Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
По свидетельству Короткова, который прежде занимал пост генерального директора и генерального конструктора РСК «МиГ», в получении нового перехватчика заинтересовано Министерство обороны РФ. То есть эти работы не инициативного характера. В связи с закрытостью темы он не стал говорить о характеристиках будущих высотных истребителей и их вооружении.
Вполне понятно, что МиГ-41 по параметрам должен превосходить МиГ-31. И это будет очень мощное оружие, поскольку МиГ-31, принятый на вооружение в 1981 году, и поныне является самым скоростным (3000 км/ч) и самым высотным (20000 м) в мире.
Этот самолет опередил свое время. До 2000 года был единственным в мире истребителем с РЛС с фазированной антенной решеткой. Он, как и американский перехватчик F-14, вооружен ракетами «воздух-воздух» большой дальности. Но «американец» уже 11 лет находится «на заслуженном отдыхе».
А «россиянин» продолжает не только служить, но и устанавливать мировые рекорды.
Истребитель-перехватчик МиГ-31
МиГ-31 стал ответом на угрозы, появившиеся во второй половине 60-х годов. Старый советский перехватчик Ту-128 был неэффективен против американского стратегического бомбардировщика FB-111 с ракетами с ядерной боеголовкой, способного на сверхзвуковой скорости совершать низковысотный полет с огибанием рельефа местности. Еще хуже обстояли дела при попытке перехвата разработанного по заказу ЦРУ разведчика SR-71, который был назван «Черным дроздом». «Дрозд» развивал феноменальную скорость в 3,2 М и имел практический потолок в 26000 м. Ту-128 имел вдвое меньшую скорость и меньший на 10000 м потолок.
Правда, в войска начинал внедряться МиГ-25, который по скоростным и высотным показателям несущественно проигрывал «Черному дрозду». Но на SR-71 использовалась более совершенная авионика четвертого поколения. А МиГ-25 относился к поколению 3++. Поэтому МиГу было непросто с ним справиться. Ситуация усугублялась и тем, что «Дрозд» был первым самолетом, при строительстве которого применялись стелс-технологии, в связи с чем советскому перехватчику было непросто разглядеть его в небе.
При разработке МиГ-31, первого советского самолета четвертого поколения, значительные усилия были направлены на создание эффективной РЛС с фазированной антенной решеткой. Для испытания перехватчика с полной приборной комплектацией пришлось переоборудовать полигон в Ахтубинске. Впервые в истории отечественной авиации испытания проводились с разнесением перехватчика и цели более чем на 200 км. Именно на таком удалении РЛС «Заслон» обнаруживала бомбардировщик FB-111. Истребитель засекался на расстоянии 170 км. Чуть меньшую дальность пуска имели специально созданные для МиГ-31 ракеты Р-33 — 160 км.
Использование принципиально новой бортовой РЛС позволило увеличить число обнаруживаемых целей до 24 и до 4 — сопровождаемых. Таким образом, дальность обнаружения, сопровождения и ракетного обстрела у нового перехватчика существенно возросли. Для поиска целей в пассивном режиме, то есть без включения РЛС, используется тепловой пеленгатор 8ТК. Он обнаруживает самолет по излучению работающего двигателя на расстоянии в 56 км.
Помимо ракет большой дальности, МиГ-31 использует ракеты средней и малой дальности. Также самолет вооружен шестиствольной 23-мм пушкой.
До 2006 года, когда был снят с вооружения F-14, конструкторы ОКБ Микояна и Гуревича заочно участвовали в споре с конструкторами компании «Грумман», которые подтягивали свой самолет за счет ряда модернизаций к уровню МиГ-31. Однако сравняться так и не смогли.
Хотя, конечно, перед этими двумя самолетами были поставлены не идентичные задачи. «Американец», будучи палубным самолетом, должен отражать воздушные атаки на авианосец, что предполагает не только патрулирование, но и участие в воздушных боях с неприятелем. «Россиянин» контролирует большие территории и не должен завоевывать господство в воздухе.
В значительной степени именно поэтому у F-14 ниже скорость и потолок, но выше маневренность. От МиГ-31 требуется догнать противника на любой высоте и выпустить по нему ракеты. Именно поэтому в него заложена низкая для класса истребителей максимальная эксплуатационная перегрузка — 5g. У F-14 в полтора раза выше — 7,5g.
Качество перехватчика определяет такая характеристика как «предельный рубеж перехвата» — это удаление цели, при котором перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить ее. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр равен 720 километрам. Для F-14 цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема с расстояния, не превышающего 250 км. При скорости цели 0,8 М рубежи такие: 1250 и 800 км.
Но ракета для F-14, AIM-54, была более дальнобойная — 185 км против 160 км у МиГ-31. К тому же она обладала лучшими перегрузочными способностями, и более высокой скоростью — 5 М против 4,5 М.
В 2006 году США отказались от самолетов-перехватчиков, заменив F-14 на палубный многоцелевой истребитель F/A-18E/F Super Hornet. При примерно равных со списанным самолетом летных характеристиках он вооружен ракетой, имеющей дальность 40 км. Таким образом, вся противовоздушная оборона авианосных групп была возложена на ракетное вооружение.
Разумеется, в этом есть резон. Поскольку держать на палубе ограниченной площади самолеты двойного назначения нерационально, это приводит к снижению ударного потенциала АУГ. А ведь это их основная задача. Российская же структура ПВО без самолетов-перехватчиков обходиться не может в силу громадной площади защищаемой территории, окруженной с запада, востока и юга многочисленными военными базами сопредельных государств, где бал правит НАТО. США же окружены громадными водными пространствами, а также латиноамериканскими странами с невысоким военным потенциалом.
А в это время МиГ-31 ушел еще дальше вперед. С 2008 года проводится его модернизация до модификации МиГ-31БМ. В самолете меняется почти вся электроника. Появилась новая ракета Р-37 с дальностью 300 км. Вооружение было дополнено ракетами «воздух-поверхность». Новая РЛС «Заслон-М» способна обнаруживать бомбардировщики, находящиеся на удалении в 400 км, а истребители — на 320 км. Одновременно сопровождаются 24 цели и атакуются 8.
Обновленный перехватчик получил возможность уничтожать аэродинамические цели, имеющими скорость 5 М, а также спутники на низких, до 150 км, орбитах.
В отношении МиГ-41 известно лишь, что он продолжит линию успешных перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31. Надо сказать, что этот самолет мог бы появиться еще в прошлом столетии, если бы не разруха 90-х годов. Дело в том, что к концу 80-х годов ОКБ изготовило и начало испытание пяти прототипов МиГ-31М, которые стали глубокой модернизацией исходной модификации. У них была увеличена максимальная взлетная масса на 5 тонн, частично скорректирован планер. Но работу остановили по известным причинам.
Что-то сейчас использовано в МиГ-31БМ. Например, РЛС «Заслон-М», новая ракета. В МиГ-31М появился новый двигатель с повышенной тягой Д-30Ф6М — 16500 л.с. на форсаже вместо 15500 л.с. Была установлена двухканальная оптико-локационная система. А пушку убрали по причине ее полной бессмысленности для самолета, который не предназначен для участия в ближних боях.
В результате испытаний боевых возможностей самолета на полигоне Ахтюбинска в 1992 году МиГ-31М поразил мишень, находившуюся на расстоянии 228 км, что было невозможно ни для одного самолета мира.
Можно предположить, что новый самолет в значительной степени использует эту разработку. Но при этом, разумеется, при создании бортовой аппаратуры будут использованы последние научно-технические достижения.
В заключение необходимо добавить, что РСК «МиГ» начинает проявлять деловую активность. Совсем недавно прошла презентация МиГ-35. Сейчас компания обещает улучшить самый лучший в мире перехватчик.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
МиГ-41: можно сделать гиперзвуковым космолётом с выходом на 100-200 км. и с УР и с НУРС -ами на гиперзвуковых скоростях (или если надо со скоростью света, как лазер). Подъезжай Коротков помогу. Обожаю МиГ.
Не понятно 1) кого должен перехватывать Миг-41 и 2) как он это будет делать.
тягу в л.с. не измеряют!
Точно. кг.с или кНт
Этот Тучков в танковой тематике обделался как телок,теперь в авиацию подался,с таким же успехом.
Он хотел сказать в килограммах, но тут вспомнил про лошадь…
На фотке правое шасси немножко удивляет. На левом парное шасси, на правом одного колеса не вижу. Странно…
Дело в том, что заднее колесо основной опоры шасси МиГ-31 расположено со сдвигом во внешнюю сторону относительно переднего. Поэтому при данном ракурсе фотосъёмки оно получилось полностью закрытым передним колесом.
Автор статьи немного обманул — да на МиГ-31 была фазированная антенная решётка но она была не активной а ПАССИВНОЙ и то в задней полусфере! Автор как Гебелльс — 99% правды и 1% обмана и все типа поверят! А первую активную ФАР поставили США на свой F-16 блок 60. Ни одной новой мысли у россии в авиастроении нет все что сейчас преподносится как новое это разработки СССР мы их еще во второй половине 1980 годов изучали в военном училище это Су-34, Су-35, Ми-28Н, Ка-50 и Ту-160! А где новое?! Те же США уже Рапорт Ф-22 имеют вон уже Ф-35 на конвеер поставили и 300 штук сделали!!!! А эти любимые русскими плюсы к поколению самолетов 4 можно хоть тысячу поставить но он останется всегда четвертым поколением! Делайте новое! И не надо противника закидывать шапками типа у нас круче а у них все плохо! История показывала что США ни одну серьёзную войну не проигрывала! Да и в этих войнах её боевую технику всегда уважали ценили и копировали! Тоже же СССР сколько всего скопировал от США!!!!!!!!
Так. Ну давайте предметно разговаривать. Знаете в чем разница между активной и пассивной ФАР? У АФАР каждый модуль это передатчик и фазовращатель, а у ПФАР один передатчик на все фазовращатели. АФАР имеют преимущество в живучести, надежности и намного лучшие возможности в архитектуре построения. А вот функционал у них одинаковый и принципиальных различий на сегодняшний день нет. А вот фразу «и то в задней полусфере» честно не понял. То ли стоит в задней полусфере, то ли цели обнаруживает только в задней полусфере, то и другое глупость.Наши новые мысли в авиастроении. Загибайте пальцы. Управляемый вектор тяги, интегрированная ЭДСУ самолетом и двигателем, методика расчета аэродинамических характеристик, работоспособное крыло обратной стреловидности, ФАР наконец. Хватит? А ваш пиетет в отношении американской техники непонятен. F-22 неплох, а вот F-35 сплошное недоразумение и их хоть триста хоть тысячу склепай ничего не поменяется.
Да уж… Казахстан, мля… Специалист ты видно «крутой». Пишешь что учился в училище а такое ощущение что написал школьник, пиндосовской средней школы…. Долго ржал, короче…
— История показывала что США ни одну серьёзную войну не проигрывала! —
Ну-ка, ну-ка — где у США были СЕРЬЕЗНЫЕ войны — с сопоставимым по численности, технологии и промышленности врагом в которых она выиграла. Даже Японию в ВОВ только с помощью СССР.
—всегда уважали ценили и копировали—
—Тоже же СССР сколько всего скопировал от США!—
Называется — РАЗВЕДКА. Она же технический шпионаж.
Вы даже не представляете сколько США скопировало у СССР. И сколько технологий было сначала в СССР, а потом на западе военных. В СССР она не пиарилась на рынках оружия и не барыжилась.
На счет нового согласен — пока у РФ одни модернизации за 25 лет. Грустно. Но штаты так же Ф-22 с конвейера сняли и модернизируют старый добрый Ф-16-15.
И 90% вооружения в Казахстане — Российское, как-то странно подписываться Казахстан )))) Думаете в Казахстане совсем дебилы в оборонке сидят и закупают никому не нужное гавно ???
Как видите Казахстан с Вами не согласен.
Учились в 80 в училище — а такое ощущение, что вы в 88 в школу пошли.
СоСо, этот Казахстан новая подпиндосная шавка, вместо слитого Трорка и других подпиндосников. Только вот понять не могу, почему редактор А.В. не даёт их сливать? Ну видно же сразу что они будут вылизывать всё и вся что под лэйблом пиндосии.
На счет Трорка не соглашусь. Просто есть такой (воспитан перестройкой) тип людей. Для них все что про СССР и Росиию говорят сами СССР и Росиия — пропаганда. Все что пишуть про РФ и СССР другие (особенно западники) — открытие века.
Просто эти типажи не понимают — что их тупо имеет западная пропаганда. Которая круче того что было в СССР — в котором было больше правды и свободы, чем во всех странах запада вместе взятых. Они никогда не жили в жесточайшей цензуре запада. И в добавок просто потеряли ориентир от либерастной вони наших псевдодерьмократов.
Застряли в перестройке — вот и думают там все хорошо и правду говорят. В РФ всегда врут при СССРе еще больше врали и всех сажали ))))
Историю изучать — не ЕГЭ сдавать ))))
Типа один подпиндосник — идейный, а другой заблудший. А в финале одни и те же паразиты.
В отличие от тебя я не пытаюсь быть в каждой дырке затычкой. но — то, что ты тупой кретин, тебе говорят регулярно и постоянно, причем масса людей. могу повторить и здесь — раз уж тебе невтерпеж. удивительно, как ты еще не начал любой коммент сразу с мата начинать, и кричать, как ты всех уделал сходу! ЖАЛЬ, ЧТО У ВАС ВЫРАЩИВАЮТ ТАКИХ ЖЕ ТУПОРЫЛЫХ КАК И У НАС, и их почему-то патриотами считают. или ты сам себя так окрестил, жопоборец?
Еще в 2013-м было сказано, что скорость МиГ-41 должна быть 4,3 Маха. Один мах это 1230 км/ч. Получается, предельная скорость для 41-го МиГа 5290 км/ч, это намного «перекрывает» возможности устаревшего 31-го МиГа. Но 31-й будет вынужден служить еще минимум до 2028 года. Насчет «перегрузок» не надо ахинею писать!!! Внутри 31 Мига 17.6 тонны керосина как при такой массе ему еще и маневренность обеспечить? Да и у F-14 тоже масса не маленькая, там крылья и изменяемой геометрией которые не любят очень уж высоких перегрузок, и пол жизни именно F-14 пролетал с очень неудачным двиглом кажись tf 30??? и после этого F-14 может спорить по маневренности с кем то еще?…
Выход на более чем 3 маха это особенное техническое и технологическое «блюдо» так как именно здесь 95% всех конструкций РАЗВАЛИВАЮТСЯ НА КУСКИ. ПРИЧИНА ПРОСТА И БАНАЛЬНА. АЛЮМИНИЙ ТЕРЯЕТ ПРОЧНОСТЬ НА 90 ПРОЦЕНТОВ. ОН КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ ПОЛЕТОВ НА СКОРОСТЯХ БОЛЕЕ 3М. У МиГа есть понимание как, из каких МАТЕРИАЛОВ, систем охлаждения, двигателей авионики это можно реализовать. Ранее был ведь не только МиГ 31, но и НЕ РЕАЛИЗОВАННЫЙ МиГ 321, от которого МиГ 41 унаследует все самое лучшее. МиГ 41 как оказывается НУ ОЧЕНЬ НУЖЕН НАШИМ ВКС. ПОТОМУ ЧТО КОЕ-КТО НАДЕЕТСЯ СОЗДАТЬ ГИПЕРЗВУКОВОЕ ОРУЖИЕ, НО ТАМ ОЧЕНЬ МНОГО ПРОБЛЕМ ПОЭТОМУ У МИГА ЕСТЬ ВРЕМЯ НА ДАЛЬНЕЙШУЮ ПРОРАБОТКУ МИГ 41 ДОЛЖНЫ ВЫКАТИТЬ МИГ 41 В 2020 ГОДУ. ЖДЕМ-С.
не должны и не будут.
По секрету всему свету до 2020 ждать даже на бумаге проект не стоит. После 2020 может быть если ума власти РФ наберутся и предателей ХППшных уберут от руля, мож тогда и включат разработку миг41 в приоритет и тогда и только тогда возможно увидим миг41 в «железе» к 2025 году, а к 30му году уже в первые в строю, но никак не ранее.
Вольноопределяющийся, кого именно Миг 41 должен перехватывать этого нам могут и не сказать. Однако по характеристикам МиГ может перехватывать SR 72 который локхид делает в разведывательно-ударном варианте…
Как МиГ будет перехватывать….. ну это даже для доктора наук задача….. На рубеж перехвата надо выходить… то есть до цели где-то 400 км а ракета КС 172 эту цель на расстоянии 400 км гарантированно уничтожит. МиГ 41 в данном случае просто «НОСИТЕЛЬ» ракет. Скорости МиГу именно для этого и важны чтоб пролететь ну например 1000 км в 3 раза быстрее чем все остальные выйти в район гарантированного перехвата, снизить скорость, открыть отсек… и привет…далее все должна делать КС 172. Это если очень коротко… на деле все намного сложнее. Такие дела.