Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации создана 25 марта 2015 года. Чем она занимается и за что отвечает, «Военно-промышленному курьеру» рассказал начальник Главного управления военной полиции Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Владимир Ивановский.
– Владимир Сергеевич, какие функции выполняет военная полиция? Как организовано ее взаимодействие с военной прокуратурой и военно-следственными органами, другими правоохранительными структурами, а также с Федеральной службой войск национальной гвардии и МВД РФ?
– В настоящий момент военная полиция Вооруженных Сил осуществляет отдельные полномочия органа дознания в части, касающейся приема и регистрации сообщений о преступлениях, производства неотложных следственных действий в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также выполняет конкретные поручения следователей.
Взаимодействие с другими правоохранительными органами государства приобрело особую актуальность со вступлением в силу Устава военной полиции Вооруженных Сил РФ, утвержденного президентским Указом № 161 от 25 марта 2015 года.
Основными вопросами такого взаимодействия и обмена информацией станут:
- участие в реализации федеральных, региональных, ведомственных программ и планов борьбы с преступностью на территории страны;
- разработка совместных предложений по совершенствованию правового регулирования охраны порядка и общественной безопасности;
- анализ состояния законности и правопорядка в войсках (силах), дислоцирующихся в районах ответственности органов военной полиции, прогнозирование тенденций;
- разработка совместных нормативных актов, руководящих документов, в том числе приказов, указаний, бюллетеней;
- проведение совместных мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений;
- изучение практики и положительного опыта выявления преступлений на ранней стадии, проведения расследований, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений, административных правонарушений и грубых нарушений воинской дисциплины;
- правовое обучение военнослужащих.
Уставом военной полиции на нее возложены также розыск и задержание уклоняющихся от призыва, содействие органам внутренних дел в розыске и задержании самовольно оставивших места службы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, скрывшихся от органов предварительного расследования или суда.
Кроме того, с органами внутренних дел осуществляется взаимодействие для пресечения незаконного оборота наркотиков, при обеспечении комплексной безопасности массовых мероприятий, например международного военно-технического форума, армейских игр, гонки героев и др.
Если говорить о перспективных направлениях, можно назвать использование возможностей наших ведомств для повышения профессиональной подготовки военнослужащих, проведение совместных семинаров, конференций, сборов и т. п., оказание взаимной помощи в выявлении правонарушений в своей среде, создание совместных координационных и совещательных органов.
– Что известно о законодательных инициативах, приказах министра обороны, призванных изменить полномочия военной полиции?
– На основании президентского поручения от 12 июня 2016 года подготовлен и проходит процедуру согласования с федеральными органами государственной власти проект указа, которым предлагается внести изменения в Устав военной полиции и общевоинские уставы. Они предусматривают возврат нашим территориальным органам исторически устоявшегося названия «военная комендатура», возложение на нас задач гарнизонной службы, которые ранее выполняли военные комендатуры, создание войсковых подразделений военной полиции в составе частей и соединений.
– Как в настоящее время работают гауптвахты?
– На гауптвахтах содержатся военнослужащие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, подвергнутые дисциплинарному аресту, задержанные по подозрению в совершении преступления, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления в случае избрания в отношении их в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации меры пресечения в виде заключения под стражу. А также приговоренные к содержанию в дисциплинарной воинской части, в отношении которых до вступления приговора в законную силу судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, осужденные к аресту с отбыванием наказания на гауптвахте.
Пребывание на гауптвахте регулируется федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (№ 103-ФЗ от 15 июля 1995 года) и упомянутым президентским указом № 161. Основанием для приема военнослужащих на гауптвахту являются оформленные в установленном порядке постановление судьи гарнизонного военного суда о применении дисциплинарного ареста (решение суда об исполнении приговора), приговор, судебное решение о заключении под стражу, протокол задержания или протокол о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке.
Военнослужащие на гауптвахте пользуются правами и свободами граждан Российской Федерации с ограничениями, определяемыми законодательством РФ. Не допускается дискриминация либо предоставление привилегий по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности, по прошлым заслугам и иным обстоятельствам.
Военной прокуратурой на гауптвахте регулярно проводятся надзорные мероприятия. Организована работа по взаимодействию с членами общественных наблюдательных комиссий. Все действующие гауптвахты, а их в настоящее время 11, соответствуют нормам, прописанным в соглашениях и декларациях по правам человека, ратифицированных Россией.
Должностными лицами гауптвахт гарнизонов строго соблюдается порядок приема военнослужащих, к которым судами применен дисциплинарный арест. Нарушений режима его исполнения не допускается. Материально-бытовое и медицинское обеспечение соответствует предъявляемым требованиям.
– Какие образцы вооружения и военной техники, специальных средств уже получены военной полицией, какие будут закуплены?
– Наши органы и подразделения получили экипировку, специальное носимое вооружение и оснащение: пистолет самообороны ПБ-4СП «Оса», электрошоковые устройства, ручные гранаты раздражающего (РКГ-60РД) и светозвукового действия (РКГ-60СЗ и «Заря-З»), палки универсальные ПУС-2М, наручники БР-С с кожаным чехлом, комплекты средств противоударной защиты и боевого снаряжения. Среди средств специальной связи можно назвать радиостанции – цифровые и аналоговые носимые, возимые и стационарные, а также скрытого ношения, ретрансляторы с функцией диспетчеризации и отображения подвижных абонентов. Есть специальные транспортные средства военной полиции: ГАЗ-3221, УАЗ-3151, УАЗ-3163 «Патриот», КамАЗ-4350, «Урал-4320» и их модификации, а также автомобили иностранного производства.
Государственный оборонный заказ на 2017-й и плановый период 2018–2019 годов предусматривает обеспечение органов военной полиции специальным носимым вооружением и оснащением, экипировкой. К ним относятся жилет «Модуль», предназначенный для индивидуальной защиты от огнестрельного стрелкового оружия, щит «Авангард» для индивидуальной защиты от ударного воздействия временных нагрузок, возникающих при ударе палками, прутьями и т. п., шлем «Колпак-1» для индивидуальной защиты головы от ударов различными поражающими элементами и холодным оружием (кинжалом, ножом), электрошоковые устройства «АИР-107У», «ЭШУ-200», «ЭШУ-300» для нелетального воздействия на правонарушителя сериями разрядов тока высокого напряжения, средства ограничения подвижности (наручники) БОС – для патрульной службы, БКС – для конвоирования, фонарь специальный лазерный «Поток» – для временного ослепления нарушителя без наступления вредных последствий.
Планируется закупка специальных транспортных средств. Это в первую очередь УАЗ-3163-015 АП «Патриот» с отсеком для двух задержанных. Он предназначен для патрулирования и доставки резервных групп к местам несения службы. Специальный автомобиль военной полиции УАЗ-396221 с четырьмя одиночными камерами используется для конвоирования в суд, к местам производства следственных и иных процессуальных действий. Специальным транспортным средством АТНП-5350 на базе КамАЗа будут оснащаться подразделения военной полиции для перевозки групп быстрого реагирования к местам массовых и специальных мероприятий.
Все это говорит о том, что руководство Министерства обороны уделяет большое внимание оснащению наших подразделений необходимыми ВВСТ, что, безусловно, повысит эффективность выполнения поставленных перед военной полицией задач.
/Владимир Ивановский, Олег Фаличев, vpk-news.ru/