За 2016 год российский флот пополнился одиннадцатью боевыми кораблями. Фактически наша промышленность выполнила больше заказов – одна подлодка ушла на экспорт.
Одиннадцать боевых надводных и подводных кораблей за год – много или мало? С одной стороны, меньше, чем в предыдущие два года. С другой – все же больше, чем строилось в начале этого десятилетия и в течение всего прошлого. Американцы за 2016-й обзавелись всего шестью новыми боевыми единицами, правда, все они серьезного водоизмещения. Китайцы спустили на воду кораблей больше, чем мы, они также заняты перевооружением и спешат заменить списанные борта.
Несмотря на наметившуюся с 2014 года тенденцию уменьшения числа построенных кораблей, 2016-й меж тем сохраняет серьезный показатель суммарного водоизмещения реализованных проектов, то есть мы спускаем на воду крупные образцы.
Посмотрим, чем именно разжился российский флот.
«Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен»
Долгожданные сторожевики дальней морской зоны или, как их начали называть на зарубежный манер, фрегаты рождались в вихре споров.
Изначально флот ждал на перевооружение совсем иные корабли – проекта 22350: достаточно крупные для класса фрегатов, современные, мощные. Однако, как часто бывает на любом флоте (что особенно заметно на примере американского «Замволта»), новый проект запускается в серию дольше и тяжелее, чем на это рассчитывают.
Поэтому пока наша промышленность осваивает перспективные многоцелевые фрегаты, было решено запустить в производство что-нибудь соизмеримое по боевым качествам, но более знакомое. В результате на свет появился проект 11356 – модернизированный вариант экспортного «Тальвара», который наша промышленность с успехом изготавливала для Индии. Он же в свою очередь является переработанным сторожевиком проекта 1135 «Буревестник».
Построенные «Адмиралы» взяли от предшественников лучшее, в первую очередь корпус, который снискал себе добрую славу за хорошие мореходные качества и обитаемость.
Зато вооружение и электронная начинка у корабля новые, даже надстройка трансформировалась, подчиняясь современным требованиям снижения заметности. Изменилось и предназначение корабля, теперь это многофункциональный боец, способный бороться с любыми вызовами. Его основное оружие – универсальный корабельный стрельбовый комплекс на восемь ячеек, которые могут быть заполнены ракетами славного семейства «Калибр» на выбор.
Универсальный характер корабля подчеркивает 100-мм скорострельная АУ, способная вести эффективный огонь как по морским, так и по наземным, воздушным целям. Это самая скорострельная в мире пушка такого калибра, за минуту выпускает 80 снарядов на расстояние 20 километров.
За ПВО средней дальности отвечает ЗРК «Штиль-1» – 36 ракет в ячейках вертикального пуска. Серьезный арсенал позволяет не мелочиться и наводить на цель до трех ракет, гарантированно приводняя все, что летает со скоростью ниже трех километров в секунду и на дальности до 70 километров.
Ближнюю ПВО берут на себя две зенитные артустановки АК-630. Шесть 30-мм стволов со скорострельностью четыре-пять тысяч выстрелов в минуту призваны искрошить цель в пыль.
Для борьбы с подлодками и торпедами имеются два 533-мм ТА и проверенная временем бомбометная установка РБУ-6000.
На корме оборудованы взлетно-посадочная площадка и ангар для корабельного вертолета.
Сторожевики оснащены новым навигационным оборудованием, двумя РЛС и радиоэлектронным вооружением.
Экипаж, кроме 180 моряков и офицеров, включает еще и 20 морских пехотинцев, что серьезно увеличивает возможности фрегатов.
При полном водоизмещении чуть больше четырех тонн корабль способен развивать скорость до 30 узлов. При запасе хода 7800 километров сторожевик обладает богатыми возможностями по работе в морской акватории.
К двум уже стоящим на страже «Адмиралам» в этом году, судя по всему, присоединится «Макаров», проходящий государственные испытания.
В общем и целом весьма добротные сторожевики, способные выполнять широчайший спектр задач, при относительно скромной стоимости 13 миллиардов рублей за штуку. Жаль, что из-за срыва поставок газотурбинных энергетических установок с Украины под вопросом не только продолжение серии, но и судьба уже заложенных кораблей.
«Великий Новгород», «Колпино»
Это знаменитые «Варшавянки» доработанного проекта 636.3. Переданные флоту в прошлом году подлодки довели их черноморскую группировку до шести единиц. Мощная сила, учитывая отличные характеристики этих субмарин. На Западе они получили прозвище «Черная дыра» за крайне низкую шумность, сопоставимую с фоном моря.
«Варшавянки» способны обнаружить цель гораздо раньше, чем будут замечены сами. В четырех из шести ТА заряжены ПКР «Калибр», на борту – 18 торпед.
Подлодки имеют солидное подводное водоизмещение – почти четыре тысячи тонн. Развивают скорость 17 узлов и способны уйти на 300-метровую глубину.
Стоит каждая около 16 миллиардов рублей. Хорошая цена, особенно если учесть, насколько опасными могут быть для противника вооруженные «Калибрами» бесшумные «Варшавянки» в Черном море.
Морской тральщик «Александрит»
Головной корабль «Александр Обухов» проекта 12700 должен положить начало многочисленной серии судов различного назначения. Минные тральщики не самые интересные корабли, как может показаться. У них слабое и незначительное вооружение: одна зенитная артустановка АК-630, восемь ПЗРК «Игла» и 14,5-мм пулемет для самообороны.
Но сила этого корабля в другом. Во-первых, разнообразное радиоэлектронное вооружение. Во-вторых, цельный монолитный корпус из стеклопластика. Никто в мире корпусов такого размера делать не умеет. Нам пришлось создать новое производство для применения подобных технологий.
Корпус «Александра Обухова» немагнитный, негниющий, более прочный и легкий. Как раз то, что нужно для корабля, чья главная задача – ловить мины и не пойти от их случайного подрыва на дно.
«Александр Обухов» – представитель противоминной обороны нового поколения. При эксплуатации будут обкатаны технологии, относящиеся к тралению, изучена специфика корпуса из стеклопластика. Думается, что если все пойдет хорошо, мы имеем все шансы увидеть самые разнообразные боевые корабли водоизмещением до тысячи тонн с использованием такого материала при изготовлении корпуса.
Поскольку это головной корабль, о стоимости серийных последователей говорить рано.
«Полярная звезда»
Этот сторожевик проекта 22100 «Океан» поступил не в ВМФ, а в погранслужбу ФСБ. Но на место в нашем обзоре это не должно влиять. 2700 тонн полного водоизмещения, крейсерская скорость 20 узлов, дальность хода почти 20 тысяч километров при автономности 60 суток делают проект уникальным.
Имя головного корабля – «Полярная звезда» – говорит само за себя. Ему не страшны льды толщиной до 80 сантиметров, при этом корабль может с комфортом ходить и в тропиках.
Вооружение скромное, но универсальное: 76,2-мм артустановка АК-176М, способная вести огонь по надводным, наземным и воздушным целям, два 14,5-мм пулемета. Но, похоже, «Полярная звезда» создана не только для боя – ее взлетно-посадочная площадка и ангар позволяют принять поисково-спасательный Ка-27. На борту также имеются быстроходные катера и разведывательный беспилотник.
У проекта наверняка большое будущее.
«Проворный», «Надежный»
Сторожевики пограничной службы (проект 22460) имеют водоизмещение 630 тонн, скорость 30 узлов и впечатляющую дальность 5600 километров при экономном ходе. Ломают лед толщиной до 20 сантиметров. Добавим двухмесячную автономность плавания экипажа из 24 человек, станет понятно, что это весьма способный «Охотник».
Вооружение – зенитная АК-630, два 12,7-мм пулемета «Корд». При желании на борту размещается пусковая установка ракетного комплекса «Уран» и 57-мм АУ А-220М.
Кроме того, на сторожевике прописан разведывательный беспилотник, есть взлетно-посадочная площадка, способная принять вертолет типа «Ансат» или Ка-226, имеется слип для спуска катера.
Наша береговая охрана уже приняла девять таких кораблей, а всего запланировано 30 единиц. Каждый стоит предположительно 2,52 миллиарда рублей.
Два катера проекта 21980 «Грачонок»
«Юнармеец Заполярья» и его собрат стали первыми катерами проекта «Грачонок», вошедшими в состав Северного флота. Всего же в российском флоте уже 12 таких катеров.
Их стандартное водоизмещение – 139 тонн, а полная скорость – только 23 узла. Но выполняемая задача меж тем не становится менее важной – защищать более крупных собратьев от диверсионных атак. Из классического вооружения на катере только тумба с 14,5-мм пулеметом да четыре ПЗРК «Игла», зато хватает нестандартного: кроме разнообразного радиоэлектронного имеются два подводных аппарата для осмотра дна на глубинах до 300 метров, а также противодиверсионный десятиствольный гранатомет. Отметим и водолазный комплекс с барокамерой, а также кран-манипулятор.
Как видим, катера достаточно оборудованы, чтобы не только находить и обезвреживать диверсантов, но и выполнять широкий спектр задач.
Стоимость «Грачонка» – 911 миллионов рублей.
Сторожевой катер проекта 12200 «Соболь»
Этот участник нашего списка не имеет имени, потому как слишком мал – всего 57 тонн полного водоизмещения. Типичный быстроходный катер, развивающий скорость 50 узлов. Вооружен пулеметом 14,5 миллиметра, но также на нем может быть размещен ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь-К». В этом случае судно обзаведется четырьмя противотанковыми ракетами и 30-мм артустановкой АК-306 для борьбы с воздушными и надводными целями.
Из 30 запланированных 22 уже построены.
Виды на экспорт
Еще один фрегат проекта «Буревестник» – «Адмирал Бутаков» спущен на воду без силовой установки: ее отказались поставлять украинские производители. На сегодня не решено, будет ли этот корабль, как и два других, заказанных Минобороны, достраиваться для отечественного ВМФ или уйдет в Индию. Пусть «Адмирал Бутаков» и не вошел в состав флота, его все же следует записать в зачет нашей оборонной промышленности.
ДЭПЛ проекта 636.1 (одна из модификаций «Варшавянки») построена для ВМС Вьетнама. 20 января этого года «Бариа-Вунгтау» доставлена в порт назначения Камрань.
Вспомогательные суда
Невооруженная морская мелочовка обычно не интересует широкую публику. Однако без вспомогательных судов флота не бывает.
Самыми большими (водоизмещение – 2000 тонн) оказались пять самоходных плавучих кранов, выполненных по проекту 02690. Чуть меньше опытовое судно «Виктор Чероков» (1900 тонн). Оно было заложено еще в 2007 году, но в 2010-м строительство приостановили из-за ошибок в проекте, вернулись к нему только в 2015-м. «Виктор Чероков» будет использоваться для испытания минно-торпедного и гидроакустического вооружения.
В 2016 году встали в строй три спасательных буксира двух проектов (около 1200 тонн). Остальные корабли водоизмещением до 300 тонн. Это рейдовый буксир, два гидрографических катера, столько же аварийно-спасательных плюс катамаран того же назначения, пограничный дебаркадер. Итого – 16 вспомогательных судов.
Модернизация
Кроме строительства новых кораблей, мы каждый год занимаемся модернизацией и ремонтом старых.
После пятилетнего отсутствия снова в строю ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант», блистательный «Маршал Устинов». Это уже третий его ремонтный отпуск с момента принятия в состав флота в 1986-м, но, пожалуй, самый серьезный. Крейсеру привели в порядок корпус, отремонтировали винторулевые механизмы, силовую установку, общекорабельные системы, заменили электронную начинку и РЭВ. Говорят, теперь это совершенно новый корабль в том же корпусе, впрочем, с прежним набором вооружения.
Вернулся в строй и флагман Каспия, сторожевой корабль «Татарстан» (проект 11661 «Гепард»). Кроме обычного ремонта сторожевик обзавелся новой РЛС «Галс», которая серьезно повысила его боевые возможности.
АПЛ «Кузбасс» проекта «Щука-Б» мы ждали долгие семь лет. Ремонт океанского монстра водоизмещением 12 тысяч тонн несколько затянулся, но дело того стоило. По оценке американского издания National Interest, подлодки проекта «Щука-Б» входят в пятерку самого опасного российского оружия.
Ракетный подводный крейсер «Подмосковье» ушел в ремонтный док еще в далеком 1999 году, а в 2016-м вышел на испытания, но уже в качестве носителя сверхмалых подводных лодок. «Подмосковье» ждет славное опытное и научное будущее. Возможно, крейсер станет прародителем подводного флота нового поколения.
Итого – четыре модернизированных корабля с весьма серьезным совокупным водоизмещением.
Российский флот активно перевооружается, хотя, возможно, и не теми темпами, как надо бы. Жизнь корректирует планы. В нашем случае это превращение Украины во враждебное государство и как следствие – сдвиг сроков сдачи некоторых кораблей по причине разрыва контрактов на поставку труднозаменимого оборудования. Сказываются и санкции Запада: бюджет страны не резиновый, а его ресурсы в последние два года понадобились на новых, неожиданных направлениях.
Тем не менее корабли спускаются на воду, закладываются новые, возвращаются с модернизации старые. Ведь пока мы не закончим перевооружение, старичкам придется нести свою вахту.
/Сергей Черкасов, vpk-news.ru/
Уныло как то
Кому ?
«При полном водоизмещении чуть больше четырех тонн» — это говорится об корабле на картинке — «Головной сторожевой корабль (фрегат) проекта 11356 «Адмирал Григорович»» — по моему ошибка «больше четырех тонн» — значительно больше ))))
Гурон — что именно уныло? Развитие/подвижки есть, вот когда их не будет — тогда уныло, а так что по силам , то и тянем.
Вон человек ниже написал, что именно уныло. Реально КОРАБЛЕЙ, включая ПЛ, сделано 4 штуки. При этом строились они как авианосцы. Всё зависло, тянут кота за яйца, корветы по 5 лет ПРОЕКТНО строить хотят. А реально будет 6-7. Чему радоваться тут? 20 штук в год это конечно загнул, но реально надо уже сейчас по 7-8 кораблей сдавать. А это ещё Лидеры никто в глаза не видел, даже проекта нет.
Из перечисленного реальных боевых кораблей — 2 подлодки 2 ранга и 2 фрегата 2 ранга, да тральщик 3 ранга. Более чем уныло. Чтобы флот обладал реальными возможностями хотя бы защиты своих прибрежных водных районов такие корабли нужно строить по 20 штук в год.
Народ ,ограниченно мыслите;
1) Вспомним какой разгром учинили дерьмократы Российской промышленности в 90е.
2) У России самая протяжённая сухопутная граница,что требует большие расходы и на армию.
3) Если учесть что было время когда ни каких кораблей не строили,то- то что строим, уже хорошо.
4) Всё развивается,всё совершенствуется,-сегодня построили 4 корабля,завтра построим 14, послезавтра 24.
5) И не забывайте о масле для народа,которое вместо пушек.
В данном случае, пессимизм не притянут за уши. Кораблики нам нужны не через 10 лет, а уже сейчас. Как и ракеты к ним, двигатели и артустановки, радары, ЗРК и прочая-прочая-прочая. Пока всё не в лучшем положении, прямо скажем
Позвольте спросить,-вы сами катера еле клепаете?
Если бы вы Гурон,имели дело с производством с конца 80х,то почувствовали бы разницу.
Что сравнивать….давайте про ладьи вспомним из времен Владимира…
Как в одной рекламе… Посмотрите на Китай и на свой ВМФ. Ещё раз посмотрите на Китай и на ВМФ. Почувствуйте разницу.
Даже дистанцируемся от США, т.к. у нас нет сухопутных границ с ними, главная угроза — Китай. Моё Мега Мнение.Китай через полгода выведут в море Шаньдун, через 4 года у них будет таких штук 6. И эсминцев штук 50. А мы корветы по 5-10 лет будем пилить. В СССР бы это назвали саботаж, предательство и на расстрел к черту…или лес валить лет на 20
Гурон,при чём тут это,когда речь о том. При чём тут отсутствие общей границы с США?, когда речь шла о собственно наличии сухопутных границ и расходов на охрану этих границ,ведь у американцев протяжённость границы всего 3000км,с Мексикой,Канадская не в счёт,американцы традиционно тратят деньги на флот и авиацию,армия по остатку,у России деньги нужны всем трём видам войск в первую очередь и одновременно.. Прочитайте комментарий Александра 4444,он очень доходчиво расписал проблему. А что касается Китая,то у него есть простор для манёвра,которого у России нет.
4) Только вот есть нюанс.
Сегодня построили 4 корабля, а вчера строили 14. То есть налицо спад производства причём катастрофический.
Да в 90ые учинили разгром в результате упало производство, теперь оно снова упало причём резко по всем ВМФ направлениям, столь резко что кроме как диверсии ничем не объяснить. Так что если в 90ые учинили разгром то недавно последние пару лет 90ые повторились, снова нам учинили разгром, но на этот раз на 90ые не спишешь, винить можно только власть РФ 2012-2017 года, а именно в эти года что то резко пошло не так во всём производстве для флота.
5) Не забывайте что вы повторяете либераскую чушь. Вот к примеру типо лидер с самой мощной и лучшей экономикой и то тратит на армию больше всех, и тратит так не потому что экономика лучшая, а наоборот экономика лучшая потому что тратят на оборонку.
Вообщем умные люди например как в сша тратят млрды на оборонку на корабли на флот на авиацию, а дауны вместо оборонки тратят эти же млрды на банки и менеджеров. В итоге умные пол мира захватили, а тупые просрали пол мира.
Кароче, ВПК локомотив производства и экономики, строя корабли локомотив разгоняется, деньги потраченные на корабли идут в народ рабочим которые покупают масло, раздадите деньги тупо выкинув наулицу типо для народа получите ни масла ни кораблей но кучу олигархов, для понимания этого надо быть просто не тупым и не слепым, все действительность РФ зрячим всё уже давно раз сто показала.
вчера имеется введу в 2011 году. Темпы закладок кораблей в 2008-2011 году были в разы выше чем сейчас. Темпы схода со стапелей в в 2010 -2012 отчасти до 2014 году были в разы выше чем сейчас. Сейчас мы буквально вернулись в 90ые и даже хуже, хуже тем что тогда то хоть денег не было, а щас вроде и деньги есть и верфи восстановили, а вот натебе ни**я ничего не делают.
Я-там ниже ответ набил.
А не пора ли учинить спрос с оставшихся в живых этих» дерьмократов», назвать их всех независимо от занимаемых должностей и предать суду как изменников Родины .И передать «ельцин центр» под детский дом творчества!
Давно пора. Только потом вой поднимется на тему 37го года.
1) девяностые кончились семнадцать лет назад.
Ну так Вы же все плакали когда мы заказали у французов мистрали. Все кричали зачем, почему не у наших, мы тоже можем. В итоге французы за 2 года мини авианосец отстроили а мы за это время даже катер еле клепаем.
Позвольте спросить,-вы сами катера еле клепаете?
В чем информативность данных вопросов «с подколом»? В России судостроительсво пришло в норму? У нас кончались долгострои? Или я не прав в чем-то?
Вы не правы в чём то. Да проблемы есть,но есть и поступательное движение,которое не видит слепой.
сейчас есть поступательное движение вниз(упадок) и это не видит только слепой.
Ответ смотрите ниже.
Я предложу посмотреть на это с другой точки зрения.
Большинство народа поддерживает президента Путина. Путин в свою очередь заведует:
1 армией
2 оборона
3 различные силовики
Все что он делает — везде успех и порядок. Вот бы наше правительство о народе так же заботилось.
К чему я клоню? Ресурсы страны в миг и все разом произвести нет возможности, думаю президент выделяет из того что есть наиболее важные проблемы, на текущий/ближайший момент и распределяет эти ресурсы (люди, производство, финансы, технологи…). Помните также что мы участвуем ограничено в войне в Сирии, идет МАССОВОЕ обновление ВСЕЙ армии. То что мы чего то не догоняем на одном участке событий, вполне вероятно перекрываем другим. Вы когда производите оценку, вы оценивайте в комплексе, так как нынче все увязано во едино, так сказать по отдельности не воюют)
В точку,даже добавить не чего.
Расходы на ВМФ с каждым годом растут только.
Сможете объяснить? почему при больших деньгах и ресурсах, кол-во заложенных новых крупных кораблей и спущенных на воду переданных в ВМФ последние годы только падает всё меньше и меньше!
Эк- хорош тупить,Российским ВС,всем родам войск,нужно много и всем сразу,а так не получается,поэтому происходит смена приоритетов,так же вылазят не запланированные расходы,возьмём к примеру Крым. Так что не надо списывать свою недалёкость и чьи то там происки,когда видно не вооружённым взглядом что,то какая эконом-полит обстановка была в до конца 13го года,и какая она стала с 14го,это две большие разницы.
это ты тупишь, ещё раз повторяю РАСХОДЫ ВМФ с каждым годом растут, не расходы всех ВС РФ , а конкретно ВМФ РФ, при всём при этом закладки новых кораблей и выход уже ранее заложенных всё меньше и меньше.
Провал начался ДО крыма, да и расходы на крым это отдельная статья и никак не связанная с ВМФ, с какого дуру расходы на крым как то тратят деньги вмф? тут как раз наоборот, расходы вмф и закладка новых кораблей из за крыма должны были увеличится(что и произошло, доп корабли заказали под крым, то есть без расходов на крым всё было бы ещё печальнее для ВМФ РФ).
Головой думай.
Ты их сам что ли закладываешь ? А семьи моряков где жить должны? Так что думай сам,если есть чем.
В советское время действительно строили по 20 боевых кораблей в год и большего водоизмещения, это при том что списочный состав кораблей и так был достаточным. А сейчас кораблей нет, их порезали в 90-х, срочно надо восстанавливать количественный (и качественный тоже) состав. И хотя денег на флот раньше давали столько сколько надо, все равно старались принимать экономичные решения. Например для пограничной службы специальные ПСКР, которые имеют только легкое артиллерийское вооружение не строили. На эти деньги строили полноценные сторожевые корабли для флота, а погранслужбе передавали устаревшие флотские корабли, которые для противостояния с хорошо оснащенным противником уже не годились, но возможностей которых с лихвой хватало для задач погранслужбы еще лет на 50.
Другой Александр,вы случаем не с Марса?
Опять же все гражданские суда имели конструктивно заложенную возможность переоборудования в боевые корабли, в т. ч. ледоколы в крейсера, сухогрузы и контейнеровозы в БДК, рыболовецкие сейнера в тральщики. Понятно, сейчас другое время, но кто мешает хотя бы новые корабли госкорпорации Росатом, погранслужбы и т.д. проектировать с такой возможностью. Должен сказать что 1 тип указанных в статье ПСКР имеет возможность установки контейнерных противокорабельных пусковых установок, а другой-то нет. Т.е. в случае боевых действий это совершенно бесполезный корабль, а стоит почти как боевой аналогичного водоизмещения.
Гражданские суда,особенно ледоколы,имели-и имеют-возможность установки вооружения.
новые проекты ледоколов которые сделаны в РФ не имеют возможности установки вооружения, вот установки джакузи имеют, а вооружения нет.
Я серьёзно, без шуток.
А вот вам стоит перестать врать направо налево, бесите уже своим враньём.
Я так понял что,вы Эк, лично проектируете ледокольный флот РФ.
любой офицер знает такие вещи, то что вы не знаете такие вещи говорит о том что вы не офицер это точно. Более того, скорее всего в армии не служили.
Про не служили вообще я прав? Про не офицер это точно прав не обсуждается.
Эк,из вас офицер,как из осла лошадь,3месяца на сборах и уже великий стратег,а козявки из носа так выковыривать и не научился.
Хочу для Гурона и Другой Александр привести здесь одно выражение которое якобы приписывают Сталину (доподлинно не знаю):
Если ты с чем то не согласен — критикуй,
Если ты что то критикуеш — предлагай,
Если ты что то предложил — делай,
Если ты что то делаеш — то отвечай за это!
Вам видетели того что есть мало! Ну так скажите ПОЧЕМУ как вы считаете не сделали больше? Я вам уже предложил объяснение в комментарии выше по поводу ресурсов. Я допуская что кто то может и продает часть своей политической воли в замен на личное благо, но думаю в данном ведомстве это не значительно.
Если модератор позволит вот вам для ознакомления — https://www.youtube.com/watch?v=zFPdsyr4MgE Николай Стариков о предательстве элит
Если модератор позволит………,-я догадывался что тута доминируют либерально-демократические взгляды. Но не думал что до такой степени.
Комментарию 4444го — большой плюс.
Я и предлагаю и предлагал. Целая кипа писем в Кремль. Ах, да, у меня своя проектная контора. Вопрос сейчас стоит в том, что будет если….. Вот смотрите, упали ракеты в прошлом году. Датчики вбили (не вкрутили, а вбили) не так. Вы знаете о посадках? На Восточном куча денег украли — какие сроки? Полимент-Редут не готов — корабли стоят, ждут его. Опять — где наказания? Понимаете, если сейчас пойдет отвешивание направо и налево, будет 37 год.
А лучше сразу,суд линча.