Операция в Сирии показала, какое значение имеет дальняя авиация (ДА). Без нее вряд ли было бы возможно освобождение территории страны от боевиков, как и базирование российских кораблей в Тартусе, работа пункта примирения сторон в Хмеймиме.
О достижениях и сегодняшних проблемах ДА, как и авиации России в целом, «Военно-промышленному курьеру» рассказал экс-главком ВВС, Герой Российской Федерации, генерал армии Петр Дейнекин.
– Петр Степанович, вы начинали службу в дальней авиации. Удивительно, но вам удалось побывать и пилотом «Аэрофлота», и главкомом ВВС. Что, на ваш взгляд, значит авиация для России? Не слишком ли мы, образно говоря, зациклились на этом? Многие страны обходятся без национальной авиапромышленности, тем более без военной авиации.
– Государства, у которых имеется такая промышленность, называются авиационными державами. И в начале тридцатых Сталин неспроста объявил всему миру о том, что в СССР «авиационная промышленность есть теперь», и тут же утвердил День воздушного флота. Государство, у которого авиапрома нет, называют не державой, а просто страной.
Об авиации как о новом средстве вооруженной борьбы в цивилизованном мире заговорили сразу, как только в 1909 году француз Луи Блерио перелетел через Ла-Манш. А уже через пару лет в ходе войны между Турцией и Болгарией самолеты прошли первое боевое крещение.
Еще в те времена летчики вели воздушную разведку и бомбили наземные цели противника. Вместе с тем Россия в этом деле отставала от Европы, и это вызывало тревогу в умах наших патриотов.
К примеру, в декабре 1909 года на совместном заседании Государственной думы и Госсовета академик князь Голицын заявил: «Перед нами стоит задача огромной государственной важности и дальше медлить нельзя. Было бы более чем ужасно и даже преступно, если бы мы и в этом деле отстали от наших соседей, дали им спокойно усиливаться и обзаводиться воздушным флотом».
Голицына поддерживали многие государственные и общественные деятели, а председатель Императорского всероссийского аэроклуба граф Стенбок-Фермор заявил тогда: «Одно во всяком случае несомненно. Чтобы избегнуть порабощения, если не прямо военного, то уж во всяком случае экономического и культурного, чтобы сохранить свою независимость и оставаться великой державой, России нужен воздушный флот».
– Есть свидетельства, что даже Николай II военной авиацией занимался лично. Насколько это верно?
– Почему даже? Это действительно так. В 1910 году государь дал добро на обучение полетам российских офицеров во Франции, а после приема в Ливадии первых выпускников Севастопольской офицерской школы авиации в ноябре 1911 года во всеуслышание объявил: «Будем считать, что начало военному воздушному флоту положено».
Император всегда присутствовал на смотрах и маневрах войск с участием авиации, а в Гатчине поднимался на борт «Русского витязя» – первого в мире тяжелого воздушного корабля.
По его высочайшему соизволению в августе 1912 года все вопросы по авиации и воздухоплаванию были сосредоточены в Главном управлении Генерального штаба. А в Военном и Морском ведомствах создавались соответственно авиационные отряды и летные станции.
В декабре 1914 года благодаря поддержке царя началось формирование первой в мире эскадры воздушных кораблей на самолетах «Илья Муромец», а с марта 1916-го в Военном министерстве появился Увофлот (Управление военного воздушного флота). Как раз на этот год пришлось 100-летие… К сожалению, о таком славном юбилее никто из официальных лиц у нас в стране не вспомнил. А у историков авиации об Императорском российском воздушном флоте сохранились только светлая память да триптих с иконой Святой Божией Матери «Знамение», который установлен ветеранами авиации в соборе Святого Александра Невского на улице Дарю в Париже.
– Несмотря на внимание первых лиц к авиации, воздушная мощь России возрастала тогда все-таки со значительным отставанием от Англии, Франции, Германии…
– Да, это так. Наше отставание в военной авиации с особой остротой проявилось с началом Первой мировой войны. Однако после смены государственного строя в России были сделаны соответствующие выводы. Советское правительство, в общем-то, верно предопределило дальнейшее двойное назначение авиации: и как грозного рода войск, и как нового транспортного средства, необходимого для огромной страны. При этом Императорский российский военный воздушный флот вначале был переименован в Рабоче-крестьянский Красный, а затем организационно разделен на гражданский воздушный флот и Военно-воздушные силы.
Но и военная, и гражданская авиация во все времена играла важную роль при защите нашей страны. К примеру, в ноябре 1942 года Сталин послал Жукову под Сталинград шифротелеграмму: «Опыт борьбы с немцами показывает, что победы можно достигнуть только при господстве в воздухе. И если Новиков (командующий ВВС Красной армии) считает, что авиация еще не готова, то операцию надо перенести».
Война в Сирии еще раз убедительно показала всему миру, что важнейшим выражением военной мощи государства является господство в воздухе.
– Вы упомянули о Сирии. Не кажется, что мы там начали слегка буксовать? Может, одними ВКС все-таки не обойтись? Какие выводы вы могли бы сделать из сирийской операции?
– Черчилль, выступая в 1940 году в английском парламенте после «воздушной битвы за Англию», сказал: «С начала века и по настоящее время флоты и сухопутные армии должны примириться со своим второстепенным положением». Сегодня, когда господство в небе обеспечивает победу на земле, эта фраза более чем актуальна. Но мы на личном опыте знаем, что без могучего морского флота и сухопутных войск победа в современной войне невозможна. Да, мы успешно бомбим противника больше года, но без пехоты нет победы. Это первое.
Второй вывод заключается в том, что нам надо беречь офицерский корпус. Это следует из того, что ни один нефтепромышленник или банкир, а тем более олигарх никогда не станет вызывать огонь на себя. На такой подвиг способен только офицер. Офицеры России – это не какие-то «зеленые человечки», а золотой фонд нации. И об этом не должны забывать те чиновники, которые пытаются лишить российских военнослужащих заслуженных пенсий.
Третий вывод. Если раньше у России было только два союзника, то теперь их стало три: армия, флот и Воздушно-космические силы.
Вот уже второй год несколько сотен наших военных летчиков отважно воюют вдали от родных берегов. И даже в сирийском небе они высоко подняли международный авторитет России. Но вместе с тем нельзя забывать о том, что столь малого количества боевых летчиков на войну против сильного противника хватит ненадолго. Значит, надо думать о резервах. И если говорить о крупномасштабных боевых действиях, то горячим резервом ВКС в серьезной войне может стать личный состав гражданской авиации. В настоящее время на самолетах и вертолетах российских перевозчиков успешно трудятся более 14 тысяч высококвалифицированных пилотов. И они должны уже в мирные дни готовиться для того, чтобы в особый период занять места за штурвалами боевых машин.
– Считаете, надо именно сейчас поднимать этот вопрос? Ведь военная переподготовка гражданских пилотов должна проводиться в период мобилизации…
– А когда же его, по-вашему, надо поднимать? Когда гром грянет? Уже второй год вместе с коалицией воюем в Сирии, а террористы и не собираются сдаваться. Плюс два года санкций против России, развертывание баз НАТО у наших западных границ – разве этого мало? Так что именно сейчас надо не только поднимать, но и решать вопрос подготовки кадров. Это как с бюджетом и ценами на нефть – надо всегда быть готовыми к худшему варианту развития событий.
Кстати, в отношении подготовки летных кадров у нас имеется солидный опыт. Было время, когда во главе отечественного воздушного флота на протяжении десятилетий стояли государственные деятели и маршалы авиации. В Великую Отечественную это был маршал авиации Федор Алексеевич Астахов. Реактивные и турбовинтовые воздушные суда освоены при маршале авиации Семене Федоровиче Жаворонкове. При маршале авиации Евгении Федоровиче Логинове Главное управление ГВФ (в 1964 году) преобразовано в Министерство гражданской авиации, а при Главном маршале авиации Борисе Павловиче Бугаеве «Аэрофлот» стал крупнейшей авиакомпанией мира. В те годы военные летчики учились летать в гражданской авиации, а лучшие пилоты ГВФ осваивали реактивную технику как раз в дальней авиации.
Но когда Советский Союз развалили, Министерства авиационной промышленности и гражданской авиации упразднили, а воздушный флот вместе с его персоналом был успешно приватизирован ловкими менеджерами.
Затем рыночники на 350 миллиардов долларов накупили «Боингов» и «Эрбасов», а наши воздушные суда вообще сняли с производства и вывели из эксплуатации. Кстати, ваша газета не раз, в том числе совсем недавно писала, как в России с блеском угробили отечественную гражданскую авиацию.
– Но отрезвление приходит. Сейчас мы гордимся тем, что за год безаварийно перевезли около ста миллионов пассажиров.
– Все это так. Однако надо понимать, что эти перевозки выполнены на воздушных судах иностранного производства, которые взяты в лизинг и зарегистрированы в офшорах на заморских территориях. И если в отношении эксплуатации «Эрбасов» и «Боингов» наши партнеры по борьбе с терроризмом примут соответствующие санкции, Россию ожидает авиатранспортный коллапс. Летать смогут только олигархи на личных бизнес-джетах. Вот вам и хваленый рынок.
А что касается Объединенной авиастроительной корпорации, то за прошедшую четверть рыночного века она смогла создать только «Суперджет-100» да выкатить из цехов Иркутского авиазавода фюзеляж нового самолета МС-21. Особо подчеркну, что обе эти машины собираются из иностранных комплектующих, на которые вполне могут быть наложены пресловутые санкции.
– Как, на ваш взгляд, можно выправить ситуацию?
– Видимо, строительством отечественного гражданского воздушного флота должен заниматься штатный Департамент по определению государственной политики в области гражданской авиации. Однако он властно зажат внутри Минтранса и решать эти проблемы не может по определению. Поэтому для усиления экономической независимости и оборонной мощи страны необходима структура, которая будет способна решать следующие важные задачи:
- строительство отечественного воздушного флота;
- освоение Арктики и Северного морского пути;
- восстановление воздушного сообщения на востоке страны;
- подготовка резерва для Воздушно-космических сил (ВКС).
Для этого необходимо воссоздать Министерства гражданской авиации и авиационной промышленности.
– Но без подготовки соответствующих кадров это невозможно. В последнее время в СМИ проповедуется концепция так называемого транспортного образования, по которой в одном консолидированном вузе Минтранса собираются готовить водолаза и машиниста тепловоза, капитана дальнего плавания и командира воздушного судна. Как вы относитесь к такой идее?
– Что тут сказать. С подобными идеями не соскучишься. Напомню, что несколько лет назад те же чиновники, которые не проработали в авиации ни дня, пролоббировали закон о приеме на должность командиров воздушных судов иностранных граждан. Более ценной услуги иностранным разведкам по внедрению в Россию своих агентов при всем желании оказать невозможно.
Вероятно, ведущие чиновники Минтранса относятся к авиации так же, как к футболу, где за большие деньги нанимают за рубежом игроков и тренеров. От этого не легче. Незавидные результаты преклонений перед варягами в большом спорте хорошо известны. Но авиация не футбол. Поэтому профессиональное товарищество российских авиаторов создало такую атмосферу к этим «новациям», что ставка госчиновников на залетных пилотов провалилась.
А что касается подготовки наших гражданских авиаторов на случай серьезной войны, то некоторые чины в высоких администрациях ссылаются на 2011 год – тогда, мол, Минобороны заявило, что ему летчики вовсе не нужны, поскольку хватает и своих. Но сейчас-то не 2011, а 2016 год. И руководство Минобороны другое. Не из окон высокого кабинета, а из кабины боевого самолета мы видим, чем оборачиваются для страны два года санкций и второй год войны в Сирии. Надо бы снять розовые очки прошлого нефтяного благополучия, думать в реальном масштабе времени.
– Было время, когда в Минобороны России тоже объединяли и сокращали вузы…
– Соглашусь. Однако военное образование при этом было четко распределено по геофизическим сферам вооруженной борьбы: земная твердь – Сухопутным войскам, океан – флоту, небо – Воздушно-космическим силам. В армии никто не учит в одном вузе юриста и танкиста, военврача и сапера, моряка и летчика. К примеру, в ВКС имеются три высших учебных заведения. Каждое из них готовит специалистов отдельно: для ВВС, для ПВО, для Космических войск. Вывод: сама идея создания национального транспортного университета сомнений не вызывает, однако нам надо сохранять и совершенствовать, но не упразднять систему подготовки кадров в гражданской авиации.
Реформаторский зуд у многих чиновников возникает оттого, что они весьма далеки от такого святого понятия, как господство в воздухе. Напомню им патриотический призыв великого князя Александра Михайловича, прозвучавший еще в 1912 году, но отдающийся набатом в наши дни: «Воздушный флот России должен быть сильнее воздушного флота наших соседей! Об этом надо помнить каждому, кому дорога военная мощь нашей Родины».
/Петр Дейнекин, Олег Фаличев, vpk-news.ru/
Роль стратегической авиации в Сирии — это абсолютно не то что увидел автор. Никакого смысла в помпезных пусках крылатых ракет по непонятным целям быть не может и не могло. Совковый комплекс подражания америкосам во всей красе очевиден. Журналажники-пропагандисты на самолётах, кораблях и подлодках готовят помпезные репортажи для промывания мозга. Жаль только внутрь Калибра не залез особо ретивый патриот с микрофоном и своим горящим любовью к режиму сердцем не уничтожил 947-й командный пункт террористов.
А если серьёзно то в нормальной стране парламент давно бы расследование возбудил за нанесение ущерба своей стране за неадекватное ведение операций. Крылатая ракета самое дорогое оружие в пересчете на стоимость доставки килограмма взрывчатки. Любой, кто хоть кафедру военную не прогуливал это знает. Фактически Сирия выполняла роль удалённого полигона, по которому проводят боевые стрельбы с истерической интенсивностью. Смысл?
Да очень простой: рядовой обыватель забыл про Донбасс. Он теперь видит сны про Алеппо!
Так что стратегам орден за поддержку пропаганды и приз за дыру в бюджете.
Эй В.В. -я так понял что ты учился в пиндогарварде,на кафедре углублённого вылизывания пиндозадниц.
Скорее он агент ЦРУ
«А если серьёзно то в нормальной стране парламент давно бы расследование возбудил за нанесение ущерба своей стране за неадекватное ведение операций»
— То есть ты признаёшь что твоя пиндосия и в целом все западные страны НЕ НОРМАЛЬНЫЕ СТРАНЫ, так и запишем, дуралей под ником «ВВ» сдал своих хозяев с патрохами..
«Крылатая ракета самое дорогое оружие в пересчете на стоимость доставки килограмма взрывчатки.»
— Нет.
Во первых, есть ещё и ТЯО, РВСН, вот когда применят по твоей стране пиндосии данное дорогое оружие можешь вопить сколько влезет о неэффективности доставки;) если к этому времени уже не будешь весь светиться от лучей добра и справедливости всех тех душ людей убитых и замученных по всей планете вами ублюдочными пиндосами.
Во вторых, это у вас в сша КР крайне дорогая игрушка, у нас нет, мы на голову превосходим вас в технологиях ракетостроения они у нас и дешевле и эффективнее и значительно продвинутее в технологичном плане.
В третьих, на учениях эти ракеты всё равно бы использовали, а так, скажем так, учения максимальной эффективности провели, и учения провели и заодно убили пару выкормышей пиндоских.
«Любой, кто хоть кафедру военную не прогуливал это знает. »
— Я не прогуливал, но я вот чё то не знаю, все кто со мной учился все кто со мной служил и служит тоже чё то не знают, сдаётся мне ты тупо п*здишь тут.
Если бы ты не был пиндосом и идиотом, если бы ты жил в России а не в сша или где то за пределами РФ, то пидр знал бы что это тебе не школа и не институт, прогулять невозможно это равносильно дезертирству со всеми последующими последствиями.
» стрельбы с истерической интенсивностью»
— Это что за интенсивность такая? ну ка расшифруй пиндоскую классификацию интенсивности, а то у нас своя «моя твоя не понимать»… Известно что РФ применила КР в сотни раз меньше чем пиндосы в югославии в ираке и ливии и прочих оккупационных операций агрессий против суверенных стран. Получается что пиндосы каждый раз стреляют в сотни раз с большей истеричной интенсивностью чем мы, выходит они дауны как и ты так как ты их в этом уличил а значит и самого себя.
«Да очень простой: рядовой обыватель забыл про Донбасс. »
—Я вам Донбасс никогда не забуду, я от всей души желаю смерти всем пиндосам и всему западу только за этот Донбасс, до вашего нападения на украину и на Донбасс я ещё как то жалел вас пиндосов ущербных детей и женщин как то разделял мол не виноваты они, но теперь когда вы твари убиваете детей и смеётесь этому, у меня ничего не вздрогнет в глубине души при виде уничтожения всех вас под корень, и в этом вы пидары виноваты сами.
Друг надеюсь ты просто школьник и еще не понимаешь в жизни ничего насмотревшись Киселева, потому что если ты уже вырос то по тебе дурка плачет.
Да лучше Киселёва смотреть,чем в пиндозаднице,как ты,ковыряться.
Сколько же ты вылезал пиндозадниц, что только о них и говоришь?
русский подучи, сразу видно пиндосник ты тупорылый. Даже двоишник русский не будет делать такие ошибки какие ты делаешь, ибо значение слов понимает изначально а ты тупая пиндосятина нет, сразу видно что от силы пару лет русский учил не больше, отличие от вылизать и вылезать не знаешь.
В отличии от тебя подпиндосника Анонима,я задницы не вылизываю,я в эти задницы таких как ты отправляю.
Я тебе не друг, тупая ты пиндосятина.
Я тебе конкретно написал по фактам а ты как даун ничего не смог сочинить внятного кроме как про киселёва? видать совсем у вас там пиндосов мозгов не осталось, даже цук связно ответить на пост не в состоянии имбецилы от природы, я над вами в голос смеюсь вашей ущербности.
По тебе плаха плачет давно как любого пидара пиндоса, в аду вас давно уже заждались там даже гитлер не удел стал вы его мрази переплюнули.
аноним,зачем ему плаха,лишить его его любимых пиндозадниц,и оно само подохнет.
333 да вы гениколог я смотрю. Редкая и нужная профессия. По пиздозадницам докторскую защитили? Ссылочку киньте. Вы бы на сайте МК свои комменты строчили за 17 копеек за пост. Как у вас во дворе платную стояночнку скоро сделают, чтоб дырочки латать бюджетные, я посмотрю на ваш угар патриотическо-гинекологический.
Кто о чём а этот слесарь-проктолог ВВ,о своём-любимом,то бишь гинекологии.
Эй пиндозадолиз,ты до этого кем был,поди ерроркой?
«Операция в Сирии показала, какое значение имеет дальняя авиация (ДА). Без нее вряд ли было бы возможно освобождение территории страны от боевиков, как и базирование российских кораблей в Тартусе, работа пункта примирения сторон в Хмеймиме.»
— Несусветная чушь очередного тупого манагера знающего об армии не больше чем кольцевой червь о ядерной физике. Только полнейшие дебилы не могут знать роль ДА в нашей армии. И только полнейшие дебилы не знают что ДА использовали против боевиков в Сирии ТОЛЬКО ДЛЯ ПИАРА И ТОЛЬКО ДЛЯ УЧЕНИЙ МАКСИМАЛЬНО ПРИБЛИЖЕННЫХ К БОЕВЫМ, один фиг учения надо проводить, а тут совместили приятное с полезным. Но, заявить что ДА сыграла роль против боевиков…. надо быть долбоёбом и скорее всего даже не жить ни разу в России, во всяком случаи в армии авторы точно не служили даже близко. ДА по боевикам всё равно что стрелять Ядерным оружием по мухе в квартире.
поддерживаю ВладимВладимыча. действительно, лупить крылатками по духам — это гвозди микроскопом забивать, ну, или кого-то далекого пугать а своих елеем по заднице мазюкать. это словами онанима-333 — вы на него не обижайтесь, оно вообще неадекватно-агрессивное, выныривает, как сантехник из канализационного люка — и давай набрызгивать! паталогически туповатый, но какой пацриатичнай!!! готов с дивана всех пиндосов на ноль помножить одним пуком! с задницами у него полный порядок, он в них профессионал, на запах с тысячи км принадлежность влет определяет! вот с головой хужее, но и для его головы занятие есть — он в нее ест!
насчет причин применения крылатых и ДА по сирийским бородатым — да черт его знает… может, гейропцев пугали, может, амеров, может, своим впрыск патриотизма и восторга перед президентом-великим-и-неповторимым, а может, и действительно — отвлечение внимания — от донбасса, или курил, или ювеналки, или еще какой мерзости ради… не знаю, и гадать тоскливо…
О пиндосы кучковатся начали, сейчас друг друга троркать будут. Интересно, а кто из них сверху, или с тыла?