Потенциальные противники, ранее только наблюдавшие за превосходством США в использовании на поле боя электронных средств различного назначения, начали их создавать и предприняли организованные, хорошо обеспеченные финансами меры по преодолению разрыва. Пентагон встревожен утратой лидерства.
В XX веке, оценивая оперативную обстановку, военные особое внимание уделяли своевременному получению достоверных данных о состоянии и возможностях радиоэлектронных средств на театре военных действий. Учет, оценка и изменения этих сведений позволяли определить радиоэлектронную обстановку (РЭО) как условия для работы РЭС. При этом РЭО была частью стратегической, оперативной и тактической картины.
В XXI веке оценка оперативной обстановки сильно усложнилась. Это связано с развитием информационных технологий, принесших в армии мира новые средства управления войсками и оружием, системы боевого управления и связи, радиоэлектронного и оптико-электронного поражения, радиоэлектронной разведки и борьбы, другие радиоэлектронные средства (РЭС), от применения которых зависит эффективность операции. Появление высокоточного и информационного оружия, новой сферы ведения боевых действий, организация и проведение сетецентрических операций изменили сущность информационной обстановки, повысили сложность оценки и учета ее влияния на эффективность действий войск.
Сегодня в зарубежных СМИ часто употребляются новые термины – «электромагнитная обстановка» и «киберэлектромагнитная деятельность».
Электромагнитная обстановка (ЭО, electromagnetic environment) в США и других странах НАТО – часть информационной обстановки как совокупность электромагнитных излучений радиоэлектронных и других средств – источников электромагнитной энергии в процессе их работы.
Киберэлектромагнитная деятельность (КЭД) – захват, удержание, сохранение и использование преимущества над противником в кибер- и электромагнитной сферах при одновременном лишении его возможностей адекватного ответа, защита своих систем управления.
Цель КЭД – интегрировать и синхронизировать функции и боевые возможности в кибероперациях электронной войны (ЭВ, electronic warfare) и в управлении электромагнитным спектром (ЭМС), в устранении конфликтных ситуаций. КЭД – это операции в киберпространстве (cyberspase operations), решение задач ЭВ и управление использованием ЭМС (spectrum management operations).
Рассмотрим влияние электромагнитной обстановки на проведение в будущем военных операций и важность правильного понимания сущности оценки ее параметров, а также отличия в содержании терминов «электронная война» и «радиоэлектронная борьба» (РЭБ).
Спектр борьбы
В 2013 году на конференции «Военная безопасность России: ХХI век» глава Генштаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов заявил: «Центр военных действий перемещается в воздушно-космическую и информационную сферы. Активно развивается и концепция так называемой сетецентрической войны». НГШ отметил, что зависимость хода и исхода войны от использования высокотехнологических действий повышается, информационные и специальные операции будут занимать особое место. В 2016 году в статье «Гибридная война требует высокотехнологичного оружия и научного обоснования» Герасимов вновь обращает внимание на то, что в современных конфликтах борьба все чаще смещается к комплексному применению политических, экономических и других невоенных мер с опорой на военную силу. Их содержание – в достижении политических целей преимущественно за счет информационно-технологического давления. По его мнению, информресурсы в числе самых эффективных видов оружия и следует сосредоточиться на перспективных направлениях военных исследований – борьбе в космосе и информационном пространстве.
Большое внимание характеру и способам ведения боевых действий (БД) в сложной электромагнитной обстановке уделяется за рубежом, особенно в США. Начальник Центра информационных операций ВС США Д. Борк, еще в 2009 году говорил, что объединенное стратегическое командование (ОСК) разработало перспективную концепцию, неофициально именуемую как «Ведение войны в электромагнитном спектре» (Electromagnetic Spectrum Warfare, EMSW). По его мнению, она заменит концепцию «Электронная война». Суть – связать роль и функции ЭВ с использованием ЭМС, обеспечив для США свободный доступ к полосам частот спектра и эффективное решение задач электронного противоборства (атаки и защиты) для достижения информационного превосходства над любым противником.
В июне 2013-го Борк заявил, что действующая стратегия ЭВ требует детальной проработки в связи с новой концепцией развития ВС США, предусматривающей создание в сухопутных войсках маневренных (боевых) командований. Их эффективность зависит от интеграции сил и средств ЭВ и операций в компьютерных сетях (Computer Network Operation), под единым руководством Центра обеспечения информационного превосходства ВС.
23 апреля 2015 года председатель научного комитета МО США К. Филдс доложил замминистра обороны о результатах исследований локальных войн и вооруженных конфликтов и выводах о перспективах операций в сложной электромагнитной обстановке. Группа экспертов и специалистов Пентагона два года анализировала военные конфликты в Ираке и Афганистане (2002, 2004, 2006), а также в Грузии (2008). В докладе отмечается, что способность ВС создавать и удерживать информационное превосходство в будущих операциях по обеспечению военно-политического успеха США снизилась. Подчеркивались беспрецедентная скорость развития и глобальное распространение современных информационных технологий, увеличивающих значимость «сражений» ЭВ для успеха военной операции. По словам Филдса, исследование позволило изучить уже имеющиеся и перспективные силы, системы и средства ЭВ, провести экспертизу их возможностей и оценить техническую и оперативную эффективность до 2035 года. При этом определили способы и методы, позволяющие снизить или исключить серьезные недостатки, выявленные в органах и системах вооруженных сил в сложной ЭО.
В докладе предлагается создать универсальный подход к исследованию вопросов, связанных с электромагнитной обстановкой, и продолжить изучение эффективности решения задач ЭВ с учетом всех оперативно-технических особенностей, этапов военной операции и всех уровней управления, а также возможных контрмер вероятного противника. Это должно выявить важность и значимость взаимосвязи между различными составляющими боевых возможностей войск, дать оценку влияния ЭВ на ход и исход проводимой операции во всех сферах ведения БД, установить взаимосвязь и взаимное влияние средств ЭВ, разведки, целеуказания и управления войсками, уточнить организацию связи и информационного обеспечения, применения оружия, определения точного положения войск.
Анализ позволяет рассчитать эффективность ЭВ в условиях динамического управления ЭМС и необходимую организацию войск для обеспечения преимущества над вероятным противником, найти способы снижения или исключения непреднамеренных влияний (помех) многофункциональных электронных систем и средств (в том числе ЭВ) на боевую и электромагнитную обстановки, выявить возможность достижения и удержания всестороннего (в том числе и информационного) превосходства над противником. В этой связи научный комитет считает необходимым:
- разработку и применение новых систем и средств ЭВ в наступательных и оборонительных операциях будущего;
- разработку и использование средств и методов моделирования и имитации ЭО для оценки возможного взаимного влияния сил и средств ЭВ своих войск и противника на эффективность проведения военной операции вооруженными силами США;
- совершенствование структуры органов и сил ЭВ, их оснащения и обеспечения кадрами, обучения и последующей подготовки специалистов;
- проведение необходимых испытаний и оценки эффективности применения сил, систем и средств ЭВ, прогноз их ожидаемого влияния на электромагнитную и боевую обстановку, определение ответной реакции на происходящие изменения;
- формирование программ, учитывающих перечень разработанных рекомендаций на всех уровнях управления (в том числе на уровне МО и командований ВС).
По оценке МО США, реализация до 2020 года этих рекомендаций обойдется в 2,3 миллиарда долларов. При этом в комитете осознают, что отказ в ассигновании создаст серьезные риски в обеспечении информационно-электромагнитного господства США в операциях будущего. Как отмечается, утрате превосходства способствовали три фактора. Во-первых, сказалось 25 лет пренебрежительного отношения к ЭВ после завершения холодной войны. В результате США упустили лидерство в этой области.
Во-вторых, в XX веке произошла международная миграция перспективных информтехнологий, появилась возможность создания новой электронной техники, использования ПО и модульной архитектуры. Это полностью относится и к средствам ЭВ. С их распространением подготовка и обучение соответствующих специалистов организованы в странах не только с высоким уровнем науки и техники, но и в менее развитых. Средства ЭВ, способы и методы их применения стали доступнее террористическим группам и организациям.
Наконец, в-третьих, стало ясно, что потенциальные противники, ранее только наблюдавшие за превосходством США в использовании на поле боя электронных средств различного назначения, начали их создавать и предприняли организованные, хорошо обеспеченные финансами меры по преодолению разрыва.
В связи с этим предлагается:
- научиться динамично управлять ЭМС, исключить имеющиеся проблемы в планировании и эффективном использовании его частот, расширить диапазон использования ЭМС в сторону как высоких, так и низких частот;
- совершенствовать навыки специалистов по использованию частот ЭМС, а органов управления – по руководству подчиненными при решении задач ЭВ в ходе операции во времени, близком к реальному, научиться эффективно применять ПО систем ЭВ;
- перейти к более широкому использованию сил и средств электронной атаки для эффективного ведения ЭВ и военной операции в целом.
Можно предположить, что командование ВС США на основе исследований совершенствует силы, системы и средства ЭВ, вырабатывает методы динамичного управления ЭМС в операциях группировок войск. Об этом свидетельствует издание в 2012–2014 годах новых наставлений КНШ и уставов видов ВС США, которые упорядочивают и совершенствуют формы, способы, задачи ЭВ и уточняют ответственность должностных лиц в ведении информационных операций, обеспечении безопасности и динамичном управлении ЭМС в БД, а также интегрируют всю киберэлектромагнитную деятельность ВС в мирное время, в чрезвычайной обстановке и в операциях.
О принятых мерах свидетельствуют и формирование новой оргструктуры, отвечающей за киберэлектромагнитную деятельность, и интеграция функций руководства ВС США в этой области. В одном из военных журналов сообщается, что с 2013 года в составе оперативного управления штаба ОСК ВС США действует отдел оперативного управления (J3-E), координирующий всю киберэлектромагнитную деятельность не только своего командования, но и ВС в целом, динамичное управление использованием ЭМС, определение перечня и планирование решения задач ЭВ в кризисной обстановке и в военной операции. Руководителем отдела стал бригадный генерал Р. Эванс. Как замначальника отдела глобальных операций оперативного управления ОШ КНШ он будет содействовать обеспечению боеготовности ВС, решению задач боевого управления, планированию космических, ядерных и киберопераций, а также обеспечивать ведение ЭВ и совместное (всеми компонентами вооруженных сил или элементами группировки войск) использование ЭМС в повседневной деятельности и в операциях ВС США.
Фронт без флангов
БД в информационной сфере (ИС) имеют особенности. Так, у ИС нет четких пространственных и временных границ. При этом действия могут носить и локальный, и глобальный характер, одновременно охватывая не только районы БД своих войск и противника, но и важнейшие объекты и инфраструктуру противоборствующих сторон.
Боевые действия в ИС анонимны и скрытны. Очень трудно выявить агрессора, его принадлежность, информационное оружие и программно-техническое обеспечение. Боевые действия в ИС влияют (иногда решающе) на направления, способы и результаты действий войск и в других четырех сферах (воздушной, наземной, морской и космической), а также на эффективность проведения операции в целом.
По взглядам ряда западных военных специалистов, лишение противника способности использовать 50 процентов и более своих информационно-управляющих (войсками, ВВТ) возможностей станет побуждением к отказу от начала и продолжения БД в других сферах и военной операции в целом.
В соответствии с едиными для всех видов ВС наставлениями США (JP 1-02, JP 3-13, JP 3-13.1, JP 6-01 2012–2014 годов издания) ЭВ определяется как любые действия войск (сил), включающие использование энергии электромагнитных волн (излучений) и направленной энергии для контроля ЭМС или непосредственного воздействия на противника. При этом направленная энергия, по терминологии американских военных экспертов, – обобщающее понятие, охватывающее технологии производства излучений сконцентрированной электромагнитной энергии или лучей атомных, субатомных частиц. В наставлении JP 3-13.1 отмечается: «Электронная война является весьма важным видом защиты военных (боевых) действий своих войск (сил) и ослабления действий противника, связанных с использованием ЭМС на всю глубину оперативной обстановки».
Такие документы ВС США в области электронной войны, как наставление JP 3-13.1, полевой устав СВ FM 3-36, и другие определяют составные элементы ЭВ, их содержание и задачи. К ним относятся электронная атака (ЭА, electronic attack), электронная защита (ЭЗ, electronic protection) и электронное обеспечение (ЭО, electronic warfare support).
Под ЭА понимается использование электромагнитной, направленной энергии или противорадиолокационного оружия для воздействия на личный состав, средства или оборудование, ведущих к снижению эффективности или подавлению боевых возможностей. ЭА включает электромагнитные помехи (активные и пассивные), в том числе средств и систем индивидуальной, коллективной, групповой защиты боевой техники и систем оружия, и применение средств повреждения систем позиционирования, навигации и определения точного времени, электромагнитной дезинформации, разового использования (инфракрасных, активных и пассивных ложных целей, электромагнитных ловушек), самонаводящегося на излучение оружия.
Под средством направленной энергии понимаются технические устройства нелетального воздействия, а под оружием направленной энергии – средства и системы, оказывающие летальное воздействие.
ЭА – действия, направленные на предотвращение, снижение эффективности или ликвидацию возможности использования противником электромагнитного спектра, на снижение эффективности управления войсками и оружием путем применения систем, средств и оружия, использующих электромагнитную или другие виды направленной энергии. Например, для создания помех, ухудшения, прекращения работы или уничтожения электронных систем и средств, оружия и военной техники на базе микроэлектронной аппаратуры. Применение излучений электромагнитной или направленной энергии называется активной электронной атакой, а пассивных помех, ложных целей, дипольных отражателей и ловушек – пассивной электронной атакой. Силы и средства ЭА используются как при наступлении, так и в обороне. В наступлении воздействуют не только на ВВСТ, но и на оснащенные радиоэлектронными комплексами и устройствами объекты, солдат противника.
ЭЗ включает управление использованием электромагнитного спектра, усиление защитных свойств объектов, радиоэлектронных средств и личного состава, различных систем и другого электронного оборудования, боевой техники и систем оружия от любых эффектов излучения электромагнитной энергии. Защита выстраивается от воздействия противника, от излучения электронных средств своих или нейтральных войск, природных явлений и окружающей среды.
Составная часть ЭЗ – контроль электромагнитных и других излучений, влияющих на эффективность ведения БД. Она также обеспечивает совместимость электронных средств и защиту, целераспределение, наведение, целеуказание и приведение в действие боевой техники и оружия.
ЭО ведется под непосредственным руководством командира. В задачах ЭО – поиск, наблюдение, перехват, выявление наиболее важных целей, засечка координат источников электромагнитной энергии для немедленного распознавания угрозы, определения объектов воздействия, целеуказания, оценки электромагнитной обстановки, подготовки предложений командованию для принятия решений.
Бурное развитие информационных технологий и радиоэлектроники, резкое увеличение количества ВВТ на базе радиоэлектронных средств, прежде всего высокоточного оружия, милитаризация космического пространства, возникновение информоружия и средств кибервойны, а также создание «кибервойск» (киберкомандований) привели к возникновению пятой сферы ведения БД – информационной. С созданием единого информпространства, автоматизацией процессов управления войсками, проведением сетецентрических операций БД в информационной сфере приняли новую форму и рассматриваются как одна из ключевых составляющих военных операций. Это изменило возможности ВС, формы и способы ведения БД и РЭБ. Задачи и субъекты вооруженного противоборства «ушли» в информационную сферу. В армиях ведущих стран переизданы документы, определяющие концепции и стратегию информационной и радиоэлектронной войны, введена новая оперативно-стратегическая категория – «информационные операции», определены ее задачи и используемые силы и средства.
В 2000-м в США издан меморандум, определивший вооруженным силам направления их строительства, развития и применения до 2020 года. В 2012–2014-м обновили уставы: «Информационные операции», «Электронная война», «Управление использованием электромагнитного спектра», «Операции обеспечения безопасности объединенных сил на театре войны», «Обеспечение безопасности боевых действий». Уточнены категории, задачи, формы, способы и состав сил информационных операций, в том числе и ЭВ, раскрыты особенности ведения БД в ней и оперативного управления использованием ЭМС. Меняется подход к кибер- и электромагнитной деятельности – разработаны новые документы, определяющие порядок руководства КЭД.
В 2013 году органы ведения ЭВ и управления использованием ЭМС объединили под руководством замначальника оперативного управления штаба ОСК. Под началом председателя КНШ У. Гортни обновлена доктрина ЭВ, по-новому определившая стратегические категории – «операции в ЭМС», «руководство БД в ЭМС», «управление операциями в ЭМС», раскрывшая вопросы взаимосвязи электронной войны с ведением космических, кибер- и навигационных операций, борьбы с системами определения местоположения и точного времени. В марте 2014 года министр обороны США издал директиву 3224.4, определившую основу стратегии ЭВ и обязанности должностных лиц ВС в ее реализации.
Обновление доктрины связано с изменением характера БД в начале XXI века, возникновением пятой – информационной сферы ведения БД, равнозначной четырем другим, и закреплением ее в таком качестве в наставлениях и уставах, влиянием характера и способов БД в ИС на ведение действий в других сферах, возможностью ведения БД только в ИС, сложностью анализа и оценки информационной обстановки, ставшей важнейшей частью оперативной обстановки и во многом ее определяющей.
/Юрий Горбачев, кандидат военных наук, полковник в отставке, vpk-news.ru/