Одним из крупнейших получателей китайского оружия является Пакистан. По заказу ВВС этой страны в конце 2005 года на платформе Y-8-200 был создан прототип самолёта ДРЛО Y-8P с вращающейся дискообразной антенной радиолокатора. В тестировании РЛС принимали участие пакистанские военные, по их мнению, размещение антенной системы в «классическом» вращающемся обтекателе над фюзеляжем более соответствует требованиям ВВС Пакистана.
Серийный самолёт, созданный на базе модернизированного Y-8F-600, получил обозначение ZDK-03 Karakorum Eagle. Нетипичное для ВВС КНР обозначение самолёта ДРЛО объясняется его экспортным назначением. Таким образом, компания-разработчик «Electronics Technology Group Corporation (CETC)» в названии машины отразила, что это третий самолёт ДРЛО после KJ-2000 и KJ-200, а буквы «ZDK» — акроним на китайском языке, звучащий как «Зхонг Дайан Ke».
Стоимость одного экспортного самолёта в 2009 году составляла $ 278 млн. Всего Пакистан заказал 4 ZDK-03. Первый самолёт этого типа был торжественно передан ВВС Пакистана 13 ноября 2010 года, после чего начались интенсивные испытания с пакистанским экипажем. На постоянной основе самолёты ДРЛО и У ZDK-03 в Пакистане размещены на авиабазе Масрур, неподалёку от Карачи.
Радиотехнический комплекс ZDK-03 обслуживают 6 операторов. Характеристики радиолокатора примерно соответствуют возможностям Е-2С Hawkeye с РЛС AN/APS-145. Помимо радиолокатора и аппаратуры связи, в состав радиотехнического комплекса входят станции радиотехнической разведки и РЭБ. Их антенны размещены в носовой и хвостовой части самолёта.
Поставленные в Пакистан самолеты ZDK-03 стали первыми китайскими самолётами ДРЛО, направленными на экспорт. При этом все ключевые компоненты РТК спроектированы и произведены в КНР. Вычислительный комплекс для селекции сигналов на фоне земли и скоростной обработки данных так же создан в Китае из комплектующих местного производства.
По своим лётным данным ZDK-03 близок к самолёту ДРЛО KJ-200. При максимальной взлётной массе 60700 кг самолёт развивает скорость 662 км/ч. Крейсерская скорость 550 км/ч, скорость патрулирования 470 км/ч. Время патрулирования 10 часов, дальность- 5000 км.
Летом 2014 года появилась информация о принятии на вооружение в КНР нового «тактического» самолёта ДРЛО KJ-500. Эта машина, построенная на платформе Y-8F-600, во многом напоминает KJ-200. Отличительными особенностями KJ-500 является круглая тарелка РЛС, наличие в хвостовой части аэродинамического гребня для компенсации потери путевой остойчивости и плоские антенны станции радиотехнической разведки.
Большим успехом китайских специалистов корпорации CETC можно считать переход от РЛС с антеннами с механическим сканированием к системам с активной фазированной антенной решеткой. В КНР удалось создать и запустить в серийное производство трехкоординатный радар дальнего обнаружения с АФАР, обеспечивающий электронное сканирование по высоте и азимуту. При этом сектор просмотра каждой из трёх плоских антенных решеток, состыкованных в форме равнобедренного треугольника, составляет не менее 140°. Таким образом они взаимно перекрывают соседние сектора и обеспечивают круговой обзор.
В настоящее время серийное производство KJ-500 ведется на заводе в Ченду. На данный момент построено приблизительно десять машин. По количеству находящихся в строю самолётов ДРЛО Китай уже более чем в два раза превосходит нашу страну. При этом в КНР одновременно с созданием тяжелых и дорогих авиационных радиотехнических комплексов на базе Ил-76МД и Y-20 делается упор на строительство относительно экономичных «средних» самолётов ДРЛО.
KJ-200 и KJ-500, создаваемые для «тактического» звена, при необходимости способны выполнять и «стратегические» задачи. Проигрывая по скорости полёта, количеству сопровождаемых целей и наводимых истребителей, турбовинтовые машины при одинаковой с KJ-2000 дальности полёта способны дольше висеть в воздухе. А меньшая производительность РТК вполне компенсируется большей численностью. На представленном ниже спутниковом снимке видно насколько отличаются в геометрических размерах китайские самолёты ДРЛО KJ-500 и JZY-01 от KJ-2000.
Наиболее заметным визуальным отличием экспортного JZY-01 от предназначенного для внутреннего потребления KJ-500 при одинаковом планере является тарелка радиолокатора. На неподвижном обтекателе РЛС китайского самолёта ДРЛО сверху обозначены сектора просмотра излучателей АФАР и имеется характерный «волдырь».
В апреле 2005 года в Ухане во время посещения руководством КНР НИИ № 603 был продемонстрирован макет палубного самолёта ДРЛО. Работы по данному направлению начались после решения о достройке на верфи в Даляне закупленного на Украине по цене металлолома тяжелого авианесущего крейсера пр.1143.6 «Варяг».
После ремонта и переоборудования заложенный в СССР корабль в сентябре 2012 года вступил в строй ВМС НОАК как авианосец «Ляолин», став первым китайским боевым кораблём такого класса. Основой палубного авиакрыла стали истребители J-15 (китайская версия Су-33). Однако большим недостатком является отсутствие в ВМС НОАК палубного самолёта ДРЛО. Закупленные в России вертолёты радиолокационного дозора Ка-31, по мнению китайских адмиралов, не способны обеспечить необходимой дальности и продолжительности патрулирования и являются, по сути, дополнением к мощным корабельным радиолокаторам.
С учётом того, что в Китае реализуется программа строительства полноценных авианосцев, оснащенных паровой катапультой, китайскому флоту остро необходим самолёт ДРЛО палубного базирования. В 2011 году на аэродроме неподалёку от города Сиань начались испытания опытного самолёта JZY-01. Эта машина, созданная на базе транспортного Y-7 (копия Ан-26), предназначалась для отработки радиотехнического комплекса и конструктивных решений, которые в дальнейшем планировалось использовать при создании палубного самолёта ДРЛО.
Первый вариант нёс антенну аналогичную той, что применялась на самолёте KJ-200, однако такой вариант не устроил представителей ВМС НОАК и вскоре на испытания поступил прототип с традиционной дисковидной тарелкой. Большинство экспертов сходится во мнении, что обтекатель РЛС выполнен не вращающимся, и внутри него, как и на более крупном самолете ДРЛО KJ-2000, размещены три активные фазированные антенные решетки, обеспечивающие круговой обзор. В ходе испытательных полётов выяснилось, что громоздкий диск радиолокатора затеняет хвостовое оперение, и это негативным образом сказывается на управляемости.
В итоге самолёт в очередной раз переделали, после чего он стал напоминать увеличенный в размерах «Хокай». Кроме разнесённого хвостового оперения с шайбами на законцовках, на этом варианте появились новые двигатели WJ-6C с 6-лопастными винтами JL-4 — аналогичные тем, что используются на новом транспортном Y-8-600 и самолётах ДРЛО KJ-200 и ZDK-03.
Вопреки муссируемым слухам, JZY-01 не предназначался для испытаний на авианосце. Слишком крупная для палубного базирования машина не имеет складывающегося крыла и не оснащена тормозным посадочным гаком и усиленными шасси. Кроме того, этот весьма тяжелый самолет, не обладающий высокой тяговооруженностью, не способен подняться в воздух с палубы авианосца без помощи катапульты.
В феврале 2017 года в китайском Интернете появилась не слишком качественная фотография, сделанная на одном из аэродромов ВМС НОАК. В ряде источников говорится, что на фотографии запечатлён новый палубный самолёт ДРЛО KJ-600. Исходя из размеров стоящих рядом самолётов и вертолётов, можно сделать вывод, что KJ-600 намного меньше проходившего ранее испытания JZY-01 и должен без проблем поместиться на палубе. KJ-600 во многом напоминает американский Е-2 Hawkeye, но китайская машина имеет меньшие геометрические размеры. Скорее всего, на KJ-600 используется уже привычная для китайских разработчиков схема радиолокатора с тремя активными фазированными антенными решетками в неподвижном дисковидном обтекателе.
В начале «нулевых» китайское руководство после отказа Израиля сотрудничать в деле создания совместного радиотехнического комплекса поставило перед разработчиками задачу локализации производства всех компонентов электронного оборудования самолётов ДРЛО в КНР. В 2014 году было заявлено, что эта программа выполнена. На новых китайских самолётах ДРЛО в вычислительных системах применены компьютеры и программное обеспечение, разработанные и произведённые только в Китае. С целью унификации на разных типах самолётов используются единые коммуникационные и информационные системы. Такой подход позволяет избавиться от иностранной зависимости, удешевить производство, облегчить обслуживание и повысить информационную безопасность.
В данный момент в КНР наблюдается настоящий бум летательных аппаратов, предназначенных как для радиолокационной разведки наземных целей и обзора воздушного пространства. В середине 90-х на вооружение тактической разведывательной авиации ВВС НОАК поступил самолёт J-8FR, созданный на базе перехватчика J-8F. При внешней схожести с перехватчиком, разведывательный вариант сильно отличается от него составом бортового оборудования.
На этом самолёте радар обнаружения воздушных целей Type 1492 заменён отсеком с фото и телекамерами. Вместо демонтированной 23-мм пушки на борту установлена оптоэлектронная аппаратура с широким полем зрения, способная работать в тёмное время суток. Но наиболее заметным нововведением стала подвеска контейнера с РЛС бокового обзора. Этот радиолокатор с синтезированной апертурой способен вести радиолокационную разведку на дальности более 100 км. Но неизвестно, имеется ли на самолёте аппаратура дистанционной передачи собранной разведывательной информации, или анализ данных происходит уже после возвращения самолёта на свой аэродром.
Хотя базовая платформа самолёта J-8F, являющегося китайским концептуальным аналогом советского перехватчика Су-15, морально устарела, эта машина до сих пор находится на вооружении и оснащается достаточно современным БРЭО, вооружением и двигателями. Истребитель обладает весьма впечатляющей скороподъёмностью и разгонными характеристиками. На форсаже его тяговооруженность приближается к единице. Неплохими скоростными параметрами обладает и разведывательный вариант. На большой высоте его скорость может превышать 2 М.
С запасом топлива во внутренних баках радиус действия самолёта-разведчика J-8FR достигает 900 км. Для увеличения продолжительности полёта на самолёт могут быть использованы 600 и 800 литровые подвесные топливные баки, также имеется аппаратура для дозаправки в воздухе. Из вооружения самолёт сохранил ракеты ближнего боя PL-8 SRAAM. В ряде источников указывается, что вместо РЛС бокового обзора может быть подвешены ПРР Х-31Р или её китайский аналог YJ-93.
В китайских источниках говорится, что малосерийное строительство разведчиков J-8FR велось до 2012 года. В перспективе эти машины будут заменены беспилотниками среднего класса, разработка и испытания которых ведётся в настоящее время.
Помимо самолётных платформ мощные радиолокаторы разведки наземных и воздушных целей в КНР адаптируются на вертолётах и БПЛА. С конца 70-х, когда США видели в лице Китая противника СССР, между странами Запада и «поднебесной» велось активное военно-техническое сотрудничество. Среди прочих образцов военной техники в Китай было поставлено 12 французских тяжелых транспортных вертолётов SA 321 Super Frelon. В дальнейшем в КНР наладили лицензионное производство этого вертолёта под обозначением Z-8. Относительно недавно появилась кардинально модернизированная модификация Z-18. В отличие от базовой версии, Z-18 имеет измененную форму передней части фюзеляжа и расширенный грузовой отсек, более мощные и экономичные двигатели WZ-6C. Для радиолокационного обнаружения морских и воздушных целей на базе транспортного вертолёта создан Z-18J.
По сравнению с российским вертолётом радиолокационного дозора Ка-31 это гораздо более крупная и тяжелая машина с максимальным взлётным весом 14 тонн. В настоящее время Z-18J проходит испытания в ВМС НОАК. Прототип вертолета ДРЛО с антенной радиолокатора, расположенной в зоне откидной хвостовой рамы и опускаемой в рабочее положение при нахождении машины в воздухе, был замечен на палубе авианосца «Ляонин».
В 2006 году стало известно, что китайская компания Chengdu Aircraft Corporation (CAC) ведёт проектирование китайского аналога тяжелого БПЛА RQ-4 Global Hawk. Тогда же была озвучена информация, что аппарат создается с применением технологии малой радиолокационной заметности и будет использоваться для высотной разведки. Беспилотник, поучивший наименование Xianlong («Парящий дракон»), поступил на испытания в 2008 году.
В отличие от «Глобал Хок», китайский «Парящий дракон» оснащен крылом оригинальной формы, которое сочетает замкнутое крыло обычной и обратной стреловидности. Крыло представляет собой две плоскости, расположенные друг над другом и соединенные между собой загнутыми кольцами. Такая форма крыла имеет большую подъёмную силу и позволяет значительно снизить расход топлива и увеличить продолжительность полета.
Хотя «Парящий орёл» позиционируется как аналог американского «Глобал Хок», китайский беспилотник уступает по дальности и продолжительности полёта. Согласно сведениям, опубликованным в открытых источниках, при взлётном весе около 7500 кг, китайский аппарат способен подняться на высоту 18300 метров и покрыть расстояние более 7000 км. Максимальная скорость 750 км/ч.
Основным назначением БПЛА является контроль океанского пространства. Для поиска надводных целей «Парящий орёл» имеет радар с синтезированной апертурой, способный якобы обнаруживать цели типа «эсминец» на дальности 480 км. По спутниковым и радиоканалам, через самолёты ретрансляторы данные об обнаруженных целях должны передаваться в штабы и на наземные и морские противокорабельные комплексы. По мнению американской военно-морской разведки, БПЛА Xianlong наряду с разведывательными космическими аппаратами является частью системы целеуказания противокорабельных баллистических ракет берегового базирования DF-21D.
В конце июня 2015 года стало известно о разработке в КНР тяжелого БПЛА Divine Eagle («Божественный орёл»). По сравнению с уже принятым на вооружение «Парящим орлом», это гораздо более крупный и тяжелый аппарат.
Он создан в Шеньяньском НИИ № 601 как многофункциональная разведывательная платформа. На сегодняшний день это, возможно, самый большой из построенных беспилотников. Предполагаемая длина БПЛА Divine Eagle 14-16 метров, а размах крыла может превышать 40 метров. О геометрических размерах БПЛА Divine Eagle можно судить по спутниковому снимку, где он запечатлён на заводском аэродроме в Шеньяне. Представление о размерах аппарата дают припаркованные неподалёку истребители J-7 и J-8.
Прототип имеет спаренный корпус с одним турбореактивным двигателем посередине и двумя килями. Такая схема выбрана с целью увеличения грузоподъёмности. Сообщается, что «Божественный орёл» с взлётной массой около 15000 кг способен достигать высоты 25000 метров и развивать скорость до 900 км/ч. По всей видимости, его основным назначением также будет дальняя морская разведка и слежение за наземными целями. Для чего помимо оптоэлектронных систем разработаны две мощных РЛС с АФАР и спутниковая система связи.
Американские эксперты в области авиационных вооружений и радиолокации предполагают, что столь необычная форма нового тяжелого китайского беспилотника связана с желанием разместить на борту аппарата средства, способные обнаруживать самолёты, выполненные с элементами малой радиолокационной заметности. Так это на самом деле или нет, достоверно не известно, в то же время выражаются обоснованные сомнения в эффективности тяжелого беспилотного аппарата дальнего радиолокационного обнаружения воздушных целей, поскольку это потребует большого количества высокоскоростных дальнобойных каналов связи, и не факт, что в случае столкновения с технологически сильным противником китайские коммуникационные спутники сохранят работоспособность.
/Сергей Линник, topwar.ru/