Потерпев тяжелое поражение от Германии в начале Второй мировой, по ее итогам Франция оказалась возвращена в число не просто победителей, но великих держав. На протяжении семи десятилетий Париж всячески старается удержать этот статус.

Франция – одна из основательниц НАТО, но с 1966 по 2009 год она не входила в военную структуру альянса. По количеству ядерных зарядов СЯС Пятой республики занимают 4 или 5-е место в мире (после США, России, Китая и, возможно, Израиля).

Географически континентальная страна, в военном плане она ведет себя скорее как океанская держава, более активно развивая авиацию и флот. Почти как все члены НАТО, после окончания холодной войны перешла от призывного к наемному принципу комплектования армии и значительно сократила ВС, оставаясь, впрочем, одной из сильнейших в альянсе и в Европе.

Во Франции сложился мощный ВПК, почти полностью обеспечивающий национальные ВС вооружением и техникой. Исключение составляют американские РСЗО MLRS, ПТРК «Джавелин», самолеты ДРЛО Е-3 и Е-2 и транспортники С-130, а также некоторые образцы авиационных средств поражения. Впрочем, часть авиатехники Франция создает и производит совместно с другими европейскими странами, в первую очередь с Великобританией, Германией, Италией.

Сухопутные войска имеют в составе две дивизии.

1-я дивизия (штаб в Безансоне) включает 7-ю бронетанковую (Безансон), 9-ю легкую бронетанковую «марин» (морской пехоты, которая во Франции организационно входит в состав сухопутных войск, а не ВМС, Пуатье), 27-ю горнопехотную (Варс-Альер-э-Риссе) и франко-германскую (Страсбург) бригады, 1-й артиллерийский и 19-й инженерный полки.

3-я дивизия (Марсель) включает 2-ю бронетанковую (Страсбург), 6-ю легкую бронетанковую (Ним), 11-ю парашютную (Бальм) бригады, 54-й ПВО, 31-й инженерный, 2-й РХБЗ полки.

В состав сухопутных войск входят штаб СБР (в мирное время не имеет в подчинении никаких боевых частей), а также шесть отдельных бригад: 4-я армейской авиации (Клермон-Ферран), ССО (По), 1-я транспортная (Монтлери), разведывательная (Агно), связи (Дуэ), МТО. Есть четыре полка морской пехоты (9-й в Гвиане, 2-й парашютный на Реюньоне, по одному в Новой Каледонии и на Таити) и три других (3-й инженерный в Гвиане, 5-е в ОАЭ и Джибути).

Кроме того, в сухопутные войска входит Иностранный легион, комплектующийся в основном из граждан других стран. В его составе: 1, 2, 3-й (в Гвиане) пехотные, 4-й учебный, 1-й кавалерийский, 1, 2-й инженерные, 2-й парашютный (на Корсике) полки, 13-я бригадная группа (в ОАЭ).

На вооружении – 200 современных «Леклерков» (206 на хранении) и 17 устаревших АМХ-30В2, которые используют как учебные (61 на хранении). Танковый парк дополняется значительным количеством БМТВ: 248 AMX-10RC со 105-мм пушкой (до 84 на хранении), 90 ERC-90F4 (до 33 на хранении) и 28 VBC-90 с 90-мм пушкой.

Французский танк «Леклерк»

Значительно количество легких БРМ: 40 VAB (машины РХБЗ) и 1470 VBL M-11 (до 151 на хранении). На вооружении – 520 новейших БМП VBCI (и 110 КШМ на их базе), они заменили старые БМП AMX-10P/PC (до 651 находятся на хранении). Имеется около трех тысяч БТР и бронеавтомобилей: 1462 VAB-VТТ (и еще порядка 1300 различных вспомогательных машин на базе VAB), 53 шведских Bv-206S и BvS-10, 1183 PVP, 153 VBRG-170.

Артиллерия: 44 САУ AU-F-1 (до 142 на хранении), 77 новейших колесных САУ «Цезарь», 89 155-мм буксируемых орудий TR-F-1 (до 8 на хранении). Имеются 140 120-мм минометов RT-F1 (до 125 на хранении), а также 157 минометов калибров 60 и 81 миллиметр. Наиболее мощные артсистемы – 13 американских 227-мм РСЗО MLRS. Их модернизировали во Франции по варианту LRU (до 44 немодернизированных MLRS поставили на хранение).

Читайте также  Китай заявил о превосходстве J-15 над Су-33

На вооружении – более тысячи ПТРК – 663 «Милан» (в том числе 113 самоходных на БТР VAB), 678 «Эрикс» (в том числе 185 на VAB), 76 американских «Джавелин», 30 устаревших «Хот».

Войсковая ПВО состоит из 126 ПЗРК «Мистраль» (еще 84–100 на хранении) и некоторого количества зенитных орудий.

В армейской авиации – 8 легких транспортных самолетов ТВМ-700, 5 швейцарских учебных РС-6, до 300 боевых вертолетов (52 новейших ЕС665 «Тигр», 167 SA342М (4 на хранении), до 56 SA341F «Газель» (31–42 на хранении), более 160 многоцелевых и транспортных вертолетов (17 AS555, 7 EC725AP, 18 AS532UL, до 102 SA330, 16 NH90).

ВВС разделены на семь командований. Стратегическое предназначено для нанесения ядерных ударов, располагая примерно 20 самолетами «Рафаль», всеми «Мираж-2000N» и заправщиками С-135. На вооружении объединенного командования – остальные боевые самолеты, а также разведывательные и РЭБ. Командование ПВО и воздушных операций имеет в составе самолеты ДРЛО и все ЗРК. Вспомогательные самолеты и вертолеты – в остальных командованиях: связи, информации и разведки, учебном, поддержки.

Наиболее современный истребитель ВВС Франции – «Рафаль-В/С». Предполагается приобрести более 130 таких машин, сейчас имеется 93 (45 С, 48 учебно-боевых В, еще 3 В, 2 С на хранении). Основным боевым самолетом пока остается «Мираж-2000». В строю 174 машины этого типа пяти модификаций (27 старых истребителей «Мираж-2000С», 30 модернизированных истребителей 5F, 34 предназначенных для ядерных ударов N, 8 учебно-боевых В, 75 наиболее современных ударных D, еще 19 С, 2 5F, 19 N, 8 В, 1 D находятся на хранении).

Истребитель «Рафаль»

Кроме того, на хранении находятся 15 бомбардировщиков средней дальности «Мираж-4», до 61 штурмовых «Ягуаров» (в том числе до 11 учебно-боевых) и 102 истребителя «Мираж-F1» (13 С, 5 С-200, 39 СТ, 32 разведчика CR, 13 учебно-боевых В). На вооружении стратегического командования – 54 КРВБ ASMP-А, для которых имеется 58–60 ядерных БЧ TN-81. На хранении до 87 КРВБ предыдущей модификации АSМР.

Как штурмовики могут быть использованы 109 УБС «Альфа Джет» (до 38 на хранении).

На вооружении – 4 самолета ДРЛО E-3F, 2 РЭР С-160G, 14 заправщиков (11 C-135FR, 3 KC-135R). Транспортные: 8 новейших А400М (будет 50), до 28 C-160R (до 31 на хранении), 14 С-130Н, 27 испанских CN-235М, 22 бразильских ЕМВ-121 (7 на хранении), 19 ТВМ-700 (1 на хранении), 5 канадских DHC-6, 2 DHC-8, 3 A310, 1 A330, 2 A340, 2 «Фалкон-7Х», 5 «Фалкон-20» (до 16 на хранении), 2 «Фалкон-2000», 2 «Фалкон-900». Учебные: 18 D-140 (1 на хранении), 42 ТВ-30 (76 на хранении), 5 HK-36.

Парк вертолетов: 42 AS555 (1 на хранении), 11 EC725, 6 AS332 (1 на хранении), 6 AS532 (2 на хранении), 26 SA330 (21–27 на хранении) и 3 ЕА330 (вертолеты РЭБ), 4 SA365N.

В наземную ПВО входят 5 эскадрилий новейшего ЗРК «Мамба» (SAMP/Т). В каждой эскадрилье по 2 батареи, в батарее – 4–6 ПУ по 8 ЗУР.

ВМС Франции несут основную часть ядерного потенциала страны. 4 ПЛАРБ типа «Триумфан» базируются на атлантическом побережье страны, каждая лодка несет по 16 БРПЛ. Всего на вооружении имеется 16 БРПЛ М45 (до 32 на хранении), поступают на вооружение более современные БРПЛ М51, которых 32, всего предполагается приобрести 60. Как М45, так и М51 могут нести до 6 ядерных БЧ, для этих БРПЛ имеется 290 ЯБЧ TN-75.

Кроме того, в подводном флоте 6 субмарин типа «Рубис» (все базируются на средиземноморском побережье страны), вместо них предполагается приобрести столько же ПЛА типа «Барракуда».

На Средиземном море базируется единственный атомный авианосец «Шарль де Голль». Большую часть времени корабль отстаивается в ремонте.

Читайте также  Гусеничные и колесные боевые бронированные машины

В ВМС Франции формально нет эсминцев, корабли этого класса называют фрегатами 1-го ранга. К ним относятся 2 современных образца типа «Форбин», построенных в кооперации с Италией, 7 более старых (2 – «Кассар», 5 – «Жорж Леги» – еще два таких же выведены из состава ВМС, из них один в отстое, другой используется как учебный), 3 корабля типа «Аквитания». Последние строятся по проекту FREMM, также совместному с Италией, всего их предполагается 8 (вместо «Кассаров» и «Леги»). В Италии аналогичные корабли относят к фрегатам. Имеются «классические» фрегаты: 5 «Лафайет», 6 «Флореаль», 9 «Д’Эстьен Д’Ор».

Французский фрегат «Форбин»

Для охраны экономической зоны страны, в том числе заморских территорий, используется 12 патрульных кораблей разных типов, имеющих большую дальность плавания при чисто символическом вооружении.

В составе ВМС – 18 тральщиков: 11 типа «Эридан», 4 «Вулкан», 3 «Антарес». Основу десантных сил составляют 3 УДК «Мистраль». Имеется также 2 ТДК «Батрал» (еще 2 выведены из состава ВМС и находятся в отстое).

Морская авиация насчитывает 62 палубных боевых самолетa – 43 новейших «Рафаль-М», 18 старых «Супер Этандар» (20–23 на хранении). Есть 3 палубных самолета ДРЛО Е-2С. При этом, как сказано выше, единственный авианосец, с которого могут использоваться эти самолеты, чаще находится в ремонте, чем в море. На вооружении морской авиации также стоят 26 базовых патрульных самолетов «Атлантик-2» (1–2 на хранении), 28 транспортных (10 ЕМВ-121 и 1 на хранении, 18 «Фалконов»), 7 учебных САР-10, до 25 противолодочных вертолетов «Линкс» Мk4 (6 на хранении), до 70 многоцелевых и транспортных вертолетов (11 AS365F, 16 AS565SA, 15 SA319B и до 13 SA316, 13 NH90, 3 ЕС225).

Иностранных войск на территории страны нет, при этом ограниченные контингенты находятся на заморских территориях Франции (в Гвиане, Полинезии, на Реюньоне), в бывших африканских колониях (Джибути, Чаде, БСК, ЦАР, Габоне, Мали, Сенегале).

Учитывая географическое положение и полное отсутствие внешних угроз, потенциала ВС Пятой республики более чем достаточно для обеспечения обороноспособности страны. Они также могут использоваться для проведения ограниченных интервенций, которые французы регулярно проводят в своих бывших африканских колониях. Впрочем, геополитические амбиции Парижа значительно больше, нежели его реальные военные возможности, чего в Елисейском дворце категорически не хотят признавать.

Что касается Иностранного легиона, то после отмены в 2001 году во Франции призыва на военную службу он в значительной степени утратил прежний смысл. Теперь становиться под ружье вместо «добропорядочных граждан» не нужно, ибо кто не хочет, тот в армию не идет, а войны в их прежнем понимании Парижем не ведутся.

Как и в любой развитой стране, во Франции переход от призывного к наемному принципу комплектования ВС привел к их неизбежной люмпенизации. То есть теперь «обычные» части практически ничем не отличаются от легиона – в них тоже идут либо представители социальных низов за деньгами, либо авантюристы за адреналином. Соответственно падает и ценность легиона. Зарплата в нем рассчитана именно на люмпенов, получение иностранными легионерами французского гражданства вопреки существующим мифам дается не автоматически и даже в лучшем случае не быстро.

Продолжающие два столетия служить Британии непальские гуркхи остаются элитой британской армии именно потому, что это не европейский, а азиатский народ, целенаправленно готовящий себя к воинской службе. А Иностранный легион Франции из элиты все больше превращается в миф о самом себе (это необходимо знать отдельным нашим соотечественникам, которых он еще манит). И эволюция эта необратима, как и общая деградация европейских армий.

/Александр Храмчихин, vpk-news.ru/

3 КОММЕНТАРИИ

  1. 90% статьи тупо перечисление структуры и техники, только 10% — по теме заголовка. Ради пары маленьких абзацев столько воды лить…сачкует Храмчихин.

  2. Да не парься. Что бы там не написали — фрвнцузы на словах то смелые ребята. Правительсвто гавно.
    Как немцы пришли — нет первой армии в европе ))))))))))
    Прости господи мой сарказм ))))))))

  3. Вывод нужно сделать противоположные пропагандисту: новый порядок в армии Франции — верный путь для русского эмигранта получить гражданство. Вив ля Франс!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя