«Изделие 1.44»: МиГ-МФИ

Зимой 2000-го в воздух впервые поднялся уникальный самолёт, который имел все шансы стать первым полноценным российским истребителем пятого поколения. Самолёт, воплотивший все передовые наработки в области авиационной промышленности, которые на тот момент времени были доступны в стране. «Изделие 1.44» — именно такое обозначение получило экспериментальное творение компании «МиГ».

Истребитель успешно сделал два круга над аэродромом, совершил посадку и полностью выполнил все поставленные перед испытательным полётом задачи. Однако событие, которое так ожидало руководство самолётостроительной компании, фактически прошло совершенно незамеченным и оказалось последним в истории «МиГа»……

«Изделие 1.44»: МиГ-МФИ

«Изделие 1.44»: МиГ-МФИ

Разработка уникального по своим характеристикам истребителя берёт своё начало ещё с конца 70-годов прошлого века. Уже тогда руководство «МиГ-а» задумывалось над созданием машины, которая должна была заменить только ещё испытываемые новейшие МиГ-29 и Су-27. К началу 80-х общие черты нового самолёта, также получившего обозначение МФИ (многофункциональный истребитель), были сформированы.

К «изделию 1.44» прежде всего выдвигалось три основных требования: сверхзвуковая крейсерская скорость, сверхманевренность, скрытность. Именно из-за них во внешнем виде МФИ можно разглядеть один самых совершенных советских самолётов того времени — МиГ-25, который, образно говоря, эволюционировал в истребитель следующего, пятого поколения….

«Изделие 1.44»: МиГ-МФИТот самый МиГ-25, который имел все шансы воплотиться в самолёте пятого поколения.

Для выполнения всех поставленных условий «Изделию 1.44» были приданы характерные формы, которые до этого не формировались ещё ни на одном советском истребителе. В качестве аэродинамической схемы была выбрана так называемая «утка» с дополнительным передним горизонтальным оперением, обладающая преимуществом в плане маневренности. Для крыла была выбрана треугольная форма с углом стреловидности порядка 45 градусов.

Воздухозаборники по причине снижения радиолокационной заметности и достижения оптимальных условий полёта на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях разместили под фюзеляжем самолёта. Также аэродинамическая схема МФИ предусматривала использование двух двигателей АЛ-41Ф с управляемыми векторами тяги и внутреннее размещение вооружения (не исключалась и возможность подвеса ракетно-бомбовой нагрузки на внешние пилоны).

Читайте также  МиГ-29 и Су-27: история службы и конкуренции. Часть 1

В качестве основного материала для создания планера МиГ-1.44 были выбраны алюминиево-литиевые сплавы, высокопрочная сталь и титан. Что вкупе с доведённой всего до 30 % долей композитов,  использовавшихся для создания истребителя, роднило его с ближайшим западным конкурентом, разрабатываемым приблизительно в то же время — американским истребителем F-22 «Раптор».

Все эти технические решения по расчётам конструкторов должны были обеспечить «Изделию 1.44» максимальную скорость практически в 3 Махa, потолок в 20 000 метров, дальность полёта в 4000 километров, фантастическую маневренность и ЭПР на уровне того же F-22 (порядка 0,3 квадратного метра). Кроме того, самолёт мог нести до 12-ти управляемых ракет различного класса (воздух-земля, воздух-поверхность) или корректируемых авиабомб. Говоря своими словами, построенный МФИ представлял бы из себя своеобразный гибрид МиГ-25 и МиГ-29, выполненный по требованиям, которые предъявлялись для истребителей пятого поколения.

Также к главным особенностям МиГ-1.44 следует отнести возможность дозаправки в воздухе (а значит — практически неограниченную дальность полёта), сниженную тепловую заметность и новейшую авионику (РЛС пятого поколения с фазированной антенной решеткой, РЛС заднего обзора и бортовую станцию наведения помех). Благодаря последней истребитель мог отслеживать до 20-ти целей одновременно, обстреливать сразу 6 из них, в том числе находящихся в задней полусфере, и запускать ракеты против направления движения самолёта, что фактически позволяло перекрыть направления атаки на все 360 градусов вокруг «изделия 1.44»….

«Изделие 1.44»: МиГ-МФИЭскиз и ориентировочное изображение МиГ 1.44 в трёх проекциях.

Первые, строго засекреченные испытания объёмных, дистанционно-управляемых моделей истребителя прошли уже в конце 80-х. В то время, когда над полигоном в Актюбинске открывались окна между пролетами западных разведывательных спутников, со специальной вертолётной площадки запускались уменьшенные в несколько раз копии «МиГа». Подобные модели позволяли проследить поведение самолёта на критических режимах полёта, а также опытным путём отработать методики выхода из них. В итоге, к 1994 году первый опытный прототип МФИ был реализован в металле. Однако тяжёлая экономическая ситуация, воцарившаяся в стране сразу после развала СССР, внесла свою лепту в создание истребителя. Как оказалась позднее, весьма значительную.

Читайте также  ВВС США остановят полёты 17 эскадрилий

Резкое сокращение расходов на оборонную промышленность могло привести только к одному: на доработку самолёта стало банально не хватать денег. Дошло до того, что в середине 90-х, когда МФИ совершал свою первую рулёжку с отрывом от посадочной полосы носовой стойки, на нём отсутствовала значительная часть оборудования. Проект, на который было затрачено миллионы рублей, буквально завис на последней стадии испытаний, которые тем временем активно проходил «Раптор». Привлечь заграничных зарубежных спонсоров к достройке истребителя компания не могла по причине высокой секретности проекта, которая сохраняется до сих пор.

В итоге после практически пятилетнего простоя в законсервированном состоянии МиГ 1.44 в 1999 году всё-таки показали высшим чинам Министерства Обороны. Всё также остающийся недоукомплектованным самолёт не был способен оторваться от земли, но произвёл весйьма благоприятное впечатление на военных, под действием которого компания менее чем за год доработала и подняла МФИ на крыло. Но, как уже говорилось в начале статьи, практически безрезультатно. Проект так и остался без финансирования и был заморожен. Построенный лётный прототип самолёта в итоге был окончательно законсервирован. Впоследствии МиГ 1.44 несколько раз демонстрировался на российских авиасалонах….

«Изделие 1.44»: МиГ-МФИМиГ 1.44 на МАКС-2015.

Несмотря на свои выдающиеся характеристики, МиГ 1.44 по причине крайне затянувшихся испытаний отстал от «Раптора» почти что на десять лет. В дальнейшем, на доводку всего проекта до логического завершения за кратчайшие сроки, во-первых, потребовались поистине колоссальные затраты, а, во-вторых, гарантий того, что за это время на Западе не разработают более совершенный самолёт, естественно, дать никто не мог. Поэтому, решение отказаться от МФИ в пользу абсолютно нового истребителя пятого поколения, которым стал Т-50, выглядит весьма логичным.

/Евгений Просвирин, warfiles.ru/

47 КОММЕНТАРИИ

  1. Какому идиоту пришло в голову сочетать в себе МиГ 25 и МиГ 29. Машины АБСОЛЮТНО РАЗНОГО КЛАССА И ПОКОЛЕНИЯ.

    ДА И ПРОБЛЕМ С МИГ 25 БЫЛО СТОЛЬКО, И МИГ 29 ТОЖЕ ПЕРЕДЕЛЫВАЛИ.

    САМОЕ ЛЮБОПЫТНОЕ, ПРОИЗОЙДЕТ ТОГДА КОГДА ТРАМП МОЖЕТ ПРИКРЫТЬ «ЛАВОЧКУ» ПО РАСПИЛУ БАБЛА F 35. НО ВОЗОБНОВЛЯТЬ ПРОИЗВОДСТВО F22 НЕВЕРОЯТНО ДОРОГО. И С ЧЕМ ТОГДА ОСТАНЕТСЯ АМЕРИКА?.

  2. Не надо ссориться. Давно все согласились, что нужен самолет завоевания господства в воздухе и легкий фронтовой. Одно другому не мешает

  3. Вначале заядлому дебилу-анониму порекомендую не тыкать, к незнакомым дояркам будешь так обращаться, если родители не смогли или не захотели воспитать дурачка. А f-35 начали клепать вместо f-22 затем же, зачем т-14 предполагается использовать в связке с т-90 (т-72) — денег немеряно нужно, что б полностью на данную технику перевооружиться. Другое дело, что не каждому это удалось.
    В 2017 г. уже не дело охать по прототипу, начавшемуся разрабатываться более 30 лет назад. Материаловедение ушло вперед, требования МО изменилось, технологии изменились. Ведь разрабатываются самолеты, которые придут на смену т-50 уже сейчас. И явно 1.44 далеко от них отстанет.

    • ты и есть незнакомая доярка судя по тупости твоих постов. Я воспитан уважать уважаемых и презирать призренных, чё не так? если ты даун и тебе я говорю что ты даун это твои проблемы а не мои, не будь дауном и всё, не можешь ума не хватает так терпи тогда что о тебе говорят правду.

      Слыш, иди хоть погугли что ли если своих мозгов не хватает. Вот ты несёшь полную ахинею не знаешь ни чего и смеешь писать какой то бред другому человеку и после этого ещё плачешь как девочка что тебя обижают дауном называют? радуйся что в тырнете ты, в жизни бы давно уже отшлёпали и к папочке с мамочкой отвели.
      Т-14 НЕ ПРЕДПОЛАГАЛИ использовать в связке, он создавался как ЗАМЕНА ВСЕМ ТАНКАМ и Т72 и Т80 и Т90, при параллельном сокращении, причём эти планы вроде как ещё и остались, хотя при Шойгу вроде как этому противятся в итоге всё выливается что чёрт ногу сломит тяжёлые средние смешеные кавардак ещё тот, а так в планах сокращение до 2000-2500 танков всё ещё осталось пока планы написаные манагерами даунами ещё со времён серьдюкова и даже ранее пока эти планы не выкинут и не перепишут на новые бедлам будет дальше твориться, эффективные манагеры и дауны постарались вот такие как ты прям, вот какой вред вы идиоты несёте народу и стране, так что назвать тебя дауном тут это самое малое чего ты и такие как ты заслуживаете.

      Ф35 НИ РАЗУ не клепали как замена или в вместо Ф22, чему и почему и как замена идёт, открытая информация о которой разве что тока ленивый и тупой не знает, ты и ленивый и тупой по всей видимости, сам погуглишь замену чему ф35 идут, я за тебя тут всё расписывать не намерен.

  4. Комментарий:короче-по F-35-явный распил-понятно любому.F-22-дорог и ненадежен.По нашим танкам-с 64-го-в печь запихивать рановато,поставить 2А82 можно по любому,с броней,двиглом(дизеля рулят)иМЗ повозится стоит.Ну а скаклы получают удовольствие,скача на х..ю хозяев,а затем испражняясь у «москалей»-чего от интеллектуально-моральных меньшинств ещё ждать?Они такие,какие есть!

  5. Лёгкие машины всегда были «дополнением» к тяжёлым. Другой разговор, шо лёгкие машины в принципе никогда не могли противостоять тяжёлым. У Су 27 была нагрузка 6 000кг, у МиГ 29 всего-то 3 000. Но МиГ как оказывается за счёт своего небольшого веса мог перекрутить Су 27 (по манёвренности), но толку то!!! Практическая беспомощность МиГа против наземных целей, (первые версии МиГ 29) и дальность 700 км без ПТБ это курам на смех. Даже с 3-мя ПТБ МиГ летел на 2 000 км, это даже по временам 1982 года МАЛО БЫЛО.
    Щаз требования МО повышает, и правильно, но лёгкая машина учитывая размеры страны плюс нехватку основного истребителя 5 поколения Т-50 весьма кстати для наших ВВС, или как их называют ВКС, хотя с какого перепугу они вдруг ВКС, они теперь тэйкунавты что-ли??? Идиотов в МО всегда было с избытком.

    • Это же надо так по вывернутся,в лучших традициях мазохизма,как вывернулся этот СЛС,и всего лишь ради того,что бы под лизнуть пиндосам.

  6. Не знаю, что там у него с дальностью, но с таким древним планером о незаметности можно не говорить.

  7. Отличная машина была. Я работал в КБ Сухого в начале сего века, помню обсуждение этого для нас конкурента. Нам тогда по суте ответить было нечем. На проект мига не выделили денег с верху. Говоря честно это был саботаж и предательство со стороны правительства России и призидента.

  8. Ну то, что не «захотело» руководство страны, это было понятно. Другой вопрос, ПОЧЕМУ ЭТО РУКОВОДСТВО НЕ ЗАХОТЕЛО «РАЗВИВАТЬ» ЭТУ ТЕМУ. ОТВЕТ ИЩИТЕ В ЛИЦЕ ПОГОСЯНА. ВОТ ОТВЕТ НА ВСЕ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ» КБ МиГ. Сам МиГ не всегда хотел «принципиально новые машины проектировать» но «подсовывать» технику 1989 г по проекту… когда на дворе 2000 г это как то неправильно.

    Я не знаю, может кому нужно.
    На базе машины МиГ 1.44 должны проектировать многофункциональный истребитель
    6 поколения. Это самое главное.
    Не трындежь, а реальные дела.
    За океаном все кому не лень (правда, боинг, локхид, нортроп-грумман) уже на подходе к 6 поколению.
    А если у Сухого техника не совсем получится то, что хотели? Такое с Сухими регулярно происходит…вспомним Т-10… и не только Т-10.
    Надо всегда «подстраховываться»
    И начиная с 2020 г вести работу для перехватчика МиГ 41. Иначе у нас северо-запад страны не прикрытым будет. Над этим надо работать.

  9. Геон, не надо так уж…Многое утеряно, но опять таки…такие неудачники как Рогозин, бывает толкают старый паровоз под обозначением ВПК.
    Проблем в ВПК столько что этими проблемами можно несколько раз «обернуть» земной шар.

    Из последнего то, что удалось выжать из ВПК. Готовят СВВП на базе Як 141 или Як 201 и это не плохо, и уже должны делать палубный ДРЛО. И Этот ДРЛО малозаметный. По моему не плохо.

    Тот же Сухой набрал себе проектов…совершенно точно участвует в теме 6 поколения истребителей…обещают выкатить ПРОТОТИП К 2025 Г
    Все работают…КПД работы…хрень полная. Что можно проектировать…когда и людей не хватает (хотя там еще люди есть, но зарплаты у них…полная хрень) и «вычислительных ресурсов» тоже не хватает (супер КОМПОВ СЧИТАЙ НЕТ) «энтузиазм» выветривается очень быстро. Жесть там полная.

    А ошибки на испытаниях будут скакать как блохи у деревенской собаки…это 6 поколение, а не «кукурузник»
    Но нам «обратно» НИКАК НЕЛЬЗЯ.
    НУ ПРОСТО НАС РАЗОРВУТ НА ЧАСТИ. ВОТ И ВСЕ.
    ЧТОБЫ БЫЛА МИРНАЯ ЖИЗНЬ…НЕ ПРЕКРАЩАЙТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СВОЙ ВПК. ИНАЧЕ НАМ УСЕМ……..

  10. Уже потом, воздухозаборники у МиГ 1.44 «переехали» на боковые части фюзеляжа (как у МиГ 31).
    Но новейшей авионики уже в 2000 г не было. Была полностью устаревшая. Подробно описывать не буду, но в 1979г когда начали проектировать были одни требования к авионике, в 2002г. полностью эти требования поменяли.
    Увы, с такой авионикой он заметно уступал бы «Раптору».

    Можно было бы частично это дело «компенсировать» малозаметностью, но увы малой заметности на прототипе не было абсолютно.
    Это уже после стало известно что Раптор тоже нуждался в доработке (например систем наведения на цель).

    И именно этот прототип позже должен был «заменить» МиГ 31.

    Но не только экономика виновата. Авионика тоже виновата. Малозаметность которой не случилось тоже виновата.
    Михаила Аслановича Погосяна «консультировали» специалисты «Боинга» по пассажирскому SSJ 100.
    Спецы знали не только технологии пассажирских лайнеров, но и как «уничтожать» конкурентов. В этом «Боинг» не имеет себе равных.
    Поэтому разработку закрыли в 2010г…и решили на ее базе делать
    6 поколение многофункциональной машины. Я желаю вам удачи. Все будет хорошо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя