Главная Иностранные армии

Проблемы поддержания ядерного арсенала США

0
2425

Военно-политическое руководство (ВПР) США в современной военно-политической и стратегической обстановке уделяет особое внимание поддержанию боевой готовности и развитию стратегических наступательных сил (СНС). Так, в Национальной военной стратегии США от 2015 г. отмечено: «Стратегические силы США находятся в состоянии высочайшей боевой готовности и всегда готовы отреагировать на угрозы нашей стране и нашим жизненно важным интересам.

Сдерживание прямого нападения на США и на наших союзников – это первоочередная задача. Соответственно, мы вкладываем средства для поддержания и совершенствования нашего ядерного комплекса». В президентской директиве №24 «О стратегии применения ядерного оружия США» от 2013 г. заявлено, что «стратегические наступательные силы США являются ключевым средством ядерного сдерживания и устрашения вероятных противников». В документе также подчеркнуто намерение американского руководства, с одной стороны, выполнять положения Договора о СНВ, последовательно снижая роль ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности государства, а с другой – сохранить возможность нанесения «разоружающего удара» по противнику. Заявлено о сохранении и возрастании роли и места тактического ядерного оружия в интересах ядерного сдерживания России и обеспечения безопасности США и государств-членов НАТО.

С целью поддержания боевой готовности и развития стратегических наступательных сил США реализуется комплекс программ их модернизации с продлением срока эксплуатации носителей и ядерных боеприпасов (ЯБП). Ведутся исследования по разработке перспективных видов стратегических наступательных вооружений (СНВ) с принятием их на вооружение в 2030-2040 гг. Совершенствуются система оперативной и боевой подготовки, формы и способы боевого применения стратегических наступательных сил. Значительное внимание уделяется созданию новой стратегической триады с включением в ее состав нестратегического ядерного оружия, высокоточного оружия большой дальности, гиперзвуковых средств и оружия на новых физических принципах.

Вместе с тем в США обострились проблемы поддержания ядерного арсенала и инфраструктуры ядерного оружейного комплекса (ЯОК), что негативно сказывается на состоянии боевой готовности и перспективах развития СНС. Это, прежде всего, проблемы подтверждения надежности, продления сроков эксплуатации и обеспечения безопасности ядерных боеприпасов, носителями которых являются межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ). Причина заключается в необходимости соблюдения моратория на проведение натурных испытаний ЯБП и выполнения положений Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). На объектах ядерного оружейного комплекса США сосредоточено значительное количество неразвернутых ЯБП, для содержания которых в надлежащем состоянии требуются огромные средства. Особую значимость приобрело всестороннее обоснование и решение вопросов оптимизации и сокращения номенклатуры ЯБП.

Достоянием общественности в последние годы стал ряд инцидентов, допущенных в ВВС США при работе с ядерными боеприпасами. Результаты расследований показали:
— слабую профессиональную подготовку личного состава;
— снижение морально-психологического уровня и трансформирование культурных ценностей личного состава, обусловленные многочисленными реформами в войсках;
— отсутствие координации по решению задач ядерного обеспечения между взаимодействующими органами управления США;
— недостаточно оптимизированный процесс оценки и анализа рисков в повседневной деятельности.

Выяснилось также, что недостатки, вскрываемые при проверках вопросов обеспечения ядерной безопасности, не устраняются. Так, 341-ое крыло МБР Minuteman III (АвБ Мальмстром) по результатам проверки типа NSI (Nuclear Surety Inspections – проверка безопасности обращения с ядерным оружием), проведенной Командованием глобальных ударов ВВС США, было оценено на «двойку». Личный состав показал неудовлетворительные знания и практические навыки по работе с ЯБП. Многие офицеры из групп технического обслуживания и ремонта, допущенные к несению боевого дежурства и обслуживанию ЯБП, даже не знают порядка работы с ними. Для устранения недостатков было предоставлено дополнительное время с последующей перепроверкой. В феврале 2016 г. стал известен очередной ядерный инцидент с выводом из строя МБР Minuteman III при проведении технического обслуживания в одной из эскадрилий 90-го ракетного крыла (АвБ Ф. Уоррена), которое проводилось в мае 2014 г.

Результаты расследования ряда  инцидентов в стратегических ядерных силах США показали слабую профессиональную подготовку личного состава.

В связи с этим в ядерной стратегии США (2010 Nuclear Posture Review) отмечается, что «состояние ядерного оружейного комплекса пришло в упадок». Основные мероприятия программы «Сопровождение ядерного арсенала» выполнены неполностью, хотя за последние годы на модернизацию объектов ЯОК выделялись значительные средства. По результатам инспекций вскрыты также серьезные недостатки в организации газодинамических испытаний ядерных боеприпасов в Лос-Аламосской национальной лаборатории. Это поставило под сомнение способность лаборатории проводить до десяти газодинамических тестов в год (с 2017 г.), что может привести к срыву сроков начала модернизации и продления эксплуатационного ресурса авиабомб типа В61. Известно, что результаты газодинамических испытаний используются в целях ежегодной сертификации ядерных боеприпасов и оценки уровня их безопасности при возникновении аварийных ситуаций. При этом разработка методики проведения сложного газодинамического эксперимента занимает до нескольких лет, на подготовительные работы и анализ результатов требуется несколько месяцев. Стоимость одного эксперимента около $2 млн.

Отмечается также наличие значительного количества объектов и крупногабаритных сооружений, построенных в 1940-1950 гг., требующих значительных финансовых и материально-технических затрат на их содержание и ремонт. Недостаточное финансирование инженерно-технического и научного персонала привело к снижению престижа работы в ядерном оружейном комплексе, преобладанию лиц пенсионного возраста, возникновению дефицита молодых специалистов, имеющих опыт работы с ядерными боезарядами и др. Наглядным примером потери квалификации сотрудниками ядерной отрасли США может служить радиоактивный выброс, произошедший в феврале 2014 г. на заводе по утилизации ядерных отходов. Инцидент, произошел по вине сотрудников Лос-Аламосской национальной лаборатории, которые нарушили правила подготовки отходов для хранения.

Другими проблемами ядерного оружейного комплекса являются:
— систематическое невыполнение установленных сроков реализации крупных производственных и научно-технических проектов;
— физический износ и моральное старение части оборудования;
— предъявление к ядерному оружейному комплексу более жестких требований по безопасности, режиму секретности и охране окружающей среды, не подкрепляемое дополнительными ресурсами;
— сложности с подготовкой квалифицированных кадров.

На объекте Y-12 (шт. Теннесси, Оук-Ридж) производятся комплектующие для ядерного оружия США.

С целью поддержания и развития ядерного арсенала и инфраструктуры ЯОК военно-политическим руководством США активизирована деятельность Министерства обороны, Министерства энергетики и других органов управления США сразу по двум основным направлениям.

Первое направление предусматривает решение задач по формированию ядерного арсенала: соблюдение моратория на проведение ядерных испытаний и строгое выполнение положений ДВЗЯИ; ратификация Конгрессом США и вступление в силу ДВЗЯИ; отказ от разработки новых ЯБП; продление срока эксплуатации ядерных боеприпасов, находящихся в составе боевого оснащения компонентов ядерной триады; обеспечение безопасности и надежности функционирования ядерного арсенала в соответствии с требованиями руководящих документов и технических программ; выполнение Договора о СНВ и поддержание ядерного арсенала на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности США и их союзников; проведение замен ядерных боеприпасов на вновь разработанные только по решению президента и с согласия Конгресса США.

Военно-политическое руководство США в интересах реализации плана строительства и развития СНС, создания новой стратегической триады, модернизации тактического ядерного оружия и совершенствования объектов инфраструктуры ядерного оружейного комплекса ежегодно предусматривает увеличение объемов финансирования. При этом основным содержанием работ по совершенствованию ядерного арсенала является модернизация ЯБП с поэтапным сокращением их численности и номенклатуры.

Это подтверждается следующими выводами из результатов анализа «Плана поддержания готовности и управления ядерным арсеналом на 2016 г.», представленного Национальным управлением по ядерной безопасности (NNSA) Министерства энергетики США на рассмотрение Конгресса.

Около $3,2 млрд. планируется направить на финансирование работ, непосредственно связанных с боезапасом. В составе ядерного арсенала США имеются: боеголовки типов Мк21 (ЯЗУ W87) и Мк12А (W78) для МБР Minuteman III; Мк4 (W76), Мк4А (W76-1) и Мк5 (W88) для БРПЛ Trident II; стратегические (В83, В61-7 и В61-11) и тактические (В61-3, В61-4 и В61-10) авиабомбы; боевые части W80-1 крылатых ракет воздушного базирования AGM-86B.

В документе подтверждается, что согласно концепции создания перспективного ядерного арсенала к концу 2030-х гг. планируется иметь на вооружении три универсальных ЯЗУ (IW-1, IW-2 и IW-3) для боеголовок МБР и БРПЛ и два ЯЗУ для управляемой авиабомбы В61-12 и боевой части W80-4 КРВБ. Данная концепция, получившая название «3+2», не предусматривает разработку принципиально новых ЯЗУ, ограничиваясь модернизацией части существующих. В 2016 г. продолжится комплексная модернизация ядерных боеголовок Мк4 в модификацию Мк4А с продлением срока эксплуатации на 30 лет и завершением работ до 2019 г. При этом предусматриваются доработки плутониевого узла, замена блока автоматики с установкой нового тритиевого резервуара, основного заряда взрывчатого вещества и урановых компонент.

Часть денежных средств ($3,2 млрд.) будет направлена на поддержание надежности и безопасности эксплуатации ЯБП, основу которых составит продление их эксплуатационного ресурса и модернизация. Так, на модернизацию боеголовок Мк4 БРПЛ Trident II предусматривается выделить около $250 млн., при этом половина из необходимых 1,2 тыс. ядерных боеприпасов уже переоборудована. Подчеркивается, что объем выделяемых финансовых средств обеспечит полное и своевременное выполнение программы модернизации к 2019 г.

В 2020 г. США намереваются приступить к производству унифицированной ядерной авиабомбы В61-12.

На мероприятия по подготовке к серийному производству (с декабря 2019 г.) модернизированных боеголовок Мк5 (ЯЗУ W88 Alt370) БРПЛ Trident II планируется выделить $220 млн. с продолжением закупок данной ракеты. Будут продолжены работы по замене бризантного взрывчатого вещества, блока автоматики и предохранительно-исполнительного устройства.

Значительное внимание уделяется созданию на основе существующих модификаций авиабомбы В61 (В61-3, В61-4, В61-7 и В61-10) унифицированной управляемой авиабомбы В61-12 с началом серийного производства с 2020 г. Выпуск этих авиабомб запланирован в количестве около 500 единиц, при этом 150-200 изделий планируется разместить в Европе: в Бельгии, Италии, Нидерландах, Турции и Германии. Носителями этих авиабомб будут самолеты тактической авиации ВВС США, ОВВС НАТО, а также стратегические бомбардировщики ВВС США, что позволит решать задачи по поражению стратегических объектов на территории Республики Беларусь и России. До 2020 г. спланирована модернизация хранилищ для содержания авиабомб, представляющих собой подземные железобетонные  сооружения на четыре изделия.

В настоящее время в Европе развернуто около 150-200 авиабомб типа В61. Кроме того, для базирования самолетов тактической авиации – носителей ядерного оружия и самолетов-заправщиков подготовлены авиабазы Зокняй (Литва), Лиллеварде (Латвия) и Эмари (Эстония), организовано их освоение в ходе учений и боевое дежурство.

В связи с этим президент России Владимир Путин заявил: «Тактическое ядерное оружие США в Европе способно решать стратегические задачи».

Для новой крылатой ракеты воздушного базирования LRSO (Long-Range Stand-Off) ведется разработка ядерной боевой части W80-4 путем модернизации ЯЗУ W80-1 от КРВБ AGM-86B. На техническую разработку проекта ядерной боевой части для данной крылатой ракет воздушного базирования планируется выделить $195 млн. Серийный выпуск новых боеприпасов запланирован с 2025 г.

Начало разработки первого универсального ЯЗУ IW-1 (также имеет наименование W78/W88) запланировано на 2020 г. В нем будет использована центральная часть атомного инициатора, аналогичная установленной в ЯЗУ W87. К серийному производству нового ЯЗУ планируется приступить в 2030 г. При этом предполагается, что ВВС США будут устанавливать ЯЗУ IW-1 в боеголовку Мк21, а ВМС – в Мк5. К выпуску ЯЗУ IW-2 и IW-3 предусматривается приступить в 2034 и 2041 гг. соответственно.

Финансовые средства выделяются также на реализацию программы демонтажа выведенных из эксплуатации ЯБП. Эти работы являются проблемными: базы хранения переполнены ядерными боеприпасами, требующих демонтажа и утилизации, содержание их организовано с нарушением требований руководящих документов. По оценкам американских специалистов, для ликвидации ЯБП и переработки извлеченного из них высокообогащенного урана потребуются значительные сроки и финансирование.

Второе направление связано с поддержанием ядерного арсенала и объектов ядерного оружейного комплекса. Обеспечено выполнение комплекса конкретных программ:

• «Программа усиленного контроля» (ESP – Enhanced surveillance program);
• «Программа продления жизненного цикла ядерных боеприпасов» (LEP – Life extension program);
• «Программа повышения безопасности ГЧ МБР» (SERV – Safety enhanced reentry vehicle).

Срок эксплуатации многих транспортных средств, задействованных в перевозке элементов ядерного оружия США, давно истек.

«Программа повышения надежности ядерного арсенала США за счет замены устаревших ядерных боеприпасов» (RRW – Reliable replacement warhead) остановлена из-за отказа Конгресса ее финансировать.

Осуществляется финансовая поддержка ряда научно-исследовательских проектов с целью повышения надежности ЯБП и их сертификации без проведения натурных испытаний; улучшения финансирования учебно-материальной базы ЯОК; совершенствования научной и инженерно-технической базы по программе «Сопровождение ядерного арсенала»; модернизации инфраструктуры Лос-Аламосской национальной лаборатории и инфраструктуры объекта Y-12 (г. Оук-Ридж, штат Теннеси); обеспечения безопасности эксплуатации объектов ЯОК. Выполнение этих научно-исследовательских проектов является важным направлением ядерной оружейной программы, на которые планируется выделить $1,8 млрд. Наиболее крупной считается программа «Перспективное моделирование ЯБП и высокопроизводительные вычисления» ($620 млн.). Данный проект предусматривает разработку технологий сертификации ядерных компонентов ЯБП, создание средств диагностики газодинамических и подкритичных испытаний, а также изучение динамических свойств материалов. Для проведения соответствующих экспериментов совершенствуются газодинамические установки, штольневый комплекс подкритичных испытаний, газовая пушка и различные стенды.

Продолжится наращивание вычислительных мощностей ядерных оружейных лабораторий Министерства энергетики США. Их возможности задействуются американскими специалистами для трехмерного моделирования всех стадий срабатывания ЯБП. В Лос-Аламосской лаборатории планируется ввести в строй высокопроизводительный суперкомпьютер с большим объемом быстродействующей оперативной памяти. Не менее важным считается проект «Управляемый термоядерный синтез с инерционным удержанием плазмы» ($500 млн.), обеспечивающий моделирование термоядерных реакций. При этом задействуются лазерные термоядерные установки одного из американских университетов и Ливерморской лаборатории им. Лоуренса. Проект «Технологии конструирования ЯБП» ($130 млн.) предусматривает разработку более совершенных методов изготовления компонентов ЯБП в интересах сокращения сроков и затрат на выпуск ядерных боеприпасов и их элементов.

Значительные средства направляются на поддержание объектов Невадского испытательного полигона в готовности к возобновлению натурных испытаний ядерных боеприпасов, решение социальных вопросов и сохранение научно-технического персонала. Важно подчеркнуть, что ВПР США при осложнении военно-политической и стратегической обстановки в мире, затрагивающем национальные интересы государства, полагает возможным отказ от моратория и возобновление полигонных испытаний ЯБП.

С целью обеспечения устойчивого функционирования ядерного оружейного комплекса разработана и профинансирована программа по развитию его материально-технической базы ($1,1 млрд.): закрытие с 2019 г. проекта создания химико-металлургического комплекса в Лос-Аламосской лаборатории; повышение производственных мощностей завода Y-12 (г. Оук-Ридж) для ежегодного выпуска 50-80 термоядерных узлов начиная с 2030 г. Около $2,7 млрд. предполагается направить на поддержание инфраструктуры ЯОК, совершенствование технических систем охраны и обеспечения доступа на объекты и их компьютерной защиты.

В отдельный компонент ядерной оружейной программы вынесена программа обеспечения безопасности эксплуатации объектов (около $1,5 млрд.), которая включает следующие разделы:

1. Транспортирование боеприпасов и специальных ядерных материалов. Предусматривает обеспечение безопасных перевозок специальных грузов, компонентов ЯБП между предприятиями ЯОК, различными военными и государственными объектами на континентальной части США. В 2016 году значительное внимание уделяется разработке специализированного автотранспорта. Отмечается, что безопасность транспортных средств данного типа протестирована недостаточно, а срок эксплуатации многих транспортных средств давно истек. Следует отметить, что решение проблем безопасной и скрытной перевозки ядерных материалов признано важнейшими, поскольку объекты ЯОК и районы базирования объектов СНС США расположены по территории всей страны, а маршруты транспортирования проходят в непосредственной близости от населенных пунктов. Особое внимание уделяется подготовке сил и средств Объединенного командования стратегических перебросок ВВС США для  транспортирования тактического ядерного оружия из Европы на континентальную часть США и обратно, особенно в условиях возможных воздушных и наземных террористических атак.

2. Модернизация инфраструктуры ЯОК. Ассигнования по этой статье будут направлены для поддержания в исправном состоянии объектов ядерного оружейного комплекса, зданий, сооружений, кровли, систем и оборудования общего назначения, обслуживания технических средств охраны, ремонта ограждений, дорожной сети и т.п.

3. Обеспечение физической защиты и сохранности ЯБП. Финансовые средства выделяются на охрану объектов ЯОК и защиту чувствительной информации, в первую очередь хранящейся в электронном виде. До 50% этих ассигнований представляют собой расходы на содержание персонала подразделений охраны. Проблемы с охраной ядерных объектов также являются актуальными и обсуждаются на высоком уровне. Так, в ходе выступления на Международной конференции по ядерной безопасности в июле 2013 г. министр энергетики США сообщил, что «три посторонних лица смогли приблизиться вплотную к хранилищу высокообогащенного урана на территории комплекса ядерной безопасности завода Y-12 и успели изрисовать лозунгами наружную стену».

Около $0,28 млрд. направляются на социальные выплаты отдельным категориям научно-технического персонала важнейших объектов ядерного оружейного комплекса.

Таков далеко не полный состав основных программ и мероприятий, проводимых в США в интересах поддержания ядерного арсенала и объектов ядерного оружейного комплекса.

Важно подчеркнуть, что военно-политическое руководство США осуществляет прагматичное выполнение положений Договора о СНВ, создавая «возвратный» ядерный потенциал для оперативного наращивания боевого состава СНС при возникновении форс-мажорных обстоятельств, угрожающих национальной безопасности США и их союзников. Данный вывод подтверждается прогнозом боевого состава СНС США по состоянию на 5 февраля 2018 г. (см. таблицу на стр. 62). Необходимо подчеркнуть, что в оценках не учтены возможности по переводу стратегических бомбардировщиков В-1В в статус носителей ядерного оружия и оснащению БРПЛ Trident II двенадцатью боеголовками. Не учитывались также ядерные страны – союзники США (Великобритания и Франция), а также тактическое ядерное оружие США в Европе.

В заключение необходимо отметить, что военно-политическое руководство США постоянно заявляет о пунктуальном выполнении Договора о СНВ, о сокращении боевого состава стратегических наступательных сил, об отказе от разработки новых ядерных боеприпасов, о соблюдении моратория на ядерные испытания и о необходимости ратификации ДВЗЯИ. Вместе с тем результаты анализа информационных материалов и заявления представителей администрации США показывают, что научно-технические, производственные, материальные, финансовые и кадровые возможности, а также концептуально-политические и юридические предпосылки для наращивания и модернизации американского ядерного арсенала, вплоть до перехода к полномасштабным ядерным испытаниям, поддерживаются на требуемом уровне.

/Мидыхат Вильданов, профессор Академии военных наук, генерал-майор, oborona.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ