Leopard 2 (неофициальное обозначение Leopard 2A0)
Первое появление: 1979 год
Производство танка Leopard 2 началось в 1979 году, а первый танк был передан Бундесверу 25 октября 1980 года. Первая партия состояла из 380 машин, которые позднее получили неофициальное обозначение А0. Производство было поделено между компаниями Kraus-Maftei из Мюнхена и МаК из Киля.
Развертывание Leopard 2 стало настоящей вехой для немецких бронетанковых сил. Разработчики компании Krauss-Maffei создали истинный шедевр — достойного преемника Leopard 1. Конечно, оставались некоторые небольшие технические проблемы в первое время эксплуатации, но это можно было ожидать от системы вооружения такой сложности. В тесном сотрудничестве Бундесвера и предприятий решения этих проблем были найдены. Танк Leopard 2 быстро стал известен как мощная и экономичная рабочая лошадка немецких вооруженных сил. И его успехи на ежегодных тренировках и учениях с союзниками также говорили о многом. Leopard 2 поднял планку для основных боевых танков в НАТО достаточно высоко Он достиг таких высот, которые другие (если не все) танковые проекты смогли достичь только спустя годы.
Конструкция
Leopard 2 следует четкому и классическому дизайну, который слегка напоминает танк Pz.Kpfw VI Tiger. При разработке акцент был сделан на создании Основного Боевого Танка (ОБТ), который выделялся бы среди других танков за счет сочетания высокой подвижности и огневого могущества. Вооружению было уделено существенно большее значение, чем при разработке проекта Leopard 1. Но, было понятно, особенно исходя из опыта Израиля, что полностью стопроцентная защита невозможна и поэтому упор был сделан на создание оптимальной системы.
Танк имеет относительно компактный корпус с наклонной лобовой частью. Крыша корпуса плоская, но имеет наклон в направлении задней кормовой части. Борта корпуса вертикальные, на них для защиты подвески закреплены как легкие, так и тяжелые бортовые экраны. В передней части корпуса с правой стороны расположено место механика-водителя, а слева от него боекомплект основной пушки. Доступ к рабочему месту осуществляется либо из машины, либо через люк на лобовом листе корпуса.
В передней части в надгусеничных полках размещены топливные баки. В центральной части корпуса размещается погон башни, на который устанавливается собственно сама башня. Башня вращается на погоне и соединяется с корпусом через вращающееся контактное устройство Оно установлено на днище корпуса и служит для передачи электрической энергии и управляющих сигналов.
В задней части корпуса установлен силовой блок, состоящий из двигателя, трансмиссии радиаторов и воздушных фильтров. Крыша кормы корпуса может быть поднята или даже снята для получения доступа к силовому блоку. Кроме того, на крыше корпуса имеются лючки для обслуживания. В надгусеничных полках в корме установлены аккумуляторные батареи, а также ящики для хранения комплекта инструментов.
У танка Leopard 2 башня «угловатого» дизайна, имеет вертикальную переднюю часть и наклонные борта, ее форма в плане выполнена клинообразной. Основными элементами башни являются 120-мм пушка и обитаемое отделение для командира, стрелка-наводчика и заряжающего. Справа спереди установлен основной прицел наводчика, защищенный двумя открывающимися вбок бронированными створками.
Верх башни от передней части к середине имеет небольшой наклон, переходящий в плоскую крышу в ее задней части. В середине крыши башни размещаются два люка для командира и наводчика. Люк командира установлен справа. Он приводится в действие за счет механического подъемно-поворотного устройства, которое задействуется только изнутри машины. Вокруг командирского люка установлено в общей сложности шесть призменных приборов, обеспечивающих для командира почти круговой обзор.
Слева на крыше корпуса расположен люк заряжающего. Крышка люка, закрепленная на подпружиненном шарнире, открывается назад. Крышка люка может стопориться в открытом положении при откидывании на крышу башни. Люк заряжающего является единственным люком на машине, крышка которого открываться как снаружи, так и изнутри машины. Для открытия, закрытия и стопорення крышки люка снаружи установлен рычаг, а с внутренней стороны ручной маховичок. Они оба задействуют закрывающий механизм, который, по сути, состоит из одних простых болтов. У люка заряжающего нет никаких оптических устройств наблюдения. Вместо них вокруг люка смонтировано опорное направляющее кольцо для зенитного пулемета. Опорное кольцо вместе со станком также обеспечивает заряжающему некоторую защиту, когда он стоит в люке. Перед его люком установлен небольшой призменный прибор, слегка сдвинутый к левому борту башни. Он направлен вперед и имеет ограниченное поле зрения 40 градусов.
Еще один призменный прибор доступен для наводчика. Он установлен на крыше башни перед командирским люком, а его смотровой окуляр расположен прямо над местом наводчика. Этот несъемный призменный прибор направлен вперед и жестко закреплен. По размерам он гораздо меньше других стандартных призменных приборов.
Борта башни точно вертикальны и не имеют углов наклона. На каждом борту башни в задней части установлены по 8 пусковых установок дымовых гранат. Особенностью башни танка Leopard 2 является небольшой люк на левом борту для загрузки заряжающим снарядов. Он используется главным образом при действиях танка в зараженной зоне.
Слева в корме нем размещается закрытый ящик для снарядов основной пушки. По центру кормы расположена секция электроники. Доступ к ней имеется только изнутри башни, в ней размещается управляющая электроника для СУО. Справа в корме установлена гидравлическая система башни, работающая от электропривода.
Задняя часть башни заканчивается одним открытым и одним закрытым ящиком для хранения личного снаряжения экипажа, кроме того, там имеется небольшой ящик для чистящих инструментов пушки.
Силовая установка
В танке Leopard 2A0 используется комбинация двигателя МВ873 Ка-501 и трансмиссии HSWL354. Вместе с воздушными фильтрами, системой охлаждения и частью топливной системы двигатель и трансмиссия составляют компактный силовой блок. Эта компоновка позволяет без труда производить его замену даже в боевых условиях. Упрощенный процесс ремонта существенно сокращает время простоя и таким образом повышает уровень боевой готовности танка.
По сравнению с МВ873 Ка-500, который устанавливался на прототипах Leopard 2, новый двигатель Ка-501 имеет существенно больший рабочий объем. Это влечет за собой более высокий крутящий момент во всем диапазоне оборотов. Но в тоже время этот двигатель не многотопливный, он работает только на дизельном топливе или его заменителях. Для работы в холодных условиях топливо можно смешивать с керосином. Двигатель MB 873 Ка-501 оборудован турбокомпрессором и промежуточным охладителем. Максимальная мощность составляет 1500 л. с., крутящий момент 4700 Нм. Для предотвращения поломок и обеспечения максимального кпд силовой блок оснащен электронной системой управления. Она также используется для глушения двигателя в таких экстремальных ситуациях, как например, крутой подъем пли отсутствие охлаждающей жидкости.
Двигатель танка Leopard 2 имеет сбалансированные характеристики, высокую чувствительность к открытию дроссельной заслонки и отказоустойчивость. На момент ввода в эксплуатацию он действительно был самым продвинутым танковым двигателем.
Гидротрансформатор соединяет двигатель с трансмиссией HSWL, имеющей силовое переключение передач, бортовые фрикционы и тормозную систему. Он предназначен для изменения потока крутящего момента от двигателя к гусеницам в зависимости от эксплуатационных условий. В общей сложности четыре передачи могут переключаться вручную или автоматически. Тормозная система состоит из замедлителя и двух дисковых тормозов с масляным охлаждением. Дополнительный тормоз стоит вне трансмиссии в корме корпуса.
Стояночный тормоз установлен с внутренней стороны бортовых редукторов и используется для удержания неподвижного танка на месте. Стояночный тормоз вручную приводит в действие механик-водитель. При его включении в системе нет давления, то есть тормоз не может быть выключен случайно или из-за поломки системы. Для выключения тормоза используется масло из гидравлической системы корпуса. В случае падения давления масла ниже определенной величины тормоз включается и не может быть отпущен. Стояночный тормоз имеет свой собственный контур и не связан с рабочими тормозами.
В танке Leopard 2 используется жидкостная система охлаждения для отвода тепла от контуров охлаждения двигателя и трансмиссии. Два больших кольцевых радиатора установлены наверху картера трансмиссии и имеют механический привод. Воздух всасывается через крышу и проходит через радиаторы. Эта конструкция достаточно простая, но при этом имеет низкий кпд и занимает большой объем. Система управления двигателем может переключаться между двумя скоростями вращения вентиляторов охлаждения в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и оборотов двигателя. Отработанный воздух проходит через большую решетку в корме корпуса. Он выходит вниз и перемешивается с выхлопными газами двигателя, что, таким образом, позволяет снизить тепловые признаки заметности танка.
Последняя часть силового блока — это воздушные фильтры. Оба фильтра установлены на боковых поверхностях двигателя и состоят из трех частей. Воздух всасывается через две больших решетки на крыше корпуса, которые также отфильтровывают крупные частицы. На следующей стадии в работу вступают так называемые циклонные фильтры, которые очищают воздух от большей части частиц. На финальной стадии работают бумажные фильтры тонкой очистки, задерживающие мельчайшие пылинки. Циклонные фильтры оснащены вентилятором автоматической очистки, удаляющим пыль. Фильтры тонкой очистки должны очищаться экипажем вручную или заменяться.
Силовой блок в сборе чрезвычайно компактен. Он связан с корпусом только через посадочные отверстия для бортовых редукторов, через четыре винта на днище и несколькими кабелями и трубками. Это позволяет очень быстро заменять силовой блок даже в боевых условиях не более чем за 30 минут.
Моторно-трансмссионное отделение. Можно видеть два торсиона в центре и левую часть топливной системы (два зеленых контейнера)
Кроме приведения машины в движение двигатель также вращает силовой генератор на 20 кВт. Он установлен под двигателем и приводится в действие механически. Это означает, что электроэнергия может вырабатываться только при работающем двигателе. Вспомогательная силовая установка не установлена.
Система электропитания машины имеет напряжение от 24 до 28 Вольт, емкость аккумуляторов составляет до 400 А.-ч. Система разбита на два контура, один емкостью 300 А.-ч и второй емкостью 100 А.-ч. Более мощный контур используется для снабжения корпуса и крупных систем башни и управления вооружением. Второй контур используется для более деликатных блоков управления огнем. При необходимости, например при запуске двигателя, оба контура могут быть объединяться в один.
Когда двигатель не работает, для снабжения электроэнергией используется в общей сложности 8 аккумуляторных батарей. Они размещаются в контейнерах в надгусеничных полках в корме, доступ к ним осуществляется через люки для обслуживания в крыше корпуса. Каждые два аккумулятора соединяется последовательно, они образуют четыре группы, которые теперь уже соединяются параллельно. Одна из групп подсоединена к менее мощному контуру, а остальные три образуют более мощный контур.
Энергосистема также позволяет производить запуск двигателя от внешнего источника в случае слишком низкого заряда батарей. Зажим внешней зарядки уложен в ящике для хранения в корме корпуса. Два танка соединяются кабелем, работающий танк запускает двигатель и затем запускается ведомая машина.
Топливная система танка Leopard 2 состоит из пяти топливных баков. В передней части корпуса в надгусеничных полках разместили два топливных бака. Левый бак вмещает 230 литров, правый бак — 350 литров. Два основных топливных бака размещаются в средней части корпуса сразу за погоном башни. Левый бак вмещает 280 литров, а правый — 250 литров. Оба бака также имеют топливные горловины, доступ к которым осуществляется с кормы крыши корпуса. И последний, но не менее важный, кормовой топливный бак имеет вместимость 50 литров. Таким образом, общий объем топливных баков танка Leopard 2 составляет 1160 литров.
Передний и основной топливные баки каждого борта соединены между собой и подсоединены к одному топливному насосу, который подает топливо в кормовой бак. Механический переключатель в корпусе позволяет использовать топливо только с одного борта. При нормальной работе баки обоих бортов опустошаются параллельно, а оставшееся топливо делится поровну между обоими бортами. Из кормового бака топливо насосом подается через фильтры в систему впрыска двигателя.
Вооружение
Танк Leopard 2 стал первым западным танком с новой 120-мм гладкоствольной пушкой в качестве основного вооружения, в боекомплект которой вошли снаряды с полусгораемыми гильзами. Эта новая пушка, получившая обозначение L/44, была разработана в Германии в конце 60-х-начале 70-х годов. Пушка была разработана для установки на основной боевой танк и испытывалась в проектах МВТ-70 и VT1-2. Танк Leopard 2 стал первой серийной машиной, на которую была установлена эта пушка. Таким образом, новая пушка была установлена вместо прежней надежной и проверенной 105-мм пушки. Эта пушка устанавливалась на немецкий танк Leopard 1 и даже на новый американский ОБТ Abrams. Но, тем не менее, Германия очень сильно рассчитывала на возможности новой пушки и ее потенциал дальнейшего совершенствования. Ведь в действительности стоит сказать, что выбор 120-мм пушки показал прозорливость разработчиков и политиков. Только это оружие было способно доставлять мощный снаряд на большие дистанции и смогло бросить вызов самым современным советским аналогам.
120-мм пушка установлена по центру башни. Она наводится с помощью гидравлической системы и имеет вертикальные утлы наведения от -9 до +20 градусов. Этот сектор ограничивается в случае, если башня имеет положение относительно корпуса от 3 30 до 8 30 часов (т.е. 105° в каждую сторону). Эта, так называемая «зона воспрещения огня», была установлена для того, чтобы исключить контакт пушки с крышей корпуса во время стрельбы и/или во время движения танка. Чтобы добиться этого, вертикальные углы пушки были ограничены сектором от +3 до +20 градусов. При работе СУО в режиме «Наблюдение» вращение башни автоматически останавливается при попадании пушки в «зону воспрещения огня» и вертикальном угле менее +3 градусов. В режиме «Стабилизация» пушка автоматически поднимается и опускается при покидании этой зоны. При этом на скорость вращения башни ничего не влияет.
Вертикальное движение пушки, как правило, ограничивается ее приводом. Но на случай аварийных ситуаций установлены механические концевые ограничители внутри на крыше башни и на маске пушки. Основная пушка оборудована фиксатором для походного положения. Он установлен на крыше корпуса между двумя кольцевыми радиаторами.
120-мм гладкоствольная пушка танка Leopard 2
Для новой 120-мм пушки были доступны два типа боеприпасов, многоцелевой снаряд DM12 и бронебойный DM13. Боеприпас DM12 снаряжен кумулятивной боевой частью, окруженной пояском из осколков. Это делает DM12 универсальным снарядом, который может использоваться по бронированным, а также небронированным и площадным целям. Снаряд DM13 имеет стабилизированный оперением подкалиберный сердечник, изготовленный из спрессованного порошка карбида вольфрама. Бронепробивающая сила снаряда генерируется только за счет кинетической энергии и применяется он только по бронированным целям. Боекомплект для основной пушки составляет 44 выстрела, из которых 15 уложены в корме башни и 29 в укладке в передней части корпуса слева от водителя. Пополнение боекомплекта осуществляется либо через люк заряжающего, либо через небольшой лючок на левом борту башни.
Вспомогательное вооружение Leopard 2 состоит из одного 7.62-мм спаренного пулемета MG3А1 и 7.62-мм зенитного пулемета MG3 в турельной установке на люке заряжающего. Основное отличие заключается в том, что MG3A1 не имеет сошки, а также приклада, вместо которого установлена резиновая заглушка. Ближе к шаровой опоре установлен усилитель отдачи для обеспечения надежной работы автоматики пулемета. Все эти доработки могут быть без труда реализованы на обычном базовом варианте пулемета MG3.
Спаренный пулемет установлен слева от пушки и ведет огонь через отверстие в лобовой броне башни. Держатель пулемета используется для крепления и ведения огня из пулемета. Как правило, ударно-спусковой механизм задействуется электромеханическим способом. Магнит используется для взведения этого механизма, который затем спускает обычный курок пулемета. В аварийных ситуациях заряжающий может также спускать курок вручную. С целью исключения захламления боевого отделения с правой стороны пулеметной установки установлен мешок для пустых гильз.
В отличие от основной пушки спаренный пулемет не оснащен эжектором пороховых газов. Вместо него в передней части башни вблизи отверстия для стрельбы установлен небольшой вентилятор. Он включается заряжающим и отсасывает газы из танка. Патронная лента подается к спаренному пулемету из большого ящика, установленного слева от пушки. В нем имеется два отделения по 500 патронов в каждом.
Зенитный пулемет установлен на простой рельсовой направляющей на люке заряжающего и из него нельзя вести огонь находясь в башне. Турельная установка позволяет иметь углы вертикального наведения от -10° до +75°. Углы горизонтального наведения составляют 45° в каждую сторону, но при этом пулемет может также перемещаться вокруг люка на все 360°. Установка также содержит патронный ящик с пулеметной лентой. Поначалу рельсовая направляющая была и на командирском люке. Поскольку она не использовалась, то позднее была снята.
Каждый член экипажа танка Leopard 2 также имеет личное оружие. Водитель и наводчик вооружены пистолетом Р1, а командир и заряжающий вооружены пистолетом-пулеметом МР2А1 (UZI со складным прикладом). Пистолеты носятся в кобуре на ремне. Имеются держатели для пистолета-пулемета, один за местом командира и один перед заряжающим. Как правило, командир и наводчик меняются оружием. Кроме того, у экипажа также имеется ракетница и четыре осколочных гранаты. Гранаты хранятся в башне в контейнере для снарядов. Кстати, этот контейнер в корме башни во время боевой подготовки зачастую используется членами экипажа для хранения еды и запасов. Причина проста, это пространство окружено толстой броней и поэтому там практически всегда довольно низкая температура. Пивные банки могут обматываться скотчем по несколько штук и храниться на стеллажах для боеприпасов. Таким же образом поступают с консервными банками и багетами.
Система управления огнем танка Leopard 2A0
Сердцем башни танка Leopard 2 помимо основной пушки с ее превосходным огневым могуществом является система управления огнем (СУО). Она состоит из нескольких оптических устройств, компьютера управления огнем с соответствующими сенсорами и датчиками и системы управления вооружением. Все составляющие соединены через центральный логический распределительный блок. Единственная задача СУО — расчет точки наводки для основной пушки с тем, чтобы она поразила цель, на которую ее навел командир или стрелок-наводчик. Расчеты выполняет компьютер управления огнем, в то время как наведение пушки осуществляет система управления вооружением.
Самым важным сенсорным компонентом является прицел-дальномер наводчика EMES 15, который был разработан компанией Hughes и по лицензии изготавливался Кruрр Atlas Electronic. Он обеспечивает наводчика дневным каналом и лазерным дальномером. Увеличение дневного канала составляет х12, а поле зрения 5. Лазерный дальномер имеет дальность действия от 200 до 9999 метров, но только значения до 4 км используются для расчета точки наводки.
Прицел-дальномер установлен в передней правой части башни, его можно сразу узнать по большой обзорной сенсорной головке. Перед стеклами головки установлены две большие дверцы с гидроприводом, защищающие оптику от повреждений. Левая часть прицельного комплекса содержит дневной канал и лазерный дальномер, а правая часть пустая. На танках Leopard 2 более поздних вариантов здесь будет установлен тепловизионный прицел. В комплексе имеется головное зеркало, стабилизированное в двух плоскостях. Оно обеспечивает в боевых условиях чрезвычайно высокое качество стабилизации линии визирования наводчика.
Наводчик видит изображение с прицела в своей окулярной части бинокулярного типа. Одновременно на изображение накладывается визирная нить. Визирная нить используется наводчиком не только для наведения на цель, но также для определения дистанции до цели в чрезвычайных ситуациях. В нижней части картинки наводчик видит цифровую пятиразрядную панель. На левый символ выводится F или 0, что показывает статус готовности основной пушки к открытию огня. Следующие три разряда показывают дистанцию до подсвечиваемой цели. Правый разряд панели показывает тип боеприпаса, введенный заряжающим.
То, что видит в свой прицел-дальномер EMES 15 наводчик. Внизу панель с пятью символами
Поскольку так необходимый тепловизионный прицел был еще недоступен в начале серийного производства, то 200 танков из первой партии были оборудованы прицелом с усилением яркости изображения PZB 200. Он был установлен наверху маски пушки. Изображение выводилось на небольшой монитор, установленный справа от места наводчика. PZB 200 планировался только как промежуточное решение, но, по крайней мере, он позволил получить некоторые возможности ведения ночного боя.
Контрольная панель наводчика, установленная справа от его окулярной части, используется для конфигурации прицельного комплекса. Вспомогательный прицел FERO-Z18 установлен параллельно основной пушке слева от наводчика. Этот монокулярный прицел не стабилизирован, измерение дальности выполняется исключительно с помощью визирных нитей. Его центр имеет точку наводки, а слева дистанционные метки для MZ, КЕ и MG. Они показывают дистанцию, которая вводится наводчиком в СУО.
Место наводчика слева направо: окуляр оптического прицела FERO-Z18, в середине – окулярная часть главного оптического прицела EMES 15 (бинокуляр), рядом с ним панель управления огнем наводчика
Впервые в современном танкостроении Leopard 2 был оборудован полностью стабилизированным панорамным прицелом командира PERI-R17. Он может вращаться независимо от башни и позволяет командиру выполнять поиск целей, наводить вооружение танка или передавать цели наводчику. Прицел имеет только дневной канал. Поскольку в нем нет встроенного лазерного дальномера, измерение дальности может выполняться только при помощи визирных нитей. Прицеп PERI установлен на крыше башни справа перед люком командира. Благодаря своим небольшим размерам он вряд ли может мешать обзору командира.
Командир управляет PERI при помощи фиксированной рукоятки управления, расположенной справа, и кулисного переключателя. Последний используется для выбора скорости вращения или подачи команды на автоматическое перемещение с постоянной скоростью. Его здесь не нужно путать с автоматическим сопровождением целей. Рукоятка управления позволяет направлять PERI с помощью клавишного переключателя, а также стрелять из пушки и задействовать лазерный дальномер наводчика. Кроме того, имеются переключатели для выбора необходимого рабочего режима.
Кроме оптических сенсоров, которые обеспечивают данные об относительной позиции и дистанции до цели, а также значения, связанные со стабилизацией прицелов, танк также оборудован еще несколькими сенсорами и датчиками. Самый заметный датчик установлен на крыше башни в задней ее части, он выдает данные о скорости и направлении ветра. Так называемый датчик бокового ветра установлен на небольшой штанге и используется только на двух версиях танка Leopard 2 (сегодня он повторно установлен на Leopard 2HEL). Датчик вертикали установлен под основной пушкой. В нем имеется гироскоп, измеряющий наклон цапф пушки.
На левом борту башни возле ее привода находится датчик положения башни, который выдает горизонтальное положение башни относительно корпуса. Еще два датчика положения, установленные по обеим сторонам пушки, передают в прицелы EMES и PERI данные о вертикальном положении пушки. Под пушкой размещается еще один гироскоп вооружения, измеряющий вертикальное и горизонтальное перемещения пушки. Подобный же датчик, измеряющий перемещения башни, установлен в секции электроники в корме башни. Еще один датчик на внутренней маске пушки выдает вертикальное положение пушки относительно башни. Наконец, еще один датчик установлен вне башни. Он соединен с трансмиссией и выдает данные о скорости и направлении движения танка (вперед/назад).
Прицел-дальномер наводчика EMES 15
В секции электроники установлен компьютер управления огнем. Он собирает данные с различных датчиков. В него также загружены данные по баллистике боеприпасов различных типов. Дополнительные значения передаются с контрольной панели компьютера, установленной справа от наводчика. К вводимым вручную данным относятся наклон цапф и компенсация смещения орудия, высота над уровнем моря, температура воздуха и боеприпаса, а также данные датчика бокового ветра и лазерного дальномера. Контрольная панель имеет центральный переключатель, который позволяет выбирать различные значения. Далее производится настройка при помощи вращающихся ручек, которые расположены в нижней части панели. С целью предотвращения случайного вращения рукояток, они, как правило, защищены пластиковой крышкой.
Основываясь на разных значениях, компьютер управления огнем рассчитывает значения коррекции угла места и упреждения для пушки, и по цели, сопровождаемой оптическими приборами, открывается огонь. Кроме того, компьютер управления огнем обеспечивает несколько функций, которые позволяют уменьшить или предотвратить промах при обстреле цели. К таким функциям относятся автоматическая коррекция наклона цапф, динамическое упреждение и компенсация смещения. Угол наклона цапф оказывает влияние на точку наводки основной пушки и поэтому необходимо определение и коррекция углов вертикального или горизонтального наклона машины.
Динамическое упреждение вводилось для варианта Leopard 2AV. но там оно было постоянно активным. На танке Leopard 2 была введена небольшая кнопка на ручке управления наводчика, которую необходимо было нажать, чтобы активировать эту функцию. При динамическом упреждении, порой также называемом боковым упреждением, измеряется движение цели во время наведения на нее и полученные данные используются для настройки точки наводки основной пушки. Наводчик подсвечивает цель и при нажатии на панели управления кнопки динамического упреждения сопровождает цель не менее двух секунд.
На основе дальности до цели и перемещения башни во время активации угла упреждения компьютер рассчитывает скорость и направление цели. Динамическое упреждение должно применяться только по движущейся цели, так как в противном случае это может привести к ошибкам в расчетах точки наводки. Компенсация смещения решается подобным же образом, как и динамическое упреждение. Только вместо движения цели здесь учитывается движение самого танка. Таким образом, функция выработки поправок на смещение измеряет и компенсирует скорость и направление движения танка относительно цели.
В то время как компьютер управления огнем отвечает только за расчет точки наводки, система управления огнем также выполняет другие задачи. Некоторые из них решает центральный логический блок распределения ZLHV. Прежде всего, он отвечает за систему энергоснабжения башни, включая предохранители. С другой стороны, он также активирует функции СУО, базирующиеся на логических операциях. Например, откроет ли пушка огонь, если пушка и прицел наведены на одну и туже цель ZLHV также обеспечивает разные рабочие режимы СУО.
Башня и основная пушка танка Leopard 2 наводятся при помощи электрогидравлического привода WNA-H22. Он состоит из приводов вертикального и горизонтального движения, гидросиловой установки HKV и блока управления. Гидравлическая система использует закрытый контур с 36 литрами гидравлической жидкости. Большая часть ее содержится в гидравлическом баке установки HKV. Сама HKV размещается в небольшом отделении в корме башни справа и доступ к ней осуществляется через большой люк В крыше корпуса. По сути, она представляет собой электродвигатель, приводящий в действие аксиально-поршневой насос. Насос забирает гидравлическую жидкость из бака, сжимает ее и направляет в гидравлический аккумулятор. Из него жидкость проходит по системе труб к приводам и от них обратно.
В зависимости от режима работы СУО система HKV может создать давление до 160 атмосфер. Поскольку система сильно нагревается, ее необходимо охлаждать наружным воздухом и постоянно мониторить через СУО. При повышении температуры выше предельных значений экипаж получает оповещение и, в конечном счете, СУО переключается в более простой рабочий режим (например, без стабилизации вооружения). Привод горизонтального наведения установлен внутри по левому борту башни. Он включает гидравлическую трансмиссию, которая соединяется с погоном башни посредством зубчатого редуктора.
Для предотвращения вращения башни рабочий тормоз, входящий в состав привода, всегда включен. Он выключается за счет нажатия аварийных выключателей на рукоятках управления командира или наводчика. В аварийных ситуациях тормоз может быть выключен небольшой рычагом, установленным на корпусе привода горизонтального наведения. Привод вертикального наведения основной пушки представляет собой гидравлический цилиндр, наполненный гидравлической жидкостью. Привод вертикального наведения установлен под пушкой.
Управление башней и пушкой осуществляется главным образом наводчиком посредством ручки управления. Ее перемещение приводит к движению головного зеркала в прицеле EMES. Изменение положения головного зеркала передается в систему управления вооружением. Компьютер управления огнем рассчитывает точку наводки и электрогидравлическая система WNA направляет орудие соответствующим образом. Необходимо заметить, что обычно прицел и пушка не используют ОДНУ и ту же ЛИНИЮ визирования. Как уже сказано выше, пушка всегда следует за прицелом, выполняющим ведущую роль при всех перемещениях. Несмотря на то, что обе системы, как привод башни, так и привод пушки, являются гидравлическими, они позволяют выполнять очень точные перемещения, что также является индикатором чрезвычайно высокого качества проектирования и производства.
Для аварийных ситуаций наводчик имеет резервные ручные приводы башни и пушки, представляющие собой два ручных насоса с вращающимся рукоятками. Один естественно предназначен для вращения башни, а второй для подъема-опускания орудия. Аварийный режим, как правило, является следствием отсутствия электроэнергии, когда гидроустановка HKV не работает и в основной системе происходит потеря гидравлической жидкости. По этой причине в аварийном режиме используется второй гидравлический контур. Он заполняется из масляного бака основного прицела наводчика, приводящего в действие передние дверцы, и нагнетает масло в два обычных привода горизонтального и вертикального наведения.
Ручной привод позволяет очень точно, но очень медленно перемещать пушку и башню. Чтобы поднять или опустить пушку на один градус, необходимо сделать рукояткой четыре оборота. Для простого горизонтального поворота башни также на один градус необходимо другой рукояткой сделать три оборота. Также необходимо отметить, что наводчик тоже человек и, вращая эти рукоятки, он очень быстро устанет, после чего все перемещения замедлятся. Поэтому ему может помочь водитель, у которого есть возможность поворачивать машину целиком.
СУО танка Leopard 2 имеет три основных режима работы и семь подрежимов. Основные режимы определяют функциональность СУО, например стабилизацию пушки и прицела. Подрежимы определяют как используются вооружение и прицелы. В то время как основные режимы могут выбираться напрямую, для подрежимов это возможно лишь частично.
Имеющиеся подрежимы:
RH: Наводчик наводит пушку с помощью прицелов EMES ИЛИ FERO
КH: Командир наводит пушку, используя PERI. В этом режиме линии визирования для PERI и пушки согласуются, а командир использует свою рукоятку управления. Сценарием для этого подрежима может быть выход из строя EMES и/или наводчика.
KW: Командир наводит пушку с помощью EMES. Сформированное EMES изображение выводится в окулярную часть командира. Он наводит башню/пушку с помощью своей ручки управления.
КР: Командир направляет PERI, что является стандартной ситуацией. Командир только контролирует PERI кнопочным переключателем на рукоятке управления.
ZU: Наблюдение за целью. Командир поворачивает PERI на линию визирования EMES, это означает, что оба прицела направлены на одну цель, но независимо друг от друга. Этот подрежим используется для контроля наводчика без переключения на прицел EMES.
ZZU: Дополнительное наблюдение за целью. Командир направляет изображение с EMES в свой окуляр. Линия визирования PERI не меняется.
ZZ: Целеуказание. Командир первый включает подрежим КН, который означает, что основная пушка и EMES принудительно выводятся на линию визирования PERI. После этого он передает управление обратно наводчику. Этот режим используется в случае, если командир обнаруживает цель и хочет передать наводчику дальнейшее наблюдение и проведение атаки.
Панорамный прицел командира PERI-R17
Три основных режима СУО танка Leopard 2 называются STAB EIN, BEOBACHTEN и TURM AUS. Вариант Leopard 2AV имел четвертый режим MARSCH, но на последующих моделях его уже не было.
STAB EIN (стабилизация включена). Это самый важный рабочий режим, так как все системы функционируют, и активная мощность Leopard 2, как комплексной системы вооружения, может быть полностью использована. Стабилизация всех прицелов и управление вооружением активны.
Динамическое упреждение, компенсация смещения и коррекция наклона используются для вычисления точки наводки танковой ПУШКИ. Подрежимы RH, KH, KW, КР, ZZ, ZU и ZZU доступны.
BEOBACHTEN (наблюдение). Этот режим используется в случае, если танк стоит на месте, но все системы функционируют. Он также используется в случае поломки привода башни или СУО. Он отличается от режима STAB EIN главным образом отсутствием стабилизации прицелов наводчика и командира. В этом режиме танк больше не способен воевать в движении. При этом ручка управления наводчика должна быть механически связана с приводом башни. Наводчик теперь направляет пушку и прицел-дальномер EMES параллельно. При необходимости наводчик может также использовать аварийные приводы башни.
Динамическое упреждение и компенсация смещения пушки недоступны. Коррекция угла наклона еще возможна, рассчитываются значения коррекции вертикального наведения и упреждения. Подрежимы RH, КР, ZU и ZZU доступны. В режиме BEOBACHTEN привод башни не обязан обеспечивать стабилизацию, поэтому он работает при существенно меньшем давлении. Это приводит к низкому энергопотреблению, а также более редкому включению в работу аксиально-поршневого насоса. Это позволяет дольше работать без запуска основного двигателя.
TURM AUS (башня отключена). Это уже ранее упомянутый аварийный режим работы башни и вооружения. Он, как правило, активируется при полной неработоспособности электроники и/или приводов башни Наводчик может наводить башню с пушкой только при помощи двух вращающихся рукояток. Прицеливание возможно только с помощью вспомогательного прицела, а ведение огня за счет аварийного генератора. Он установлен справа от танковой пушки сразу за местом наводчика. Механической рукояткой вырабатывается электрический разряд, инициирующий снаряд в пушке. Водитель при этом обеспечивает горизонтальные перемещения машины по указаниям наводчика. Прицел командира не может быть задействован и единственно доступным остается подрежим RH.
Система управления огнем танка Leopard 2 позволяет поражать неподвижные и движущиеся цели во время движения на максимальной скорости практически по любой местности. Возможно уничтожение целей на максимальной дальности 4000 метров первым выстрелом. Действительная дальность огня составляет 2500 метров. Среднее отклонение снаряда на дистанции 4000 метров составляет 80 см. При стрельбе с раздельной наводкой противотанковыми кумулятивными снарядами танк способен поражать цели на дальностях до 10000 метров.
Важно отметить возможность танка Leopard 2 атаковать медленно летящие воздушные цели. В общем и целом, это могут делать все современные ОБТ, но интенсивную подготовку этой методике проходят только экипажи танков Leopard, а также экипажи танков Т-80/90 российской армии. Наводчик захватывает эти цели, например вертолеты, таким же образом как наземные цели, но в режиме STAB EIN. Могут быть атакованы цели, летящие со скоростью до 250 км/ч. Поскольку скорости воздушных целей высоки, то шанс успешного поражения их ниже, чем целей на земле. Но, как правило, каждое попадание или даже промах мимо цели (естественно на небольшой дистанции от нее) приводит к ее поражению. Это связано со слабой защитой вертолетов, особенно от 120-мм бронебойных подкалиберных снарядов.
/Alex Alexeev, topwar.ru/
Так же нужно добавить. Что бы заменить масло в двс «Леопарда1»,нужно этот двс демонтировать из танка у второго судя по сему,тоже самое. Сам двигатель,как и трансмиссия,требует ремонта и обслуги в специализированных мастерских,можно сказать на заводе,т.е. на коленке в поле это хозяйство не отремонтируешь. Двигатель установлен вдоль корпуса,чем обусловлен большой объём МТО.
Что касается СУО «Леопарда»,тут придраться не к чему(ей вместе с пушкой,амеры оснастили свой Абрамс),плюс экипаж,который немцы.
Ну ак то весь мир, и мы в том числе, катимся от В-2 к более кпд-шным двигателям. И ничего плохого в том, что отличный сложный двигатель меняется в течение 30 минут на танке, с последующей отправкой в специализированные ремонтные мастерские, я не вижу. Плохо когда с простым движком с низким кпд ремонтники возятся с ремонтами днями.
Денис,вы лично возились с ремонтами движков днями? Что касается КПД,то современные сложные движки с их наворотами и навесками,имеют такой же КПД что и В-2,так что,как сказал один танкист,-не стоит судить о чём то,чего не знаешь.
Танк не самолёт,у которого одна жизнь,а у танка их должно быть несколько,в противном случае никакого чугуна не хватит(исходя из своего опыта,смею утверждать что,и на «Армате» предусмотрен ремонт в чистом поле подручными средствами),ну поменяют один раз движок за 30 минут,ну поменяют ещё 2 раза,а потом движки кончатся,а завод по ремонту и изготовления движков бомба упадёт.
Так что Леопард,типичный представитель полицейских ОБТ,которые хороши против папуасов,которые по тылам ударить не могут,а если войнушка против равнозначного противника,этот Леопард будет одноразовым,как тот презерватив, потому что из трёх раздолбанных Т-72 возможно в поле,собрать один боеспособный,а с Леопардами и другими,такая мулька не пролезет,даже если их будет 30.
И ещё,импортные движки в спец-мастерских,в основной своей массе,порой ремонтируются месяцами,плюс транспортировка туда-сюда,а тут противник по коммуникациям бонбачками с ракетками вдарил.
Так что Денис ни стоит судить так категорично,с колокольни своей службы.
Война на Донбасе показала что двигатель должен быть ремонтонепригоден не за 30 минут разом весь, а за пару часов вытащить неисправную деталь и заменить. Если бы у укров, у укровермахта были леопарды а не советская техника то ещё в 2015 году у пропиндоскойхунты закончились бы танки, а так благодаря заделу СССР у хунты до сих пор есть танки, эти пидары со своими скаканиями не отказались от советского хотя типо люто ненавидят но цук пидары чё то не выбросят НАШЕ оружие.
Так что на Донбассе леопад уже бы проиграл. Это факт, это уже история, это реальный опыт войны, а не рекламные буклеты и профанации белых воротничков.
Движок помогал колупать отцу только в далеком советском детстве в копейке. Рад что больше не нужно заниматься этим гемором в каждом гараже давно, проще выкинуть и вкинуть другой, если поршневая ляжет. В дизелях, да будет вам известно, КПД постоянно повышали за счет:
1) Турбонаддув.
2) Турбонаддув с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха отдельным радиатором (интеркулер).
3) Общая топливная рампа с форсунками (в грузовиках насос-форсунки).
Все дальнейшее увеличение КПД сейчас производится с увеличением давления топливного насоса на впрыск + оптимизаци камеры сгорания+ несколько предварительных небольших доз смеси.
Так, у того же MB с появлением CDI (общая топливная рампа с форсунками) резко увеличился КПД, снизился расход, увеличилась мощность. Двигатель перестал греть салон, с начала 2000-х в диз. авто стали ставить электрический обогреватель воздуха в салоне.
Чего вы все ждете мировую войну? Ну уже более 70 лет наша страна не участвует в войнах, где наши ремзаводы и базы стирают с лица земли. А солдаты за это время гибли в локальных конфликтах. И танки там воевали. Так какого хрена не делать танк удобным в ремонте. А не десятилетиями выкидывать деньги и создавать неудобства своим солдатам. В случае глобального замеса, я совсем не уверен, что вас будет волновать вопрос, будет ли кому вообще сделать из трех танков у нас один и дадут ли на это время. А в повседневной службе десятилетиями удобство в ремонте важно. Ваша логика: мне авто слабее 300 л.с. не нужно, а вдруг мне единственный раз в жизни МОЖЕТ не хватить мощности совершить обгон при встречке.
На укре хоть и не глобальный замес но уже очевидны преимущества ремонтопригодности Т-64 над леопардом .
В случаи глобального замеса после ЯО многие выживут это только в сказках все погибнут, а вот для тех кто выживет крайне важно будет возможность из 3 танков собрать 1, а немцы, ну это немцы они сразу лапки к верху на случай глобального замеса разговаривал как то с одним из бундесвера, так для них вопросы как они воевать собрались в случаи обмена ЯО ударами у него ерорр выскакивал реально не понимал «а чё такое возможно чтоли?», не готовятся они к такому и даже не представляют что такое возможно.
Денис,а можно как нибудь без этого справочного лепета. А теперь по теме:
1) Если на дизеле стоит рампа, то форсунки на нём стоят электро-магнитные.
2) Насос форсунке,топливная рампа не нужна,так как плунжер,те насос и форсунка в одном корпусе.
3) Все эти турбо-кулерные навороты,ни что по сравнению с литровой мощностью,на импортной технике недостаток литража компенсируется коробкой переключения передач,которые оснащены замедлителем,потом ускорителем,далее кпп с 16ю передачами,в финале коробка больше движка.
4) Теперь сравним старый атмосферный движок ЯМЗ-238ФН с современной версией движка КАМАЗ -740 с этими турбинами интеркуллерами рампами, так только расход топлива у этого камазовского движка при одинаковой мощности на 30-40 литров больше,при том у автомобилей,на которых стоят эти движки,масса практически одинаковая,(машина с камазовским движком на две тонны легче.
И опытные водители,как правило,предпочитают не турбированные движки,а от топливных рамп шарахаются как черти от ладана.
5) Ещё раз повторюсь,главное у двигателя литровая мощность,а потом уже навороты,если нет литровой мощности,то столько не ставь турбин и прочего, то движок будет так же как и был слабенький,и все эти турбины,так же потребляют процент от общей мощности,так что КПД,вопреки желаний,как был 40%-50% так и остался 40%,потому что те 10% кпд что бала турбина,седается более производительным насосом,сопротивлением на газов на турбину,длинной воздуховодов.
6)Я вам уже набил один раз,повторю ещё раз;если вы не занимались ремонтом а армии,то не вам судить.
7) Когда будет большой замес,то как раз актуальным будет ремонт в поле с использованием доноров,так как заводики будут подвергнуты ударам в первую очередь. А топливную рампу хрен в поле отремонтируешь,даже если и донор будет.
А удобство,вещь относительная. Если в дороге на Жигулях типа «шоха»,порвался ремень,то это одно,а если тоже самое на БМВ то это совсем другое.
Абсолютно согласен, что литровая мощность косвенно показывает КПД. По-вашему, B-2 времен т-34 обладает такой же литровой мощностью что и движка на т-90мс?
Я не держу в памяти литражи танковых дизелей. Могу литровую мощность на примере немецких дизелей указать с 80-х по настоящее время. Тот же MB 2,2 начинал в 60-70 годах 25-30 л.с. на литр объема (показатель кривой и момент трогать не будем), сейчас 102 л.с. с литра! КПД по-вашему не вырос????? Прочитайте про семейство двигателей MTU 883. Как это не растет литровая мощность? Расход может и не снижаться, а мощность и момент растут.
Турбина от выхлопных газов вообще-то раскручивается. Не путайте с механическим нагнетателем. Забирает она мощности в итоге куда меньше чем прибавляет. Расход тоже незначительно увеличивается.
Ремонтами военной техники не занимался, пусть будет не мне судить.
У меня ремень более 100 тыс. на моей пробежал и все нормально. На копейке драной постоянно в дорогу комплект ключей-запчастей возили, если дорога дальше 250-300 км. Нахер такое счастье.
Что касается копейки,тут как говорят;дело не в бабине-а кто в кабине. Когда кроме жигулей,волг.и москвичей,других машин не было,то без проблем ездили в отпуск и наматывали за раз по 10-15000 км. И если что и случалось в дороге,то всегда добирались своим ходом,за исключением серьёзных аварий.
Что касается турбины,она является помехой в выпускном коллекторе,данная помеха компенсируется крыльчаткой нагнетателя,так что как раз путать с механическим нагнетателем сей турбо девайс не стоит.
Далее,рост мощности,росту мощности-рознь. Простой пример;105я Волга с движком объёмом 2300,мощность 130 лс,и Рено Меган объём двс 1800,мощность где то 160,точно не помню. Так вот на Урале, данный Рено да и другие иномарки с подобными высоко кэпэдэшными движками,досадная помеха,даже для Газелей с 402ми движками.
То что там подняли литровую мощность с 20 до 120, ничего не значит,на проверку по факту останется всё те же 20-30. Истинная мощность,повышается за счёт перенастройки топливной аппаратуры,снижением сопротивления потоков в коллекторах,оптимизации фаз в распределителе,даже тот же механический нагнетатель,очень хорошо компенсирует потери на сопротивление потока в коллекторе. Опять же пример;двигатель ЯМЗ-238ФН мощность 275лс,без турбин и прочего,по факту мощнее того же самого 238го движка мощностью 300лс,который оснащён турбиной и куллером.
И 100 тысяч для любого ремня,слишком много.
Да ещё,я там комментарий ответный оставил,на комментарий бушмастера в ваш адрес,по теме модулей,вы не будете в обиде?
Ну нет понятия истинная мощность и не истинная. Есть максимальная при таком-то кол-ве оборотов коленчатого вала и все. И момент у нынешних дизелей несравненно выше, чем у старых. Не знаю, что у вас помехой газелям является. Любой спринтер-крафтер играючи обходит газель с движками 2-2,2 современным дизелем.
На обиженных воду возят, давно не обижаюсь и никому не советую)
Так какой по вашему движок мощнее,тот который 240 кобыл при 1200 об/мин и рабочий объём 6000 кубов, без всяких турбо наворотов,или тот у которого 480 кобыл при 5000 об/мин объёмом в 4000 кубов,и но обвешан турбинами как новогодняя ёлка. Все эти турбо навороты,в основном только удорожают движки,единственное где они полезны,так это на легковых и двух тактных дизелях. Кстати;дизеля которые стоят на грузовых Мэрсах,это те же древние движки,только на них налепили турбин,промежуточных охладителей,сделали систему для добавления мочевины в топливо при впрыске,плюс коробка,с которой если что,то только на выброс. Амерские двухтактные дизеля так же времён царя Гороха.
Что касаемо этого вашего спринтера,-то на асфальте,под горку,и свинья рысак. Вы судя по всему не поняли мой пример на основе Волги и этого Рено-меган и Газели.
Все эти турбо навороты глупые конструкторы всех стран мира ставят в том числе на танковые дизеля. У вас есть шанс войти в историю как человек, открывший глаза всему миру на тупиковую ветвь развития)
Тупиковая или нет ветвь развития,но на те же самые дорогие элитные автомобили,как правило имеют многоцилиндровые не турбированные моторы.
Вот для меня MTU- авторитетная контора. Для всего мира- тоже. И че они глупые придумали этот интеркулер и турбонаддув в танковый движок ставить, а глупцы с различных стран рады его покупать.
Ну у меня уже не тот возраст,что бы творить себе авторитетов,для мирной жизни ещё всё эти навороты покатят,ну против папуасов так же потянет,а вот перед равнозначным противником,это одноразовые изделия.
И по сути вы Денис,мой вчерашний комментарий не парировали,просто съехали в сторону ссылаясь на авторитеты.