Экипаж танка Leopard 2A0
Экипаж танка Leopard 2 состоит из механика-водителя, сидящего в корпусе, и стрелка-наводчика, заряжающего и командира, которые размещаются в башне. Рабочее место водителя расположено в передней части корпуса. Основная задача водителя вести машину и обслуживать системы корпуса. Он вооружен только личным оружием, другого оружия у него нет.
Доступ к месту водителя осуществляется либо через боевое отделение, либо через люк. Он размещается в передней части корпуса, точно над местом водителя и открывается вправо. Крышка люка интегрирована с подъемно-открывающим механизмом, установленным справа от водителя. Люк может открываться только тогда, когда башня находится в двух конкретных положениях и отключена. Только обход аварийного выключателя позволяет это сделать в любой момент. Люк имеет два больших оптических перископа, третий размещен с левой стороны. Размер перископов и их расстановка позволяют обеспечить водителя полем зрения 45 градусов. Перископы не подогреваются, но могут очищаться водяными струйками. Центральный перископ также имеет две небольшие щеточки.
Сиденье водителя имеет простую, но удобную конструкцию. Оно состоит из сиденья и спинки, которая может наклоняться, раскладываться или даже полностью сниматься. Сиденье может стопориться в двух положениях. В нижнем положении водитель сидит ближе к днищу. Крышка люка может быть закрыта и для наблюдения водитель может использовать перископы. Это положение сиденья выбирается при вождении по бездорожью или при стрельбе из пушки. Верхнее положение сиденья позволяет водителю вести машину с открытым люком. Поскольку в этом случае его голова высунута из машины, то обзор существенно улучшается. Это положение используется главным образом при вождении по дорогам или при маневрировании. Сиденье подпружинено, поэтому смена его положения и стопорение требуют некоторых физических усилий.
Аварийный люк расположен под сиденьем водителя в днище корпуса, он позволяет экипажу покинуть машину в чрезвычайных ситуациях относительно безопасно, даже под обстрелом противника. Для обеспечения доступа к люку водителя сиденье сдвигается вперед. Если учитывать небольшие размеры места водителя, то это представляет собой довольно амбициозную затею. Эвакуация через небольшой люк в небольшом объеме между корпусом и грунтом также требует некоторого артистизма и гимнастических навыков.
Для управления танком у водителя установлены рулевой штурвал, две педали и коробка переключения передач. Сигналы управления передаются гидравлической или электрической системой. Рулевой штурвал с очень небольшим углом поворота расположен перед водителем, функционально он эквивалентен рулевому колесу в обычном автомобиле. Рулевой штурвал регулируется по высоте и глубине. Слева от рулевого штурвала располагаются органы управления индикаторами, а также звуковой сигнал.
Педали расположены под рулевым штурвалом. Справа педаль газа, а по центру педаль тормоза. Слева установлен упор для ноги. На его передней части имеется переключатель, который используется для управления стеклоочистителями на центральном перископе водителя. Переключатель имеет несколько положений, которые позволяют включать через разные интервалы времени щетки или очистку водой. Если рассуждать с практической точки зрения, то ножное управление, а особенно солдатскими сапогами, очень неточное. Как правило, водитель бьет по кнопке, пока не включится или не выключится желаемая функция.
Над рулевым колесом установлен функциональный блок системы предупреждения о возгорании и пожаротушения. Она оповещает водителя о пожаре в корпусе и позволяет автоматически или вручную включать системы пожаротушения. Справа от водительского сиденья установлены коробка переключения передач, механизм аварийного переключения передач и стояночный тормоз. Все три механизма закреплены на внутренней переборке корпуса. Переключение передач осуществляется посредством селекторного переключателя наверху коробки переключения передач. Он позволяет напрямую выбирать первые три передачи трансмиссии, а также автоматический режим. Кроме того, коробка переключения передач имеет переключатель направления движения. Он позволяет двигаться включать следующие режимы: вперед, назад, нейтраль и поворот на месте.
Рычаг стояночного тормоза имеет очень простое назначение, он просто включает и выключает тормоз. Стояночный тормоз представляет собой систему с высоким уровнем безопасности. Он постоянно замкнут и необходимо гидравлическое давление в системе, чтобы его включить. Это означает, что двигатель должен быть запущен и/или гидросистема корпуса должна иметь достаточно ресурсов для его включения. Включение стояночного тормоза также возможно во время движения, впрочем, это приводит к его поломке.
Аварийный переключатель передач позволяет механическим образом включать вторую передачу и выбирать направление движения вперед или назад. Еще одно его положение также позволяет движение вперед с заблокированным гидротрансформатором, что используется при буксировке машины. Панель управления установлена слева от водителя и разделена на две секции. Верхняя содержит кнопку стартера, ключ зажигания, кнопку «стоп», переключатель на фары и аварийную световую сигнализацию, спидометр, тахометр, указатель уровень топлива и заряд батареи. Также имеется еще три небольших дисплея, содержащие сигнальные лампы статуса или неисправности различных систем корпуса.
Слева в нижней части панели управления водителя имеются переключатели отопителя, двух водооткачивающих насосов, органы управления системой защиты от оружия массового поражения (ОМП) и системами вентиляции корпуса и башни. Справа от этих переключателей расположены несколько предохранителей электрооборудования корпуса.
Запуск двигателя машины очень простой. Ключ зажигания должен быть установлен в положение «старт». В этом случае начинает работать электрооборудование и топливные насосы. Переключатель передач должен быть в положении «нейтраль», а стояночный тормоз должен быть включен. Ну или вы можете также включить рабочие тормоза, чтобы машина не могла стронуться с места. Теперь надо нажать кнопку стартера до момента, когда загорится лампочка «Подогрев». После 5-10 секунд предварительного подогрева кнопка стартера нажимается полностью до конца и включается механизм запуска. После запуска двигателя отпустите кнопку стартера, выберете нужную передачу, направление вперед/назад и отпустите тормоз. Всё, счастливого пути!
В башне танка размещаются три человека. В левой части башни расположено место заряжающего, который отвечает на безотказную работу систем вооружения, а также за заряжание боеприпасов. Для того чтобы выполнять свои обязанности, у него имеется свободный доступ к основной пушке и двум пулеметам. Также большая часть боекомплекта для различных систем вооружения уложена в левой части башни. Заряжающий является единственным членом экипажа, который выполняет свои рутинные обязанности в положении стоя. Раскладное сиденье, расположенное от него слева, служит также для того, чтобы наводчик мог стоять в люке.
Справа от заряжающего находится основная пушка с казенной частью и емкостью для гильз. Слева от пушки, впереди места заряжающего установлен спаренный пулемет вместе с большим патронным ящиком. Для хранения личного снаряжения экипажа в передней части корзины башни имеется специальный отсек. С левой стороны место заряжающего почти свободно от какого-либо оборудования. Здесь есть только держатель пистолета-пулемета, люк для загрузки боеприпасов и переключатель для открывания дверцы отделения боеукладки в корме башни.
Ниже в корзине башни имеется только крепление для откидного сиденья заряжающего. Остальная часть корзины свободна и позволяет осуществлять легкий доступ в корпус, где размещены гидравлическая система и предохранители. Достаточно свободное пространство также облегчает перемещение боекомплекта пушки из корпуса в башню. Позади водителя в задней части башни есть дверь в отделение боекомплекта. Справа установлены радиостанции, а также центральный логический блок СУО. Слева от дверцы отделения боекомплекта находится ручной насос с манометром системы герметизации погона башни. Он используется заряжающим для нагнетания воздуха, который предотвращает попадание воды при преодолении танком водной преграды.
Пульт управления заряжающего, являющийся основным интерфейсом между заряжающим и СУО, установлен справа от его люка внутри башни. На нем имеется аварийный выключатель основной пушки, кроме того, он позволяет заряжающему выбирать тип боеприпаса, включать гидравлические приводы башни и выбирать углы заряжания пушки. С помощью трех переключателей на панели управления можно выбирать в общей сложности боеприпасы шести типов. Каждый переключатель активирует выстрелы двух типов: учебный и боевой. Переключатель на обратной стороне коробки позволяет выбирать соответствующую группу боеприпасов. Во время стрельбы заряжающий досылает запрашиваемый наводчиком снаряд в камору орудия и затем отпускает аварийный выключатель на своей панели управления. После этого наводчик и командир берут на себя управление пушкой. Оба они размещаются тандемно в правой половине башни.
Стрелок-наводчик размещается впереди внизу, в корзине башни, а командир выше в самой башне. Единственная задача наводчика – это работа с основным и вспомогательным вооружением. Если упрощенно, то он может вращать башню и поднимать/опускать пушку. Наведение башни и пушки производится рукояткой управления, которая установлена перед местом наводчика. Для поворота башни рукоятка поворачивается вправо или влево. Для подъема пушки наводчик тянет верхнюю часть рукоятки на себя, а для опускания пушки отжимает ее от себя. Рукоятка имеет переключатели открытия огня, кнопку подсветки цели и переключатель на динамическое упреждение. Все переключатели продублированы, что позволяет наводчику активировать каждую функцию либо правой, либо левой рукой. Каждая боковина рукоятки также имеет переключатель, который необходимо нажать, чтобы активировать переброску башни и пушки.
Сразу за ручкой управления наводчика находятся рукоятки аварийного горизонтального и вертикального перемещения, они используются для наведения пушки в случае неисправности системы управления огнем. Бинокулярная часть основного прицела наводчика установлена над рукояткой управления, прямо перед наводчиком. Регулировка происходит по межзрачковому расстоянию и диоптриям. Слева от основного прицела имеется монокуляр вспомогательного прицела FERO-Z18, а также монитор ночного прицела PZB-200.
Справа от основного прицела наводчика расположена панель управления наводчика. Верхняя часть панели защищена металлической пластинкой. Сзади нее имеются переключатели для визирования пушки и прицела, а ниже световые индикаторы состояния СУО и вооружения. Нижняя часть панели имеет средства управления для смещения и подсветки визирной нити, а также выбора основной пушки или спаренного пулемета. Ниже на отдельной панели установлены средства управления ночным прицелом. Справа от панели управления наводчика имеется панель СУО. Она позволяет настраивать определенные значения, имеющие отношение к расчету точки наводки.
Рабочее место стрелка-наводчика
Командир сидит в верхней части башни с правой стороны. Его задача – осуществлять общее руководство танком и поддерживать наводчика при ведении наблюдения за полем боем. В чрезвычайных ситуациях он также способен вести огонь из основной пушки. К месту командира доступ осуществляется через люк в крыше башни. Вокруг него установлена рельсовая направляющая, предназначенная для зенитного пулемета. Поскольку командир обычно был занят выполнением других задач, то пулемет, как правило, не устанавливался, а позднее вообще был исключен из состава вооружения. Подъем и поворот люка изнутри машины позволяет осуществлять специальный механизм.
Люк может работать в трех разных положениях. В нижнем положении люк опускается на крышу башни и стопорится изнутри. В среднем положении люк немного приподнят. В этом случае командир находится еще как бы внутри машины, но уже имеет круговой обзор на 360 градусов. Но поскольку люк не сдвинут в сторону, то он позволяет обеспечить некоторую дополнительную защиту командиру. Третье положение — это открытый люк. Для этого люк полностью поднимается, затем поворачивается на 180 градусов и стопорится.
Для наблюдения за обстановкой вокруг танка командир имеет на своем месте три больших призменных прибора-перископа, установленных вокруг его люка. Они дают полный круговой обзор на все 360 градусов. Для ведения наблюдения перед люком командира установлен панорамный прицел PERI-R17. Его окулярная часть внутри башни располагается справа от командира. Она монокулярного типа, но имеет налобник. Слева от окулярной части прицела имеются органы управления тестовым блоком танка, дисплей командира, тумблер аварийной остановки и тумблер для прицела PERI. Справа от прицела располагаются органы управления пусковыми установками дымовых гранат, рукоятки визирования прицела PERI и коробка управления системой внутренней связи.
Рабочее место командира танка Leopard 2
Перископ и башня могут контролироваться командиром с помощью фиксированного рычага управления типа «джойстик», установленного справа от командира. Управление осуществляется за счет движкового переключателя, имеющегося наверху рычага. Подобная конструкция была выбрана потому, что подвижный рычаг, в отличие от фиксированного, не был бы столь удобен внутри движущейся машины. Хотя движковый переключатель и не очень точный, но с его помощью проще производить наведение башни. Для прицела командира этого достаточно.
Кроме движкового переключателя рычаг управления также имеет тумблеры для включения лазерного дальномера прицела наводчика, открытия огня из основного и вспомогательного вооружения и выбора режима управления. Имеется также аварийный выключатель, который необходимо удерживать, чтобы задействовать другие функции рычага управления. Позади места командира установлены центральные блоки управления СУО и две радиостанции.
Сиденье командира довольно простое и может регулироваться по высоте. Регулировка по высоте позволяет командиру стоять в люке. Конструкция и комфортность этого сиденья далеки от стандартов, предлагаемых сиденьем танка Leopard 1, что было отмечено многими командирами, перешедшими служить на танк Leopard 2.
Защита
Leopard 2 создавался в качестве машины мобильной обороны, которая большую часть времени действует вне укрытий. С учетом этого и создавалась система защиты танка.
Корпус сварен из стальных листов, а в передней его части имеется разнесенная броня. Подобное решение является компромиссом между хорошей подвижностью и максимальной защитой. Все это абсолютно понятно, так как передняя часть корпуса меньше выступает по сравнению с другими частями танка, например передней частью башни. Кроме того, повышается защищенность корпуса при действии на открытой местности. Борта корпуса не имеют какого-либо специального бронирования. Но надгусеничное пространство для хранения и топливных баков повышает фактический уровень защиты, особенно от кумулятивных снарядов. Подвеска также защищена бортовыми экранами.
Переднюю треть корпуса защищают тяжелые экраны с разнесенной броней, что повышает уровень защиты от кумулятивных снарядов. Но основная часть подвески защищена так называемыми легкими экранами, представляющими собой стальные листы, покрытые прочной резиной. Эти экраны вызывают преждевременную детонацию снарядов еще до того, как они ударят в саму машину. Также они отлично защищают от осколков и пуль стрелкового оружия. Корпус танка Leopard 2 с самого начал разрабатывался с учетом всех недостатков противоминной защиты его предшественников. Подвеска может справиться с потерей одного балансира или одного опорного катка и при этом танк может продолжать движение. Корпус также рассеивает взрывную волну в стороны, максимально снижая ущерб при подрыве на мине. Конструкция его конечно далека от совершенства, но защищает экипаж от мин самых известных типов. Позднее противоминная защита была доработана и внедрена на танке Leopard 2A6M.
Башня танка Leopard 2 также цельносварная, изготовлена из стальных броневых листов, которые в передней части, по бортам и в корме расположены вертикально. Передние листы также имеют определенный угол в плане. Эта форма была выбрана с целью оптимизации объема, доступного для интеграции модулей разнесенной брони, и одновременной минимизации массы. Наклонная броня привела бы к более высокому уровню защиты, но также повысила бы массу башни сверх тех ограничений, которые предусматривались конструкцией танка.
Бронирование башни усилено за счет модулей разнесенной брони, установленных впереди и в передней части бортов вплоть до люков. Подобная компоновка базировалась на вполне корректном предположении, что танк всегда направляет свою башню на противника и, таким образом, большая часть атакующих снарядов попадает в переднюю часть башню. Справа в передней части башни также имеется прицел наводчика, что снижает в этом месте уровень баллистической защищенности. Подобный же конструктивный недостаток имеется на левом борту башни, где вырезан лючок загрузки боеприпасов. Кормовая часть башни и крыша башня изготовлена из легированной стали толщиной от 50 до 25 мм. В то время как передняя часть башни предлагает оптимальную защиту от бронебойных и кумулятивных снарядов, крыша и кормовая часть могут выдержать попадание снарядов малого и среднего калибра или снарядных осколков.
Помимо броневой защиты конструкторы танка Leopard 2 также много работали над системами исключения и/или снижения излучения электромагнитных волн в разных спектрах, а также пыле- и шумоподавления. По сравнению с танком Leopard 1 у новой машины определенно другой уровень шума. В основном это произошло за счет установки нового двигателя. По размерам он габаритнее, что исключает совершенно бесшумную работу. Но в итоге звук его работы имеет очень низкую частоту, что затрудняет локализацию источника шума. Гусеницы танка Leopard 2 также создают меньшую звуковую сигнатуру, поскольку в них используется больше резиновых деталей, способствующих снижению вибрации и шума.
Видимые признаки заметности танка были снижены за счет использования спектральной раскраски, которая также оказала позитивное влияние на общие инфракрасные признаки заметности. Довольно значительная часть инфракрасной сигнатуры танка генерируется в корме корпуса. Здесь расположена система охлаждения со своими массивными кольцевыми радиаторами и выхлопным коллектором двигателя. Существенное снижение признаков заметности могло быть возможным только за счет уменьшения размеров двигателя и соответствующего снижения генерируемого тепла. Практически это было не осуществимо, поэтому конструкторы сосредоточились на контроле выхлопных газов. Самым действенным решением стал отвод потока воздуха из радиаторов через большие решетки, закрывающие по ширине почти всю корму корпуса. Поток воздуха также направляется вниз, что предотвращает слишком интенсивное движение горячего воздуха вверх.
В то же время выпускной воздух радиаторов смешивается с выхлопными газами, что способствует его интенсивному охлаждению. Недостатком подобной схемы является рассеивание большого (в зависимости от типа грунта) объема пыли, что способствует повышению заметности машины. Пыль также поднимается от гусениц, особенно на высокой скорости. Бортовые экраны снижают ее плотность, но не значительно. Бортовые экраны также частично маскируют тепловую сигнатуру подвески. При движении танка Leopard 2 подвеска испытывает огромные нагрузки, которые частично трансформируются в тепло и могут быть определены как тепловая сигнатура гусениц и опорных катков. Воздух между бортовыми экранами и подвеской снижает сигнатуру и делает ее менее видимой.
Одним из средств камуфляжа, на этот раз всей машины, является 16 пусковых установок дымовых гранат. На каждом борту башни установлено по 8 установок в два ряда. Они могут вручную запускаться командиром, для этого у него имеется небольшая панель управления, на которой он может выбирать сторону, с которой стрелять (справа/слева), а также один выстрел или залп из четырех гранат. Калибр гранат составляет 50-60 мм. Первоначально дымовые гранаты были только видимого спектра. Позднее, стали доступны гранаты с аэрозолем, который также закрывал инфракрасную сигнатуру. Теперь стало невозможным обнаружить танк с использованием тепловизионных прицелов. Но при этом танк также «слепнет», так как дым естественно работает в обе стороны.
Танк Leopard 2 также оборудован системой защиты от оружия массового поражения (ОМП). Система избыточного давления имеет фильтр, который задерживает почти 100% частиц, содержащихся во всасываемом воздухе. Она также создает в боевом отделении сверхдавление, что предотвращает попадание опасных веществ в машину. Это позволяет экипажу работать продолжительное время на зараженной местности. Экипажу нет необходимости носить средства индивидуальной защиты, которые могут препятствовать нормальной работе. Система защиты от ОМП размещается за погоном башни в левой надгусеничной полке. Небольшой воздухозаборник размещается на крыше корпуса. Воздух направляется в фильтр грубой очистки, где из него удаляется все пылевые частицы. Далее воздух направляется в обитаемое отделение, где в зависимости от режима работы создается избыточное давление от 2 до 4 атмосфер.
В условиях реального загрязнения используется дополнительный газовый фильтр тонкой очистки, что, в конечном счете, и является реальной ОМП-защитой. К этому фильтру (для его замены) доступ осуществляется через лючок на левом борту корпуса. Система защиты от ОМП имеет очень компактный дизайн; самые большие ее части — это воздушные фильтры. Функции охлаждения, присутствующей на американском M1 Abrams, в немецком танке нет.
Защита от ОМП также продолжается внутри машины. Все оптические прицелы и перископы оборудованы противобликовыми вставками. Это могут быть простые кожаные створки, которые вручную двигаются перед перископами. Наводчик может закрывать защитные дверки своего прицельного прибора. Еще одним фактором воздействия ядерного оружия является электромагнитный импульс. Он генерирует заряд во всех электрических и электронных системах, что может вызывать излишнее их нагружение и, в конечном счете, повреждение. Для исключения этого все системы в танке Leopard 2 упрочнены и имеют специальное электромагнитное экранирование. Но работа этой системы защиты оценивалась только в лабораторных условиях. Идеальной была бы проверка в боевых условиях, но лучше пусть всё останется в теории.
Во время учений система защиты от ОМП порой используется для перевозки напитков. Поскольку фильтры обычно не устанавливаются, то свободное пространство используется для хранения нескольких банок с напитками. До сих пор неизвестно, специально конструкторы подгоняли размеры фильтра под размеры банок или это получилось случайно.
Средства связи
Танк Leopard 2 имеет достаточно стандартное коммуникационное оборудование. У экипажа имеется система внутренней связи. Каждый член экипажа имеет кожаный шлемофон с гарнитурой. Первоначально были интегрированы ларингофоны, но позднее они были заменены обычными микрофонами, закрепленными на левом наушнике. В нем также имеется переключатель, позволяющий управлять сеансами связи. Фиксированное заднее положение позволяет общаться с другими членами экипажа в машине. Среднее положение позволяет только слушать сеть. Нефиксируемое переднее положение предназначено для исходящей связи.
Водитель и заряжающий имеют индивидуальные блоки управления связью на своих рабочих местах, наводчик и командир имеют один блок на двоих. Блок позволяет выбирать режим общения (1/2/слушают оба) и регулировать громкость наушников. Наконец, имеется громкоговоритель установленный на крыше башни за панелью управления заряжающего.
Танк Leopard 2 идет с двумя радиостанциями SEM 25/30, установленными за местом командира в корме башни. Каждый член экипажа может принимать входящие вызовы на своем рабочем месте параллельно, но посылать только одно сообщение в данный момент времени. Как правило, танк может слышать свою собственную сеть и подразделение более высокого порядка, например взвод и роту или роту и батальон. Антенны для радиостанций установлены по бортам башни. Специального командирского варианта танка Leopard 2 не существует, все машин имеют одно и тоже оборудование.
Поскольку экипажи танков отличаются изобретательностью, то для них не составило никакого труда подсоединить разъем гарнитуры к мини-джеку 3,5 мм. Это позволяло экипажу подключать кассетный аудиоплеер или радиоприемник к системе внутренней связи. При правильном подключении экипаж мог организовывать небольшую пиратскую радиостанцию в боевой сети. Но командование этого конечно не одобряло.
/Alex Alexeev, topwar.ru/
Какие это этапы развития? Это экскурс по требухе «Леопарда».
Этапы развития,это когда-идёт описание модификаций,что послужило причиной данных модификаций,основные отличия,те. сравнение ТТХ,как собственно модификаций,так и сравнение с одноклассниками.
Нет,ну если есть куда подключить что то поющее,то тогда этап развития.
Все бы хорошо но заряжающий это анахронизм. Мантра о том что лишних рук в танке не бывает не работает, раньше экипажи были из 5 и более человек, почему-же от них отказались?
Немцы собираются гонять лео до 2035 года, а может и дольше, деньги тратить на новое не захотят. К тому времени они безнадежно отстанут от нас.