Обновление парка техники вооруженных сил связано не только со строительством и поставкой новых образцов, но и с отказом от устаревших машин. Подобные решения являются закономерными и не должны удивлять. Тем не менее, одна из последних новостей на этот счет стала поводом для споров и обсуждений. Как стало известно несколько дней назад, руководство российской промышленности намерено отказаться от производства одного из основных самолетов фронтовой авиации – штурмовика Су-25 «Грач».
Важнейшее заявление о будущем самолета Су-25 прозвучало 7 февраля. Говоря о перспективах авиационной отрасли, министр промышленности и торговли Денис Мантуров затронул тему производства самолетов-штурмовиков. Он заявил, что Су-25 «в серийных объемах больше производиться не будет». Теперь промышленность будет заниматься только модернизацией «уже новой версии Су-25ТМ». В качестве потенциальной замены для «Грачей» министр назвал учебно-боевой самолет Як-130, который, при определенных доработках, может выполнять функции легкого штурмовика.
Любые новости о прекращении производства широко известных образцов вооружения и военной техники всегда привлекают внимание общественности. Последние сообщения о дальнейшей судьбе Су-25 не стали исключением. Специалисты и широкая общественность проявили интерес к заявлениям главы Минпромторга и, как всегда бывает, попытались предугадать, что они за собой повлекут. Действительно, сложившаяся ситуация представляет определенный интерес и должна быть внимательно изучена.
Прежде всего, необходимо отметить, что слова министра весьма специфически сочетаются с известной картиной. Утверждается, что Су-25 больше не будет производиться в больших количествах. Тем не менее, если речь идет о базовой модификации самолета, то она и так уже не производиться в течение многих лет. Дело в том, что самолеты первой модификации серийно выпускались на Тбилисском авиазаводе. В начале девяностых годов Грузия объявила о независимости, вследствие чего выпуск авиационной техники для ВВС России прекратился. Таким образом, последняя партия самолетов «Грач» первой версии была передана заказчику в 1991 году, после чего российские вооруженные силы технику этого типа не получали.
Незадолго до развала Советского Союза в Тбилиси было начато производство штурмовиков Су-25Т, имеющих повышенный потенциал в деле борьбы с танками противника. До известных событий завод успел построить около двух десятков самолетов, после чего производство остановилось. Впоследствии эти машины выработали свой ресурс, после чего все остававшиеся в наличии самолеты отправились на вечную стоянку.
С 1986 года «Грачи» учебно-боевой модификации Су-25УБ строились Улан-Удэнским авиационным заводом (У-УАЗ). Вскоре из сборочного цеха вышли первые самолеты Су-25УТГ, предназначенные для использования в качестве палубных штурмовиков. Тем не менее, уже в 1992 году массовое производство этой техники было свернуто в связи с экономическими проблемами вооруженных сил и страны в целом. Позже, в течение девяностых и двухтысячных годов, У-УАЗ принимал участие в нескольких новых проектах модернизации и обновления существующей авиационной техники. К примеру, было построено лишь несколько самолетов Су-39, один прототип Су-28 и т.д. Все эти проекты не удалось довести до серийного производства и эксплуатации в войсках.
Таким образом, на данный момент прекращение серийного строительства самолетов Су-25 попросту невозможно. Массовая сборка такой техники прекратилась еще в начале девяностых годов, и после этого наша страна так и не смогла наладить выпуск штурмовиков на новой площадке. Даже с учетом всех прототипов общая численность «Грачей» всех модификаций, построенных в г. Улан-Удэ, не превышает нескольких десятков. Таким образом, остановить серийное производство Су-25 нельзя по причине его отсутствия.
Заявления о продолжении работ по модернизации более нового самолета Су-25ТМ тоже могут вызывать некоторые вопросы. Обозначение Су-25ТМ изначально носил самолет, ныне известный как Су-39. Эта модификация штурмовика разрабатывалась с середины восьмидесятых годов в качестве глубокой модернизации уже созданного Су-25Т. Техническое задание на проект подразумевало использование нового бортового оборудования, способного обеспечить возможность боевой работы в любое время суток. Кроме того, Су-25ТМ должен был нести более эффективное вооружение.
Опытный образец самолета Су-39
Серийное производство самолетов Су-25ТМ планировалось развернуть в Тбилиси, однако распад СССР помешал реализации этих планов. В дальнейшем предпринимались попытки создания совместного предприятия, однако они не увенчались успехом. Из-за этого производство самолетов предложили развернуть на У-УАЗ. В Улан-Удэ были построены опытные и предсерийные самолеты. Кроме того, именно на этом этапе проект получил новое название Су-39. В связи с ограниченными финансовыми возможностями военного ведомства такой самолет фронтовой авиации на вооружение не принимался и серийно не строился.
Что именно подразумевается под предложением продолжать модернизацию Су-25ТМ / Су-39 – неизвестно. Более того, сама возможность такой модернизации является поводом для сомнений. Было построено лишь несколько подобных самолетов, из-за чего их модернизация вряд ли сможет дать заметные результаты в контексте боевых возможностей всей фронтовой авиации.
Можно предположить, что в контексте модернизации существующей техники произошла элементарная путаница. В настоящее время действительно реализуется программа глубокой модернизации состоящих на вооружении самолетов, необходимая для продления сроков их службы и повышения боевого потенциала. Тем не менее, прошедшие модернизацию самолеты получают обозначение Су-25СМ3, а не Су-25ТМ. Названия двух проектов не слишком похожи, но путаницу исключать нельзя.
Проект Су-25СМ3 подразумевает кардинальную переработку комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, позволяющую значительно повысить характеристики техники. Основным средством навигации улучшенного самолета становится спутниковая система. Стандартный прицел заменяется полноценным индикатором на лобовом стекле, связанным с прицельно-навигационным комплексом. В состав последнего входит подсистема СВП-24-25, необходимая для более точного поражения целей. Учитывая различные параметры, как самолета, так и окружающей среды, эта подсистема определяет оптимальный момент отцепки неуправляемого оружия. Как следствие, значительно повышается точность попадания таких средств поражения, что позволяет экономить на управляемом вооружении, используя свободнопадающие бомбы.
В течение нескольких последних лет отечественная авиационная промышленность осуществляет модернизацию имеющейся в ВВС техники по новому проекту. По имеющимся данным, к настоящему времени ремонт и обновление до модификации Су-25СМ/СМ3 прошли около половины штурмовиков из строевых частей. Нетрудно понять, как именно изменился боевой потенциал фронтовой авиации в связи с реализацией нового проекта, и в течение какого времени будут сохраняться подобные результаты.
Тем не менее, со временем даже модернизированные самолеты-штурмовики должны будут выработать ресурс, что заставит вооруженные силы отказаться от них. С учетом отсутствия массового производства техники семейства Су-25 на роль основного ударного самолета фронтовой авиации должны будут претендовать другие образцы техники с аналогичными или схожими характеристиками. Так, министр Д. Мантуров в своей недавней речи назвал возможным преемником «Грача» новый учебно-боевой самолет Як-130.
Следует отметить, что возможность адаптации (как минимум, теоретическая) учебного самолета к использованию в качестве ударной машины не является новостью. Почти с самого начала работ над проектом Як-130 организация-разработчик говорила о возможности решения разнообразных задач, в том числе связанных с атакой наземных объектов противника. Впоследствии даже был разработан проект такого легкого штурмовика. В 2011 году проект с обозначением Як-131 принял участие в конкурсе министерства обороны, целью которого был выбор перспективного штурмовика. Выбирая победителя конкурса, специалисты военного ведомства сочли более удачной модернизированную версию «Грача».
В связи с последними событиями, заявлениями и планами руководства промышленности, о проекте штурмовика на базе учебно-боевого Як-130 могут снова вспомнить. Такая машина должна иметь заметные отличия от Су-25 всех модификаций, но при этом она действительно может представлять интерес для заказчика, в том числе и для российских военных. Главные отличия штурмовика на основе Як-130 от серийных «Грачей» в контексте боевого применения заключаются в размерах и, как следствие, в боевой нагрузке. Имея максимальную массу чуть более 10 т, Як-130 может брать на борт только 3 т вооружения. Для сравнения, у Су-25 базовой модели эти параметры составляли 17,6 и 4,4 т соответственно.
Як-130 имеет восемь внешних точек подвески, размещенных под крылом и фюзеляжем. На них могут перевозиться блоки неуправляемых ракет либо крупногабаритные неуправляемые ракеты, подвешиваемые непосредственно на пилоны. Также возможна перевозка и применение до четырех неуправляемых бомб калибром до 500 кг. Для самообороны самолет может нести управляемые ракеты «воздух-воздух» малой дальности типа Р-73.
Также в качестве возможной альтернативы для существующих Су-25 может рассматриваться техника иных типов. В июне прошлого года главком ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев во время визита на Новосибирский авиационный завод рассказал о возможных путях дальнейшего развития фронтовой авиации. По его словам, новейший фронтовой бомбардировщик Су-34 в будущем должен будет заменить существующие самолеты Су-24, когда те выработают установленный ресурс. В перспективе планируется рассматривать Су-34 и в качестве самолета штурмовой авиации. Эта машина уже успела хорошо зарекомендовать себя, из-за чего ее можно рассматривать и в новых ролях.
Фронтовой бомбардировщик Су-34
По объективным причинам, подробности возможной адаптации фронтового бомбардировщика к работе в составе штурмовой авиации пока неизвестны. Более того, этот вопрос может быть еще не проработан специалистами военного ведомства. Тем не менее, перспективы таких идей можно оценить уже сейчас. Действительно, Су-34 отличается высочайшими техническими и боевыми характеристиками. Эта техника показала хорошие результаты, участвуя как в учебно-боевых мероприятиях, так и в полноценной боевой операции в Сирии. Самолеты способны находить и поражать разнообразные цели с использованием любого оружия, входящего в совместимую номенклатуру боеприпасов.
Однако предложение о создании нового штурмовика на базе Су-34 можно и раскритиковать. Наиболее очевидным поводом для критики является специфическое соотношение стоимости техники и предполагаемых боевых задач. Одна только нецелесообразность отправки дорогой и сложной машины на штурмовку может поставить крест на подобном проекте. Также могут возникнуть определенные проблемы с обслуживанием: «Грач» более прост и удобен с этой точки зрения, что дает ему заметные преимущества в рамках полноценных конфликтов.
Как следует из слов главкома ВКС, адаптация Су-34 под штурмовую работу относится к перспективе. Таким образом, в обозримом будущем специалисты должны будут определить все плюсы и минусы имеющихся альтернатив существующим Су-25, после чего сделают необходимые выводы. Если та или иная техника нового типа действительно сможет стать хорошим конкурентом «Грачу» или превзойти его – она получит шансы попасть в войска.
Последние новости о развитии фронтовой ударной авиации и перспективах штурмовиков Су-25 оставили массу вопросов, а также стали причиной споров. Некоторые заявления прямо противоречили известной картине, либо могли вписаться в нее только с весьма серьезными оговорками. Тем не менее, сложившаяся ситуация может рассматриваться и с иной точки зрения. При всей своей неоднозначности и спорности, слова официальных лиц показывают заинтересованность руководства военного ведомства и промышленности в дальнейшем развитии авиационной техники. Предлагаются новые пути повышения боеспособности Воздушно-космических сил, в том числе и подразумевающие отказ от одних образцов в пользу других. Это говорит о том, что в будущем фронтовая авиация России сохранит и даже нарастит свой ударный потенциал за счет обновления имеющейся техники и строительства совершенно новой.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
Это наше минобороны скорее всего новый штурмовик по слухам 5 поколения испытывать будет, и чтобы не возобновлять производство техники 1975 года, минобороны пока (временно) будет использовать Як 130 до введения в строй штурмовика 5 поколения. По крайней мере так логично получается. Вообще-то у нас с армией полная………денег не хватает, Силуанов фактически сабботирует выделение 10 000 000 000 000 рублей из запланированных 20 000 000 000 000 а «бесплатно» техника в армию не попадает…..хотели как лучше, а получилось, и подпись Силуанов.
Ладно вы аННалитики, растрещались. Вы скажите почему, на мой взгляд, довольно удачные разработки су-29 свернули. (живу недалеко от Улан-Удэ, вроде неплохо все шло)
Ну может есть новая разработка,может в связи с событиями в Сирии задание поменялось? Это может быть такая же ситуация как с танком Т-44,машина была новая,но выпускали её всего год,потом производство свернули в пользу Т-54, у которого была 100мм пушка,вместо 85мм,как у 44ки.
Так что нас там нет,и мы не знаем,кто знает-тот молчит, а нам остаётся делать выводы и заглядывать в будущее,исходя из того что произошло.
1. Нету новых разработок штурмовика, точнее есть но на уровне поддержки то есть только чтоб не загнутся, таких поддерживающих разработок по всем направлениям сотни и сотни и замена миг31 и замена миг29 и т.д нормальное же финансирование то есть нормальная разработка нового штурмовика не будет до окончания ПАК ДА, а с учётом того говнеца который творится с ним(судя по всему цена его будет огромный ибо это тупо клон б-2 который даже пиндосы с их рисованными бумажками не осилили), то можно смело говорить что до нового штурмовика как до луны пешком.
2. Як-130 не может быть штурмовиком в принципе. Это просто учебный самолёт и точка и не более не менее. Из як-130 штурмовик такой же как из кукурузника стратегический бомбардировщик.
Единственные кто балуется из таких учебных проектов делает типо штурмовики это БЕДНЫЕ ТРЕТЬИ СТРАНЫ типо латинской америки где есть типо штурмовик из учебного самолёта. Если у нас будет як-130 штурмовик то это будет один из признаков того что РФ на уровне третьесортной страны типа никарагуа африки.
3. Сам штурмовик какой бы он не был он нужен, ни су34 ни другой самолёт су25 не заменят, прекращение производство су25 это преступление и измена Родине.
Опять этому анониму дали интернетом поиграться.
Товарищ паникер, вам вообще-то в статье русским языком написали, что Су-25 не производятся уже четверть века (с 1992)! Любой хоть чуть-чуть интересующийся вопросами российской авиации это и без статьи знает.
Насколько сейчас актуальны классические штурмовики вопрос очень БОЛЬШОЙ: в условиях насыщенности сирийского фронта ПЗРК «Грачи» свои функции качественно исполнять не способны (с 5 км точно попадать неуправляемым оружием типа снарядов и НУРСов крайне тяжело). А ведь у более серьёзного противника чем «бабаи» насыщенность ПЗРК в десять / в двадцать / в тридцать раз больше будет (а ещё будут и полноценные ЗРК с радарами).
Не могу говорить за наше МО, но у американцев и евреев лет через 10 (если не раньше) нишу штурмовиков полностью займут дроны. Китайцы (и с их помощью Саудиты) уже по этому пути пошли.
Рискованные действия на высотах до 5 км останутся за ударными беспилотниками, а все что выше будет производится высокотехнологичными универсальными истребителями (или в нашем случае Су-34)
Вопросы промыслами и фирмачами по прекращению производства Су-25 ставились еще в начале 2000-х годов….Довести до ума Су-25 Т(ТМ )не хватило ни денег ни ума….На начало 2000-х этот самолет уже был всепогодным и с такой номенклатурой вооружения какую только сейчас достиг тот же Су-34….А ПТУР Вихрь больше никто на самолетах не применяет в ВВС(вкс) даже на сегоднешний момент.Модернизацию надо было начинать именно с Т-ки….На новой элементной базе,новом комплексе обороны,СНС и индикация на лобовом стекле уже была тогда,разработав контейнеры новые для подсвета и обнаружения целей в разных спектрах-вот тогда и был бы новый штурмовик-штрафник….На нем на тонну керосина больше было….Радиус отличный боевой….Довести до ума автопилот и наконец -то сделать герметичную кабину для законных полетов на высотах более 10000 метров…Он не будет заменен никем ….т.к. стоит дешево а с комплексом СВП24-25 способен решать все задачи поддержки пехоты на поле боя даже неуправляемыми средствами поражения с точностью управляемого..Да-сейчас он не в своей тарелке-т.к. работает с больших высот и еще не на всех есть СВП24-25.Управляемое оружие дорого стоит и на долговременную работу не расчитано-нет таких запасов…Зато на складах много старых бомб и НАР.По критерию стоимость-эффективность РАВНОГО СУ-25 НЕТ САМОЛЕТА ДА И В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ НЕ БУДЕТ….Пока еще есть время довести до ума Т-ку….