Главная Аналитические статьи и мнения

Пьер Спрей: истребители 5-го поколения — ошибка США

32
8425

Истребители пятого поколения во всем мире стали неким символом абсолютной мощи — в их боеспособности не принято сомневаться, ими принято гордиться. Их стараются строить все страны, претендующие на звание большой авиационной державы. Пожалуй, единственное, в чем их иногда упрекают — очень высокая стоимость. Программа разработки американского F-22 группой компаний во главе с Lockheed Martin стоила более 60 млрд. долларов, F-35 обошелся немногим меньше.

Избранный президент США Дональд Трамп еще в декабре написал в своем твиттере, что крайне недоволен стоимостью проекта F-35, что сразу же уронило акции Lockheed Martin. В своей первой пресс-конференции после избрания он опять обрушился с критикой на проект, заявив, что подумает, не устроить ли конкурс, рассмотрев в качестве альтернативы Boeing F/A-18E/F предыдущего, четвертого поколения.

Американский военный авиационный аналитик Пьер Спрей в 1970-х годах входил в группу военных пилотов, инженеров и экспертов в Пентагоне, которая разрабатывала «теорию энерговооруженности-маневренности» (energy-maneuverability theory), приведшей к созданию математической модели расчета параметров истребителя. На основе этой модели была разработана концепция легкого истребителя, в рамках которой в 1970-х годах был построен знаменитый F-16. Спрей также участвовал в разработке технического задания по программе A-X, результатом которой стало создание штурмовика A-10.

Пьер Спрей известен тем, что он один из немногих в мире и в США критиковал идею разработки технологически сложного, но при этом дорогого самолета для ведения воздушных боев, которая в результате привела к созданию истребителей пятого поколения F-22 и F-35. Корреспондент Русской службы Би-би-си Павел Аксенов поговорил с экспертом, спросив, стоят ли эти два самолета тех денег, которые в них вложили.

Пьер Спрей: Это была огромная ошибка. Каждый новый F-22, который мы покупаем, каждый новый F-35 ослабляют боеспособность ВВС США. Причина очень проста. Они не настолько хороши. У F-22 некоторые характеристики довольно высоки, а в F-35 вообще нет ничего выдающегося, это просто огромная катастрофа. Но в обоих случаях в них вложили деньги, которые можно было потратить на гораздо лучшие самолеты. Если учесть всю скрытую стоимость проекта, а не только официальную стоимость, каждый F-22 стоит примерно полмиллиарда долларов.

За полмиллиарда долларов можно купить как минимум десять истребителей, которые будут гораздо лучше. Да они просто уничтожают ВВС, спуская деньги на самолет, который в общем неплох, но просто невероятно дорог! А что касается и F-22, и F-35, то оба они еще и настолько трудны в обслуживании, что не будут представлять собой никакой особенной силы в воздухе — их эффективность в военное время будет очень невысока.

Даже с учетом того, что F-22 обладают высокой маневренностью, их совсем немного. Видите ли, неслучайно мы смогли закупить лишь 183 единицы — они просто слишком дорогие. Но для того, чтобы иметь настоящие ВВС, нужна тысяча истребителей, а не 183. Кроме того, это должны быть истребители, которые летают как минимум дважды в день. Частота полетов F-22 и F-35 — от одного раза в четыре дня до одного раза в неделю. Их просто нет в воздухе. Когда самолет стоит на земле — он мишень, когда он летает — он оружие.

Би-би-си: Вы говорите о маневренности F-22 как о его достоинстве.А что, это качество еще может пригодиться истребителям? Вы считаете, что в случае большой войны в воздухе будут происходить маневренные бои?

— Это была великая мечта. Она родилась, если память не изменяет, в начале-середине 1950-х годов. Великая мечта о воздушном бое за пределами прямой видимости. Это термин — «воздушный бой за пределами визуального контакта с целью» [beyond visual range combat]. Другими словами, ты видишь кого-то на своем радаре на расстоянии гораздо большем, чем видно невооруженным глазом. Ты смотришь на точку на экране, захватываешь цель, нажимаешь кнопку — и спустя 30 секунд точка пропадает.

Это была великая мечта. Она остается такой и поныне. Но как это не работало тогда, так оно не работает и сейчас. Ну разве что некоторые технологии изменились. Главная проблема тут в том, что точка на экране радара не окрашена в красный или голубой цвет. Это просто точка. В настоящей воздушной войне — я не говорю про войну с маленькими странами, такими как Саудовская Аравия, Йемен, Сирия, Ирак и так далее, я говорю о серьезных ВВС — так вот, в боях во время серьезной войны в воздухе будут участвовать сотни самолетов. С обеих сторон.

И они смешаются. В воздушном бою не существует передовой — в такой схватке не будет нашего воздушного пространства и воздушного пространства противника. И когда ты увидишь точку на экране среди сотен других точек, она может быть как твоим самолетом, так и самолетом противника.

Конечно, люди постоянно изобретают новые и более совершенные системы распознавания свой-чужой, но до сих пор для каждой создавались и системы противодействия. Ни одна не может гарантировать безопасность. А коль скоро они небезопасны, придется идентифицировать противника более надежным способом. Таких способов существует два.

Первый — если ты достаточно глуп, то включишь радар. Если включить радар в присутствии технически оснащенного противника, то всем сразу станет понятно, кто ты такой. Это как включить маяк, который будет сигналить: «я тут, я русский, я китаец, я американец, я британец».

Это определяется по сигналу радара. Сигнал можно заметить и отследить его источник на гораздо большем расстоянии, чем при помощи своего радара — это излучение очень мощное. Понимаете? Источник излучения радара виден на расстоянии, которое в три-пять раз больше, чем расстояние, на котором этот самый радар способен заметить цель. Каждая серьезная страна производит ракеты, наводящиеся на источник радиолокационного излучения. Противорадиолокационные ракеты класса «земля-воздух», «воздух-земля» и «воздух-воздух».

И вот ты включаешь радар в современном бою против хорошо технически оснащенного противника и моментально получаешь прямо в лоб ракету. По моему, в современном воздушном бою с подготовленным противником (не в случае войны с небольшими странами) просто нельзя включать радар. Отсюда вывод — технология «стелс» не имеет смысла. Тебя просто никто не будет искать при помощи радара — кроме тех, кто сидит на земле. А уж они справятся и со «стелс». Не существует никакого «стелс» для больших наземных локаторов.

И вот смотрите, где мы оказались. Из-за противорадиолокационных ракет мы не можем идентифицировать противника, если, конечно, он не настолько глуп, чтобы включать радар, ведь в таком случае его можно будет сбить на расстоянии 250 километров, стоит только захотеть. И если он не такой дурак, то придется подобраться к нему поближе и посмотреть, свой он или чужой. И когда ты настолько близко, а мы говорим о расстоянии от полукилометра до полутора, зависит от погодных условий, то ты уже вступил в бой, уклониться не получится.

— В ближнем бою маневренность является ключевым свойством.Так значит, правы те, кто продолжал ее развивать, например российские конструкторы?

— Да, конечно. В ситуации, когда противник так далеко продвинулся в отслеживании сигналов радара, когда у него имеются противорадиолокационные ракеты, ничего не остается, кроме как положиться на маневренность. Это ключевое качество любого современного истребителя. А те самолеты, которые у нас есть, вследствие увлечения теми характеристиками, на которые обращали внимание при разработке истребителя пятого поколения, не очень маневренны.

Лучшие современные истребители — F-22, Rafale, Typhoon и российские самолеты, которые могли бы быть лучше, если бы не были такими массивными, так вот — характеристики современных самолетов не настолько хороши, как у YF-16 — самолета, послужившего прототипом F-16. Этот самолет, впервые поднявшийся в воздух в 1973 году, был намного более маневренным, чем современные так называемые истребители пятого поколения.

Пятое поколение — всего лишь маркетинговый ход. Оно не имеет отношения к эффективности, оно не имеет никакого отношения к непобедимым истребителям [каким его позиционируют разработчики]. И этот термин не был использован кроме как маркетинговый прием. Он не существовал до этого никогда до середины 1990-х. Его придумали в Lockheed и ВВС США, чтобы «продать» F-22, а затем F-35.

— Так значит, прав Дональд Трамп когда критикует проект F-35?

— Понятия не имею. Я не знаю, кто его консультирует. До сих пор разговоры шли о том, чтобы сделать F-35 дешевле, но это не очень хорошая идея. Гораздо лучше просто свернуть этот проект. Каждый истребитель F-35, который мы покупаем, даже если он на пять процентов дешевле, помогает прикончить боеспособность американских ВВС.

— Так что же следует сделать сейчас?

— Свернуть программу F-35 и вложить деньги в обновление тех самолетов, которые у нас уже есть. В ранние версии F-16 (сейчас его производит Lockheed Martin) и F-15 (Boeing), разработать новые двигатели для них, чтобы закрыть прореху в истребительном парке, которая существует сейчас. Это позволит быстро нарастить численность ВВС вместо того, чтобы сокращать ее каждый раз, когда мы покупаем F-35. Это план на ближайшие годы. Однако вместе с тем нужно немедленно начать разработку нового самолета, руководствуясь принципами боевой эффективности, а не политикой отделов продаж высоких технологий компаний, которая не работает.

/По материалам ria56.ru/

32 КОММЕНТАРИИ

    • SoSo

      Чем это оно касается ?
      Слава богу там наработки СССР используются.
      А не манагеров современных.
      Т.о. он дешевле и как раз включает те достоинства о которых говорилось.
      Одна из них сверманевренность не в ущерб стелс. И все сотальное в меру.
      А вот истребитель 6-го поколения — который спроектируют новые манагеры, под руководством талантливых управленцев (Рогозин, Сердюков и т.п.)
      Вот это будет самолетище — ценой не меньше Ф22

  1. Денис

    Ну вообще-то у амеров концепция применения истребителей совместно с аваксом. Авакс светит, истребители пускают ракеты. Поэтому, нарисованная им картина с включением радара довольно странна.

    • Аноним-333

      Плюс и минус Авакса, амерские пилоты привыкли к подсказкам Авакса, а при большой войнушке Аваксы будут уничтожатся в первую очередь, при том светит он будь здоров, ну а когда Авакс завалят, то картина с выключением радара не будет смотреться как то странно.

    • SoSo

      У Амеров концепция — слабого врага.
      Как только им встречается противодействие — они сливаются в кусты.
      И не побоюсь сравнения Вьетнам пример- ну не воевали они по их правилам.
      Ну не читали методичек Пентагона.
      Ну облажались и не один раз.
      По этому и ссутся русских — в любом их виде (домкратическом и коммунистическом).
      Ну не читаютс суки их методичек.

  2. Денис

    Очень лестно, конечно, для себя, считать, что тебя- ссутся. Однако при бомбежке Югославии, как-то ссались и выполнили задачу. При вторжении в Ирак тоже обосцались и повесили Хусейна. Обосцались и завалили Каддафи. Ссутся и обкладывают нас со всех сторон. Обосцались и соседнюю Украину превратили в резко враждебное государство. Попробуем так с Мексикой сделать, что б обосцались еще раз????
    По статье…. Ну странная фраза- привыкли к аваксу. А вы привыкли, что в машине мотор тянет и педали крутить не нужно? Может лучше все ж педалить и не расслабляться? Чего плохого использовать возможности, которые значительно повышают твою боевую эффективность? Очень зоркие глаза- это не жирный плюс?!
    Что нам их нужно стараться уничтожить в первую очередь, это понятно и нам и амерам. НО. Сравните кол-во аваксов у нас и у них (дико отстаем). Во-вторых, их никто вперед паровоза не выпускает, летает он за км 400, все просвечивает и рисует полную картину штабу. Кто летит, в каком количестве, куда. А мы летим и гадаем. Соответственно, враг имеет возможность выделить необходимые силы и средства для нейтрализации нашей угрозы (или уничтожения). Сравните физический размер антенны авакса и колпака в истребителях (перехватчиках). Они и ракеты будут наши светить, и заранее их пытаться сбивать. И тот же f-35 без ближних воздушных боев и отсутствием сверхманевренности будет вполне прилично играть свою роль транспорта для ракет.

    • аноним

      У них аваксы у нас наземные Радары и С-300. У них армия нападения и оккупации у нас армия обороны и защиты вот и вся разница, вот и вся причина большего кол-ва аваксов у сша чем у нас А-50, нам просто не нужны они ДЛЯ ПОЛЁТОВ НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ, на своей земле мы не гадаем а точно знаем кто где и как.
      А так, когда концепция армии РФ из обороны своей земли изменится в захват и уничтожение пиндосии и в целом натовскийх стран тогда можете вякать о малом кол-ве воздушных радаров.

      Авакс летает за 400 км и как слепой котёнок ничего не видит за 400 км, полную картину он рисует тока в зоне 200 км, в зоне 400 км он из разряда «кажется вот тут что то пролетало, кажется чё то промелькнуло но я не уверенная я». То есть самолёт типа Миг29-35 на расстоянии в 400 км он не увидит, самолёт су-27 тоже про су 35 и говорить не чего, а меж тем у последнего есть ракеты с дальностью 400 км ну или будет в ближайшее время. То есть авакс летает и не видит как к нему приближается Су-35С с дальней ракетой которая авакс достаёт а вот авакс своим радаром до су-35с не достаёт. Да и чё уж там уничтожение аваксов давно отработано на 100% причём без потерь с нашей стороны.
      Авакс ракеты не видит, не п*ди тут, если ракету и заметит то тока в пару секунд от себя, а уж то чтоб сбивать их это плять вообще сказка, даже если авакс увидит ракету он ничего не сможет сделать, наводить истребитель он не может, максимум оператор будет кричать что ракета с права от истребителя, а вот истребитель ракету видеть не будет и уничтожить тоже значит не сможет.

      Правильно в статье всё написано, умный человек не чета тебе тупому.

        • аноним

          тебе школьнику виднее, но чё ты от меня хочешь одевать тебя твои родители должны а не я, ты мне тут ещё напиши что тебе пи пи пора

  3. Гость

    «Одна из них сверманевренность не в ущерб стелс. И все остальное в меру» — ваша сверх маневренность на хрен ни кому не сдалась. Всеракурсные ракеты уже решают все проблемы.
    Да и опыт войн уже все всем доказал.

    • SoSo

      Всесракурсные ракеты говорите )))) Опыт доказал )))
      А вы случаем не знаете каков шанс поражения ракетой не боинга — а боевого истребителя ???
      В бою — с использованием сверманевренности, ловушек и РЭБ. ))))
      И зачем все страны оставляют на вооружение авиапушки, стремятся сделать маневренные истребители — а не носители сверсракурсных ракет )))

      Дениске — да ссутся. Потому как успели натворить это все пока русские разбирались с новой идеей о демократии в России ))) Асада не повесили до сих пор. А хто это там мешает??? В бешенство приходят потихоньку. И потому как им не ведомо — что за зверь война на своей территории. При любом вооруженном конфликте который может перекинуться на США (территорию) они тут же затыкают рот и молчат в тряпочу. Как любят они говорить — спасаем наши задницы.
      А у русских дом сжигали много раз — столько же отстраивали. Беспредельщики в душе уже ))) Хорошо — что бесятся и злятся редко )))
      А про Украину вы загнули господин Денис — он не была дружественной страной с момента развала СССР. Фашизм и национализм там поднял голову еще 25-30 лет назад и не америкосы этому причина (видать не были вы там, телик тока смотрели про братскую Украину). А сами наши братья украинцы. Люб им фашизм и жадность — всегда этим страдали.

      • Гость

        Знаю, воздушные бои в югославии посмотрите)
        Все страны летают на 4 поколении, единственная страна с 5 поколением — это сша и одна из ее модификаций ф35 (одного из 2 существующих истр. 5 поколений ) уже без пушки.

        • аноним

          единственная страна с 5 поколением это пиндосия и только в тырнете и методичке дебилов всяких.
          В реальном мире, 5 поколения даже у сша нет. Статью читал олух? чётко же написано чёрно по белому, 5 поколения нет это маркетинговый ход, причём если почитать про 5 поколение типо 5 требований то даже ф22 им не соответствует!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
          ф22 это тупо самолёт 4 поколения с технологией стелс и всё.

          В югославии например 99% работы сделали ф16 и ф15 + ф18, все якобы 5 поколения все с технологиями стелс максимум 1% не более, и то ф117 появился в небе тока когда уже пво мосты дома жителей бомбили простые самолёты 4 поколения

          ф35 с пушкой кретин, хотели без пушки делать идиоты маркетологи но военные их на х*й послали и потребовали сделать с пушкой, без пушки отказывались брать. Идиот ты читай хотябы вику а не свою говёную методичку.

  4. Денис

    На украине я был и не раз. Во Львове отношение к русскоговорящему в 40% было херовое. В Киеве без вопросов абсолютно. Вообще по каким критериям оценивать дружелюбность страны? И в РБ есть те, кто хорошо относятся к РФ и хотят, что б мы вошли в состав РФ. Есть и те, кому не чужд дух «маленькой, но гордой страны, типо независимой)). А обычный человек обычному человеку всегда поможет, политика есть политика, а обычная жизнь есть жизнь.
    Каким образом вы можете перекинуть войну к амерам на континент? Или открыли телепортацию и держите ее в секрете? Пока ни воздушным, ни морским путем, мы, к сожалению, не в состоянии переместить туда войска и сделать с оплотом демократии то, что они давно заслужили.

    • Аноним-333

      На счёт ссутся. Да амеры и НАТО ссутся,первый раз они об мочили штаны в 91м в Ираке,и это было понятно всем,когда после оглушительных побед антииракская коалиция стала инициатором перемирия. Далее они ссались по тихому в той же Югославии,второй раз в Ираке,и далее в Ливии,так как у данных стран не было наступательного оружия дальнего действия,с Сирией они обмочились прилюдно,так как она могла нанести ответный удар, хоть и не очень массированный. То что обкладывают Россию своими,так это не от храбрости,тут аналогия с тявкающей моськой.
      Что касается Украины,ну проехался я этим летом по Украине,маршрут;Харьков-Днепропетровск-Днепродзержинск-Одесса-Львов-Киев. Кажу так, -из России ты или из Антарктиды,а может и с Марса,если ты платишь за услуги,то во всех выше перечисленных городах,жителям этих городов плевать на каком ты языке говоришь и кто ты,главное бизнес. В РБ не был давненько,но и тогда одни говорили что без России не прожить,а другие с пеной у рта вопили о европейских ценностях.
      А что касаемо перемещения войны на территорию сша,-у штатов под брюхом куча нарко-картелей, что мешает устроить америке нарко-войну,и тем самым зарабатывать не хилые деньги?

      • аноним

        мешает то что все наркокортели давно уже под цру, наркокортели и есть цру вроде как с 80ых годов уже.
        Как ты гений собрался заставить цру воевать против цру/сша?

  5. SLS

    Слушайте, так за 6 лет испытаний путинского Т-50 он налетал менее 800 часов, при том что БОСС всея руси определил полный объём испытаний в 2000 часов, так «пепелац» и 50% не налетал. При том что YF 22 налетал не менее 4500 часов и после поступления в войска его не раз модернизировали. Впрочем о «сырости» путинского проекта можно судить не только о налёте по часам, но и помните пожар был, помпаж знаменитого двигла 117С, ну и фюзеляж тоже обладал не рекордной жёсткостью. Про полноценное БРЭО и не приходится говорить. Тут бы продолжить испытания, пущай себе летат, но увы Су 27 устаревает на глазах, Су 30/35 в войсках не хватает в ДОСТАТОЧНОМ КОЛИЧЕСТВЕ, да и эксплуатировать их (4+ и 4++ ещё лет 15 нет никакого смысла). Вот и пускают в войска это…..и говорят на ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ в войсках будет…..5 самолётов 5 поколения. ВОТ ЭТО СИЛА….А какие планы у Погосяна были………………………..а теперь, после санкций и упорного желания приобретать повсеместно пингвина F 35? Да и другие Китайсы, уже своё 5 поколение слепили………..Анекдот и только…

    • Аноним-333

      Давненько этого слесаря проктолога всих пиндозадниц,под ником SLS, не было видно.

  6. Денис

    Что касается «платишь деньги- все до лампочки откуда ты» — так и есть. Но амерам тож лично до нас нет никакого дела, а санкции вводит не народ (как и везде). И пакостит тож не народ.
    А что по наркокартелям. Ну если б так просто было амеров втянуть в возню у порога- давно бы сделали наверняка. Но мексы и канада тихо сидят. И амеры на всей планете что хотят, то и воротят.

    • Аноним-333

      Дело не в простоте или сложности,тут дело в желании.

    • Аноним-333

      Ну если бы амеры делали то что хотели,то нас бы не было,а то что касается наркокартелей,то тут вначале надобно наших дерьмо-либерастов к стенке поставить,и всё получится.

  7. Аноним

    В 80е и 90е Пьер Спрей агитировал похерить F15 и строить исключительно F16.
    А тут вдруг уже и F15 хороши. Только движок новый…

  8. Аноним

    Я так понимаю манёвренность нужна чтобы противнику в хвост зайти и из пушки расстрелять. Ракеты ведь можно хоть в лоб. Но зарядов у современных летунов с гулькин нос… пара-тройка очередей и всё. Не одиночными же они поливать будут. Да и короткие очереди не особо помогут когда скорость цели сопоставима со скоростью патрона.

    • Аноним-333

      Это типа при сверх звуковой скорости,выговариваемые лётчиком слова,будут застревать у него в горле.

    • Аноним

      На СУ-35 установлена Грязевская 301я с низковатой эффективной дальностью поражения. Долговечностью тоже не страдает.
      Видимо не особо у нас верят в маневренный бой на пушках, если не соизволили произвести нечто лучшее за последние 30 лет.

      • Аноним-333

        Забавно читать комментарии пиндопроктолога-на тему вооружений.

  9. SoSo

    Вот что мне понравилось от великих аналетгиов та это фраза ЦИТИРУЮ
    —воздушные бои в югославии посмотрите)—
    Все пипец. Тут я упал и ржал.
    Там не только крупные воздушные бои были — но и наверное танковые )))))))
    Просто Cталинград ля )))))
    После этого о чем можно говорить ?
    Образование видать точно в жопе. Потому что люди думают — что в Югославии были воздушные бои )))))
    Или просто троль пиндоский )

    • Аноним-333

      Ну массовых воздушных в Югославии не было,но редкие скоротечные воздушные бои были.