хотя при этом неназванный источник в главкомате ВМФ заявил, что «выявлены определенные проблемы в работе ВНЭУ, ненадежность некоторых узлов и агрегатов», однако это, якобы, поправимо.
В марте 2015 года гендиректор «Рубина» Игорь Вильнит заявил, что все вообще отлично. «Мы успешно полностью завершили испытания корабельной установки на береговом стенде. Сейчас выполняются работы для проведения морских испытаний этого стенда. Лодка для этого не нужна, это было бы слишком дорого. Есть специальный плавучий стенд, который мы задействуем в самое ближайшее время», — сказал Вильнит.
И тут же успокоил общественность, сказав, что на уже строящиеся «Кронштадт» и «Великие Луки», также и на многострадальный «Санкт-Петербург», поставить долгожданную ВНЭУ «Кристалл-27» будет — раз плюнуть. «Поскольку это установка модульного типа, то она может быть смонтирована на любом этапе строительства подлодки. Необязательно ее устанавливать на новом корабле, это может быть корабль, который уже находится в процессе строительства», — гендиректор.
Только скоро выяснилось, что казенному бодрячеству руководства «Рубина» — грош цена. Терпение заказчика в лице ВМФ России лопнуло. В марте 2016 года было объявлено: «Кронштадт» и «Великие Луки» мы все же достроим через пару лет в виде старых, привычных «дизелюх». Практически — улучшенных «Варшавянок». Больше четырех суток непрерывно находиться под водой они не смогут.
На этом Россия прекращает тянуть резину с мечтами о четвертом поколении отечественных неатомных субмарин. Разом перескочим к строительству еще более современной подлодки пятого поколения типа «Калина». Проект уже разработан «Рубином» и согласован с Министерством обороны РФ. Естественно — с ВНЭУ, которой на сегодняшний день в стране так и нет. Но когда же и откуда она возьмется?
Складывается впечатление, что в возможностях ЦКБ «Рубин» в этой сфере военные разуверились. Вот и пришлось звать на помощь «Малахит». Почему сложилась такая ситуация?
По мнению авторитетных экспертов, основная ошибка «рубиновцев» в том, что они слишком долго шли по пути слепого копирования опыта Германии. Да, действительно на определенном этапе кораблестроители именно этой страны вырвались в мировые лидеры в деле создания ВНЭУ для подводных лодок. В 2005 году ВМС Германии получили первую субмарину проекта 212 с силовой установкой замкнутого цикла, работающей на водороде. Такая лодка может не всплывать на поверхность до 20 суток.
Потом у немцев появилось ее дальнейшее технологическое продолжение — подводная лодка проекта 214. Но скоро выяснилось, что движение на водороде — это слишком дорого и сложно. Ресурс германских установок небольшой. Их мощность невелика — всего 120 кВт. То есть меньше, чем на энергетической установке «Кристалл-20», которую «Малахит» тридцать лет назад создал для своей «Пираньи».
Германские субмарины перестали покупать другие страны. А мы продолжали топать по этому пути. Как несколько лет назад рассказал мне известный специалист в этой области заслуженный изобретатель РФ, доктор технических наук Николай Кириллов, в неофициальных беседах коллеги из ЦКБ «Рубин» ему признавались: «Мы за тридцать лет работы над водородными топливными элементами сожрали столько бюджетных денег, что если вдруг признать этот путь ошибочным, нас просто порвут на части».
Судя по всему, признать очевидное все же пришлось. Уже объявлено, что будущая «Калина» не будет возить на себе большой запас готового водорода, как на германских лодках проекта 212 и 214. Без этого газа на новом российском корабле все же не обойтись, но получать водород на борту собираются из дизельного топлива методом риформинга. Не вдаваясь в технологические дебри, поясним, что для выработки электричества понадобятся еще и водородно-кислородные топливные элементы. Мощность двигательной установки проекта «Калина», как обещают, составит вполне приличные 400 кВт.
Это выглядит многообещающе, но одна беда. Серийное производство субмарин пятого поколения типа «Калина» Россия начнет не ранее 2025 года. А нас на этом пути уже обогнали не только Германия, но и Швеция, Япония, Франция, Италия, Испания, Голландия. Бразилия собирается строить такие корабли на верфи в городе Итагуаи. В феврале о планах создания собственной неатомной подводной лодки S-26 с ВНЭУ на основе двигателя Стирлинга объявил Китай.
Судя по тому, какими темпами Пекин развивает свой флот, этой новинкой он обзаведется куда раньше, чем выйдет в море российская «Калина».
/Сергей Ищенко, svpressa.ru/
ой, любая критическая статья вызывает подгорание пердаков тупых псевдопатриотов. на таких дебилах как вы все воры и сволочи наверху и держаться
Псевдопатриотов не бывает, как и урапатриотов. Бывает либо патриот либо не патриот и всё. Аноним-333 не патриот, он пытается выдать себя за патриота не зная что это такое, а не зная что такое патриотизм считать себя патриотом он не имеет права.
Даже либералы, настоящие либералы! коих фактически в РФ нет, а те что зовут себя либералами они ни либералы а либерасты, даже либералы бывают патриотами но только если они настоящие либералы а не либерасты.
вот например https://pbs.twimg.com/media/CV2XCmPWwAA5Ul9.jpg:large
«у меня есть претензии к моей стране, но обсуждать я их буду не с вами» — В.Высоцкий в интервью западным журналистам.
Эк,до Высоцкого вам, как до Антарктиды пешком и задним ходом. По одной причине любви,с подпиндосниками типа трорка.
Что касается этой критической статьи,я таких «аргументированных» статей могу десяток накалякать, факты где ?,а так можно подумать что к автору данной статьи,корабелы всего мира ходят и дают насосать из пальца на статью.
Про псевдопатриотов полностью согласен. Люди, которые не могут трезво оценивать наш потенциал работают на наших врагов. А тем более не понятно, зачем в технической перепалке вести себя как площадное хулиганье. Это ведь не для кого не секрет, что наше образование катится под откос, в том числе и высшее кораблестроительное.
Мужики, что хреновато все, козе понятно. Систему образования почему то сменили. Бывшая система здравоохранения кого то не устроила, сейчас взгляни в глаза врачу у подавляющего количества увидишь там только деньги, обдирают как липку. А бывшие эти системы считались лучшими в мире, многие страны изучают наш бывший опыт. Милиция кого то не устроила, стала Полиция, дети спрашивают: «Это они партизанов вешали?» Пенсионные деньги в новой реформе никак не поделят, кому тратить. Но нам досталась такая большая и богатая природными ресурсами страна, которую сотнями лет грабили, грабят и не возможно подсчитать сколько столетий еще можно грабить. Нефти газа, пока наш земной шарик не остынет у нас будет предостаточно. Не верте заказным статьям о происхождении углеводородов, есть две теории их происхождения. Я придерживаюсь теории что эти запасы в месторождениях восполняются со временем где то в среднем через 50 лет, уже есть доказанные, выкаченные ранее месторождения восполняются (Ромашкинское и т. д. гуглите сами.) В СССР нефть качали меньше но кормили на халяву пол земного шара и сами жили и строили корабли и самолеты за которые нам на международных выставках присуждали золотые медали (Ил-18 к примеру и т.д.) Сейчас качаем больше а денег почему то не хватает, хотя даже перерабатывать сырья стали больше. Так вот, наши богатые тоже могут плакать, когда у них заканчиваются деньги, а ресурсы, откуда они идут трудно подсчитать. А они (ресурсы) здесь у нас на нашей территории, и завистники заграничные слюнями истекли. А посему наши, которые умные богатые, понимают что счастье не в наличных деньгах, которые заканчиваются а в бесконечных ресурсах, которые надо защищать, это аксиома. Сейчас понятие Родина воспринимаеться по разному. Кто то будет драться за источники доходов а кто то, нас конечно большинство, не пожалеют свои жизни ради своих детей, родителей и других. Поэтому в защите страны мы все едины и деньги на оборону будут и дальше выделяться. Есть еще параметр достаточности оружия для обороны. В начале семидесятых я ходил на боевые дежурства в район Бермуд, преодолевали два противолодочных рубежа НАТО в одну сторону, не всплывали по 3 месяца и так меняя друг друга один стратег на другой в каждой зоне боевого дежурства, потому что дальность наших ракет была 2700 км. Сейчас количество переходит в качество, уже достаточно пульнуть ракету прямо от пирса, из Баренцево моря или с полюса. В будущей войне не будет победителей, пиндосы это понимают и воевать с нами они никогда не будут, они знают как воюем мы и как они. Поэтому они нацелены на подрыв нашей страны изнутри, развалить, развратить, купить все и всех и насоветовать всякую хрень, как нам нужно жить по доброте своей.
Интересный послужной список у автора. Начальник группы- это должность , в зависимости от ранга корабля, максимум- капитан-лейтенант, затем газета, дальше газета и опять газета. Откуда тогда взялся кап.1 ранга? От господа бога? За работу в газете ни в СССР ни сейчас в РФ воинские звания не давали и не дают!
Дело не подводных лодках. Вообще прежний драйв с топливными элементами сошел на нет, причину этого и следует выяснить. Даже электромобили ездят на китайских ширпотребовских литиевых батарейках, хотя прежде для этого пророчили топливные элементы.
СССР союз не русских республик, так причём эдесь мы ? У власти черт знает кто был.
Им на Россию было плевать. Только Путёвый стал боле менее именно российские структуры государства выстраивать.
Установку на двигателе Стирлинга ещё и потому изобретать следует, что из неё основа энергетики для Арктики получится. Конечно, иметь надёжную дешёвую электрохимию тоже здорово. Но если она пока капризная, дорогая, требует водорода. А Стирлинг вот он, питается много чем, даже углём, дровами и солнечным теплом. В перспективе термоакустический. Но, конечно, это всё по-прежнему печка и она греет в силу термодинамики, а электрохимия обещает не греть и радикально снизить тепловой след, поэтому от разработок электрохимии всё равно не уйти.