Обновление парка техники вооруженных сил связано не только со строительством и поставкой новых образцов, но и с отказом от устаревших машин. Подобные решения являются закономерными и не должны удивлять. Тем не менее, одна из последних новостей на этот счет стала поводом для споров и обсуждений. Как стало известно несколько дней назад, руководство российской промышленности намерено отказаться от производства одного из основных самолетов фронтовой авиации – штурмовика Су-25 «Грач».
Важнейшее заявление о будущем самолета Су-25 прозвучало 7 февраля. Говоря о перспективах авиационной отрасли, министр промышленности и торговли Денис Мантуров затронул тему производства самолетов-штурмовиков. Он заявил, что Су-25 «в серийных объемах больше производиться не будет». Теперь промышленность будет заниматься только модернизацией «уже новой версии Су-25ТМ». В качестве потенциальной замены для «Грачей» министр назвал учебно-боевой самолет Як-130, который, при определенных доработках, может выполнять функции легкого штурмовика.
Любые новости о прекращении производства широко известных образцов вооружения и военной техники всегда привлекают внимание общественности. Последние сообщения о дальнейшей судьбе Су-25 не стали исключением. Специалисты и широкая общественность проявили интерес к заявлениям главы Минпромторга и, как всегда бывает, попытались предугадать, что они за собой повлекут. Действительно, сложившаяся ситуация представляет определенный интерес и должна быть внимательно изучена.
Прежде всего, необходимо отметить, что слова министра весьма специфически сочетаются с известной картиной. Утверждается, что Су-25 больше не будет производиться в больших количествах. Тем не менее, если речь идет о базовой модификации самолета, то она и так уже не производиться в течение многих лет. Дело в том, что самолеты первой модификации серийно выпускались на Тбилисском авиазаводе. В начале девяностых годов Грузия объявила о независимости, вследствие чего выпуск авиационной техники для ВВС России прекратился. Таким образом, последняя партия самолетов «Грач» первой версии была передана заказчику в 1991 году, после чего российские вооруженные силы технику этого типа не получали.
Незадолго до развала Советского Союза в Тбилиси было начато производство штурмовиков Су-25Т, имеющих повышенный потенциал в деле борьбы с танками противника. До известных событий завод успел построить около двух десятков самолетов, после чего производство остановилось. Впоследствии эти машины выработали свой ресурс, после чего все остававшиеся в наличии самолеты отправились на вечную стоянку.
С 1986 года «Грачи» учебно-боевой модификации Су-25УБ строились Улан-Удэнским авиационным заводом (У-УАЗ). Вскоре из сборочного цеха вышли первые самолеты Су-25УТГ, предназначенные для использования в качестве палубных штурмовиков. Тем не менее, уже в 1992 году массовое производство этой техники было свернуто в связи с экономическими проблемами вооруженных сил и страны в целом. Позже, в течение девяностых и двухтысячных годов, У-УАЗ принимал участие в нескольких новых проектах модернизации и обновления существующей авиационной техники. К примеру, было построено лишь несколько самолетов Су-39, один прототип Су-28 и т.д. Все эти проекты не удалось довести до серийного производства и эксплуатации в войсках.
Таким образом, на данный момент прекращение серийного строительства самолетов Су-25 попросту невозможно. Массовая сборка такой техники прекратилась еще в начале девяностых годов, и после этого наша страна так и не смогла наладить выпуск штурмовиков на новой площадке. Даже с учетом всех прототипов общая численность «Грачей» всех модификаций, построенных в г. Улан-Удэ, не превышает нескольких десятков. Таким образом, остановить серийное производство Су-25 нельзя по причине его отсутствия.
Заявления о продолжении работ по модернизации более нового самолета Су-25ТМ тоже могут вызывать некоторые вопросы. Обозначение Су-25ТМ изначально носил самолет, ныне известный как Су-39. Эта модификация штурмовика разрабатывалась с середины восьмидесятых годов в качестве глубокой модернизации уже созданного Су-25Т. Техническое задание на проект подразумевало использование нового бортового оборудования, способного обеспечить возможность боевой работы в любое время суток. Кроме того, Су-25ТМ должен был нести более эффективное вооружение.
Серийное производство самолетов Су-25ТМ планировалось развернуть в Тбилиси, однако распад СССР помешал реализации этих планов. В дальнейшем предпринимались попытки создания совместного предприятия, однако они не увенчались успехом. Из-за этого производство самолетов предложили развернуть на У-УАЗ. В Улан-Удэ были построены опытные и предсерийные самолеты. Кроме того, именно на этом этапе проект получил новое название Су-39. В связи с ограниченными финансовыми возможностями военного ведомства такой самолет фронтовой авиации на вооружение не принимался и серийно не строился.
Что именно подразумевается под предложением продолжать модернизацию Су-25ТМ / Су-39 – неизвестно. Более того, сама возможность такой модернизации является поводом для сомнений. Было построено лишь несколько подобных самолетов, из-за чего их модернизация вряд ли сможет дать заметные результаты в контексте боевых возможностей всей фронтовой авиации.
Можно предположить, что в контексте модернизации существующей техники произошла элементарная путаница. В настоящее время действительно реализуется программа глубокой модернизации состоящих на вооружении самолетов, необходимая для продления сроков их службы и повышения боевого потенциала. Тем не менее, прошедшие модернизацию самолеты получают обозначение Су-25СМ3, а не Су-25ТМ. Названия двух проектов не слишком похожи, но путаницу исключать нельзя.
Проект Су-25СМ3 подразумевает кардинальную переработку комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, позволяющую значительно повысить характеристики техники. Основным средством навигации улучшенного самолета становится спутниковая система. Стандартный прицел заменяется полноценным индикатором на лобовом стекле, связанным с прицельно-навигационным комплексом. В состав последнего входит подсистема СВП-24-25, необходимая для более точного поражения целей. Учитывая различные параметры, как самолета, так и окружающей среды, эта подсистема определяет оптимальный момент отцепки неуправляемого оружия. Как следствие, значительно повышается точность попадания таких средств поражения, что позволяет экономить на управляемом вооружении, используя свободнопадающие бомбы.
В течение нескольких последних лет отечественная авиационная промышленность осуществляет модернизацию имеющейся в ВВС техники по новому проекту. По имеющимся данным, к настоящему времени ремонт и обновление до модификации Су-25СМ/СМ3 прошли около половины штурмовиков из строевых частей. Нетрудно понять, как именно изменился боевой потенциал фронтовой авиации в связи с реализацией нового проекта, и в течение какого времени будут сохраняться подобные результаты.
Тем не менее, со временем даже модернизированные самолеты-штурмовики должны будут выработать ресурс, что заставит вооруженные силы отказаться от них. С учетом отсутствия массового производства техники семейства Су-25 на роль основного ударного самолета фронтовой авиации должны будут претендовать другие образцы техники с аналогичными или схожими характеристиками. Так, министр Д. Мантуров в своей недавней речи назвал возможным преемником «Грача» новый учебно-боевой самолет Як-130.
Следует отметить, что возможность адаптации (как минимум, теоретическая) учебного самолета к использованию в качестве ударной машины не является новостью. Почти с самого начала работ над проектом Як-130 организация-разработчик говорила о возможности решения разнообразных задач, в том числе связанных с атакой наземных объектов противника. Впоследствии даже был разработан проект такого легкого штурмовика. В 2011 году проект с обозначением Як-131 принял участие в конкурсе министерства обороны, целью которого был выбор перспективного штурмовика. Выбирая победителя конкурса, специалисты военного ведомства сочли более удачной модернизированную версию «Грача».
В связи с последними событиями, заявлениями и планами руководства промышленности, о проекте штурмовика на базе учебно-боевого Як-130 могут снова вспомнить. Такая машина должна иметь заметные отличия от Су-25 всех модификаций, но при этом она действительно может представлять интерес для заказчика, в том числе и для российских военных. Главные отличия штурмовика на основе Як-130 от серийных «Грачей» в контексте боевого применения заключаются в размерах и, как следствие, в боевой нагрузке. Имея максимальную массу чуть более 10 т, Як-130 может брать на борт только 3 т вооружения. Для сравнения, у Су-25 базовой модели эти параметры составляли 17,6 и 4,4 т соответственно.
Як-130 имеет восемь внешних точек подвески, размещенных под крылом и фюзеляжем. На них могут перевозиться блоки неуправляемых ракет либо крупногабаритные неуправляемые ракеты, подвешиваемые непосредственно на пилоны. Также возможна перевозка и применение до четырех неуправляемых бомб калибром до 500 кг. Для самообороны самолет может нести управляемые ракеты «воздух-воздух» малой дальности типа Р-73.
Также в качестве возможной альтернативы для существующих Су-25 может рассматриваться техника иных типов. В июне прошлого года главком ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев во время визита на Новосибирский авиационный завод рассказал о возможных путях дальнейшего развития фронтовой авиации. По его словам, новейший фронтовой бомбардировщик Су-34 в будущем должен будет заменить существующие самолеты Су-24, когда те выработают установленный ресурс. В перспективе планируется рассматривать Су-34 и в качестве самолета штурмовой авиации. Эта машина уже успела хорошо зарекомендовать себя, из-за чего ее можно рассматривать и в новых ролях.
По объективным причинам, подробности возможной адаптации фронтового бомбардировщика к работе в составе штурмовой авиации пока неизвестны. Более того, этот вопрос может быть еще не проработан специалистами военного ведомства. Тем не менее, перспективы таких идей можно оценить уже сейчас. Действительно, Су-34 отличается высочайшими техническими и боевыми характеристиками. Эта техника показала хорошие результаты, участвуя как в учебно-боевых мероприятиях, так и в полноценной боевой операции в Сирии. Самолеты способны находить и поражать разнообразные цели с использованием любого оружия, входящего в совместимую номенклатуру боеприпасов.
Однако предложение о создании нового штурмовика на базе Су-34 можно и раскритиковать. Наиболее очевидным поводом для критики является специфическое соотношение стоимости техники и предполагаемых боевых задач. Одна только нецелесообразность отправки дорогой и сложной машины на штурмовку может поставить крест на подобном проекте. Также могут возникнуть определенные проблемы с обслуживанием: «Грач» более прост и удобен с этой точки зрения, что дает ему заметные преимущества в рамках полноценных конфликтов.
Как следует из слов главкома ВКС, адаптация Су-34 под штурмовую работу относится к перспективе. Таким образом, в обозримом будущем специалисты должны будут определить все плюсы и минусы имеющихся альтернатив существующим Су-25, после чего сделают необходимые выводы. Если та или иная техника нового типа действительно сможет стать хорошим конкурентом «Грачу» или превзойти его – она получит шансы попасть в войска.
Последние новости о развитии фронтовой ударной авиации и перспективах штурмовиков Су-25 оставили массу вопросов, а также стали причиной споров. Некоторые заявления прямо противоречили известной картине, либо могли вписаться в нее только с весьма серьезными оговорками. Тем не менее, сложившаяся ситуация может рассматриваться и с иной точки зрения. При всей своей неоднозначности и спорности, слова официальных лиц показывают заинтересованность руководства военного ведомства и промышленности в дальнейшем развитии авиационной техники. Предлагаются новые пути повышения боеспособности Воздушно-космических сил, в том числе и подразумевающие отказ от одних образцов в пользу других. Это говорит о том, что в будущем фронтовая авиация России сохранит и даже нарастит свой ударный потенциал за счет обновления имеющейся техники и строительства совершенно новой.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
Насколько на данный момент для штурмовика важна живучесть и бронированность конструкции, как правило, в войне с басмачами? Насколько легко из дшк или зу-23-2 попасть в самолет? От пзрк увернуться штурмовику не проще чем тому же як-130, но если попадет, як умрет гораздо быстрее. Гонять басмачей на су-34 как-то очень уж круто, вроде мы не имеем бюджет сша.
Вот меня,таки ,всегда умиляет такоё выражониё: «поднялись цены на колбасные изделия» А правильно как? А вот так(например): » Владелец сети магазинов Абгам Шненрсон поднял продажную цену на колбасные изделия из свинины» или Председатель Н-ского РАЙПО г-жа Иванова подняла продажные цены на гречку,реализуемую в магазинах райпо» Как то так! Эрго: фразу » наша страна так и не смогла наладить выпуск штурмовиков на своей площадке» следует читать: «Правительство Медведева-Путина-Медведева под Чубайсом так и не захотели наладить выпуск штурмовиков на своей площадке»
То есть захотели наладить выпуск Су-35, Су-34, Ми-28, Ка-52, Як-130. Захотели разработать Т-50, платформы Армата, Курганец, Бумеранг, АПЛ Борей, Ясень. А Су-25 не захотели. Может были какие-то другие резоны? Может стоит подумать прежде чем писать гневные комменты? Конечно если негатив был самоцелью то вопросов нет.
Вот и я о том же самом;
-не надо так категорично судить об строительстве чего либо,не принимая участия в строительстве чего либо.
Да тут, по моему, конкретный наброс, извиняюсь, говна на вентилятор. С какой целью только не пойму.
Полностью с вами согласен, уважаемый. При И.В.Сталине такой ахинеи не писали. А было: директор завода такой-то НЕ ВЫПОЛНИЛ поручение народа и партии и сорвал выпуск того-то и того-то. В связи с чем нес заслуженное наказание. Страна знала своих героев.
Так у нас везде так: всеобщая безнаказанность и отсутствие ответственности за народные деньги. Не по военной теме, но пример с бомжовским стадионом — самый показательный. Та же олимпиада 2014.
поддерживаю. иначе чем вредительством не назовешь! «…возможность адаптации (как минимум, теоретическая) учебного самолета к использованию в качестве ударной машины не является новостью…»! блин, возможность какой-никакой адаптации НИКОГДА не новость! из чего угодно можно сделать условно боевой аналог. только ключевое слово тут — УСЛОВНО! и никогда это нечто полноценный боевой вариант не заменит.
м-да… особо убивает, что производство прекратили, даже толком не озаботившись заменой хоть и в эрзац-виде. то бишь — разговоры, и только, не про переделку/производство, а всего лишь про ВОЗМОЖНОСТЬ… или не возможность… или еще что-нибудь… блин, ну чем же тогда россия от прочих кретинов отличается?! ну, хихлы сбрендили, бяларусы ехать начинают — а равняться на кого?! где несгибаемые и всемогучие великороссы??? тот же маразм…
Эй пиндо-чухан-трорк,чего ты тут смрад то разводишь,прскакал свою батькивщину за печеньки,влез в задницу по самые тапки,так захлопни свою варежку.
И при всех недостатках,Бульбаши и Великороссы, не такие тупые как у твоего отца дети-маразматики.
эй, онаним-333, это ты теперь расскажи тем бульбашам, что в минске майданят… а ты, у своего папаши, наверняка один — вряд ли таких мудаков твой производитель мог много настрогать! хотя… не руками ж работать, дурное дело нехитрое. а жаль: удавил бы тебя в колыбели — мог бы премию дарвина отхватить, вполне достоин, раз такое угребище вырастил…
Трорк, скачи по выше, если до потолка не достаёшь, сам знаешь что принять надо, не забудь кастрюлю напялить. Да и на лбу себе напиши УКРОП, что бы все видели инвалида майдана.
опять сернул? ну так понятно, онаним-очкующий, педриот из ванной, когда поедешь чичей гонять? а-а, забыл, никогда! ну, смельчак, тявкать в комментах, ну настоящий русский… или, все-так — «гузкий, газумеется»? вякай дальше, ничтожество.
Я ехать пока еще не начинаю)
Все правильно. В Сирии они ниже 5-6 км не летают на бомбежку. Штурмовки — нет. ПЗРК рулят…
Поэтому нужны беспилотники. Як-130 под беспилотник планировался, а Су-34 в Сирии ту же работу делает…
А кто такой министр промышленности и торговли Денис Мантуров? какое право он имеет решать какие боевые самолеты будут выпускаться, а какие нет? Если бы такое заявление сделал министр обороны, то это имело бы какое-то значение, а так
это просто информационный вброс, которому грош цена
Ха, так Як 130 ни на миллиграмм не бронирован, и вообще-то от него уже наше (МО) уже отказывалось, ну нет бронезащиты, нагрузка всего то 3 тонны, а дальность?
Таперича в СМИ уже были сообщения о проектировании на базе Су 34 штурмовика 5 поколения, но там боевая нагрузка до 9-10 тонн, это никак не ЛУС (ЛЕГКИЙ УДАРНЫЙ САМОЛЕТ) а нужен именно ЛУС. Я всегда удивлялся «разрухе в головах генералов минобороны РФ» которые 300 раз меняют свои планы, а ответственных не найдешь. Бардак и безобразие при Шойгу усиливаются, да и Як 130 никакой не стелс, к бабке не ходи, и внутренних отсеков на як 130 никогда не было. Уж лучше на базе Су 34 что нибудь по легче чем Су 34 с внутренними отсеками до 4 штук, и АФАР и бронирование, и стелс…но увы….пока только планы, не более.
А Денис Валентинович вообще-то не должен знать обьем «переделок» на Як 130. Легче новый штурмовик с нуля лепить, чем не молодой Як 130 под настоящий штурмовик подгонять, да и то, модернизированный Як 130 лишь ЧАСТИЧНО будет соответствовать требованиям минобороны, но на все 100% изделие Як 130 НИКОГДА НЕ БУДЕТ ЛЕГКИМ УДАРНЫМ САМОЛЕТОМ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ К 5 ПОКОЛЕНИЮ ШТУРМОВИКОВ…