Артиллерия не может полноценно решать поставленные боевые задачи без точных данных о местонахождении цели и корректировки огня. Разведка целей и определение результатов стрельб может осуществляться разными методами и средствами. Несколько десятков лет назад в нашей армии появились т.н. подвижные разведывательные пункты – специальные бронированные машины, способные изучать поле боя, искать цели и помогать работе артиллеристов. Самым новым образцом военной техники этого класса на данный момент является машина ПРП-4А «Аргус».
До недавнего времени основными подвижными разведывательными пунктами сухопутных войск России были бронемашины ПРП-4 «Нард» и ПРП-4М «Дейтерий», созданные еще во времена Советского Союза. За прошедшие десятилетия требования к подобной технике изменились, в результате чего был разработан новый проект специальной разведывательной машины. Путем переработки шасси и прочих агрегатов, а также с помощью замены части целевого оборудования удалось перевести машину на современную элементную базу, а также заметно повысить ее характеристики в сравнении с предшественниками.
Проект улучшенного разведывательного пункта ПРП-4А разрабатывался конструкторами Рубцовского машиностроительного завода (с 2011 года – Рубцовский филиал научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод»). Ранее это предприятие занималось серийным производством аналогичной техники предыдущих моделей, и теперь ему было поручено создание нового образца. Основные работы были завершены уже в середине прошлого десятилетия. После требуемых испытаний, в 2008 году новый разведывательный пункт был принят на вооружение под официальным обозначением ПРП-4А «Аргус».
Следует отметить, что широкая общественность далеко не сразу узнала о новейшей отечественной разработке. Сведения о проекте «Аргус» появлялись и ранее, но первая официальная демонстрация такой техники состоялась только в 2013 году. Впоследствии подвижные разведывательные пункты новой модели участвовали в нескольких отечественных военно-технических выставках в качестве экспонатов на статической стоянке.
По своей сути новая бронемашина ПРП-4А представляет собой дальнейшее развитие существующих образцов аналогичного назначения. Повышение технических и эксплуатационных характеристик производилось за счет замены специального оборудования, тогда как защита, силовая установка, вооружение и т.д. остались прежними. Как следствие, современный образец и его предшественники имеют минимальные внешние отличия при заметной разнице в возможностях.
Подобно предшественникам, разведчик «Аргус» строится на шасси боевой машины пехоты БМП-1/2. В связи с иной ролью на поле боя существующий образец претерпевает некоторые изменения. Так, центральный отсек с боевым отделением дорабатывается с целью установки новой аппаратуры. Кроме того, высвобождается кормовое десантное отделение, часть объемов которого тоже используется в качестве аппаратного отсека. Наличие большого количества крупногабаритных приборов привело к резкому сокращению комплекса вооружения. Для самозащиты экипаж может использовать только сравнительно маломощное оружие.
Корпус базовой машины пехоты используется без каких-либо серьезных изменений и доработок. Он сохраняет противопульное бронирование, защищающее только от стрелкового оружия. Остается прежней компоновка с передним моторным отсеком, рядом с которым находится отделение управления. Центральная часть корпуса несет башню с набором специальных средств, а под ней и в корме имеется свободное пространство, используемое тем или иным образом.
В передней части корпуса помещается дизельный двигатель УТД-20С1 мощностью 300 л.с., сопряженный с механической трансмиссией. Сохраняется конструкция ходовой части. На каждом борту помещается по шесть опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Часть катков комплектуется дополнительными гидравлическими амортизаторами. В передней части корпуса помещаются ведущие колеса, в корме – направляющие. Верхняя ветвь гусеницы лежит на поддерживающих роликах. Подвижный разведывательный пункт сохраняет возможность плавания, для чего используются перемотка гусениц и специальные решетки над задней их частью.
Существующая башня конической формы, отличающаяся небольшой высотой, получила обновленное оснащение. Как внутри боевого отделения, так и на внешней поверхности башни устанавливается большое число оптических, радиоэлектронных и иных приборов различного назначения. С их помощью экипаж может вести разведку, наблюдать за местностью, искать цели и определять их координаты. За счет применения различных средств ПРП-4А может наблюдать за объектами на расстоянии прямой видимости или на большом удалении.
Наиболее простыми средствами наблюдения за местностью являются несколько перископических приборов, размещенных на крыше башни. Два таких устройства монтируются в передней части крыши и обеспечивают наблюдение за передней полусферой. Основные перископы дополняются несколькими подобными устройствами упрощенной конструкции, расположенными на крыше и на люках. С помощью всех этих приборов экипаж может следить за крупными секторами окружающей местности, однако для наблюдения за некоторыми участками пространства требуется поворот башни.
На бортах башни закрепляются крупные бронированные кожухи, необходимые для размещения дополнительной оптико-электронной аппаратуры. Для визуального поиска целей предлагается использовать активно-импульсный прибор 1ПН125 и тепловизор 1ПН126. Эти изделия помещаются в защищенных кожухах с подвижными передними крышками. Жесткое крепление приборов позволяет наблюдать только за определенным сектором передней полусферы.
Для увеличения дальности обзора и обнаружения объектов противника в любое время суток и при любых погодных условиях в состав бортового оборудования введена собственная радиолокационная станция типа 1Л120-1. В кормовой части башни предусматривается установка дополнительного защищенного короба, внутри которого помещается антенное устройство с гидравлическим приводом подъема. При подготовке РЛС к работе производится подъем внешней крышки, после чего гидравлика поднимает антенну и приводит ее в рабочее положение.
При необходимости экипаж подвижного разведывательного пункта может осуществлять наблюдение за местностью при помощи выносных средств. На борту машины присутствуют несколько оптических приборов в переносном исполнении, при помощи которых быстро организуется стационарный наблюдательный пункт.
Данные со всех приборов, в том числе видеосигнал от оптико-электронных устройств поступают в вычислительный комплекс, оснащенный двумя автоматизированными рабочими местами экипажа. С помощью последних операторы-разведчики могут изучать местность и искать различные объекты противника, в том числе замаскированные. В состав бортового оборудования включены средства навигации, необходимые для определения собственных координат бронемашины и расчета местоположения целей. Имеются средства связи, позволяющие передавать данные о найденных объектах тем или иным потребителям. Дальность связи – 50 км. Также имеются средства для хранения собранной информации.
Разведывательный пункт ПРП-4А «Аргус» имеет возможность полноценной работы в любое время суток и не зависит от метеорологических условий. Тем не менее, бортовые средства наблюдения отличаются друг от друга своими характеристиками. При использовании оптико-электронных приборов экипаж может заметить танк противника на расстояниях до 8 км днем и на дальности до 3 км ночью. Если противник использует средства маскировки в видимом и инфракрасном диапазонах, дальность обнаружения танка падает до 2 км. Применение радиолокационной станции 1Л120-1 позволяет искать бронетехнику в любых условиях на дальностях до 16 км. Пехотинец может быть замечен с 7 км.
Направление на цель, необходимое для расчета ее координат, определяется по углу разворота башни с оптическими приборами или по соответствующим данным от радиолокационной станции. Для вычисления дальности предлагается использовать лазерный дальномер или РЛС. При использовании лазерного дальномера расстояние до бронемашины противника определяется на дистанциях до 10 км. Срединная погрешность определения координат – 20 м. Измерение дальности до крупных объектов, таких как элементы ландшафта или здания, может производиться на расстояниях до 25 км. РЛС способна определять дальность до объекта вплоть до максимальной дистанции обнаружения. Срединная погрешность изделия 1Л120-1 – 40 м.
Машина ПРП-4А должна работать на переднем крае, из-за чего нуждается в эффективных средствах защиты. На случай встречи с противником разведывательный пункт несет один пулемет ПКТМ. Оружие калибра 7,62 мм размещается в лобовой установке башни и имеет боекомплект 1000 патронов. На лобовом листе башни также располагаются семь дымовых гранатометов; на корме предусматривается установка еще шести. Гранатометы управляются системой оптико-электронного противодействия «Штора». По периметру бронемашины размещается набор датчиков, улавливающих лазерное излучение систем противника. При обнаружении признаков атаки производится отстрел гранаты с маскирующим аэрозолем. Имеется термодымовая аппаратура.
Управление всеми системами осуществляется экипажем, размещенным в корпусе и в башне. Рабочее место механика-водителя осталось на прежнем месте и располагается в передней части корпуса. Под башней находятся два оператора бортовых систем, в распоряжении которых имеются автоматизированные рабочее места. Для доступа в машину предлагается использовать люки в крыше корпуса и башни.
По своим габаритам ПРП-4М, в целом, соответствует базовой боевой машине пехоты. Длина разведчика превышает 6,7 м, ширина – 2,94 м, высота – менее 2,2 м. Боевая масса определяется на уровне 13,8 т. Использование готовой силовой установки привело к сохранению приемлемых параметров подвижности на уровне БМП-1/2. На шоссе бронемашина может разгоняться до скорости 65 км/ч, запас хода – 550 км. Водные преграды преодолеваются вплавь со скоростью до 7 км/ч.
По имеющимся данным, опытная техника нового типа была изготовлена в начале второй половины прошлого десятилетия. После проведения всех необходимых испытаний и проверок новейший подвижный разведывательный пункт был рекомендован к принятию на вооружение. Соответствующий приказ вышел в 2008 году. Однако серийное производство машин «Аргус» началось лишь через несколько лет. Площадкой для сборки такой техники стало предприятие в Рубцовске, разработавшее новый проект.
Первые серийные ПРП-4А были переданы строевым частям сухопутных войск в 2012 году. В следующем году новую технику получили артиллеристы Южного военного округа. Освоив машины, разведчики приняли участие в учениях ракетных войск и артиллерии, в ходе которых проверили свои навыки ведения разведки и корректировки огня в различных условиях. В дальнейшем поставки серийных бронемашин были продолжены. Они передавались Южному, Западному и Центральному военным округам. Техника неоднократно привлекалась к маневрам, и ее экипажи успешно решали поставленные задачи.
До определенного времени разведывательные пункты ПРП-4А работали только на полигонах в рамках учебно-боевых мероприятий, недоступных для широкой общественности. Во время выставки Russian Expo Arms 2015 боевая работа такой техники впервые была показана публике. В программе выставки присутствовали показательные стрельбы самоходной артиллерии. За поражение условного противника отвечали самоходные установки 2С19 «Мста-С», а их работу обеспечивали экипажи машин «Аргус». Разведчики вели поиск целей, определяли их координаты и выдавали целеуказание артиллеристам. После стрельбы они контролировали эффективность обстрела.
Уже имеющиеся в войсках разведывательные машины ПРП-4А «Аргус» хорошо зарекомендовали себя, что было отмечено военным и политическим руководством страны. Ранее было объявлено, что по результатам испытаний, войсковой эксплуатации и применения техники в рамках учений было решено сделать «Аргус» основным средством наблюдения и разведки в артиллерийских войсках. Для этого серийный выпуск техники будет продолжаться в течение некоторого времени. Согласно имеющимся планам, в будущем новые ПРП-4А должны будут дополнить, а затем и заменить все имеющиеся подвижные разведывательные пункты старых моделей.
За успешную разработку нового образца военной техники специалисты Рубцовского филиала НПК «Уралвагонзавод» были удостоены премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2016 год. За создание и освоение промышленного производства ПРП-4А «Аргус» были награждены замдиректора предприятия по производству Александр Бодянский, начальник производственного цеха №1 Александр Саньков, бывший директор и руководитель проекта Сергей Куркин, а также бывший заместитель главного конструктора Владимир Штехман. Как отмечалось в ходе церемонии награждения, прошедшей в начале февраля, на соискание премий правительства было представлено 110 работ в различных областях. Проект «Аргус» вместе с двумя десятками других работ был отмечен премией.
По разным данным, к настоящему времени было построено и передано войскам не менее 15-20 машин нового типа. В обозримом будущем строительство должно продолжиться, в результате чего армия получит новые «Аргусы». С учетом поставленных целей в виде полной замены разведывательных пунктов предыдущих моделей требуется построить и ввести в эксплуатацию не менее нескольких десятков машин. На реализацию подобных планов потребуется несколько лет.
Идея разработки бронемашин со специальным оборудованием, способных проводить разведку в интересах артиллерийских соединений, появилась несколько десятилетий назад. Первый отечественный образец подобной техники был принят на вооружение еще в 1970 году. В дальнейшем оригинальная концепция получила развитие, в результате чего появилось несколько новых специальных машин. Самым новым образцом этого класса, отличающимся наиболее высокими характеристиками, на данный момент является разведчик ПРП-4А «Аргус». В обозримом будущем он должен вытеснить устаревшие машины, став основным образцом своего класса в российских вооруженных силах.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
Это не новая машина, как обычно техника СССР, с обвесом. Ничего нового. И ведь даже сами не замечают как это подверждают. ничего нового не сделали опять. Бабло распилили, типа новую модель создали. Или опять писатель преврал историю.
Хотели и рекламируют:
—Путем переработки шасси и прочих агрегатов, а также с помощью замены части целевого оборудования удалось перевести машину на современную элементную базу, а также заметно повысить ее характеристики в сравнении с предшественниками.—
Далее получили :
—Повышение технических и эксплуатационных характеристик производилось за счет замены специального оборудования, тогда как защита, силовая установка, вооружение и т.д. остались прежними.—
вот тут полностью согласен. ничего принципиально интересного нет. одно время, года три-четыре назад, так же примерно модно было МТ-ЛБ «модернизировать — чего только в них не пихали! прям чуть не весь полностью парк вспомогательной и специальной техники на ее несчастных костях мылились склепать. ну, и с известным итогом…