Главная Аналитические статьи и мнения

Внутренние водные пути: технологии проецирования силы

0
1312

Возможности ведения речной войны, по всей видимости, снова становятся значимым фактором в стратегических расчетах многих флотов, поскольку военные стали уделять большое внимание проецированию силы в глубине побережья при проведении своих операций. Рассмотрим некоторые разработки в этой области.

В современном и будущем оперативном пространстве военно-морских сил больший акцент, скорее всего, делается и будет делаться на операциях в прибрежных зонах и озерно-речных районах. Операции на морских просторах и внутренних водоемах становятся скорее единой непрерывной средой, а не просто отдельными наборами боевых задач, флоты всего мира все чаще получают приказы на проведение патрульных и противоповстанческих операций в прибрежных водах, дельтах рек и на внутренних водных путях.

Профессор американского Высшего военно-морского колледжа Милан Вего утверждает, что морские флоты стоят в настоящее время «перед значительно более серьезными и более разнообразными угрозами в береговой зоне, чем прежде». По его словам, эта проблема особенно заметна в закрытых и полузакрытых водах, таких как Персидский залив, и международных проливах, как например Ормузский и Малаккский, где более слабая защищающаяся сторона может уже располагать многоуровневой обороной, состоящей из интегрированных воздушных и береговых систем, наземных и морских средств и сил специальных операций (ССО).

В свете этой тенденции ВМС США в 2006 году вновь обратили внимание на операции во внутренних водах, начав с формирования речных дивизионов (RIVRON) под флагом заново созданного Командования обеспечения экспедиционных сил ВМС США NECC (Naval Expeditionary Combat Command). Каждый дивизион оснащен специально разработанными судами, которые способны обеспечить проведение почти непрерывных операций во враждебном окружении и которые одновременно служат средствами доставки и огневой поддержки небольших тактических подразделений.

Компания Swiftships в сотрудничестве с Университетом Луизианы разрабатывает безэкипажный вариант своего речного десантного катера Anaconda SOC-R; на нижнем фото катер предыдущих серий

В 2012 году были объединены военно-речные силы и морские экспедиционные силы с целью создания формирования для действий в береговых и озерно-речных районах. Созданное гибкое подразделение общего назначения, получившее обозначение CRF (Coastal Riverine Force), способно проводить боевые задачи как в море, на берегу, так и в глубине побережья.

«CRF обеспечивает контроль береговой линии и озерно-речных районов, фактически выполняя операции в открытом море и в глубине побережья, не позволяя заходить в эти районы вражеским силам, — сообщила лейтенант-коммандер Дженифер Крэгг, офицер по связям с общественностью в командовании NECC. — Существует множество боевых задач, которые выполняет CRF, например защита особо важных подразделений; обеспечение безопасности морских портов высадки и аэродромов высадки; патрулирование с целью наблюдения, разведки и сбора информации; задачи типа VBSS (visit, board, search and seizure — визит, высадка на борт, поиск и захват) по обнаружению и задержанию судов, ведущих незаконную деятельность на море; и обеспечение безопасности посадочных площадок и воздушных судов».

«Подразделения CRF развертывались в 2015 году по всему миру во всех зонах ответственности всех боевых командиров, обеспечивая безопасность авианосцев и подводных лодок в портах, в открытом море и на ограниченных водных путях. Они несли службу в качестве приданных групп безопасности на борту судов Командования военно-морских перевозок ВМС (Military Sea lift Command), включая быстроходные транспортные суда и другие особо важные торговые корабли», — добавила Крэгг.

Специальные операции

Для специальных боевых подразделений, выполняющих задачи в прибрежных и озерно-речных районах, способность к взаимодействию с морскими флотами и наземными подразделениями остается одним из важнейших факторов, влияющим на их успешное выполнение. Диапазон этих задач весьма широк: от наступательных операций, разведки и наблюдения до спасения заложников/спасения людей и операций по эвакуации мирных жителей. Эта многообразие определяет потребность в водных транспортных средствах, способных эффективно забрасывать, эвакуировать и поддерживать группы спецназа.

Как считают в одном из спецподразделений НАТО, поскольку военные кампании по своему характеру становятся менее длительными, чем те, что велись в Афганистане и Ираке, специальные силы многих стран стремятся улучшить совместимость с морскими флотами, прежде всего это касается унифицированности систем, повышения возможностей наблюдения и разведки, а также качества оперативного управления.

Для сил морского спецназа, стремящихся десантироваться в район операций, любое число угроз может сократить имеющийся у командиров набор средств, необходимых для внедрения подразделений. Впрочем, существует несколько вариантов, которые мало изменились с течением времени. Они варьируются от более крупных плавающих средств, например жестко-корпусных надувных катеров (лодок) RHIB, способных перевозить установленное тяжелое вооружение и большее количество личного состава, автоматических надводных аппаратов и до менее заметных платформ, например разборных военных надувных лодок MIB (military inflatable boat), гидроциклов и надводных досок с водометными движителями, также не стоит сбрасывать со счетов и базовую тактику внедрения – пешком или вплавь/под водой.

По данным американского командования силами специальных операций USSOCOM, платформа RHIB должна быть способна выполнять ближнее внедрение и эвакуацию специальных сил, ограниченное береговое патрулирование, разведывательные операции и задачи по изоляции поля боя. Она должна перевозиться и десантироваться парашютным способом военно-транспортными самолетами С-5 Galaxy, С-17 Globemaster и С-130 Hercules.

Возможно, самым узнаваемым средством типа RHIB, в настоящее время задействуемым подразделениями сил специальных операций, остается речной катер SOC-R (Special Operations Craft-Riverine) производства US Marine с экипажем из трех специально обученных человек, способный перевозить группу из восьми полностью экипированных спецназовцев.

Катер SOG-R длиной 10 метров и водоизмещением 9 тонн приводится в движение двумя дизельными двигателями Yanmar 6LY2AM-STP, соединенными с водометами Hamilton Jet HJ292.
По данным Корпуса морской пехоты (КМП), эти катера используются для десантных операций в озерно-речных районах; разведки; силового принуждения; защиты зон, периметров и материального имущества; наблюдения, заборов проб воды и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Катер оборудован кроме инфракрасных прожекторов и проблесковых маячков мощной стальной конструкцией с установленным на ней различным оборудованием, в том числе компасом, электронным навигационным комплектом, а также коммуникационным комплектом, включающим тактические радиостанции AN/PRC-117G и приемник GPS DAGR.

Во время своей разработки катер SOC-R прошел эксплуатационные испытания при температурах воздуха до 50°С; он развивает максимальную скорость 40 узлов и имеет максимальную дальность плавания 125 морских миль (231,5 км).

Катера SOC-R, состоящие на вооружении групп катеров специальных операций SBT (Special Boat Team) американского командования USSOCOM, способны скрытно внедрять группы спецназа в заданный район, обеспечивать взаимную поддержку, связь и при необходимости быстро реагировать, оказывая значительную огневую поддержку во время эвакуации групп.

Катер может транспортироваться на подвесе вертолета CH-47D Chinook (фото внизу), экипаж и десант спускаются по тросам вниз в лодку прежде, чем она будет опущена на воду. Для эвакуации для возвращения экипажа и десантников используется лестница. Это позволяет поддерживать высокий уровень взаимодействия между морскими платформами и передовыми оперативными базами, на которых имеется вертолетная площадка.

Сам катер имеет в общей сложности пять установок для вооружения, как правило, на них устанавливаются 7,62-мм пулеметы Гатлинга серии М134; 12,7-мм крупнокалиберные пулеметы; 40-мм автоматические гранатометы и 7,62-мм спаренные пулеметы. Все вместе это вооружение обеспечивает круговую зону обстрела.

К другим вариантам RHIB можно отнести катер специальных сил FRISC (Fast Raiding Interception and Special Forces Craft) компании Marine Specialised Technology, впервые испытанный бельгийским спецназом на учениях НАТО «Холодный ответ» в марте 2015 года в Норвегии.

Катер специальных сил FRISC; нижние два фото — модель FRISC-1200

Это судно способно проводить морские и береговые операции перехвата и VBSS, а также выполнять различные задачи на внутренних водоемах, включая внедрение, эвакуацию и снабжение групп спецназа, а при необходимости оказывать значительную огневую поддержку своими системами вооружения.

На катере FRISC длиной 12 метров установлены два двигателя мощностью по 370 л.с, обеспечивающие максимальную скорость 80 км/ч и максимальную дальность плавания 450 км. FRISC также являясь достаточно большим судном, способно перевозить различные небольшие надувные лодки MIB, что позволяет специальным группам загружаться на меньшие плавсредства для внедрения в районы, не доступные для более крупных судов типа RHIB. Бельгийская спецгруппа уже использует нераскрываемое число этих судов в контртеррористических операциях, в борьбе с пиратами и контрабандистами.

Канадское командование ССО хочет закупить RHIB длиной 9 метров вместимостью 10 метров для береговых и речных операций. Это закупка является частью потребности канадских ССО, которое включает также приобретение тактических наземных машин.

Боевой катер Combatboat 90 постройки Dockstavarvet пользовался успехом у ряда военно-морских сил в качестве катера береговой охраны и войскового транспорта. Небольшая осадка и точная система управления позволяет задействовать катер в речных операциях

Безэкипажные системы

Swiftships, международная судостроительная компания со штаб-квартирой в Вашингтоне, осуществляет разработку безэкипажного варианта своего алюминиевого катера Anaconda SOC-R. Компания в настоящее время работает с Университетом Луизианы, разрабатывая опытный образец для демонстрации технологий. Базовая платформа Anaconda SOC-R имеет длину 11 метров, ширину 2,43 метра и отличается остроскульным V-образным корпусом, что позволяет действовать в пресных и соленых водах, она полностью работоспособна при высоте волн до 0,5 метра и сохраняет живучесть при высоте волн до 2,5 метров. Сдвоенный водометный движитель позволяет катеру развить скорость максимальную свыше 50 узлов.

«Anaconda SOC-R имеет низкий профиль, подходящий для скрытного перемещения вдоль речных берегов и для маскировки в листве и мангровых зарослях, — рассказал руководитель компании Swiftships господин Шах. — Все мачты, реи, вынесенные устройства, антенны сворачиваются для хранения и облегчения транспортировки, а судно можно подготовить к перевозке в течение 30 минут».

«Суда, действующие в озерно-речных районах, могут подвергнуться неожиданной атаке или столкнуться с подводным препятствием или плавающим объектом, — добавил Шах. — Чтобы снизить подобные риски, катер Anaconda наполнен пеной и остается на плаву даже при наличии пробоины…. Это дает превосходные возможности для ведения ближних действии, которые часто встречаются в речных районах, а также способность выдерживать боевые повреждения и выполнять поставленные задачи».

Доработки безэкипажного судна Anaconda-2 также позволят ему выбирать собственный маршрут в береговой полосе или озерно-речном районе посредством дистанционно управляемых или автономных систем. С целью расширения коммуникационных и разведывательных возможностей платформы интегрированы дополнительные сенсоры. Понятно, что целью инициативной программы Anaconda-2 является разработка автономного аппарата, который мог бы выполнять задачи разведки, наблюдения и перехвата продолжительностью более 8 часов.

«Swiftships в сотрудничестве с Университетом Луизианы и другими организациями добавила технологию дистанционно управляемого автомобиля Cajun Bot в платформу Anaconda SOC-R и разработала полностью автономное судно, — пояснил Шах. — Впрочем, вследствие своей стоимости продвинутая электроника для дистанционного управления не является частью стандартного комплекта, но доступна в качестве опции по запросу клиента».

Дистанционно управляемый автомобиль Cajun Bot был разработан в Университете Луизианы

Тем не менее, необходимо еще решить ряд уникальных задач, возникающих при эксплуатации автономных судов в озерно-речных условиях. Например, подобные суда должны быть способны определять разницу между кильватерными струями и воздействием приливов, разницу между речными и морскими берегами, а также определять плавающие предметы, особенно при движении на высокой скорости.

Катер американского флота Riverine Command Boat длиной 49 футов построен судоверфью SAFE Boats International на базе шведского проекта Combatboat 90. Также на переднем плане мы видим катер RPB

Небольшие плавсредства

Более скромным вариантом, доступным для речных операций ССО, является MIB — меньший, с мягким дном и сворачиваемый вариант RHIB.

Эти лодки, обеспечивая быстрое развертывание при выполнении задач внедрения и штурма, могут быть спрятаны под водой во время скрытных миссий, а также перевозиться внутри вертолета CH-47D и самолета С-130.

Представитель ССО НАТО сказал, что военно-транспортный самолет С-130 может выполнять подобные задачи при задействовании системы воздушной доставки морских судов MCADS (Maritime Craft Aerial Delivery System), то есть «группа ССО на парашютах забрасывается на побережье и собирает свою лодку MIB для дальнейшего внедрения в район операции».

В состав системы MCADS, разработанной компанией Airborne Systems North America, входят платформы доставки катеров и лодок беспосадочным способом типа PRIBAD (Platform Rigid Inflatable Boat Aerial Delivery) и PURIBAD (Platform Universal Inflatable Boat Aerial Delivery), оснащенные вытяжным парашютом для вытягивания груза из грузового отсека самолета.

Система воздушной доставки морских судов MCADS

«Лодка и платформа разделяются незамедлительно после отделения от самолета-носителя: платформа спускается отдельно на двухкупольной системе, а лодка на своей четырехкупольной парашютной системе на воду. Далее экипаж вслед за платформой десантируется с самолета на индивидуальных парашютах и приземляется рядом с готовой, ждущей на воде лодкой».

Надувная лодка Futura Commando (FC) 470 MIB производства Zodiac Milpro является одной из популярных моделей, она состоит на вооружении не называемых ССО разных стран. Лодка доступна разных размеров, что обеспечивает гибкость боевого применения для развертываемых групп.

«Форма корпуса особенно важна, так как позволяет разместить большой груз в самолете, а также улучшает маневренность в различных, зачастую опасных условиях», — сообщил представитель компании Zodiac.

На лодки семейства FC 470 MIB устанавливается многотопливный подвесной двигатель, в комплектацию входят эластичный топливный бак и водонепроницаемые мешки для надежного хранения снаряжения. Новейшая модель в линейке компании, FC 470 Evol 7, отличается измененной формой корпуса и новым надувным дном высокого давления, усиленным рукавом из уникального материала Duratane, что делает лодку легче и более комфортной для пассажиров.

Надувная лодка Futura Commando (FC) 470 MIB производства Zodiac Milpro

Лодка длиной 4,7 метра способна перевозить до 10 человек, имеет максимальную грузоподъемность 1250 кг и полезную площадь днища 3 м2, хотя ограничена в базовой конфигурации двигателем мощностью 55 л.с. Впрочем, опциональное жесткое днище позволяет устанавливать двигатель мощностью 60 л.с.

При выполнении скрытных задач спецгруппы, достигнув района операций, могут либо сдуть и спрятать MIВ под водой, либо просто замаскировать ее на берегу. Однако, на протяжении всей операции необходимо возить за собой баллоны с газом, которые необходимы для надувания лодки и последующей эвакуации после выполнения задания.

Специальные подразделения НАТО до сих пор проводят оценочные испытания надводной доски USB (Unmanned Surface Board) компании Рroteum, которая может перевозиться в MIB и RHIB для скрытного проникновения к цели. Легкая и маневренная доска фактически бесшумна, имеет автономные опции для морской и речной высадки десанта.

Доска весит 35 кг и может принять груз 180 кг, приводится в движение электродвигателем с минимальными магнитными и акустическими признаками заметности, время работы ее составляет не менее часа. Аппарат USB может работать на скоростях от 3 до 25 узлов (5,5 — 46,5 км/ч), имеет максимальную дальность плавания до 150 морских миль при скорости три узла. Доска имеет несколько захватных устройств для управления, допускающих различные варианты размещения оператора, а также крепления его оружия.

По данным компании, шведская группа специальных операций является одним из возможных заказчиков, рассматривающих возможность использования надводной доски.

Командование экспедиционными силами американских ВМС получает новые более крупные патрульные катера Мk VI Patrol Boat, которые имеют большую дальность и продолжительность плавания, более тяжелое вооружение и расширенный комплект оборудования разведки и сбора информации по сравнению с существующими катерами

Более крупные суда

На другом конце спектра военных действий в озерно-речных районах представлена платформа Combatboat 90 (СВ 90) массой 19 тонн шведского производителя катеров Dockstavarvet, полностью изготовленная из алюминия. Катер был принят на вооружение ряда зарубежных флотов и береговой охраны, включая Грецию, Малайзию, Мексику, Норвегию и Швецию, в качестве быстроходного боевого катера и транспортер десанта в прибрежных районах. Катер СВ 90 успешно демонстрировал свои возможности на реках и других внутренних водных путях.

По данным справочника IHS Jane’s «Боевые суда», катер СВ 90 имеет длину 15,9 метра, ширину 3,8 метра и осадку всего 0,8 метра. Его частично канализированные сдвоенные водометы Rolls-Royce Kamewa FF и подводные управляющие поверхности, существенно повышающие маневренность, позволяют проводить высокоскоростные операции даже на мелководье с множеством естественных и искусственных препятствий. Экипаж в рулевой рубке катера СВ 90, как правило, составляет три человека, в средней его части размещается до 20 полностью экипированных десантников или 2,8 тонны груза.

Базовая платформа СВ 90 имеет остроскульный корпус с обратной седловатостью кормы и десантным трапом в носу. Двигатели и машинное отделение судна расположены в изолированном и водонепроницаемом отсеке в кормовой четверти корпуса.

В комплект вооружения судна входят, как правило, 12,7-мм пулемет или 40-мм гранатомет, устанавливаемые на опорном кольце в задней части рубки; два фиксированных 12,7-мм пулемета также установлены перед рабочим местом рулевого. Вместо обслуживаемого экипажем турельного вооружения может устанавливаться дистанционно управляемый боевой модуль (ДУБМ).

С начала производства в 1991 году в эксплуатацию поступило несколько вариантов этого катера. Например, модель СВ 90НЕХ, построенная для малазийского флота, оснащена двумя дизельными двигателями Caterpillar CAT 3406Е общей мощностью 1605 л.с; также установлены генератор Оnаn 230 Вольт и система кондиционирования.

Что касается варианта СВ 90HS, разработанного для десантного корпуса шведского флота, то он отличается защитой рулевой рубки, десантного и машинного отделений, соответствующей уровню НАТО STANAG 4569 Level 4, которая выдерживает попадание пули калибра до 7,62 мм. Катер СВ 90HS также оборудован системами избыточного давления кабины для защиты от оружия массового поражения.

Катер СВ 90 изготавливался по лицензии американской компанией SAFE Boats International для сил CRF командования NECC в качестве командирского речного катера RCB (Riverine Command Boat). Этот вариант оптимизирован для задач оперативного управления в речном дивизионе, в состав которого входят и другие плавсредства, например 11-метровый патрульный катер RPB (Riverine Patrol Boat) и 10-метровый десантный катер RAC (Riverine Assault Craft).

Катер RCB отличается повышенной огневой мощью, поскольку имеет четыре установки вооружения с электроприводом, на которые можно устанавливать 7,62-мм пулемет М240, 12,7-мм пулемет М2НВ или 12,7-мм пулемет Гатлинга GAU-19/B. В зависимости от поставленной задачи опорное кольцо может быть заменено ДУБМ Мк 49, вооруженным 12,7-мм пулеметом М2НВ.

По данным компании, для американских ВМС и Корпуса морской пехоты она построила девять катеров RCB и в общей сложности 43 катера RPB.

Она также строит патрульные катера прибрежной зоны нового поколения для американского флота, которые будут эксплуатироваться CRF. Судно, получившее обозначение Мк VI Patrol Boat (РВ), имеет алюминиевый корпус, длину 25 метров и заявленную дальность плавания 600 морских миль. Оно также было спроектировано для выполнения продолжительных задач и поэтому на нем имеются места для отдыха, удобства, камбуз и душ, С двумя двигателями дизельными MTU 16V2000M94 мощностью 5200 л.с. судно может развить максимальную скорость более 30 узлов.

Судно Мк VI РВ вооружено ДУБМ с двумя 25-мм пушками Мк 38 Mod 2, а также шестью установками вооружения, способными принять такое же вооружение, что и катер RCB. С его кормы можно запускать и возвращать беспилотные летательные аппараты или дистанционно управляемые подводные аппараты.

«Катера Мк VI РВ могут спускаться на воду со стапель-палуб десантных судов и других передовых средств, они могут сотрудничать с союзными флотами на новом более эффективном уровне, чем это было прежде в новейшей истории», — заметила Крэгг, добавив, что два судна были развернуты в зоне ответственности пятого флота ВМС США в середине 2016 года, а в конце этого же года еще два судна были развернуты в зоне ответственности седьмого флота.

«Эти боевые суда позволят осуществлять постоянное патрулирование прибрежных районов помимо укрытых гаваней и заливов для защиты своих сил, союзных и коалиционных сил и важнейшей инфраструктуры, — добавила Крэгг. — Некоторые из задач катера Мк VI РВ включают помощь силам безопасности, сотрудничество в сфере безопасности, противоминное обеспечение с помощью необитаемых подводных аппаратов и эскортирование особо важных морских судов, а также ряд других направлений».

Речной монитор

Индонезийская судоверфь продвигает концепцию своего катамарана Х18 Tank Boat в качестве быстроходной и малозаметной платформы вооружения, специально предназначенной для обеспечения ближней и дальней огневой поддержки в прибрежных и речных зонах. Судно Х18, впервые представленное на выставке 2014 Indodefence в Джакарте в качестве концепции судна огневой поддержки Fire Support Vessel (FSV), отличается корпусом катамаранного типа на подводных крыльях, сконструированным преимущественно из виниленуглеродного композиционного материала; оно имеет длину 18 метров, ширину 6,6 метра и осадку 1 метр.

Судно может принять экипаж из 4 человек и до 20 десантников, а также лодку типа RHIB на своей носовой палубе. На судне Х18, способном развить максимальную скорость 40 узлов, установлены два двигателя MAN V8 мощностью по 1200 л.с., соединенные с водометными системами MJP450, а также топливный бак на 6000 литров. Максимальная дальность плавания судна заявлена в 350 морских миль при 30 узлах и до 900 морских миль при экономичной крейсерской скорости 9 узлов.

Владелец судоверфи North Sea Boats Джон Лундин заметил, что Х18 — это концепция, вдохновленная судами класса монитор, эксплуатировавшимися во время Вьетнамской войны. (Монитор — класс низкобортных кораблей или катеров с мощным артиллерийским вооружением, преимущественно прибрежного или речного действия, для подавления береговых батарей и береговых объектов). Эти суда в основном используются в операциях на внутренних водоемах, таких как дельты, эстуарии, озера и реки.

«Наша концепция нацелена на страны-архипелаги, состоящие из тысяч островов. С логистической точки зрения сложно транспортировать и развертывать тяжелое вооружение, например крупнокалиберную артиллерию и танки на таких островах».

Американский речной катер (монитор) поливает берег вьетнамской реки напалмом

Катер Х18 Tank Boat, вооруженный стабилизированной 105-мм пушной, будет обеспечивать поддержку огнем прямой и непрямой наводкой на внутренних водоемах

Лундин добавил, что физические особенности местности на этих островах, в особенности недалеко от побережья, создают неблагоприятные условия для действий артиллерии и бронированных машин, поскольку это, как правило, болотистые места. Это негативно сказывается на возможностях транспортных средств, их способности маневрировать и поддерживать военные операции.

«Х18 со своей небольшой осадкой может действовать очень близко от морского побережья или речных берегов и поддержать огнем без упомянутых ограничений, — пояснил Лундин. — Мы также выбрали конструкцию катамарана вместо монокорпуса, так как убедились, что в этом случае можно сделать судно очень коротким, чтобы оно могло действовать в таких стесненных условиях. Наши расчеты показали, что это наименьшая длина, которая позволяет установить 105-мм пушку без ухудшения остойчивости».

Ключевой особенностью Х18 является способность установленной на крыше гиростабилизированной башни принимать различное крупнокалиберное вооружение для стрельбы прямой наводкой.

Компания сотрудничает с бельгийской компанией CMI Defence по установке ее 105-мм нарезной пушки CT-CV и башенной системы, в качестве основного вооружения судна. По данным справочника IHS Jane’s «Наземные боевые платформы», эта двухместная башня весит 4500 кг в стандартной конфигурации при уровне баллистической защиты STANAG 4569 Level 1, хотя ее масса может быть снижена за счет снятия системы бронирования.

Башня оборудована автоматом заряжания, установленным в ее кормовой нише, и может вести огонь 105-мм снарядами стандарта НАТО, а также противотанковой управляемой ракетой Falarick, которая способна поражать бронированные цели на максимальной дальности 5 км. Вертикальный угол наведения составляет 42°, при этом дальнобойность в режиме огня непрямой наводкой составляет до 10 км. Огневое могущество на малых дистанциях можно повысить за счет установки ДУБМ.

Компания еще должна найти стартового заказчика на катер Х18, хотя понятно, что эта концепция заинтересовало индонезийское министерство обороны. Компания Saab предлагает поставить свой ДУБМ Trackfire и вариант системы управления боем 9LV с целью удовлетворения индонезийских потребностей, хотя до официального контракта еще далеко.

Для военных, стремящихся проецировать силу в прибрежных районах, внутренние водные пути, по всей видимости, становятся стратегически значимыми, поскольку страны Азиатско-Тихоокеанского региона начинают понимать транспортный потенциал обширной сети рек и каналов, преобладающей там. По данным Азиатского банка развития, этот вид перевозок все в большой степени признается в качестве чистого и энергоэффективного метода перемещения людей и товаров по сравнению с традиционными наземными транспортными сетями.

В организации отмечают, что уже предоставили техническую помощь и займы под проекты развития внутренних водных путей в Китае, Индии, Индонезии и Вьетнама. Так как понимание важности таких программ и интерес к ним в регионе растет, то подобные водные пути позволят даже организовать новые транспортные маршруты, которые пройдут по нескольким странам. Эта стратегическая ценность подобных транспортных сетей может быть также учтена при планировании будущих военных операций.

Например, в такой стране-архипелаге, как Филиппины, состоящей из более чем 7000 островов и островков, признают, что в операциях обеспечения внутренней безопасности заметную роль играют силы и средства, способные действовать в прибрежных водах. В многолетнем конфликте с сепаратистскими группировками эффективные маломерные суда и плавсредства позволяют осуществлять внедрение и эвакуацию вооруженных сил в сложной сети внутренних и прибрежных транспортных путей внутри и вокруг этого архипелага.

Наряду с Соединенными Штатами Австралия также занялась возрождением своих возможностей по ведению военных действий в озерно-речных районах. По данным официального доклада австралийского министерства обороны, выпущенного в прошлом году, имеется потребность в средствах речного патрулирования, состоящих из «некоторого количества легких и небольших вооруженных патрульных катеров», которая должна быть реализована примерно к 2022 году.

/Alex Alexeev, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ