Армейский мотовездеход АМ-1 предназначен для ведения дозорных и разведывательных действий, рейдовых и поисково-спасательных операций, проводимых в разных климатических условиях. В настоящее время мотовездеход находится на вооружении российской армии. Он уже используются в воздушно-десантных войсках и создаваемых в стране арктических бригадах, также мотовездеходы АМ-1 поступают на вооружение армейских спецподразделений. К примеру, 10 мотовездеходов АМ-1 получили в феврале 2016 года спецподразделения Западного военного округа (ЗВО).
Первая партия из семи АМ-1 поступила на вооружение арктической мотострелковой бригады Северного флота (СФ), об этом в августе 2015 года сообщала пресс-служба флота. Транспортировка мотовездеходов осуществлялась в полуразобранном виде, уже на месте они были собраны и обкатаны при непосредственном участии специалистов автомобильной службы подразделения. Управлять армейскими квадроциклами доверили военнослужащим по контракту, обладающим водительским удостоверением соответствующей категории и существенным опытом эксплуатации мототехники. Данные мотовездеходы могут эксплуатироваться и в районах Арктики. В 2014 году мотовездеходы дважды проходили испытания в заполярных широтах. Испытания проводились на полуострове Рыбачий и на острове Котельный.
Армейский мотовездеход, получивший обозначение АМ-1, был разработан на базе серийной гражданской модели РМ500-2, оснащенной четырехтактным одноцилиндровым бензиновым двигателем жидкостного охлаждения, развивающим максимальную мощность 38 л.с. Мотовездеходы производятся компанией «Русская механика» из города Рыбинска. Рекомендованная розничная цена гражданской версии квадроцикла РМ500-2 составляет на сегодняшний день 349 тысяч рублей.
РМ-500 — это первый мотовездеход, который был разработан и производится в России. При его проектировании конструкторы предприятия наделили свою модель лучшими качествами туристических и утилитарных квадроциклов. При этом РМ-500 по-настоящему русский мотовездеход: он выносливый, простой, надежный и неприхотливый. РМ-500-2 это дальнейшее развитие первой модели, которая позаимствовала от нее все самое лучшее, став при этом более маневренной, простой в управлении и более комфортной. Наличие повышенной и пониженной передачи, полный привод (4х4) с возможностью блокировки дифференциала позволяют водителям мотовездехода не бояться бездорожья.
Армейская комплектация мотовездехода получила специальную стойку для крепления автомата АК-74, гранатомета, винтовки СВД; передний кофр; защиту фар; приборную панель с расширенными функциями; систему предпускового подогревателя двигателя; подогреватели рукояток пассажира; фару-прожектор и шины со специальным протектором, увеличивающие проходимость.
Бензобак армейского мотовездехода АМ-1 получил самозатягивающееся покрытие, что исключает утечку топлива при повреждении его целостности в процессе эксплуатации, в том числе в боевых условиях. За пассажирским сидением было оборудовано специальное место, где размещены две металлических канистры с топливом по 20 литров каждая. Фара-прожектор, которая дополнила обычный набор световых приборов, позволяет АМ-1 действовать и в темное время суток. В базовую комплектацию включена также электролебедка с усилием до 2,5 тонн.
Не так давно квадроциклы считались исключительно развлекательной техникой, которую покупали обеспеченные почитатели мототехники и любители экстремальных прогулок по пересеченной местности. Сегодня же эти четырехколесные транспортные средства уверенно встают в строй, отзывы об их эксплуатации в российских вооруженных силах пока только положительные. По словам эксплуатировавших технику десантников, мотовездеходы показывают себя достойно. Отказов нет, в том числе и после совершения практического десантирования с борта воздушных судов в специальных контейнерах.
К гражданским версиям военные мотовездеходы АМ-1 имеют хотя и родственное, но все-таки отдаленное отношение. И речь идет не только о возможности установки на них различных систем вооружения, приспособлений для перевозки боеприпасов и прицепных устройств. У военных моделей улучшены и сами вездеходные характеристики. К примеру, их рама защищена при помощи специального порошкового покрытия, а все без исключения электрические контакты выполнены влагозащищенными. Преодолевать различные ландшафты, в том числе прибрежные пески и валуны четырехколесным машинам помогает особый привод и рисунок протектора.
В целом можно говорить о том, что песок, камни, болота, горы, леса, море — это и есть стихия данной мототехники, идеальный полигон для проверки ее внедорожных качеств и проходимости. Неслучайно испытания армейских мотовездеходов проводились военными на Кольском полуострове. Здесь армейские квадроциклы подвергались всесторонним проверкам сложным рельефом местности, морской водой, их буквально топили в прибрежных волнах. При этом они намокали, но каждый раз заводились и снова могли ехать дальше. Ни одного заноса не показала мототехника и на достаточно сложном илистом дне, так же спокойно, без особых трудностей вездеходы преодолевали и навалы камней.
Первый в российской истории армейский квадроцикл, как уже отмечалось выше, спроектирован и производится в Рыбинске (Ярославская область) на предприятии «Русская механика». Для того чтобы вы лучше представляли себе, что это за предприятие, можно отметить, что именно здесь находится «родина» знаменитых на весь Советский Союз снегоходов «Буран», которые и сегодня эксплуатируются во многих уголках России.
По словам Виктора Илюхина главного инженера предприятия «Русская механика», армейский мотовездеход АМ-1, имеет значительные отличия от серийно выпускаемых гражданских квадроциклов. Среди них и особая окраска, и наличие специально разработанного багажника, предназначенного для монтажа оружия, и использование топливного бака, защищенного от пробитий. Бак уникальной конструкции обладает самозатягивающимся покрытием, которое позволяет при его пробое затянуть отверстие от пули в течение 10-15 секунд, после чего квадроцикл продолжит движение, сохранив необходимое для этого топливо.
Помимо этого важное отличие армейской версии мотовездеходной техники, выпускаемой на предприятии в Рыбинске, от гражданской версии — в усилении элементов несущей конструкции рамы. Это позволяет повысить общую грузоподъемность мотовездехода. Также были усилены рычаги, обеспечивающие проходимость, а агрегаты и узлы его конструкции предполагают езду по любым типам грунтов. Не менее чем на 150 кг была рассчитана и грузоподъемность багажника армейского мотовездехода. Помимо этого, дополнительные возможности АМ-1 обеспечивает наличие электролебедки.
Уникальные способности мотовездеходов оказываются незаменимы при преодолении высот. В том числе горных массивов с уклонами, которые близки к вертикальным. Подъем в горы подобной техники в этом случае осуществляется при помощи специального альпинистского снаряжения. Помогает АМ-1 и его лебедка, мотор которой, кстати, можно запустить не только вручную, но и удаленно — с помощью специального пульта (работает дистанционно). Незаменимыми оказываются мотовездеходы и при транспортировке различных грузов с помощью внешнего устройства. В частности, пресс-службой Минобороны распространялась информация о том, что АМ-1 в состоянии тянуть за собой прицеп массой до 500 кг.
На сегодняшний день характеристики для новой армейской мотовездеходной техники определяет отдел военно-гусеничных машин и специальной снегоболотоходной техники Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники 3-го центрального НИИ Минобороны РФ. Сегодня здесь рассматривают возможность внедрения в российскую армию не только квадроциклов, но и вездеходов типа «Багги». Это позволило бы военным решить проблему размещения пулемета на станке (на мотовездеходах с этим есть определенные неудобства, которые связаны с продольным размещением экипажа из двух человек). По словам Дениса Винникова, начальника отдела 3-го ЦНИИ, образцы военных багги уже существуют в иностранных армиях, рассматривается возможность их применения и в вооруженных силах России.
В последние годы квадроциклы все более активно задействуются ВС РФ для решения задач боевой подготовки, а конструкторами создаются различные машины на их базе. К примеру, на форуме «Армия-2015» на стенде компании «Уралвагнозавод» демонстрировался ММК — мобильный минометный комплекс в составе трехосного мотоведехода РМ-500 (6х4), который также выпускается сегодня в Рыбинске, и 82-мм миномета 2Б24. Новинка была разработана конструкторами ЦНИИ «Буревестник», которое входит в состав корпорации УВЗ. Помимо непосредственно миномета, квадроцикл в данной комплектации перевозит также 40 выстрелов к нему и расчет из двух человек.
Основное предназначение ММК — поражение огневых средств и живой силы противника, а также небронированной техники, которая располагается на открытых позициях или в неприкрытых укрытиях полевого типа. Размещение 82-мм миномета 2Б24 на мотовездеходе позволяет существенно повысить мобильность всего комплекса, уменьшить время развертывания на огневой позиции, до 10 раз увеличить боекомплект комплекса в целом. Быстрая смена огневых позиций в современном бою, где все решает мобильность, имеет очень важное значение. Квадроцикл позволяет расчету оперативно менять боевые позиции, подготовка миномета и техники к смене позиции занимает не более 30 секунд.
До конца мая 2016 года Воздушно-десантные войска России должны были получить порядка 160 квадроциклов и снегоходов. Техника должна была поступить на вооружение Камышинского и Новороссийского соединений ВДВ. Десантникам поставили армейские мотовездеходы и снегоходы типов АМ-1 и А-1, сообщала пресс-служба Минобороны России. С начала летнего периода обучения, который в войсках начинается с 1 июня, все бригады и дивизии ВДВ должны были активно применять мотовездеходы в рамках практических занятий при решении учебных задач.
Все фото ниже: ИА «Оружие России», Алексей Китаев.
Тактико-технические характеристики АМ-1:
Габаритные размеры: длина — 2565 мм, ширина — 1245 мм, высота — 1645 мм.
Колесная база — 1490 мм.
Вес (нетто) — 420 кг.
Силовая установка — бензиновый 4-тактный, одноцилиндровый, 4-клапанный двигатель жидкостного охлаждения.
Объем двигателя — 493 см3.
Максимальная мощность — 28 кВт (38 л.с.).
Максимальная скорость — до 80 км/ч.
Система запуска — электрический, ручной стартер.
Трансмиссия — вариатор.
Передачи: передняя с высоким и низким диапазоном, нейтральная, задняя.
Шины: передние — 26 x 8 — 14 4PR, задние — 26 x 10 — 14 4PR.
Тормоза: передние — дисковые гидравлические, задний — дисковый, трансмиссионный, гидравлический.
Емкость топливного бака — 20 л.
Аккумулятор — 12 В/20 А*ч.
Вместимость (число мест) — 2.
/Сергей Юферев, topwar.ru/
да, фотки показывают как органично вместе смотрятся квадроциклы с оружием, помню видос где для одного инвалида из армии сша, потерявшего в бою руку, сделали станок чтобы он мог со станка стрелять из сайги на охоте, на кого собираются охотиться десантники из пулемета непонятно, но поживем увидим
как мне кажется по практичности для рейдов урал с коляской смотрится и то лучше этого минитрактрактора
пока на западе катаются на нормальных багги с поперечным расположением экипажа, нашей армии спихнули это для развлекательно-учебных функций)))
Согласен с вашим мнением полностью. Урал с коляской практичней. А тут сам рули-сам стреляй,в финале;не езды-не стрельбы.
Тоже поддержу. Никакой практичности, особенно для ВДВ. Никакой защиты, никакой возможности вести стрельбу в движении. При всём при этом, отличная цель для любой обезьяны с автоматом на любой адекватной дистанции. Для разведки ещё можно пользовать, но в ВДВ пихать…
Так это как раз для разведки ВДВ и для пограничников.
Разведка тарахтящяя на всю округу,оригинально.
Дешёвая реклама российской сборки китайского квадра. Наелись этим Г… досыта https://www.youtube.com/watch?v=m0HN84zIAEo
согласен со всеми комментами — даже выглядит дебильно. бронемацацикл с куляметам! кстати, а де ЗРК? почему ЗРК не прицепили?! вредительство?! и гранатометом не оборудовано…
а серьезно — чет не то в армии творится, если такую хрень за оружие начали выдавать…
Чё-даже в мою сторону не потявкаешь?
ты и сам тявкаешь прекрасно, чего ж тебя еще гнобить?!)))) да и не интересен ты мне, специально за тобой охотиться… наоборот, стоит порадоваться, что хоть эта дурость очевидна даже (ДАЖЕ!) для тебя…
Не ссорьтесь. Россия готовится к продолжительному противостоянию с НАТО, в том числе к войнам террористического типа. Такого рода начинания показывают, что наша изворотливость и способность создавать решения из того что есть никуда не делась, и бюрократия не мешает армии развиваться.
Бронетехника стоит дорого, территория и границы у России огромные, а мировую валюту мы не печатаем. Да и войны теперь бывают разные.
Очевидно эти квадроциклы предназначены для массового оснащения армии в случае успешного тестирования ВДВ.
Но лошадь всё равно лучше.
упаси боже! причем — обоим. что Денису — вот не стоит ЭТО массово в армию гнать!
ну, а великому кавалеристу, тов. 333-буденному-333 — ну, тебе и вожжи в руки, и эту, как там… шашку, в зубы! не забудь папахой обзавестись…
Моторизация пехоты продолжается. Когда-то был один мотор на взвод (грузовик), потом один мотор на отделение (БТР), ну а теперь наконец один мотор на тактическую пару или даже одного солдата.
Генералы снова готовятся к войнам прошлого, но это эффективный способ пилить бабло не включая мозги. Много лет обращаюсь с предложением о создании индивидуальной боевой машины мотопехотинца, с максимальной проходимостью в любых условиях, функцией летательного аппарата, автономную для движения в условиях местностей пораженных радиоактивным, химическим, бактериологическим оружием, снабженных ручным вооружением способным поражать наземные и воздушные цели.
Изначально «рогозинцы» в ответ срочно закупили китайские квадроциклы, а теперь штампуют развлекуху показанную в статье.