В то время как французская судоверфь DCNS полностью поглощена постройкой лодок по программе Shortfin Barracuda Mk.1, многоцелевые российские подлодки класса Кило нового поколения до сих пор являются проверенной платформой российского флота и важной экспортной составляющей для Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Среди зарубежных эксплуатантов этой ударной субмарины числится Иран, который имеет на вооружении три таких подлодки, базирующиеся в Bandar Abas. Эти суда стали уже притчей во языцех и связано это, возможно, с тем, что из семи стран Персидского региона только Иран имеет подлодки в исправном состоянии.
Российский флот имеет текущий заказ на шесть подлодок проекта 686.3 с усиленным вооружением, из которых уже пять были переданы в его состав. Несколько бывших лодок класса Кило российского флота в настоящее время доступны на вторичном рынке, это либо модели Палтус оригинального Проекта 877, либо это более поздний проект 636 Варшавянка.
Последним покупателем модернизированной подлодки класса Кило стал Вьетнам, покупателем могла бы стать и Индонезия (с тем, чтобы противопоставить что-то активным действиям Китая в Южно-Китайском море), но она недавно отказалась от пяти ударных субмарин из наличия российского флота. Джакарта уже заказала три современных южнокорейских субмарины KSS-III с целью усиления своего небольшого флота из двух SSK (напомним, аббревиатура используется для описания обычных поисково-ударных подводных лодок с неядерной энергетической установкой с торпедным или торпедно-ракетным вооружением — в отечественной терминологии ДПЛ или ДПЛРК), который мог бы вырасти до 10 судов к 2030 году, если бы крупная сделка с Россией по поставке лодок класса Кило была реализована.
В эпицентре трений
Как уже было отмечено, Азия сегодня реально находится в эпицентре военно-морской «движухи». Континент является свидетелем нарождающейся подводной гонки, при этом Индонезия, Япония, Южная Корея, Сингапур и Вьетнам соперничают за новые и улучшенные платформы в связи с увеличением подводного флота Китая и его агрессивной политикой относительно спорных удаленных архипелагов в Южно-Китайском море.
Если некоторые страны только совсем недавно начали создавать с нуля небольшие подводные флоты, например Малайзия с целью защиты двух своих крупных, удаленных друг от друга частей и наблюдения за регионом, то другие пошли гораздо дальше. Вьетнам в настоящее время находится в процессе принятия в состав флота подлодок класса Кило, все эти суда, очевидно, будут противодействовать китайскому флоту в Восточном море (вьетнамское название Южно-Китайского моря). Со своей стороны Сингапур все еще собирает свой подводный флот из бывших шведских модернизированных субмарин класса Sjoormen и пары дооборудованных судов класса Vastergotland. Все эти лодки были построены на судоверфи Kockums и были куплены у Швеции с целью формирования новых классов Challenger и Archer.
В 2014 году Вьетнам принял свои первые две подлодки класса Кило Проекта 636.1 на возрожденной военно-морской базе Камрань, это HQ-182 На Noi и HQ-183 Но Chi Minh City. Позднее к ним присоединились подлодки HQ-184 Hai Phong, HQ-185 Da Nang, HQ-186 Khanh Hoa и HQ-187 Ba Ria Vung Таu. Подводные лодки водоизмещением 3000 тонн и экипажем более 50 человек способны действовать на максимальной глубине 300 метров и на скорости 20 морских миль. По данным вьетнамских источников, они оборудованы шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм и вооружены торпедами и противокорабельными ракетами ЗМ-54 Клаб.
Кроме Европы Азия является единственной частью света, где разрабатываются и строятся сегодня оригинальные SSK. Это, конечно же, Китай со своими современными судоверфями Wuchang Shipyards в городе Ухань и Jiangnan Shipyards в Шанхае и Япония с судостроительными компаниями Kawasaki и Mitsubishi из Кобе. Южная Корея (Hyundai в Окпо и Daewoo в Ульсане) строит SSK немецкого проекта только по лицензии, но к 2025 году должна быть готова первая местная модификация — 4000-тонная подлодка KSS-III (Jangbogo III), в немалой степени базирующаяся на немецком проекте TKMS-HDW и заказанная Индонезией.
Три лодки сформируют класс Nagabanda, который дополнит две имеющиеся подлодки класса Cakra (Туре 209), составляющие на сегодня весь индонезийский подводный флот. Стоит напомнить, что компания Kawasaki Heavy Industries является наследником столетней японской военной судостроительной промышленности с богатейшим опытом, которая до 1945 года сотнями строила суда для Страны восходящего солнца. На тот момент Япония имела один из самых мощных флотов в мире.
Как и всё, что производится в Китае для оборонных нужд покрыто завесой секретности, не исключение и подводные лодки, разрабатываемые для китайского флота. Китайский режим — мастер в искусстве копирования и обратного проектирования — имеет склонность прятать то, что находится на вооружении и хвастаться, тем чего не имеет! Как бы то ни было, китайские подлодки вобрали в себя многое из оригинальных советских технологий. Здесь для примера можно привести серии дизель-электрических подлодок Yuan Type 041 и Song Type 039, построенные на судоверфях Wuhan и Jiangan Shipyards. Первая лодка класса Yuan Туре 041 была передана флоту в 1999 году, а всего китайскому флоту было поставлено около полудюжины таких подлодок.
По сообщениям, Пакистан планирует купить шесть подлодок Yuan у Китая в ответ на расширяющееся морское могущество Индии. Некоторые местные эксперты говорят, что эти подлодки, получившие обозначение S20, представляют собой экспортный вариант Туре 041. Единственное отличие между Туре 041 и S20 состоит в том, что последняя не имеет воздухонезависимой силовой установки.
Ранее китайский флот эксплуатировал 13 подлодок класса Song Type 039 с меньшим водоизмещением 2250 тонн. Данный тип подлодок является первым, полностью разработанным китайскими инженерами, а также первым классом китайских субмарин, имеющих каплевидную форму и, как следствие, небольшое гидродинамическое сопротивление. Для снижения шума двигатель установлен на амортизаторах, а корпус покрыт резиновыми плитками. Управление и движение подлодок этого класса обеспечивается при помощи четырех рулей и семилопастного гребного винта. Помимо китайских в субмарине широко использованы западные технологии. Подлодка Туре 039 имеет длину 75 метров, ширину корпуса 8,4 метра и осадку 5,3 метра.
Япония, имеющая очень большой и продолжительный опыт строительства и эксплуатации подводного флота, сегодня может похвастаться океанскими субмаринами класса Soryu с экипажем 65 человек, способными идти под водой на скорости 20 узлов. Головная лодка этого класса была построена на судоверфи Mitsubishi Heavy Industries shipyards и передана японскому флоту в 2009 году. Дизель-стирлинг-электрические подлодки класса Soryu являются дальнейшим развитием ДЭПЛ класса Oyashio, единственное визуальное отличие между двумя классами — это Х-образные вертикальные рули последней.
Подлодки класса Soryu со своим подводным водоизмещением 4200 тонн имеют самой большое водоизмещение среди лодок послевоенной Японии. На сегодняшний день построено восемь подлодок (13 марта 2017 года ВМС Японии была передана восьмая подлодка Sekiryu), а всего японскому флоту планируется передать 11 таких подлодок. Это первые в японском флоте подлодки с независимой силовой установкой. Все они оборудованы двигателем Стирлинга разработки шведской Kockums (изготовлены по лицензии японской компанией Kawasaki Heavy Industries), позволяющим оставаться продолжительное время под водой. Вооружение подлодок включает 30 торпед, запускаемых из шести торпедных аппаратов. 10-я и 11-я субмарины класса Soryu будут отличаться от предыдущих моделей установкой литий-ионных аккумуляторов, что должно обеспечить повышенную дальность плавания в подводном положении, особенно на высоких скоростях хода.
Австралийский конкурс
Несмотря на все свои достоинства и интенсивное лоббирование японских политиков, подлодки Soryu наряду с немецкой Туре 216 проиграли в 2016 году в конкурсе (о котором помимо заявлений австралийского правительства известно не очень много) на переоснащение австралийского подводного флота французской судостроительной компании DCNS и ее более тяжелым подлодкам класса Shortfin Barracuda. Поражающая своими объемами сделка включает постройку в Австралии не менее 12 судов водоизмещением 5000 тонн на замену устаревшим подлодкам класса Collins австралийского флота. Это один из самых больших экспортных контрактов на постройку подводных лодок за всю историю подводного флота и конечно самый важный для Франции и Австралии.
Некоторые дальновидные австралийские аналитики полагают, что политически слабое нынешнее правительство Малкольма Тернбулла в Канберре за счет выбора компании DCNS среди всех претендентов хочет иметь лишний козырь в виде ударных подлодок Barracuda с открытой атомной опцией. Фактически проектирование разработка и строительство в Аделаиде новых субмарин может затянуться более чем на десятилетие. И общественное мнение, и политические реалии в Австралии могут измениться к тому времени в значительной степени в связи с постоянно растущей китайской угрозой в Южно-Китайском море и других местах. Над этим явно всерьез задумывалось правительство Тернбулла, рассматривая очень привлекательное предложение DCNS.
Совершенно новые, поступающие на вооружение французского флота подлодки класса Barracuda (или класса Suffren) относятся к категории ударных атомных субмарин. У варианта Shortfin Barracuda Mk.1A, предлагаемого DCNS для австралийского флота, атомная энергетическая установка должна быть заменена обычной дизель-электрической. Конечно, всё будет зависеть от потребностей Австралии в будущем и от того, станет ли австралийский атомный подводный флот определяющим политическим инструментом, но, по крайней мере, у страны останется возможность выбора, ведь замена силовой установки Shortfin Barracuda обратно на ядерную будет вполне осуществима с практической точки зрения. С дизель-электрическими же подлодками Soryu и Туре 216 этот вариант был бы недоступен изначально. Поживем — увидим.
Проводя обзор современных ДЭПЛ (в зарубежной классификации SSK) и их вооружения, нельзя не упомянуть о действительно новых элементах подобных подлодок — наличие вооружения вертикального запуска, размещаемого позади боевой рубки, которое обеспечивает дополнительные боевые возможности в борьбе с надводными и береговыми целями, а также целями в глубине побережья. Кроме того, самые современные ДЭПЛ могут перевозить на борту дистанционно управляемые подводные аппараты или мини-подлодки для поддержки действий специальных групп.
Двигатель Стирлинга для обычных подводных лодок
200 лет назад шотландский инженер Роберт Стирлинг изобрел двигатель, работающий по замкнутому регенеративному циклу (циклу Стирлинга), в котором рабочее тело (гелий или водород) постоянно находится в замкнутом пространстве и изменяет свой объем при нагревании и охлаждении. Изначально он задумывался в качестве двигателя, который заменит преобладающий в то время паровой двигатель, но его практическое применение более столетия ограничивалось в основном маломощными системами. Двигатель Стирлинга, использующий почти любой источник тепла и имеющий кпд 50% по сравнению с паровыми двигателями, отличается бесшумной и мягкой работой, что стало находкой для подводных лодок.
Шведы первыми открыли в подводном кораблестроении эру вспомогательных воздухонезависимых двигательных установок. На трех подлодках класса Gotland шведского флота судоверфь Kockums установила двигатели Стирлинга. Это позволяет им находиться под водой непрерывно до 20 суток и осуществлять наблюдение за коварными российскими субмаринами в мелководных фарватерах Балтийского моря. Подлодки с комбинированной дизель-стирлинг-электрической энергетической установкой могут рассматриваться в качестве одного из направлений развития атомных ПЛ.
Больше воздуха
Сколько существуют подводные лодки, столько же конструкторы пытаются увеличить время пребывания под водой с целью повышения их боевых возможностей. С внедрением технологии AIP (воздухонезависимая энергетическая установка) это стало также возможным для обычных неатомных подлодок. Эти двигательные установки значительно увеличивают дальность плавания в подводном положении и тем самым снижают риск обнаружения противником. Немецкой судоверфью TKMS был разработана и развернута одна из систем этого типа — энергосиловая установка на топливных элементах HDW. Подлодки проектов 212А и 214, оснащенные высокопроизводительными силовыми установками на топливных элементах, стали первыми в мире подлодками, способными на сверхпродолжительные погружения, не зависящие от внешних источников воздуха.
Со своей стороны французская судоверфь DCNS в настоящее время предлагает на заказ или в качестве модификации комплекс ABS (Autonomy Boosting Section — отсеки увеличения автономности), включающий несколько новых технологий для увеличения автономности подводных лодок. Неатомные подлодки, как правило, имеют продолжительность подводного плавания около трех дней, поэтому компания DCNS с целью повышения этого важнейшего показателя до трех недель предлагает свой комплекс ABS с тремя новыми технологиями.
Первая технология в составе ABS представляет собой отдельную вставку в корпус с литий-ионными аккумуляторами высокой емкости нового поколения. Простая в эксплуатации технология позволяет сохранить высокие скорости под водой и повысить стабильность энергоснабжения лодки при наборе мощности и высокой вибрации. Литий-ионные аккумуляторы могут перезаряжаться прямо в море. Автономность стандартной субмарины класса Scorpene таким образом увеличивается до семи дней, что ведет к значительному повышению ее тактических возможностей.
Второе решение представляет собой воздухонезависимую энергетическую установку Mesma, компактно размещаемую в отдельном отсеке корпуса. Установка Mesma базируется на паровой турбине и использует топливо, которое всегда имеется в наличии в портах; эта технология идеально подходит для увеличения дальности плавания подлодок на крейсерских скоростях. Установка Mesma, проверенная в реальных условиях, увеличивает продолжительность нахождения под водой подлодки типа Scorpene до двух недель.
Третье решение — воздухонезависимая энергетическая установка второго поколения на топливных элементах — представляет собой технологический прорыв по сравнению с системами AIP нынешнего поколения касательно характеристик, безопасности, эксплуатационной гибкости и технического обслуживания. В этой технологии сочетаются несколько ключевых инновационных решений компании DCNS в области топливных элементов. При необходимости водород вырабатывается из дизельного топлива за счет углеводородного реформинга, при этом отпадает необходимость хранения водорода на борту субмарины. Эта революционная технология увеличивает продолжительность подводного плавания до трех недель, что дает решающее преимущество на некоторых театрах военных действий.
Сколько времени займет у других судостроительных компаний мира скопировать или усовершенствовать эти продвинутые системы? Никто не знает. Несомненно лишь то, что глобальная погоня за традиционными подводными лодками набирает обороты.
/Alex Alexeev, topwar.ru/
Alex Alexeev это настоящий натовский пин.дос, который получает деньги из зарубежа за свою пропаганду инностраных изделий. В статьях всегда российские изделие обороной сфере на последнем месте, если вообще существуют в статьях. Второй момент это неуважение к РФ, в этой статье видно, цитат » Это позволяет им находиться под водой непрерывно до 20 суток и осуществлять наблюдение за коварными российскими субмаринами в мелководных фарватерах Балтийского моря» Такие статьи с подёбками на РФ в Армейском Вестнике должны продвигаться запретом. У этого деб.ила это не в первый раз.
xmg- уважай чужое мнение псевдо-патриот!
С каких пор у путанок типа «казахстан» своё мнение появилось.
Какое мнение? В технике не может быть мнения, а есть ТТХ-вот их и надо сравнивать! А то мнение-можешь засунуть свое мнение….