В начале шестидесятых годов Сухопутные силы самообороны Японии начали эксплуатацию новейших гусеничных бронетранспортеров. К середине следующего десятилетия началось перевооружение пехотных подразделений с использованием более новой техники, однако недостаточные темпы производства новых машин не позволили полностью обновить весь парк бронетранспортеров. В начале восьмидесятых была предпринята новая попытка заменить имеющуюся технику более новыми и совершенными образцами. В результате этих работ Силы самообороны получили первую собственную боевую машину пехоты «Тип 89».
Японские бронетранспортеры «Тип 60» и «Тип 73», в целом, решали поставленные задачи. Тем не менее, эта техника имела весьма заметные недостатки. Имеющиеся корпуса обеспечивали защиту только от стрелкового оружия, а их конструкция не позволяла машине плавать без специальной подготовки. Вооружение обоих БТР состояло из двух пулеметов винтовочного и крупного калибра. На ранних стадиях проектирования рассматривалась возможность применения малокалиберных пушек, однако потом от такого предложения отказались. Бронемашина «Тип 60» достаточно быстро перестала устраивать японских военных, но попытка заменить ее более новой «Тип 73» не увенчалась успехом.
В 1980 году военное ведомство Японии сформировало техническое задание, в соответствии с которым промышленность должна была создать новый образец боевой бронированной машины для перевозки солдат с оружием. Военные желали получить гусеничную боевую машину, защищающую экипаж и десант от стрелкового оружия, осколков и малокалиберных снарядов. В качестве средства огневой поддержки спешившихся бойцов теперь следовало использовать не только пулеметы, но и артиллерийское орудие малого калибра. Кроме того, комплекс вооружения мог быть усилен управляемыми ракетами для борьбы с бронетехникой противника.
Техническое задание на новый проект серьезно отличалось от предыдущих. Очевидно, что оно формировалось с оглядкой на современные зарубежные проекты. Военные желали получить технику с определенными чертами, заставляющими вспомнить об американской БМП M2 Bradley или советских БМП-1/2. Одним из результатов подобного подхода к облику стало изменение классификации техники. Если «Тип 60» и «Тип 73» являлись бронетранспортерами, то характеристики и возможности нового образца позволяли отнести его к категории боевых машин пехоты. Таким образом, бронемашина, впоследствии принятая на вооружение под обозначением «Тип 89», стала первой японской БМП современного облика.
С учетом опыта предыдущего проекта, было решено разрабатывать новый образец в рамках сотрудничества нескольких крупных компаний. Головным подрядчиком. Отвечающим за разработку основной части проекта и осуществляющим общую координацию работ, была назначена компания «Мицубиси». Отдельные агрегаты и элементы конструкции должна была создать компания «Комацу». Производство вооружений, радиоэлектронной аппаратуры и т.д. доверялось нескольким другим субподрядчикам.
Одна из опытных машин, ныне музейный экспонат.
Новый проект, в отличие от предыдущих, разрабатывался без конкурса со сравнением образцов от разных фирм. Тем не менее, это не позволило серьезно сократить сроки проектных работ. Завершить проектирование удалось только в 1983-84 году, после чего компании-подрядчики приступили к сборке опытной техники. В 1984 году на испытания вывели сразу четыре опытных образца. Первые испытания этой техники продолжались в течение двух лет, после чего разработчики получили список необходимых доработок. Доводка проекта заняла некоторое время, после чего улучшенные машины вновь были проверены и рекомендованы к принятию на вооружение.
Завершить все тесты и доработки удалось только к концу восьмидесятых годов. Приказ о принятии новой боевой машины пехоты на вооружение Сухопутных сил самообороны вышел в 1989 году. По году появления этого документа БМП получила официальное обозначение «Тип 89». Одновременно с приказом о принятии на вооружение появился контракт на серийное производство техники. На тот момент сухопутные войска желали получить 300 бронемашин.
БМП «Тип 89» создавалась с учетом зарубежного опыта разработки и эксплуатации техники этого класса, что оказало заметное влияние на облик готовой техники. Внешне и по своей архитектуре японская машина походит на иные машины своего класса. Наибольшее влияние на «Тип 89», вероятно, оказали американский проект M2 и немецкий Marder. Одновременно с этим «Тип 89» не является точной копией какого-либо зарубежного образца, имея некоторые собственные характерные черты.
По некоторым данным, БМП «Тип 89» получила сварной корпус с комбинированным бронированием на основе стальных и алюминиевых сплавов, а также керамических панелей. Точные параметры броневого корпуса засекречены и пока не подлежат оглашению. Имеются отрывочные сведения о возможности защиты экипажа и десанта от обстрела из стрелкового оружия с любых ракурсов. Лобовая проекция, в свою очередь, должна выдерживать попадания малокалиберных снарядов.
Машина имеет традиционную для подобной техники компоновку. В передней части корпуса размещены моторный отсек (слева) и отделение управления (справа). Позади них располагается боевое отделение с внутренними элементами башни и иными агрегатами. Корма отдается под десантное отделение. На крыше корпуса размещается сравнительно крупная двухместная башня с креплениями для всех элементов комплекса вооружений.
Амбразура для стрельбы из личного оружия.
Корпус бронемашины имеет сложную многоугольную форму и изготовляется из большого количества отдельных деталей. Предусматривается крупный наклонный верхний лобовой лист с проемами для вентиляционных решеток и люка водителя. Нижняя часть лобовой проекции прикрывается двумя менее крупными листами. Корпус оснащен крупными надгусеничными нишами, сбоку ограниченными наклонными бортовыми листами. Горизонтальная крыша разделена на две части, причем кормовой лист размещается чуть выше подбашенного. Кормовой лист установили с небольшим наклоном назад.
Башню предлагалось собирать из нескольких броневых панелей разной формы. Детали образуют сравнительно широкую клиновидную лобовую часть, в центре которой имеется качающаяся маска. Предусматривается крыша с наклонным и горизонтальным участками. Вертикальные борта отличаются изменяющейся высотой, их задняя часть используется для образования кормовой ниши. На бортах имеются крепления для монтажа дополнительного вооружения. На крыше башни располагаются прямоугольные кожухи головок прицелов. Для дополнительной защиты передние проемы кожухов могут прикрываться решетками.
В левом отсеке передней части корпуса разместили шестицилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения «Мицубиси» 6SY31WA мощностью 600 л.с. Рядом с двигателем и в переднем отсеке корпуса находились разные элементы автоматической трансмиссии, связанные с ведущими колесами.
Основой ходовой части стали шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. В передней части корпуса поместили ведущие колеса, в корме – направляющие. Верхняя ветвь гусеницы уложена на ролики малого диаметра. Сбоку ходовая часть прикрывается металлическим экраном. Часть элементов ходовой части была заимствована у существующих образцов бронетехники японского производства.
Основным оружием БМП «Тип 89» является 35-мм нарезная автоматическая пушка Oerlikon-Contraves KDE. Это орудие имеет двустороннее питание с быстрой сменой используемого снаряда и способно показывать скорострельность до 200 выстрелов в минуту. Конструкция орудийной установки обеспечивает круговое горизонтальное наведение с возможностью стрельбы с большими углами возвышения. Пушки для боевых машин пехоты предлагалось производить в Японии по лицензии. На одной установке с пушкой размещался 7,62-мм пулемет «Тип 74».
БМП в ходе военно-технической выставки.
С учетом зарубежного опыта комплекс вооружения новой боевой машины пехоты предложили усилить при помощи противотанковых управляемых ракет. Для борьбы с бронетехникой противника предлагается использовать комплекс «Тип 79», адаптированный для установки на БМП. На бортах башни «Типа 89» располагаются две качающиеся пусковые установки, выполненные в виде прямоугольных бронированных кожухов с креплениями для контейнеров с ракетами. Аппаратура наведения и управления, в свою очередь, находится внутри боевого отделения. Комплекс «Тип 79» имеет в своем составе ракету с 4,2-кг кумулятивной боевой частью и полуавтоматическим наведением с передачей команд по проводному каналу.
В соответствующих ситуациях экипаж может использовать дымовые гранатометы. В передней части бортов башни имеются крепления для двух четырехствольных систем с электрическим управлением.
Экипаж боевой машины пехоты «Тип 89» состоит из трех человек. В передней части корпуса рядом с двигателем находится механик-водитель. Его рабочее место оснащено собственным люком в крыше, дополненным несколькими смотровыми приборами. Командир и наводчик находятся в башне и имеют собственные люки. Места в башне укомплектованы всеми необходимыми приборами для ведения наблюдения и использования вооружения.
БМП способна перевозить семерых солдат с оружием. Один десантник должен находиться в центральной части корпуса, позади водителя. Это место оснащено собственным люком в крыше с двумя перископами. На правом борту рядом с передним креслом десанта имеется шаровая установка для стрельбы из личного оружия. Еще шесть солдат должны располагаться в кормовом десантном отделении. В их распоряжении имеются распашные кормовые двери и люк в крыше. В левом борту десантного отделения расположены две амбразуры для применения личного оружия, на правом – три. Еще одно такое устройство находится в кормовой двери. Над всеми амбразурами имеются перископы для наблюдения и наведения оружия.
Получив более мощное бронирование и вооружение, перспективный образец бронетехники оказался крупнее и тяжелее существующей техники. Длина «Типа 89» достигла 6,7 м, ширина – 3,2 м, высота – 2,5 м. Боевая масса определялась в 27 т. Сравнительно мощный двигатель позволил получить максимальную скорость на шоссе до 70 км/ч. Запас хода – 400 км. Авторам проекта удалось обеспечить высокую подвижность на пересеченной местности, однако плавать машина не может. Кроме того, из-за больших габаритов и веса БМП отличается ограниченной мобильностью с точки зрения перевозки военно-транспортной авиацией.
На момент принятия новой техники на вооружение командование Сухопутных сил самообороны планировало приобрести не менее трех сотен подобных машин. Заказ на серийное производство появился в 1989 году, и вскоре первые серийные БМП «Тип 89» поступили в части. Тем не менее, освоение такой техники заметно затянулось. Первая часть, переведенная на новые машины, достигла состояния начальной оперативной готовности только в 1991 году. Кроме того, к этому времени завершилась Холодная война, и Япония, являясь союзником одного из главных ее участников, решила сократить и без того не слишком большие расходы на оборону. Среди прочего, это сказалось на выпуске новой бронетехники.
Запуск противотанковой ракеты.
До конца девяностых годов компания «Мицубиси» и субподрядчики совместными усилиями смогли построить и передать заказчику только 58 боевых машин пехоты нового типа. В дальнейшем ситуация с производством почти не изменилась. По имеющимся данным, к 2014 году общее количество построенных «Тип 89» достигло 120 единиц. Примечательно, что в справочнике The Military Balance 2016 приводятся более скромные показатели. Согласно этому сборнику, на вооружении Японии имеется только 68 БМП «Тип 89». Причины такого расхождения в числах могут быть связаны как с недостатком информации, так и с проблемами, возникшими в ходе эксплуатации бронетехники.
Таким образом, за четверть века серийного производства не была выполнена даже половина первоначальных планов. Командование Сил самообороны все еще намерено получить требуемое количество бронетехники, из-за чего выпуск машин продолжается. Вряд ли три сотни бронемашин будут когда-либо достроены, но хотя бы частичное выполнение ранее существовавших планов все же должно положительным образом сказаться на перевооружении сухопутных войск.
На данный момент большая часть полученных БМП «Тип 89» эксплуатируется в частях сил быстрого реагирования. В случае начала вооруженного конфликта эти соединения должны будут первыми идти в бой и принимать на себя удар противника. Существующее законодательство самым серьезным образом ограничивает участие Сил самообороны в различных вооруженных конфликтах, что имеет понятные последствия с точки зрения эксплуатации военной техники. Состоящие на вооружении машины «Тип 89» до настоящего времени использовались только в разнообразных учениях на территории Японии. В реальных боевых операциях такая техника ни разу не участвовала.
БМП «Тип 89» в парадном строю.
Производство боевых машин пехоты «Тип 89» продолжается, однако темпы выпуска такой техники оставляют желать лучшего. Количество машин в строевых частях постепенно растет, однако до сих пор не в состоянии достичь изначально требовавшихся значений. Известно, что, как минимум, один из прототипов первой партии был сохранен. Сейчас эта машина, имеющая некоторые отличия от серийных образцов, находится в музее при Информационном центре Сил самообороны Японии и доступна для осмотра всем желающим.
Перспективная боевая машина пехоты, впоследствии принятая на вооружение под названием «Тип 89», создавалась в качестве замены для существующих бронетранспортеров и должна была отличаться от них повышенными техническими и боевыми характеристиками. Задача подобного превосходства была успешно решена за счет применения новых конструкций корпуса, силовой установки и ходовой части, а также при помощи использования развитого комплекса вооружения. Тем не менее, финансовые ограничения и проблемы производственного характера так и не позволили Японии построить требуемое количество техники. За 25 лет было собрано только 120 бронемашин, из-за чего весь потенциал новых БМП не может быть реализован на практике.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/