Численность российских Вооружённых сил будет увеличена до 1,9 миллиона человек. Соответствующий указ президента РФ Владимира Путина опубликован на официальном портале правовой информации. В документе указано, что с 1 июля 2017 года штатная численность Вооруженных сил РФ составит «1 903 051 единицу, в том числе 1 013 628 военнослужащих».
Всего Вооруженные силы пополнятся на 19 тыс. человек — 13 698 военных и 5357 гражданских. Указ вступил в силу в день подписания, 28 марта.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, 8 июля 2016 года распоряжением главы государства штатная численность Вооруженных сил России была увеличена на 542 человека и составила 1 миллион 885 тысяч 371 человека.
На сегодня, если верить официальной статистике, Российская армия является пятой в мире по численности. На первом месте по числу военнослужащих — Китай (свыше 2 миллионов человек). Вслед за ним идут — США, Индия и КНДР.
Между тем, в скором времени Россия может столкнуться с нехваткой призывников, поскольку в возраст военнообязанных входит поколение, рождённое в конце 90-х, когда в стране случился очередной обвал рождаемости из-за дефолта 1998 года. В связи с этим депутаты Госдумы выносят на общественное обсуждение такие неожиданные идеи, как повышение призывного возраста до 30 лет.
Возникает закономерный вопрос — насколько правильно в нынешних экономических и демографических реалиях увеличивать численность нашей армии?
— Я считаю, что в вооружённых силах России сейчас выстраивается довольно грамотная кадровая политика, и указ президента Путина — лишнее тому подтверждение, — говорит эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев. — Думаю, что вопрос комплектования вооружённых сил у президента, как у верховного главнокомандующего, один из самых значимых на сегодня.
Кроме прочего, думаю, увеличение численности армии показывает, что, несмотря на все разговоры, полностью отказываться от призыва в армию мы не будем. Поскольку только контрактниками постоянно поддерживать численность армии в пределах двух миллионов человек вряд ли получится.
«СП»: — Для чего в данный момент увеличивать численность Российской армии?
— Во-первых, мы усиливаем своё военное присутствие в Арктике. Кроме того, конечно, необходимо усиливать прикрытие наших юго-западных рубежей в связи с откровенным вмешательством НАТО в конфликт на Украине. Прежде мы больше уделяли внимание южному направлению, в связи с ситуацией на Кавказе и в Закавказье. Теперь же идёт формирование дополнительных подразделений на границах с Украиной.
«СП»: — Нет ли опасности, что у нас, как в позднем СССР, будет непропорционально возможностям экономики большой военный бюджет?
— Я думаю, что сама жизнь ставит перед нами задачу подготовки военных кадров. Нам нужен резерв из обученных профессиональных военных. Иначе обязательно среди наших «партнёров» появятся те, кто сегодня говорит о мире и демократии, а завтра, почувствовав нашу слабость, станут говорить с нами с позиции силы. Мы же видим, что под надуманными предлогами происходит милитаризация вокруг наших границ. Кроме того, усиливается напряжённость на Ближнем Востоке, неспокойно в Центральной Азии. Мы вынуждены реагировать на это, в том числе увеличением численности армии, пусть пока и незначительным.
— Численность армии в любое время и в любой стране определяется конкретными условиями, — говорит заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — В данном случае увеличение числа военнослужащих на 13 тысяч человек мало что изменит. Конечно, в современном мире большая армия совсем не гарантирует победы. Важнее численность и качество военной техники. Но кто-то эту технику должен обслуживать. Поэтому нельзя сказать, что количество военнослужащих — это совсем не важно.
«СП»: — Нам необходимо увеличивать армию или достаточно остановиться на том, что есть?
— Ответить на этот вопрос сложно, поскольку непонятно, сколько всё же у нас реально людей служит в армии. Данные очень противоречивые. Цифра один миллион девятьсот тысяч человек, которую принято называть, сомнительна. Не очень понятно, сколько из этого числа военнослужащих действительно военные. Но даже если принять цифру, которую чаще всего называют — около миллиона человек, как данность, — относительно численности населения России, это немного. А если взять в расчёт протяжённость наших границ — совсем мало. Поэтому я не исключаю, что армию стоит ещё увеличить.
«СП»: — Какие есть для этого возможности у руководства России, учитывая проблемы экономические и демографические?
— Это вопрос не ко мне. Я не знаю, где российская власть собирается изыскивать средства для увеличения армии. Возможно, в планах этого вовсе нет. Но в том, что необходимо формирование новых воинских частей, особенно к востоку от Урала, у меня лично никаких сомнений нет.
— Чтобы увеличить численность армии недостаточно просто «забрить» побольше призывников или набрать новых контрактников, — говорит военный обозреватель ТАСС полковник в отставке Виктор Литовкин. — Необходимо построить новые казармы, полигоны, обеспечить новые воинские части современным вооружением. Я не думаю, что сегодня необходимо серьёзно увеличивать численность Российской армии. А то локальное увеличение, о котором мы узнали из указа президента, это даже не обязательно увеличение числа именно военных. Это могут быть врачи, люди технических профессий, водители и т. д.
Непосредственно численность военных у нас, согласно указу президента не должна превышать миллиона человек. Я думаю, что число именно военных в нашей армии сегодня не дотягивает до миллиона.
По последним данным, у нас служит около 275 тысяч призывников. Примерно 380 тысяч военных служит по контракту. Офицеров у нас порядка 220−230 тысяч. То есть, как видим, миллиона не получается. Даже если предположить, что около 50 тысяч военнослужащих женщин не вошло в эту статистику.
«СП»: — Достаточно ли такого числа военных, учитывая наши огромные пространства?
— При нашей территории любая армия, в том числе китайская, может показаться маленькой. Поэтому мы конечно, должны делать упор на техническое оснащение своей армии. Я думаю, что сейчас численность нашей армии оптимальна, исходя из экономических и прочих возможностей нашей страны. У нас есть кадровый резерв, который мы можем задействовать в случае необходимости. Это порядка 4 миллионов подготовленных военных. Этих людей можно поставить «под ружьё» в случае войны.
«СП»: — Как вы относитесь к идее увеличить призывной возраст до 30 лет?
— Она практически ничего не даст, какая разница до 28 лет призывать молодых людей или до 30. К тому же я не уверен, что тридцатилетние призывники впишутся в армейские реалии. Практически сложившемуся человеку, который до этого не служил, сложно будет исполнять обязанности рядового.
/Алексей Полубота, svpressa.ru/
Мне моя брезгливость дорога, мной руководящая давно – даже чтобы плюнуть на врага, я не набираю в рот говна.