Для 40-мм автоматической пушки CTAS с телескопическими боеприпасами разработаны или находятся в разработке семь типов боеприпасов СТА с капсюльным воспламенением. Квалификация боеприпасов французским управлением вооружений и британским министерством обороны проводилась поэтапно. На первом этапе Wave 1A были квалифицированы бронебойный оперенный подкалиберный снаряд трассирующий (БОПС-Т) и практический трассирующий.
Первый состоит из сборки поддона с ведущей частью (230 грамм) и субснаряда — оперенного стреловидного сердечника (320 грамм). Снаряд в сборе выстреливается на скорости более 1500 м/с и способен пробить более 140 мм катаной однородной брони на дистанции 1500 метров. Второй снаряд имеет начальную скорость 1000 м/с и по баллистике соответствует еще не квалифицированным универсальным осколочно-фугасным снарядам (противопехотный/для поражения материальной части).
Новая бронированная машина Ajax британской армии
Принцип работы 40-мм автоматической пушки CTAS
В соответствии с этапом Wave IB будет квалифицирован универсальный осколочно-фугасный снаряд с головным взрывателем трассирующий (GPR-PD-T), а на этапе Wave 2 универсальный воздушного подрыва трассирующий (GPR-AB-T) и практический трассирующий с уменьшенной дальностью (TPRR-T). Снаряды GPR-PD-T и GPR-AB-T массой 980 грамм, по сути, являются одним и тем же снарядом, но разными взрывателями. Первый просто детонирует мгновенно при встрече с целью, а второй имеет три режима детонации: ударный, ударный с задержкой и воздушного подрыва.
Оба снаряда способны пробить 15 мм катаной брони или бетонную стенку толщиной 210 мм в ударном режиме, второй снаряд в режиме воздушного подрыва создает зону смертельного поражения площадью более 125 м2. TPRR-T легче (730 грамм) и быстрее (>1000 м/с), но имеет сниженный износ (меньше масса метательного вещества), имеет меньшую дальность 6500 метров; этот более дешевый практический снаряд по баллистике до дистанции 1500 метров соответствует снарядам GPR-PD-T и GPR-AB-T. Уменьшение дальности достигнуто за счет комбинации меньшей массы (следовательно, большее аэродинамическое сопротивление) и вращения, дестабилизирующая система представляет собой несколько вырезов, идущих от носа вдоль большей части корпуса (фото внизу, крайний правый снаряд).
И, наконец, еще один продвигаемый на рынке тип — это снаряд АЗВ-Т воздушного подрыва, трассирующий, для борьбы с воздушными целями, он имеет массу 1400 грамм и низкую начальную скорость (900 м/с). Снаряд предназначен для борьбы с БЛА, вертолетами и медленно летящими самолетами. Взрыватель снаряда имеет два режима: ударный и замедленного действия (вариант взрывателя, установленного в GPR-AB-T); этот кассетный снаряд снаряжен небольшим вышибным зарядом и 200 цилиндрическими элементами из вольфрамового сплава.
Поражающие элементы работают по такому же принципу, как и в снаряде AHEAD (Advanced Hit Efficiency and Destruction — улучшенная эффективность попадания и разрушение) разработки Oerlikon, выпускаются перед целью и рассыпаются за счет комбинации действия заряда и вращения. Они образуют расширяющийся конус, который поражает цель за счет комбинации скорости (начальная скорость элементов близка к скорости снаряда при взрыве) и плотности облака.
Еще один тип, о состоянии разработки которого пока ничего неизвестно, — практический трассирующий снаряд, по баллистике соответствующий БОПС.
Системы, сенсоры, оборудование новых машин
В варианте Ajax, описываемом как будущие глаза и уши британской армии, используется ряд продвинутых технологий, позволивших получить развертываемую всепогодную платформу ISTAR (сбор информации, наблюдение, целеуказание и разведка).
Докладывая на конференции «Ситуационная осведомленность перспективных бронированных машин» в марте 2016 года, подполковник Марк Корнелл из британского министерства обороны сказал, что после Операции «Herrick» военные ожидают возможности глобального подсоединения, услуг по передаче различных данных и средств наглядности, бесшовный обмен данными между платформами, а также интуитивно понятное и простое тактическое коммуникационное оборудование.
Семейство Ajax отражает адаптацию информационно-центрического подхода к модернизации систем командования, управления и связи, когда платформа находится в центре сбора и распределения информации, позволяя быстро распространять, обрабатывать и представлять данные.
Интегрированная в бронемашину Ajax функциональная система, использует открытые стандарты и поддерживает масштабируемую архитектуру, внедрение которой повышает гибкость и возможность взаимодействия и экономит средства при будущих модернизациях и изменении боевого назначения машины.
Концепция платформы Ajax согласуется с общей (стандартной) архитектурой (GVA) для транспортных средств британского оборонного стандарта 23-09, которая продвигает общий подход к конфигурации транспортного средства и определяет стандарты конструирования и разработки транспортного средства. В основе GVA используются согласованные открытые стандарты, которые подкрепляют стандарты электронной архитектуры, человеко-машинные интерфейсы, стандарты формирования и передачи видеоданных, стандарты энергосистем, стандарты механических систем и комплексы мониторинга состояния и использования систем.
Основная прицельная система компании Thales ORION для семейства машин Ajax
Модульная открытая архитектура Ajax обеспечивает сокращенные циклы обновления в компьютерных, сенсорных и электронных системах, позволяя улучшить преемственность новых систем и регулярное спиральное развитие возможностей по мере доступности новых технологий. Модульность платформы Ajax позволяет быстро изменять ее конфигурацию по мере появления и развития новых симметричных и асимметричных угроз.
Архитектура включает центральную шину данных, которая обеспечивает передачу видео- и аудиоданных и сообщений, тогда как электронная архитектура позволяет объединять входную и выходную информацию от различного оборудования, например сенсоров, исполнительных элементов вооружения, дисплеев экипажа, коммуникационных систем и внутренних/внешних межсетевых устройств.
После выдачи начального контракта General Dynamics заключила с компанией Thales договор на поставку прицельных комплексов и систем ситуационной осведомленности.
Основной прицельной системой, устанавливаемой на машину Ajax, является стабилизированный независимый панорамный прицел Thales ORION, который обеспечивает командиру машины круговое наблюдение и идентификацию целей независимо от ориентации башни. Стабилизированная система позволяет вести и захватывать цели в движении.
В систему ORION входит тепловизор Catherine-MP (Mega-Pixel) от компании Thales Optronics, оснащенный микроболометром Gen 3. Catherine-MP можно выбрать со средневолновым или длинноволновым приемником. Приемник в средневолновой ИК-области спектра чувствителен в спектральном диапазоне 3-5 мкм и имеет шаг пикселей 15 мкм и матрицу формата 640 х 512 , а приемник в длинноволновой (ближней) ИК-области спектра работает в диапазоне 8-12 мкм и имеет шаг пикселей 20 мкм.
Также в состав ORION входят безопасный для глаз лазерный дальномер, две цветных телекамеры высокого разрешения и интерфейс стандарта gigabit Ethernet (GigE, локальная сеть с пропускной способностью 1 Гбит/с) для обмена данными и обеспечения связи. Система совместима с британским стандартом GVA и использует открытые стандарты для передачи цифрового видео, соединения подсистем, их эксплуатационной совместимости и перекодирования видеопотока.
Бронемашина Ajax будет иметь мобильную камуфляжную систему Saab Barracuda, поскольку с самого начала проектировалась с учетом установки этой системы
Комплект компании Thales включает стабилизированный по двум осям модульный прицел оператора-наводчика DNGST3. Прицел DNGST3 обеспечивает обнаружение и захват целей в движении днем и ночью. Модульность его заключается в том, что для него можно выбрать либо средневолновой, либо длинноволновой тепловизор и плюс сенсор с высоким разрешением либо с узким, либо с широким полем зрения. DNGST3 также включает лазерный дальномер и имеет GigE- и видеоинтерфейсы для обмена данными с системой управления огнем (СУО).
Контракт с компанией Thales включает поставку камер локального видеонаблюдения, которые используются для круглосуточного кругового наблюдения и идентификации угроз в непосредственной близости от машины за счет комбинации неохлаждаемых тепловизоров и дневных камер.
На платформе Ajax устанавливаются системы наблюдения от британской компании Kent Periscopes. В состав системы входят перископические призменные приборы и вспомогательный прицел командира, разработанный специально для установки в башню Ajax. На корпусе платформы Ajax также установлены два перископа, в том числе и на люке механика-водителя.
Компания Esterline поставляет упрочненные дисплеи Codis TX, используемые для вывода информации параметров платформы и данных с сенсорных систем. Сенсорные дисплеи Codis предназначены для работы в сложных условиях и совместимы со стандартом NVIS (возможность работать с приборами ночного видения), имеют светодиодную подсветку для работы при ярком освещении и интерфейсы DVI, RGB, USB и serial. В комплект поставки входит дисплей для башни Codis TX-335S, используемый для вывода информации о параметрах системы управления пушки, метаданных системы и логистической информации. Трехсоставной дисплей Codis TX-321S водителя используется для представления переднего обзора в секторе 120°, а также вывода изображений с передней и задней камер с выбором дневного или ночного канала. Сердцем системы является блок обработки видео Codis VPU-101, который используется для обработки и перекодирования входной информации от различных систем платформы Ajax и распределения ее по дисплеям и серверам хранения данных.
Сенсорный комплект Ajax включает детекторы от Smiths Detection, предназначенные для предупреждения экипажа о химической атаке или наличии устойчивых химических веществ. LCD 3.3 не требует калибровки или текущего обслуживания, он определяет отравляющие вещества общеядовитого действия, нервно-паралитические, кожно-нарывного действия, удушающего действия и выбранный пользователем набор токсичных промышленных химикатов. LCD 3.3 имеет автоматический входной модуль, который позволяет работать с детекторами системы LCD в дистанционном или автоматическом режиме. Система энергоснабжения машины обеспечивает работу LCD 3.3. Система походит для применения как внутри, так и снаружи платформы, и имеет сертификацию на соответствие требованиям безопасности экологических стандартов MIL-STD-810G, MIL-STD-461F и MIL-STD-1275.
На машине Ajax устанавливается комплекс защиты от компании Elbit Systems, в состав которого входят приемники предупреждения о лазерном облучении, датчики предупреждения о ракетной атаке и передатчик помех инфракрасным системам. Система предупреждения о лазерном облучении E-LAWS обеспечивает обнаружение, классификацию и локализацию источника лазерного луча, включая дальномеры, целеуказатели и ИК-источники подсветки. Заявленный спектральный диапазон системы варьируется от 0,5 до 1,6 мкм. В состав E-LAWS входит датчик, устанавливаемый на крыше башни для обеспечения всеракурсного покрытия. Решения в области живучести также включают систему противодействия ИК-средствам VIRCM. Система VIRCM с малыми признаками заметности обеспечивает защиту от различных ракет с полуавтоматическими системами наведения по линии визирования.
Постановщики мультиспектральной дымовой завесы, установленные на башне Ajax, направляются и отстреливаются автоматически, создавая дымовую завесу в видимом и инфракрасном спектрах и позволяя машине скрытно совершить маневр.
В платформу Ajax также интегрирована тактическая информационно-управляющая система MORPHEUS следующего поколения, предназначенная для замены устаревших систем Bowman С от ВАТ и BISA. MORPHEUS является частью так называемой основы архитектуры министерства обороны MODAF (MoD Architecture Framework), разработанной для оборонного планирования и поиска коммерческих решений в сфере мобильных коммуникаций и обработки данных, которые можно было бы использовать для военных задач.
MORPHEUS обеспечивает расширяемую модульную открытую архитектуру, которая позволяет более широко использовать готовые компоненты коммерческого и военного исполнения с автоматическим и ручным конфигурированием для недорогих технологических модернизаций. Кроме того, ведется работа, направленная на то, чтобы с помощью системы MORPHEUS обеспечить спешенных солдат возможностями бортовой системы ситуационной осведомленности.
Компания Kongsberg подписала контракт с General Dynamics на поставку дистанционно управляемого боевого модуля (ДУБМ) Kongsberg PROTECTOR. Этот ДУБМ может принять мало- и среднекалиберное вооружение и подходит для установки на все варианты платформы. При установке на вариант Ajax он устанавливается вместо основного прицела ORION.
Летом 2016 года компании GDLS-UK и Lockheed Martin UK при поддержке CTAI провели комплексные боевые стрельбы из ДУБМ Kongsberg PROTECTOR. Для этих испытаний был взят башенный вариант Ares семейства Ajax; стрельба велась из универсального и тяжелого пулеметов, гранатомета и пусковых установок дымовых гранат.
Уровень базовой брони корпуса Ajax хотя и не был объявлен, но предположительно не уступает уровню защиты башни, а, скорее всего, его превосходит. Внутренняя компоновка машины (как у ASCOD, так и у Ajax; напомним, что Ajax базирует на платформе ASCOD) означает, что силовой блок, расположенный впереди, и топливные баки, установленные по бокам, дают дополнительную защиту некоторым членам экипажа от бронебойных и кумулятивных снарядов. Противоосколочные подбои машины Ajax такие же, как и на платформе ASCOD, что снижает угол разлета осколков в случае пробивания брони.
Судя по доступным фото- и видеокадрам платформа Ajax оборудована широкими съемными броневыми элементами/панелями, которые в базовой комплектации закрывают корпус от его крыши до верха бортовых экранов. С целью повышения защиты эти панели могут быть продлены, как и бортовые экраны, до оси колес. Эти панели могут быть заполнены различными системами защиты, например композиционной броней, разнесенной броней, перфорированными экранами, невзрывной динамической защитой, электрической броней или их комбинацией. По конструктивным соображениям установка блоков динамической защиты, по всей видимости, не предусматривается.
О противоминной защите ASCOD и Ajax практически ничего не известно, хотя для первой из этих платформ уровень защиты заявлен высокий, весьма вероятно, не менее Уровня 3 (8-кг мина под любой частью корпуса или гусениц), а скорее Уровень 4 (как Уровень 3 только мина весом 10 кг). Уровень защиты от СВУ (фугасных, осколочных и типа «ударное ядро») неизвестен.
Новым решением, направленным на повышение живучести платформы Ajax, стала интеграция специальной мобильной камуфляжной системы Saab Barracuda MCS (mobile camouflage system), покупателями которой уже стали Канада, Германия, Нидерланды. В то время как при создании MCS, предназначенной для установки на платформы Ajax, использованы такие же базовые технологии, как и в других подобных системах, она специально адаптирована под требования британской армии. «Каждый оператор может определить, какие требования он действительно считает важными, поэтому системы разных армий отличаются по конфигурации. Также имеются различия в поколениях камуфляжных систем, поскольку постоянно идет развитие материалов, которые мы можем использовать в наших системах, ведь мы стремимся получить лучшие характеристики по сравнению с предыдущим поколением. Система развивается в зависимости от направления развития технологий», — заметил господин Алунд, представитель компании Saab Barracuda, в одном из прошлогодних интервью.
Разработанная для Ajax конфигурация направлена на соответствие доктрине британской армии — где машина будет развертываться и угрозы, с которым она столкнется. Алунд добавил, что «прежде всего, должна быть поставлена конфигурация для леса, но, по крайней мере, есть еще две конфигурации для этой машины, направленные на противодействие возможными угрозам».
Алунд отметил, что после асимметричных боевых действий, подобных тем, что велись в Афганистане и Ираке, британская армия перенесла акцент на конфликты с равным соперником и система MCS для платформы Ajax как раз направлена на это. «Конфигурация, которую мы разработали для Ajax, предназначена для борьбы с самыми сложными угрозами. Поэтому она даст Ajax очень хороший шанс справиться с угрозой любого уровня… Это на сегодня самая совершенная система, которую мы создали».
Камуфляж MCS обеспечивает мультиспектральную защиту в видимом, тепловом, инфракрасном и радиочастотном спектрах. «Система последовательно соединяющихся панелей состоит из нескольких слоев материала, которые обработаны или покрыты различными красками, пигментами и покрытиями, которые хорошо работают в своих частях электромагнитного спектра», — пояснил Алунд.
На оригинальной платформе ASCOD установлена торсионная подвеска. Впрочем, проект Ajax был доработан, для него была предложена новая система подвески, объединяющая торсионные валы и гидравлические амортизаторы, повышающие ходовые качества и стабильность системы вооружения при движении по пересеченной местности. Также, по итогам конкурса британская компания Cook Defence Systems получила контракт на поставку гусениц для новой платформы.
На машинах семейства Ajax установлен компактный силовой блок, состоящий из дизельного двигателя MTU V8 199ТЕ21 мощностью 600 кВт, совмещенный с автоматической трансмиссией Renk 2S6B. Компания MTU, часть Rolls-Royce Power Systems, получила контракт по программе Ajax в мае 2015 года на поставку компании GDUK с 2016 по 2022 год 589 двигателей на общую сумму 80 миллионов евро. Этот двигатель представляет собой дальнейшее развитие модели MTU V8 199 ТЕ20 мощностью 530 кВт, в настоящее время изготавливаемой для машины Boxer MRAV компании ARTEC (совместное предприятие Krauss-Maffei Wegmann GmbH, Rheinmetall MAN Military Vehicles GmbH и Rheinmetall MAN Military Vehicles Nederland B.V.).
Другие двигатели серии МТУ 199 установлены на австрийские ULAN и испанские машины Pizarro, которые также базируются на шасси ASCOD. Двигатель серии 199 в свою очередь базируется на двигателе для грузового автомобиля Mercedes-Benz ОМ 500, адаптированном компанией MTU под военное применение. На платформах Ajax установлена доработанная система забора воздуха и двухступенчатый воздушный фильтр с импульсной очисткой.
Ajax станет первой платформой британской армии, на которой будет установлен двигатель от MTU, несмотря на то, что исторически она предпочитала местных поставщиков-компании Jaguar и Perkins (в настоящее время подразделение Caterpillar). В случае дополнительных разработок и закупок в сфере бронированных машин, включая запланированный бронетранспортер Mechanised Infantry Vehicle (MIV) 8×8, компания MTU «откусит» еще один кусок рынка за счет экономии на унифицированности в случае выбора платформы MIV и установки на нее двигателя серии 199.
В проекте Ajax заметно отсутствие крупнокалиберной орудийной установки, хотя ранее нечто подобное должно было быть реализовано в варианте SCOUT SV Direct Fire, на который планировалось установить 120-мм гладкоствольную пушку. В семействе Ajax имеется всего один вариант с более или менее хорошими возможностями борьбы с бронированной техникой. Это собственно сам вариант Ajax, вооруженный 40-мм пушкой, плюс ему в помощь спешивающиеся расчеты ПТРК Javelin, поэтому устанавливаемая на машину пусковая установка ПТУР была бы крайне желательна.
Одно из решений могло бы опереться на разработки компании General Dynamics Land Systems, направленные на удовлетворение потребностей Соединенных Штатов в новом легком танке, на сегодняшний день известный под обозначением Mobile Protected Firepower (MPF).
На конференции AUSA 2016 в Вашингтоне компания показала демонстрационную платформу Griffin: шасси ASCOD-2 на базе проекта Ajax с установленной легкой трехместной башней на базе башни танка IVI1A2 SEPv2. На этом демонстрационном образце была установлена 120-мм гладкоствольная пушка ХМ36С, которая является облеченным доработанным вариантом пушки М256, в настоящее время стоящей на всех танках серии М1 Abrams.
Подобная машина хорошо впишется в состав штурмовой бригады, поскольку будет иметь более эффективную пушку (по сравнению с нарезной пушкой L30A1 танка Challenger 2) на шасси средней категории по массе, которое будет иметь хороший уровень унифицированности с парком Ajax.
В контексте концепции адаптируемой и развертываемой штурмовой бригады подобная платформа может дать этому формированию необходимую штатную огневую мощь.
Еще одной крайне желательной разработкой могла бы стать установка ПТУР, либо в качестве дополнительной системы вооружения на существующую машину, например Ajax, либо на новую специализированную платформу, как в свое время планировалось для варианта FRES SV FR(O).
В качестве наглядного примера можно привести Германию, которая успешно интегрировала ракету израильской компании Rafae Spike-LR, установив на башню своей новой БМП Puma пусковую установку на поздних этапах разработки, несмотря на то, что это не было первоначальным требованием. Подобная дополнительная система значительно повысит боевые возможности платформы, за что британская армия была бы весьма признательна.
/Alex Alexeev, topwar.ru/